Что такое оклад в средневековье

Опубликовано: 17.09.2024

окл’ад ( Ис.30:22 ) — отделка, облицовка, покрытие идолов для придания им блеска.

Энциклопедический словарь

Оклад

декоративное покрытие на иконе или книжном переплете из тонких листов золота, серебра, золоченой и серебреной меди. Оклады украшались чеканкой, чернью, эмалью, жемчугом, камнями и т. д.

Словарь охотничьих терминов и выражений

Оклад

1) обход зверя окладчиком. Обойденный охотником круг по лесу в острове; внутри которого находится зверь, намеченный к охоте облавой.

2) участок леса, охваченный загонщиками или шнуром с флагами.

Православный энциклопедический словарь

Оклад

накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялось из цветных металлов, жемчуга, бисера, золотого шитья, резного золоченого дерева. Иногда украшалось драгоценными камнями. Оклады прикрывают отдельные части живописи или всю поверхность, кроме лика, рук и ног.

Словарь Ефремовой

Оклад

  1. м.
    1. :
      1. Регулярное денежное вознаграждение; заработная плата.
      2. Размер такого денежного вознаграждения.
      1. Денежное обложение; налог.
      2. Размер такого денежного обложения.

      Дизайн. Словарь терминов

      Оклад

      ОКЛАД – в древнерусском искусстве: украшение лицевой поверхности иконы (см. икона) или переплета Евангелия, выполненное техникой чеканки и тиснения из листов золота или серебра. В иконописи оклад входит в употребление с XVI в. и широко распространяется в XVII в. В развитых формах он закрывает живопись иконы почти сплошь, за исключением рук и лица.

      Современный экономический словарь. 1999

      ОКЛАД

      должностной - размер номинальной месячной заработной платы, установленный работнику в соответствии с занимаемой им должностью. Оклад устанавливается в соответствии со штатным расписанием и должностной вилкой, шкалой категорий. К должностному окладу, как правило, устанавливаются надбавки в зависимости от стажа работы, квалификации, знания иностранного языка. Оклад в сумме с надбавками и возможными премиями за качество, срочность выполнения работы составляет реальную заработную плату:

      Словарь Ушакова

      Оклад

      окл а д, оклада, муж.

      1. Размер денежного вознаграждения, заработной платы. Назначить кому-нибудь оклад. Повысить оклад. Перевести кого-нибудь на высший оклад. Годовой оклад. Месячный оклад. «Учинить им оклады - денег по пяти рублев человеку, хлеба по пяти четвертей ржи.» А.Н.Толстой .

      2. Размер какого-нибудь денежного обложения, налога (фин.). Поступление налогов превысило сметный оклад.

      3. Очертание, контур. «У него оклад лица долгий.» Даль .

      4. только ед. Действие по гл. обложить в 3 знач. - обкладывать *****

      Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

      Оклад

      , а, м.

      1. Денежное обложение, налог.

      * ► Пред сим цена соли, установленная Пугачевым, была по 5 коп. за пуд; подушный оклад по 3 коп. с души. // Пушкин. История Пугачева // *

      2. Металлическое покрытие, украшающее икону, - риза.

      * ► Трепещет луч лампады И тускло озаряет он И темпу живопись икон И позлащенные оклады. // Пушкин. Стихотворения //; Солдаты и офицеры несли большую с черным ликом в окладе икону. // Лев Толстой. Война и мир // *

      3. Очертание, контур фигуры, лица.

      * ► Всякий раз, когда поглядишь на оклады их лиц, скажешь, что японцы и китайцы близкая родня между собой. // Гончаров. Фрегат "Паллада" //* *

      Словарь Ожегова

      ОКЛАД 1 , а, м.

      1. Размер заработной платы. Месячный о. Повысить о.

      2. Размер какогон. денежного сбора, налога (устар.).

      | прил. окладной, ая, ое (ко 2 знач.). О. лист. Окладная система.

      ОКЛАД 2 , а, м. Тонкое металлическое покрытие на иконе (оставляющее открытым только изображение лица и рук), риза (во 2 знач.), а также такое покрытие на старинном книжном переплёте. Золочёный о. Серебряный о. Образ а в дорогих окладах.

      | прил. окладный, ая, ое.

      Смотрите также:

      Морфологический разбор слова «оклад»

      Фонетический разбор слова «оклад»

      Значение слова «оклад»

      Синонимы «оклад»

      Разбор по составу слова «оклад»

      Карточка «оклад»

      Предложения со словом «оклад»

      Словари русского языка

      Лексическое значение: определение

      Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

      Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

      Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

      Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

      Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

      Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!


      https://yantar.ua//blog/obramlenie-ikon.html

      Образа Иисуса Христа, Девы Марии, мучеников и праведников – величайшие духовные сокровища. Они несут в себе толику божественного света, утешают, ободряют и спасают от грехов. Неудивительно, что верующие стремятся украсить святыни, воздавая должное запечатлённым на них Господним угодникам! И наша статья поведает Вам про один из способов декорирования – драгоценный оклад для иконы.

      Как возникла традиция?

      Люди издавна обращались к Творцу с разными просьбами, а когда их чаяния исполнялись, в меру своих сил пытались возблагодарить Бога, делая разнообразные подношения в Его честь. Такие дары называли вотивными (от латинского слова «votum» – желание) или обетными. Как правило, это ювелирные произведения, ладанки либо нательные крестики.

      Согласно обычаю, подобные вещицы размещали возле той реликвии, у которой ранее возносили молитвы. Со временем подвесок становилось всё больше и больше, они закрывали лик и мешали припадать к иконе. Кроме того, часть богословов считала этот ритуал пережитком язычества – так, Указ Святейшего Синода от 1722 г. строго запрещает приносить к образам «золотые и серебреные монеты и копейки и всякую казну».

      Святогорская икона Божией Матери


      Святогорская икона Божией Матери с вотивными дарами

      И тогда верующие, которые искренне хотели восславить Господа и Его приближённых, принялись создавать из приношений обрамления для реликвий. Их именовали ризами, шатой, крутами и «иконным кованием», однако общепринятое название (появившееся, впрочем, лишь в XVI ст.) – оклад иконы. Это накладное украшение встречается почти во всех странах мира, но наибольшее распространение оно получило в центральной и восточной Европе. А в православии изготовление подобных изделий и вовсе стало отдельным видом декоративно-прикладного искусства – многие путешественники восхищённо отмечали в своих дневниках роскошь украинских и русских святынь.

      Материалом для умелых мастеров служили благородные металлы, латунь, медь и даже жесть. Кованое основание дополняли самоцветами, чеканкой, гравировкой, эмалью, филигранью, кусочками цветного стекла и фольги. Обратную сторону подбивали мягким красным бархатом или заливали воском. Существовали и шитые оклады, когда прочную ткань унизывали жемчугом и бисером. Порой, если подношение было особенно ценным, его крепили к образу без каких-либо переделок – так поступили с бриллиантовой короной Екатерины II, которой та в 1768 г. увенчала лик Казанской Богоматери.

      Оклады имеют не только эстетическое, но и практическое предназначение. Написанные на дереве иконы страдают от свечной копоти, влаги, перепадов температур и касаний прихожан – рисунок темнел, покрывался дефектами, краска трескалась и осыпалась. А риза защищает святыни от губительных воздействий, продляя срок их службы.

      Тихвинская икона Божией Матери


      Тихвинская икона Божией Матери в окладе и при снятом окладе

      Что символизирует облачение?

      Царящее в Небесном Царстве блаженство невозможно воспроизвести в материальном мире. Но люди желали отобразить хотя бы частицу великолепия, и самым доступным средством для этого были драгоценные металлы и камни – их сияние воплощало величие Творца, а долговечность напоминала, что власть Господа непреходяща.

      Эта традиция имеет и богословское обоснование. К примеру, Бог завещал обложить Ковчег Завета «чистым золотом, изнутри и снаружи» (Исх. 25:11), а св. Григорий Нисский утверждал, что божественная красота – «в прелести внешнего образа, облечённого в багряницу, чтобы обусловить внутреннее его достоинство». Однако важно не впасть в грех идолопоклонства, помня, что даже самое богатое украшение – лишь тень недоступного человеку идеала.

      Постепенно возник целый свод символов, которые позволяли придать ризе особый смысл. Вот несколько распространённых аллегорий:

      • золотой оклад иконы – олицетворение Господней щедрости и милосердия;
      • серебро– знак чистоты помыслов, избавления от грехов и спасения души;
      • разноцветная эмаль – христианские достоинства (смирение, доброта, любовь к ближним);
      • рубины– воплощение Воскресения (победы вечной жизни над смертью), но в то же время – напоминание о крови и мучениях Иисуса Христа;
      • изумруды– камни Святого Духа, символизирующие надежду и обновление;
      • сапфиры и жемчуг – атрибуты Девы Марии, воплощающие Её кротость, непорочность и совершенство;
      • янтарь ассоциировался со святостью – негасимым светом, озарившим Господних угодников. Созерцая лучистые самоцветы, человек очищался от повседневной суеты и приближался к Небесам.

      Апостолы Петр и Павел


      Икона «Апостолы Петр и Павел» XI века. (236,0 x 147,0 см)
      Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

      Оклад иконы – история произведений

      Неизвестно, когда появились первые подобные обрамления. Вероятно, их прототипами были сборные византийские святыни из рельефных панелей (IX-XI ст.). А самые древние отечественные облачения из покрытого чеканкой серебра датированы XII ст. Они украшают образа апостолов Петра и Павла, Богородицы Одигитрии и Спаса Златые Ризы (сейчас эти реликвии находятся в Софийском соборе г. Новгорода).

      В XIV ст. сформировался первый тип окладов – басменный, из тонких листов металла, прокатанных по матрице с орнаментом. Декоративные элементы прибивали к иконе гвоздями, а из-за того, что они покрывали только часть изображения (фон либо одежды), обрамление называли наборным. Оно было строгим и сдержанным, оттеняло рисунок, но не соперничало с ним.

      Настоящий расцвет этого искусства произошёл в XVII ст. Накладные украшения, выдержанные в пышной стилистике барокко, стали сплошными, открывая взгляду лишь кисти рук и лица святых. Изготовляя иконы в серебряном окладе, мастер использовал цельную металлическую пластину, где вырезал фигуры праведников, их атрибуты, наряды, пейзаж и миниатюрные поучительные сценки, обрамляя всё завитками, рамками и надписями.

      Владимирская икона в окладе


      Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери

      Реже произведения выполняли из золота – к примеру, такое облачение князь Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.) заказал для Владимирской святыни Девы Марии. А риза Донской Богородицы весила более 5 пудов (около 82 кг), причём значительную долю от общей массы составляли алмазы, изумруды, сапфиры, гранаты и жемчуг! Вдобавок к основанию крепились наперсные кресты, святые мощи, частица Животворящего Древа Господня, панагии (медальоны архиереев) и другие реликвии. К сожалению, это изделие не дошло до наших дней.

      В ХIX ст. оклады удешевляются, их производство становится массовым: обрамления штампуют на станках, а объёмные детали припаивают к основанию. Такие облачения в духе классицизма отличаются простотой узоров, симметрией, меньшей рельефностью.

      Оклады старинных икон наращивались в течение долгих столетий. Их дополняли новыми вотивными дарами, меняли отдельные элементы, украшали в соответствии со вкусами настоятеля или покровителя храма. Поэтому каждая риза – бесценное сокровище как для верующих, так и для исследователей. Однако в ХХ ст. из-за войн и революций много уникальных изделий было безвозвратно утрачено.

      Сейчас оклад – неотъемлемая часть любого образа. Мастера постоянно трудятся над созданием эксклюзивных произведений. Так, огромной популярностью пользуются иконы из янтаря – их тёплое сияние вселяет в душу умиротворение и покой.




      Какими бывают оклады?

      Все обрамления делятся на полные (сплошные) и наборные – из одной либо нескольких частей. Иногда эти разновидности дополняют друг друга – к цельному основанию крепят дополнительные детали. Но вне зависимости от типа облачения, на большинстве образов есть:


      Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата [1] , греч. επένδυση ) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

      Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

      Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторых центрально- и восточноевропейских иконах). Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям, и только в отечественном искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала ХХ века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начинает приходить в упадок.

      Содержание

      Термин


      Согласно словарю Даля, используется следующее словоупотребление: Окладывать (обложить) икону, одеть серебряной и иной ризой, окладом. Икона без оклада — это неокладный образ.

      Убор иконы в письменных источниках носит названия «крута», иконное «кование», «кузнь у икон». Современное слово «оклад» появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние). Оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы — она всегда была «образ окладной». [2] Если оригинальный оклад снят и заменён ризой, снятой с другой иконы, это называется «оклад в подборе» [3] .

      Этимология слова «риза», первоначально употреблявшегося лишь для детали оклада — изображения одежд (риз), и лишь потом распространившегося на весь оклад целиком, не ясна. Фасмер предполагает родство с «рубаха, тряпка, резать» и т. п. [4]

      Литургическое значение и предназначение

      Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». [5] Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. [6] Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.» (Исх.25:11)), так и иконы украшают драгоценными окладами.

      Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи — именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований„. [7] Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света. [7]

      Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка. [8]

      Вклады



      В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких-либо удачно завершённых событий, по данному Богу обету.

      Храмовые иконы одевались ризами по вкладам крупных ктиторов, или же постепенно — дарами обычных прихожан [9] :

      Как только написанная икона освящена и поставлена в храме, начинают собирать деньги на ризу, и скоро… на иконе осталось только личико и руки; об остальном можно судить по работе серебряника и его умению водить резцом

      Обилие подобных изделий в русских храмах поражало воображение иноземных путешественников. Так, один из них замечает [10] :

      …На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными каменьями… Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе…

      Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для иконы Владимирской Божией Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) по заказу князя Андрея Боголюбского. [11] В первый период заказ окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. Известно описание несохранившегося оклада XVII века для Донской иконы Божией Матери, которое в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов: [12] [13]

      … венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи.

      Традиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. [14]

      История

      Оклад, покрывающий всю икону, кроме ликов, происходит от древних (в частности, сборных) рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. [15] Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее — на больших храмовых иконах [16] . Древнейшие из известных отечественных — чеканные серебряные оклады XII века на иконе святых апостолов Петра и Павла [17] , а также на иконе Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софийском соборе города Новгорода [18] .

      Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид оклада — басменный. Басма — это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, распространился в первой половине XVII века с ростом иконного промысла.

      Как считается, в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики. [9]


      К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. В дальнейшем такие сплошные оклады становятся преобладающими. На смену строгим басменным работам Древней Руси пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобный оклад создавался следующим образом: на гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, в которой подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, повторял сложную композицию — пейзажные горки, архитектуру и проч. Надписи с именами могли обрамляться причудливыми барочными завитками. Как пишут исследователи, «подобного рода оклады по своей выразительности соперничают с произведениями скульптуры того времени». [19] Барочные элементы сохраняются долго, на протяжении всего XIX века, так как обилие деталей становится неким символом богатства.


      Тем не менее, со временем более массовыми становятся более простые и дешёвые оклады — с открытием в 1730-х годах на территории России серебряных рудников они выходят на ремесленный уровень. По мере внедрения в ювелирное дело механизации из окладов исчезает рукотворность. Вальцовка и штамповка придают окладам обезличенный вид. В XIX веке большинство окладов изготавливалось из тонких листов серебра — отсюда их жаргонное прозвание «фольгушка». По тонкому металлу штамповался рисунок (узорная рама, орнаментальный фон). Одежду и венцы могли гравировать вручную, или же, что было чаще, они могли быть накладными и припаиваться к основному полю. Иногда серебряный оклад покрывали позолотой. Подобные «фольговые» оклады считаются на антикварном рынке самыми дешевыми. Более ценными являются литые оклады с тщательной проработкой путём чеканки. Одновременно в XIX веке в окладах начинает проявляться стиль классицизм — упорядоченность узоров, их стройное распределение на раме, фоне, венце, симметричные гирлянды. По мере хода истории оклады становятся все менее и менее рельефными. Хотя для последней трети XIX века — периода историзма, характерно обращение к старинным древнерусским образцам.

      Удешевляется и живопись: в поздний период (XIX — начале XX веков) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад одних лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и прочего (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона). [20]

      Как любопытный факт следует отметить существование т. н. адописных икон — с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо лику святого пририсовывались рога и т. п. Подобные иконы упоминаются уже в житие Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в XIX веке в крестьянской среде. [21] [22]

      Большинство русских риз, по причине своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Конфискацией в основном занималась Комиссия по изъятию церковных ценностей.

      Состав и крепёж оклада


      Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укреплённым или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов. [18]



      В раннем периоде все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас, — эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. [18] Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском. [19]

      Элементы

      • Венец — накладной нимб, украшение вокруг головы. Венцы могут быть гладкими, прорезными, в технике ажурной или фоновой скани, с эмалями, драгоценными камнями или стразами в глухих кастах или лапках, а также с крупными зубцами — «городчатый венец».
      • Коруна (от «корона») — зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец.
      • Собственно риза — часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. (Слово распространилось на оклад иконы целиком). [21]
      • Рама оклада — часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край (поля) иконы.
      • Фон — металлическое наложение (свет) на поле и позем иконы
      • Цата (др.-рус. «цята» от лат.centus — «мелкая монета») — элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого — обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Мог быть с узором (тисненым, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т. п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Символизирует чин Царства и первосвященства.
      • Украшения[23] :


        • Дробницы — небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе
        • Запоны — застёжка-украшение (растительный орнамент и завитки) с драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой.
        • Плашки
        • Рясно — подвески-украшения к венцу на окладе иконы. [21] Название образовалось от существовавшего ювелирного украшения — женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски.
        • Серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья


        • Чеканные металлические и шитые оклады — покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть, кроме «лично́го письма» — карнации).
        • Басменные оклады — изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фона икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.
        • Обронный оклад — оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки.
        • Филигранный оклад

        Техника

        Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:

          , зернь, канфарение, выемчатая эмаль, оброн, перегородчатая эмаль, скань, фольга (рельефная и прорезная), чеканка, гравировка, чернь, эмалевые расписные накладки. [23]

        Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлической оправы — каста. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу. [18]

        Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золочёные из дерева встречаются сравнительно редко.

        Оклады икон в истории культуры


        Представляет интерес тот факт, что на протяжении XVIII—XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения отечественного изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. Только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика испытала культурный шок от красоты этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.

        Во многом красота икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций украшать их окладами. И чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале XX века просвещёнными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.


        Вот что писал об этом философ князь Евгений Трубецкой в 1916 году [24] :

        Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. <…>

        Мы проходили мимо иконы, но не видели её. Она казалась нам тёмным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы её знали. И вдруг — полная пе­реоценка ценностей. Золотая или серебря­ная риза, закрывшая икону, оказалась весь­ма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благо­честивого безвкусия, которое свидетельству­ет об утрате религиозного и художественно­го смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу — значит, отрицать её живопись, смотреть на её письмо и крас­ки, как на что-то безразличное как в эстети­ческом, так и в особенности — в религиоз­ном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую пе­регородку между нами и иконой.

        Что сказали бы мы, если бы увидали зако­ванную в золото и сверкающую самоцветны­ми камнями Мадонну Боттичелли или Рафаэ­ля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным.

        Теперь на наших глазах разрушается всё то, что до сих пор считалось иконою. Тёмные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.

        К окладу поместному обыкновенно присоединялся денежный в известной пропорции. О денежном жалованье служилым людям говорит уже Герберштейн, известия которого относятся ко времени отца Грозного, — возможно, что это подспорье поместной службе делалось и раньше, еще при деде Грозного. Размеры денежных окладов зависели от тех же условий, какими определялись оклады поместные, поэтому должно было существовать известное отношение между теми и другими. По документам XVI в. трудно уловить это отношение, но в XVII в. оно становится заметно. По крайней мере в списках служилых людей того века встречаем замечание, что известному человеку «справлен поместный оклад против денежного жалованья». Тогда же установилось правило увеличивать денежный оклад в связи с поместным: «денежная придача без поместные не бывает». Приказный человек половины XVII в. Котошихин говорит, что денежный оклад назначался по рублю на каждые пять четей оклада поместного. Впрочем, по документам видно, что эта пропорция и тогда не поддерживалась неизменно. И денежные оклады, подобно поместным, не всегда соответствовали действительным дачам, были связаны с характером и ходом самой службы. Люди высших чинов, постоянно занятые столичной службой или ежегодно мобилизуемые, получали назначенные им денежные оклады сполна и ежегодно; напротив, дети боярские городовые получали их во время Герберштейна через два года в третий, по Судебнику 1550 г. — или в третий же, или в четвертый год, а один московский памятник начала XVII в. замечает, что городовым детям боярским, когда службы нет, дают денежное жалованье раз в пять лет и даже реже. Вообще денежное жалованье как воспособление к поместным доходам выдавалось служилым людям, когда надобно было поставить их на ноги, приготовить к походу. При ослаблении служебной тягости денежный оклад выдавался с убавкой, например, на половину, «вполы», а то и вовсе не выдавался, если служилый человек занимал должность, дававшую ему доход или освобождавшую его от исполнения ратной повинности. О служилых людях высших чинов, получавших ежегодное жалованье, в книгах писалось, что они «емлют жалованье из чети», а о низших городовых — «емлют жалованье с городом». Под четями разумелись финансовые приказы, между которыми распределено было денежное содержание служилых людей. То были чети Устюжская, Галицкая, Владимирская, Костромская, Новгородская. Получали жалованье «с городом» городовые дети боярские, когда нужно было подготовить их к мобилизации.

        Данный текст является ознакомительным фрагментом.

        Продолжение на ЛитРес

        Поместные оклады

        Поместные оклады Таковы общие черты поместной системы. Обращаясь к подробностям, находим указания, что люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне, получали поместья от 800 до 2000 четвертей (1200—3000 десятин), стольники и дворяне московские — от 500 до 1000 четвертей

        Денежные тайны

        Денежные тайны В духе большевистских традиций существовало правило: о партийном бюджете знала только верхушка партийного ареопага. Часто — только Генеральный секретарь. Миллионы коммунистов (после Октябрьской революции) исправно, в строго обязательном порядке платили

        4.1. «Денежные революции» молодого западного капитализма

        4.1. «Денежные революции» молодого западного капитализма Мы уже говорили в первой главе работы о том, что капитализм Древнего Рима имел преимущественно ростовщический характер. В начале своего существования западноевропейский капитализм Нового времени имел достаточно

        4.2. «Денежные революции» зрелого западного капитализма

        4.2. «Денежные революции» зрелого западного капитализма На протяжении XVIII—XIX вв. банковский (он же денежный, или ростовщический) капитал сосуществовал «на равных» с торговым капиталом и промышленным (или производительным). По крайней мере так утверждает Маркс. Между тремя

        4.3. «Денежные революции» позднего западного капитализма

        4.3. «Денежные революции» позднего западного капитализма Поздний западный капитализм стал формироваться во второй половине XX века. Сегодня мы живем в эпоху позднего капитализма. Это уже капитализм, отягощенный серьезными «болезнями». Но речь сейчас не о «болезнях».

        Денежные расходы царицыной мастерской палаты

        Денежные расходы царицыной мастерской палаты 61. 124 г. марта 28 казенным портным мастером Путилку Фомину с товарищи, четырем человеком, да рядовым мастером Якушку Никитину с товарищи, десяти человеком корму на день по 6 денег человеку, а одному 8 денег, и всего 15 ч. корму на

        Денежные знаки бывших союзных республик

        Денежные знаки бывших союзных республик

        Денежные дела

        Денежные дела В конце 60-х – начале 70-х годов XIX века в России начался настоящий банковский бум. Всего за несколько лет только в Москве родилось более шестидесяти полноценных кредитных компаний. Страна перестраивалась, освобожденные царским манифестом крестьяне ринулись

        Рынок, приватизация и товарно-денежные отношения

        Рынок, приватизация и товарно-денежные отношения Период Чжаньго был для древнего Китая началом эпохи становления всех принципиально новых форм существования. Разумеется, кое-что от шанско-раннечжоуских протофеодальных и тем более развитых феодальных отношений периода

        1 Денежные потоки между центром и периферией

        1 Денежные потоки между центром и периферией СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ КАЗНАЧЕЙСТВ Османская империя обладала хорошо организованной финансовой системой, которая базировалась на разумных принципах и вековом опыте государств Ближнего Востока. Структура и организация

        Денежные затруднения и смуты в Москве

        Денежные затруднения и смуты в Москве Тринадцать лет тянулась война; требовала она большого напряжения сил и расходов, а между тем Москва была в те времена вовсе не богата средствами. Торговля и промышленность были в страшном упадке. Кроме войны, государство сильно

        К рассказу «Денежные затруднения и смуты в Москве»

        К рассказу «Денежные затруднения и смуты в Москве» 25 июля в Москве вспыхнуло народное волнение – так называемый Медный бунт, вызванный первым в истории России случаем

        хотя… может пригодиться пишущим историческую и псевдоисторическую литературу, фэнтези (чтоб уж совсем из головы не выдумывать и пригоршнями золотых не разбрасываться). Основной список взят из https://andrewbek-1974.livejournal.com/ , с моими не очень значительными добавлениями и исправлениями.

        Один английский любитель истории по имени Кеннет Ходжес собрал из разных источников массу средневековых цен в Англии XII-XVII веков (за что ему честь и хвала). Начать следует собственно с денежной системы средневековой Англии. Иногда встречаются дублированные позиции - это значит приведена цена на разный период.

        Один фунт стерлингов это примерно 350-370 грамм серебра.
        Также 1 фунт = 20 шиллингов.
        1 крона = 5 шиллингов.
        1 шиллинг = 12 пенсов.
        1 пенс = 4 фартинга.
        1 марка = 13 шиллингов 4 пенса.

        Французский ливр (золотой), су и денье примерно эквивалентны фунту, шиллингу и пенсу.

        И ещё одно: основная масса цен дана применительно к XIV столетию, а это время Чёрной смерти и Столетней войны. Так что легко догадаться, что цены плавали, и, пожалуй, их даже штормило.

        Что с этими цифрами делать, чтобы представить себе реальные цены в их соотношении с современными – решать вам. Можно пойти, например, по самому простому пути. Грамм серебра на сегодняшний день (посмотрел) стоит 30,73 руб. С таким раскладом получается (кто не из России, легко самому рассчитать в местной валюте):

        30,73 руб. за 1 гр. серебра

        1 ф.ст = 11.000 руб.

        1 марка = 7.330 руб.

        1 крона = 2.760 руб.

        1 шилл. = 550 руб.

        1 пенс = 46 руб.

        1 фартинг = 12 руб.

        Обязательно стоит иметь в виду, что эти цифры (в рублях) не абсолютные, а очень и очень относительные. Ибо и объёмы добычи серебра в те времена были другие, и доходы населения, и распределение этих самых доходов.

        Т.е. можно пойти и по другому пути. Например:

        Как видно из списка ниже, а) две дюжины яиц в XIV веке стоили 1 пенс.

        б) Зарплата каменщика в том же веке – 4 пенса в день.

        Исходя из стоимости серебра сегодня 1 яйцо стоило примерно 2 рубля. Десяток – 20 руб.

        При зарплате каменщика 184 рубля в день он мог купить чуть более 9 современных упаковок яиц (90 штук).

        Вариант №2.

        Яйца нынче стоят в среднем 70 руб. десяток, следовательно, 7 руб. штука.

        Исходя из современных цен, зарплата каменщика составляла 630 руб. плюс-минус в день (около 19.000 в месяц).

        Минимальный доход графа в 1300 г. – 400 ф.ст. в год.

        Исходя из цены серебра сегодня это примерно 4.400.000 руб.

        Исходя из сегодняшних потребительских цен (в яйцах))) эта сумма выглядит уже по-другому: 15 млн. 400 тыс. руб.

        Так что. как вам удобнее.

        P . S . Но уже сейчас понятно, что даже исходя из цен абсолютных, фразы типа «я бросил ему пригоршню золотых» выглядят… эээ, неадекватно. Пригоршня… штук 15? 165 тысяч рублей?

        Теперь собственно о ценах.

        ЗАРАБОТКИ И ДОХОД ГРАЖДАНСКИХ

        Рабочий (макс.) – 2 фунта/год: 1300 год

        Доход королевского домена (мирное время) – 30 000 фунтов/год: 1300 год

        Доход барона в среднем – 200-500+ фунтов/год: 1300 год

        Доход графа – 400-11 000 фунтов/год: 1300 год

        Шериф округа – 300 фунтов/год: 1455 год
        Главный оружейник – 26 шиллингов 8 пенсов/месяц: 1544 год

        Мастера-оружейники – 24 шиллинга/месяц: 1544 год

        Какой-то крутой оружейник по кликухе «Старый Мартин» - 38 шиллингов 10 пенсов/месяц: 1544 год

        Подмастерье-оружейник – 6 пенсов/день: 1544 год

        Мастер-каменщик – 4 пенса/день: 1351 год
        Мастер-ткач – 3 пенса/день: 1351 год
        Гильдейское пособие (ткачи) беднейшим членам (вдовы, дети?) – 14 пенсов/неделя: 1333 год
        Ткач (еда своя) – 5 пенсов/день: 1407 год
        Доход приходского священника – 4 фунта 13 шиллингов 4 пенса/год: 1379 год
        Доход сквайра (чистый, без того, чем его снабжал лорд) – 13 шиллингов 4 пенса – 1 фунт/год: XIV век.
        Дворянские слуги (конюшие, уборщики, гонцы, соколятники, конюхи и т.д.и т.п.) – 5 шиллингов – 8 шилингов 8 пенсов/год: XIV век.***
        Кухонные рабочие – 2-4 шиллинга в год: XIV век***
        Пажи и малолетние слуги – 1-6 шиллингов/год: XIV век.***
        Смотрители лондонского моста – 10 фунтов/год на каждого: 1382 год

        *** Чистая зарплата. Лорд традиционно снабжал всех своих слуг одеждой, едой, жильем и т.д.

        ЗАРАБОТКИ ВОИНОВ

        Баннерет (рыцарь-командир подразделения-«баннера») – 4 шиллинга/день: 1316 год
        Рядовой рыцарь – 2 шиллинга/день: 1316 год
        Сквайр/тяжелый конный латник – 1шиллинг/день: 1316 год
        Сквайр/констебль/латник – 1 шиллинг/день: 1346 год
        Полностью снаряженный лучник, пехотинец в доспехе, арбалетчик – 6 пенсов/день: 1346 год
        Уэлльский пехотинец – 2-4 пенса/день: 1346 год
        Лучник – 3 пенса/день: 1346 год
        Капитан наемников – 8 шиллингов/день: конец XVI века
        Лейтенант наемников – 4 шиллинга/день: конец XVI века
        Знаменосец наемников – 2 шиллинга/день: конец XVI века
        Трубач, или барабанщик – 20 пенсов/день: конец XVI века
        Всадник-наемник – 18 пенсов/день: конец XVI века
        Пехотинец-наемник – 8 пенсов/день: конец XVI века

        ЕДА, АЛКОГОЛЬ, СПЕЦИИ, СКОТ и т.д.

        Вино гасконское высокого качества в Лондоне - 4 пенса/галлон: 1331 год
        Вино рейнское высокого качества в Лондоне - 8 пенсов/галлон: 1331 год
        Вино дешевое - 3-4 пенса/галлон: конец XIII века
        Вино хорошее - 8-10 пенсов/галлон: конец XIII века
        Эль хороший - 1,5 пенса/галлон: начало XIV века
        Эль средний - 1 пенс/галлон: начало XIV века
        Эль подвида "моча обыкновенная" - 0,75 пенса/галлон: начало XIV века
        Эль первоклассный - 1-1,25 пенса/галлон: 1320 - 1420 годы
        Эль "второго сорта" (моча?) - 0,75-1 пенс/галлон: 1320 - 1420 годы
        Эль первоклассный в Лондоне - 1,25 пенса/галлон: 1338 год
        Эль первоклассный в Соммерсете - 0,75 пенса/галлон: 1338 год
        Пиво хрошего качества - 1 пенс/кварта: конец XVI века
        Сухофрукты (фиги, изюм, финики и т.д.) - 1-4 пенса/фунт: XIV век
        Рис, миндаль - около 6 пенсов/фунт: XIV век
        Специи (корица, перец, мускат, гвоздика и т.д.) - 1-3 шиллинга/фунт: XIV век
        Шафран - 12-15 шиллингов/фунт: XIV век
        Хорошая корова - 10 шиллингов: XII век
        Корова - 9 шиллингов 5 пенсов: середина XIV века
        Корова - 6 шиллингов: 1285-1290 года
        Вол - 13 шиллингов 1,25 пенса: середина XIV века
        Овца - 1 шиллинг 5 пенсов: середина XIV века
        Кастрированный баран в Лондоне - 1 шиллинг 5 пенсов: 1338 год
        Кастрированный баран в Соммерсете - 9-10 пенсов: 1338 год
        Свинья в Лондоне - 3 шиллинга: 1338 год
        Свинья в Соммерсете - 2 шиллинга: 1338 год
        Пара цыплят - 1 пенс: XIV век
        Две дюжины яиц - 1 пенс: XIV век
        Гусь в Лондоне - 7-8 пенсов: 1375 год
        80 фунтов сыра - 3 шиллинга 4 пенса: конец XIII века
        Соленая сельдь - 5-10 пенсов/дюжина: 1382 год
        Соленый угорь - 6 пенсов/шт: 1422-1423 годы
        Овес в Лондоне - 2 шиллинга 2 пенса/четверть: 1338 год
        Овес в Соммерсете - 1 шиллинг/четверть: 1338 год
        Стоимость еды потребляемой хозяйством средней руки рыцаря, либо купца в год - 30-60 фунтов (рыцарь) до 100 фунтов (купец)**
        ** - данные на 1380 год.

        ИНСТРУМЕНТЫ

        2 хомута - 4 шиллинга: 1350 год.
        Подкова - 5 пенсов: 1350 год.
        3 инструмента каменщика (не написано) – 9 пенсов: 1350 год.
        Лопата – 3 пенса: 1457 год.
        Топор хозяйственный – 5 пенсов: 1457 год.
        Тиски - 13 шиллингов 4 пенса: 1514 год.
        Большой набор кузнеца - 60 шиллингов: 1514 год.
        Малый набор кузнеца - 16 шиллингов: 1514 год.
        Наковальня - 20 шиллингов: 1514 год.
        Кузнечные мехи - 30 шиллингов: 1514 год.
        Молоты - от 8 пенсов до 2 шиллингов 8 пенсов: 1514 год.
        2 долота - 8 пенсов: 1514 год.
        Полный набор инструментов оружейного мастера - 13 фунтов 16 шиллингов 11 пенсов: 1514 год.
        Точильный камень - 10 пенсов: 1457 год.

        ЛОШАДИ

        Боевой конь - около 50 шиллингов. XII век.
        Боевой конь (дестрие) - до 80 фунтов. XIII век*.
        Хороший ездовой конь - 10 фунтов. XIII век.
        Упряжная лошадь - 10-20 шиллингов. XIII век.

        * Цены на коней между 1210 и 1310 году выросли более чем в два раза.

        КНИГИ И ОБУЧЕНИЕ

        Монастырская школа – 2 фунта/год: 1392-1393 годы

        Услуги наставника (Крейдон)
        Обучение – 2 шиллинга/неделя: 1394 год
        Учебный материал – 13 шиллингов 4 пенса/год: 1394 год

        Услуги наставника (Оксфорд)
        Обучение – 104 шиллинга/год: 1374 год
        Одежда студента – 40 шиллингов/год: 1374 год
        Учебный материал – 26 шиллингов 8 пенсов/год: 1374 год

        Обучение в университете
        Минимальный курс – 2-3 фунта\год: конец XIV века
        Курс студента из благородных – 4-10 фунтов/год: конец XIV века
        Учебный материал – 10 шиллингов/месяц: конец XVI века
        Стоимость 7 книг – 5 фунтов: 1479 год
        Стоимость 126 книг – 113 фунтов: 1397 год
        Стоимость аренды книги -1-5 пенсов за пецию.***

        ***Пеция – средневековое деление книг на некие «разделы». В первую очередь сия система (изобретена в Италии) была разработана для ускорения переписи книг. Пеция состояла примерно из 7 500-8000 слов.

        СТРОИТЕЛЬСТВО. АРЕНДА ЖИЛЬЯ

        Годовая аренда 138 лавок на Лондонском мосту - 160 фунтов 4 шиллинга/год: 1365 год
        Аренда трех лондонских таверн с эксклюзивным правом торговли вином – 200 фунтов/год: 1365-1375 годы
        Аренда сельского дома – 5 шиллингов/год: XIV век
        Аренда дома городского ремесленника - 20 шиллингов/год: XIV век
        Аренда купеческого дома – 2-3 фунта/год: XIV век
        Аренда дома 1 вход, 2 этажа – 2 фунта/год: начало XIV века
        Постройка дома в Йорке – 5 фунтов: начало XIV века
        Постройка дома ремесленника (мастера) с лавкой, рабочей залой, комнатами для работников, с двумя-тремя входами и черепичной крышей – 10-15 фунтов: начало XIV века
        Строительство небольшого особняка с залой и жилыми помещениями без учета стоимости материалов – 12 фунтов: 1289 год
        Постройка купеческого особняка – 33-66 фунтов: начало XIV века
        Постройка дома с задним двором – 90+ фунтов: начало XIV века
        Постройка дома мастера-ювелира в Лондоне, с большой залой, кухней, столовой, двумя спальнями – 136 фунтов: 1365 год
        Большой склад для хранения товара с черепичной крышей – 83 фунта: 1309-1310 годы
        Постройка деревянного здания (30 футов длина), и разводного моста – 5 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов + одежда рабочих (по контракту), окончательная стоимость с учетом всех затрат - 16 фунтов: 1341 год
        Постройка большого каменного здания (40х18 футов) включая стоимость камня для стен – 16 фунтов 13 шиллингов 4 пенса. Общая стоимость здания включая работу – 30 фунтов: 1313 год
        Строительство оборонительной башни замка (не донжон) – 333 фунта (контракт) 395 фунта реально: конец XIV века
        Замок и колледж (Tattershall) – 450 фунтов/год в течение 13 лет: 1434-1446 годы
        Постройка трансепта (поперечного нефа) в Глорчестерском аббатстве: 781 фунт 1368-1373 годы
        Возведение каменной «коробки» деревенского храма (длина 125 футов) – 113 фунтов (контракт): XIII век

        ОДЕЖДА и ОБУВЬ

        Модное платье – 10 -50 фунтов: конец XIV века
        Дворянские туфли – 4 пенса: 1470-е годы
        Дворянские ботинки – 6 пенсов: 1470-е годы
        Дворянский кошель – 1,5 пенса: 1470-е годы
        Дворянская шляпа – от 10 пенсов до 1 шиллинга 2 пенсов: 1470-е годы
        Камзол ремесленника и парадная рубашка – 3 шиллинга: 1285-1290 годы
        Облачение священника (темно-коричневое) – 5 шиллингов 3 пенса: 1349-1352 годы
        Облачение священника (красное) – 6 шиллингов 4 пенса: 1349-1352 годы
        Льняная рубаха – 8 пенсов: 1313 год
        Туфли – 6 пенсов: 1313 год
        Шерстяная туника – 3 шиллинга: 1313 год
        Туника с оторочкой мехом – 6 шиллингов 8 пенсов: начало XIV века
        Туника – 3 шиллинга: начало XIV века
        Льняная рубаха – 1 шиллинг: начало XIV века
        Одежда безземельного крестьянина – 1-6 пенсов: середина XIV века
        Ткань для изготовления одежды простолюдинов – 8 пенсов-1 шиллинг 3 пенса/ярд: начало XIV века
        Хорошая шерстяная ткань – 5 шиллингов/ярд: 1380 год.
        Крашенная в коричневый цвет ткань – 6 шиллингов/ярд: 1479-1482 годы
        Шелк – 10-12 шиллингов/ярд: XV век
        Верхняя одежда с хорошим мехом – 2-3 фунта: XV век
        Стоимость ткани выдаваемой лордом:
        Сквайру – 2 шиллинга 11 пенсов/ярд: 1289-1290 годы
        Йомену – 2 шиллинга/ярд: 1289-1290 годы
        Слуге – 1 шиллинг 7 пенсов/ярд: 1289-1290 годы

        П. С. Обычная средневековая туника требовала 2-2,5 ярда ткани, дублет – 4 ярда.

        ВОИНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ. ДОСПЕХ

        Кольчуга – 100 шиллингов (5 фунтов): XII век
        Готовый латный миланский доспех – 8 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов: 1441 год
        Доспех сквайра – 5 фунтов – 6 фунтов 16 шиллингов 8 пенсов: 1441 год
        Доспех Принца Уэлльского «с позолотой и гравировкой» - 340 фунтов: 1614 год
        Полный доспех конного копейщика – 3 фунта 8 шиллингов 3 пенса: 1590 год
        Полная кираса – 30 шиллингов: 1590 год
        Кираса с наплечниками («проверенная»)*– 40 шиллингов: 1590 год
        Обычная кираса – 26шиллингов 8 пенсов: 1590 год
        Target of proof (че это за хуня я не знаю) – 30 шиллингов: 1590 год
        Шлем типа «морион» - 3 шиллинга 4 пенса: 1590 год
        Шлем типа «бургоньет» - 4 шиллинга: 1590 год
        Кираса с наплечниками проверенная выстрелом из пистолета – 1 фунт 6 шиллингов: 1624 год
        Такая же кираса, но без наплечников – 1 фунт: 1624 год
        Доспех конного копейщика – 4 фунта: 1624 год
        Target of proof (че это за хуня я не знаю) – 24 шиллинга: 1624 год
        Кираса и шлем – 4 фунта: 1624 год
        Доспех «проверенный» - 14 фунтов 2 шиллинга 8 пенсов: 1667 год
        Шлем типа «бацинет» - 13 шиллингов 4 пенса+3 шиллинга 4 пенса на подшлемник и отделку: 1369 год
        Доспех для охраны купца (кожа?) – 5 шиллингов: 1285-1290
        Полный рыцарский доспех – 16 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов: 1374 год
        Доспех Томаса Вудстока, герцога Глочестер – 103 фунта: 1397 год
        Очистка кирас от ржавчины – 5 пенсов/шт: 1567 год
        Лакировка, замена кожаных ремней и заклепок на шлеме и кирасе – 1 шиллинг 4 пенса: 1613 год
        Чистка кольчуги** – 9 пенсов: 1467 год

        * Видимо имеется в виду клеймение, либо обстрел.
        ** Чистка путем закладки кольчуги в бочку с песком и раствором уксуса.

        ПРОЧЕЕ ВОООРУЖЕНИЕ

        Дешевый меч (написано «крестьянский», видимо имеется в виду что-то типа фальшиона/тесака) – 6 пенсов: 1340-е годы
        Меч-бастард – 20-60 шиллингов: 1340-е годы
        Пара пистолей с колесцовыми замками и ЗИПом – 2 фунта 16 шиллингов: середина XVII века
        Кабура под пистоль – 6 пенсов середина XVII века
        Карабин с колесцовым замком – 1 фунт 10 шиллингов: середина XVII века
        Ремень для карабина кожаный – 1 шиллинг: середина XVII века
        Пара пистолей с кремневыми замками – 2 фунта 5 шиллингов: середина XVII века
        Карабин с кремневым замком - 1 фунт 2 шиллинга: середина XVII века
        Мушкет – 16 шиллингов 6 пенсов – 18 шиллингов 6 пенсов: середина XVII века

        Источники :
        [1] English Wayfaring Life in the XIVth Century, J. J. Jusserand, trans Lucy Smith, Putnam's Sons, New York,1931 (Orig. 1889).
        [2] London in the Age of Chaucer, A. R. Myers, University of Oklahoma Press, Norman, 1972
        [3] Standards of Living in the Later Middle Ages, Christopher Dyer,Cambridge University Press, 1989
        [4] English Weapons & Warfare, 449-1660, A. V. B. Norman and Don Pottinger, Barnes & Noble, 1992 (orig. 1966)
        [5] The Armourer and his Craft from the XIth to the XVIth Century,Charles ffoulkes, Dover, 1988 (orig. 1912)
        [6] "The Cost of Castle Building: The Case of the Tower at Langeais,"Bernard Bachrach, in The Medieval Castle: Romance and Reality, ed Kathryn Reyerson and Faye Powe, Kendall/Hunt, Dubuque, Iowa, 1984
        [7] The Knight in History, Frances Gies, Harper & Row, New York, 1984
        [8] Methods and Practice of Elizabethan Swordplay, Craig Turner and Tony Soper, Southern Illinois University Press, Carbondale, 1990
        [9] Life in a Medieval City, Joseph and Frances Gies, Harper & Row, New York, 1969

        Читайте также: