Каким должен быть внешний вид муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей

Опубликовано: 17.09.2024

alt="Майка, джинсы или костюм с иголочки? Каков выбор, такова, к сожалению, и карьера. Фото: Hung_Chung_Chih / iStock" />
Майка, джинсы или костюм с иголочки? Каков выбор, такова, к сожалению, и карьера. Фото: Hung_Chung_Chih / iStock

Дресс-код - это такая штука, которая очень влияет на восприятие представителя власти

Насколько наши госслужащие просвещены по части дресс-кода?

Гилана Михайлова: Если бы они были просвещены хотя бы процентов на шестьдесят, мы бы не занимались разработкой этих рекомендаций столько времени.

А сколько времени вы ею занимались?

Гилана Михайлова: Год. А до этого еще год готовились. Это достаточно сложная и трудоемкая работа. В ней участвовали специалисты по протоколу, этикету, стилисты, имиджмейкеры, портные.

Госслужащие привлекались к этой работе?

Гилана Михайлова: Конечно. Они у нас были экспертами. Мы им посылали проекты на отзыв. Надо сказать, что в своих рекомендациях госслужащие были намного жестче, чем разработчики.

Много ли госслужащие в этом понимают? Вы же сами сказали: если бы они были просвещены хотя бы процентов на шестьдесят.

Гилана Михайлова: Тем не менее они встречаются каждый день со своими коллегами, что-то их раздражает в одежде, что-то не нравится.

Разработать дресс-код для чиновников - это был заказ правительства?

Гилана Михайлова: Нет. Это была инициатива ряда ответственных людей, которые сталкиваются с государственными служащими и которым не очень приятно, когда те выглядят, скажем так, не как представители власти и люди, которыми хотелось бы гордиться. Ну и запрос федеральных структур, с которыми мы активно сотрудничаем. Дресс-код - это такая штука, которая очень влияет на восприятие государственного служащего общественностью.

Документ, который вы подготовили, уже лег чиновникам на столы?

Гилана Михайлова: Да, месяца полтора назад мы его разослали по регионам.

Лучше правила знать и от них отступать, чем не знать и делать все неправильно

Итак, что уместно и что неуместно в одежде чиновника?

Гилана Михайлова: Все зависит от ситуации. Если человек работает в офисе и у него нет встреч - это одно. Если человек летит в командировку - это другое. Если человек приглашен на прием к губернатору - это третье. Всего пять дресс-кодов для дам и шесть для мужчин. Они очень детально проработаны. До цвета костюмов, длины носков для мужчин и использования аксессуаров для женщин.

Ну, цвет костюма темно-синий или серый - так ведь?

Гилана Михайлова: В целом, да. Хотя дамы могут себе позволить больше цветов, включая черный. Хотя, надо сказать, черный - очень сложный цвет, имеет множество оттенков, и его бывает трудно сочетать друг с другом, если возникнет идея надеть черную юбку от одного и пиджак от другого.

А какой должна быть сорочка для мужчины?

Гилана Михайлова: С сорочками все просто. Никаких принтов. Почти любой мелкий рисунок годится. Цвета тоже прописаны, и там довольно большой спектр. Кроме слишком ярких.

Цвет галстука?

Гилана Михайлова: Любой, какой нравится.

И красный?

Гилана Михайлова: Почему нет? Но не "трамповский" красный, а бордовый или красный с какими-то вставками.

Аксессуары?

Гилана Михайлова: О них тоже сказано. Например, для дам невозможны войлочные или какие-то рукодельные из ракушек, найденных в счастливое время с ребенком на берегу моря. Это все только для дома, на работу в этом ходить не очень прилично. Недопустимы также всякие снеговики или змеи.

А изделия из янтаря?

Гилана Михайлова: Это уже бижутерия, она может быть и с серебром, и с золотом, это все вполне допустимо.

Прописан ли ценовой диапазон в одежде, аксессуарах?

Гилана Михайлова: В документе ничего не говорится о ценах. Этот вопрос тонкий и остается на усмотрение госслужащего. Мы же понимаем, что госслужащие очень разные и у них разные зарплаты. Тем не менее, если дама работает, скажем, в администрации области или края и на ней "Шанель", и все считают, что это не фейк, а настоящая "Шанель", мне кажется, это не очень корректно по отношению к людям, с которыми ей приходится встречаться.

Существует ли некая мода внутри дресс-кода?

Гилана Михайлова: Конечно. Если человек разбирается в моде, понимает тренды и ему интересно себя каким-то образом наряжать, то почему нет? Тут дресс-код только в помощь.

Прически?

Гилана Михайлова: Аккуратные. Главное, чтобы они были. Проснуться и не расчесавшись прийти на работу - значит проявить неуважение к посетителям. Голова не должна быть бесформенной.

Мне кажется, лучше, чем кто бы то ни было, это понимает бывший сенатор Валентина Петренко.

Гилана Михайлова: Это ее собственное позиционирование. Ее и знают все благодаря прическе. В любой точке мира она очень запоминаема и никогда не потеряется.

Разработанный документ - это рекомендации или предписания?

Гилана Михайлова: Это рекомендации. Это не дамоклов меч. Лучше правила знать и от них отступать, чем не знать и оказаться в неловкой ситуации.

Я встречала парочку депутатов в косоворотках

Люди с трудом принимают любые регламентации, особенно в одежде. "Я сама знаю, что и когда надевать, не надо мне указывать". Вы уверены, что чиновники не будут пренебрегать вашими советами?

Гилана Михайлова: Есть очень маленький процент просто неадекватных людей. На госслужбе они тоже есть. И они говорят: нет, мы будем ходить в "леопардах", мы будем носить белые прозрачные блузки с черным бельем, мы таким образом позиционируем себя. Но рано или поздно им объяснят, что они представители государственной власти, они несут определенную ответственность за ту или иную часть работы именно в государственной сфере, как представители государства. И поэтому должны выглядеть подобающе. Большинство людей, с которыми мы встречались и разговаривали о дресс-коде, говорили: ну наконец-то, теперь хотя бы понятно, что и когда уместно надевать.

Фото: instagram / kpp26.ru

И все равно государственные мужи сопротивляются дресс-коду. Бывший руководитель службы протокола президента СССР, бывший шеф протокола первого президента России Владимир Шевченко рассказывал мне, что на Горбачева так и не удалось надеть фрак, а Ельцина с трудом удалось облачить в смокинг.

Гилана Михайлова: Я думаю, даже вы, прекрасно выглядящий, будете себя неловко чувствовать во фраке. А люди с лишним весом или нестандартной фигурой - они вообще себя чувствуют пингвинами в нем. И это нормальное человеческое сопротивление. Но мы же не про фраки, а про повседневную одежду чиновника. Если вы встречаетесь с такими-то людьми, заходите в такие-то учреждения, приглашены на такие-то приемы, то вам рекомендуется дресс-код такой-то. Вы, конечно, можете в джинсах прийти на прием к губернатору или президенту, но вряд ли ваша карьера продолжится после этого, вы ведь проявили неуважение, а не просто пришли в джинсах.

Кто из российских чиновников, на ваш взгляд, может служить эталоном в одежде?

Гилана Михайлова: Из дам - несомненно, Валентина Матвиенко. Из противоположного пола - один из самых элегантных мужчин, кроме президента, - господин Лавров. Он всегда выглядит хорошо. За исключением случая, когда он в Монголию прилетел в джинсах. Видимо, в самолете не успел переодеться. И уверена, что он сам не очень комфортно себя чувствовал.

По этому поводу была определенная реакция с монгольской стороны?

Гилана Михайлова: Была. И пресса об этом тоже не умолчала.

А выезд на пикник или на рыбалку в ходе официального визита - в этих случаях дресс-кода не существует?

Гилана Михайлова: Нет, это все равно дресс-код, просто другой. Все участники пикника или рыбалки знают, что мероприятие публичное, что работают журналисты, идет телесъемка, и поэтому имеет значение, как ты одет.

Известный советский танцовщик Махмуд Эсамбаев был депутатом Верховного совета СССР, куда являлся на заседания в безукоризненном европейском костюме, но неизменно в папахе. Национальные акценты в дресс-коде допускаются?

Гилана Михайлова: А почему нет? Правила нужно знать, чтобы иметь возможность их обходить, с чем прекрасно справлялся любимый в нашей семье Махмуд Эсамбаев. Я встречала парочку депутатов в косоворотках. Выглядело не так импозантно, как папаха Эсамбаева, но вообще национальная одежда входит в рамки высшего дресс-кода. Но Россия светское, цивилизованное государство. У нас не принято ходить в кокошниках и сарафанах на прием к губернатору или в Кремль.

Бывает, пиджак болтается, как у Пьеро, или, наоборот, едва сходится на груди

Каковы типичные ошибки в дресс-коде у наших чиновников?

Гилана Михайлова: У дам - яркие и дорогие украшения, что неприемлемо, они ведь "слуги народа". Короткие юбки на дамах не первой молодости. Кроме того, некоторые дамы приходят на конференцию в тех же коротких юбках, и они не думают, что им придется сидеть на сцене. Некоторые молодые дамы приходят на высокой шпильке, и это подчас кончается травмой, потому что есть учреждения, где плитка гладкая и по ней очень трудно ходить. Неуместны открытые плечи. Бросается также в глаза неумение использовать макияж - он либо слишком яркий, либо вообще отсутствует, что одинаково плохо.

А у мужчин?

Гилана Михайлова: Короткие носки. Стоптанные ботинки. Не своего размера пиджаки. Бывает, пиджак болтается, как у Пьеро, или, наоборот, едва сходится на груди. Складывается впечатление, что у кого-то взял напрокат и должен вернуть по окончании мероприятия. Или, бывает, мужчина надевает пиджак, а сверху куртку, которая короче пиджака, и полы пиджака развеваются, когда он идет в этой куртке. Я не понимаю, в чем проблема? Почему эту куртку не заменить на плащ, пальто. Пиджак из-под куртки смотрится ужасно. Короткие рукава сорочки с костюмом или блестящие костюмы - в той же категории.

Может, во избежание "вольностей" в одежде госслужащего стоило вернуться к мундиру?

Гилана Михайлова: У нас дипломаты имеют мундиры и по торжественным случаям их надевают. Как и прокуратура, военные, еще ряд министерств. Но, на мой взгляд, вводить мундиры для всех чиновников нецелесообразно. Даже если они вынуждены будут заплатить из своего кармана часть денег за свои мундиры, то другая часть все равно ляжет на карман налогоплательщиков.

Фото: EPA/OLIVIER HOSLET

А у советской номенклатуры был дресс-код? Вот, скажем, френч. Его в 30-е годы все начальники носили.

Гилана Михайлова: Френч и всякого рода мундиры связаны с нашей военной историей. Френч - это дисциплина, это подчинение приказам, это мобилизованность. В 50-е годы уже перестали носить френчи. Люди настроились на мирную жизнь, и это отразилось в одежде.

А комиссарская кожанка - это был дресс-код?

Гилана Михайлова: Скорее, символ времени. Кожанкой можно было подчеркнуть свою революционность. Так же, как, например, красной косынкой.

Если человек плохо выглядит, мне не хочется за него голосовать

Как соотносятся дресс-код и мода? Дресс-код может игнорировать моду?

Гилана Михайлова: Он ее не игнорирует. Скажем, две пуговицы на однобортном пиджаке у губернатора не противоречат моде. А лет двадцать назад в ходу были пиджаки с тремя пуговицами, и мужчины-госслужащие следовали этой моде.

Дресс-код играет какую-то роль в достижении успеха?

Гилана Михайлова: Несомненно. Потому что именно внешний вид кричит о людях больше, чем они сами могут о себе сказать. Если у тебя пиджак больше, чем ты, на парочку размеров, да еще на плечах которого перхоть. А мне бы хотелось, чтобы госслужащие хорошо выглядели. Они должны соответствовать своему положению и показывать общественности не заскорузлость бюрократии, а современный подход к государственной службе. В том числе и внешним видом. Если человек плохо выглядит, мне не хочется за него голосовать и большого доверия он у меня не вызывает.


Гилана Михайлова - директор Центра международного протокола РАНХиГС, исполнительный директор Национальной ассоциации специалистов по протоколу (НАСП). В 1998 г. провела первую в России конференцию по протоколу с участием В.Н. Шевченко, шефа протокола президента России. В 2001 г. создала агентство "Деловой протокол", которое является все эти годы лидером в области подготовки специалистов по протоколу, этикету и кросс-культурным коммуникациям на российском рынке услуг. С 2001 г. помогает в организации крупных международных конференций, форумов, саммитов. С 2007 г. - персональный консультант ряда руководителей министерств и регионов России и Казахстана в области подготовки к работе с прессой, протокола, развития личной карьеры и взаимодействия с внешней аудиторией. С 2014 г. специализируется на проведении тренингов в области протокола. Часто выступает экспертом на радио, телевидении, автор ряда статей и публикаций по протоколу, менеджменту в организации официальных мероприятий и кросс-культурным коммуникациям.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих

I. Общие положения

1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 года N R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона "Об основах муниципальной службы" (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление N 19-10 от 26 марта 2002 года), федеральных законов от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - государственные (муниципальные) служащие).

3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее - государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса

29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

I. Общие положения

1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениям и Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — государственные (муниципальные) служащие).
3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее — государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.
6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.
7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.
8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.
9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.
18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса

29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.
Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих(одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол № 21))

Деловой стиль одежды

Рассмотрим, к примеру, заседание Законодательного Собрания Республика Карелия от 09.07.2015 года. Что заставило на себя обратить внимание?

Поразила при просмотре данного заседания «прекрасная» половина человечества — депутаты-женщины (не будем называть имён — все кому надо могут посмотреть сами): драгоценности на шее, наряды различных цветов — ярко-зелёный пиджак, красное платье и другие расцветки.

Сложилось ощущение и впечатление, что депутаты забыли, что являются публичными людьми, что осуществляется прямая трансляция заседания, что любой житель республики имеет возможность оценить не только качество работы депутатов, но и то, как народные избранники выглядят. На лицо — отсутствие деловой культуры.

Что же житель республики видит? Депутаты — представительницы прекрасного пола отчётливо продемонстрировали, как не должен выглядеть публичный человек на публичных мероприятиях.

Разумный читатель, естественно, задаст вопрос. А регламентируется ли каким-то образом внутренними нормативными правовыми актами Законодательного Собрания Республики Карелия то, каким должен быть дресс-код государственного чиновника?

Оказывается, такой документ имеется, и мы, кстати, в своих статьях приводили ссылку на него.

Что гласит «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Законодательного Собрания Республики Карелия» (в редакции распоряжений Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия от 13.05.2013 № 29 од, от 16.10.2013 № 45 од)

А ни много ни мало, а следующее. Согласно п.5 ст.8 «Служебное поведение»:

Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к Законодательному Собранию, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Таким образом, документ имеется, но почему-то депутаты, которые должны быть на страже закона везде и повсюду, даже не изволят соблюдать нормы делового дресс-кода, а ведь это отражает уровень в том числе управленческой культуры данного чиновника.

Что же такое дресс-код?

Прежде всего надо отличать дресс-код от униформы. У нас часто подменяют одно понятием другие, и это неправильно.

Дресс-код, в переводе с английского языка — «зашифрованный язык одежды». Само понятие возникло в Англии в середине 19 века и было продиктовано как экономическими, так и политическими аспектами развития Англии. Дресс-код — это, в первую очередь, социальная норма, которая может быть продиктована, например, религиозными или местными обычаями, родом деятельности или корпоративной культурой, местом проведения мероприятий или общими социальными нормами и т.д. А униформа — это одинаковая по крою, цвету и ткани спецодежда.

Дресс-код зависит от политики органов власти, занимаемой должности, сферы деятельности. Чем выше статус человека, не важно работает он на государственной службе или в бизнесе (а часть депутатов работает и в бизнесе), тем более строже становится его внешний вид. Выбор стиля одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного «я». И, как правило, чем выше статус человека, тем более консервативнее его стиль одежды, тем дороже и функциональнее его аксессуары, тем качественнее исполнение его костюма и обуви.

Как регламентируют дресс-код для чиновников в мире?

Китай

Чиновники города Чженчжоу в провинции Хэнань не имеют права надевать на работу яркую одежду или красить волосы в неестественные оттенки (красный, зеленый, синий). Госслужащие Китая должны носить только китайские костюмы и аксессуары. Пришедший к власти Си Цзиньпинь запретил чиновникам демонстрировать символы богатства. Глава государства постоянно призывает чиновников, армейское командование и руководителей провинций к экономии.

Американские чиновники должны строго соблюдать дресс-код. «Госслужащие одеваются в костюм, берут кейс, но обуваются в кеды, а туфли кладут в рюкзак, — рассказывает украинец Дмитрий Нестеренко, работающий в госучреждении в Сиэтле. — Добираемся на общественном транспорте, а дорогую обувь портить не хочется. Туфли переобуваешь уже на работе».

Австралия

Власти страны создали новые правила, а точнее ввели десс-код. Теперь представителям госвласти запрещено приходить на работу в шлепанцах, уггах, футболках, джинсах, а также надевать комбинезоны-пижамы звериных расцветок.

Белоруссия

Деловой дресс-код включает в себя стандартные наборы (капсулы) элементов гардероба. Для мужчины это костюм-двойка, по пятницам может быть пиджак-брюки (различные по цвету и фактуре). В женской одежде — юбки, сарафаны, можно брюки. Палитра — обязательно сдержанная, цвета не должны кричать.

Вот что говорит по этому поводу главный художественный руководитель Белорусского центра моды Эльвира Жвикова, разработчик дресс-кода для госслужащих:

Если вы диджей и если вы собираетесь на Гаваи, то ради Бога. Вы можете носить и жёлтую, и оранжевую, и рубашку цвета зелёной травы — с белыми или мягко-серыми брюками. Но это уже к дресс-коду не имеет никакого отношения.

Во всем другом белорусские чиновники более-менее придерживаются делового дресс-кода.

Как мы видим, в других странах существуют определённые требования к внешнему облику государственного чиновника, которые неукоснительно выполняются.

Что же мешает нашим чиновникам, хотя бы в общих чертах, следовать букве закона, поскольку нет конкретной детализации, на что должен быть принят отдельный внутренний документ? И что мешает просто уважительно относиться к жителям республики?

Каким должен быть дресс-код для чиновников женщин?

Отсутствие единого дресс-кода не означает, что на работу властьимущие дамы могут одеваться, как угодно. На самом деле правила здесь будут соответствовать самым строгим требованиям делового стиля. А он регламентирует леди подбирать вещи в соответствии со следующими критериями.

Во-первых, как и у мужчин, предпочтительной формой одежды чиновников женского пола является костюм. Брючные и юбочные варианты одинаково уместны. При этом дресс-код предельно чётко регламентирует фасоны составляющих костюма. Юбка может быть по колено или чуть ниже, но ни в коем случае не мини и не длинная.

Во-вторых, под строгий запрет для женщин на госслужбе попадают любые облегающие фигуру вещи.

В третьих, никаких воланов, рюш, кружева и прочих игривых нюансов.

Пример дресс-кода для женщин-чиновников

Источник

Гамма красок делового стиля одежды строга и скупа. Вещи из гардероба госслужащей преимущественно однотонные. Из принтов для одежды можно выбрать едва заметную тонкую полоску, неконтрастную клетку, «ёлочку» и «гусиную лапку». Прочие орнаменты слишком активны и привлекают много внимания.

Образы леди на госслужбе, если следовать всем правилам дресс-кода, получаются очень сдержанными. Мало кому из женщин такое по душе, однако работа обязывает.

Карикатура на дресс-код

Источник

Самые яркие ошибки во внешнем виде у женщин:

  • Оголённые ноги (деловым дресс-кодом оголённые ноги категорически запрещены в любое время года);
  • Прозрачные блузки, юбки, через которое просвечивает нижнее бельё;
  • Нижнее белье контрастирующее с цветом одежды;
  • Глубокое декольте — вырез ниже линии подмышечной впадины;
  • Большое количество украшений;
  • Длинные распущенные волосы, или «конский хвост» (волосы, которые ниже плеч должны быть убраны в строгую прическу);
  • Яркие длинные ногти, яркая помада и неестественный цвет волос. Очень некрасиво смотрятся отросшие корни крашенных волос;
  • Мягкие объёмные сумки;
  • Яркая и пёстрая палитра одежды и др.

Выбор стиля одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного «я». И, как правило, чем выше статус человека, тем более консервативнее его стиль одежды, тем дороже и функциональнее его аксессуары, тем качественнее исполнение его костюма и обуви.

Просто прежде, чем выбрать одежду для встречи, надо задать себе вопросы: «Куда я иду?», «Как я хочу чтобы меня воспринимали?», «Что я хочу сказать своей одеждой?» и т.д. После того, как вы ответите на эти вопросы — проблем с выбором одежды для встречи у вас не будет.

Кстати, можно вспомнить и советское время — там было много хорошего, в том числе и в отношении этики, этикета и внешнего вида. Думается, что люди, которым сейчас 40—45 лет помнят, как их папы и мамы одевались на работу. Практически все мужчины, независимо, начальник это отдела, слесарь или грузчик, шли на завод в пиджаках и брюках или костюмах с галстуками. Потом он переодевались в спецодежду и спокойно работали. Женщины, также редко одевали на работу яркие, блестящие, кричащие вещи. И это была привычная социальная норма. В этом плане можете посмотреть фильмы конца 60-х- начала 80-х годов — в них очень хорошо просматриваются эти вещи.

С точки зрения специалистов, нежелание одеваться к «месту» связано с двумя факторами: внутренней незрелостью человека и влиянием 90-х годов, когда считалось быть вежливым и красиво одетым проявлением слабости.

Таким образом, дресс-код государственного (муниципального) служащего — это социальная норма. Следовательно, правила устанавливает общество в котором мы живём, люди и деловые партнёры, с которыми мы общаемся. И уже на этих социальных нормах вырабатывается корпоративный стиль.

Вот поэтому в ряде регионов уже приняли нормативные правовые акты, регламентирующие дресс-кодданной категории госслужащих.

А на уровне Правительства РФ находится на рассмотрении доработанный Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих, в котором есть раздел, трактующий о том, каким должен быть внешний облик государственного служащего.

Что предлагает Правительство РФ в рамках соблюдения Кодекса этики и служебного поведения?

В Министерстве труда находится на рассмотрении доработанный Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих.

Согласно проекту, в Кодексе пропишут обязанность чиновников быть нейтральными в своем отношении к партиям и общественным организациям, не использовать служебное положение в личных целях, уважительно относиться к СМИ и строго соблюдать требования антикоррупционного законодательства. В общении госслужащего с гражданами и коллегами «недопустимы пренебрежительный тон, грубость, заносчивость.

Внешний облик государственного служащего должен располагать общество к власти. Так, чиновник должен быть чисто выбрит, чист, аккуратен в одежде; рекомендован костюм, но не исключены классические джинсы, свитер, рубашки, поло и пр. Также не стоит надевать вещи, на которых заметен бренд, это считается дурным тоном. Отдельным моментом планируется прописать, что физические параметры госслужащего и муниципального руководителя не должны быть чрезмерно масштабными — «чиновник должен быть подтянутым» и своим обликом не раздражать, а, наоборот, формировать положительный образ госслужащего.

Идея создания унифицированного кодекса не нова. На сегодняшний день свои кодексы этики и служебного поведения составили в субъектах органы власти всех уровней, в том числе и в Республике Карелия, но при этом многие органы власти по прежнему остаются без этического руководства.

Отсюда вопрос. Да, кодекс нужен, но проблема, наверно, кроется глубже — в культуре каждого человека, а также в том, что все ли чиновники по праву занимают свои посты.

Послесловие

Источник

Примеры установления дресс-кодов в регионах РФ.

1. Новосибирская область

Источник

Согласно тексту распоряжения губернатора Василия Юрченко, опубликованному на сайте правительства НСО, рекомендации по деловому стилю в государственных органах вводятся «в целях повышения авторитета государственных органов НСО, организованности в их работе» и не распространяются только на технических работников, которые носят спецодежду.

В целом одежда сотрудников госорганов должна быть выдержана в деловом стиле.

Главное требование к костюму — строгость, элегантность, удобство и практичность,

— говорится в распоряжении.

В рабочее время сотрудники не могут ходить в спортивной или пляжной одежде и обуви, джинсовой и кожаной одежде, сарафанах, кроссовках. Под запретом глубокие декольте, мини-юбки, оголенные плечи и живот, неглаженая, блестящая или слишком нарядная одежда. Исключаются сандалии и шлепанцы.

2. Республика Татарстан

В кодекс этики и служебного поведения казанских чиновников внесены поправки, касающиеся стиля одежды для госслужащих. Сотрудникам городской администрации запрещается оголять пупки, демонстрировать небритые ноги и хвастаться яркими принтами. Следует быть скромнее, строже, элегантнее.

Мужчинам настоятельно советуют регулярно бриться, иметь аккуратно подстриженные усы и бороду, одеваться в костюмы классического покроя.

Дамам рекомендуют следить за длиной юбок (не выше середины бедра), декольте, открытыми спинами и тонкими бретельками. Нельзя носить яркие колготки.

3. Свердловская область

С 23 июля вводится дресс-код для государственных служащих, согласно которому женщина должна выглядеть так:

  • в строгом костюме с юбкой, или деловом платье, предпочтительно темно-синего, темно-коричневого, бежевого или серого цветов;
  • юбке прямой до колена или удлиненной;
  • блузе светлых (пастельных) тонов;
  • туфлях чёрных или в тон одежде, на каблуке 4—6 сантиметров;
  • чулках (колготках) черного или бежевого цветов (без морщин и затяжек);
  • с минимумом косметики;
  • с минимумом ювелирных украшений.

Скрепя сердце, управделами согласен пустить в Белый дом дам в брючных деловых костюмах, тонких свитерах, юбке чуть-чуть выше колена, блузах без рукавов, туфлях на высоком устойчивом каблуке, в двух-трёх ювелирных украшениях, и нарядной неделовой одежде (но только в торжественный день — например, в день рождения). И, ни в коем случае, в правительственное здание не проникнут дамы в костюмах и платьях ярких и пёстрых расцветок (от ярко-жёлтого до ярко-розового), больших декольте (как спереди, так и сзади, а также с боков), в одежде из просвечивающих тканей, мини-юбке, в джинсах и футболках, в обуви типа «шлепанцы», с обилием ювелирных украшений, в яркой косметике и зашитых колготках или чулках.

Разумеется, чиновникам дресс-код необходим. Но, с нашей точки зрения, они сами должны понимать, как выглядеть уместно, а как нет. Если человек работает на госслужбе, внешний вид у него должен быть соответствующим. Странно, что не все это понимают. Неприятно видеть неуместно одетых чиновников, чаще женщин. Видимо, поэтому вводится в регионах дресс-код — не все чиновники сами способны сообразить как одеться на работу (что, аналогично, не мешало бы принять соответствующие нормативные правовые акты как Правительству Республики Карелия, так и Законодательному Собранию, а также отслеживать их исполнение).

Вообще, внешний вид и уместность одежды — часть общей культуры. Она формируется долго.

Во всем важна уместность. Хорошо, что у нас начинают прививать представления о внешнем виде человека с чиновников. Глядишь, и народ подтянется.

Будем надеяться, что в рамках действующих кодексов на территории Республики Карелия в органах власти всех уровней будут разработаны и внедрены свои нормы внешнего вида, которые будут базироваться на основных дресс-кодах управленческой среды, а именно — введут специальный дресс-код (форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений).

И тогда жители республики не будут лицезреть чиновников, одетых как на пикник.

Деловая женщина может выглядеть так.

Пример дресс-кода деловой женщины

Источник

В данной статье поговорим о переводах муниципальных служащих, в частности, о том, какие должности могут замещать такие служащие, в чем состоят особенности перевода их на другую должность, какие структурные подразделения имеются в органах местного самоуправлении и что считается переводом в другое структурное подразделение.

Понятие перевода на другую работу раскрывается в ст. 72.1 ТК РФ. Под ним понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Уточним, что перевод в другую местность муниципального служащего с работодателем невозможен в силу того, что органы местного самоуправления создаются, как правило, в том населенном пункте, в котором осуществляется местное самоуправление. В связи с этим рассмотрим перевод муниципального служащего в двух случаях – при изменении трудовой функции и (или) структурного подразделения.

Должности муниципальных служащих

Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Устанавливаются такие должности муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, имеющий высшую силу, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования и правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования 1 .

Врезка

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Таким органом является, как правило, городская дума или совет депутатов.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по категориям и группам должностей. Кроме этого, в зависимости от соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, служащим присваиваются классные чины.

– помощники (советники) – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица. Составляют ведущую группу должностей муниципальной службы;

– специалисты – должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

Такие категории установлены во многих субъектах РФ, но в некоторых отдельно предусмотрена категория «обеспечивающие специалисты».

К сведению

В законах субъектов РФ также сопоставляются группы должностей муниципальной службы и группы должностей государственной гражданской субъекта РФ. Так, высшая и главная группы муниципальной службы соответствуют главной группе гражданской службы.

– высшие должности – руководитель администрации муниципального образования;

– главные должности – первый заместитель/заместитель главы администрации муниципального образования, первый заместитель/заместитель руководителя администрации муниципального образования, руководитель органа администрации муниципального образования, управляющий делами администрации муниципального образования, первый заместитель руководителя органа местного самоуправления, заместитель председателя контрольно-счетного органа, начальник отдела, заместитель начальника отдела;

– ведущие должности – заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления, заместитель начальника отдела; начальник отдела в составе комитета, управления, заместитель начальника отдела в составе комитета, управления; начальник сектора в составе комитета, управления, отдела.

Категория «помощники (советники)» – должности, замещаемые

на определенный срок полномочий. К ней относятся ведущие должности муниципальной службы – советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования, помощник главы муниципального образования.

– ведущая должность – консультант;

– старшие должности – главный специалист, ведущий специалист;

– младшие должности – специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист.

Если лицо, занимающее должность муниципальной службы администрации категории «специалист», является главным бухгалтером или его заместителем, то допускается двойное наименование должности.

– замещающим высшие должности муниципальной службы – чин «действительный муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим главные должности – «муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим ведущие должности – «советник муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим старшие должности – «старший референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим младшие должности – «референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для московских служащих срок пребывания в классном чине составляет от одного до двух лет. Чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Исключение – служащие, замещающие на определенный срок полномочий должности категорий «руководители» высшей группы должностей, «помощники (советники)»: им классные чины присваиваются без проведения квалификационных экзаменов 2 .

Перевод на другую должность

Напомним, что в силу ст. 72.1 ТК РФ перевод может быть постоянным и временным.

Постоянный перевод осуществляется только с письменного согласия работника. Если тот согласен, составляется соглашение к трудовому договору, на основании которого представитель нанимателя издает приказ о переводе. В течение недели со дня издания приказа запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку 3 .

Обратите внимание

Возможно, что у служащего изменилась трудовая функция, а должность осталась та же. В этом случае никакой перевод оформлять, конечно, не нужно, но работника следует известить об изменениях за два месяца до их введения. Если же муниципальный служащий не согласен продолжать работу в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. В этом случае осуществляется перевод, о чем делается запись в трудовой книжке. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа служащего от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Особенностью временного перевода является то, что он может осуществляться и без согласия работника, но при этом за последним сохраняются должность и место работы. Запись в трудовую книжку при временном переводе не вносится, издается приказ о временном переводе, основанием которого будут документы, подтверждающие необходимость такого перевода.

Итак, временный перевод может осуществляться:

– по инициативе работодателя. Такой перевод может быть произведен без согласия работника на срок до одного месяца в случаях: катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера); необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества; замещения временно отсутствующего работника (если простой, необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны указанными чрезвычайными обстоятельствами). Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ);

– по соглашению сторон, заключенному в письменной форме. Так, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу. Причем если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ);

Обратите внимание

Если временный перевод стал постоянным, на основании приказа руководителя необходимо сделать запись в трудовой книжке. При этом датой перевода будет дата, с которой работник был переведен временно.

– по инициативе работника. Инициаторами такого перевода могут быть служащие, имеющие медицинские показания, а также беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ). При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.

Перевод в другое структурное подразделения

Второе основание для перевода из названных нами – изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности. Определим, какие структурные подразделения могут быть в органах местного самоуправления. Прежде всего они бывают обособленными и необособленными.

Под обособленными структурными подразделениями исходя из положений ТК РФ и ГК РФ понимаются территориально обособленные подразделения, которые создаются для выполнения некоторых функций организации вне места ее нахождения, – филиалы и представительства. Деятельность филиалов (представительств) осуществляется на основании положений о филиале или представительстве, причем они должны быть указаны в уставе организации. Что касается органов муниципальной власти, у них не бывает ни филиалов, ни представительств.

Необособленные структурные подразделения образуются в результате внутреннего структурирования штата учреждения в целях распределения функций по управлению. Структура органов местного самоуправления устанавливается муниципальными правовыми актами.

К органам местного самоуправления, в которых осуществляют трудовую деятельность муниципальные служащие, относятся городские и районные администрации.

Обратите внимание

В штате, кроме должностей муниципальной службы, есть выборные должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, а также работники, которые осуществляют техническое обеспечение, но в своей деятельности руководствуются муниципальными нормативными актами.

Структура администраций города довольно сложна и имеет некоторые специфические особенности. Так, кроме главы администрации и заместителей главы в нее входят:

– структурные подразделения – отделы, сектора, например, отделы по экономике, по мобилизации, бухгалтерия, сектор по связям с общественностью;

– территориальные органы – администрации районов города. Они также являются юридическими лицами, действуют на основании устава и положений о них, утверждаемых правовым актом администрации города.

Руководство отраслевым органом осуществляет начальник управления (департамента), назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации города, который представляет интересы управления (департамента) без доверенности, осуществляет прием и увольнение работников, утверждает должностные инструкции, положения о структурных подразделениях управления (департамента), штатное расписание и исполняет иные обязанности, установленные уставом муниципального образования или иным муниципальным нормативным актом.

Управление деятельностью администраций районов на принципах единоначалия осуществляют главы этих администраций. Глава администрации района является должностным лицом местного самоуправления, заместителем главы администрации города и назначается на должность главой администрации города.

Учитывая структуру такого органа местного самоуправления, как администрация города, можно сделать следующий вывод: если муниципальный служащий переводится из одного структурного подразделения отраслевого органа (управления, департамента) в другое подразделение того же органа на ту же должность (при условии, что структурное подразделение не указано в трудовом договоре), это будет перемещение. В таком случае согласие работника не запрашивается, оформляется только приказ о перемещении.

Если же служащий переводится из структурного подразделения, указанного в его трудовом договоре, в другое, следует запросить у него согласие, заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, издать приказ о переводе и сделать запись в трудовой книжке.

В случае же перевода работника из одного отраслевого органа (управления, департамента) администрации в другое, несмотря на то, что отраслевые органы являются структурными подразделениями администрации, это будет уже перевод к другому работодателю. Дело в том, что данные подразделения являются разными юридическими лицами и работнику придется расторгать прежний трудовой договор с одним представителем нанимателя (работодателем) и заключать новый с другим. Здесь нужно руководствоваться ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ, согласно которой такой перевод осуще-ствляется на основании письменной просьбы работника или с его письменного согласия. Свою просьбу служащий может выразить в заявлении об увольнении. В данном случае решение о переводе принимает представитель нанимателя (работодатель) – если он согласен, трудовой договор расторгается и на основании приказа в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор прекращен в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

К сведению

При переводе муниципального служащего на новое место муниципальной службы его личное дело передается по новому месту службы 4 .

Обязанность работодателя перевести работника

Трудовым кодексом установлены случаи, когда работодатель обязан предложить сотруднику перевод на другую имеющуюся работу. Рассмотрим основания такого перевода.

1. Медицинское заключение о здоровье работника. В силу ст. 73 ТК РФ сотрудника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья. Если он нуждается во временном переводе на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить сотрудника от работы с сохранением места работы (должности), а если требуется перевод на срок более четырех месяцев или постоянный, то при отказе сотрудника от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

К сведению

В целях раннего выявления заболеваний, в том числе препятствующих поступлению на муниципальную службу и ее прохождению, служащие в соответствии с порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н 5 , проходят ежегодную диспансеризацию. По результатам проведения обследования медицинское учреждение по месту наблюдения служащего выдает ему заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Перечень заболеваний и форма заключения установлены данным порядком. Если у служащего было выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, копия заключения в течение 10 дней направляется по месту прохождения службы.

2. Изменение организационных или технологических условий труда. Если в случае структурной реорганизации организации или в силу других причин определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О таких изменениях работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца. Если он не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан предложить ему перевод (ч. 3 ст. 74 ТК РФ).

3. Восстановление на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

5. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

7. Сокращение численности штата работников (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Во всех вышеуказанных случаях, за исключением перевода по медицинским показаниям, работодатель обязан в письменной форме предлагать работнику как вакантные должности или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе от предложенной работы трудовой договор прекращается по соответствующим основаниям.

Обратите внимание

Читайте также: