Какое образование нужно для работы учителем математики

Опубликовано: 17.09.2024

работа учителем без педагогического образования

Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.

Как стать педагогом? Варианты

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Кто не имеет права работать в школе

В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:

  • Осужденные, лишенные заниматься педагогической деятельностью по приговору суда.
  • Имеющие или имевшие судимость
  • Недееспособные.
  • Имеющие заболевания, с которыми нельзя заниматься преподавательской деятельностью.

Руководитель может отстранить от работы педагога, если по сообщениям правоохранительных органов он подозревается в совершении уголовного преступления в соответствии со статьей 331 ТК РФ. В этой же статье указаны и другие основания для запрета ведения педагогической деятельности.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии со следующим профстандартом.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Говорят, что учитель – это больше чем профессия. Во времена античности педагогика считалась настоящим искусством. И сегодня, чтобы стать учителем, нужно соответствовать множеству критериев. Каким, например? Разбираем в нашей статье.

Заглянув в Федеральный закон № 273 «Об образовании», мы узнаем, что право на занятие педагогической деятельностью есть у «лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование и отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Причём эти стандарты не условность, они очень чётко прописаны. Посмотреть, что должен уметь педагог, можно по ссылке .

Какое образование подходит для работы?

Итак, первое обязательное условие для учителя – профильное педагогическое образование за плечами. Причём оно должно быть получено в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Какие стандарты есть для работы учителем?

Кроме того, как мы увидели выше, педагог должен соответствовать стандартам. Из них следует, что учитель – это человек, который развит по-настоящему всесторонне. И цель его – вести работу по нескольким направлениям одновременно, для которых нужны различные навыки. Вот они.

  • Уметь планировать и проводить уроки;
  • Использовать интересные и доступные подходы к обучению всех категорий детей;
  • Объективно оценивать знания учеников.
  • Владеть формами и методами воспитательной работы;
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
  • Умение читать документацию специалистов (психологов, логопедов и т. д.);
  • Владеть методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;
  • Уметь отслеживать динамику развития ребенка.

Какой опыт работы должен быть у педагога?

В отличие от иных профессий (например, судей, врачей и т. п.), для учителей и воспитателей ни в законе , ни в профессиональном стандарте требований к опыту работы не установлено. Так что если вы выпускник вуза и только-только получили диплом, можете не переживать. Работать вы сможете сразу после окончания университета.

Всё действительно так просто?

Отнюдь не так! Перед трудоустройством в школу будьте готовы к тому, что вам придётся проделать большую подготовительную работу по части документов. Помимо «базового пакета» нужен будет целый ряд дополнительных документов и справок из официальных учреждений вашего города или региона.

Вот неполный список:

  • Заявление о приёме на работу на имя руководителя учреждения;
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • Свидетельство о постановке на учёт физического лица в налоговом органе (ИНН);
  • Документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • Документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний;
  • Справка судебного характера;
  • Медицинская книжка;
  • Медицинская справка об отсутствии противопоказаний. (Вам нужно будет заказать справку в наркологическом диспансере вашего города о том, что вы не состоите там на учёте.)
  • Аналогичная справка вам потребуется из психоневрологического диспансера.

И, конечно, не забывайте про портфолио! Характеристики с предыдущих мест работы, сведения о курсах повышения квалификации, грамоты и дипломы за участие в конкурсах, олимпиадах могут здорово помочь при трудоустройстве.

По словам Ольги Васильевой, «учитель – это главный человек в процессе образования». Так что и требования к отбору «главных среди равных» достаточно серьёзные. Кроме того, сложно не упомянуть о сравнительно невысоких зарплатах и других минусах этой работы. Честно ответьте себе на вопрос: готовы ли вы к этому? И если ваш ответ «да», тогда за дело!


Айкью Ревью продолжает делать обзоры профессий — мы берем интервью только непосредственно у специалистов и выведываем все профессиональные секреты. Сегодня наша тема — «Профессия Учитель». Своим жизненным опытом с читателями поделится молодая учительница математики из Белоруссии. Вы узнаете о плюсах и минусах работы в школе, как стать учителем без педагогического образования и с какими проблемами приходится регулярно сталкиваться представителям этой уважаемой профессии.

Как найти работу учителем

Почему я выбрала профессию учителя

Меня зовут Татьяна, стаж работы — 5 лет, я — учитель математики в гимназии в городе Гродно, Беларусь. Профессия учителя вызывала восхищение у меня еще в детстве, но тогда я думала, что учителем быть очень просто: пришел в кабинет, сел на стул — и сиди себе, рассказывай детям материал. Но на деле все оказалось совсем по-другому.

Учитель — это человек, который должен быть грамотным, современным, воспитанным, с правильно поставленной речью, с хорошими манерами. Он должен понимать и чувствовать и детей, и свой предмет, иметь определенный жизненный опыт и стараться его передать детям.

Какое образование нужно для работы педагогом

Сегодня практически все учителя имеют высшее образование, возможно, некоторые окончили и колледжи (или техникумы), а затем прошли переподготовку по данной специальности. Во всяком случае, если вы планируете работать учителем в городе, вам необходимо получить высшее образование (и на работу охотнее примут, и зарплата будет выше).

Говорят, что есть два варианта высшего образования, которые выбирают школьники: первый — легко поступить, но тяжело учиться, второй — тяжело поступить, но легко учиться. Так вот, мы имеем дело с первым.

На самом деле, конкурсы практически во всех вузах страны на педагогические специальности самые низкие. Поэтому берут всех, но остается на выпуске всего 30-40% поступивших.

Естественно, учитель должен:

  • владеть определенным комплексом знаний по своему предмету;
  • уметь писать планы;
  • знать психологию;
  • знать методику преподавания предмета.

Но, я скажу, что не менее важны и человеческие качества.

Процесс трудоустройства

Часто студенты последних курсов подрабатывают в школах (на замене), а потом там и остаются. Конечно, на собеседовании директор обращает большое внимание на выписку из диплома (почему-то считается, что красный диплом — это самый высокий показатель, но это не так, можно иметь высшую отметку, а материал не уметь преподнести), так что можете ее просто не брать. Это не показатель ума. Хороший вы учитель или нет, и вы и директор поймете только по истечении некоторого времени.

Обязательно одевайтесь на собеседование соответственно случаю, деловой стиль всегда приемлем, возьмите с собой блокнот, чтоб делать пометки (может вы там и не напишете ничего, но так вы покажете, что относитесь серьезно к работе). Главное — не волноваться, учителями не разбрасываются, их и так мало. Так что, если не здесь, то в другом месте вас точно возьмут.

После подписания трудового договора или контракта, к вам, скорее всего, приставят наставника, который будет за вами наблюдать и подсказывать, но на деле никто не хочет «за так» перетруждаться, так что придется самому бегать и спрашивать, просить. Вначале страшно что-то сделать не так. Но учителя — народ отзывчивый, они всегда помогут и подскажут, ведь делиться опытом так приятно!

Суть работы учителя — ежедневная рутина

Работа учителя

Насчет самой работы могу сказать, что бумажной волокиты гораздо больше, чем работы. Где-то это оправдано, где-то — нет. Конечно, начнем с того, что нужно писать план к каждому уроку — это примерно 1-2 листа текста. Заполнять ежедневно журнал, проверять тетради не реже 1 раза в неделю, плюс контрольные, изучение методической литературы, писем и документов из отдела образования и приказов администрации.

В принципе, если вы не классный руководитель, то работать еще терпимо. Но если вам «повезло» стать классным руководителем, то на вас взваливается еще груз проблем: проверка дневников, сбор денег за питание ежедневно и оплата за питание, звонки родителям, если ребенок не явился в школу, проверка присутствия учеников 2 раза в день (ведь некоторые могут убежать с уроков), организация классных часов и родительских собраний, планирование воспитательной работы с детьми на полгода вперед, посещение с детьми различных мероприятий, выставок, кинотеатров, и, конечно же, рабочая суббота! Даже если у вас третий урок по счету, вы все равно обязаны приехать к первому, дабы осуществить все перечисленные процедуры.

Вроде все неплохо, но давайте более подробно разберем одно из мероприятий, например, поход в кино. Нужно накануне провести инструктаж с детьми о правилах поведения, подписать инструктаж в приемной у директора, один вложить в папку классного руководителя для проверки, найти желающих (представьте, перед вами поставили план — 15 чел., а хотят пойти 5, ведь все мероприятия в субботу, а в субботу дети ездят к бабушкам, проводят время с родителями, идут в гости и т.д.). Конечно, вы не имеете права заставить ребенка отказаться от поездки за город с родителями, но план тоже надо выполнять!

Вот и получаешь потом от администрации нагоняй за то, что пришло мало людей на мероприятие! И это всюду! Мало сдали на ремонт – виноват! Не хотят питаться в столовой, потому что после этой еды у взрослого до конца дня изжога, не говоря уже о детях – тоже виноват!

Ты всегда за все в ответе: на перемене — дежурства (тут бы передохнуть, ан нет), после уроков — совещания, вечером — собрание. Бывало, выйдешь на работу в 7.00 и приходишь домой в 21.00, а еще планы писать и спать ложишься этак к часу ночи, а утром на работу. Вначале всегда тяжело, не знаешь за что взяться, что сделать. Потом привыкаешь, используешь уже готовые материалы. Это все приходит с опытом.

Как преподавать эффективно

С детьми работать интересно, преподавать интересно, а все остальное — волокита и излишнее напряжение! Говорят, что учителя медленнее стареют, я в это верю, на это просто нет времени. Хотелось бы получать от работы удовольствие, но это редкость, по крайней мере, у меня.

У учителя должно быть много фантазии, ведь материал не просто преподнести, нужно сделать это так, чтоб ребенок понял, а главное — запомнил. Ну что интересного в синусах и косинусах? Сказку не расскажешь, вроде дети уже в 10 классе. Вот и вспоминаешь, что кардиограмма — это та же синусоида, считаешь, рисуешь, сравниваешь. Учитель должен быть всесторонне развитым, ведь одна наука сама по себе не может существовать, они все связаны.

Сколько платят школьным учителям

"Формула" расчета

Многие уходят из профессии из-за низкой зарплаты, но, в принципе, заработать можно. В работе учителя существуют такие понятия как ставка и категория. Сейчас ставка — 20 часов в неделю, то есть примерно 5 уроков в день. Сколько платят за ставку учителю? Будучи молодым специалистом, работая на одну ставку, вы будете получать максимум 150$ (это у нас в Гродно), через 2 года вы можете сдать на вторую категорию, это еще плюс 10%, через 5 лет — на первую категорию, еще плюс 10%, и потом через 5 лет — на высшую, еще плюс 10%. Кроме того, к ставке добавляют премии (до 50% от ставки), премии за высокие достижения в труде — это конкурсы, выступления на педсоветах (еще плюс 20%). У меня в школе учитель максимум мог получить 300$, и это было почти за 2 ставки с учетом премий. Больничные оплачиваются, но только в размере 70% от оклада.

Справка: Наша героиня рассказывает о ситуации в Белоруссии. Что касается России, средняя зарплата учителей с 1 сентября 2015 года составляет 35000 рублей — данные министра образования и науки Дмитрия Ливанова (из интервью «Российской газете» перед Днем знаний). Мэр столицы Сергей Собянин и глава департамента образования Исаак Калина называют цифру в 70 тысяч рублей в качестве средней зарплаты учителя в Москве в 2015 году.

Карьерная лестница в системе образования

Конечно, как добавляют, так и отнимают, правда, очень редко. Главное — на работе присутствовать в здравом уме и светлой памяти. Можно вырасти до завуча, зарплата примерно такая же, но больше административной работы — составить расписание, проследить, проконтролировать, с детьми работают они мало, только на полставки. Директора назначает начальник местного отдела образования, тут, конечно, если нет связей — то не пробиться.

Дополнительные доходы и репетиторство

Но учитель всегда может взять подработку — репетиторство, причем официально и без официального оформления своей деятельности. Достаточно только заплатить единый налог на репетиторство, около 20$ в месяц (речь о Белоруссии, в России нужно платить 13% НДФЛ с дохода — прим. ред.), и пожалуйста, работай.

Нынче час репетиторства стоит 5-10 долларов. Многие работают в школе так, для стажа, основной заработок — именно на репетиторстве.

Плюсы и минусы профессии учителя

У профессии учителя много и плюсов, и минусов, вообще, зависит от человека, что он хочет видеть — этот самый плюс или минус. С детьми никогда не скучно, ты всегда в курсе всех новостей, всех новинок, владеешь молодежным сленгом и т.д.

Выбрав профессию учителя, позаботьтесь о своих ногах и удобной обуви, так как на работе особо не посидишь. На уроке — к каждому подойди, проверь, правильно ли ребенок решает, на перемене — в учительскую — сдать или взять журнал, в течение дня — проверить, все ли дети на месте, сводить в столовую на обед, зайти расписаться в каком-нибудь приказе, подготовить доску для следующего урока, а если кабинет на третьем этаже, а учительская на первом, то перемена превращается в кросс!

На работе очень быстро устаешь, приходишь домой — и ничего не хочешь, только спать. На своих детей времени мало, муж также остается почти без внимания. Тяжело. Конечно, если вы не фанат своей работы, то можете относиться к этой работе совсем по-другому. Но, как показывает практика, в этой профессии надолго задерживаются лишь те, кто самоотверженно жертвует собой, своим здоровьем ради тех, кто, возможно, и на улице не поздоровается, встретив любимого учителя через пару лет.

Как стать учителем математики

Математика – один из основных предметов школьной программы. Не случайно по количеству часов, которые выделяются для ее изучения, до 7 класса она уступает только русскому языку, а после выходит на уверенное первое место. Но полюбить математику детям куда сложнее, чем некоторые другие дисциплины. В ней нет эффектных опытов, как в химии, отсылок к эмоциям, как в литературе, места для увлекательных дискуссий, как в истории. Как же учителю, особенно начинающему, заинтересовать детей математикой? Поговорим об этом и дадим новичкам советы от опытных педагогов.

Что должен знать учитель математики для работы в системе школьного образования?

Как и все учителя-предметники, специалисту нужно знать психологию, педагогику, возрастную физиологию, анатомию и гигиену, методики воспитательной работы, способы обучения, нормативно-правовую базу по вопросам воспитания и обучения детей, требования пожарной безопасности и охраны труда, правила личной гигиены, правила оказания первой помощи. Важно разбираться в законах и других нормативно-правовых актах, которые регулируют образовательную деятельность в России, в том числе понимать требования ФГОС основного общего и среднего общего образования.

Чтобы работать учителем математики, необходимо хорошо знать профильный предмет, основы информатики, черчения, решать математические задачи разной сложности. Следует освоить методику преподавания дисциплины в школе, изучить программу и учебники математики, алгебры, геометрии, ознакомиться с требованиями к оборудованию и оснащению кабинета математики. Современный учитель должен уметь применять в работе текстовые редакторы, презентации, электронные таблицы, интернет-ресурсы, пользоваться мультимедийным оборудованием.

Как стать учителем математики? Можно ли работать в школе без педагогического образования?

Согласно профстандарту, для работы учителем математики нужно иметь высшее или среднее профессиональное образование в области профильного предмета или педагогики и пройти профпереподготовку с присвоением нужной квалификации. Это можно сделать дистанционно* по программам АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки» из этого раздела.

При выборе программы обучения отталкивайтесь от полученного ранее образования:

    Если у вас есть математическое образование, то подойдет программа:

340 часов (3 мес.)

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Учитель математики

Также можно пройти программы с присвоением сразу двух квалификаций (например, учителя математики и физики или математики и информатики), чтобы расширить карьерные перспективы. Это особенно актуально для малокомплектных школ, где не хватает преподавателей и сложно набрать нужное количество часов на ставку, если вести только одну дисциплину.

Где работают и сколько получают учителя математики?

В основном учителя математики работают в государственных школах. Также они могут устроиться в частные образовательные учреждения, в центры дополнительного образования. Если пройти переподготовку по педагогике профессионального образования, можно вести математику в колледжах, техникумах, вузах.

Где работают и сколько получают учителя математики

В Москве средняя зарплата учителей математики составляет 70-110 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге они получают 40-70 тыс. рублей, в Казани и других городах-миллионниках – 35-40 тыс. рублей. В среднем по России специалисты могут рассчитывать на зарплату около 25-35 тыс. рублей в месяц. Стандартный оклад можно увеличить, если взять дополнительную нагрузку (классное руководство, кружки, методическую работу) или пройти переподготовку и вести несколько предметов. Уровень зарплаты учителя также зависит от его квалификационной категории, стажа, от условий в конкретной организации (в лицеях, гимназиях, частных школах обычно платят больше) и других факторов.

Учитель может работать или подрабатывать репетитором, в том числе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Час занятий стоит в среднем от 500 до 2000 рублей. Цена зависит от квалификации, стажа специалиста, наличия рекомендаций. При этом не обязательно ездить к ученикам домой или приглашать их к себе. Сегодня все больше репетиторов дают уроки посредством видеосвязи.

Как сделать уроки интересными? 5 советов начинающим учителям математики.

  1. Начинайте каждый урок не с чтения правила в учебнике, не с проверки домашнего задания, а с информации, которая привлечет внимание детей. Это может быть занимательный случай из жизни математика, который вывел формулу, сделал открытие, которое выросло из доказательства теоремы, и что угодно еще. Найти занимательные факты для каждой темы в интернете не составит труда.
  2. Предлагайте детям разные формы работы. Обычно уроки математики строятся по одному плану: проверили домашнюю работу – выучили новое правило – закрепили теорию парой задач. Избавьте ваших учеников от этой рутины. Пусть они участвуют в круглых столах и диспутах, готовят проекты индивидуально и в группах. Устраивайте беседы, математические диктанты, игры.
  3. Связывайте математику с реальной жизнью. Многих отталкивает от школьных уроков их абстрактность. Мало кому в 15 лет интересно искать площадь треугольника или узнавать, чему равны Х и Y. А когда дети рассчитывают, сколько переплатят за купленный в кредит телефон, определяют, как будет дешевле доехать до Москвы – на автомобиле или на поезде, составляют меню на неделю по таблице калорийности продуктов, им сразу становится понятно, для чего нужно учить формулы и решать уравнения.
  4. Делайте уроки наглядными. Используйте весь арсенал средств, которые можно задействовать в изучении математики: таблицы, диаграммы, презентации, фильмы, математические эксперименты и фокусы. Помните, что 80-85% людей – визуалы, которым недостаточно услышать объяснение формулы или задачи, а нужно его еще и увидеть.
  5. Используйте приемы занимательной математики. Пусть дети собирают роботов из конструктора, решают исследовательские задачи, разгадывают математические загадки и ребусы и т. д.

Математика – сложный, но полезный и интересный предмет. И задача учителя – заинтересовать им детей. А для этого нужно не просто самому знать и любить математику, но и постоянно развиваться как педагогу.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или
консультацию

Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.

Учитель математики это профессия, которая может привлекать всех, кто любит точные науки, видит красоту и гармонию в алгебраических выражениях и геометрических задачах. При этом такие специалисты зачастую зарабатывают больше, чем их коллеги-предметники.

Как стать учителем математики

Для того, чтобы преподавать в школе математику, нужно иметь профильное высшее образование. Впрочем, сейчас во многом требования смягчились, и теоретически профильное образование человеку иметь уже необязательно. Если у соискателя есть высшее образование, и он хочет преподавать точные науки, он может просто пройти переподготовку на учебных курсах, работающих при институтах повышения квалификации. Тогда в течение нескольких месяцев он будет изучать технологии организации учебных занятий, эффективные методики обучения школьников, основы педагогики, а после этого получит диплом, дающий право преподавать математику.


Кстати, даже учителя, имеющие профильное высшее образование, обязаны раз в три года проходить курсы повышения квалификации. Разумеется, в перерывах между ними они могут посещать семинары или участвовать в конференциях, но учеба на курсах все равно является обязательной.

Основные требования к учителю математики

Для педагога недостаточно просто уметь решать математические задачи соответствующей степени сложности (в том числе составленные в качестве заданий для олимпиады). Он должен уметь пользоваться всеми математическими инструментами, в том числе и компьютерными, чтобы объяснять ученикам, как их можно применять, а также для того, чтобы визуализировать данные. Учитель должен иметь представление о том, где в современной науке и тем более в быту применяются математические элементы. Он должен уметь совместно со своими учениками строить логические рассуждения, изучать современные информационные источники, читать периодику и научно-популярную литературу.


Как рассчитывается зарплата учителя математики

Разумеется, все приведенные в статистических отчетах цифры являются усредненными показателями. Каждому конкретному специалисту зарплату рассчитывают непосредственно в школе, и она состоит из четырех частей, а именно:

  1. Базовая часть. Это, собственно, оклад, а также надбавки, которые специалист получает за проверку тетрадей, за ведение дополнительных занятий или кружков,
  2. Стимулирующая часть. В каждой школе есть управляющий совет, он и определяет критерии для начисления этой надбавки. В большинстве случаев основаниями для ее получения являются стаж, высокая квалификационная категория, значительные результаты учеников этого педагога на олимпиадах разного уровня, а также использование в процессе обучения новых технологий,
  3. Компенсирующая часть. Эти надбавки получают не все педагоги, а только те, которые работают с детьми-инвалидами, в том числе обучающимися на дому. Учителям сельских школ оплачивают коммуналку,
  4. Премия. Здесь тоже все зависит от управляющего совета школы.

Компенсационная часть начисляется в процентах от оклада. Есть определенные ориентиры, которых придерживаются при расчете. Например, многое зависит от квалификационной категории. Так, учитель первой категории дополнительно получает к зарплате 15% от оклада.


Что касается стимулирующей выплаты, то все педагоги зарабатывают определенное количество баллов – в каждой школе решается, как они начисляются и как определить ценность одного балла. Понятно, что чем больше их будет, тем выше будет зарплата педагога.

На практике, конечно, премии есть далеко не всегда. Кроме того, правила для начисления и выплаты стимулирующей части постоянно меняются, так что уровень зарплаты учителей математики, особенно в регионах, остается не слишком высоким. В столице дела обстоят немного лучше.

У педагогов, работающих в коррекционных школах и в интернатах, могут быть дополнительные надбавки. Они устанавливаются не руководством школ, а органами местного управления.

Кроме того, хотя учителя должны получать дополнительные надбавки за классное руководство и сверхурочную работу, в том числе за работу на ЕГЭ, на практике это далеко не всегда так, поскольку директору и управляющему совету приходится исходить из того, сколько средств выделил бюджет и каким будет основной фонд зарплаты. А еще часть работы учитель математики может выполнять на общественных началах. Это, например, подготовка класса к экзаменам, составление отчетности и документации, организация избирательных участков. Ведь если выплачивать дополнительные надбавки за все перечисленное, денег из общего фонда не хватит на выплату остальным педагогам.


Сколько получает учитель математики в России?

Однако лидерами по уровню доходов являются Москва и северные регионы. Так, например, на Чукотке средний уровень зарплаты учителя математики составляет 65 тысяч рублей. А в столице педагог получает в среднем 45 тысяч рублей в месяц. В Магадане средний уровень зарплаты составляет 44 тысячи рублей, в Ненецком АО – около 40 тысяч рублей. Разумеется, на Севере зарплаты больше за счет повышающих коэффициентов, которые призваны компенсировать работу в сложных условиях.

Что касается Москвы, то указанная цифра относится только к государственным учебным заведениям. В частных школах уровень зарплаты может составлять 60-70 тысяч рублей и даже больше. При этом у работы в частных школах есть свои преимущества. Помимо того, что здесь платят как минимум 300-350 рублей в час, тут гораздо меньше отчетности и бумажной волокиты, и у педагога остается больше времени на повышение квалификации. Здесь тоже отдельно могут доплачивать за классное руководство или проведение каких-то дополнительных занятий.


В Санкт-Петербурге доход учителя математики, работающего в государственной школе, составляет в среднем 42 тысячи рублей, но в Ленинградской области он ниже.

В других регионах уровень зарплаты будет еще меньше. Например, в Воронеже он составляет 36 тысяч рублей, в Калуге учитель математики в среднем получает 32 тысячи рублей в месяц. Примерно столько же – в Калининграде и Вологде. А вот в Туле и Твери средний уровень дохода учителя математики колеблется в пределах 26-28 тысяч рублей. В маленьких городах зарплата может составлять 22-25 тысяч рублей.

Может ли учитель повысить свой доход

Самым простым способом (и, кстати, в соответствии с текущим законодательством, полностью легальным при должном оформлении) является репетиторство. При этом в зависимости от нагрузки на основном месте работы учитель может уделять репетиторству 4-10 часов в неделю. Расценки в среднем составляют 700 рублей в час, но в Москве они могут быть и выше. То есть в неделю можно получать до 3-7 тысяч рублей дополнительного дохода, хотя выдержать такой график будет очень тяжело.

Сколько получают учителя математики на Западе?

В большинстве стран уровень зарплаты у школьных учителей не слишком велик, хотя в целом он в основном соответствует среднему уровню дохода граждан. Например, в Германии учитель может получать 3500-4000 евро. Но здесь тоже многое зависит от стажа (чем больше опыт работы, тем выше зарплата). Кроме того, в этой стране преподаватели могут вести несколько предметов сразу, причем даже из разных областей знания. Различаются зарплаты и в зависимости от места проживания специалиста. Например, в Рейн-Вестфалии они ниже, чем в Баварии.

В США также учителя могут вести сразу несколько предметов. И здесь им могут доплачивать за проведение внешкольных занятий. Кроме того, уровень зарплаты напрямую зависит от результатов профессиональных тестов. Но в то же время есть зависимость и от штата, в котором они проживают. Например, в Южной Дакоте школьные учителя получают только порядка 3500 долларов в месяц, а в Калифорнии – 7500 долларов. В то же время в частных школах учителя математики могут получать и 12 тысяч долларов ежемесячно.

Читайте также: