Какая зарплата в спбгу

Опубликовано: 17.09.2024

Решила опубликовать целую серию статей, посвящённых возможностям заработка в различных сферах и профессиях. Эти статьи могут быть полезны всем, кто думает ещё со своим профессиональным определением или над тем, в какое русло повернуть свою карьеру.

Начать хочу с самой себя :) По основному месту работы я - преподаватель вуза, поэтому хочу рассказать о том, на что может рассчитывать сотрудник высшего учебного заведения, со всеми потайными нюансами :)

В первую очередь хочу отметить, что редко когда заработная плата сотрудника вуза статична. Она складывается из множества факторов:

  • должность;
  • ставка;
  • дополнительная нагрузка;
  • дополнительные функции;
  • стимулирующая часть за научные издания и публикации.

А теперь давайте разберём каждую составляющую в отдельности:

1. ДОЛЖНОСТЬ

Весь коллектив сотрудников вуза делится на несколько категорий:

  • профессорско-преподавательский состав (преподаватели);
  • административно-управленческий персонал (руководство, ректорат, деканат и т.д.);
  • вспомогательный персонал (лаборанты).

ППС - профессорско-преподавательский состав - состоит из следующих должностных позиций:

  • ассистент (стартовая позиция для тех, кто только приходит в систему вуза, без опыта, без степени и звания);
  • преподаватель и старший преподаватель (эти позиции для тех, кто имеет опыт работы, но не получил степень кандидата наук);
  • доцент (чаще всего соответствует степени кандидата наук);
  • профессор (чаще всего соответствует степени доктора наук).

Первая градация заработной платы естественно зависит именно от должности. Оклад доцента колеблется в зависимости от вуза и региона от 20 до 50 тысяч рублей.

2. СТАВКА

Интересное изобретение в системе работы преподавателя - ставка. Можно работать на полную ставку, и тогда выполнять полную нагрузку и получать полноценную зарплату, а можно на 0,75 ставки, 0,5 и даже на 0,1 :) и зарплата будет сокращаться соответственно.

В связи с этим иногда в вузах проворачивают такую схему: для достижения высокой средней зарплаты сотрудников (майские указы президента, помните?) сокращают ставки преподавателям, при этом увеличивая им нагрузку. Получается, что один преподаватель работает по ставке на 0,5, а нагрузку читает на 1,2, зарплату получает соответственно больше, но средняя по вузу считается из расчёта на 0,5. Вот и получается, что человек работает больше, по бумагам меньше, а зарплату получает вроде увеличенную, а на самом деле она увеличилась просто за счёт его увеличения нагрузки.

3-4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Но это просто оклад, дальше у сотрудника вуза есть возможность увеличить свою зарплату посредством дополнительных функций и нагрузки. Например, доплата за исполнение функций заместителя заведующего кафедрой может составлять в районе 10 тысяч рублей.

Кроме того, помимо основной нагрузки на 1 ставку преподаватель может взять чтение лекций и практических занятий сверх этой ставки. В таком случае нагрузка будет оплачиваться в виде почасовой оплаты.

5. СТИМУЛИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ ЗА ПУБЛИКАЦИИ

За эти публикации и существуют надбавки к заработной плате. Однако и здесь есть подводные камни :) Чтобы получить весомую надбавки, надо публиковаться много и часто. Но научные публикации качественно так не делаются!! Порой на разработку одной статьи могут уйти месяцы!

А в случае стремления публикаций чаще и больше ни о какой науке речь не идёт :( получается простой рерайт уже созданного и разработанного.

Таким образом заработная плата доцента на ставку может колебаться в среднем в промежутке между 30 и 70 тысячами рублей . Повторюсь, многое зависит от региона, вуза, других составляющих. Бонусом к этой работе идёт достаточно гибкий график, возможность зачастую работать дома (при подготовке лекций, научных статей и т.д.).

Но в последнее время тенденция во всех регионах и во всех вузах печальная: сокращение ставок, увеличение нагрузок, увеличение потока бюрократических бумажек, отвлечение преподавателей от основной функции подготовки и чтения лекций. Вот такая получается картина :)

Средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в МГУ имени Ломоносова — 136 тыс. руб. Такие данные озвучил ректор вуза Виктор Садовничий и отметил, что она вдвое выше средней зарплаты по Москве. Получается, что майские указы президента 2012 года — довести оклады педагогов до средней зарплаты в регионе — не только выполнены, а перевыполнены. А значит можно просить дополнительное финансирование.

Абитуриенты перебирают варианты: Сколько стоит обучение на платных отделениях

Абитуриенты перебирают варианты: Сколько стоит обучение на платных отделениях

Но, как выяснил «Коммерсантъ FM», такие деньги зарабатывают единицы — и в основном за счет грантов. А ставка профессора МГУ, как говорят сами педагоги — не больше 60 тыс. в месяц. Мифические данные получаются благодаря всевозможным манипуляциям, говорит доцент кафедры высшей математики МФТИ, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андраник Арутюнов: «Людей переводят на дробные ставки, срезают надбавки, выводят за штат, считают одну зарплату по несколько раз, вписывают сотрудников ректората, у которых суммы действительно очень приличные. На бумаге зарплата якобы очень высокая, на практике же в лучшем случае соответствует средней московской. Но, как правило — как, например, в РГГУ, — это достигается за счет совершенно чудовищной нагрузки: у них там по три, по четыре пары каждый день. Если из десяти человек семерых уволим, трое будут вести тот же объем пар, а получать будут при этом не 10 тыс., а 20 тыс. руб., получается, что зарплата по бумажкам выросла, а количество преподавателей сократилось».

О том, что майские указы президента в сфере образования «до сих пор» не выполнены, говорится и в совместном докладе экспертного центра конфедерации труда и профсоюза «Учитель». При этом, если посмотреть на данные Росстата с января по март 2018-го, то у преподавателей вузов все не так уж плохо. Самые высокие зарплаты — в Москве: 139 тыс. руб. в месяц, в Ханты-Мансийском автономном округе — почти 130 тыс., в Мурманской области и Санкт-Петербурге — чуть больше 100 тыс. руб.

В реальности, как выясняется, другие показатели. Но благодаря совмещению, которое не запрещается, независимо от университета, можно заработать гораздо больше, делится завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский: «У меня пятеро детей, примерно пять разных работ, несмотря на все повышения. Часть связана с наукой, часть связана с проектами. Все на самом деле зарабатывают на лекциях или на совмещении. В преподавании считается хорошим тоном делать электронные курсы, которые по разным странам дают возможность читать. Я читал в Америке, в Китае лекции. Конечно, это основной источник дохода, как у артиста. Мы все разъезжаем по городам, куда бы нас не позвали за хорошие деньги».

Получается, что зарплаты выросли на бумаге, а планы у правительства амбициозные. Год назад премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что отечественное образование должно стать экспортной статьей. Тогда же в интервью «Коммерсантъ FM» пресс-служба Минобрнауки озвучила свои прогнозы. По данным ведомства, российское образование может приносить экономике более 300 млрд руб. ежегодно. Правда, чтобы продавать человеческий капитал за рубеж, нужно укрепить преподавательский состав, в том числе за счет наших ученых, которых начали возвращать из-за границы по программе мегагрантов — причем исключительно с именем. Но окончательно переехали на родину немногие. В их числе профессор Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук Артем Оганов, который сейчас работает в Соколовском институте науки и технологий: «Каждая мегагрантская лаборатория — это лаборатория, созданная ученым, живущим за границей и приезжающим в Россию, проводящим здесь как минимум четыре месяца в году. Финансирование программы мегагрантов позволяет сотрудникам этих лабораторий получать нормальную зарплату. Когда у меня был мегагрант — он уже истек, — у меня была группа из примерно 20 человек, которые получали хорошие зарплаты даже по мировых меркам».

Понятно, что сравнивать оклады преподавателей вузов и вернувшихся ученых не совсем корректно, но зарплатный разрыв слишком велик. Участники рынка на условиях анонимности говорят, что ученый мегагранта вполне может заработать в России 1 млн руб. в месяц.

Сколько на самом деле получают преподаватели

Это копипаст статьи "Портала аспирантов и докторантов", опубликованной в начале 2015 года, но, думаю, мало что изменилось с тех пор. Также под этой статьёй есть "интересные" комменты по типу нашего господина Медведева ;)), но практика, увы, показывает иную сторону бытия в нашей необъятной стране. И да, орфография, пунктуация, стиль статьи представлены в оригинале (т.е. без изменений)

Несмотря на заверения различных чиновников Минобрнауки и ректоров, которые «3,14здят как дышат», в действительности средняя заработная плата большинства преподавателей вузов в начале 2015 года составляет не 130% от средней по региону, а в расчете на одну ставку — лишь около 40%, то есть около 14 тыс. рублей в месяц. Так, во многих вузах зарплата ассистента или старшего преподавателя без ученой степени «достигает» лишь около 7-9 тыс. руб., доцента с ученой степенью, имеющего к тому же значительный опыт работы — немногим более 14 тыс. руб. Даже заработная плата профессора во многих вузах — 23 тыс. руб. или чуть больше, что соответствует минимальной зарплате, которую предлагают продавцам и охранникам во многих российских городах.


Более того, реальная заработная плата профессорско-преподавательского состава за прошедший год снизилась в долларовом эквиваленте или в бивалютной корзине (доллар и евро) почти вдвое. Таким образом, оплата труда российских преподавателей приблизилась к показателям их коллег из Армении или Буркина-Фасо, которые также ежемесячно получают примерно 200 долларов США…

Откуда же ректора и чиновники Минобрнауки берут такие радужные цифры и показатели о «средней зарплате» ППС? Базовая ставка преподавателя вуза с ученой степенью (кандидат наук, доцент) составляет немногим более 9-10 тысяч рублей. За такую зарплату даже дворники не хотят работать. Но к этому можно прибавить различные разовые премии и выплаты, доплату за внебюджетников («коммерческих» студентов), а также гранты и НИР.


Но достигают ли у большинства преподавателей зарплаты до 40-50 тыс. рублей ежемесячно? Только если они работают больше чем на одну ставку (т.е. фактически на две ставки) в том же вузе в качестве совместителей и/или почасовиков; ухитряются выполнять дополнительную общественную или административную нагрузку (кураторство, заведование кафедрой, зам. завкафа, организация псевдонаучной работы на кафедре в виде студенческих конференций — так называемый «заместитель заведующего кафедрой по научной работе»); или просто являются «ректорским подпевалой» — за это последние в разовом порядке, ежеквартально и ежегодно получают солидную премию.

Здесь же следует отметить, что зарплаты многих деканов факультетов достигают около 100 тыс. руб, а также многочисленных проректоров и ректоров составляют от 300 тыс. руб до миллиона руб. ежемесячно, не считая баснословных и частых премий. Разумеется, многие из них являются преподавателями, то есть преподают в вузе на четверть ставки, что существенно улучшает показатели «средней температуры по больнице»…


Ректор СПбГУ Николай Кропачев: ʻʻСейчас средняя зарплата профессорско-педагогического состава СПбГУ — 64 тысячи рублей в месяц. Рост ожидается и в этом году. У нас не только высокие зарплаты, но еще и лучшие информационные ресурсы…ʼʼ
Ивойлова И. За Нобелем: В Санкт-Петербургском университете стартовал уникальный проект «Российские геномы» // РГ (Федеральный выпуск) N6597 от 10 февраля 2015 г.

Так ли это? Профессор и и зав. кафедрой СПбГУ в самом деле получает 54 тыс., а вот кандидат наук, доцент — преподаватель СПбГУ получает ежемесячно всего лишь чуть больше 14 тысяч на руки. При этом следует отметить, что СПбГУ — это университет с особым статусом, точнее, с особым финансированием.


Несколько российских университетов, имеющих статус федеральных, там есть специальные государственные субсидии и, например, в Южном Федеральном университете оклад доцента немногим более 25 тыс. Но его зарплата опять же состоит из той же базовой ставки в 15,600 и федеральной надбавки, которую в любой момент могут урезать. Стандартный же оклад кандидата наук, доцента государственного вуза (который подчиняется и финансируется Минобрнауки) 15,600 рублей, доктора наук, профессора 23-24 тыс. руб. Проф., доктор наук, зав. кафедрой в обычном ВУЗе получает оклад всего лишь в 25-30 тыс.руб.

Почему мы не наблюдаем протестного движения?

Если ситуация с оплатой труда на ставку преподавателя столь печальна, то почему мы не наблюдаем массовых протестов и забастовок независимых профсоюзов? Самым крупным протестным выступлением преподавателей вузов стало публичное недовольство 23 ноября 2014 года преподавателей Московского физико-технического института, недовольных своими нищенскими зарплатами (20-30 тысяч рублей). Впрочем, по мнению начальника Управления общественных связей Валерия Левченко, за слухами о волнении среди преподавателей из-за зарплаты стоит личное мнение нескольких преподавателей огромного вуза: «В МФТИ тысячи преподавателей, и представляется неправильным публичное недовольство уровнем своих зарплат нескольких сотрудников принимать за системный сбой и кризис», которые «недовольны зарплатой и ничего не предпринимают для ее повышения» (Подробнее: kommersant.ру).

В феврале 2015 года профсоюзная организация «КЕДР» работников Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ) заставила администрацию вуза прекратить фиктивный перевод преподавателей на неполную занятость и выплатить деньги за их работу сверх установленной нагрузки (Подробнее: unisolidarity.ру).


Однако такие случае единичны. Большинство преподавателей предпочитают не бороться за свои права? В чем же причина? Собственно, их много. К сожалению, еще с «института красной профессуры» в советских, а затем и в российских вузах, стало преобладать инертное и антиинтеллектуальное большинство, не обладающее ни чувством собственного достоинства, ни ассертивностью для попыток улучшить собственное положение. Не обладая какими-либо существенными квалификационными навыками, пригодными за рубежом, в отечественном производственном секторе или сфере услуг, вся их стратегия сводилась к борьбе за удержание статуса-кво. Поэтому ни о какой-либо борьбе за свои трудовые права большинство преподавателей вузов и не помышляет до сих пор. Между тем они выплачивают взносы за бездействие традиционных профсоюзов, чья основная функция сводится к выдаче подарков на 23 февраля, 8 марта и путевок в Беларусь. Кроме того, в связи с массовым сокращением преподавателей и объединением вузов, профессора доценты и преподаватели готовы собачиться меж собой, лишь удержаться на нищенской зарплате и должности. В итоге нельзя не ужаснуться аполитичностью, близорукостью всех этих докторов, кандидатов, ст. и мл. научных сотрудников и прочих доцентов и преподавателей!

Разумеется, возможна не только коллективная, но и индивидуальная стратегия борьбы за повышение зарплаты. Справедливости ради стоит отметить, что оклад в зарплате преподавателя вуза составляет примерно 50-60 процентов, но дело в том, что по новой системе оплаты труда оклад начисляется исключительно за выполнение учебной нагрузки по ставке, а все остальное — за внебюджетников, научно-исследовательскую и общественную работу.


Многие «ректорские подпевалы» лукаво аргументируют, что тот преподаватель вуза, кто занимается исследовательской работой — публикует статьи, участвует в выполнении работ по хоздоговорам и т.д., даже если и не совмещает какие-либо другие должности, в том числе административные, вполне может получать среднюю зарплату и даже больше. Однако эти убогие подхалимы забывают, что очень часто только фактическая аудиторная нагрузка ППС превышает 1,000 часов в год. И это не учитывая минимальную подготовку к занятиям, написание всевозможных отчетов и выполнение прочих организационно-бюрократических требований. Поэтому неясно, как при такой загруженности преподаватель может изыскать еще свободное время на НИР, не нанося ущерб своему здоровью или просто игнорируя общение со своими близкими людьми и родственниками. Впрочем, разгадка проста — «соловьям ректорского болота» удается «стимулировать» работать вместо себя своих аспирантов, а также подрабатывать методом «перекрестного опыления» — когда завкафы-корефаны с соседних кафедр просто подписывают часы друг другу, по факту даже не проводя занятия.

«Ректорские подпевалы» также почему-то «забывают», что во многих вузах публикации в журналах, включенных в WOS или Scopus, либо вообще не оплачиваются, либо оплачиваются в виде единоразовой премии в размере от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей через некоторое время после выхода в свет номера журнала со статьей (при этом срок ожидания публикации составляет от полугода до двух лет). В других вузах такие публикации засчитываются в виде балов для надбавки к зарплате, но по такому минимуму, что просто смешно об этом всерьез думать как о каком-то стимуле к повышению зарплаты. Тоже самое относится и к распределению доходов от НИР — в большинстве вузов преподавателю достается не более четверти от заработанной суммы.


Также, разумеется, можно работать на 2–3 должностях и ставках, забывая при этом про научную деятельность. Это чревато подрывом здоровья, отсутствие времени на занятия наукой, некачественным выполнением своих обязанностей. Впрочем, папаш и мамаш действующих и потенциальных студентов не интересуют ни сами преподаватели, ни их материальное положение, ни качество преподавания. Более того, преподаватель — досадное препятствие на пути студентов к заветным дипломам. И ведь не только для родителей, а также для ректората и чиновников Минобрнауки. Проще говоря, в обществе не востребован главный продукт высшего образования — знания, поскольку большинство выпускников вузов здесь — в стране третьего мира — все равно не сможет работать по специальности…

Средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в МГУ имени Ломоносова — 136 тыс. руб. Такие данные озвучил ректор вуза Виктор Садовничий и отметил, что она вдвое выше средней зарплаты по Москве. Получается, что майские указы президента 2012 года — довести оклады педагогов до средней зарплаты в регионе — не только выполнены, а перевыполнены. А значит можно просить дополнительное финансирование.

Абитуриенты перебирают варианты: Сколько стоит обучение на платных отделениях

Абитуриенты перебирают варианты: Сколько стоит обучение на платных отделениях

Но, как выяснил «Коммерсантъ FM», такие деньги зарабатывают единицы — и в основном за счет грантов. А ставка профессора МГУ, как говорят сами педагоги — не больше 60 тыс. в месяц. Мифические данные получаются благодаря всевозможным манипуляциям, говорит доцент кафедры высшей математики МФТИ, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андраник Арутюнов: «Людей переводят на дробные ставки, срезают надбавки, выводят за штат, считают одну зарплату по несколько раз, вписывают сотрудников ректората, у которых суммы действительно очень приличные. На бумаге зарплата якобы очень высокая, на практике же в лучшем случае соответствует средней московской. Но, как правило — как, например, в РГГУ, — это достигается за счет совершенно чудовищной нагрузки: у них там по три, по четыре пары каждый день. Если из десяти человек семерых уволим, трое будут вести тот же объем пар, а получать будут при этом не 10 тыс., а 20 тыс. руб., получается, что зарплата по бумажкам выросла, а количество преподавателей сократилось».

О том, что майские указы президента в сфере образования «до сих пор» не выполнены, говорится и в совместном докладе экспертного центра конфедерации труда и профсоюза «Учитель». При этом, если посмотреть на данные Росстата с января по март 2018-го, то у преподавателей вузов все не так уж плохо. Самые высокие зарплаты — в Москве: 139 тыс. руб. в месяц, в Ханты-Мансийском автономном округе — почти 130 тыс., в Мурманской области и Санкт-Петербурге — чуть больше 100 тыс. руб.

В реальности, как выясняется, другие показатели. Но благодаря совмещению, которое не запрещается, независимо от университета, можно заработать гораздо больше, делится завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский: «У меня пятеро детей, примерно пять разных работ, несмотря на все повышения. Часть связана с наукой, часть связана с проектами. Все на самом деле зарабатывают на лекциях или на совмещении. В преподавании считается хорошим тоном делать электронные курсы, которые по разным странам дают возможность читать. Я читал в Америке, в Китае лекции. Конечно, это основной источник дохода, как у артиста. Мы все разъезжаем по городам, куда бы нас не позвали за хорошие деньги».

Получается, что зарплаты выросли на бумаге, а планы у правительства амбициозные. Год назад премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что отечественное образование должно стать экспортной статьей. Тогда же в интервью «Коммерсантъ FM» пресс-служба Минобрнауки озвучила свои прогнозы. По данным ведомства, российское образование может приносить экономике более 300 млрд руб. ежегодно. Правда, чтобы продавать человеческий капитал за рубеж, нужно укрепить преподавательский состав, в том числе за счет наших ученых, которых начали возвращать из-за границы по программе мегагрантов — причем исключительно с именем. Но окончательно переехали на родину немногие. В их числе профессор Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук Артем Оганов, который сейчас работает в Соколовском институте науки и технологий: «Каждая мегагрантская лаборатория — это лаборатория, созданная ученым, живущим за границей и приезжающим в Россию, проводящим здесь как минимум четыре месяца в году. Финансирование программы мегагрантов позволяет сотрудникам этих лабораторий получать нормальную зарплату. Когда у меня был мегагрант — он уже истек, — у меня была группа из примерно 20 человек, которые получали хорошие зарплаты даже по мировых меркам».

Понятно, что сравнивать оклады преподавателей вузов и вернувшихся ученых не совсем корректно, но зарплатный разрыв слишком велик. Участники рынка на условиях анонимности говорят, что ученый мегагранта вполне может заработать в России 1 млн руб. в месяц.

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform
Фото: Денис Тарасов/OK-inform В год в Петербурге выпускается больше 70 тысяч студентов. ОК-информ проанализировал, где они работают, сколько зарабатывают и каков секрет успешной карьеры для выпускника вуза в нашем городе

Приемная кампания в вузы в самом разгаре. Однако ответственные родители и бывшие школьники думают уже не только про поступление, но и про будущее трудоустройство. Благо - в Петербурге ситуация с работой для выпускников считается благоприятной.

По данным пресс-службы городского комитета по науке и высшей школе, этим летом все вузы Петербурга выпустили 70 829 человек.

В среднем по городу уровень трудоустройства выпускников составляет около 80% при общероссийском в 75%. Лучше всего ситуация складывается у выпускников-технарей и медиков. «Наши выпускники очень востребованы на рынке труда. Практически все работают по специальности, за исключением единичных случаев», - отмечают в пресс-службе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Общероссийская ситуация

Выяснилось, что средний процент трудоустройства выпускников по России остался на неизменном уровне - 75%. Средняя зарплата выпускника-очника, получившего первое высшее образование, выросла с 27 482 рублей до 27 770 рублей в месяц. Чаще всего на работу приглашают выпускников магистратуры. Им предлагают и более высокие заработки, чем бакалаврам и специалистам. Для сравнения: доля трудоустройства по стране среди магистров - 83,4%, среди бакалавров-специалистов - не более 75%. Средняя зарплата первых - более 46 тысяч рублей, вторых - около 30 тысяч рублей. ОК-информ уже рассказывал об этом.

Ситуация в Северной столице

Как и следовало ожидать, наиболее востребованы выпускники ведущих вузов станы - Московского и Санкт-Петербургского государственного университетов. Их средняя месячная зарплата в первый год работы составила 50 тысяч рублей.

В пресс-службе СПбГУ рассказали, что в 2017 году университет выпустил 5 253 человека, из которых почти 3 тысячи - бакалавров, более 2 тысяч - магистров и 220 специалистов.

В СПбГУ самая востребованная специальность - «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии», по которой нашли работу все 100% выпускников. Следом идут «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», «Юриспруденция», «Науки о земле», «Химия», «Математика и механика», «Биологические науки» и «Информатика и вычислительная техника».

Стабильно высокий показатель трудоустройства демонстрирует Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия Минздрава России - 90% в 2014-2015 годах. Самая низкая занятость у выпускников петербургской художественно-промышленная академии им. А.Л. Штиглица. Официально работу в 2015 и 2016 годах нашла только половина выпускников.

Средняя зарплата петербургских выпускников, по данным Минобразования, в прошлом году была почти 44 тысячи рублей.

Средняя зарплата выпускников петербургских вузов

Санкт-Петербургский государственный университет

43 934 рубля в месяц

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

41 669 рублей в месяц

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

35 930 рублей в месяц

Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна

27 918 рублей в месяц

Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины

22 375 рублей в месяц

Рынок труда

Работодатели должны быть заинтересованы в «свежей крови», но все зависит от специальности выпускника и его навыков. «Многие компании сегодня намеренно делают выбор в пользу молодых специалистов, поскольку это отличная возможность вырастить специалиста “под себя”, в соответствии с корпоративной культурой и стандартами ведения бизнеса», - рассказывает Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы «HeadHunter Северо-Запад».

Средний процент трудоустройства выпускников по России остался на неизменном уровне - 75%. Средняя зарплата выпускника-очника, получившего первое высшее образование, выросла с 27 482 рублей до 27 770 рублей в месяц.

По ее словам, компании испытывают особый голод в специалистах-технарях и готовы брать выпускников без опыта работы и учить их на местах. «Имея базовое техническое образование, выпускник может рассчитывать на трудоустройство и динамичный карьерный рост. Процесс воспитания профессионала может вестись через систему наставничества, когда молодежь курируют более опытные коллеги», - отмечает Ирина Жильникова.

Это подтверждают и сами вузы. Так, выпускники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (в 2017 году их более 1 800 человек) традиционно не имеют проблем с трудоустройством. «Подавляющее число выпускников работают по специальности. По данным ежегодного анкетирования, более 90% опрошенных работают по специальности», - рассказывает Тарас Кустов, проректор по дополнительному образованию Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета СПбГЭТУ «ЛЭТИ». По его словам, только два выпускника университета 2015 года за весь 2016 год встали на учет в Службу занятости СПб.

В первую тройку востребованных специальностей ЛЭТИ входят те, что связаны с информационными технологиями («Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии» и др.), группа специальностей «Электроника, радиотехника и системы связи» («Радиотехника», «Инфокоммуникационные технологии») и специальность «Информационная безопасность».

Тарас Кустов отмечает, что главная роль в трудоустройстве выпускника отводится практике на предприятиях еще во время учебы. Так, у ЛЭТИ есть договоры о стратегическом сотрудничестве более чем с 40 крупными промышленными предприятиями.

А как же гуманитарии?

Все цифры и исследования говорят о том, что выпускникам гуманитарных специальностей найти работу сложнее. Да и уровень удовлетворенности от работы у них ниже. По результатам исследования HeadHunter, 42% выпускников технических специальностей более довольны выбранной профессией, чем гуманитарии (только 37%).

Однако существуют и счастливые исключения. По словам Ольга Серебренной, директора Центра развития карьеры НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, ежегодно уровень трудоустройства выпускников «Вышки» в первые полгода после получения диплома составляет 85-87%. «Наши выпускники уходят и в корпоративный сектор, и на госслужбу. Большой процент создает свой собственный бизнес либо уходит в бизнес родителей», - рассказывает Ольга Серебренная.

Здесь главную роль играет то, что вуз активно привлекает к процессу обучения самих работодателей. На всех образовательных программах был внедрен курс работодателей по Soft Skills, где студентов учат эффективной работе в команде и коммуникациям, навыкам презентации, составлению резюме и написанию мотивационных писем, проводят тренинги по прохождению всех этапов отбора в компанию. «Студенты “Вышки” активно участвуют в конкурсах, чемпионатах, проходят много стажировок и практик еще во время обучения в вузе. Следят за рынком труда, занимаются построением и продвижением собственного бренда. Они понимают, каких компетенций им не хватает, и добирают их дополнительными курсами и вебинарами», - рассказывает Ольга Серебренная.

Немного о рынке труда для начинающих

Во 2-м квартале текущего года на вакансии категории «Начало карьеры, студенты» на сайте hh.ru приходится 9% рынка вакансий, и они являются одними из пяти самых востребованных среди работодателей. Вакансий в этой сфере стало больше на 11% по сравнению с уровнем этого же периода 2016 года.

В июне на одно вакантное место в профобласти «Начало карьеры, студенты» в Петербурге в среднем претендовали 10 соискателей. Больше всего требовались специалисты в продажах, административной работе и сфере HoReCa, консультировании, ИТ и маркетинге. «Меньше всего шансов начать карьеру у петербургских выпускников в профобластях “Добыча сырья”, “Страхование”, “Закупки”, “Юристы” - работодателями было открыто не более 1% вакансий», - рассказывает Ирина Жильникова.

При этом и работодатели, и соискатели схожи в своих ожиданиях по начальной зарплате - около 30 тысяч рублей в месяц. На сравнительно бóльшую оплату труда могут рассчитывать кандидаты в сферах «ИТ, интернет, телеком» (38 тысяч рублей) и «Строительство, недвижимость» (35 тысяч рублей).

Также выпускники могут обратиться за помощью в Центр занятости населения Петербурга. По словам Юлии Воробьевой, начальника отдела по информационному обеспечению и связям с общественностью Центра, в первом полугодии 2017 года к ним обратился 151 выпускник, из которых 43,7% было трудоустроено. «По итогам полугодия в топ-10 вакансий вошли врачи различных специализаций, как традиционные специалисты: педиатр, терапевт, врач скорой медицинской помощи, так и узкие специалисты: онколог, отоларинголог, специалист ультразвуковой диагностики. В этот список также попали инженеры, менеджеры в торговле и общественном питании, программисты», - рассказывает Юлия Воробьева.

Читайте также: