Какими качествами должен обладать соц работник

Опубликовано: 14.05.2024

/>Специальность социального работника еще совсем молодая, можно сказать, находится в подростковом возрасте. Появилась она в 90-е годы. До начала 1990 годов только три страны мира - СССР, Бразилия и Китай - не имели профессионально подготовленных специалистов по социальной работе и, соответственно, учебных заведений, где их бы готовили. В остальных странах уже более ста лет социальные работники помогают всем, кто нуждается в помощи и поддержке. Профессия "социальный работник" объединяет специалистов различных направлений и специализаций: социальное обслуживание населения, предоставление различных видов социальных услуг и помощи, оказание мер социальной поддержки, социальные выплаты, проведение юридических и психологических консультаций, защита прав работающего населения, реабилитация инвалидов и многое другое.
Специальность социального работника совмещает в себе ряд знаний по другим специальностям. В первую очередь по психологии, медицине, социологии, юриспруденции, педагогике, экономике и по ряду других специальностей. Будущие социальные работники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, так как их профессия сопряжена с той категорией граждан, которые в этом нуждаются; проводить всевозможные тренинги, оказывать психологическую помощь; осуществлять консультативную деятельность по социально-правовым, социально-экономическим и иным вопросам. Роль социального работника заключается в том, чтобы улучшить материально-бытовые условия жизни вверенных ему граждан, обеспечить их социально-правовую защиту.
Преимущества профессии: профессия социального работника дает моральное удовлетворение и ощущение собственной нужности и социальной значимости; является очень востребованной на рынке труда
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности и психоэмоциональные нагрузки.
Тип и класс профессии
Профессия социального работника относится к типу «Человек – Человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми, оказания помощи, проявления сострадания и эмпатии.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских.

Содержание деятельности

Социальный работник занимается оказанием помощи и поддержки определенным незащищенным и слабозащищенным слоям населения: пенсионерам, одиноким старикам, инвалидам, беженцам, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам, отказникам и тем, над кем оформлена опека или усыновление, лицам, испытывающим трудности с трудоустройством, получившим производственные травмы и т.д.
Социальный работник отслеживает и выявляет круг лиц, нуждающихся в помощи, наблюдении или консультировании; проводит приемы, беседы, консультации; осуществляет регулярные выезды на места нахождения подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями; определяет степень и характер собственного вмешательства в проблему; занимается координированием и курированием деятельности ряда социальных структур (обращается в медицинские учреждения, органы правопорядка и т. д.); производит покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оказывает помощь по дому; при необходимости оказывает посильную медицинскую помощь; добивается назначения льгот. Если подопечный находится на стационарном лечении, соцработник обязан посещать его в больнице.

Требования к знаниям и умениям специалиста
В профессии социального работника личностные качества играют более важную роль, чем знания, навыки и квалификация. На первом плане - готовность к состраданию, терпение, желание помогать людям, способность принимать других такими, какие они есть. Но профессия все же требует некоторых специальных знаний и навыков.

  • правовые основы, акты и положения, регулирующие социальные отношения;
  • приемы оказания неотложной доврачебной помощи;
  • специфику работы с лицами пожилого возраста, детьми;
  • комплекса наук (психологии, медицины, социологии, экономики, права и т.д.);
  • владеть информацией о текущих проблемах социально-гуманитарной сферы;
  • основы доврачебной помощи.
  • оказать помощь в вопросах профориентирования и трудоустройства;
  • оказать первую медицинскую помощь;
  • уметь решать возникающие конфликтные ситуации;
  • уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки;
  • уметь оказывать услуги, связанные с процессом реабилитации больных после выписки из больницы;
  • уметь слушать.
  • интерес и желание к работе с людьми, желание помогать людям;
  • тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
  • хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);
  • хорошая память;
  • постоянный самоконтроль;
  • организованность;

В зависимости от спецификации и квалификации, социальный работник работает большую или меньшую часть времени в помещении и на воздухе в условиях повышенного эмоционально-психического напряжения.

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • люди, являющиеся бактерио - и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).

Пути получения профессии
Получить профессию в городе Красноярске можно в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» (г. Ачинск), КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.

профессия соцработника

Что собой представляет профессия социального работника

Профессия социального работника относится к сфере помогающих профессий. В 2021 году входит в списки наиболее востребованных. Социальный работник — это служащий, который оказывает разнообразную адресную поддержку социально незащищенным слоям населения. Поддержка может быть правовой, психологической, заключаться в оказании бытовой и первичной медицинской помощи.

Где может работать соцработник

Социальная работа в России проводится через социальные службы, которые представлены в первую очередь государственными организациями:

  • Территориальные управления социальной защиты населения (Соцзащита)
  • Органы опеки и попечительства
  • Бюро медико-социальной экспертизы
  • Социальные центры

Помимо государственных, существуют частные организации, выполняющие работу по социальной поддержке населения. Также должность социального работника существует при больницах, домах престарелых, приютах, детских домах, школах и интернатах, центрах занятости, а не только в специализированных учреждениях.

Должностные обязанности: Чем занимается соцработник

Обязанности соцработника могут отличаться в зависимости от места работы и занимаемой должности. Это может быть как офисная работа, в которой будет больше взаимодействия с документами, так и работа непосредственно с людьми, на дому у подопечных.

Независимо от места и характера работы в обязанности социального работника входит следующее:

  • выявление лиц, нуждающихся в социальной помощи, определение объема и характера помощи, составление плана мероприятий и работ для этого человека;
  • оказание правовой поддержки подопечному — помощь в получении мер государственной социальной поддержки (льгот, субсидий, квот), консультирование и оформление документов;
  • помощь в создании благоприятных бытовых и санитарных условий жизни, организация медицинской помощи, помощь в трудоустройстве и социальной адаптации, оказание психологической поддержки.

Какие требования установлены для должности социального работника

Для должности социального работника установлены достаточно высокие требования к необходимым знаниям, навыкам и морально-этическим качествам.

Соцработник должен обладать такими моральными качествами как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, тактичность. При этом ему необходимо уметь оказывать неотложную доврачебную помощь и выполнять простейшие медицинские процедуры, такие как измерение уровня сахара в крови и артериального давления, инъекции.

Кроме того, социальный работник должен знать:

  • основы права в области социальной политики государства, трудового и семейного кодекса, нормативные документы по организации социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
  • правила и особенности домоводства;
  • требования санитарии и гигиены относительно ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях;
  • правила техники противопожарной безопасности, правила и нормы труда и отдыха
  • основы психологии.

Какое образование должно быть у социального работника

Профессиональный стандарт позволяет трудоустроиться на должность соцработника людям с любым средним специальным образованием, либо со средним общим образованием при прохождении стажировки на месте работы.

Независимо от уровня образования в обязательном порядке нужно учиться оказанию первой медицинской помощи в рамках специального курса повышения квалификации. Его можно пройти дистанционно.

Как видно из требований к знаниям и умениям, несмотря на то, что профильное образование не требуется социальному работнику для трудоустройства в обязательном порядке, фактически его наличие важно для успешной работы.

Кроме того дополнительное профессиональное образование может повысить разряд и увеличить размер зарплаты соцработника.

Важно различать должность социального работника и специалиста по социальной работе. Это разные квалификации! Для специалиста требования к образованию более строгие.

Согласно профстандарту на должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности. Должностные обязанности у него также отличаются. Поэтому в случае отсутствия профильного образования необходимо пройти программу профессиональной переподотовки и получить диплом.

Где учат социальных работников

На рынке образования представлены разные варианты получения профильного образования по специальности социальный работник. Как правило, это обучение по программе профессиональной подготовки. В Академии есть такая программа, разработанная в соответствие с профстандартом среднего профессионального образования 03.002 «Социальный работник». После завершения программы слушателю выдается свидетельство о должности служащего с присвоением квалификации.

Как можно стать соцработником при помощи дистанционного обучения

Помимо очных и заочных образовательных программ, существует множество курсов дистанционного обучения по специальности социальная работа.

Академия бизнеса и управление системами с 1998 года успешно реализует образовательные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе в форме дистанционного обучения. Все образовательные программы апробированы, эффективность обучения проверена временем и подтверждается положительными отзывами слушателей.

Процесс дистанционного обучения хорошо отлажен и поддерживается необходимыми материально-техническими средствами: электронно-библиотечная система, электронная система дистанционного обучения с личным кабинетом.

У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.

Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО - Федеральный реестр сведений документов об образовании и (​или) о квалификации.

Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей.

Социальные работники оказывают всестороннюю помощь людям, взаимодействуя преимущественно с незащищенными категориями граждан. Они работают с беженцами, детьми-сиротами, пенсионерами, помогая им получить социальную, правовую, материальную поддержку. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:

  • пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
  • дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
  • женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
  • зависимые граждане;
  • люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
  • многодетные семьи и другие.

Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.

Особенности профессии

Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:

  • анализ вверенного участка, выбор людей, нуждающихся в социальной помощи и защите (временно или на постоянной основе);
  • работа с жалобами и обращениями населения, проверка информации, принятие решения по каждому отдельному заявлению;
  • предоставление всех видов социальных услуг, информирование граждан об их правах и обязанностях;
  • оказание помощи в получении правовых и других видов консультаций;
  • доставка на дом продуктов питания, питьевой воды, медикаментов, а также других товаров. Соцработник может следить за порядком в доме людей, к которым прикреплен, готовить или разогревать пищу, доставлять готовую еду от родственников или из специальных столовых, оплачивать счета;
  • помощь в оформлении заявлений и прошений на получение социальной помощи, льготных путевок, услуг;
  • общение с социально незащищенными гражданами и их родственниками;
  • оказание дополнительных услуг: первая медицинская помощь, психологическая поддержка и другие;
  • ведение учетной и отчетной документации.

Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Огромная социальная значимость профессии, ведь ежедневно такие специалисты выполняют сложную и важную работу, повышающую качество жизни многих людей.
  2. Официальное трудоустройство и солидное количество вакансий.
  3. Специалисты востребованы в каждом крупном и маленьком городе России.
  4. Можно трудоустроиться без высшего образования.
  5. Стабильное обучение и развитие.
  6. Большое количество бюджетных мест в вузах, возможность получить образование на очном, очно-заочном или заочном факультете.
  7. Работа станет идеальным решением для гуманитариев.

Минусы

  1. Низкооплачиваемая работа.
  2. Постоянный контакт с разными слоями населения, представители которых не всегда приветливые, честные.
  3. Взаимодействие с больными, зависимыми людьми может привести к заражению инфекционными и другими видами заболеваний.
  4. Труд недооценен в странах СНГ.
  5. Специалист проводит много времени на ногах, вынужден выполнять большой объем работ.
  6. График может быть ненормированным.
  7. Социальные работники часто сталкиваются с вопиющими случаями человеческой жестокости, что может оказывать подавляющее воздействие на моральное состояние.

Важные личные качества

Эмоциональная стабильность и спокойствие – вот два важнейших качества, которые обязательно должны присутствовать в характере хорошего социального работника. Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей. Важны и другие качества:

  • человеколюбие;
  • толерантность;
  • находчивость;
  • самоконтроль;
  • склонности к работе в коллективе;
  • обостренное чувство справедливости;
  • четность;
  • увлеченность социальными процессами.

В характере специалиста должна отсутствовать гордыня, а также жадность, брезгливость.

Обучение на социального работника

Освоить эту непростую профессию можно как в вузе, так и в колледже. Поступая в вуз, стоит выбирать направление подготовки «Социальная работа», сдавая экзамены по русскому языку, истории и обществознанию, срок обучения составляет 5-6 лет. Также рекомендуется рассмотреть следующие программы:

  • «Социальная работа с молодежью»;
  • «Социальная работа в системе социальной защиты».

После 9 или 11 класса можно подать документы в колледж, выбирая факультет социальной работы. Срок обучения составляет 2-3 года, что зависит от базовой подготовки абитуриента и выбранного учебного заведения. В некоторые колледжи можно поступать по результатам среднего балла аттестата, не сдавая экзамены.

Курсы Социальных работников

Российский институт профессионального образования "ИПО"

Образовательный центр «Верити»

Большой выбор разнообразных программ подготовки, помогающих повысить квалификацию людям, трудящимся в сфере оказания социальной помощи. Предусмотрены занятия как для отдельных сотрудников, так и для целых коллективов. Получать знания можно очно или дистанционно. Программы включают инновационные методики развития для детей, правила взаимодействия с подростками, охрану труда и не менее актуальные вопросы.

Перед тем как выбрать тот или иной род деятельности, необходимо изучить его положительные и отрицательные стороны. Это даст возможность заранее подготовиться ко всем трудностям и максимально использовать доступные преимущества.

В список достоинств профессии включены следующие характеристики:

  • официальное трудоустройство;
  • большое количество доступных направлений деятельности;
  • востребованность на рынке труда;
  • возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • есть шанс реализовать себя и помочь улучшить качество жизни других людей;
  • для обучения профессии не нужен высокий уровень знаний в области точных наук (физика, математика и другие);
  • большое количество бюджетных мест в вузах.

Все преимущества могут быть перечёркнуты значительным количеством недостатков. Именно из-за них должность соцработника часто остаётся вакантной.

К минусам такого вида занятости относится:

  • сравнительно низкая заработная плата;
  • общение с неприветливыми людьми;
  • необходимость делать большой объём работы;
  • частый контакт с больными людьми и риск заразиться какой-либо инфекцией;
  • ненормированный рабочий день;
  • частые нервные потрясения.

Описание профессии

Перед тем как определить, чем занимается социальный работник, необходимо изучить краткое описание профессии. Эта информация поможет людям, желающим занять вакантную должность в Центре социального обслуживания населения.

Процесс обучения

Желающий устроиться представителем социальной службы должен иметь соответствующее образование. Получать его может любой выпускник школы, окончивший 9 или 11 классов. Курс обучения проходят в следующих образовательных учреждениях:

  • Вуз. При поступлении в это заведение нужно выбирать тот факультет, где есть направление «Социальная работа». Для того чтобы стать студентом, нужно будет подтвердить свои знания по истории, русскому языку и обществознанию. В большинстве случаев срок обучения (очного или дистанционного) рассчитан на 5 или 6 лет.
  • Колледж. В этом учебном заведении получить профессию соцработника можно всего за 2 или 3 года. Продолжительность обучения зависит от выбранного направления и условий колледжа.

Мест, где можно получить профессию соцработника, довольно мало. Большая часть подходящих вузов находится в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы иметь возможность трудоустроиться в социальной сфере, необходимо получить диплом одного из следующих учебных заведений страны:

  • РГСУ (Москва);
  • МСЭИ (Москва);
  • МПГУ (Москва);
  • СПбГУ (Санкт-Петербург);
  • СПб ГУ промышленный технологий и дизайна (Санкт-Петербург);
  • ЕГУ им. И. А. Бунина (Елец);
  • ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула);
  • Колледж № 16 (Москва);
  • Политехнический колледж городского хозяйства (Санкт-Петербург).

Основные требования

Соцработником имеет право называться тот человек, который соответствует все требованиям этой профессии. Он должен уметь находить общий язык не только с пожилыми людьми, но и с подростками или детьми.

Работа специалиста заключается в определении степени проблемы и поиске способа её решения. Согласно установленным правилам, соцработник может оказать помощь следующим категориям граждан:

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • люди, страдающие от врождённых заболеваний;
  • дети и подростки, пострадавшие от семейного насилия;
  • граждане с какой-либо зависимостью (алкогольной, наркотической и др.);
  • женщины, подвергшиеся любому виду насилия;
  • люди, которым была нанесена серьёзная психологическая травма;
  • многодетные семьи.

В большинстве случаев за каждой из перечисленных категорий закреплён определённый работник Центре социального обслуживания населения. Однако из-за нехватки кадров один сотрудник может заниматься проблемами сразу нескольких групп граждан.

К претендентам на должность соцработника предъявляют следующие требования:

  • отсутствие медицинских противопоказаний (нет психических или каких-либо опасных заболеваний);
  • наличие диплома об окончании профильного вуза или колледжа;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь;
  • отсутствие привлечения к уголовной ответственности;
  • знание основных разделов инструкции работника (правила введение и вступления в должность, обязанности, права и ответственность за нарушения).

Согласно должностной инструкции, все социальные работники должны обладать знаниями в различных областях и сферах деятельности. Это нужно для того, чтобы лучше понять проблему человека и подсказать ему правильный выход из сложившейся ситуации.

Обязательные знания:

  • основы российского законодательства;
  • государственные стандарты социального обслуживания населения;
  • способы оказания психологической и первой медицинской помощи;
  • санитарно-гигиенические нормы по уходу за людьми;
  • методы ведения домашнего хозяйства;
  • основы психологии;
  • нормы охраны труда и правила противопожарной безопасности;
  • умение работать с ПК и всеми современными средствами связи.

Обязанности работников

В обязанности социального работника входит не только забота о состоянии подопечного, но и много другой работы. Без умения качественно выполнять её не рекомендуется подавать заявку на получение вакантной должности.

Перечень обязанностей:

  • оформление всех документов на получение финансовой помощи от государства (например, пенсия по инвалидности);
  • приобретение продуктов и предоставление подопечному (или его родственникам) чеков из магазина;
  • получение рецептов от врача и покупка необходимых медикаментов;
  • наблюдение за состоянием здоровья подопечного;
  • приготовление пищи (если нужно);
  • контроль за работоспособностью водопровода, а также систем электро-, тепло- и газоснабжения;
  • сдача вещей в химчистку и забор их обратно;
  • оплата коммунальных счетов;
  • слежение за чистотой в доме или квартире;
  • сопровождение подопечного на различные мероприятия.

Зарплата и карьерный рост

Зарплата у социального работника довольно маленькая. В среднем по России она составляет 29 тыс. рублей. Наиболее прибыльной эта профессия считается в Москве, где соцработнику могут платить до 50 тыс. рублей. В небольших городах страны заработная плата редко превышает 20 тыс. в российской валюте.

Все сотрудники Центра социального обслуживания населения равноправны. Исключением является лишь директор и его заместители. Из-за этого практически невозможно подняться по карьерной лестнице. Прогрессировать можно только в плане повышения квалификации социальных работников, которая влияет на размер заработной платы. Для этого нужно регулярно посещать специальные курсы и знакомиться со всеми нововведениями.

Права сотрудников

Социальные работники — это люди, которые в любой ситуации должны руководствоваться общепринятой инструкцией. Согласно этому документу, у них есть не только обязанности, но и права.

Соцработник имеет право на следующее:

  • получать у руководства информацию, касающуюся трудовой деятельности в организации;
  • проходить переподготовку и повышать квалификацию;
  • предлагать директору способы совершенствования работы;
  • обращаться с суд и органы местного самоуправления для разрешения споров, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
  • запрашивать материалы, необходимые для выполнения той или иной работы;
  • привлекать других сотрудников Центра соцобслуживания населения для выполнения определённой работы (с разрешения руководства).

Ответственность за нарушения

Недостаточная квалификация или недобросовестное выполнение соцработником его обязанностей может привести к серьёзным негативным последствиям. Согласно инструкции, ответственность за нарушения может наступить только в 7 случаях. Среди них есть такие:

  • отказ выполнять свои трудовые обязанности;
  • ненадлежащее выполнение возложенных на сотрудника обязанностей;
  • нарушение правил внутреннего трудового распорядка;
  • игнорирование приказов и распоряжений руководства;
  • ошибки в отчётной документации;
  • причинение материального ущерба организации или подопечному;
  • разглашение секретных сведений, полученных в связи с исполнением трудовых обязанностей.

В зависимости от степени тяжести проступка соцработник может быть привлечён к дисциплинарной, административной, материальной, гражданской или уголовной ответственности.

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь незащищённым слоям населения. У него широкий спектр обязанностей и большая ответственность за конечный результат. Занимающий эту должность человек должен обладать особыми индивидуальными качествами и уметь работать с людьми.

Специфика современной социальной работы требует высокого уровня профессионализма, знания всех тонкостей и деталей своей профессии.

Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки социального работника, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем. Это умение трезво оценить фронт работ и рационально распределить свои силы для их выполнения.

Профессионалами не рождаются, ими становятся в процессе постоянного обучения, нарастающего опыта работы, общения с более опытными людьми и повышения своей квалификации.

Профессионализм – это личная философия успеха. Он обеспечивает уважение в обществе, со стороны коллег и обслуживаемых пенсионеров.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него (Рисунок 1):

  • профессионального призвания;
  • профессиональных знаний, умений и мастерства;
  • профессиональной гордости своим трудом;
  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях
  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;
  • объективно-критического отношения к своей деятельности;
  • способности всю жизнь учиться и самореализовываться.

Профессионализм социального работника

Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее вaжнo oпpeдeлить индивидyaльнo-пcихoлoгичecкиe кaчecтвa личнocти каждого сотрудника, их peaльнoe cocтoяниe и вoзмoжнocти, cтeпeнь кoнфликтнocти и кoммyникaбeльнocти.

Сплочённый коллектив – это сам по себе потенциально мощный стимул трудовой активности, который приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. He зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он c хорошим настроением идёт на работу и c таким же возвращается домой. Совместное решение производственных интересов уменьшает стрессовые ситуации, повышает профессиональный потенциал сотрудников.

Работая специалистом по социальной работе (заведующим отделением) отделения социального обслуживания на дому № 7 государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Щербиновский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – ГБУ СО КК «Щербиновский «КЦСОН») более 10 лет, считаю, что необходимое условие для эффективного осуществления социальной работы, и функционирования отделения в целом возможно при высокой квалификации социальных работников, профессионалов своего дела.

Актуальность этой проблемы определило тему моего проекта «Профессионализм социального работника как главное условие эффективной деятельности отделения в целом».

Объект исследования: коллектив социальных работников отделения социального обслуживания на дому № 7 ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН»

Предмет исследования: особенности личностных качеств социальных работников отделения, влияющих на их профессионализм и качество предоставляемых услуг получателям социальных услуг.

Цель данной работы: изучение влияния профессионализма социальных работников на эффективную деятельность отделения в целом.

Методы исследования: классификация, обобщение, сравнительный анализ, анкетирование и статистические методы обработки имеющейся информации.

Оценка работы персонала призвана дать ответ на вопрос: насколько эффективным является деятельность социальных работников в отделении? Например, можно потратить много сил и времени на выполнение той или иной работы, и всё же не получить желаемого результата: обслуживаемый пенсионер окажется недовольным сроком или качеством предоставленных услуг. В этом случае затрат усилий много, а эффективность низкая. Таким образом, если работа с большим темпом и высокой производительностью имеет итогом неприемлемый результат, то её нельзя считать эффективной.

Оценка результатов труда – одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы.

Учёт различных факторов, их классификация обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных социальных работников в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.

Классификация факторов,
учитываемых при проведении оценки результативности труда

Выполнение должностных обязанностей

Соблюдение трудовой дисциплины

Интенсивность и напряжённость работы

Перевыполнение норм нагрузки

Рациональное использование рабочего времени

Оперативность и инициативность в работе

Применение инновационных форм работы

Участие в мероприятиях, конкурсах, опросах и т.д.

Специфичность и своевременность решаемых задач

Психофизиологическое состояние работника

Моральный климат в коллективе

Коммуникабельность, бесконфликтное взаимодействие

В ходе исследования были изучены следующие факторы.

Уровень образования социальных работников отделения

В отделении социального обслуживания № 7 работает 11 социальных работников. Из них имеют средне специальное образование – 7 человек, 1 – обучается в средне специальном учебном заведении (далее – колледж) и 3 человека имеют среднее (полное) образование.

Профессионализм социального работника

Опыт социальных работников отделения (на основании стажа)

По результатам статистического анализа следует, что: 81,9 % социальных работников работает в отделении от 5 до 10 лет (27,3 %); от 10 до 15 лет (27,3 %) и от 15 до 27 лет (27,3 %), и лишь 18,1% работают в этом отделении менее 3 лет (Диаграмма 3).

Таким образом, коллектив социальных работников отделения социального обслуживания на дому № 7 достаточно устоявшийся, основную часть которого составляют работники, имеющие стаж от 5 до 27 лет. Поэтому с уверенностью можно сказать, что коллектив достаточно опытен в оказании социальных услуг, у сотрудников сформировано профессиональное поведение: отмечен положительный опыт в выполнении должностных обязанностей и функций социального работника.

Профессионализм социального работника

Физические способности социальных работников отделения (на основании возраста)

Коллектив отделения женский, а для женщины характерны доброта, гуманность, отзывчивость к чужим переживаниям, одним словом, женщина – это стабилизатор цивилизации и всего общества.

В ходе исследования проведено анкетирование социальных работников, позволяющее определить степень готовности работников к повышению уровня образования, готовности к восприятию инновационных методик в работе.

Работникам были предложены следующие вопросы:

  1. Считаете ли Вы свои профессиональные знания и умения достаточными для работы в социальной сфере обслуживания на дому?

Знания всегда тесно связаны с действиями.

Умение – это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях.

Навыки – это частично автоматизированные действия.

Таким образом, большинство опрошенных социальных работников считают себя подготовленными к работе с пожилыми гражданами, состоящими на социальном обслуживании, т.е. владеющими достаточным уровнем знаний, умений и навыков, позволяющих достичь наиболее эффективных результатов в деятельности отделения в целом.

  1. Считаете ли Вы необходимым повышать свое образование, проходить курсы повышения квалификации?

При ответе на данный вопрос 100% (11 человек) ответили «да», что говорит о том, что они идут в ногу со временем, постоянно отслеживают вновь появляющиеся технологии в социальной работе, изучают их и применяют в своей практике. Коллектив понимает и видит путь оптимального развития профессиональной компетентности – это получение специального образования, прохождение курсов повышения квалификации, самообразование, обмен опытом с коллегами, участие в конкурсах профессионального мастерства «Лучший социальный работник», использование в работе различных Интернет-ресурсов.

  1. Как часто вы используете нестандартные методы, приемы, технологии в работе с обслуживаемыми пенсионерами?

На данный вопрос 81,8 %, т.е. 9 человек, отвечают «часто». И в тоже время 18,2 % (2 человека) отвечают: «иногда используют нестандартные методы и приемы в работе с получателями социальных услуг».

Социальные работники отделения всегда находят индивидуальный подход к каждому обслуживаемому пенсионеру, грамотно используя слабые и сильные стороны характера любого человека.

В результате анализа анкетирования можно сделать следующие выводы:

  • коллектив обладает достаточным уровнем знаний, умений;
  • коллектив социальных работников достаточно устоявшийся;
  • в коллективе сформировано профессиональное поведение;
  • социальные работники имеют организаторские способности;
  • большую часть составляют работники, имеющие среднее профессиональное образование;
  • социальные работники считают своих коллег профессионалами в своем деле;
  • в коллективе существует благоприятный психологический климат, существенная удовлетворенность своей деятельностью.

Следовательно, деятельность коллектива отделения социального обслуживания на дому № 7 ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» является эффективной и направлена на поддержание активного долголетия граждан пожилого возраста и инвалидов.

Но, останавливаться на этом не стоит. Поэтому, в своей работе продолжаю использовать различные способы и механизмы мотивации повышения эффективности труда:

  1. Maтepиaльнoe стимулирование.

В ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» разработано Положение о материальном стимулировании работников и установлены различные надбавки за интенсивность, напряженность и качество выполняемой работы. Выплаты социальным работникам производятся ежемесячно и поквартально.

5.Профилактика синдрома профессионального выгорания.

Таблица 2. Результативность мотивации по повышению эффективности труда.

Возникает вопрос, как же вдохновить сотрудников на постоянное повышение эффективности в работе? Прежде всего, надо точно знать, что вдохновляет каждого сотрудника по отдельности, что движет социальными работниками: деньги, личностное развитие или всеобщее благополучие?

Для этого, я условно распределяю социальных работников в группы по эффективности их труда (Рисунок 2), личностным особенностям и мотивам, определяющим их отношение к работе, использую, так называемый, индивидуальный подход к работнику. Это очень мощный приём вдохновения. В работе с социальными работниками я избегаю критики, не ругаю без причины, а объясняю плюсы и минусы выполненного задания, указываю над чем стоит ещё поработать. И хорошим дополнением служит обязательная похвала за прогресс.

Профессионализм социального работника

Для того, чтобы социальному работнику было комфортно работать, чтобы он шёл на работу с желанием выполнить как можно больше необходимых пенсионеру услуг, мог легко оказать психологическую поддержку и т.д., я создаю участки обслуживания, учитывая психотипы социальных работников и пенсионеров. Эти участки обслуживания при необходимости могут меняться.

Психотип человека – это часто наблюдаемые качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуальные особенности личности. При грамотном сочетании психотипов работников и получателей социальных услуг всегда образуется положительная взаимосвязь среди них, повышается качество и результативность труда социальных работников, улучшается жизненный потенциал обслуживаемых пенсионеров.

Психологические типы социальных работников
  1. Сопереживающий – способность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пенсионера
  2. Директивный – социальный работник выступает в роли учителя, указывающего, как следует поступить и что делать в конкретной ситуации
  3. Эмоционально-нейтральный – эмоциональная дистанционность социального работника от глубинных проблем пенсионера, ориентированность на текущие проблемы и практическое их решение
  4. Недирективный – основан на принципе партнёрства, положительные установки пенсионеру даются не в виде указаний, а косвенно, не игнорируя его точку зрения.
Социально-психологические типы пенсионеров
  1. «Вздорный человек, негативист, нигилист»
  2. «Позитивный человек»
  3. «Всезнайка, болтун»
  4. «Хладнокровный, неприступный собеседник»
  5. «Важная птица, большой начальник»

В итоге, за последние несколько лет функционирования отделения в его адрес не поступило ни одной жалобы от получателей социальных услуг. При проверке выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг 100% обслуживаемых довольны сроками и качеством предоставляемых им услуг.

От обслуживаемых пенсионеров регулярно поступают письменные и устные благодарности за добросовестное отношение социальных работников к своим должностным обязанностям, за уважительное отношение к их преклонному возрасту.

Подводя итоги результата деятельности социальных работников отделения, можно отметить их уверенное и постоянное продвижение к намеченной цели, к положительному результату – к росту эффективности их труда, а это значит, можно говорить об их профессионализме.

Читайте также: