Какая зарплата у судостроителя

Опубликовано: 16.05.2024

Мы продолжаем разговор на тему заработной платы в судостроении. Тема оказалась интересной, захватывающей и совсем не такой простой, как показалась мне на первый взгляд, в связи с чем, изучение ее заняло намного больше времени, чем я ожидала. После первой вводной статьи, захотелось разобраться во всем более детально. Казалось бы, вопрос зарплаты всегда обсуждаем, ответы лежат на поверхности и о чем бы тут ещё говорить. В интернете огромное количество сайтов с не меньшим количеством вакансий и указанной суммой оплаты за труд, изучай, не хочу. Но это только на первый взгляд. Не хотелось изобретать велосипед, но данные фактические от данных свободно указанных в сети и на сайтах предприятий это две разные картины.

Для изучения данной темы, я решила обратиться к нескольким источникам, чтобы информация была действительно достоверной. Было решено помимо просмотра вакансий на сайтах предприятий, кадровых агентств и прочих служб, побеседовать также с кадровыми отделами предприятий судостроения и конечно же с сотрудниками.

Первая трудность, с которой я столкнулась это повышенная конфиденциальность запрашиваемой информации. Многие кадровики испуганно извинялись и сообщали о том, что вот совсем недавно подписывали документ о неразглашении коммерческой тайны и отправляли меня со своими вопросами к начальству. Начальники в свою очередь охотно соглашались помочь, но в ответах ловко лавировали между цифрами и рассказывали в основном об условии труда и квалификации сотрудников. Некоторые даже называли тему опасной. Мое же, сугубо личное мнение, что специалисты любой отрасли имеют право знать о перспективах своей профессии, о нынешнем положении дел в своей сфере и почему бы им не знать, на что можно рассчитывать, тем самым определяясь с местом будущей работы. К чему такая секретность? Давайте разбираться.
Для того чтобы увидеть более полную картину я взяла несколько различных регионов России и основные профессии судостроительной отрасли, чтобы сравнение получилось более наглядным. Первое, что сразу бросилось в глаза, это разница в зарплате между заводами и коммерческими организациями. На вторых предприятиях зарплата все-таки выше и даже некоторые сотрудники, называя цифры оклада, скромно поясняли: «мы же не частная фирма».

Хотелось бы теперь пояснить, откуда берется разница в окладах указанных в сети и реальной картиной. Над этим вопросом я задумалась после того, как одна из сотрудниц кадрового отдела спросила меня: «Вы хотите узнать сумму оклада или месячного заработка?». А есть разница? Действительно есть. Сумма, которую указывают в вакансиях, это не всегда та сумма, которую сотрудник получит за отработанный месяц и вот почему. Во-первых, некоторые профессии подразумевают повременную или сдельную оплату труда, т.е. в первом случае вам заплатят за отработанное количество времени, а во втором, за выполненный объем работ. Соответственно, цифра, указанная в объявлении это так называемая точка отсчета, остальное зависит от вас. Сделал больше, получил больше и наоборот. Второй вариант изменения оплаты зависит непосредственно от региона, в котором вы работаете. В некоторых регионах существует северная надбавка и районный коэффициент, благодаря которым к вашей зарплате прибавляется 50, а иногда и 80% вознаграждения. Ну и конечно есть третий вариант повышения оплаты, это всегда желанная премия, которая по утверждению руководителей имеет место быть. Так что учитывая все выше сказанное, цифры, которые я укажу ниже уже не вызывают грустной ухмылки.

В общем, картина выглядит следующим образом:

Все указанные выше суммы также варьируются от разряда специалиста и категории. Существует ещё одна особенность. Дело в том, что зачастую, когда в вакансии указанно, что работник требуется на постоянной основе, то зарплата значительно меньше, чем если предприятие нанимает на работу сотрудника на короткий срок (временно, на определенную работу или объект). Получается, что работники, у которых на предприятии довольно большой стаж, получают меньше, чем специалист, который устроился по договору на месяц и сделал ту же самую работу. Причину такой несправедливости мне объяснили очень просто. Это способ привлечь специалистов, которые в связи с тяжелой работой и не всегда нормальными условиями труда, просто не согласятся выполнять задание за меньшие деньги.

Пообщалась я и с руководителями подрядных судоремонтных предприятий. Очень хотелось выяснить с чем связана разница в зарплатах между заводами и частными подрядными предприятиями. Почему сотрудникам частных организаий предлагают более высокую оплату и так ли это? Выяснилось, что догадки по поводу не правдоподобно заниженных сумм заработной платы на заводах подтвердились, не хотят они афишировать стоимость вознаграждения. Тайна это коммерческая. Однако то, что в частных фирмах (подрядных организациях) платят больше, оказалось не правдой. Это может быть только в случае, если бригада работает на объекте день и ночь, но такого количества работы (в судоремонте у подрядных организаций) просто нет. По крайней мере в Санкт-Петербурге.

В процессе написания статьи, мне удалось поговорить со студентами, учащимися на судоремонтников. Оказывается, молодые специалисты совсем не мечтают после окончания обучения трудиться на родном судостроительном заводе, практически все парни мечтают попасть на работу в иностранную фирму, объясняя это тем, что оклады там значительно выше и условия намного лучше. В наше время уже не обязывают отрабатывать после окончания учебы на заводах и верфях. А может стоит? Но это уже совсем другая тема для размышления.

Инженер-кораблестроитель – это специалист, от которого зависит, как будет выглядеть и какими характеристиками будет обладать судно. Профессия судостроителя – одна из перспективных и востребованных, так как судоходство в России и мире сейчас активно развивается.

История возникновения

Судостроение – одна из самых древних отраслей промышленности. Первыми инженерами-кораблестроителями условно можно считать первобытных людей, которые научились выдалбливать внутренность древесного ствола и делать челноки. В период античности изготовление средств для передвижения по воде обрело признаки профессии: регулярность производства, определенная система обучения ремеслу и получение дохода.

Развитие кораблестроения привело к зарождению еще во времена Средневековья нового типа инженера-промышленника, который, по сути, был всего лишь высококвалифицированным мастером. Прогресс в машинной индустрии дал возможность этой профессии усовершенствоваться и сформироваться окончательно.

В середине XIX столетия суда уже представляли собой сложные технические системы. Соответственно, появилась острая необходимость в увеличении количества профессиональных инженеров-судостроителей, которые умели бы проектировать водный транспорт, качественно ремонтировать его, а также улучшать имеющиеся и создавать новые корабельные механизмы. В ответ на такой запрос в 1860 году в Англии открылся Институт морских архитекторов, где начали готовить будущих инженеров-кораблестроителей.

Характеристика профессии

Инженер-судостроитель занимается конструированием кораблей, их механизмов и узлов. Его основная задача – спроектировать технически безукоризненное судно с учетом всех требований к его эксплуатационным характеристикам. Кроме того, такой специалист отвечает за внешнюю эстетику корабля.

Профессия предполагает целый ряд узких направлений. Суть и объем работы инженера зависят от выбранной им специализации. Он может заниматься:

  • корпусостроением;
  • океанотехникой;
  • судовыми энергоустановками (направление предполагает проведение исследований, создание проекта, изготовление оборудования, его техобслуживание и ремонтные работы);
  • подводной техникой;
  • морской акустикой и гидрофизикой;
  • автоматизированными системами управления корабельной техникой;
  • информационно-навигационными автоматизированными комплексами (направление предполагает работу над судовым вооружением: разработку защитных комплексов против воздействия полей, трального оружия, навигационных систем, вредоносного программного обеспечения и так далее);
  • системами судовой электроэнергетики (речь идет об их разработке, установке, обслуживании и модернизации, а также написании специальных компьютерных программ для них).

В зависимости от выбранной специализации инженер-кораблестроитель может работать в институте (проектном или НИИ), на судостроительном или судоремонтном заводе, в профильном вузе преподавателем, а также подписать контракт на службу в ВМФ. Благодаря серьезной общей и узкоспециализированной подготовке специалист с легкостью адаптируется к работе как в государственной, так и в коммерческой организации.

Обучение и ЕГЭ

Вузов, в которых можно получить довольно редкую, но очень востребованную профессию инженера-кораблестроителя, в России полтора десятка:

  • Московская госакадемия водного транспорта;
  • Калининградский технический госуниверситет;
  • Нижегородский технический госуниверситет им. Алексеева;
  • Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова (г. Санкт-Петербург);
  • Севастопольский госуниверситет;
  • Инженерная школа Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) и филиал ДВФУ в г. Большой Камень;
  • Морской госуниверситет им. адмирала Невельского (г. Владивосток);
  • Сибирский госуниверситет водного транспорта (г. Новосибирск);
  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева;
  • Волжский госуниверситет водного транспорта;
  • Институт морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского технического госуниверситета;
  • Комсомольский-на-Амуре госуниверситет;
  • Мурманский технический госуниверситет;
  • Северодвинский филиал Северного (Арктического) федерального университета.

Каждый из этих вузов достоин внимания тех, кто хочет получить профессию кораблестроителя. К примеру, Санкт-Петербургский морской технический госуниверситет ведет подготовку инженеров мирового класса, которые могут проектировать, строить и технически обслуживать гражданские суда, военные корабли и субмарины, средства для разведывания и добычи месторождений газа, нефти и прочих полезных ископаемых с морского дна. Северодвинский филиал САФУ по системе «завод – ВТУЗ» готовит инженеров-кораблестроителей и океанотехников для «Севмаша» и ЦС «Звездочка». Уже на первом курсе будущие судостроители официально трудоустраиваются на базовые предприятия и по специально разработанной образовательной программе вместе с теоретическими знаниями получают на производстве практические навыки. Результат такого подхода к подготовке инженеров-кораблестроителей – показатель ежегодного трудоустройства выпускников на уровне не ниже 90 %.

Для поступления в вуз на инженера-кораблестроителя понадобится сдать три предмета ЕГЭ:

  • русский язык;
  • профильную математику;
  • физику.

Как и на большинство технических специальностей, проходные баллы на программы подготовки инженеров-судостроителей невысокие. Например, в Морском университете им. Невельского за последние 7 лет планка не поднималась выше 158, минимум был на уровне 125.

Готовиться к тому, чтобы стать инженером-кораблестроителем в России можно прямо в средней общеобразовательной школе. Летом 2019 года СОШ № 79 им. Н. Зайцева подписала соглашение об открытии инженерно-судостроительных классов с Объединенной судостроительной корпорацией, Нижегородским техническим госуниверситетом им. Р. Алексеева и заводом «Красное Сормово». Старшеклассников будут обучать специальным компетенциям, которые пригодятся им при поступлении в вуз, во время учебы и даже на роботе после окончания профильного вуза.

Обязанности

Спектр должностных обязанностей и рабочих задач инженера-судостроителя весьма широк. Они могут отличаться в зависимости от его специализации. Работая по разным профилям, кораблестроитель может:

  • проектировать корпуса судов и плавучих объектов (рыбных ферм, понтонов);
  • рассчитывать количество материалов, подбирать необходимые для работы инструменты и оценивать экономическую эффективность каждого технологического процесса;
  • разрабатывать инструкции, методические указания и технологические карты с учетом правил и норм безопасности труда;
  • внедрять разработанные технологии;
  • вносить коррективы в документацию при изменениях в технологических процессах и согласовывать их с Российским морским регистром судоходства;
  • выполнять дефектацию корпусов и замеры остаточной толщины корпусных конструкций;
  • составлять отчеты по результатам произведенной дефектации и согласовывать их с Регистром;
  • вести переговоры с заказчиком и доводить до сведения исполнителей объем работ, организовывать и контролировать рабочий процесс.

Знания, умения и навыки

Инженер-кораблестроитель – профессия, которая требует серьезной теоретической подготовки. Для успешной работы судостроителю обязательно нужно знать:

  • физико-химические свойства используемых материалов;
  • нормативы, принятые в судостроительной отрасли;
  • принципы работы и особенности технологии установки конструкций и оснащения;
  • современные методы проектирования и выполнения расчетов.

Одной теории инженеру-судостроителю, конечно же, недостаточно. Приобретенные им знания должны быть конвертированы в следующие умения:

  • выявление неисправностей различного рода в механических узлах, изоляции и обшивке корпуса (чтобы обнаружить их, придется часть рабочего дня посвятить спускам в трюм и подъемам в рубку);
  • составление дефектовочного акта с четким выписыванием объемов запланированных работ и перечня необходимых для них инструментов и материалов;
  • оформление ремонтных ведомостей с детальным перечислением мероприятий по ликвидации неисправностей или модернизации узлов, элементов, технических систем;
  • проведение полного осмотра судна после завершения ремонта.

Навыки работы с персональным компьютером – обязательное условие при трудоустройстве. Кроме стандартного пакета программ, инженеру рекомендуется уметь пользоваться специализированным ПО для 3D-проектирования и моделирования («Компас 3D», AutoCad 3D, RFEM, RSTAB, RWIND Simulation).

Личные качества

Успехи и достижения в работе, взаимопонимание с сотрудниками и продвижение по карьерной лестнице инженера-кораблестроителя зависят от его личных качеств. Представителю этой профессии желательно обладать:

  • техническим и аналитическим складом ума;
  • креативным мышлением;
  • ответственностью;
  • способностью концентрироваться на задаче;
  • высокой скоростью реагирования;
  • пунктуальностью;
  • коммуникабельностью;
  • любовью к технике;
  • стрессоустойчивостью.

Если вы приняли решение обучаться конструированию судов и плавательных средств, оцените свой характер и подумайте, каких качеств вам не хватает. При особом желании каждое из них можно развить, но трудиться над этим нужно начинать, не дожидаясь поступления в вуз. Помните, что нехватка хотя бы одного может существенно осложнить работу, а в некоторых случаях даже стать причиной увольнения.

Заработная плата

Профессия инженера-судостроителя в России относится к востребованным и вполне достойно оплачиваемым. По информации сайтов с вакансиями, сегодня ежемесячная зарплата кораблестроителя составляет от 30 до 100 тысяч рублей. На предприятиях в Москве и Санкт-Петербурге платят от 90 до 140 тысяч рублей.

Большинство кораблестроительных заводов принадлежит государству. Это значит, что инженер может рассчитывать на официальное трудоустройство и полный социальный пакет, включающий своевременный оплачиваемый предприятием отпуск, оплату больничного, а также премии и компенсации.

Как строить карьеру

Карьерный рост инженера-кораблестроителя, как правило, сопровождается чередой аттестаций, присвоением категорий и проверками профессионального уровня. Чтобы получить повышение, потребуются амбициозность и терпение. Для этой сферы стремительные карьерные взлеты не характерны, поэтому стоит быть готовым потратить годы на достижение желаемой цели.

Первая ступень лестницы для судостроителя – должность главного инженера или конструктора. После нее можно нацелиться на пост заместителя, а затем – руководителя отдела (цеха) или проекта. Следующий уровень – топ-менеджмент предприятия. Вершина карьеры – место директора завода.

Есть и альтернативный путь. Вместо продвижения в пределах одного предприятия, при наличии деловой хватки и немалых финансовых средств, можно выбрать бизнес и открыть собственную верфь.

Перспективы профессии

По информации Минпромторга, в Российской Федерации сегодня официально ведут деятельность более 180 судостроительных компаний. Общее количество занятых на них работников составляет примерно 200 тысяч человек. Кораблестроительная отрасль уверенно наращивает объемы производства и выручки от продажи готовых плавсредств и судов. Немало способствует этому поддержка государства, которая выражается в федеральных целевых программах, направленных на развитие и модернизацию.

На уровень востребованности инженеров-судостроителей в России сейчас влияет не только состояние экономики, но и политическая ситуация в мировом масштабе. Из-за введения санкций против Российской Федерации страна была вынуждена перейти на импортозамещение. Следовательно, государству понадобились новые заводы и линии производства, которые смогли бы обеспечить судостроительную промышленность отечественными аналогами импортных товаров. В результате российские предприятия начали осваивать проектирование и внедрение новой продукции, привлекая для этого грамотных и опытных специалистов.

В прошлом году в России было завершено строительство 104 кораблей гражданского назначения и прочих плавучих сооружений. Среди самых значимых называют 2 танкера проекта RST27 М и 5 сухогрузов проекта RSD59, которые сошли со стапелей завода «Красное Сормово». Все это свидетельствует о том, что у профессии инженера-кораблестроителя определенно есть будущее и спрос на ее представителей будет стабильно высоким.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия инженер-кораблестроитель подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

При подсчете были использованы вакансии за последние 12 месяцев и их данные, указанные работодателями.

Больше вакансий по запросу вы можете найти воспользовавшись новым гибким поиском.

Всегда в курсе

Каждый день мы собираем, анализируем и уведомляем соискателей о новых предложениях работы во всех городах России. Вы всегда можете подписаться на рассылки свежих вакансий и работодателей, а также сохранить данную страницу в своем браузере, чтобы иметь возможность всегда видеть свежие вакансии по любым интересующим вас запросам.

Экономим ваше время:

JobFilter нашёл для вас вакансии на других сайтах

  • Полная занятость
  • Вахта
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Вахта
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Вахта
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Вахта
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Сменный график
  • Нет опыта

Вакансии Россия (от партнеров):

  • Полная занятость
  • Более 3 лет
  • Полная занятость
  • Более 3 лет
  • Полная занятость
  • Более 3 лет
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Вахта
  • Более 3 лет
  • Вахта
  • Более 3 лет
  • Вахта
  • Более 3 лет

Наши партнеры:

Партнеры сервиса JobFilter

Работодатели Россия:

В таблице ниже приведены компании, у которых за анализируемый период (30 дней) было опубликовано наибольшее количество вакансий, соотвествующих поисковому запросу "судостроение". Переходя по ссылкам, соискатели будут иметь максимальный шанс найти работу быстро, так как данные компании находятся в поиске большого количества сотрудников.

Востребованы сейчас (Россия):

По анализу сайта JobFilter, наиболее востребованные профессии на данный момент вы можете увидеть в списке ниже.

Налоги:

Автоматический расчёт налогов на зарплату для вакансии "судостроение". Данные приведены для информационных целей.

ВидСтавкаСумма
Средняя начисленная зарплата профессии "судостроение" 76 237.22 руб.
Удержан НДФЛ13%9 910.84 руб.
Выплачено на руки 66 326.38 руб.
Отчисления на обязательное пенсионное страхование 22%16 772.19 руб.
Отчисления на обязательное медицинское страхование5,1%3 888.10 руб.
Отчисления по временной нетрудоспособностидо 2,9%2 210.88 руб.
Отчисления по травматизмуот 0,2%152.47 руб.

Как видно, при официальном трудоустройстве на полный рабочий день (Россия) для вакансии "судостроение", при официальной зарплате 76 237.22 руб. сотрудник будет получать на руки 66 326.38 руб. . Из них будет удержан для оплаты НДФЛ 9 910.84 руб. , остальные 23 023.64 руб. налогов за сотрудника в бюджет будет платить работодатель. Итого, за 12 месяцев (год) сотрудником будет уплачено налогов с заработной платы (прямых и оплачиваемых работодателем) на сумму 395 213.76 руб. .

Судостроитель является квалифицированным экспертом, который специализируется на проектировании и монтаже сложных корабельных конструкций. Использование высокоточного оборудования требует от исполнителя глубоких технических знаний и навыков.

Сколько получает судостроитель

Так какова же зарплата судостроителей в разных регионах страны?

Тарификация труда профессионалов на территории Российской Федерации

Сложная ситуация в российской экономике не влияет на увеличение заказов в сегменте строительства кораблей и вспомогательного оборудования.

Средняя зарплата работников судостроительных заводов и верфей в России составляет 30 000 рублей в месяц (примерно 517 баксов) .

Наибольшее количество официальных вакансий открыто в Санкт-Петербурге.

За последние 5 лет было открыто значительное количество новых рабочих мест.

Судостроитель

На 2019 год была утверждена норма, увеличивающая вдвое тарификацию труда по специализированной сетке.

В результате оплата по 1 разряду достигает 27 000 рублей, а минимальная зарплата (включая компенсации и стимулирующие выплаты) – 32 тыс. RUB.

Для объективности рассмотрим выручку судостроителей в разрезе некоторых регионов страны, а именно:

  • Хабаровский край – от 25 до 69тыс. руб;
  • Мурманская область – до 80 тыс. руб.;
  • Ленинградский регион –25 – 75 тыс. руб.;
  • Калининградская территория – от 48 тыс. руб.;
  • Астраханская провинция – 27– 69 тыс. руб.;
  • республика Карелия – 30 -60 тыс. руб.;
  • Приморский край – от 25 тыс. руб.

Конечный уровень заработка специалиста во многом привязан к его разрядности и персональному объему опыта.

Судостроение

Начинающий работник может рассчитывать на прибыль в размере 35 тыс. RUB / 603 доллара .

Со временем его оклад будет увеличиваться.

Для отличных доходов потребуется получение специализированного технического образования.

Открытые вакансии в России

Проанализируем оклады специалистов в наиболее высокооплачиваемых организациях:

  • Архангельск. Организация «Севгипрорыбфлот» набирает в профессиональную команду квалифицированных мастеров для проектирования и сбора различных по классу судов (малые, транспортники, буксиры, технический флот). В задачу работника также входит модернизация устройств и переоборудование систем. Эксперт получает здесь от 40 000 RUB в месяц ;
  • Омск. Компания «Судопроект» набирает в команду инженеров-конструкторов, которые имеют стаж работы в данном сегменте 3-5 лет. В обязанности специалиста также входит формирование проектно-конструкторской документации, переоборудование и модернизация судов. Мастер зарабатывает от 30 000 RUB ежемесячно ;
  • Санкт-Петербург. Предприятие «Транспетрочарт» создает рабочие места для квалифицированных инженеров судостроения. По должностной инструкции мастера должны сопровождать строительный процесс, контролировать все этапы, проводить технологическое исследование проекта и своевременно докладывать о выполнении утвержденных работ. Специалист получает от 35 тыс. рублей в месяц ;
  • Ярославль.«Ярославский судостроительный завод» нуждается в экспертах, которые умеют работать в программе «AutoCad» и «MSOffice». Профессионал зарабатывает здесь прибыль от 40 000 RUB . В конце года руководство организации осуществляет персональные выплаты по результатам работы.

Верфь

Жалованье технических исполнителей в Украине

В Советское время украинская отрасль судостроения находилась на высоком уровне развития. Сегодня данный сегмент находится в плачевном состоянии.

Центром производства кораблей и буксиров в стране остается город Николаев.

Средняя зарплата судостроителя здесь достигает 5500 гривен . В 2018 году планируется увеличение минималки на 16,5% , что позволит возрасти жалованью инженеров до 6407 гривен /228 американских долларов .

В городе Киеве выручка коллег составляет 10 тыс. UAH .

Николаев

Выходя на пенсию, инженер в сегменте судостроения в стране может рассчитывать на мизерную пенсию.

Так, например, специалисты со стажем свыше 35-и лет получают доход в размере 2500 гривен ежемесячно / 89 у.е .

Именно по этой причине молодые специалисты не спешат трудоустраиваться на отечественных предприятиях и предпочитают зарубежные компании (вариант трудовой эмиграции).

Рейтинг наиболее крупных судостроительных компаний мира

Абсолютными лидерами в сфере кораблестроения является Южнокорейская республика. Именно здесь сосредоточены передовые технологии.

Hyundai

Далее по критерию масштабов следует США и Япония.

Проанализируем оклады мастеров в разрезе лидирующих компаний:


Судостроение — это ответвление тяжелой промышленности, всегда считалось одной из суботраслей военно-промышленного комплекса. В России до 2035 года планируется увеличить производство гражданских судов почти в четыре раза. Потребности внутреннего рынка оценены в 250 морских транспортных судов, более трех тысяч транспортных кораблей «река-море» и рыбопромысловых, более 250 единиц техники вспомогательного и технического флотов, 90 научно-исследовательских бортов, 24 ледокола, а также около 150 лодок и морской техники для освоения шельфовых месторождений. Сегодня стране нужны модернизация и создание производственных мощностей. И большое количество рабочих и представителей интеллектуального труда, которые заполнят образовавшуюся нишу.

Профессии, связанные с судостроением

Высокотехнический и сложный процесс судостроения сочетает труд множества квалифицированных профессий и специалистов. Строительство судов идет по сборочным единицам или модулям, которые имеют единые энергетические системы. Это быстрее, менее дорогостояще и более контролируемо по качеству. Для экономии, а также сокращения опасного химического и физического влияния в отрасли применяется автоматизация и робототехника.

Коротко о стадиях.

Суда могут быть грузовыми, пассажирскими, военными, торговыми, атомными, неатомными, на воздушной подушке или крыльях. Вместе с экологическими вопросами это учитывается во время проектирования.

Базовым компонентом является стальной лист. Листы изготавливаются по конфигурации в проекте, привариваются для образования элементов конструкции и направляются в сборочный цех. Там соединяются в компоненты и сборочные узлы.

На них производится сборка трубопроводов, энергосистем, они объединяются в сборочные единицы при помощи автоматической или ручной сварки. В зоне соединения узлов формируются более объемные блоки, проводится подгонка.

Далее проверяется качество сборочных единиц и сварных соединений, проходят ультразвуковые испытания, радиография.

Обнаруженные дефекты удаляются, заменяются, сборочные блоки окрашиваются. Затем, укомплектованные более объемные сборочные единицы направляются в сухой док, стапель или зону окончательной сборки.

Здесь они соединяются между собой для формирования судна, проводится еще раз сварка и подгонка. Как только конструкция корпуса завершена, корабль спускают на воду.

После наступает продолжительная стадия оснащения. Она включает в себя сборку кабельной и трубопроводной арматуры, оборудование камбуза и помещений, монтажные работы, установку электронного оборудования и навигационных приборов, двигателей и вспомогательных механизмов. Все это работа квалифицированных специалистов.

Борт проходит швартовные и ходовые испытания. После товар доставляется заказчику.

Таким образом мы видим, что без морского инженера, который специализируется на построении и обслуживании кораблей и инженерных узлов, работа на верфи не начнется. Его специальности:

  • кораблестроение;
  • океанотехника;
  • судовое оборудование;
  • судовые энергетические установки;
  • подводная техника;
  • морская акустика и гидрофизика;
  • автоматические системы управления морской техникой;
  • морские информационные системы и оборудование;
  • корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы;
  • гидрография и навигационное обеспечение судоходства;
  • системотехника объектов морской инфраструктуры;
  • системы электроэнергетики и автоматизации судов;
  • техническая эксплуатация судов и судового оборудования.

Может занимать должности инженера-конструктора, инженера-технолога, программиста, инженера по подготовке производства, а работать не только на морском, но и на речном флоте.

У специалиста по судостроению на заводе широкий спектр полномочий и обязанностей. Прежде всего он организовывает и разрабатывает:

  • коллектив исполнителей — бригаду, которая осуществит проект;
  • конструкторскую документацию, по которой потом изготавливают детали узлов, секций, корпусов;
  • технологические процессы.

Затем он контролирует:

  • качество сырья и полуфабрикатов на входе, готовой продукции на выходе;
  • параметры технологических процессов на этапах строительства;
  • соблюдение технологий при изготовлении деталей, сборке и сварке, дефектации, ремонте и утилизации;
  • качество работы исполнителей на участках.

А также анализирует:

  • выполненные ранее типовые расчеты при конструировании;
  • собранную, накопленную и обработанную техническую и экономическую информацию;
  • результаты технологического процесса.

И берет ответственность на себя, когда принимает инженерные и управленческие решения, оценивает экономическую эффективность и намечает направления для совершенствования производства.

В зависимости от акцента в должностных обязанностях может после окончания среднего или высшего образования работать проектировщиком кораблей или определенных узлов, инженером-системотехником, испытателем, специалистом по запуску и наладке судов и корабельной инфраструктуры.

И почти на каждом участке судостроительной верфи не обойтись без сварщиков с различными уровнями квалификации.

Объединяет всех специалистов отрасли, занятых непосредственно в производственных процессах, два существенных обстоятельства. Многие работы сопряжены с вредными или опасными условиями труда и часто проходят по вахтовому методу.

Судостроение

Высотные

Итак, мы с вами поняли, что основной метод возведения кораблей — сборка из заранее смонтированных крупных блоков. Так строятся крупнотоннажные суда — те же транспортные танкеры, сухогрузы или газовозы. Требуется точное сочленение элементов. А для этого нужна техника, которая перемещает огромную массу металла с места на место. На помощь приходят гигантские П-образные краны с двумя опорами, чтобы под его мостом поместился корпус большого судна, или передвигающиеся по рельсам козловые и портальные краны грузоподъемностью до 500 тонн. Управляют такими автоматизированными махинами машинисты. Пожалуй, это то редкое рабочее место на верфи, которое может занимать и мужчина, и женщина.

Высотные работы

Плазовые

Однако путь корабля от бумаги к металлу лежит через плаз. Это специальное помещение корпусообрабатывающего цеха, на полу которого в натуральную величину производят разбивку корпуса, изготавливают шаблоны, каркасы и макеты. Разметку и гибку деталей корпуса, сборку узлов, блоков и корпуса в целом выполняют по чертежу в натуральную величину или в укрупненном масштабе. Процесс вычерчивания теоретического чертежа плазового корпуса называют разбивкой корпуса на плазе.

Этот метод помогает избежать ошибок и неточностей при конструировании судна. Небольшая погрешность конструктора в 3 мм на чертеже в масштабе 1 к 50 может обернуться искажением в 1,5 м на металле.

На этом этапе активно используются системы автоматизированного проектирования. Компьютерное программное обеспечение особенно актуально для проектирования кривых и фигур в двухмерном и трехмерном пространствах.

Руководитель проекта или главный строитель, инженер, технический специалист САПР, программист, сотрудник плазово-разметочного бюро — таков перечень работников отрасли для обслуживания этого этапа работ.

Сварочные

Корпусные

Кораблестроение — это огромное множество металлообрабатывающих операций. В цехах блока корпусных производств, как правило, не переводится запах горелого металла. Здесь производят механическую резку листового и профильного проката, гибку профильных и листовых деталей. Отдельные пролеты в цехе предусмотрены для сверлильных и резьбонарезных станков, много сварочного оборудования и установок для безвоздушного распыления краски. Контроль этапа работ производят инженеры отдела сложного технического оборудования, особенно если в цехе много роботизированных линий. Здесь работают сборщики корпуса металлических судов, рубщики-зачистники металлоконструкций, сборщики на полуавтомат, судовые электромонтажники, такелажники, стропальщики, маркировщики, мастера ОТК.

Строительство

Сборочные

Сборочные работы предполагают процесс предварительного соединения и закрепления простых деталей и узлов, затем небольших секций и крупных блоков с большим количеством элементов, оборудованием отделки помещений в определенной последовательности. Во время сборочных операций размечают места установки сопрягаемых элементов, устанавливают и выравнивают, подрезают соединяемые кромки, закрепляют, проверяют и сдают конструкции под сварку. После сборочных и сварочных работ на основную конструкцию устанавливают электрокабели, крепления, фундаменты, двери.

Разметку делают либо вручную по эскизам и шаблонам, либо фотопроекциоными разметочными машинами с программным управлением. Сведение и выравнивание кромок часто тоже ручная работа, которая выполняется с помощью клиньев, скоб, винтовых домкратов. Проверку качества соединения, формы и размеры собранной конструкции на разных этапах сборки проводят специалисты с помощью мерительных и оптических приборов. Дополнительно на этапах сборки необходима работа сварщика по зачистке загрязнений и ржавчины.

Судостроитель-судоремонтник должен знать:

  • основы электротехники;
  • режимы сварки и правила их регулирования;
  • виды сварных соединений, типы швов и способы их испытания;
  • виды дефектов, способы их предупреждения и устранения;
  • правила техники безопасности при обслуживании электросварочной аппаратуры;
  • работу с чертежами.

Корабль

Мехамонтажные

Когда закончены все сборочно-сварочные работы по днищевым секциям, фун­даментам и проведено испытание днищевых секций на водонепроницае­мость, можно приступать к следующему этапу в судопроизводстве. Механомонтажные работы выполняют специализированные бригады судо-монтажного цеха. Работники проводят монтаж главных двигателей, при наличии паротурбинной установки главных котлов, валопроводов, вспомогательных механизмов и механизмов якорного, рулевого судовых устройств. Каждая бригада выполняет работы по определенным трубопроводам и системам (начиная с предварительного монтажа и заканчивая их сдачей на швартовых и ходовых испытаниях), определенным механизмам (главным и вспомогательным), устройствам, электрооборудованию.

В выполнении монтажно-достроечных работ также участвуют слесарно-корпусный, трубозаготовительный, деревообрабатывающий, механомонтажный, электромонтажный и сдаточный цехи.

Изоляционные

Пожар — самое страшное происшествие, которое может произойти на плавательных судах в открытом море. Поэтому к применяемым изоляционным материалам предъявляются повышенные требования. Специализированная теплоизоляция применяется для защиты кают от шума оборудования, отгораживания палуб, производства огнестойких дверей, создания плавающих полов. Этими видами работ, а также защитой корпусов от коррозии занимаются рабочие малярно-изоляционного цеха: изолировщик, антикоррозийщик.

Часть корабля

Работа в судостроении за рубежом

Исторически сложилось так, что центр кораблестроения долгое время находился в Западной Европе. Примерно с 60-годов прошлого столетия пальма первенства доставалась по очереди то Японии, то Южной Корее, то Китаю. Если вы желаете построить свою карьеру в отрасли за рубежом, можно обратить внимание на многочисленные вузы по получению инженерной специализации в Великобритании, Астралии, Тасмании, Германии, Голландии. Впрочем карьеру можно построить и после обучения в российских вузах. Программисты и системотехники на автоматизированных линиях судостроения говорят на одном компьютерном языке.

Международные корпорации с основными судостроительными верфями и коммерческой деятельностью по всему миру на биржах чаще ищут квалифицированных рабочих: технологов, электрогазосварщиков, судосборщиков, шлифовщиков, мастеров и бригадиров с опытом работы.

Как заработать удаленно

Безусловно, работа на производстве, это работа с присутствием, удаленный характер не для нее. Если только не считать за удаленность проектную и временную работу, вахтовый метод.

Выполнение работ для студентов

Возможно, единственный способ хорошо заработать на знании в такой специфической отрасли, как судостроение, — это выполнение работ для студентов. В основе многих специальностей колледжей и тем более немногочисленных вузов лежат требования к крепким и прочным знаниям точных наук. Если вы хорошо разбираетесь в компьютерной теории, умеете составлять чертежи, пишете толковые рефераты и курсовые на тему применения алюминиевых сплавов в судостроении, то вам прямая дорога на Феникс.Хелп. Здесь вы можете выступать в качестве автора работ.

Другие варианты

Однако можно рассмотреть и другие варианты работы дистанционно. Например, попробовать свои силы в качестве тестировщика программного обеспечения. Судостроение — современно развивающаяся отрасль, и многие работы переводятся в автоматизированный режим. Можно попробовать себя в качестве блогера-популяризатора романтической профессии кораблестростроителя. Кто знает, возможно, в будущем вы сможете дистанционно оказывать репетиторские услуги на базе своего блога. Есть вероятность поработать в качестве маркетолога, директолога на сайте какой-либо судостроительной верфи России или Европы.

Сколько можно заработать на знании судостроения

Выпускники средних и высших учебных заведений трудятся на государственных, военных и частных предприятиях, в портах, рыболовецких хозяйствах. Сооветственно, уровень зарплат у кораблестроителей неоднороден. Простой анализ бирж труда показывает, что официальные работодатели готовы предложить специалистам среднего и высшего звена в этой сфере от 50 до 180 тысяч рублей. Знание языков и желание работать в другой стране или работа по строительству спортивных и круизных яхт может принести соискателю другой порядок цифр. Все зависит от опыта, квалификации и реноме специалиста.

Читайте также: