Каким должен быть руководитель организации сочинение

Опубликовано: 17.09.2024

Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время система образования претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка руководителями и менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей руководителя, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что управление играет важную роль в развитии и функционировании организации.

В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные управляющие. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку они различаются в зависимости от особенностей среды работы данной профессии. Чем крупнее подразделение или отдел, который возглавляет руководитель, тем большим объемом знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Кроме того, профессиональный управляющий понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т. е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.

1. Личность и принципы руководителя

Особенности личности и труда руководителя интересовали людей уже давно. В советское время автор теории организационной деятельности П. М. Керженцев обосновывал важность роли руководителя тем, что именно руководитель подбирает кадры по своему образу и подобию, – они могут быть сильными, одаренными или посредственностями, важен в первую очередь подбор самих руководителей.

Понятие «личность» многогранно. Обычно мы считаем личностью человека, обладающего особыми, вызывающими уважение свойствами – сильная личность, авторитетная личность, но в античные времена понятие «личность» имело более широкий смысл, подразумевая совокупность тела, внешности человека и его душевных свойств, без какой-либо определенной оценки. Человек всегда находится в состоянии развития, становления, в поиске своего неповторимого образа, «личность – это человек, стремящийся стать самим собой». Интеллект, эмоционально-волевые качества, характер являются необходимой базой нестандартной личности, она слабо поддается коррекции, но именно она определяет профессиональные качества руководителя, его талант. Многими и многими качествами должен обладать лидер, творческая личность, но важнейшими из них (хотя и не часто встречающимися) являются чувство собственного достоинства, морально-этический стержень и высокая духовность. Благородство, верность нравственным принципам всегда отмечаются людьми и вызывают невольное глубокое уважение, хотя некоторым это кажется архаичным, неконструктивным донкихотством. Вот как пишет об этом доктор философских наук В. М.Шепель: «Каждая модель поведения выступает как реальное условие самореализации ее потенциала. Справедливость этих выводов подтверждают многочисленные опросы общественного мнения, выполненные за последние годы в нашей стране. На вопрос о том, какие качества руководителя больше всего ценят рабочие,получены следующие ответы: справедливость, честность, порядочность – 76% опрошенных; понимание жизненных проблем сотрудников, внимательность, доброта, человечность – 25%; умение организовать работу, деловитость, компетентность – 24%; требовательность – 4%. Многим начальникам следует задуматься над приоритетами обязательных качеств хорошего руководителя, тем более что сами руководители формируют иную шкалу приоритетов, ставя на первое место профессиональные и деловые качества, а личные, человеческие качества двигают на второй план. По мере возвышения начальника по служебной лестнице уменьшается критика в свой адрес и растет в адрес подчиненных, индивидуальные особенности сотрудников начинают интересовать высокого начальника все меньше.

Говоря в более широком смысле, требуется разносторонний человек, способный обобщать, воспринимать многочисленные, разнообразные факты и находить в них осмысленную директивную сущность. Способность широкого охвата и умение, не размениваясь на мелочи, принимать перспективные решения являются талантом, который иногда важнее всего другого. Он связан с высокой образованностью, большими знаниями, острой человеческой проницательностью и смелостью встретиться с трудностями лицом к лицу, когда выполнение принятых решений ведет к неопределенным последствиям.

Талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов.

2. Характеристика лидерства и ролей руководителя

Неординарная личность обладает и особым типом, стилем мышления, для которого характерны высокая скорость обработки получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высоко развитые способности к анализу и синтезу. Этот особый, полученный как драгоценное наследие предков или выработанный за годы жизни тип мышления называют творческим (еще и креативным, латеральным). Главной особенностью его является хорошо развитая интуиция, т. е. мыслительная деятельность, осуществляемая как бы «на краю» сознания. Хорошо развитая интуиция опирается на жизненный опыт человека и складывается из разнообразной информации, поступающей зачастую из всех органов чувств, мгновенно сортируемой, анализируемой и обобщаемой в виде акта принятия решения. Интуиция всегда входит важной составной частью в практику управления, и особенно важна ее роль в прогнозировании событий, в мыслительном процессе от гипотезы до принятия решения. С интуицией связан еще один немаловажный психологический феномен – рефлексия, взаимное реагирование и восприятие, одно из проявлений которой заключается в понимании хода мыслей собеседника или даже настроения группы лиц. Рефлексия характерна для труда руководителя, адвоката, педагога, полководца, оратора, т. е. для всех профессионалов, осуществляющих коммуникативную деятельность. Способность к творческому мышлению дает руководителю значительные преимущества перед коллегами.

Руководитель так тили иначе должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача руководителя или менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание.

Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие – обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают. Для начала я хотела бы представить основную подборку качеств лидера.

Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств Характеристика качеств

Физиологические качества Приятные внешность (лицо, рост, фигура, голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность

Психологические качества Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные качества Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора

Личностные качества Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность

Некоторые из этих качеств определены генетической основой личности, но большинство определяются воспитанием, приобретаются и развиваются в практической деятельности. Слабость выдвигаемых результатов исследований в том, что перечень важнейших качеств лидера можно было бы продолжать еще и еще и практическое применение выводов кажется сомнительным. Очевидно, что главные качества лидера – гибкое, нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив.

В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые общие характерные черты присущи лидерам различных стилей. Охарактеризую теперь черты лидера более конкретно.

Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше потому, что ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.

Лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

Лидер обладает широтой взглядов.Он никогда не скажет: «Это не мое дело». Если Вы ожидаете, что Ваша группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда Вас об этом попросят.

Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация, правильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

Лидер тактичен и внимателен.Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд меж двух ломтей хвалы.

Справедливость – тоже важная черта лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у Вас, вероятно появится десяток недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть честным – это умение признавать свои ошибки. Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. О вдохновляет таким образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.

Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.

Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера.

Следует быть готовым к тому, что лидерство может и отрицательно влиять на микроклимат в коллективе, создавать нежелательную оппозицию реализуемой управленческой стратегии. Как поступать в этом случае, особенно если убеждения, поиски разумных компромиссов не дают результатов и ситуация в коллективе может перерасти в конфликт? Искусство управления располагает на этот случай еще одним стилем руководства – адаптивным, т. е. ориентированным на реальную ситуацию.Ситуационный подход к лидерству предлагает несколько выходов из создавшегося тупика: например, переформирование групп с тем, чтобы добиться психологической совместимости с личностью руководителя, изменение должностных полномочий отдельных лиц в коллективе или даже внесение коррективов в некоторые задачи. К сожалению, харизма лидера может быть и хитрым, хладнокровно продуманным расчетом, маской, скрывающей истинное лицо беспощадного эгоиста и карьериста.

Также мне бы хотелось для полноты общей картины представить роли руководителя в организации.

Безусловно роль руководителя, как лидера, т. е. человека, оказывающего влияние на других работников организации очень важна. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

Одной из важнейших ролей руководителя является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как руководитель справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения.

3. Профессиональные качества руководителя и их характеристика

У руководителей особый предмет труда – информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда руководителей и менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, руководители должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению.

Динамика приоритетных требований к руководителю

Эффективность руководства

Гибкость в смене роли

Способность к анализу

Современная управленческая мысль переживает настоящую революцию. Традиционные подходы к управлению привлекают внимание, прежде всего как контролю над людьми, достижению стабильности и эффективности производства, использованию правил и процедур, созданию вертикальной структуры управления сотрудниками и достижению запланированных результатов.

Новый подход к психологии руководства предполагает использование энтузиазма и творческих способностей людей, поиск общих взглядов, норм и ценностей, открытый доступ к информации, поощрение командного труда, сотрудничества и партнерства, адаптацию организаций к внезапным изменениям внешней среды и достижение максимальной эффективности их деятельности.

Для того чтобы соответствовать требованиям общества в целом, руководителю необходимо постоянно повышать свою квалификацию, уровень компетентности в своем деле, совершенствовать свои способности, знания, имеющиеся навыки.

Совсем недавно важнейшим аспектом деятельности руководителей являлось выполнение непосредственных управленческих функций, т. е. планирование, организация, регулирование, контроль деятельности предприятий, изучение различных технологий производства и т. д. В настоящее же время основной акцент сделан на умение управлять коллективом, так как человеческому фактору стало уделяться большее внимание.

Руководитель в определенной степени должен быть тонким психологом, поскольку правильно выбранный стиль руководства, благоприятная рабочая среда, культура управленческого труда способствуют повышению качества и эффективности труда, оказывают значительное влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют росту производительности труда, развитию творческой инициативы работников и в итоге дают высокие показатели в работе.

Практика показывает, что руководители, добившиеся хороших отношений с сотрудниками, основанных на взаимном доверии и уважении, добиваются лучших результатов в работе, большей отдачи от персонала. По мнению П. Друкера, управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно действующую, целенаправленную и производительную группу.

В заключение можно сказать, что современный руководитель – это, во-первых, всесторонне развитая личность, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей. Во-вторых, это член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей. В-третьих, это личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальное отношение с коллегами. В-четвертых, это специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный компании и готовый защищать ее интересы, исполнитель определенной работы, делающий ее качественно и своевременно.

Руководитель – это член организации, способный занять в ней должное место и готовый взять на себя ответственность и соответствующие обязанности, поддерживающий распорядок и соблюдающий принятые нормы поведения.

Список использованной литературы

1. Розанова В. А. «Психология управления»

2. Кабаченко Т. С. «Психология в управлении человеческими ресурсами» СПб. : Питер, 2003 400 с.

3. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». –Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 608 с.

4. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. – М. :, 2001 528 с.

5. Мауэрс Р. Эффективное управление – М. : Финпресс, 2004.

Аналитическое эссе на тему: «Инновационные подходы в управлении» Актуальность данной темы состоит в том, происходящие изменения в сфере образования определяют необходимость обновления управленческой деятельности.

Мои маленькие достижения.
Мои маленькие достижения. Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Сегодня успешный руководитель — это тот, кто умеет воодушевлять других людей, вести их к достижению поставленных целей и способен убедить членов своей команды без колебаний принять свои жизненные ценности.

Что нужно для того, чтобы успешно строить отношения с людьми, — отзывчивость или потрясающая интуиция? Что требуется для плодотворной работы с людьми — строго соблюдать правила или использовать способности, дарованные нам Богом?

Большинство из нас способно мгновенно определить, когда рядом с нами находится человек, по-настоящему умеющий работать с людьми. Такие люди легко входят в контакт, акцентируют свое внимание на наших положительных сторонах и помогают нам расти. Взаимодействие с ними превращается в позитивный опыт, который вызывает желание проводить с ними еще больше времени.

Некоторых людей можно назвать великими мастерами в области строительства взаимоотношений. В их число входят такие люди, как Дейл Карнеги, Джон Вуден, Рональд Рейган и Норман Винсент Пил. В то же время есть и такие, чье отношение к окружающим делает их мастерами портить отношения. Такую репутацию заслужили Леона Хелмслей, Генри Форд (старший), Фрэнк Лоренцо и Деннис Родман.

Как ни странно, я хочу глубже понять смысл успешности того или иного руководителя. Поэтому целью своего эссе я ставлю изучение качеств успешного руководителя на конкретном примере, примере человека, который меня воодушевляет.

Успешный руководитель: кто он?

Какую цену вы согласились бы заплатить за то, чтобы овладеть навыками работы с людьми? Спросите руководителей ведущих корпораций, какое качество необходимо для того, чтобы стать лидером, и они скажут вам, что это умение работать с людьми. Поговорите с опытными менеджерами по продажам, и они расскажут вам, что знать психологию потребителя гораздо важнее, чем знать характеристики товаров. Побеседуйте с учителями и розничными торговцами, цеховыми мастерами и владельцами мелких предприятий, священниками и родителями, и они подтвердят, что в умении ладить с людьми состоит главное различие между теми, кто достигает вершин, и теми, кто остается ни с чем. Значение навыков работы с людьми переоценить невозможно. При этом не имеет никакого значения, чем вы собираетесь заниматься. Если вы способны располагать к себе людей, значит, вы способны добиться успехов во всем!

Многие люди попадают в капкан ошибочного восприятия человеческих отношений как чего-то само собой разумеющегося. На самом деле способность строить и поддерживать здоровые взаимоотношения — это самый важный фактор роста во всех сферах жизни. Навыки работы с людьми определяют масштаб потенциального успеха. Роберт У. Вудрафф — человек, чьи лидерские качества помогли превратить компанию «Coca-Cola» из мелкого регионального производителя в глобальную организацию и финансовую империю — понимал значение человеческого фактора в процессе достижения потрясающих результатов. В своей книге «Идеальное исполнение» («TopPerformance») эксперт в области взаимоотношений Зиг Зиглар цитирует бывшего генерального управляющего «Coca-ColaCompany». Зиг говорит, что Вудраффу нравилось раздавать людям собственноручно написанные небольшие заметки:

«Жизнь очень похожа на работу продавца. Все наши успехи и поражения зависят главным образом от того, насколько убедительно мы мотивируем людей, с которыми нам приходится иметь дело, "купить" нас и то, что мы предлагаем.

Руководитель должен обладать определенными качествами, которые безусловно характеризуют его как ведущую единицу. Это – совокупность организаторских навыков, особенностей мышления (способность работать над несколькими проблемами одновременно, устойчивость в ситуации неопределенности), черт характера (настойчивость, энергичность, сензетивность). Я считаю, что любой успешный руководитель (материально состоявшийся человек) – всегда лидер, и тут нет исключений. Если ты умеешь адекватно планировать деятельность предприятия в условиях финансовой нестабильности в мире, если тебя, с одной стороны, отличает настойчивость в принятии решений, а с другой – понимание в отношении к сотрудникам твоей компании – значит, ты обладаешь лидерскими качествами, которые помогут тебе удержать авангардные позиции на рынке. Лидерство – есть составляющая конкурентного фактора, обеспечивающая авансовое преимущество перед компаниями-конкурентами.

Для меня примером успешного лидера являются руководители, интегрирующие инновационные решения, так как они обладают чувством здорового риска, с одной стороны развивая свою отрасль внедрением новых решений, а с другой, делают ставку на еще неисследованный рынок сбыта. «Инновационные лидеры» не являются детищем лишь одной «новой идеи», все их достижения основаны на обширных знаниях, опыте реализации и явились результатом исследования и обработки большого количества информации. Например, основатель компании Google Сергей Брин придумал эффективный механизм автоматического поиска информации в интернете, а Билл Гейтс стал информационным магнатом, создав компанию Microsoft – лидера по разработке программного обеспечения.

Одним из немаловажных факторов успешного руководителя (а именно таким и является лидер) – считается способность понимания персонала, умение чувствовать подчиненных и способность делать ставку на других. Так, мне интересна работа, где руководитель охотно передает свои знания, bestpractices, которыми он обладает, и всегда готов помочь профессиональному росту своих подчиненных. Работа в крупной компании с таким руководителем и является моей мечтой. Именно в такой компании, на мой взгляд, возможно применение наиболее грамотной структуры управления персоналом. Большие компании могут позволить себе инвестировать в подготовку и профессиональное обучение кадров. В таких корпорациях применяется привлекательные стратегии мотивации персонала, это обусловлено сильной кадровой политикой, ведь именно замотивированные на успех сотрудники компании являются залогом развивающегося бизнеса.

Эффективные отношения руководителя и сотрудников в компании должны строиться по принципу личного примера руководителя. Начальник должен стать образцом высокой самоорганизации, где создание системы адекватной самооценки – есть одна из составляющих. Важной особенностью работы начальника является организация работы подчиненных, одно из главных условий которого - выбор оптимальных элементов работы с персоналом. В сущности, у руководителя имеются три основных способа воздействия на работников: 1) заставить; 2) договориться; 3) создать условия, в которых работник будет сам себя мотивировать (самомотивация).

Пример руководителя, который меня вдохновляет

Такие качества, как способность к принятию быстрого решения, отстаивание собственного мнения, независимость долгое время считались присущими исключительно мужчинам. Но в последнее время ситуация изменилась. Женщины на деле доказали свое право принимать решения. И сегодня мы все чаще слышим словосочетание «женщина-руководитель».

Стереотип восприятия сильной женщины был описан еще классиком: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Здесь, конечно, возникает вопрос: «Кто коня упустил, и кто избу поджёг?». Но это уже другая история…. Изречение же классика полностью подтверждает научные данные о большей адаптивности и жизнеспособности женского организма. Психологи же утверждают, что женщина и на руководящем посту остается женщиной, поэтому ее сила, так же как и в жизни вне работы, заключается в ее слабости. Еще одно довольно распространенное убеждение гласит, что успешная женщина-руководитель компенсирует полным погружением в работу свои неудачи в личной жизни, что на практике зачастую далеко не так.

Каждое из этих мнений имеет право на существование, а в качестве подтверждения их истинности можно найти примеры среди женщин-руководителей. В своем эссе я хочу остановиться на примере именно женщины-руководителя, примере, который меня вдохновляет. Ведь она стала первой женщиной-руководителем, смеющей посягнуть на святая святых мужчин – управление городом Петра. Валентина Матвиенко занимает пост губернатора Петербурга с 2003 года.

Стиль руководства, применяемый В.И. Матвиенко, является сочетанием таких качеств как доброта и строгость, женственность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля. Большое внимание уделяется ею установлению конструктивных отношений с центральными и региональными органами власти, что обусловлено стремлением искать и находить поддержку, готовностью к сотрудничеству. Гибкость и дипломатичность в сочетании с настойчивостью позволяет В.И. Матвиенко эффективно строить взаимоотношения с деловыми партнерам, находить у них взаимопонимание и поддержку. Сочетание эмоциональности и спокойной реакции на критику, а так же чувствительности и интуиции позволяют В.И. Матвиенко использовать гуманистический подход и социальную поддержку, а также легко адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. В.И. Матвиенко достигает успеха не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих ей черт и качеств. Сегодня у нее формируется новый подход к управлению. Оно должно стать менее иерархичным, более гибким, быстрым и подвижным. Управленец новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих подчиненных. Таким образом, выше сказанные качества более востребованы в современном управлении. Управленцы, эффективно применяющие так называемый «женский» стиль руководства, получают более высокую общественную поддержку, нежели при использовании традиционно мужских методов управления. Маргарет Тэтчер, чей престиж намного превышал репутацию любого другого британского лидера со времен Черчилля, сказала: «Успех женщине сопутствует всегда, когда она остается женщиной».

В имидже В.И. Матвиенко в большей степени выражены мотивы достижения и аффиляции, то есть умение ставить цели и достигать их. Также она отличается отсутствием авторитаризма и стремлением к сотрудничеству, что нравится пожилым и малоимущим избирателям.

Достижения Валентины Ивановны в государственном управлении — блестящий пример женского стиля руководства, в котором сочетаются гибкость в общении, склонность к компромиссу и диалогу в решении конфликтных ситуаций, способность не только понять, но и прочувствовать чаяния людей, умение экономно, по-хозяйски расходовать бюджет и вместе с тем сильная воля, упорство в достижении цели. По мнению Валентины Матвиенко, менталитет нашего общества пока мужской, поэтому она чувствует двойную ответственность. Не случайно она последовательно отстаивала в правительстве идею изменений в избирательном законодательстве, направленных на увеличение числа женщин на всех политических уровнях. С полным правом и не без оснований Валентина Ивановна считает: «Увеличение числа женщин в политике сделает ее более гуманной, направленной к людям, отвечающей интересам людей».

матвиенко лидерство инновационный конкурентный

А.П.Лукошкин (ректор ленинградского института авиационного приборостроения ): . самое основное для руководителя способность к стратегическому мышлению . Еще проницательность , любовь к людям, умение исключительно внимательно к ним относиться . Сила руководителя в создании школы, воспитании учеников . А любить людей руководитель должен обязательно.

По моему, эти слова можно отнести и к стилю руководства Валентины Матвиенко. Матвиенко, как успешный руководитель является не только хорошим организатором, умеющим наладить деловое общение между людьми, но и глубоко эрудированным, высоко культурным человеком, обладающим внутренней самостоятельностью, смелостью, способностью создать команду единомышленников, вдохновляющим и ведущим их за собой. Ведь без умения со стороны руководителя наладить деловое общение с подчиненными, партнерами, установить деловые связи невозможны ни эффективное управление, ни эффективное производство.

Достижения Валентины Ивановны в государственном управлении — блестящий пример женского стиля руководства. Ее пример как успешного руководителя, является для меня собирающим образом, в котором отражены все качества, которыми должны обладать настоящие руководители.

Список литературы

1. Барышева А. Что бы у фирмы было «завтра»//Управление персоналом.-2000-№5.-С49-52

2. Газета "Коммерсантъ С-Петербург" № 188 (4005) от 16.10.2008

3. Комаров Е.И. Деловитость женщины – руководителя. // Управление персоналом. – 1998. - №7

4. Максвелл, Дж. Лидерство: 25 ключевых принципов построения взаимоотношений с людьми / Дж. Максвелл; пер. с англ. О. Г. Белошеев. — Мн.: «Попурри», 2006. — 368 с. — ISBN 985-483-782-3

Я думаю, что в современном обществе нет человека, который бы не задумывался о том, каким должен быть идеальный руководитель. Образованным, честным, порядочным, активным, инициативным, харизматичным, лидером способным вести за собой подчиненных. И это, безусловно, не все качества, которыми должен обладать идеальный руководитель, но, по моему мнению, они являются основными, базовыми для успешного и эффективного управления образовательным учреждением.Считаю, что данная тема актуальна, так как рассматривает основные качества личности руководителя и современные механизмы эффективного управления. В настоящее время система образования претерпевает ряд преобразований, в том числе и сфера управления. Изменяется роль руководителя в системе управления. Очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние образовательного учреждения во многом зависит от личных качеств, знаний и способностей руководителя, его умения организовать работу коллектива и стремления достичь наилучших результатов. Сейчас я попробую составить портрет идеального руководителя.

Основным качеством личности идеального руководителя является образованность, специальная подготовленность. Трудно представить идеального руководителя в области образования без высшего профессионального образования и специального образования в области управления (Менеджмент в образовании). Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, руководитель должен иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению. Он должен быть нацелен на постоянное самообразование и повышение своего профессионального уровня, тем самым, так сказать первое лицо образовательного учреждения будет подавать положительный пример как учительскому коллективу, так и ученическому.

Менеджер должен быть открыт для инноваций, его задача не только принимать их, но и уметь адаптировать под существующую реальность и внедрять в конкретное образовательное учреждение. Один из способов внедрения инновационных процессов является создание внутри коллектива конкурентной среды, что позволит мотивировать его к самосовершенствованию и выявлению лидеров, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг.

Идеального руководителя должна характеризовать высокая степень ответственности. Он должен быть честным и порядочным, соблюдать нормы общечеловеческой морали, справедливым по отношению к окружающим. Он должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личность достойную уважения, быть человечным и заботиться о людях, принципиальным во всех вопросах, тверд в принятии решений. Педагоги, как известно представители творческой профессии, которые имеют свой определённый взгляд на многие вещи, в том числе, и на решения, принимаемые руководителем образовательного учреждения, из этого можно сделать вывод, что менеджер должен быть твёрд в принятии решений.

Харизма, такое качество должно быть присуще каждому руководителю образовательного учреждения. Именно харизма делает руководителя яркой личностью, выделяет его индивидуальность, создаёт его неповторимый образ. Заряжает окружающих оптимизмом, энергией и вызывает доверие у коллег. Способность убеждать, обаяние, властность, эмоциональность, уверенность в себе, неординарность мышления, умение предвидеть ситуацию без всех этих составляющих харизмы, трудно представить себе портрет идеального руководителя.

Реальное влияние руководителя на деятельность коллектива основывается не только на его официальных полномочиях, но и на личном авторитете, то есть базируется на двух позициях: формального руководителя и неформального лидера. Оптимальным для управления является тип руководителя с высоким официальным, профессиональным и личностным статусом. Лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, доброжелательность и оптимизм.

Хотелось бы остановиться и на физиологических качествах идеального руководителя. Это приятная внешность, поставленный голос, хорошее здоровье. Работа руководителя трудна, и поэтому именно хорошее здоровье помогает ему быть энергичным и работоспособным. Однако одного физического здоровья недостаточно, он должен быть и эмоционально здоровым человеком, иначе не выдержит всех перегрузок.

В заключении подведём итог вышесказанному. Идеальный руководитель это всесторонне развитая личность, обладающая необходимыми знаниями и квалификацией. Личность, обладающая определёнными моральными качествами. Член коллектива, способствующий успешному его функционированию. Лидер способный вести за собой коллектив, умеющий принимать правильные управленческие решения и нести за них ответственность, по средствам которых достигать поставленных целей. Физически здоровый, энергичный и работоспособный.

Дружелюбный и понимающий, требовательный и справедливый — среди сотрудников разные мнения по поводу того, каким должен быть идеальный руководитель.

Психологи высказывают собственное профессиональное мнение, какими чертами должен обладать человек, сосредоточивший в руках управленческие функции и власть.

Сегодня практически любой человек может стать менеджером в корпорации, но стать настоящим лидером — это высокое искусство. Кадровики жалуются, что людей со знаниями и опытом на рынке мало, а подавляющее большинство из них не обладает харизмой, способностью влиять на других и лидерскими навыками.

Можно ли стать хорошим руководителем или для этого нужно появиться на свет с характером Цезаря — спорный вопрос. Но обучение точно не помешает.

Скорее наоборот — есть шанс, что человек, который был назначен на руководящую должность со скрипом, переосмыслит методы управления и станет лучше как шеф.

Каким должен быть идеальный руководитель по Гоулману?

Американский психолог и исследователь Дэниел Гоулман перечисляет целых 12 качеств лидера, которые дают ему шанс стать выдающимся.

Удивительно, но, по словам Гоулмана, только 15% достигнутых успехов в области управления людьми можно отнести на уровень образования или классический IQ.

Остальные 85% успеха обусловлены так называемым эмоциональным интеллектом.

Главные черты идеального руководителя:

1. Эмоциональное саморегулирование

Психолог характеризует эмоциональный самоконтроль как способность контролировать эмоции и даже направлять их, чтобы достичь поставленных целей.

Такой руководитель кажется спокойным даже в условиях острого кризиса, благодаря чему сотрудники доверяют ему и верят в его способность выйти из патовой ситуации.

Указаниям такого лидера люди верят и следуют беспрекословно.

2. Целеустремленность

Лидеры, которые сосредоточены на достижении конкретных целей, обычно издают точные и логичные инструкции, имеют четкие критерии для оценки результата, а их сотрудники знают, почему они работают и как должны это делать.

Менеджеры, которые последовательно преследуют цель, требовательны к другим и к себе.

Их цели зачастую амбициозны и гарантируют личное развитие, но они осуществимы.

3. Неисчерпаемый оптимизм

Оптимистичный руководитель всегда в выигрыше — вместо угроз он видит возможности, имеет силы для достижения цели и, как никто другой, способен мотивировать команду.

Сотрудники также извлекают выгоду из его веселого взгляда на будущее, потому что такой лидер склонен смотреть не только на компетенции, но и на предпочтения подчиненных.

Задачи, поставленные менеджером-оптимистом, с большой вероятностью будут удовлетворять самих подчиненных и мотивировать их.

Гибкость — это умение приспосабливаться к меняющимся условиям труда.

Преимущество таких руководителей — отличная организация работы и отсутствие рутины. Они видят потребность в инновациях и изменениях на предприятии раньше, чем остальные. Люди, которыми они управляют, чаще всего не боятся трудностей, они становятся творческими, а их приверженность делу выше всяких похвал.

Способность сопереживать связана не столько с вмешательством в личные проблемы или настроения сотрудника, сколько с умением просто и понятно общаться с подчиненными.

Такой босс хорошо смотрится в крупных корпорациях с мультикультурным персоналом.

С точки зрения рядового сотрудника, преимущество такого руководителя в способности слышать, принимать аргументы и понимать мотивы других людей.

6. Осведомленность о делах

Осведомленность руководителя о делах компании имеет огромное значение для команды, работающей на него. Это особенно важно в корпорациях, где успехи зависят не только от утомительной работы, но и от правильной политики.

Такой лидер интуитивно чувствует правила, даже если они нигде не записаны. Обращает внимание не только на осуществляемую деятельность, но и на отношения между людьми.

7. Влияние на других

Руководитель по определению обязан оказывать влияние на других людей.

Преимуществами настоящего лидера являются способность сплотить единомышленников вокруг своей идеи, способность убеждать вас в своих аргументах и выбирать правильный способ общения для каждой конкретной личности.

8. Наставничество

Хороший руководитель должен заботиться о развитии подчиненных, быть им своего рода наставником, учителем. Он должен показать их сильные или слабые стороны, чтобы люди эффективно работали над собой и развивались в нужном направлении.

Важно, чтобы сотрудники получали положительные отзывы от своего руководителя.

Если сотрудник «бестолочь», в этом есть доля вины шефа.

9. Навыки управления конфликтами

На каждом рабочем месте возникают конфликты. Хочется или нет, руководителю придется выступать миротворцем. Хороший босс может выслушать аргументы сторон в конфликте, а затем вынести компромиссное, подходящее для всех решение.

Худшее, что может сделать начальник — это разрешить конфликт авторитарным методом либо попытаться льстить сторонам наедине. Это удар по своему имиджу и по коллективу.

Примирение конфликтующих сторон и установление общей позиции, приемлемой для всех, укрепляет авторитет руководителя и предотвращает интриги между сотрудниками.

10. Способность вдохновлять людей

Харизма является полезным качеством для руководителя любого звена.

Лидер, который может вдохновлять, заражает команду своим оптимизмом и страстью к любимому делу. Сотрудники улавливают видение своего руководителя и с энтузиазмом стремятся достичь цели. Работа с таким боссом радует, а его похвала окрыляет.

Сотрудники чувствуют, что работа интересна, и ее цель разделяется всем коллективом.

11. Совместная работа

Настоящий лидер не только участвует в принятии решений, но и способен работать на переднем крае, показывать пример подчиненным и создавать единый трудовой порыв.

Каждый, на кого возложено управление персоналом, должен знать, что формирование чувства принадлежности к группе начинается с руководителя. Если шеф хочет добиться успеха в этом вопросе, коллектив должен рассматривать его как «своего».

12. Эмоциональное самосознание

Великие лидеры чувствительны к собственным эмоциям, они могут назвать их, определить источники этих эмоций и, представляя полную картину ситуации, руководствоваться ими.

Начальникам, которым присуще эмоциональное самосознание по Гоулману, сотрудники обычно симпатизируют, они способны открыто говорить о своих эмоциях с коллективом и убедительно презентовать амбициозные проекты.

Кого сотрудники считают идеальным руководителем?

Видение рядовых работников может сильно отличаться от выводов психологов.

Проведенные в нескольких странах Восточной Европы социологические опросы позволяют расставить приоритеты сотрудников в следующем порядке.

Черты идеального руководителя (по убыванию значения):

— Профессиональная компетентность

— Понимание сотрудников

— Объективность

— Сдержанность

Большинство европейцев хотят видеть в начальнике, прежде всего, настоящего профессионала. Это должен быть человек, который способен выступать в роли наставника, локомотива бизнеса. С ним компания или организация должна процветать и улучшаться.

Дальнейшее видение идеального босса касается более человеческих черт.

Почти каждый четвертый подчиненный мечтает о понимающем и прощающем начальнике, каждый пятый — об объективном. Такой результат нас не удивляет. У каждого были случаи, когда он шел к шефу с надеждой «пускай выслушает, прежде чем примет решение».

Справедливый и понимающий босс — это сокровище для коллектива.

Каждый десятый респондент считает, что идеальный руководитель должен проявлять сдержанность и вести себя корректно. Наконец, многие ценят в начальнике опыт.

Образец для подражания

Анализируя истории с авторитетными боссами, создавшими знаменитые компании, выясняется, что ни один не обладал всеми указанными характеристиками. Пример?

Уолт Дисней, который был требовательным, опытным, профессиональным, однако не прощающим и не объективным. Когда сотрудники жаловались ему, он делал все, чтобы уволить человека или заставить написать заявление.

Создатель легендарной компании вводил сумасбродные ограничения для сотрудников, включая подсчет посещений туалета и перерывов на бутерброды в рабочее время.

Кстати, другой успешный босс Генри Форд использовал подобные методы.

Разные времена, разные подходы

С изменением на рынке труда отношение начальников к коллективу также меняется.

Пару лет назад мир с восторгом комментировал решение американского работодателя.

Джейсон Фрид из США добровольно ввел четырехдневную рабочую неделю с предоставлением возможности делать работу удаленно из дома.

«Если кто-то хорошо выполняет свою работу, мне не интересно, где он это делает», - прокомментировал Фрид, получивший признание лучшего руководителя в мире.

Пасынок Юлия Юрьевна

– И звёзды вам повинуются? – спросил Маленький принц.
– Ну конечно, - ответил король. – Звёзды повинуются мгновенно.
Я не терплю непослушания… Я потребую, чтобы солнце зашло.
Но сперва дождусь благоприятных для этого условий,
ибо в этом и состоит мудрость правителя.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Человек, который желает выжить в современном мире, на мой взгляд, должен быть успешным.
Что нужно, чтобы быть хорошим, успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность?
Мне кажется, главное – смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой. Успешные директора устанавливают высокие внутренние стандарты работы. У них высокие ожидания в отношении своих учеников и сотрудников; они сообщают об этих ожиданиях людям внутри и за пределами своей школы.
На мой взгляд, основными качествами, которые должны быть присущи хорошему руководителю, являются следующие:
• Компетентность.
• Коммуникабельность.
• Внимательное отношение к подчиненным.
• Смелость в принятии решений.
• Способность творчески решать проблемы.
Последнее, мне кажется, является самым важным.
По моему мнению:
 хороший руководитель – это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии.
 хороший руководитель – это личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами.
 хороший руководитель – это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов.
 хороший руководитель – это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь длительные трудности.
 хороший руководитель – это лидер, стремящийся не приказывать, а выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, являющийся энтузиастом и готовящий, поддерживающий энтузиастов.
 хороший руководитель – это человек, интегрирующий усилия сотрудников на широкое использование культурно-этнических инструментов управления.
Кроме того, современный директор школы должен иметь и черты менеджера-лидера:
• Доступен любому работнику.
• Тон обсуждения любых проблем всегда доброжелателен.
• Понимает, что управлять, значить делать дело руками других. Отсюда большую часть своего времени он отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системам поощрения. Он лично знаком со значительной частью работников.
• Противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив.
• Терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии.
• В трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений.
• Не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием.
• Стремится развивать коллективные формы работы единой командой.
• Всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой.
• Формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других.
• С готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников.
• Не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.
Именно таким, на мой взгляд, должен быть хороший руководитель.
Воплотить в жизнь эту модель нелегко, но как говорят американцы: «Умение ходить по воде не возникает за один день».
Директорами не рождаются, директорами становятся!

Комментарии

Вполне с вами согласна.

Вполне с вами согласна. Многое из этого использую в практике, но есть отдельные личности, которые пользуются доверительным к ним отношением и стараются уйти от ответственности, не добросовестно выполняют свои обязанности. Приходится иногда отступать от принципов!

Читайте также: