Какие гарантии закреплены в трудовом законодательстве для работников входящих в состав профорганов

Опубликовано: 17.09.2024

Статья 171 ТК отведена под характеристику гарантий сотрудникам, избранным в профсоюзные структуры и комиссии по трудовым спорам (она учреждается для разбирательства спорных моментов по работе, имеющих индивидуальный характер). В частности, статья устанавливает для этих работников особый порядок увольнения.

Статья 171 ТК РФ

Содержание ст. 171 ТК

В её начале говорится, что гарантии тем сотрудникам, которые были избраны в профсоюзные органы, с условием одновременного выполнения ими основных рабочих функций, регулируются положениями ТК. Также с помощью положений ТК документируется и порядок их увольнения.

Указано, что членам комиссии по трудовым спорам нанимателем специально отводится определённое время для облегчения участия в её функционировании. Одновременно наниматель должен сохранить на данный срок этим сотрудникам положенный им средний заработок. Подчёркнуто, что формат увольнения вышеуказанных сотрудников определяется с учётом положений ст. 373 ТК.

Рассмотренная статья, как видно из её положений, ясно указывает, какие гарантии полагаются двум группам сотрудников: участникам комиссии по трудовым спорам и членам выборных профсоюзных структур.

Вопросы по использованию на практике ст. 171 ТК

Какие именно положения ТК упоминает данная статья при указании гарантий для избранных участников профструктур?

Прежде всего имеются в виду статьи 374 и 376 ТК, которые, в свою очередь, базируются на принятой в 1971 году Конвенции МОТ №135. В частности, упомянутые статьи предусматривают необходимость для нанимателя при увольнении этих сотрудников, особенно занимающих руководящие должности в профсоюзах, в определённой степени учитывать мнение соответствующих профструктур. Это помогает избранным членам профорганизаций полноценно решать вопросы по защите прав персонала, даже если они одновременно заняты на основной работе.

Также можно отметить, что дополнительные гарантии для упомянутых в этой статье сотрудников могут устанавливаться колдоговорами и соглашениями. На практике обычно фигурируют следующие их формы:

  • запрет на применение дисциплинарных взысканий – без предварительного согласия профорганизации соответствующего уровня;
  • ограничение перевода на другую позицию – также без предварительного согласия профорганизации;
  • выплаты в определённом размере – при участии в некоторых профсоюзных мероприятиях;
  • освобождение от работы – при необходимости участия в профильных конференциях и съездах.

Некоторые из этих дополнительных льгот упомянуты в ст. 374 ТК.

Особо нужно подчеркнуть, что для действующего и бывшего руководства профструктур ТК предусматривает более высокий уровень защиты от направленных против них действий нанимателя, о чём ясно говорится в статьях 374 и 376.

Как именно ст. 373 ТК прописывает порядок увольнения по инициативе нанимателя, члена комиссии по трудовым спорам?

Она указывает, что, приняв решение по увольнению данного сотрудника, наниматель уведомляет о своём решении соответствующую профсоюзную структуру. Этот орган, получив данное решение (оно должно быть составлено в письменном виде), в недельный срок может не согласиться с ним, направив нанимателю встречное мотивированное мнение. Далее предполагается, что наниматель в трёхдневный срок проводит консультации с этим органом, по результатам которых составляется протокол. Если он упорствует в желании уволить данного подчинённого, то его решение может быть оспорено с привлечением государственной инспекции по труду. Этот орган и принимает окончательный вердикт по данному вопросу, который, впрочем, может быть оспорен нанимателем в судебном порядке. Параллельно с этими процессами сотрудник также вправе оспаривать своё увольнение в судебном формате.

Особо следует отметить, что данная процедура актуальна, даже если увольняемый член комиссии не состоит в профорганизации.

На что нужно ориентироваться при необходимости расчёта среднего заработка члена комиссии по трудовым спорам?

В данной ситуации, как и в других случаях, когда требуется подсчёт средней величины доходов сотрудника, необходимо опираться на положения ст. 139 ТК. Дополнительные данные также содержатся в Постановлении Правительства № 922 от 24.12.07 и Решении ВС № АКПИ12-942 от 22.08.12.

Может ли член комиссии по трудовым спорам требовать от нанимателя полного освобождения от своей основной работы, мотивируя это необходимостью деятельности в данной организации?

Нет, поскольку участие сотрудника в этой комиссии не заменяет его основные функции, прописанные в трудовом договоре. Поэтому в разбираемой статье и оговорена обязанность нанимателя по сохранению за членом комиссии определённого уровня дохода и отведению ему специального времени, нужного для участия в её функционировании.

О гарантиях деятельности профсоюзов и актива

Трудовой кодекс РФ не только защищает права профсоюзов, в свою очередь являющихся защитниками трудовых прав и интересов работников, но и устанавливает гарантии деятельности профсоюзных организаций и работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов. Что же именно гарантируется?

17. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ

17.3. Гарантии деятельности профсоюзов

Гарантии работникам, входящим в состав выборных органов профорганизаций и не освобожденным от основной работы (ст. 374 ТК РФ)

Увольнение по сокращению численности или штата, в связи с несоответствием работника его должности или выполняемой работе из-за недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, руководителей (их замов) выборных органов первичек организации и ее подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним) допускается только с согласия соответствующего вышестоящего выборного профоргана. Этот орган в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для увольнения, рассматривает вопрос и письменно представляет работодателю решение о согласии или несогласии с увольнением. Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения вышестоящего выборного профоргана, если это решение не представлено в установленный срок или, на основании заявления работодателя, признано судом необоснованным. Соблюдение процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профорган права обжаловать в суд решение об увольнении.

Увольнение работника в связи с неоднократным и без уважительных причин неисполнением трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения вышестоящего выборного профоргана. Этот орган в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для увольнения работника (руководителя, его замов) выборных коллегиальных органов первичек организации или ее подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), рассматривает вопрос и письменно представляет работодателю свое мотивированное мнение. Работодатель вправе произвести увольнение без учета мотивированного мнения вышестоящего выборного профоргана, если такое мнение не представлено в установленный срок. Если вышестоящий выборный профорган не согласен с предполагаемым решением работодателя, стороны вправе в течение 3 рабочих дней провести консультации, оформив результаты протоколом. Если же и в этом случае общее согласие не достигнуто, работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня получения вышестоящим выборным профорганом упомянутых проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение. Оно может быть обжаловано работником или представляющим его интересы выборным профорганом в соответствующую госинспекцию труда (ГИТ).

В течение 10 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или представляющего его интересы выборного профоргана ГИТ рассматривает вопрос об увольнении и, если признает его незаконным, выдает работодателю обязательное для исполнения предписание: восстановить уволенного на работе с оплатой вынужденного прогула. Соблюдение этой процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профорган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, как и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание ГИТ.

Работодатель вправе уволить работника по вышеуказанным основаниям в течение месяца со дня получения решения о согласии с увольнением (мотивированного мнения) вышестоящего выборного профоргана, либо по истечении установленного срока представления решения (мнения), либо по вступлении в силу решения суда о признании необоснованным несогласия вышестоящего выборного профоргана с увольнением. В установленный срок не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

При отсутствии соответствующего вышестоящего выборного профоргана увольнение данных категорий работников по указанным основаниям производится в порядке, установленном ст. 373 ТК РФ (с учетом мотивированного мнения выборного органа первички при расторжении трудового договора по инициативе работодателя).

Члены выборных коллегиальных органов профорганизаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профсоюзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюзов, а если это предусмотрено колдоговором - то и на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и оплата времени участия в мероприятиях определяются колдоговором, соглашением.

Гарантии освобожденным профработникам (ст. 375 ТК РФ)

Освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя (ИП) в связи с избранием на выборную должность в выборный орган первички (далее - освобожденный профработник) по окончании срока полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - с его письменного согласия другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности этого в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности ИП или с отсутствием в организации, у ИП соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае получения образования - на срок до года. При отказе работника от предложенной работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением профсоюза.

Время работы освобожденного профработника на выборной должности в выборном органе первички засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж. Освобожденные профработники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, ИП в соответствии с колдоговором.

Гарантии права на труд членам выборного профоргана (ст. 376 ТК РФ)

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по всем вышеуказанным основаниям с работником, с руководителем выборного органа первички и его замами в течение двух лет по окончании срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК РФ (см. выше).

Обязанности работодателя создавать условия для деятельности выборного органа первички (ст. 377 ТК РФ)

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профорганизаций, объединяющих его работников, помещение для заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Если численность работников превышает 100 человек, работодатель безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профорганизаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые НПА. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профорганов могут быть предусмотрены колдоговором.

В соответствии с колдоговором работодатель может предоставить в бесплатное пользование выборному органу первички принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профорганизация не имеет права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этого профсоюза, выше, чем установлена для работников - членов этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных колдоговором, работодатель отчисляет первичной профорганизации денежные средства на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников - членов профсоюза работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профорганизации членские профсоюзные взносы из зарплаты работников. Порядок их перечисления определяется колдоговором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Работодатели, заключившие колдоговоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профорганизации денежные средства из зарплаты этих работников на условиях и в порядке, которые установлены колдоговорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профорганизации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных колдоговором.

Для лиц, нарушающих права и гарантии деятельности профсоюзов, ТК РФ и иные ФЗ устанавливают ответственность (ст. 378 ТК РФ).

Автор - заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое работодателем решение о данном увольнении.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое мнение не представлено в установленный срок.

Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение трех рабочих дней стороны вправе провести дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия в результате дополнительных консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня получения соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда.

В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда рассматривает вопрос о данном увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель вправе произвести увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников в течение одного месяца со дня получения решения о согласии с данным увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока представления таких решения или мотивированного мнения, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением. В установленный срок не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

При отсутствии соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, если это предусмотрено коллективным договором, также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Права профсоюзов

Д еятельность профсоюзов у нас регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах).

В соответствии с данным законом граждане имеют право на создание профсоюзов.

Права профсоюзной организации подробно регламентированы в главе 2 Закона о профсоюзах.

Профсоюз — это общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

В первую очередь, необходимо поговорить о том, что граждане обладают правом на создание профессиональных союзов для защиты своих прав и интересов в сфере своей трудовой деятельности. Это закреплено в статьях 7, 37 Конституции РФ. Статья 2 ТК РФ устанавливает право работников на создание профессионального союза, как основным принципом правового регулирования трудовых отношений.

Каждый, достигший 14 летнего возраста вправе создавать профессиональные союзы либо вступать и выходить из них. Данное право реализуется свободно без каких-либо разрешений. Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, имеют право состоять в российских профсоюзных организациях.

Иностранные граждане либо лица без гражданства могут состоять в российских профсоюзах при условии, что они проживают на территории РФ. Исключением из этого условия является указание в законодательстве РФ или в международных договорах РФ на невозможность членства в профсоюзах.

Независимость профсоюзов

З акон о профессиональных союзах закрепляет правило независимости профсоюзов.

Раскрывая содержание данного правила, можно на основании анализа ст. 5 Закона о профсоюзах отметить два аспекта независимости профсоюза – это:

  • деятельность профсоюзов независима от других субъектов, неподотчетность и неподконтрольность им,
  • запрет на вмешательство в деятельность профсоюзов. Любое вмешательство может ограничить права профсоюзов, а также повлиять на осуществление уставной деятельности профсоюза.

Независимость, неподотчетность и неподконтрольность профсоюзов означает, что субъект социального партнерства обладает свободой деятельности не зависимо от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; от работодателя и их объединений, союзов, ассоциаций; политических партий и других общественных объединений.

Конечно же, самостоятельность и свобода деятельности профсоюзной организации не означает, что она не имеет обязательств и ограничений.

Профсоюзы, зарегистрированные в качестве юридических лиц, являются общественными организациями, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность один раз в год по итогам отчетного периода в упрощенном составе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств.

Запрещение вмешательства в деятельность профсоюзов означает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица не вправе совершать действия, ограничивающие права профсоюзов или препятствующие их уставной деятельности.

Права профсоюзной организации

В процессе своей трудовой деятельности у работников возникает потребность в защите своих интересов.

Профсоюзная организация это коллективный инструмент по защите прав и интересов его членов.

Как инструмент по защите прав, профсоюз в первую очередь должен обладать делегированными полномочиями со стороны работников.

Таким образом профсоюз имеет:

  • право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников,
  • право на содействие занятости,
  • право ведения коллективных договоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением,
  • право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров,
  • право поддерживать отношения с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления,
  • право поддерживать отношения с другими представителями работников,
  • право на информацию,
  • право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров,
  • право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде,
  • права в области охраны труда и окружающей среды,
  • право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества,
  • права на социальную защиту работников,
  • право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Право на условия, обеспечивающие деятельность профсоюзов

З аконодатель установил такое правило, что работодатель обязан создать все условия для полноценной деятельности представителей своих работников (ст. 32 ТК РФ).

Работодатель обязан предоставить профсоюзам, образованные в организации, бесплатное пользование помещением, транспортными средствами, оборудованием, а также средствами связи в соответствии с условиями коллективного договора или соглашения.

Согласно статьи 377 ТК РФ работодатель, у которого в организации работают более 100 человек работников, обязан бесплатно предоставить профсоюзу, оборудование, отапливаемое и электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи и необходимые нормативно-правовые документы. Указанные материально-технические как минимум должны быть предоставлены в одном экземпляре.

Помимо указанных условий коллективным договором могут быть предусмотрены еще более расширенные условия по обеспечению деятельности первичной профсоюзной организации.

Гарантия прав профсоюзов

П ровозглашение и закрепление права профсоюзной организации является недостаточным, еще необходимо, чтобы данный комплекс прав имел фактическую реализацию в жизни человека.

То есть, необходимы определенные гарантии, являющиеся основой реализации права профсоюзной организации.

Гарантии права профсоюзной организации регламентированы наиболее подробно в Законе о профсоюзах.

Увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое работодателем решение о данном увольнении.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое мнение не представлено в установленный срок.

Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение трех рабочих дней стороны вправе провести дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия в результате дополнительных консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня получения соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда.

В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда рассматривает вопрос о данном увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель вправе произвести увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников в течение одного месяца со дня получения решения о согласии с данным увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока представления таких решения или мотивированного мнения, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением. В установленный срок не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

При отсутствии соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, если это предусмотрено коллективным договором, также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Комментарий к статье 374 ТК РФ

В целях обеспечения реальной возможности работникам, избранным в профсоюзные органы, быстро и эффективно выполнять обязанности по защите трудовых прав и интересов работников в ст. ст. 171, 374, 375 для них предусматриваются дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений.

В основе гарантий работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов, лежат положения, содержащиеся в документах МОТ, в частности, в Конвенции МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.), в которой предусматривается защита представителей работников, в том числе от увольнения по инициативе работодателей (см. коммент. к ст. 31).

Виды гарантий, перечень работников, для которых они установлены, и условия их предоставления дифференцируются прежде всего в зависимости от того, выполняется ли профсоюзная деятельность работником в сочетании с основной работой у работодателя (неосвобожденный профсоюзный работник) или работником, освобожденным от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзной организации (освобожденный профсоюзный работник). Эти различия отражены в ст. ст. 374 и 375 ТК.

В числе гарантий, установленных для профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, является защита от увольнения по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним) без соблюдения установленных условий законности увольнения.

Увольнение указанных работников по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК, т.е. получения и учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (см. коммент. к ст. 373).

Следует иметь в виду, что на практике (уже не в первый раз) вопрос о конституционности норм, устанавливающих особые гарантии трудовых прав работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций (включая их руководителей) и не освобожденных от их основной работы по трудовому договору, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по делу в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда г. Кемерово (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П) <1>.

17 декабря 2008 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу ФГУП "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича", в которой оспаривалась конституционность п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Суть дела заключается в том, что работник указанного учреждения М., являющаяся членом профсоюзного комитета, не освобожденным от основной работы председателем профсоюзной организации данного предприятия, в рабочее время на рабочем месте организовала кампанию по сбору подписей против установки пивных палаток в г. Мурманске и тем самым нарушила правила внутреннего трудового распорядка организации.

Однако президиум Мурманской областной организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства, куда работодатель обратился с просьбой дать согласие на применение к указанному работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания, в своем постановлении согласия не дал, причем данное решение мотивировано не было.

Российский профсоюз работников рыбного хозяйства в своем ответе на просьбу работодателя разъяснить указанное постановление сослался на отсутствие каких-либо нарушений норм трудового законодательства со стороны М.

По мнению заявителя, п. 1 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не соответствует ряду статей Конституции, поскольку предоставляет необоснованные преимущества работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, и создает для них возможность злоупотребления своими правами.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1060-О-П отмечается, что ТК, вступивший в законную силу с 1 февраля 2002 г., т.е. после вынесения Конституционным Судом РФ Постановления от 24.01.2002 N 3-П, закрепил иной круг гарантий для указанных категорий работников.

Так, ст. 374 "Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы" ТК содержит нормы, устанавливающие лишь особый порядок увольнения данных работников (с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа) и лишь по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК.

Таким образом, содержащаяся в ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" норма, не допускающая без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя, после вступления в силу названного Постановления Конституционного Суда РФ и ТК не действует и не подлежит применению.

Конституционный Суд РФ определил признать п. 1 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организации - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов, не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций (не освобожденные от основной работы), участвующие в качестве делегатов в работе съездов, конференций, работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а также когда это предусмотрено коллективным договором, на время краткосрочной профсоюзной учебы освобождаются от основной работы.

Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в перечисленных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Другой комментарий к статье 374 ТК РФ

1. Осуществление работниками деятельности в составе профсоюзной организации зачастую противоречит интересам работодателя, в связи с чем в отношении таких работников применяются различные способы воздействия со стороны работодателя в целях принятия необходимого ему решения. В связи с этим закон предусматривает ряд специальных гарантий, направленных на обеспечение независимости и самостоятельности деятельности профсоюзной организации, в том числе и недопущение воздействия со стороны работодателя.

В качестве одной из основных гарантий выступает ограничение свободы работодателя при увольнении работника, входящего в состав выборного профсоюзного органа, причем следует особо акцентировать внимание на том факте, что речь в данном случае идет о неосвобожденных работниках, т.е. тех, которые осуществляют полномочия в составе профсоюза наряду с реализацией основной трудовой функции. Такие работники находятся в административном подчинении работодателя, но в силу возложения на них дополнительных функций применение ряда оснований в отношении таких лиц допускается только в специальном порядке. Указанное ограничение действует лишь в отношении тех оснований увольнения, применение которых требует согласования с профсоюзной организацией, например, вследствие сокращения численности или штата работников, несоответствия занимаемой должности, а также неоднократного неисполнения должностных функций без уважительных причин.

Поскольку такой работник одновременно занимает должность в профсоюзной организации, то получение согласия профсоюзной организации не позволит сформировать объективное мнение о соответствии принятого решения требованиям действующего законодательства. В связи с этим закон устанавливает необходимость получения согласия при увольнении указанной категории работников от вышестоящей в порядке подчиненности профсоюзной организации.

Судебная практика неоднократно акцентировала внимание на том, что положения ч.1 комментируемой статьи распространяются исключительно на руководителей профсоюзной организации и их заместителей. В отношении иных категорий работников, в том числе и избранных на соответствующую должность в профсоюзной организации, указанные гарантии в соответствии с определением КС РФ от 4 декабря 2003 года N 421-О не распространяются.

Определением КС РФ от 3 ноября 2009 года N 1369-О-П положение ч.1 ст.374 ТК РФ было признано недействующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному КС РФ не соответствующим Конституции РФ. Речь идет о ч.2 ст.235 КЗоТ 1971 года (которая впоследствии была трансформирована в ч.1 комментируемой статьи), конституционность которой была предметом рассмотрения КС РФ, который в постановлении от 24 января 2002 года N 3-П пришел к выводу о ее противоречии Конституции РФ в той части, в какой ею не допускалось без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя. Как указал КС РФ, такое правовое регулирование представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности и собственника; подобного рода ограничение не обусловлено необходимостью защиты прав и свобод, нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям Конституции РФ; эта норма предоставляет работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками и создает возможность злоупотребления правом, что несовместимо с положениями ст.19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом и о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина.

Предусмотренные ч.1 комментируемой статьи гарантии не распространяются на случаи увольнения указанных категорий работников при отсутствии вышестоящего профсоюзного органа, т.е. отсутствия субъекта, с которым должно быть согласовано решение об увольнении работника. Увольнение таких работников производится в общем порядке - с получением мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, т.е. согласование в таком случае проводится с той организацией, в которой работник осуществляет деятельность, являясь ее руководителем или заместителем руководителя.

Отметим, что Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 199-ФЗ "О внесении изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации" в комментируемую статью были внесены значительные изменения. В частности, регламентирован порядок согласования выборным профсоюзным органом решения об увольнении работника. В целом данный порядок аналогичен общему порядку, установленному в ст.373 ТК РФ.

2. Поскольку рассматриваемая категория работников осуществляет трудовую деятельность в составе профсоюзной организации в порядке совмещения, то для ее осуществления им необходимо выделение рабочего времени, в течение которого они реализуют функции профсоюзного работника. В первую очередь, речь идет об участии в съездах и конференциях профсоюзов, а также в работе выборных коллегиальных органов.

На время осуществления указанных функций работники освобождаются от обязанностей по основному месту работы, причем с охранением за ними на указанный период основного места работы, а также среднего заработка. Освобождение работника производится приказом работодателя на период работы органов управления профсоюзных организаций, по истечении указанного периода работник приступает к исполнению ранее осуществлявшейся им трудовой функции в общем порядке.

Порядок предоставления указанных гарантий может быть закреплен коллективным договором, соглашением. Таким образом, работники и работодатель совместно определяют порядок деятельности профсоюзной организации, а также реализации отдельными работниками полномочий в рамках профсоюзной деятельности, при этом в обязательном порядке учитываются особенности производственной и иной деятельности, являющейся для такого работника основным местом работы.

Читайте также: