Какая зарплата в счетной палате

Опубликовано: 17.09.2024


Минфин засветил информацию о будущем размере зарплат некоторых чиновников, обнаружили «Открытые медиа», изучив сопроводительные материалы к проекту федерального бюджета на 2021 год и на плановый период — 2022 и 2023 годы.

Узнать зарплаты высокопоставленных госслужащих — министров, руководителей отдельных госорганов, депутатов — практически невозможно. В своих декларациях они крайне редко выделяют оклад из общего дохода за год, который у них, как правило, гораздо больше — включает, например, прибыль от продажи имущества или дивиденды.

Согласно действующему законодательству, чиновники федерального уровня, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации обязаны отчитываться о доходах, расходах и имуществе ежегодно до 1 апреля. В 2020 году президент перенёс этот срок до 1 августа. В течение двух недель после сдачи деклараций данные должны публиковаться на сайтах органов власти. Например, глава правительства Михаил Мишустин, девять его заместителей и 21 министр раскрыли информацию о доходах 14 августа: совокупный заработок чиновников и их семей в 2019 году составил 2,052 млрд рублей — на 16% больше, чем при Дмитрии Медведеве в 2018 году.

Данные о зарплатах министров Минфин публиковал всего один раз в истории, писал РБК — в декабре 2017 года, сведения почти сразу удалили с сайта министерства. Тогда месячное вознаграждение члена правительства составляло от 443 000 рублей.

По расчётам «Дождя», с 2014 по 2018 годы средняя зарплата министров увеличилась на 30−35%. Из всех министров «Дождю» удалось узнать точный размер зарплаты только тогдашнего главы Минтруда Максима Топилина: пресс-служба министерства сообщила, что в 2018 году вознаграждение Топилина по месту работы равнялось 575 000 рублей в месяц.

Теперь мы знаем, сколько смогут получать отдельные чиновники в 2021—2023 годах:


В пресс-службе Минфина не подтвердили и не опровергли расчеты «Открытых медиа». Обоснования для расходов на оплату труда присылают сами работники министерств и ведомств, добавил представитель Минфина.

В начале сентября правительство должно представить в Госдуму и Совет Федерации параметры федерального бюджета на 2021 год и на плановый период — 2022 и 2023 годы.

Один из параметров — расходы на оплату труда руководителей госорганов — Минфин расписал в документе, который называется «Методика расчёта предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам РФ и непрограммным направлениям деятельности…». Этот документ (копия есть у «Открытых медиа») был опубликован на сайте Минфина 20 июля, но позже его удалили — страница с данными доступна в кэше Google.

В таблицах Минфина не все суммы подписаны как зарплаты. Например, в одной из табличек в заголовке отмечается, что речь идёт «об оплате труда руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти», а в строках самой таблицы написано «Государственная программа РФ „Развитие здравоохранения“», «Государственная программа РФ „Развитие культуры“» По словам источника, близкого к Минфину, суммы в этой таблице соответствуют зарплатам министров по соответствующим направлениям.

Расходы на зарплаты, приведённые в документах, делятся на две части: первая часть проходит под кодом 121, что по правилам классификации бюджетных расходов Минфина означает заработную плату и «социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», оставшаяся часть имеет код 129 — это «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты» и дополнительные компенсации в натуральной и денежной форме. Для расчёта зарплат мы использовали общую сумму по двум кодам — с большой вероятностью это и есть оклад с учётом ежеквартальных поощрений.

Силовики в почёте

По таблице видно, что ежемесячное вознаграждение чиновников по месту работы с 2021 по 2023 годы может увеличиться на 4−7%. Например, зарплата министра иностранных дел Сергея Лаврова, старожила правительства, в 2021 году предположительно будет составлять 595 200 рублей в месяц, а в 2023-м уже на 5% больше — 625 192 рубля. Для сравнения: когда Минфин в предыдущий раз засветил данные — по итогам 2016 года — зарплата Лаврова составляла 507 100 рублей.

Меньше других в правительстве в 2021 году, вероятно, будет получать новый министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев — 564 183 рубля, больше остальных — министр юстиции Константин Чуйченко — 798 867 рублей. Но в целом зарплаты у всех сопоставимы: у министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева — 564 975 рублей, у министра здравоохранения Михаила Мурашко — 564 808 рублей, у министра культуры Ольги Любимовой — 564 317 рублей

В расчётах Минфина приводятся и запланированные расходы на зарплаты руководства двух силовых ведомств — Следственного комитета и Генпрокуратуры: Александр Бастрыкин может получать 636 550 рублей в 2021 году, Игорь Краснов — 636 558 рублей, к 2023-му зарплата обоих может вырасти на 5%. Согласно декларации Краснова, его доход в 2019 году в целом составил почти 5 млн рублей (это соответствует 410 974 рублям в месяц), в то время как доход его предшественника Юрия Чайки на этом посту годом ранее превысил 9 млн рублей.

Меньше всего в руководстве исполнительной власти выделят на зарплату уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой — 524 316 рублей в месяц в 2021 году. Но, кажется, её реальный доход значительно превышает зарплату: за прошлый год Москалькова задекларировала 10,9 млн рублей (это соответствует 910 639 рублям в месяц).

О зарплате экс-премьера Дмитрия Медведева на новой должности зампредседателя Совета безопасности «Открытые медиа» писали еще 21 июля: по данным проектных документов Минфина, его зарплата с учётом доплат в 2023 году может составить 669 391 рубль. Это сопоставимо с его нынешней зарплатой в 618 000 рублей, назначенной отдельным указом президента.

Тогда же ОМ отмечали, что в документах министерства указана сумма сэкономленных расходов на оплату труда в правительстве в связи с переходом на новое место работы (в администрацию президента) бывшего вице-премьера Дмитрия Козака: до 948 050 рублей в 2021 году и до 1,007 млн рублей в 2023-м. Зарплаты остальных вице-премьеров, как и членов администрации президента, не раскрываются.

Без персональных данных

Других сведений о зарплатах конкретных чиновников мы пока не обнаружили. Но в документах Минфина можно найти ещё много любопытного: так, выяснилось, что быстрее всего в следующие три года зарплаты могут вырасти у депутатов и сенаторов.

На оплату труда в Госдуме в 2021—2023 годах планируют ежегодно выделять от 2,6 до 3,2 млрд рублей, в Совете Федерации — от 1,07 до 1,33 млрд рублей. На данный момент в Госдуме работают 445 депутатов, то есть получается минимум 486 891 рубль на человека; в Совфеде — 187 сенаторов, значит, 436 253 рубля на человека. В 2018 году средняя зарплата народных представителей с учётом дополнительных выплат в обеих палатах составляла 400 тысяч рублей в месяц, утверждали в пресс-службе парламента.

«При сокращении затрат на здравоохранение и образование прибавлять заработную плату правительству или федеральному собранию, мне кажется, до этого никто не додумается», — сказал «Открытым медиа» первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентин Шурчанов. По его словам, в комитет пока не поступали официальные документы из Минфина, а сами депутаты находятся в отпуске. Шурчанов предложил дождаться заседания думского комитета в сентябре.

Председатель комитета Совфеда по регламенту Вячеслав Тимченко сообщил «Открытым медиа», что ему тоже ничего неизвестно о возможном повышении зарплат и предложил обратиться за комментарием в Минфин. «Я про это ничего не знаю и ничего не слышал, любое повышение идёт строго в соответствии с указом президента», — сказал сенатор.

Как стать миллиардером. Объясняем на примере спикера Мосгордумы

Ещё выяснилось, что расходы на оплату труда руководства Центральной избирательной комиссии, которое включает 16 человек, составят от 86 до 103 млн рублей в 2021 году и от 91 до 108 млн рублей в 2023 году. Таким образом, средняя зарплата члена ЦИК в 2023 году может достичь 562 500 рублей в месяц, то есть сравняться с министерской.

Аналогичный уровень расходов запланирован и на оплату труда руководства Счётной палаты — на 14 человек. Получается, их зарплата может составить в среднем 580 000 рублей в месяц в 2023-м.

Контекст этой записки - оптимизация численности госаппарата, которую инициировал премьер-министр Михаил Мишустин, открывает окно для дальнейших изменений.

Команда, подготовившая записку (Центр перспективных управленческих решений при поддержке Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, компании "ЭКОПСИ консалтинг" и исследовательской группы "ЦИРКОН"), предлагала похожие меры еще в 2018 году в концепции реформы госуправления в период работы в Центре стратегических разработок, которым тогда руководил Алексей Кудрин, нынешний глава Счетной палаты. Сейчас, публикуя записку, Счетная палата выступает в роли дискуссионной площадки, сообщили в ее пресс-службе.

Эксперты предлагают восемь взаимоувязанных шагов, которые, как они считают, к 2024 году приблизят систему государственного управления к лучшим практикам при сохранении прежнего или близкого к прежнему уровня затрат.

Первый шаг: повышение оплаты труда

Ключевую проблему гендиректор Центра перспективных управленческих решений Мария Шклярук видит в большом числе госслужащих, которые за небольшую зарплату занимаются работой, не дающей значимого эффекта. Урезание вакансий (а сокращения затронули в основном вакантные штатные единицы) отнимает у органов власти один из немногочисленных вариантов компенсации невысокого уровня оплаты труда.

Госслужащие, занимающие должности вплоть до заместителя директора департамента министерства или федеральной службы, получают зарплаты ниже среднего уровня оплаты труда руководителей в коммерческом секторе в Москве. Кроме того, зарплаты на госслужбе сильно зависят от стажа, но слабо связаны с результатами работы: премиальная часть составляет до 10% зарплат, ее границы не зафиксированы четко, а размер остается на усмотрение руководства ведомств, указывают эксперты. Они предлагают довести размер премий до 30% и привязать их к достижению KPI.

Фото: iStock

Текущая система оплаты труда на госслужбе ведет к тому, что министерства и ведомства перекладывают значительную часть функций на подведомственные учреждения, считают эксперты. "Большие ресурсы повышения привлекательности госслужбы находятся сейчас в подведомственных организациях и различного рода АНО, создаваемых как для того, чтобы обеспечить более высокую зарплату, так и для того, чтобы трудоустроить специалистов, которые не готовы проходить более сложные процедуры устройства на госслужбу, - пишет Шклярук. - В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда полномочия сохраняются за людьми, получающими более низкую зарплату и имеющими более сложные условия работы (поток поручений, переработки, высокий уровень ответственности), а ресурсы сосредотачиваются за пределами госслужбы, размывая полномочия и цепочку принятия решений".

Пятый шаг: гибкий график и опен-спейсы

Эксперты считают, что на госслужбе перевод сотрудников в опен-спейсы и введение гибкого графика дадут такой же положительный результат, как в бизнес-организациях. При этом уже есть успешный опыт переезда в современное рабочее пространство трех министерств и четырех подведомственных им служб (в 2019 году они разместились в башне в Москва-Сити), а также масштабный опыт временной удаленной работы в пандемию.

Удаленный или смешанный формат работы эксперты предлагают закрепить на постоянной основе при использовании методов, которые позволяют отслеживать эффективность работников вне зависимости от времени их физического присутствия на рабочем месте. Они считают достаточным зафиксировать три-четыре часа в день, в течение которых сотрудник должен быть всегда доступен для выполнения рабочих задач.

Какой позиции придерживаются в Счетной палате

Привязать вознаграждение госслужащих не к прежним заслугам, а к реальным результатам, которые достигаются здесь и сейчас - это действительно эффективный инструмент развития госслужбы, считает директор Департамента по развитию человеческого капитала Счетной палаты Алексей Суханов (его комментарий "РГ" передала пресс-служба).

Фото: Анна Исакова / ТАСС

Коридорно-кабинетная система чисто физически создает барьеры для коммуникации, практика крупных организаций, где преобладает open space, дает возможность сотрудникам больше общаться и выстраивать межличностные связи, а это помогает быстрее обмениваться информацией и повышает качество выработки решений, способствует росту доверия, а значит, повышает эффективность совместной работы, считает Алексей Суханов.

"Что касается гибкого графика, то на это тоже нужно смотреть в связке с другими решениями, - говорит он. - Если в основу всей системы ставится оценка по достигнутым результатам, то фактор того, где находился сотрудник, когда обеспечивал эти результаты, очевидно, становится вторичным. Кроме того, гибкий график в современных условиях уже стал нормой, и те организации, которые не предоставляют такой возможности, начинают проигрывать в глазах сотрудников и кандидатов. Если кандидат сильный, то он всегда выбирает из нескольких работодателей - и выберет в итоге того, кто предлагает больше возможностей. В данном случае, гибкие условия работы - это как раз одна из важных опций".

После перевода на "удаленку" в связи с пандемией свыше 60% руководителей и сотрудников Счетной палаты до сих пор предпочитают работу в удаленном или смешанном режиме, а каждый четвертый из опрошенных руководителей отметил, что гибкий режим очень позитивно повлиял на эффективность их команд, говорит Алексей Суханов.

Накануне обсуждения Стратегии развития Корпорации МСП до 2025 г., которое пройдет сегодня, Счетная палата (СП) поделилась результатами проверки этого института развития. Главный вывод аудиторов СП печален: Корпорация МСП не смогла оказать существенного влияния на развитие малого и среднего бизнеса в России.

С начала 2015 г. по 1 июля 2020 г. поддержку Национальной гарантийной системы (НГС), которую координирует корпорация, получило около 34 000 малых и средних предприятий, т. е. лишь 1% от их количества в стране. Корпорация также провалила выполнение одного из основных показателей Стратегии развития МСП до 2030 г. – роста доли кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По факту этот показатель снижается из года в год.

«Корпорация МСП не заинтересована в достижении стратегических целей и задач государства», – констатируют аудиторы СП. Доказательством этого они считают то, что в краткосрочных и среднесрочных программах ее деятельности установлены легкодостижимые показатели – практически по всем индикаторам ежегодных и трехлетних программ план перевыполнен, и порой значительно – от 500 до 9000%.

В связи с такими «успехами» у аудиторов возникли вопросы к зарплатной политике корпорации. Выяснилось, что среднемесячная зарплата ее работников (без учета членов правления) составила 380 000 руб. Как подчеркивает СП, это в два раза выше средней зарплаты в сфере финансовой и страховой деятельности по Москве. А средний доход членов правления оказался около 3,3 млн руб. в месяц.

достигает доля малого и среднего предпринимательства от ВВП в ряде зарубежных стран

«Внимание государства к проблемам МСП остается недостаточным, – констатирует аудитор СП Данил Шилков. – И это вполне объяснимо: их деятельность менее производительна по сравнению с крупным бизнесом, не приводит к заметному увеличению доходов бюджетов и при этом требует со стороны государственного аппарата много внимания и вложений». Напомним, что, по данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике в 2019 г. (20,6% ВВП) осталась ниже уровня 2017 г. (22% ВВП). А план по достижению доли 32,5% к 2024 г. сегодня выглядит недостижимым.

В ряде зарубежных стран доля МСП достигает 50–60% от ВВП, рассказал «Ведомостям» эксперт по финансам московского отделения «Опоры России» Павел Вешаев. «Корпорация МСП, созданная 5–6 лет назад, безусловно, дала определенные результаты, – считает он. – Но, безусловно, ей нужно расти дальше. За последние несколько лет большинство компаний малого и среднего бизнеса не вступали с Корпорацией МСП ни в какие взаимоотношения. Какой-то активной деятельности с ее стороны тоже не наблюдается». По мнению Вешаева, необходимо, чтобы Корпорация МСП превратилась из бюрократической структуры в активного игрока на стороне малого и среднего бизнеса и говорила с ним на одном языке.

«Улучшить эффективность работы корпорации можно, обеспечив правильное долгосрочное и среднесрочное планирование и целеполагание, – указывает управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. – Необходима также грамотная декомпозиция целей до уровня отделов и рядовых исполнителей с привязкой к KPI».

По планам правительства Корпорация МСП должна присоединиться к ВЭБ.РФ, на базе которого создается новый инвестиционный блок. Соответствующий законопроект на прошлой неделе одобрил кабмин. Под управлением ВЭБ.РФ институты развития ждут реформы и новые стратегии. «При разработке новой стратегии развития, осуществляемой в рамках реформирования институтов развития при координации ВЭБ.РФ и Минэкономразвития России, акцент будет сделан на увеличение количества компаний МСП, получивших поддержку, – сообщает пресс-служба Корпорации МСП. – В основу стратегии развития корпорации будут заложены запросы предпринимателей. Фактически речь идет о формировании экосистемы поддержки предпринимательской инициативы».

В I квартале 2021 г. консолидированный объем финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в рамках НГС увеличился по сравнению с I кварталом 2020 г. на 38% и составил 123,5 млрд руб., добавляют в пресс-службе. Увеличился и объем выданных гарантий и поручительств по сравнению с 2020 г. с 30,1 млрд до 44 млрд руб.

В ВЭБ.РФ отмечают, что в настоящее время определяются приоритеты и разрабатываются наиболее востребованные решения для консолидированной поддержки малого и среднего бизнеса в стране. «Предполагается, что будет определена роль институтов развития с учетом реализации синергетического потенциала, разработана новая операционная модель, – рассказывает главный управляющий директор по направлениям МСП и закупкам ВЭБ.РФ Марина Романова. – Корпорация МСП станет центром компетенций по вопросам МСП для всех организаций развития, консолидирующихся с ВЭБ.РФ, в целях разработки новых кредитно-гарантийных продуктов, а также обеспечит бесшовную интеграцию клиентоцентричных платформ для поиска информации и получения финансовой и нефинансовой поддержки».


Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в 2020 году, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 126 000 рублей.

Чиновники

Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 12 130 рублей.

Средние зарплаты в различных государственных структурах в 2020-2021 году

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

    ;
  • судебные приставы;
  • сотрудники внешней разведки;
  • работники в сфере охраны здоровья;
  • научные работники, сюда же входят деятели образования и культуры;
  • ряд других.

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 90 000 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше.

К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 50 000 рублей. Самые низкие зарплаты у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2020 году их зарплата была равна 95 000 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал до 800 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Cущественно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом.

Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Средняя зарплата чиновников в России

Средняя зарплата чиновников в России

Правительственному аппарату зарплату снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2020 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало.

По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 50 000 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума.

Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.

О повышении заработной платы чиновникам

То, что часть чиновников России лидеры по доходам известно достаточно давно. Решение серьезных вопросов и увеличение их обязанностей в связи с возникновением сложностей и напряженной ситуации в стране вполне оправдывает данное положение вещей. Государственные служащие не обижены оплатой своего труда. Кроме того, каждый год их заработная плата повышается при учете инфляции и иных экономических показателей.

Размеры описанных зарплат были приведены с учетом премиальных выплат и разного рода вознаграждений. Тенденцию роста зарплат чиновников предоставляется отследить, опираясь на статистические данные Федерального казначейства:

Год: Тысяча рублей
2006 20,2
2009 42,5
2012 60,1
2014 69,5
2017 95,2
2020 126

Доходы подсчитывались при учете двух усредненных показателей:

    • общей численности госслужащих занятых во всех управленческих сферах;
    • двенадцать месячных окладов по всем категориям, включая премии и поощрения.

    В ближайшем будущем также ожидается повышение оплаты труда госслужащим. По предварительным данным, на эти цели планируется выделить 462 млрд. рублей. До 2021 года средняя заработная плата чиновников будет удвоена.

    Помимо этого, предусматривается выплата квартальных премий и разного рода доплат. Часть средств будет выплачена за счет индексаций, которые были заморожены, начиная с 2015 года.

    По данным Счетной Палаты, за последние восемь лет зарплаты бюджетников выросли почти в два раза. Однако в основном это связано с ужесточением условий труда: сокращением персонала и увеличением нагрузки на трудовой коллектив. Пока работники бюджетной сферы России являются самой незащищенной группой трудового класса. В этом материале Bankiros.ru расскажет о том, что будет с зарплатами бюджетников и госслужащих в этом году.

    Кто такие госслужащие и бюджетники и сколько они получают

    К категории госслужащих относятся:

    • таможенники;
    • налоговые инспекторы;
    • специалисты погранслужбы ФСБ;
    • Роспотребнадзор;
    • сотрудники миграционной службы.

    В 2012 году президент РФ подготовил указ о повышении зарплаты государственный служащих. Рост заработной платы таких специалистов планировался значительный. За несколько лет на эту программу предполагалось потратить 4,6 трлн рублей. Часть из них покрывал федеральный бюджет, а часть региональный. Однако очередной кризис внес в эту программу свои коррективы. Нет, индексация зарплат госслужащих действительно будет, но плавная. Однако в ближайшие месяцы повышения окладов ждать не стоит.

    В 2020 году повысить зарплаты удалось только семи категориям бюджетников из 12. Для формирования представления о зарплатах бюджетников обозначим средние заработные платы работников науки и образования по регионам:

    • Москва – 39 600 рублей;
    • Санкт-Петербург – 31 600 рублей;
    • Нижний Новгород – 17 600 рублей;
    • Красноярск – 17 700 рублей;
    • Омск – 15 400 рублей;
    • Казань – 21 тысячу рублей;
    • Екатеринбург – 20 700 рублей;
    • Волгоград – 15 700 рублей;
    • Воронеж – 18 500 рублей;
    • Пермь – 21 300 рублей;
    • Ростов-на-Дону – 20 500 рублей;
    • Самара – 21 700 рублей;
    • Уфа – 9 100 рублей
    • Челябинск – 19 500 рублей.

    По данным Минфина, число государственных служащих в этом году составляет 675,5 тысяч человек. В регионах работает также около 309 тысяч госслужащих. Их средняя зарплата составляет 39 тысяч рублей. При этом разброс достаточно большой: например, в столице такой специалист получает 60 тысяч рублей, а в Дагестане и Ингушетии около 25 тысяч. Именно на Кавказе, к слову, зафиксирована и самая низкая средняя заработная плата в принципе и именно у госслужащих.

    Специалисты бюджетной сферы: медики, педагоги, работники культуры, получают заработную плату, которая формируется из средств федерального и местного бюджетов. Однако их заработная плата обычно значительными суммами не радует. Так, индексация становится для них единственным способом повышения заработной платы.

    Когда проиндексируют зарплаты бюджетников и госслужащих

    Назвать точные даты индексации никто не может. В апреле Минфин и Министерство труда и социальной защиты должны были внести предложения по повышению зарплат разных категорий бюджетников. На момент выхода публикации информации о точных датах для повышения зарплат неизвестны.

    Кому повысят зарплаты в этом году

    Премьер-министр уверяет, что повышение оклада бюджетников в этом году – дело решенное. Поэтому повышения доходов стоит ждать медикам, учителям и преподавателям вузов и ССУЗов.

    Повысят ли пенсии?

    Заморозить индексацию пенсий правительство не решилось. Пенсионеры являются самой незащищенной категорией населения. Они сами оплачивают лекарства, ЖКХ, продукты и многое другое. Поэтому индексации пенсии стоит ждать, но вполне вероятно, что от темпов инфляции она все равно будет отставать. По предварительным данным, индексацию пенсий работающих граждан все-таки заморозят. Индексация произойдет только после увольнения пенсионера с работы.

    Сколько получают бюджетники в регионах

    Зарплаты специалистов бюджетников в этом году во многом зависят от их региона. Средняя зарплата бюджетников по стране составляет 29 тысяч рублей. Традиционно самый высокий уровень зарплаты в столице, а самые низкий в этом году в Омске. Счетная палата подтвердила традиционную проблему – заметная разница между зарплатами бюджетников в разных регионах. Регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда в подведомственных госучреждениях, говорится в отчете Счетной палаты. Так, ставки по одним и тем же должностям в разных регионах могут отличаться в разы. Например, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае – 2755 рублей. Такой разрыв существенно затруднил реализацию президентских указов для ряда субъектов, считает Счетная палата.

    Как выросла зарплата бюджетников, по данным Счетной палаты, вы можете посмотреть в таблице ниже.

    Читайте также: