Какие вопросы задать директору школы при поступлении

Опубликовано: 03.10.2024

Собеседование перед поступлением в первый класс – самая актуальная тема для родителей, чьи детки вскоре впервые перешагнут порог школы. Многие мамы желают в подробностях знать, как именно будет проходить тестирование в выбранном учебном заведении, дабы обеспечить стопроцентное попадание в первый класс. Однако не стоит нагнетать ажиотаж: экзаменация шестилетки вовсе не так страшна, какой вы ее можете представлять в своем воображении. Старайтесь контролировать свои эмоции и не настраивать ребенка на сложности: это может сделать малыша тревожным и помешает сконцентрироваться в нужный момент.

Важно понять: собеседование проводится исключительно для того, чтобы оценить общее развитие ребенка и определить уровень готовности к обучению. Если собеседовавшие чада педагоги рекомендуют остаться на один год дома, не стоит делать из этого трагедию: вероятно, выпускник детсада психологически пока не готов влиться в новый коллектив и справляться с большими нагрузками.

Какие вопросы задают на собеседовании в первый класс

Ниже предлагаем ознакомиться с примерным перечнем вопросов, которые могут задать вашему сыну или дочке в школе.

  1. Как тебя зовут?
  2. Назови фамилию, имя и отчество твоих мамы/папы.
  3. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два, три?
  4. У тебя есть братик или сестричка? Кто из вас старше, а кто младше?
  5. Когда день рождения у папы? У мамы? (Оптимально, если ребенок знает месяц и день рождения)
  6. Когда ты празднуешь свой день рождения?
  7. Какая время года на дворе?
  8. Как ты понял, что сейчас лето? (Светит солнышко, поют птички и т.д.)
  9. Какие времена года ты еще знаешь?
  10. Сейчас утро или ночь? Почему ты так решил?
  11. Назови адрес проживания.
  12. В каком городе ты живешь?
  13. Назови страну, в которой мы проживаем.
  14. Кем работает мама?
  15. С чем связана работа папы? (Отвечая на этот и предыдущий вопрос, ребенок может не указывать должность, однако должен четко сказать род деятельности или место)
  16. Когда мы обедаем – утром или днем? А в какое время суток ужинаем?
  17. Когда ты катаешься на санках – зимой или летом? Почему?
  18. Когда желтеют листья на деревьях?
  19. Чем занимается строитель, врач, водитель?
  20. Хочешь ли ты пойти в школу?
  21. Чему ты там планируешь научиться? (Проведите с ребенком беседу о чтении, письме, счете, покажите школьные учебники и т.д.)
  22. Покажи правую руку, левое ухо. Зачем нам нос, уши, глаза, рот?
  23. Назови домашних животных. Теперь диких. (Объясните ребенку, в чем разница между домашними и дикими животными).
  24. Что больше: 3 или 7? Посчитай от 4 до 9.
  25. Как себя вести, если ты вдруг потерялся в городе?
  26. У кого больше лап: у кошки или индюшки?
  27. Что общего у молотка и топора, болта и гвоздя, молодого и пожилого человека? А чем разнятся два понятия в каждой паре?
  28. Дай определение, кто такой слон. (Ребенок должен перечислить не менее трех характерных особенностей: большое животное, живет в Африке, есть хобот)
  29. Зачем мы занимаемся спортом?
  30. Почему нехорошо драться, говорить неправду, портить чужие вещи? (Обсудите с первоклашкой эти и подобные вопросы с учетом морального аспекта)
  31. В чем отличие города от деревни?
  32. Как называется наша планета?
  33. Луна – это планета? (Элементарные понятия астрологии также желательно немного проштудировать)
  34. Как назвать одним словом: слива, черешня, клубника, брусника?
  35. Какой транспорт ты знаешь? (Воздушный, строительный, морской и др.)
  36. Что делать, если ты порезался?
  37. Ты знаешь телефонный номер одного из родителей или домашний?

Разумеется, этот список не исчерпывает возможные варианты вопросов. Поэтому при подготовке к собеседованию стоит ориентироваться на базовые понятия, касающиеся окружающего мира и человеческой деятельности. Вам также будет интересно почитать о том, как распределить нагрузку и правильно спланировать время первоклассника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет

  • Законны ли собеседования при приеме в школы?

В соответствии со ст. 67 закона «Об образовании в РФ» проведение тестирований, конкурсных отборов в общеобразовательных учреждениях при поступлении на ступень начального общего образования не допускается. Более того в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, т. е. не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся.

  • В каком случае школа может отказать в приеме? Кто пользуется преимущественным правом зачисления?

В приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Преимущественным правом поступления в общеобразовательное учреждение обладают граждане, которые проживают на закреплённой за школой соответствующими органами местного самоуправления территории. Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля и продолжается до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Если все дети, закрепленные на данной территории, приняты в первый класс, то учреждение вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 июля.

  • Что такое «Внеурочная деятельность»?

Федеральным государственным образовательным стандартом предполагается широкий спектр образовательных услуг в рамках организации внеурочной деятельности учащихся. На внеурочные занятия в классе отведено 10 часов, за счет которых общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Школа предоставляет учащимся возможность выбора различных занятий, направленных на развитие школьника. Согласно новым стандартам начального общего образования, часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, проектной деятельности, круглых столов, конференций, диспутов, работы школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

  • Как быть с «левшой»?

Ни в коем случае не переучивайте ребенка, это может привести к психоневрологическим нарушениям (повышенная возбудимость, заикание, энурез, нарушение сна и т.д). Сейчас есть специальные прописи для леворуких детей, обсудите с учителем возможность обучения по ним ребенка.

  • Надо ли с начала учебного года отдавать ребенка на кружки и секции?

Лучше сделать это позже, когда ребенок адаптируется к школе. Но если ребенку очень хочется, разрешите ему. Но не занимайтесь сразу во многих секциях и кружках, не перегружайте ребенка. У него должно быть «просто свободное время».

  • Ставят ли отметки в первом классе, ведь родители хотят знать об успеваемости своего ребёнка?

В первом классе обучение безотметочное. Это оправдано тем, что ребёнок находится в самом начале учебного пути. Учитель будет поддерживать словесной оценкой ученика. Важно, чтобы она была позитивной.

  • Какова продолжительность учебного года для первоклассников четырёхлетней начальной школы?

Продолжительность учебного года для первоклассников – не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года – не менее 37 дней. Учебный год может делиться на триместры либо четыре разные по продолжительности учебных четверти, во время которых организуются дополнительные каникулы для первоклассников в третьей четверти или втором триместре.

  • Какова продолжительность рабочей недели?

Учебная нагрузка в первом классе увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. С ноября ежедневно проводится по 4 урока.

  • Какова продолжительность урока в первом классе?

Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физминуток по 1,5 – 2 минуты каждая.

  • Может ли отдохнуть ребёнок во время урока?

С этой целью проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз, зарядка для пальцев. Учителя стараются разнообразить виды деятельности учащихся на уроке, чтобы переключить внимание ребёнка. Всё это способствует снижению утомления первоклассника на занятии.

  • Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к 1 классу?

Не обязательно. Умение складывать из слогов слова ещё не является умением читать. Ваших детей научат читать и писать в первом классе.

  • На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе? Прежде всего, на умение будущего школьники общаться со сверстниками, ведь ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом - семьей, классом. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.
  • Если ребенок часто болеет, а ему уже 7 лет и пора, идти в школу. Как быть? В настоящий момент в системе общего образования существует несколько форм получения образования детьми, достигшими школьного возраста. Если ребенок имеет хроническое заболевание или является инвалидом, то лечащий врач может рекомендовать родителям таких детей воспользоваться надомной формой обучения. В школе им расскажут, какие документы, кроме заявления, необходимы для того, чтобы ребенок учился на дому.
  • Обязательна ли школьная форма в 1 классе? Вопрос о школьной форме решается в каждом педагогическом коллективе индивидуально. Мнение большинства родителей в последнее время склоняется в пользу школьной формы. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети — они теперь первоклассники.
  • Как питаются первоклассники в школе? Как правило, после второго урока для первоклассников организуются горячие завтраки. Меню утверждается совместно двумя министерствами - здравоохранения и образования, многодетные и малоимущие питаются бесплатно.
  • Что делают дети на переменах? Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка. На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности, и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.
  • Что такое «продленка»? Группа продленного дня создается во всех школах и по заявлению родителей, которые хотят, чтобы их ребенок по окончании уроков находился под присмотром опытных педагогов. В группе продленного дня предусмотрены обед (платный, «если только ваш ребенок не попадает в льготную категорию), прогулка, развивающие занятия.
  • Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка? В 1 классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.

В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.

  • Где и какие учебники нужно купить для первоклассника? Учебники, как правило, выдаются школьникам бесплатно. Педагог может рекомендовать учащимся дополнительно купить какие-либо пособия. Этот вопрос обсуждается на родительском собрании. При необходимости учебники закупаются централизованно на весь класс.
  • Как организуется досуг первоклассников после уроков? На этот вопрос вы сможете получить ответ в вашей школе, которая предложит учащимся кружки, спортивные секции, театральные студии или другие виды развивающей деятельности.
  • Может ли ребёнок уходить один домой после уроков? Ответственность за здоровье ребёнка вне школы в не учебное время несут его родители. Школа обеспечивает безопасность учащихся во время их пребывания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей “с рук на руки “, по окончанию уроков ли работы группы продлённого дня педагоги отдают детей только их родителям или близким родственникам.
  • Как организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья?

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  • Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  • Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  • Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д. Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Вопросы на собеседовании в первый класс: что спрашивают у детей

Как проходят собеседования в первый класс — вопрос, который каждый год вызывает ажиотаж на «мамских» форумах. Мамы будущих школьников хотят точно знать, что ждет их в школах, которые они наметили для ребенка. И надеются, что эта информация обеспечит малышу беспроблемное поступление.

Не смотря на волнения, которые вызывает эта тема, на стоит бояться собеседований перед первым классом. И не нужно настраивать ребенка на борьбу и сложности. Это лишь поднимет его уровень тревожности, но не поможет ему сконцентрироваться и проявить себя.

Разъяснительное письмо Министерства образования о правилах приема в первые классы запрещает сложные тестирования, вступительные экзамены для будущих первоклашек. Задача собеседования — оценить общее развитие ребенка и его функциональную готовность к школе.


Собеседование проводят не чтобы отсеять вашего ребенка по конкурсу, а чтобы посмотреть: готов он учиться в школьном режиме, или ему это пока будет трудно, и стоит еще годик побыть в детском саду.

Если ребенок поступает в школу, к которой приписан по месту жительства, вам не могут отказать в зачислении на основании результатов собеседования.

Единственная причина для отказа — отсутствие свободных мест. В этом случае преимущество будет у тех детей, чьи родители подали заявление на прием раньше.

Собеседование проводит будущий классный руководитель вашего ребенка вместе со школьным психологом. Существует определенный перечень вопросов, на которые они попросят ответить малыша. И, проанализировав его ответы, порекомендуют вам, как подготовить ребенка к началу обучения, с какими специалистами (психолог, логопед, психоневролог) проконсультироваться, и тд.

Примерный список вопросов, которые могут задать ребёнку на собеседовании в первый класс

  1. Как тебя зовут?
  2. Как зовут твоих родителей (ФИО)?
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?
  6. Назови свой день рождения. (желательно год, месяц и день)
  7. Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь? что может показать нам это?)
  8. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  10. Кем работают твои родители? (ответ должен быть достаточно простым, не обязательно называть должность родителей, важно, чтобы ребенок понимал, поэтому продумайте, как можно легко назвать вашу работу. Так же надо сказать, где работают мама и папа.)
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь? (Весна - снег начинает таять, дни стали длиннее, стало тепло, месяц апрель, а это весенний месяц)
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? (почему? Летом можно кататься, если есть колеса, а санки плохо катятся по земле.)
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? (звонок сообщает детям, что пора идти на урок. За партой дети сидят, пишут, читают. На полу делать это не очень удобно. На доске можно писать мелом. Доска удобная, так как можно стереть и написать еще, а если бы была бумажная доска, то каждый раз надо было бы менять.)
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Чему ты там научишься? (Обязательно поговорите на эту тему. Дети говорят о чтении и письме. Если есть возможность, покажите учебники по разным предметам, расскажите, что есть еще и пение, рисование, физкультура. )
  19. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку глаза, уши, рот?
  20. Каких домашних животных ты знаешь? Диких? (Поговорите о том, какое домашнее животное что нам дает, почему люди одомашнили то или иное животное.)
  21. Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких. (Домашних птиц легко запомнить в таком порядке: куры, гуси, утки, индюки. Попугай не является домашней птице. Домашние это те, что несут нам яйца.)
  22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?
  23. У кого больше лап: у собаки или у петуха?
  24. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
  25. Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?
  26. Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый. (Обязательно рассмотрите инструменты, ребенку проще понять отличия, если он может потрогать, рассмотреть. Со старым и молодым человеком сложнее. Присмотритесь к бабушке на лавочке, попробуйте вместе с ребенком сформулировать)
  27. Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр - это хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он похож на большую кошку.)
  28. Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения.
  29. Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи. (28, 29 и 30 вопросы достаточно сложны для дошкольников, и в то же время очень интересны. Если вы поговорите с ребенком на эти темы, и для него будет польза, и вы можете узнать много интересного о своем ребенке.)
  30. Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт…
  31. Какие достопримечательности есть в твоем городе?
  32. Чем отличается город от деревни?
  33. Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты?
  34. Луна - это планета?

Какие задания могут дать ребенку на собеседовании

Ребенка могут попросить нарисовать фигуру человечка, либо списать, буквально, срисовать группу точек или написанное прописными буквами слово. Это покажет, насколько развита тонкая моторика руки и зрительная координация.

Предложат также выполнить графический диктант — под диктовку нарисовать узор по клеточкам, и составить геометрическую фигуру из отдельных элементов.

Чтобы проверить, насколько малыш знаком с математикой: его могут попросить сосчитать до десяти и обратно, посчитать «парами», найти пропущенное число в числовом ряду.

Из заданий на логику, малыша попросят найти лишний предмет в ряду, классифицировать несколько предметов по одному признаку, сравнить понятия, собрать из нескольких картинок последовательную историю.

Ребенка могут попросить придумать слово на заданный звук, проговорить, из каких звуков состоит слово, посчитать слоги или звуки в слове.

Ему могут предложить прочесть короткий текст.


Если малыш волнуется во время собеседования, и не может выполнить задание, не переживайте. Педагоги обязаны принимать во внимание его волнение.

И еще раз повторим: собеседование — это способ проверить готовность ребенка учиться, а не найти предлог, чтобы отказать ему в приеме.

Если вашим детям задавали необычные или чересчур сложные вопросы на собеседовании в первый класс, поделитесь ими в комментариях.

Независимо от того, сколько учителей вы собираетесь принять на работу , 5 или 25, вопросы, которые вы будете задавать в процессе собеседования должны стать ключом к раскрытию личных качеств учителя и позволить вам правильно выбрать кандидата, который успешно вольется в ваш коллектив. Попробуйте провести свое очередное собеседование с предлагаемыми в данном списке вопросами. Несомненно : Эти 50 вопросов позволят вам изучить знания, опыт и многое другое в претенденте на место учителя вашей школы.

  • Расскажите о вашей педагогической подготовке.
  • Что вы сейчас читаете, о чем. Не по работе , а просто для себя?
  • Чего вы собираетесь достичь в течение ближайших пяти лет?
  • Назовите 5 прилагательных, которыми вы можете описать себя?
  • Назовите один из своих недостатков и расскажите, как вы собираетесь с ним бороться.
  • Какие у вас есть увлечения, хобби помимо работы?
  • В каких секциях, кружках, организациях вы занимались, когда учились в школе или в институте?
  • Какую общественную работу вы готовы выполнять в педагогическом коллективе?
  • Почему вы решили стать учителем и что определило ваш выбор?
  • В каких классах (параллелях) вы предпочитаете работать и почему?
  • Какие ваши личные качества вы считаете особенно полезными в учительской работе?
  • Какая тема в вашем предмете вам нравится больше всего и почему?
  • А какая тема вам нравится меньше всего и что вы делаете для того, чтобы преподавать ее качественно?
  • Что вам больше всего нравится в работе учителя с точки зрения карьеры?
  • Что вам меньше всего нравится в работе учителя?
  • Расскажите о вашем представлении школьного образования, каково ваше учительское кредо?
  • Какую роль вы обычно играете в классе с детьми?
  • Опишите ваш учительский стиль.
  • Как вы собираетесь обустроить ваш кабинет?
  • Как вы планируете свое время, для того чтобы успешно справляться со всеми учительскими обязанностями?
  • Назовите свое самое большое достижение в вашей учительской карьере.
  • Как вы думаете, какие требования предъявляются к ученику в современной школе?
  • Какой аспект в считаете самым трудным в учительской работе в наше время?
  • Какими качествами должен обладать прекрасный учитель?
  • Опишите самый худший урок, который у вас был. Какие выводы вы сделали из него?
  • Расскажите, как вы обычно следите за своим кабинетом, как вы организовываете его сохранность и порядок?
  • Какую роль вы отводите родителям в благоустройстве вашего кабинета?
  • Как вы повышаете интерес и мотивацию учеников для активного изучения вашего предмета? (Какие методы поощрения или наказания вы используете для этого?)
  • С какими проблемами у ваших учеников в обучении вы сталкивались и как вы помогали ученикам преодолеть их?
  • Опишите вашу лучшую педагогическую разработку, инициативу.
  • Опишите идеальный урок, как вы его представляете.
  • Опишите, как вы планируете преподавание основных разделов или подразделов вашего предмета.
  • Как вы используете современные педагогические технологии в своей работе и какие?
  • Что вы планируете сделать для того, чтобы современные технологии активно использовались на ваших уроках?
  • Как вы общаетесь с вашими коллегами в педагогическом коллективе и что вы о думаете о своих коллегах. (Можно рассказать о прошлом месте работы или об учителях вообще.)
  • Какие вы выделяете типы учеников по их отношению к учебе?
  • Как вы относитесь к тому, что некоторые ученики стараются проявить свою индивидуальность и отстаивают право на собственное мнение?
  • Как вы подстраиваете процесс обучения под учеников, которым трудно дается учебная программа?
  • Как вы осуществляете поддержку учеников, имеющих явные проблемы (инвалиды, с проблемами во внешности, из неблагополучных семей)?
  • О чем бы вы попросили написать учеников вашего нового класса в начале года, чтобы лучше узнать их.
  • Как вы поступаете с учениками, которые регулярно пропускаю занятия в школе, или конкретно ваши?
  • Если большинство учеников в классе плохо выполняют проверочную работу, как вы на это реагируете на это?
  • Что бы вы хотели, чтобы помнили ученики после окончания учебы в вашем классе.
  • Как бы вы наладили и поддерживали отношения с родителями Ваших учеников?
  • Как вы будете поступать с учениками, которые отличаются плохим поведением и воспитанием, создавая этим проблему на уроке?
  • В каком случае вы будете отводить ребенка к директору или завучу?
  • Что интересного вы можете показать на своем уроке, если там будут присутствовать наблюдатели (проверяющие, родители, коллеги)
  • Если за вами закрепить наставника из наших учителей, какую помощь от него вы бы хотели получить?
  • Какие вы видите полезные факторы разностороннего общения для вас как преподавателя?
  • Почему бы вы хотели работать в нашей школе?

Ребенок делает уроки

Вот и подошел срок поступления в школу! Очень вероятно, что Вам предложат пройти предварительное собеседование, психологическое тестирование у психолога или что-нибудь подобное. Маленький ребенок при этом может испытывать стресс, теряться, чувствовать себя скованно и неуверенно. Что представляет собой процедура тестирования и как подготовить ребенка к встрече со школой так, чтобы она оказалась приятной и расскажет данная статья.

Почему проводятся подобные тестирования, думаю, Вам объяснять не надо - все школы хотят получить наиболее подготовленных к учебе детей с устойчивой психикой и способностями к обучению. И чем лучше будет проведен первичный отбор, тем проще будет последующие 11 лет обучения. Подобные собеседования проводят во всех школах, гимназиях - это необходимый элемент при приеме документов будущих первоклассников. В то же время сильного беспокойства по этому поводу проявлять не нужно, так как ребенка примут в школу вне зависимости от того, какой уровень подготовки он продемонстрирует на собеседовании.

Целью психологического тестирования при поступлении в первый класс является проверка базовых знаний ребенка об окружающем мире, уровня овладения ребенком чтением, письмом; а также диагностика эмоционально – волевой, мотивационной сферы.

Хотите Вы этого или нет, но скорее всего, избежать данной процедуры Вам не удастся (если только у вас нет связей с выбранным местом учебы вашего ребенка). Но это и не страшно. Важно подготовить ребенка к процессу собеседования, чтобы он не вызывал страха или робости.

Ребенок должен четко отвечать на вопросы психолога, при этом демонстрируя эрудицию, словарный запас, грамотность в отношении русского языка, знания об окружающем мире.

Процедура представляет собой ситуацию деловой беседы взрослого и ребенка и проводится в спокойной обстановке (как правило, это кабинет психолога).

Психолог поочередно задает ребенку значимые вопросы: как его зовут, сколько ему лет, знает ли он свою фамилию; просит назвать полные фамилию, имя и отчество родителей. Далее следуют тестовые задания: на проверку психических познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), формирования общей готовности.

Большое внимание уделяется проверке развития связной речи, умения мыслить синтетически, анализировать, рассуждать. Ребенка могут спросить, какое у него любимое художественное произведение, что он больше любит – сказки или стихи, и такие вопросы не должны его смутить или выбить из колеи.

Очень важно заранее подготовить ребенка к процессу тестирования. Правильный позитивный настрой значительно повысит активность ребенка на собеседовании. Никогда не следует запугивать малыша. Объясните, что от него требуется говорить спокойно, четко, ясно, и не нужно бояться переспрашивать, если суть задания осталась не ясной.

Желательно дома прорепетировать процедуру тестирования: так он будет чувствовать себя увереннее. Родителям следует успокоиться и довериться профессионалам: все вопросы, которые будут заданы ребенку, входят в обязательную программу детского сада, не прозвучит ничего нового.

Если вы присутствуете при собеседовании, каковы бы ни были ваши родительские чувства, постарайтесь не вмешиваться в процесс: этим вы можете помешать не только психологу, который выполняет свою работу, но и своему ребенку. Ребенок должен чувствовать, что он сам справляется с поставленной задачей. Дайте ему возможность самостоятельно рассуждать, находить свои ответы на вопросы, которые будут заданы.

При поступлении ребенка в школу психолог проводит собеседование с ним по следующим отраслям знаний:

Математика

Ребенок должен знать счет, уметь считать от 1 до 20 ( и в обратном порядке), уметь решать простейшие примеры и задачи. Ничего страшного не случится, если ребенок допустит ошибку, главное, чтобы он демонстрировал понимание и знание того, о чем его будут спрашивать.

Окружающий мир

Здесь важно знать явления природы: почему идет дождь, чем зима отличается от лета, сколько месяцев в году и дней в неделе. Ребенку могут задать вопрос, какие птицы улетают на юг, а какие остаются зимовать в городе, попросить перечислить домашних и диких зверей, птиц. Возможны вопросы на смекалку и сообразительность, как то: чем отличается птица от самолета? Ведь и птица и самолеты летают. Здесь ребенок должен будет подумать, порассуждать.

Русский язык и чтение

Это, безусловно, важный компонент. В идеале ребенок должен показать владение техникой чтения, но это вовсе не обязательно. Обязательным является знание всех букв, умение читать по слогам, отличать гласные звуки от согласных. Важно знание детской литературы: ребенок сам может дополнительно рассказать заранее подготовленное стихотворение или выученный отрывок из басни, либо же пересказать какую - либо сказку: какие там есть любимые герои, что происходило в самом произведении.

Психолог обращает внимание на сформированность мотивационной сферы и степень развития познавательных процессов будущего школьника, насколько полно и уверенно он отвечает на вопросы.

Краткий обзор тестовых методик, применяемых для оценки уровня готовности будущих первоклассников:

Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти

Цель методики: оценить объем кратковременной памяти, уровень внимательности и запоминаемости.

Суть методики: ребенку предлагается запомнить ряд коротких слов, не связанных между собой. После зачитывания инструкции психолог сначала сам называет слова, а затем просит ребенка повторить те, которые он запомнил.


Методика оценивания готовности к социальному взаимодействию

Цель данного тестирования: получить общую информацию о житейских знаниях ребенка.

Суть методики: психолог задает ребенку вопросы, касающиеся социальных ролей. Например, психолог может задать вопрос: чем отличаются профессии врача и учителя, почему, приходя в гости, нужно здороваться, как следует вести себя в классе.

Методика на определение аналитических способностей, умения обобщать

Цель методики: изучить сферу логического мышления, знаний об окружающем мире.

Суть методики: перед ребенком раскладывают карточки с изображением животных, растений, предметов бытовой техники, мебели и дают задание распределить карточки по группам, объединяя по какому-либо одному признаку.

Методика на выявления уровня образных представлений

Цель: получить информацию об уровнях развития образного мышления, умения синтезировать материал.

Суть методики: ребенку предлагается собрать целую картинку из разрозненных частей по типу мозаики.

В заключение хочется добавить: результаты собеседования всегда приблизительны, потому, что имеет место человеческий фактор: ребенок может застесняться, и даже если знает ответ на вопрос, промолчать или допустить ошибку. Не следует сильно переживать, если результаты оказались не такими, какие вы ожидали бы видеть. Ведь гораздо важнее не то, как нас оценивают другие, а сохранить интерес ребенка к обучению.

Читайте также: