Какая зарплата у водителя троллейбуса

Опубликовано: 17.09.2024

Троллейбус – экологически чистое и дешёвое средство передвижения по городу. Однако, профессия водителя – это далеко не мечта, поскольку она сопряжена с ответственностью и напряжённостью. Но людям, желающим сейчас освоить эту специальность, будет интересно узнать, какая средняя зарплата у водителя троллейбуса в 2020 году в России, а также какие к ним предъявляются требования.

зарплата водителя троллейбуса

Где выгодней всего быть водителем троллейбуса?

Доход работников троллейбусного управления состоит из оклада (установленной суммы) и премий (дополнительных выплат). То, сколько получает водитель троллейбуса в премиальной части, зависит от:

  • стажа работы;
  • количества отработанного времени;
  • часов, проработанных в вечернее, ночное время и праздничные дни.

Средняя зарплата по России составляет 30 000 рублей. Но эта сумма варьируется в разные стороны в зависимости от региона страны:

  1. Самой высокой считается заработок в Санкт-Петербурге – минимум 50 000 рублей в месяц.
  2. Далее идёт Москва. Зарплата водителя троллейбуса в Москве составляет от 45 000 рублей. Это примерно на 60 % выше среднего показателя по России.
  3. Почти не уступает столице – Оренбург. Профессия водителя там оплачивается до 45 000 рублей.
  4. В Казани за свой труд водители получают приблизительно 40 500 рублей.
  5. В Мурманске заработная плата достигает почти 38 000 рублей.
  6. Краснодарские водители получают стабильную зарплату, начиная с 2018 года. Пока эта сумма не повышалась и равняется 27 000 рублей.
  7. В Ульяновске доход для водителей составит от 14 000 до 27 000 рублей. в зависимости от графика работы, продолжительности смены и опыта сотрудника.
  8. Нижний Новгород. Там зарплата будет около 21 000 рублей. в месяц.
  9. Коллеги из Кемерово получают почти столько же – 20 700 рублей.
  10. В Новосибирске водитель может рассчитывать на 20 000 рублей.
  11. Самый низкий уровень заработка – в Самаре. Водители получают всего лишь 15 000 рублей.

Из-за того, что в государственной и культурной столицах страны зарплаты самые высокие, многие водители троллейбусов переезжают туда в поисках достойного заработка. В результате, в других регионах испытывается острая потребность в представителях этой профессии.

В каких регионах большая потребность?

сколько получает водитель троллейбуса

В таблице показано, в каком регионе страны наибольшая нехватка водителей троллейбуса.

Область Потребность в водителях (процентное соотношение среди имеющихся вакансий, %)
1. Ленинградская 36
2. Новосибирская 30
3. Ивановская 11
4. Томская 9
5. Самарская 9
6. Нижегородская 8
7. Волгоградская 7
8. Алтайский край 7
9. Республика Башкортостан 7

Каким должен быть водитель троллейбуса?

Перед тем, как стать водителем троллейбуса, человеку нужно узнать, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к представителям этой профессии. Например, водитель должен:

  • иметь права требуемой категории (их можно получить, пройдя специальные курсы);
  • обладать определёнными характеристиками (усидчивость, внимательность, сосредоточенность, пунктуальность, осторожность, умение ладить с людьми и адекватно реагировать на конфликтные моменты, быстро разрешать форс-мажорные ситуации);
  • пройти медкомиссию и получить справку, о том, что он может заниматься водительской работой;
  • знать и соблюдать ПДД, сроки движения при выезде на маршрут, а также требования, выдвигаемые работодателем.

Как начать свою водительскую деятельность?

Если у человека открыта категория В или С, то он может сразу устраиваться на работу (если есть потребность), проходить стажировку и начинать выезжать на городские маршруты. Но как устроиться на работу водителем троллейбуса, если у человека нет прав вообще либо категории В или С не открыты?


Для этого нужно:

  1. Прийти в троллейбусный парк своего города и поинтересоваться, не набирают ли они людей на обучение. Если да, то можно переходить к следующим шагам. Обратите внимание: подобные объявления могут вывешиваться в общественном транспорте.
  2. Прохождение медкомиссии на допуск к высоте и работе с действующими электроустановками.
  3. 6 месяцев обучения (изучение ПДД, устройства троллейбуса, механики, электрооборудования, охраны труда, правил техэксплуатации, медицинской помощи, учебные поездки по городским маршрутам в качестве наблюдателя).
  4. Сдача экзамена по всем предметам.
  5. Учебная езда. Сначала будущий водитель ездит только по депо, затем ему разрешают выезжать в город в сопровождении инструктора.
  6. Сдача экзамена в ГАИ.
  7. Получение прав.
  8. Устройство в депо.
  9. Стажировка с назначенным инструктором и пассажирами на протяжении 2-3 месяцев.
  10. Самостоятельная работа.

Это интересно знать

В США только в нескольких городах есть троллейбусы и то, сколько зарабатывает водитель троллейбуса, считается очень маленькой зарплатой – всего 1 000 - 2 000 долларов ежемесячно. Поэтому нужно ценить, что у нас практически в каждом крупном городе ездит дешёвый электротранспорт.

Водители троллейбуса могут выходить на досрочную пенсию (мужчины с 55 лет, женщины – с 50 лет). Ежегодный отпуск составляет 40 дней (28 – стандартных, 12 – за вредность на производстве).

То, сколько платят водителям троллейбуса – может отличаться в зависимости от местности. И хотя зарплата не всегда будет высокой, у этой специальности есть явные преимущества перед другими профессиями. Ранние подъёмы позволяют встречать рассвет, поздние заезды – встречать закат и любоваться ночным небом. Романтика! А летом все водители троллейбуса получают необычный загар – причём только одной руки – левой. Приятно, что водители троллейбусов в России не теряют чувство юмора и остаются верными своей работе.

Вопрос, связанный с оплатой труда водителя трамвая, интересует соискателей в первую очередь. Это сложная работа, требующая отличных навыков обслуживания клиентов, независимо от многих обстоятельств морального, психологического или экологического характера.


Зарплата водителя трамвая немного ниже, чем у коллег, работающих на троллейбусе или автобусе. Связано это, прежде всего, с дешевыми билетами за проезд.

Нюансы профессии

Особых требований к овладению профессией нет. Водителем трамвая может стать любой, кто достиг 21-летнего возраста, как мужчина, так и женщина. Вакансий на сайтах бирж труда по всем регионам, где имеется трамвайная система, достаточно.

Для этого необходимо окончить лицензированные курсы, срок обучения на которых составляет около 10 месяцев.

Водительский стаж будет преимуществом. Конечно, после завершения обучения и распределения в депо новичку сразу не доверят управлять пассажирскими перевозками. Он начнет в качестве помощника, чтобы ознакомиться с практическими нюансами профессии.

Обязанности водителя трамвая включают:

  • Проверку оборудования в начале смены.
  • Вождение трамвая по установленным маршрутам.
  • Посадку и высадку пассажиров на трамвайных остановках.
  • Обеспечение безопасности пассажиров в независимости от графика, погодных условий и т. п.
  • Радиосвязь с диспетчерской для получения актуальной информации о маршруте.
  • Объявления для пассажиров (это может быть автоматизировано).
  • Отчеты о любых инцидентах, которые произошли в течение смены.

А также водитель может проверять проездные билеты, собирать деньги за проезд и заниматься запросами пассажиров.

Зарплата водителя трамвая по регионам

Обычно водитель трамвая работает 40 часов в неделю. Смена начинается в четыре часа утра и длится до полуночи. Работа с гибким графиком (неполный рабочий день) не представляется возможной для данной профессии.

Заработная плата в 2021 зависит от соответствующего опыта или класса водителей, но она также варьируется по стране. Крупнейшие трамвайные системы находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Начинающему водителю в среднем можно рассчитывать на оклад в 20 000–22 000 рублей в месяц.

Регион Зарплата (р.)
Водитель трамвая в Москве 39–49 тыс.
Пермь, Ижевск, Барнаул, Красноярск 45–50 тыс.
Иркутск, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Ангарск, Омск, Комсомольск-на-Амуре, Улан-Удэ, Ростов-на-Дону 45 тыс.
В Екатеринбурге, Владивостоке, Орле, Новосибирске, Томске, Хабаровске 40 тыс.
Водитель трамвая, Краснодар 40 тыс.
Уфа, Салават, Курск, Липецк 35 тыс.
Казань, Набережные Челны, Нижнекамск 30 тыс.
Смоленск, Саратов, Самара, Калининград 35 000
Водитель трамвая в Санкт-Петербурге, Магнитогорске, Челябинской области 35–40 тыс.
Коломна, Нижний Новгород, Тула, Черёмушки (Хакассия), Кемерово, Новокузнецк, Осинники, Прокопьевск, Нижний Тагил 25 тыс.
Водитель трамвая, Волгоград, Ярославль, Череповец 24 тыс.
Новочеркасск, Старый Оскол, Владикавказ, Таганрог, Ачинск, Бийск, Ульяновск, Тверь, Новороссийск, Новотроицк, Орск, Иваново, Пятигорск 20 тыс.
Волчанск (система состоит из одной линии) 20 тыс.

Сколько получает водитель троллейбуса

Востребованной остается профессия водителя троллейбуса, несмотря на неоднократные попытки отменить эту систему транспорта в некоторых городах.

Изменения в зарплатах водителей и кондукторов за несколько лет

Изменения в зарплатах водителей и кондукторов за несколько лет

В управлении троллейбусом есть свои нюансы, и навыки приходят только с опытом. Водитель должен быть человеком с хорошим глазомером и слухом, иметь чувство времени, отличное психическое здоровье, быть собранным.

Он вынужден быстро ориентироваться в любых изменениях движения, правильно оценивать ситуацию на дороге и никогда не забывать о пассажирах.

Как правило, рабочий график водителя троллейбуса составляет три дня по 9 часов, после чего даётся выходной.

Помимо хорошей зарплаты, ему полагается полный социальный и стандартный льготный пакет, включающий оплату в период обучения, повышения квалификации, бесплатное питание, выделение путевок в санатории или на базы отдыха, направление на обучение в профильные вузы.

Ориентировочная зарплата водителя троллейбуса по стране составляет 25 000–40 000 рублей. Зарплата в Москве выше, здесь могут зарабатывать 55 000–60 000. Человек без опыта может рассчитывать на начальную ставку в 25 000.

< Зарплаты водителей троллейбусов:

Водитель троллейбуса в Москве, Московской области 55 тыс.
Водитель троллейбуса в Санкт-Петербурге в среднем получает 50 тыс.
Барнаул, Мурманск, Красноярск, Томск, Новосибирск, Пермь 45 тыс.
Челябинск, Петрозаводск, Хабаровск, Екатеринбург, Иркутск 40 тыс.
Новокузнецк, Владивосток, Чита, Братск, Подольск, Вологда, Казань, Ижевск, Омск 35 тыс.
В Севастополе, в Крыму 33 тыс.
Оренбург, Владимир, Иваново, Чебоксары, Рубцовск, Ростов-на-Дону, Калининград, Брянск, Йошкар-Ола, Томск, Пенза, Уфа 30 тыс.
Новороссийск, Краснодар: водитель троллейбуса получает 30–35 тыс.
Калуга, Кемерово, Ульяновск, Самара, Сызрань, Тула, Курск, Новгород, Новочеркасск 30 тыс.
Рязань, Балаково, Черкесск, Калуга, Новокуйбышевск, Липецк, Альметьевск, Смоленск, Ярославль, Рыбинск, Армавир, Белгород, Волгоград 28 тыс.
Тольятти, Саранск, Тамбов, Стерлитамак, Киров, Тверь, Ставрополь, Нижний Новгород 25 тыс.
Миасс, Таганрог, Нальчик, Махачкала, Дзержинск, Ковров, Ленинск-Кузнецкий, Керчь, Березники 20 тыс.

СПРАВКА. Самое большое количество маршрутов находится в Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму и в городе Стерлитамаке (Башкортостан). Уникальная система «Крымтроллейбуса» включает междугородние, пригородные и городские маршруты.

Зарплата кондуктора

Общественный транспорт не обходится без кондуктора. Если говорить об их заработке, во многом это зависит от маршрутов, так как для перевозчика важны такие критерии, как выгодные и невыгодные рейсы.

На прибыльных — кондуктор может зарабатывать до 20 000 рублей + премиальные (за выполнение плана). На них обычно ставят людей с хорошими рекомендациями, большим опытом работы, лояльным отношениям к пассажирам.

Зарплата кондуктора в Брянске

Зарплата кондуктора в Брянске

Но есть маршруты, где кондуктор получает 10 000 рублей. В среднем зарплата людей этой профессии по регионам составляется 15 000.

Заработные платы назначаются перевозчиком (хозяином транспорта). Где-то работник получает оклад, где-то заработок складывается из процента с выручки. Встречается и смешанная система: оклад + небольшой % от выручки.

Самара, например, имеет учебный центр трамвайно-троллейбусного управления, предлагающий кондуктору заработную плату по сдельно-премиальной системе (оклад около 7000 рублей + премию).

Сколько получает водитель общественного транспорта в других странах

Ориентировочные заработная плата в Великобритании для водителя трамвая/троллейбуса — 16 000–19 000 £ в год для начинающих, 22 500–28 000 £ для профессионалов.

Сверхурочные и работа по сменам увеличивают зарплату. В качестве дополнительной выгоды водителям предоставляются бесплатные или льготные проездные.

Зарплата в Италии оставляет 950–1100 € в месяц. В США — 19 500–51 000 $ в год.

Каждый день практически любого человека начинается с похода на работу. Некоторые имеют личный автомобиль, а остальные довольствуются услугами общественного транспорта.

В современном мире большую часть дорог заняли частные автобусы и муниципальный транспорт, в число которых входят и троллейбусы. По своей сути, последние, наряду с трамваями, являются одним из самых экологически чистых видов транспорта. Скорость передвижения троллейбуса значительно уступает автобусам, поэтому они пользуются меньшим спросом у пассажиров, а также они едут по заданной траектории пути, не имея возможности съехать на другую полосу, объехать аварию или образовавшуюся пробку.

Хоть и троллейбусы в последние годы теряют популярность среди населения, роль их в жизни автотранспорта немаловажна. Так сколько же зарабатывает водитель троллейбуса? Для того, чтобы наиболее детально ответить на этот вопрос необходимо конкретнее рассмотреть специфику работы данной профессии.

1

Обучение по профессии

Что бы стать водителем троллейбуса необязательно иметь высшее образование. Также не нужно обладать открытыми правами категории В или С. Чтобы войти в область данной сферы следует окончить курсы по обучению на данную специальность.

Длятся они около полугода и заключаются в освоении правил дорожного движения, устройства троллейбуса и правил технической эксплуатации. Далее следует внутренний экзамен, учебные поездки по городским маршрутам, внешний экзамен с сотрудником ГАИ и стажировка под руководством действующего водителя троллейбуса (примерно 2-3 месяца).

По окончанию обучения присваивается 3 класс квалификации. Через пару лет можно подать заявку на повышение квалификации. Курсы по профессии «Водитель троллейбуса» являются платными, и если работник не проработал после обучения два года по специальности, он будет обязан вернуть разницу стоимости.

Работа и обязанности водитель троллейбуса

Специалист этой сферы деятельности должен обладать определенными личностными качествами:

  • внимательность;
  • пунктуальность;
  • усидчивость;
  • осторожность;
  • умение быстро решать острые проблемы и выходить из форс-мажорных ситуаций;
  • коммуникабельность;
  • умение ладить большим потоком людей;
  • опрятность.

Так же стоит отметить несколько противопоказаний для работы водителем троллейбуса. Не могут работать по данной специализации люди имеющие:

  • неврологические или психические расстройства;
  • алкогольную или наркотическую зависимость;
  • инвалидность II или III групп;
  • проблемы со зрением;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Основными обязанностями водителя троллейбуса являются:

  • соблюдение безопасности при перевозке пассажиров;
  • соблюдение сроков при совершении маршрутов (вовремя приезжать на остановки);
  • проходить каждодневный медицинский осмотр перед выходом на рейс;
  • проверять наличие набора нужных инструментов, аптечки, расписания выхода троллейбуса;
  • проверять при каждом выходе в рейс наличие диэлектрических перчаток и сигнального оранжевого жилета, который говорит проезжающему транспорту о поломке троллейбуса;
  • при отсутствии кондуктора, проверять наличие, сохранность проездных билетов, а также осуществлять их продажу;
  • каждодневно проверять наличие подписи мастера, которая говорит об исправности транспортного средства;
  • проверять действительность технического талона на вверенное транспортное средство;
  • проверять технические и электромоторные особенности троллейбуса перед каждым рейсом;
  • во время движения соблюдать ПДД и технику безопасности;
  • следить за экономным расходом электричества.

2

Льготы, бонусы, выход на пенсию

Водители троллейбуса имеют право на выход на досрочную пенсию. Условиями для этого считается достижением мужчин возраста 55 лет, а женщин – 50 лет.

Также уйти на пенсию раньше положенного срока можно, если у мужчин имеется непрерывный трудовой стаж в этой области в количестве 20 лет, а у женщин – 15 лет.

Если человек работал на пригородных маршрутах, то этот стаж не будет засчитываться при подсчетах в выслугу – только городской муниципальный транспорт.

Ежегодный отпуск для водителей троллейбуса составляет 28 календарных дней, плюс еще 12 дополнительных дня за вредность на производстве. Итого 40 календарных дней. Также могут начисляться дополнительные отпускные дни по усмотрению работодателя. Обычно отпуск делится на две части и отгуливается работником два раза в год.

3

Заработная плата

Заработная плата сотрудников состоит из окладной (фиксированной) части и премиальной, которая складывается из стажа, отработанных часов, а также «вечерних», «ночных» и «праздничных» часов, оплачивающихся по повышенному коэффициенту.

Средний заработок по Российской Федерации составляет 30 тысяч рублей, но сумма дохода варьирует от большего к меньшему в зависимости от региона.

В городах и регионах России

  • Самым высокооплачиваемым городом является Санкт-Петербург. Там заработок водителя троллейбуса равен 50 тысяч рублей за проработанный месяц.
  • Далее иметь Москва и Московская область, где специалисты в данной обрасти зарабатывают в среднем 45 тысяч рублей.
  • В Нижнем Новгороде водитель троллейбуса может рассчитывать на 21 тысячу рублей в месяц.
  • Коллеги из Новосибирска получают чуть меньше – 20 тысяч рублей в месяц.

Эта статистика говорит о том, что в столичных городах, где сеть троллейбусов развита шире, заработная плата их водителей будет выше, нежели чем у представителей этой профессии из крупных городов, где транспортная сетка троллейбусов является скудной.

В западных странах

За рубежом троллейбуса являются крайне непопулярным видом общественного транспорта. Во многих мегаполисах мира они попросту отсутствуют, поэтому работать специалистом по данной профессии на Западе совсем невыгодно.

  • В Соединенных Штатах Америки существует всего несколько городов, где работают троллейбусы. Средний заработок водителей этого транспорта составляет 1-2 тысячи долларов в месяц. Это маленькая зарплата для данного региона.
  • В Германии доход водителей троллейбуса немного выше, чем у американских коллег – 1-2 тысячи евро за проработанный месяц.
  • В странах бывшего Советского Союза вакансия водителя троллейбуса также не является востребованной. Так, в Белоруссии представители данной профессии могут рассчитывать в среднем на 200-300 белорусских рублей в месяц, что в переводе на российские составляет 6-8 тысяч. Наиболее востребованным городом является Минск.
  • На территории Украины водители троллейбусов в среднем зарабатывают 6-7 тысяч гривен (13-15 тысяч рублей), что на порядок меньше, чем у коллег из России. А в более отдаленных от центра городах, доход водителей не превышает 4 тысячи гривен (чуть больше 8 тысяч рублей). Наиболее востребованными для представителей данной профессии являются Киевская область – 40% запросов, Харьковская, Запорожская и Днепропетровская области составляют в равной степени по 20 %.

4

Какую зарплату получает водитель автобуса

Работа водителя автобуса привлекает немногих профессионалов в России. Считается, что заработки у них довольно низкие, а ответственность, напротив, велика, ведь приходится заниматься перевозкой людей. Так ли это на самом деле? Какова, по состоянию на 2021 год, зарплата у данной категории трудящихся в нашей стране? Давайте разберемся с этим подробнее.

Какова зарплата у водителей автобусов – Россия

Водители автобусов на сегодняшний день довольно вытребованные специалисты. В целом по стране открытые вакансии исчисляются тысячами. Во многих случаях работодатели даже согласны привлекать сотрудников из других регионов – им предлагается вахтовый формат деятельности.

Какой же средний доход в России может получать человек, взявший в управление автобус? В 2021 году зарплата достаточно высокая – 40 000 рублей. Следует также понимать, что данный показатель сезонный, в зимний период оклад составляет около 50 000.

По большому счету для трудоустройства по рассматриваемой специальности необходимы только две вещи:

  • права категории Д;
  • стаж от 1 года;
  • медсправка.

Из-за столь скромных требований на автобусах зачастую работают мигранты. Владельцы транспортных компаний, особенно расположенных в крупных городах, также предпочитают нанимать приезжих из азиатских республик, ведь им может начисляться довольно маленькая зарплата. Так, к примеру, минимальный размер оклада составляет сейчас всего 16 000 руб. Гражданину РФ этой суммы явно будет мало.

Водитель, заботам которого вверен автобус либо троллейбус, вполне прилично зарабатывает только в Москве и Санкт-Петербурге. По этим городам размер зарплат составляет 55 000 и 45 000 рублей соответственно. По большинству населенных пунктов России в среднем насчитывают не более 30 000.

Очень хорошие доходы есть в:

  • Амурской области – 80 000;
  • Магаданской – 80 000;
  • Республике Саха – 75 000;
  • Татарстане – 65 000.

Около 60 000 рублей готовы платить водителям в:

  • Тюменской области;
  • ХМАО;
  • Кабардино-Балкарии;
  • Северной Осетии.

В Красноярском крае средняя зарплата составляет 58 500, а в Иркутском регионе – 50 000.

В целом же величина суммы, которую получает рабочий, зависит от того, насколько протяженная линия им обслуживается, ее популярности и еще от:

  • сезона;
  • размера автобуса;
  • времени работы.

Например, в городе ночные смены оплачиваются намного выше дневных.

На величину зарплаты водителей влияет и размер компании, где человек нашел себе место. Крупные организации принимают людей, как положено, по закону, то есть с оформлением трудового договора. Ими часто предоставляется помощь с подбором жилья для иногородних. Небольшие предприятия предпочитают работать втемную. Здесь оклады выдаются наличными, а официальные их уровень обычно не превышает МРОТ.

Еще зарплаты зависят от типа маршрута. Так, если автобус городской, то доход выше. Чуть меньше получают на межобластных рейсах. А вот в сельской местности доходы очень невелики – ситуацию здесь спасает только дачный сезон. Что интересно, в прочих случаях зарплата в летний период зачастую уменьшается.

Сколько получает водитель школьного автобуса? К сожалению, в России представителям этой категории работников начисляется довольно небольшая зарплата. Ее максимальный потолок составляет 35 000 рублей, а минимальный всего – 17 000.

Маршрутка

Водитель маршрутки, принадлежащей муниципальной компании получает столько же, сколько и управляющий обычным городским автобусом. Зарплаты у них находятся на среднем уровне – 45 000.

Если же речь идет о частных маршрутках, то, как показывает практика, здесь могут быть и более высокие доходы (до 80 000) и, напротив, минимальные (17 000 – 20 000).

Очень маленькая зарплата получается, если автобус (или определенный маршрут) взят в аренду. Здесь водитель должен каждый месяц вносить обязательный платеж. В среднем его размер составляет 35 000. При этом ему приходится за свои средства:

  • ремонтировать транспортное средство;
  • заправлять топливом;
  • содержать в чистоте.

В итоге на руки часто выходит не более 28 000 – 35 000 руб.

Работники, управляющие частными маршрутками, почти везде должны выполнять план по выручке. Руководитель предприятия ежедневно получает с каждого оговоренную сумму. За счет остатка обслуживается техника и живет шофер. Если план не выполнен, то последнему приходится отдавать свои деньги.

Немало предприятий все же начисляют фиксированные оклады. В этом случае водитель обязан выезжать на линию и следовать строго по расписанию. Оплату за проезд собирает кондуктор.

По регионам шоферы маршруток зарабатывают так:

  • Ульяновск – 60 000;
  • Ростов – 45 000;
  • Рязань – 45 000;
  • Кемерово – 45 000;
  • Челябинск – 35 000;
  • Волгоград – 30 000;
  • Калининград – 30 000;
  • Орел – 20 000;
  • Курск – 18 000.

В Московской области средний уровень зарплат составляет 44 000 рублей.

Зарплата водителя троллейбуса

Как отмечалось выше, сотрудник, управляющий троллейбусом, получает примерно столько же, сколько и его коллега, сидящий за рулем автобуса. Основа зарплаты – это фиксированный оклад. К нему полагаются:

  • премии;
  • выслуга лет;
  • ночные;
  • сверхурочные.

Средний размер зарплаты по стране в 2021 году равен 30 000 рублей. При этом в Ленинградской области показатель достиг 63 000. В Подмосковье готовы платить 41 000.

Ровно 30 000 начисляют шоферам троллейбусов в:

  • Крыму;
  • Татарстане;
  • Ростовской области.

Довольно небольшую зарплату имеют рассматриваемые специалисты в Башкирии – 28 000.

Какую зарплату получает водитель автобуса

Не более 25 000 насчитывают в:

  • Волгограде;
  • Омске;
  • Рязани;
  • Кирове.

Совсем скромно оценивается труд водителя троллейбуса в Нижнем Новгороде – по этому населенному пункту показатель равен всего 21 000. В Новосибирске же платят и того меньше – 20 000.

В регионах, где доходы специалистов очень низкие, наблюдается существенный кадровый голод, что, впрочем, и не удивительно.

Личный водитель – зарплата

Доходы указанной в заголовке раздела категории водителей в среднем по стране составляют 40 000. Тем не менее к данной цифре стоит относиться с определенной условностью. Все дело в том, что многие профессионалы работают на своих машинах и нередко по принципу неполной занятости. Здесь возимые обычно оплачивают каждый вызов. Минимальный доход может составлять 18 000 рублей.

Тем, кому приходится водить корпоративный автомобиль либо транспорт, принадлежащий крупному коммерсанту, часто насчитывают от 80 000 до 110 000 рублей в месяц. Данным сотрудникам необходимо:

  • иметь опыт не меньше 5 лет;
  • соблюдать деловой дресс-код;
  • быть готовым к выезду в любой момент.

Наибольшая потребность в личных водителях наблюдается в столице. Чуть меньше их требуется в Санкт-Петербурге. В остальных городах России спрос на данную специальность минимален или отсутствует полностью.

Заработки рассматриваемой категории профессионалов по некоторым регионам составляют:

  • Ленинградская область – 61 500;
  • Московская – 56 000;
  • Челябинская – 40 000;
  • Омская – 39 000;
  • Свердловская – 26 000;
  • Адыгея – 25 000;
  • Приморье – 70 000.

Мосгортранс

В Мосгортрансе – крупной государственной компании, занимающейся перевозкой людей, – как по столице, так и области, зарплаты у персонала довольно высокие. Средний уровень доходов ее работников составляет 52 000 рублей. Минимальный показатель для водителя автобуса – 43 000 руб., а максимальный – 68 000.

Основу заработка людей, устроенных в Мосгортрансе, составляет фиксированный оклад. Специалисты трудятся посменно. Они попеременно выходят в дневные и ночные смены, что позволяет снизить риск возникновения аварий из-за усталости шофера.

Внимание! В рамках нашего портала вы совершенно бесплатно можете получить консультацию корпоративного юриста. Задайте ваш вопрос в форме ниже!

Герой этого выпуска с детства хотел водить троллейбус, но прежде чем исполнить мечту, успел поступить в пединститут, бросить его и сменить несколько работ. Он рассказал, как проходят курсы для будущих водителей, чем отличается работа в Иркутске и Санкт-Петербурге , какие маршруты ему нравятся, с чем приходится сталкиваться на дороге и почему попадать в аварии невыгодно для карьеры.

Выбор профессии

После 11 класса я поступил в педагогический институт Иркутского государственного университета — тогда еще это была Восточно-Сибирская государственная академия образования — на учителя начальной школы. Успешно окончил первый семестр и бросил, потому что никогда не горел учебой. К тому же скончался отчим, и нужно было как-то доставать деньги для семьи. Работал менеджером в «Сабвее», продавцом-консультантом в «Йоте», специалистом по обучению стажеров в «Теле-2» , водителем в такси «Максим».

Потом вспомнил, что с детства мечтал водить троллейбус. На них мы часто ездили с родителями, и это была необъяснимая любовь.

Водителем троллейбуса брали с 21 года, а мне было 20 с половиной. Я пошел на шестимесячные курсы в Иркутске. За них нужно было заплатить тогда 12 тысяч, сейчас уже дороже. Правда, потом я узнал, что по направлению из центра занятости можно было учиться бесплатно.

Для поступления обычно требуется пройти профосмотр, по результатам которого коллегия врачей заключает, годен кандидат на должность водителя троллейбуса или нет, — у этой работы есть своя категория вредности, и не все подойдут. Еще обязательно иметь на руках заключения от психиатра и нарколога: не должно быть записей о том, что состоял на учете или принимал какие-то вещества.

Наличие прав и опыта вождения автомобиля значительно поможет в освоении троллейбуса: такие ученики уже ориентируются на дороге и в принципе наполовину готовы. Но очень многие начинают без этого — помехой или отягчающим обстоятельством при поступлении отсутствие прав не станет.

В каждом городе свои условия обучения: в Иркутске, например, даже выплачивается стипендия, как и в Санкт-Петербурге. Обычно курсы длятся полгода, учебный план в Иркутске рассчитан на 838 часов (340 теории и 498 практики), в Питере — на 1066 часов (432 теории и 634 практики).

Кому-то непросто дается теория. Здесь и устройство троллейбуса, и правила дорожного движения, и правила технической эксплуатации — ПТЭ, и многое другое. Однако, на мой взгляд, самое сложное — это практика. Особенно для человека, не водившего транспорт. Именно на этом этапе, когда я учился в Иркутске, отсеивалось большинство. Человек садился за руль и понимал, что это просто не его.

Сначала учеников знакомят с троллейбусом, показывают, где что находится и как что включать, напоминают о мерах предосторожности. Затем какое-то время ученики по очереди ездят по территории парка за рулем троллейбуса, а наставник сидит рядом. Потом постепенно начинают выбираться в город. Один ученик за рулем, рядом наставник, остальные в салоне ждут своей очереди. Такой урок длится несколько часов. Но один человек вряд ли будет ездить дольше часа в день. Занятия проходят на заметном зеленом троллейбусе со словом «учебный» во весь борт. У наставника есть своя педаль тормоза на случай, если что-то пойдет не так. Руль он хватать не будет, разве что чуть-чуть рукой может помочь. Инструкторы всегда комментируют действия в процессе езды — это часть обучения.

Потом надо сдать внутренние экзамены по теории и практике, а также экзамен в ГИБДД на знание ПДД, после чего водителю присваивается категория Tb. Всегда есть те, кто после курсов не может сдать выпускные экзамены. Очень небольшой процент студентов, но все же. А потом водители ежегодно сдают внутренний экзамен на знание ПДД, ПТЭ, культуры обслуживания пассажиров — это не отдельный экзамен, просто среди вопросов в билете может быть что-то вроде: «К вам сел пьяный пассажир и стал себя неприлично вести, каковы ваши действия?»

Курсы водителей троллейбусов и трамваев всегда подразумевают и гарантируют обязательное трудоустройство. Обычно еще нужно отработать год или два, иначе при увольнении придется выплатить оставшуюся сумму за обучение, потому что оно стоит гораздо дороже, чем за него платят учащиеся. А те, кто учился бесплатно, как я понимаю, при досрочном увольнении должны выплатить всю стоимость. Логика здесь такая: были потрачены деньги на обучение кадров, а кадры себя не оправдали и ушли.

Но после курсов нужно еще пройти пассажирскую стажировку на линии с наставником рядом, откатать определенный норматив часов. В этих случаях на троллейбусе есть табличка «Водитель работает со стажером». А после этого уже самостоятельно начинаешь работать на линии. Сугубо по нормам водитель уже все изучил и готов, но многое постигается в процессе работы.

Мой первый рейс был буквально после того, как начальник отдела эксплуатации подписал мне все документы. Диспетчер тут же попросила заменить заболевшего водителя, и я поехал. Я волновался, потому что в салоне за поездкой наблюдал наставник, да и сам троллейбус был не из хороших — очень старый и тяжелый в управлении.

Суть профессии

Быть водителем троллейбуса могут, безусловно, усидчивые и внимательные люди с крепкими нервами, поскольку работа сидячая и крайне ответственная. На дороге всегда неспокойно, так что это испытание каждый день. Вопрос в том, принимать все на свой счет или уметь отпускать. У меня, например, самая нервная ситуация была, когда три неадеквата вышли из авто и не давали мне ехать, преграждая путь, потому что им хотелось что-то мне объяснить. Я просто подождал, пока им надоест, что вскоре и случилось. Еще в Иркутске случалось высаживать пьяных пассажиров, если они мешали другим.

Водитель несет ответственность практически за все, прежде всего за жизни и здоровье пассажиров, а в салоне может быть от 1 до 150 человек. Начальство в Иркутске нам напутственно говорило: «У водителя троллейбуса всегда за спиной либо сума, либо тюрьма».

За аварию по вине водителя из зарплаты вычитается премия, если в таком ДТП будут пострадавшие или жертвы — это увольнение, а дальше будут разбираться отдельно в полиции, а может, и в суде — в зависимости от тяжести. У моих коллег были случаи, когда грозила тюрьма за сбитых пешеходов, а некоторых лишали прав за уход с места происшествия. За ДТП не по вине водителя троллейбуса ничего не будет, но обязательно проведут разбор случая и обсуждение возможностей его избежать. Есть даже расхожая поговорка, что в ДТП виноваты всегда двое. Конечно, если в тебя сзади влетит кто-то , тут уже ничего не сделаешь, но с опытом начинаешь предугадывать и предотвращать большинство аварийных ситуаций.

Мне нравится водить троллейбус, нравится, что он востребован. Люблю ездить полным — машина идет чуть медленнее, зато более мягко.

Место работы

Я проработал в Иркутске почти три года. Доход в начале и в середине пути почти не менялся. В среднем получал 23—25 тысяч , и этого хватало на коммуналку, содержание своего авто, одежду и еду. Если лишали премии, можно было получить и 10—15 тысяч. Наказать могут за нарушения должностной инструкции: разговоры по телефону, курение, проезд остановок и так далее. В Иркутске меня лишали премии несколько раз за всякие мелочи.

В 2018 году во время отпуска я съездил в Санкт-Петербург , и мне там понравилось. Санкт-Петербург — троллейбусная столица России. Здесь сейчас больше всего маршрутов и самая длинная в стране троллейбусная сеть, если считать в километрах. Москва решила уничтожить троллейбус как вид общественного транспорта. Там теперь на всех троллейбусных маршрутах работают электробусы или просто автобусы. В конце августа на линию вышел последний троллейбус. Чисто технически водитель троллейбуса может сразу пересесть за руль автобуса, особенно если автобус с автоматической коробкой передач. Но по закону для управления автобусом необходима категория D. Поэтому придется ее открывать в автошколе. Я слышал, что в Москве помогали водителям троллейбусов упрощенно получить категорию D.

Автобус ездит на ископаемом топливе и не требует строительства инфраструктуры, троллейбус ездит на электричестве, и для него инфраструктура нужна. Про экологию можно не говорить — и так очевидно, в чью пользу расклад. В долгосрочной перспективе троллейбус экономически выгоднее автобуса — это было подсчитано в той же Москве в период уничтожения троллейбуса, однако не предотвратило его.

В Санкт-Петербурге троллейбусную сеть развивают и обновляют, за троллейбусами хорошо присматривают и вовремя их обслуживают. Они там моложе, чем в иных городах страны, а следовательно, более комфортабельные для всех — и для пассажиров, и для водителя.

Во время того отпуска я увидел рекламу о поиске водителей троллейбусов, которая обычно висит в салонах общественного транспорта и на зданиях предприятий. Реклама обещала зарплату от 63 тысяч рублей. Я решил пообщаться непосредственно с водителями — на конечной остановке троллейбуса «Станция метро „Старая деревня“». Водитель тогда еще ходившего двенадцатого маршрута любезно поговорил со мной об условиях работы и зарплате — люди «в поле» всегда расскажут больше, чем в отделе кадров, тем более своему коллеге, пусть и из другого города. Мне из того разговора понравились пункты про доход, который в Питере был значительно выше, и про новый подвижной состав.

Вернувшись в Иркутск, я периодически думал о переезде, а решился спонтанно почти через год. Собрался за неделю, вещи поехали фурой, я — самолетом. Заранее позвонил в отдел кадров питерского «Горэлектротранса» и проконсультировался по поводу возможности реального трудоустройства.

В Иркутске жалели, что ухожу, но не отпустить не могли. В Санкт-Петербурге меня приняли очень хорошо, здесь рады иногородним квалифицированным кадрам. Люди нужны всегда и везде хотя бы из-за естественной текучки: кто-то уходит по возрасту, кто-то — по состоянию здоровья, кто-то другое место нашел. Хотя в Питере водителей хватает, новых тоже берут. А вот в Иркутске острая нехватка водителей в последнее время.

Мне нужно было пройти краткое собеседование, проверку документов, профосмотр, затем 120 часов стажировки для изучения случайного маршрута. В конце — экзамен на ПДД, ПТЭ, знание маршрута. После этого можно было работать.

Так, проработав три года в МУП «Иркутскгортранс», я уволился и трудоустроился в СПб ГУП «Горэлектротранс», где отработал уже год и продолжаю работать дальше. Теперь я зарабатываю от 55 до 65 тысяч в месяц, сумма зависит от количества часов, от того, будут ли праздничные дни, сколько будет ночных часов, сколько халтур.

Не всем водителям нужно жить именно в троллейбусной столице, моя мечта была осуществлена еще в Иркутске, когда я стал водить троллейбус, но мне здесь комфортно.

Рабочий день

Подъем на смену в 3—4 утра. Самое трудное в работе, на мой взгляд, это привыкнуть рано вставать. Для этого нужен режим здорового сна — хотя бы 8 часов, то есть ложусь я уже в 19—20 часов. Бывает, не могу уснуть. Тогда лежу или читаю. Если не выспался, пью кофе или энергетики, но это редко.

На сборы и завтрак отвожу себе час. До работы я могу добраться за 25 минут пешком, за 10 минут на электросамокате или за 5 минут на дежурном троллейбусе, который собирает работников с 4 до 7 утра. Обычный троллейбус не ходит так рано — есть маршруты для сотрудников, их обслуживает дежурный троллейбус и пазик. Кто-то ездит сам или на такси.

Прибыв в парк, я получаю путевой лист у диспетчера. По закону такой оформляется на каждый новый выход на маршрут. Затем прохожу проверку у медика: давление, температура, пульс и наличие алкоголя в организме. Давление выше 140 — это недопуск на линию, с температурой выше 37 тоже могут не выпустить. Тогда на маршрут отправят запасного водителя, а тебя — на больничный. Если водитель не прошел проверку по причине нетрезвости — это увольнение по статье.

От медика возвращаюсь к диспетчеру и получаю в путевой лист штамп о допуске к работе.

Далее получаю экипировку на троллейбус: книгу троллейбуса, противогаз, угольные вставки, диэлектрические перчатки, аптечку, страховку, карту техосмотра, мобильный телефон с корпоративной внутренней связью, наряд-расписание. За время работы мне приходилось пользоваться всем, кроме аптечки и противогаза.

В книге троллейбуса стоит штамп мастера смены о том, что троллейбус исправен, и подпись водителя — что он принял исправный троллейбус. Еще там оставляют заявки на ремонт, а мастер на них отвечает по мере выполнения.

В наряде-расписании указано время выезда, окончания смены, проезда контрольных точек — нескольких равноудаленных остановок с маршрута.

По рабочему телефону связываемся с диспетчером в случае ДТП, всяких происшествий типа обрыва провода или падения пассажира. Во время движения запрещена любая мобильная связь, гарнитурой тоже пользоваться нельзя. Поговорить можно только остановившись.

Угольные вставки — прокладка между проводом контактной сети и головкой токоприемника, чтобы металл не терся о металл и не изнашивался.

Перчатки нужны для работы в мокрую погоду, чтобы избежать теоретического маловероятного удара током, поскольку вода — проводник.

После получения экипировки иду на веер — так называется стоянка троллейбусов в парке. Нахожу свою машину, оцениваю ее состояние внешне, включаю все системы. Иногда что-то может не работать, но это случается редко. В таких ситуациях информируется ответственный по выпуску и выдается другой троллейбус. Запас есть всегда.

По времени, указанному в наряде, — в нашем парке выезды примерно с 4 и до 9 утра — выезжаю на линию на указанный маршрут в сторону конечной. Уже начиная от парка беру пассажиров.

Сейчас наш парк обслуживает 12 маршрутов, на 7 из которых у меня есть допуск. Допуск в Санкт-Петербурге получают следующим образом: как-нибудь вместо обычной смены дают смену с наставником. Вы выходите на маршрут, на котором ты еще не был, он сидит рядом в кабине и говорит, куда ехать и на что обратить внимание. После такой смены маршрут считается открытым для водителя.

Выбирать маршрут, на котором будешь работать, нельзя, но можно попробовать высказать пожелания нарядчику, который составляет расписание. Таких с пожеланиями у него почти весь парк, всем не угодишь, а наряд закрыть надо, поэтому ездим, где поставят. Некоторые маршруты могут закрепляться за водителем — туда стараются ставить чаще всего, если есть возможность. А так я выхожу на все маршруты, которые у меня открыты. Нам выдают наряды на несколько дней вперед, так что всегда понятно, где придется работать. Но могут и поменять по служебной необходимости.

Чаще всего я работаю на десятом маршруте, он мой самый любимый, потому что проходит по спокойному в плане дорожного движения Васильевскому острову и весьма востребован у пассажиров. Трудно подсчитать, как часто я там бываю, но навскидку раза два в рабочую пятидневку. Самый нелюбимый маршрут — шестнадцатый. Вне часа пик он ходит пустым по не очень живописному району с весьма интенсивным движением.

Читайте также: