Какой график работы у инспектора дпс

Опубликовано: 03.10.2024

• Я работаю в органах внутренних дел уже почти двадцать лет, — рассказывает инспектор Сергей Еремин (Москва). — На службу в Госавтоинспекцию пришел после армии в 1999 году. В милиции мечтал работать с раннего детства. Помню, как еще во времена Советского Союза родители купили мне игрушечный жезл регулировщика и краги (перчатки с нарукавниками белого цвета. — Прим. ЗР). В этом «обмундировании» я ставил где-нибудь в квартире светофор и останавливал якобы проезжающие машинки. Мне тогда было лет пять. Вернувшись из армии, сразу сказал родителям, что пойду работать в ГАИ. Отец воспринял новость спокойно, а вот мать была против — все-таки я у них единственный сын . Поначалу она переживала, говорила даже, что никуда меня не пустит. Но я пообещал, что все будет в порядке. Так и вышло.

• Сам я ни в коем случае не нарушаю правила. А как иначе? Надо показывать пример другим водителям. Даже скорость не превышаю. Бывает, едем с супругой в машине, она просит: «Ну давай поднажмем, чуть побыстрее поедем?». Я каждый раз объясняю, что лучше не стоит — это небезопасно, да и камеры кругом стоят.

• В моей жизни была потеря, после которой я против скорости. Один мой товарищ убил другого, а все из-за того, что они решили устроить гонки по ночной Москве. Сегодня я и знакомым могу сделать замечание, если вижу, что они превышают.

• «Любимая» тема — это про «сорвать тебе погоны». Тяжесть правонарушения тут роли не играет, все зависит, скорее, от человека. Некоторые хамят просто потому, что не хотят подвергнуться взысканию, другие накопили много штрафов и знают, что это может стать для них проблемой. К таким проявлениям надо относиться спокойно. Мы же в одном лице и инспекторы, и врачи, и психологи. Культурно, «на Вы» объясняем причину остановки и что грозит в случае, если гражданин нарушил ПДД. Чаще всего ситуацию потихоньку удается сгладить. Тут еще надо понимать, что, может быть, у человека в семье или на работе какая-то проблема и эта остановка инспектором стала последней каплей . Бывает, кстати, извиняются потом за то, что вспылили.

• Пьяных за рулем в последнее время стало меньше. Это потому, что наказание за вождение в нетрезвом виде ужесточили — теперь и штраф 30 тыс. рублей, и лишение прав сроком от 1,5 до 2 лет.

• Наш день расписан по часам. Развод, или другим словом — инструктаж, у нас начинается около семи утра. Перед каждой сменой мы получаем оперативную информацию: сведения об автомобилях и лицах, находящихся в розыске. До нас также доводят, какие оперативные мероприятия проводятся по нашему округу и по Москве в целом. Все это обычно на 15–20 минут. После этого нам зачитывают приказ о заступлении на службу. Получив на руки карточки маршрутов патрулирования, мы едем отмечаться в территориальное УВД. Помимо нас туда приезжают и другие сотрудники. Все мы работаем по так называемой системе единой дислокации. За счет этого на одной территории (например, в районе Северное Тушино) могут слаженно взаимодействовать сотрудники различных структур, отвечающих за общественный порядок — ППС, ГИБДД, вневедомственной охраны и т.д. По той же причине наши рации настроены на два канала — территориальный и свой, только для сотрудников ГИБДД.

После окончания развода в территориальном ОМВД мы едем на маршрут патрулирования и весь рабочий день двигаемся только по нему . По сути, маршрут — это отдельный район. Он рассчитан на смену, то есть на двенадцать часов. Число улиц в нем зависит от района. Например, в Хорошево-Мневники 36 улиц, а в Покровское-Стрешнево — 27. Меня каждый раз могут ставить на разные маршруты.

• Меня редко застанешь дома в праздники. Смена инспектора ГИБДД — двенадцать часов, график — два через два. Первая смена начинается в 19:00 и до 07:00, вторая — в 07:00 и до 19:00. Раньше мы работали по восемь часов: две утренние смены, затем выходили в ночь, потом отсыпной выходной. Это было еще до реформы МВД (в 2011–2012 годах. — Прим. ЗР). Сейчас, конечно, удобнее стало. Выходные получаются подлиннее. Хотя далеко не всегда удается провести с семьей праздники. Они уже привыкли. Ничего не поделаешь, работа у меня такая.

• Знакомые редко просят о помощи. Когда люди узнают, что я работаю инспектором ГИБДД, обычно реагируют положительно. Но так, чтобы кто-то просил, как говорится, замолвить за него словечко, если его, к примеру, «тормозят» на дороге, не припомню. Бывает, просят проконсультировать — например, когда машину на учет ставят. Но я в таких случаях объясняю, что в нашей системе очень много подразделений и лучше узнавать у тех сотрудников, которые занимаются именно этой проблемой.

• Инспектор ГИБДД — не женская профессия. У нас в роте есть девушка-инспектор, года два работает и справляется. Но подозреваю, что порой ей приходится несладко: стоять на дороге нужно и в дождь, и в снег, и в морозы. Мужчинам в этом плане как-то полегче, мне кажется. Мы выносливее. Практически все были в армии, а это хорошая предподготовка. Кроме того, бывает, что и пьяных, агрессивно настроенных мужчин приходится усмирять. Конечно, ей на выручку всегда готов прийти напарник, и все же.

• Я хотел бы, чтобы дочь тоже пошла в органы. Но инспектором ГИБДД становиться не посоветую. Предложу выбрать более женскую профессию — дознавателем, например, или следователем. Вот это я бы одобрил.


Работа в ДПС, безусловно, сложна и морально, и физически. Редко какой водитель рад ситуации, когда его останавливает инспектор госавтоинспекции даже для банальной проверки документов. Но если вы хотите видеть себя в будущем сотрудником ДПС, то этот материал для вас. В статье мы разберем условия приема на работу, требования к сотрудникам, к имеющемуся у них образованию. Обратим внимание читателя и на актуальные по новому Административному регламенту должностные права и обязанности данного работника.

Буква закона

Для начала обратимся к российскому законодательству, регулирующему непосредственно прием на работу будущих сотрудников ДПС.

Правом работы в ГИБДД сегодня обладают граждане Российской Федерации возраста 18-40 лет. Половая, религиозная и национальная принадлежность по закону не играет ключевой роли в отборе кандидатов на должность. Точно также здесь не имеет значение должностное, имущественное, социальное положение гражданина, а также факт его членства в общественных организациях. Вопрос взглядов, убеждений кандидата на должность также не должен рассматриваться при приеме его на работу в ГИБДД.


Важное при отборе кандидатов

Если вы видите себя сотрудником ДПС, то определяющим при приеме на работу будет следующее: достойно проходить службу вам должны позволять деловые, личные и нравственные качества. Большое значение имеет и ваш уровень образования, и состояние здоровья.

Обратим внимание и на следующее: если вы еще несовершеннолетнее лицо, но в будущем хотите стать сотрудником ДПС, то при наличии среднего образования уже можете начать профессиональное обучение в этом направлении.

Для бывших сотрудников органов

Рассмотрим и такой вариант. Вы уволились из органов внутренних дел. Но вновь хотите приступить к службе в роли сотрудника ДПС. В таком случае законодательство несколько расширяет для вас допустимые возрастные рамки:

- Звание от младшего лейтенанта до подполковника - максимум 45 лет.

- Звание полковника - 50 лет.

- Звание генерал-майора - 55 лет.

- Звание генерал-полковника - 60 лет.

Здесь, конечно, имеются ввиду руководящие должности, а не работа рядовым инспектором.


Необходимое образование

Инспектор ДПС является специалистом. Поэтому у кандидата на должность обязательно должно быть среднее специальное или высшее профессиональное образование. Естественно, котироваться будет диплом, выданный учебным заведением, имеющим государственную аккредитацию.


Требования к кандидату на должность

Кроме всего перечисленного, действуют следующие требования к кандидату на должность:

- Прохождение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

- Наличие водительских прав категории В и С. Это необходимое условие для отправления сотрудника в рейды.

- Опыт специальной стажировки.

Об этом нужно помнить.

Хоть это не указывается в официальных документах, но при поступлении на работу тут нужны определенные качества характера. Первое время вам, скорее всего, придется работать на улице - с обычными водителями, нарушителями ПДД и пострадавшими. От вашего умения гибко взаимодействовать с этими лицами, уходить от прямых конфликтов, не грубо, но твердо настаивать на букве закона зависит успешность службы в ДПС. И, возможно, продвижение на руководящие посты.


Кому будет отказано?

Как мы с вами уже убедились, на службу в ДПС возьмут не каждого гражданина. Вот несколько частых случаев, по которым кандидатам на должность отказывали:

- По решению суда гражданин был признан полностью или частично недееспособным.

- Гражданин имеет/имел судимость.

- Когда-либо кандидат на должность был привлечен к административной ответственности.

- Не имеются водительские права категории В.

- Гражданин не проходил срочную службу в рядах Российской Армии.


Теперь перейдем уже непосредственно к службе. Обязанности сотрудника ДПС перечислены в Административном регламенте МВД. Его актуальная версия принята в 2009 году (приказ № 185).

Документ вводит следующие должностные обязанности инспектора ДПС:

1. При общении с участниками ДД сотрудник обязательно должен быть тактичным, вежливым, и объективным. В любых ситуациях он сохраняет выдержку и спокойствие.

2. По отношению к участника ДД допустиво только обращение на "Вы".

3. Все требования и замечания излагаются сотрудником в понятной и убедительной форме. Он должен стараться изъясняться так, чтобы его слова не были восприняты двояко или ложно.

4. При обращении к участнику дорожного движения обязанность ДПС-инспектора заключается и в том, что он должен представиться: назвать должность, звание, фамилию, имя и отчество. Далее - лаконично сообщить цель и причину своего обращения.

6. Если требуется ограничить права и свободы того или иного гражданина, сотрудник ДПС обязательно разъясняет как повод, так и причину такого ограничения, поясняет права и обязанности гражданина в подобной ситуации.

7. Сотрудники обязательно соблюдают порядок получения доказательств нарушения. Несоблюдение его говорит о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно.

8. Суть совершенного нарушения разъясняется информативно и ясно, убедительно, со ссылкой на определенные пункты ПДД и иных нормативных актов, действующих в РФ.

9. При проведении проверки документов граждан обязанность сотрудника ГИБДД - обращаться с бумагами аккуратно, не делать в них пометок.

10. Если к сотруднику обратился гражданин за получением справки, то инспектор должен разъяснить лишь специфику проезда, особенности маршрута следования, подсказать местоположение медучреждений, отделений полиции и госавтоинспекции. Также он сообщает телефоны, по которым можно получить информацию по поводу задержанных транспортных средств, местоположении стоянок, на которые отправляют эти ТС.

11. При возникновении конфликта, а также по требованию участников ДД, обязанность инспектора ГИБДД - сообщить порядок обжалования его действий гражданами.

12. При возникновении спорной ситуации с участником ДД инспектор обязан сообщить ему контакты дежурного ГИБДД или иного вышестоящего должностного лица.


Права сотрудника

Перейдем теперь к правам инспектора ГИБДД. В частности, это его правомочия в отношении остановки транспортного средства на автомагистрали. Они действуют в случаях:

1. Визуально или с использованием специальных технических средств было установлено нарушение ПДД.

2. У инспектора есть данные (ориентировка, информация от дежурного, участников ДД, других нарядов, визуально зафиксированные обстоятельства), которые свидетельствуют о причастности водителя или пассажиров ТС к совершению ДТП, правонарушения или преступления.

3. Наличие у сотрудника ДПС данных, свидетельствующих, что конкретный автомобиль использовался для совершения противоправных действий, находится в розыске.

4. Необходимо опросить водителя и пассажиров ТС об обстоятельствах совершения ДТП, преступления, правонарушения, свидетелями, очевидцами которого они являлись, являются.

5. Необходимость привлечения участника ДД в качестве понятого.

6. Для каких-либо неотложных служебных целей необходимо использовать транспортное средство остановленного водителя.

7. Необходимость запрещения или временного ограничения движения транспортных средств на определенном участке трассы.

8. При необходимости обеспечения беспрепятственного и безопасного проезда автосредств специального назначения.

9. Требование оказания от водителей содействия в беспрепятственном следовании к месту происшествия ТС специального назначения - скорой медпомощи, аварийных, спасательных служб, отрядов оперативного реагирования и проч.


10. Необходимость привлечения как водителя, так и пассажиров остановленного ТС к оказанию помощи сотрудникам полиции, другим участникам дорожного движения.

11. Проведение на основании соответствующих распорядительных актов специальных мероприятий по предупреждению ДТП, снижению вреда их последствий в целях охраны здоровья, жизни, имущества граждан, а также защиты их интересов и законных прав, интересов всего общества и государства.

12. Остановка по причине того, что ТС создает опасность для других участников дорожного движения (из-за неисправности, неправильной установки каких-либо агрегатов).

13. Остановка для обеспечения безопасности самого водителя - на дальнейшем участке трассы ведутся ремонтные работы, дорога повреждена последствиями стихийного бедствия, техногенными, производственными авариями, пожарами, утечкой опасных веществ, последствиями иных чрезвычайных обстоятельств.

14. Проверка документации на право пользования и владения данным ТС, документов на авто и перевозимые грузы.

15. Проверка документов водителя и пассажиров, если есть основание подозревать их в совершении преступления, правонарушения и проч.

Инспектор ДПС - безусловно, сложная работа. Не просто быть сотрудником ГИБДД, обязанности, с которыми вы могли ознакомиться в статье, это подтверждают. Поэтому к кандидату на должность предъявляются соответствующие серьезные требования.

"Кто все это будет делать, если не мы?"

Целый день, с семи утра и до девяти вечера, то есть даже дольше, чем длится рабочая смена, кружил журналист по улицам с инспектором первой роты полка ДПС по Восточному административному округу Москвы молодым лейтенантом Андреем Князевым.

Если бы косые взгляды обладали весом, машины ДПС в Москве, наверное, ездили бы с побитыми стеклами. Но Андрей, кажется, ничего не замечал и невозмутимо вел машину.

Возможно, счастливое для инспектора ДПС умение сохранять отрешенный вид и холодный взгляд Князеву досталось по наследству, а, может быть, он выработал это в себе со временем. За служебной необходимостью в ГИБДД он уже восемь лет: как пришел сюда 18-летним парнем за компанию с другом, так и остался.

"Газели", лоси и гастарбайтеры

"На самом деле, - говорит Князев, - по ночам работать гораздо интереснее. Да, наверное, опасно, но ночью мы не ездим по одному, как днем. Ездит экипаж. Год назад мы задержали компанию таджиков, четырех человек. Они ехали на затонированной машине, с грязными номерами. У одного из них за поясом брюк оказался газовый пистолет, переделанный в боевой, даже с глушителем. Они кинулись врассыпную, так что пришлось побегать".

"А еще говорят, что где гаишник, там и пробка. Так и есть, ведь мы специально приезжаем, чтобы разрулить пробку. Еще любят приспустить окошко, выкрикнуть инспектору какую-нибудь гадость и счастливым-довольным поехать дальше", - объясняет Андрей.

Шесть ДТП, один наезд и провода с трамвая

Граждане едут на работу, и рация в машине не умолкает ни на минуту. ДТП происходят каждые полчаса. В тот день мы оформили шесть аварий и один наезд на пешехода. Аварии, по большей части, мелкие, инспектора вызывают, чтобы не было потом проблем со страховой компанией. Рутина, одним словом.

Следующий вызов пришел от станции метро "Улица Подбельского". На переходе черный джип Volvo сбил пешехода и скрылся с места происшествия. Пострадавшего инспектор обнаружил в карете скорой помощи. Тот сидел в разорванной рубашке и грустно взирал на врачей, которые мерили ему давление. Оказалось, джип задел пешехода зеркалом, да так, что на руке остался огромный синяк. После этого водитель выскочил из машины и накинулся на бедолагу с кулаками, разорвал на нем рубашку и, выкрикнув на прощание "Я тебе покажу милицию!", укатил в неизвестном направлении.

"Тяжело принять правильное решение сразу"

Неприятную тему коррупции в ГИБДД Андрей комментируют без лишних эмоций. Говорит, что если бы водители сами не предлагали взятки, то их бы никто и не брал. Тех, кто возмущается автомобилями с "мигалками", нарушающими правила дорожного движения, не понимает тоже.

"Каждый должен делать свое дело. Я-то знаю, что если патрульная машина едет с включенной сиреной, значит, это реально нужно", - поясняет он.

Lexus выехал на дорогу из сервисного центра, в разделительной полосе был разрыв напротив выезда, но из-за пробки встроиться на свою полосу в нужном месте водитель не сумел. Оказывается, инспектор имеет право не только наказывать, но и прощать, так что мы едем дальше. Но перекресток не зря оживленный, и впереди пробка только хуже. Нас ждет очередное ДТП, и мы, включив сирену, сами выезжаем на встречную полосу. Нас пропускают, одни машины берут правее, другие левее. Из окошка пронесшегося мимо автомобиля нам что-то прокричали, но ветер отнес слова в сторону - только "мать" мы и услышали.

О своих перспективах на этой работе Андрей не любит задумываться. Устав от расспросов, на какую должность после инспекторской можно рассчитывать, он вяло отмахивается: "Ну, пишите: командир взвода".

Оживляется он, когда рассказывает про ролик в интернете, на котором американский коп без лишних слов усмиряет электрошоком истеричную гражданку, не подчинившуюся законным требованиям полицейского. Нашим полицейским тоже надо дать больше власти, считает Андрей. Конечно, при этом и требования к ним должны быть другими, соглашается он. О том, что далеко не каждый в принципе способен выдержать груз власти, речь не заходит.

Мы едем вдоль полосы зеленых насаждений, где парковка автомобиля может обойтись москвичу в 5 тысяч рублей. На полностью вытоптанном участке газона стоит забарахлившая маршрутка. Водитель, конечно, знал, что нарушает правила. Но надеялся на прощение. Правда, его не простили, не повезло. Но, может, хотя бы газону удастся вырасти? "Тяжело бывает принять правильное решение сразу", - признается инспектор.

А вот в следующей машине, припарковавшейся на газоне, водителю стало плохо. Жена накладывала ему примочки на лоб, и мы, конечно, поехали дальше, не потратив талоны на штраф. Газон, прости!

Фото «Из-за таких, как ты, страна в ж. е». Как устроена работа гаишников

У гаишника в народном фольклоре не самый положительный образ. В каждом инспекторе граждане видят потенциального взяточника и источник проблем. В то же время без них дорожное движение превратится в хаос. Истина как обычно где-то посередине.

Anews выяснил, почему у них не получается «брать как раньше», как вас могут заставить быть свидетелем и что может случиться, если пойти против начальства.

«Не работа, а СЛУЖБА»

В зной и мороз дышать дорожной пылью, стоять в пробках и выезжать на бесконечные аварии — работа специфическая, но люди по какой-то причине продолжают ей заниматься. Главными плюсами своей работы инспекторы ГИБДД считают социальные гарантии и стабильность:

«Отпуск 40 дней, оплата проезда к месту отпуска, зарплата+премии: слухи о том, что ГИБДД на зарплату не живет преувеличены — если ты с улицы пришел и тебя знать никто не знает, то будешь работать первый год-два именно на з/п».

«Стабильная з/п, мощная социалка, отпуск, полнейший соц. пакет и вообще все стабильно. ГИБДД не обанкротится через месяц и сотрудников на улицу не повыкидывает. Плюс ранняя пенсия», — рассказывают они на форумах.

В то же время гаишники жалуются на ненормированный график и что перестают «принадлежать себе»:

«Это все-таки не работа, а СЛУЖБА. На ней ты не принадлежишь сам себе на 100%. Могут посреди ночи поднять "по тревоге". Когда все с детьми отдыхают в праздники, ходят на елки, салюты — ты стоишь на улице палкой машешь, так как в праздничные дни обычно "усиление". Ну и в ГАИ нельзя просто поработать какое-то время, потом уйти, потом вернуться, "искать себя" как на обычных офисных работах — если уж устроился, значит, "подарил" себя государству всерьез и надолго».

«Брать как раньше не удается»

В 1990-х и ранних 2000-х гаишник был персонажем народных анекдотов, берущим взятки и безбедно живущим за их счет. Но если верить экспертам, в последние годы технический прогресс и ужесточение законов омрачили существование сотрудников ГИБДД.

Как рассказал «Коммерсанту» координатор движения «Общество синих ведерок»Петр Шкуматов: «Если еще лет пять назад каждый водитель сталкивался с недвусмысленным предложением инспектора ДПС, то сегодня сам инспектор взятку не попросит. Связано это в первую очередь с распространением аудио- и видеозаписывающих устройств. Во-вторых, начали проходить публичные процессы: раньше об уголовном преследовании сотрудника ГИБДД знали только его сослуживцы, теперь это все широко освещается в СМИ. Боятся брать».

Это подтвердил и другой собеседник издания — инспектор ДПС, пожелавший сохранить анонимность: «Брать как раньше не удается, а дураков, которые за 40 тыс. руб. под дождем будут пробки разруливать, нет — лучше в тепле сидеть». «Брать как раньше» гаишникам мешает еще и то обстоятельство, чтооплата мелких штрафов «на месте» теперь не оправдана. Раньше нарушителю для его погашения нужно было ждать очереди в Сбербанке, затем везти квитанцию в отдел ГИБДД. Сегодня отследить и оплатить все можно в несколько кликов онлайн. Дача взятки никак не ускорит этот процесс — он и так достаточно быстрый.

«Водитель должен уехать от тебя довольный»

Сказать, что поборы среди сотрудников ДПС окончательно ушли в прошлое, тоже нельзя. Ездить пьяными россияне пока не перестали, а платить штраф в размере 30 тысяч и терять права на 1,5 - 2 года никто не хочет. Когда водитель дует в штатный алкотестер и он фиксирует положительный результат, инспектор вынужден сразу начать оформление. Для таких случаев некоторые гаишники используют свой подкрученный прибор, показывающий допустимые промилле. Водитель повинуется и платит.

Сами сотрудники ГИБДД рассказывают, что выживаемость в профессии зависит от умения договариваться:

«Если ты с улицы и без блата, то поставят на землю и будешь ишачить от проверки до проверки, как честный гибдэдэшник для отчетов. Поймают на 1000 рублей — осудят, как главного коррупционера страны и покажут по всем новостям, что из-за таких, как ты страна в ж. е. Если будешь работать более-менее сносно и будешь договариваться с верхними, то разрешат брать, закрывая глаза, но с откатом».

«Нас еще в 1990-х старые гаишники научили главному принципу: "водитель должен уехать от тебя довольный". Ты задержал человека не за надуманное, а очевидное нарушение. Честно описал возможные последствия. И ничего вымогать не надо, человек сам уговаривает тебя решить проблему. Ты соглашаешься, делая одолжение. Тогда он отдает тебе деньги с благодарностью и опасности впоследствии ни для тебя, ни для твоих коллег не представляет», — вспоминает Петр Шкуматов.

«Николай Степаныч» и другие хитрости

Если на дороге случается авария, вокруг обычно скапливается много случайных людей. Особенно много зевак, если авария с жертвами. Гаишникам это даже удобно, когда они ищут свидетелей ДТП. Но давать показания обычно никто не хочет: одни боятся, другим жалко тратить время. Тогда сотрудник ГИБДД может попросить предъявить паспорт и убрать в карман, пока не получит показаний.

Еще в присутствии участников ДТП гаишники могут обращаться друг к другу по вымышленным именам и отчествам. Водитель запомнит некого Николая Степаныча, которого на самом деле не было в экипаже, оформилявшем аварию.

Иногда гаишники любят прятать видеофиксаторы в неожиданных местах.



«Отрицательный отбор»


В комедийной передаче « Наша Раша » был гаишник, который принципиально не брал взяток, и чья семья жила впроголодь. Встречаются ли такие в реальной жизни?

«У меня кум и года не выдержал, слишком честный для такой работы. И со своей честностью встал поперек горла тем, кто работать не хотел работать честно. В общем, говорит, что травля началась серьезная. Стали всех собак на него вешать, докапываться к мелочам. Так называемый отрицательный отбор в действии», — рассказал пользователь форума ГИБДД.

И все же недавняя нашумевшая история доказала, что как минимум один «честный гаишник» все-таки существует. По крайней мере, именно так журналисты окрестили рядового сотрудника ГИБДД Андрея Ласкина из Нижневартовска. Правда, чтобы заслужить это неофициальное звание, ему пришлось пройти через все круги российского бюрократического ада.

Летом 2016 года Ласкин составил рапорт на двух пьяных граждан — полицейского и врача местного аэропорта, отвечающего за допуск пилотов к полетам. Когда Ласкин передал протоколы, обнаружилось, что дальше кабинетов руководства они не ушли — ни одного из водителей не лишили прав. Узнав об этом, сотрудник обратился к главе МВД, генеральному прокурору и президенту. Не дождавшись ответа, он обнародовал историю в СМИ. Вскоре инспектора уволили «за поступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел».


Кадр из видео Андрея Ласкина на сайте “Одноклассники”. Показания алкотестера в четыре раза превысили предельно допустимую погрешность

Восстанавливать должность пришлось через суд. После всех тяжб журналисты дали Андрею Ляскину прозвище «самый честный гаишник». Вернувшись на работу, инспектор подумывал об уходе на пенсию, объясняя, что «с такими командирами работать не хочется».

«Погодите пару минут, пиво допью»

Одни автовладельцы жалуются, что их постоянно останавливают сотрудники ДПС, а другие общаются с ними не чаще одного раза в год. Среди водителей даже ходит байка, будто авто определенной модели тормозят чаще, чем другие. Такое возможно, если поступила ориентировка, что правонарушители находятся, например, в черном «мерседесе». Тогда инспекторы действительно будут обращать повышенное внимание на машины указанных параметров.

В штатном режиме сотрудники ДПС могут остановить для проверки документов автомобили с ярко выраженным «тюнингом», например, с «глухо» затонированными стеклами. Вызвать подозрения могут и автомобили с номерами государств, граничащих с Россией. «Дело в том, что их приобретают иностранные граждане и пригоняют к нам с оформлением временного ввоза. Срок действия этого документа истекает, но машины очень часто продолжают эксплуатироваться — уже нелегально» , — рассказал «РИА Новостям» бывший инспектор ДПС Александр Кисняшкин. Также Кисняшкин признался, что в выходные постовые тщательнее присматриваются к дорогим иномаркам и машинам с блатными номерами. Состоятельные люди часто позволяют себе сесть за руль, до конца не протрезвев.. Когда опустится стекло, нужно сразу вдохнуть воздух из салона. Если есть сомнения, предложить водителю проехать на медицинское освидетельствование.

Вождением в нетрезвом виде грешат не только владельцы дорогих авто. Однажды Александр остановил «Газель», водитель которой выпивал прямо за рулем. На просьбу сотрудника выйти из машины, он ответил: «Погодите пару минут, пиво допью».

Еще у инспекторов могут вызвать интерес дешевые отечественные автомобили типа «Жигулей». На них нередко передвигаются иностранные граждане, имеющие проблемы с регистрацией или представители криминального мира. В случае чего такую машину не жалко бросить где-нибудь и сжечь, чтобы замести следы преступления.

Даже если водитель нарушил Правила дорожного движения, инспектор ГИБДД после остановки автомобиля обязан вести себя в строгом соответствии с законом. Нормативная база предписывает ему соблюдать права человека в любых ситуациях.

Есть перечень действий, которые страж порядка должен совершить в процессе общения с гражданином. Разберемся, изменился ли он в 2021 году.

Остановка транспорта

Сотрудники ДПС осуществляют свою деятельность на основании нескольких документов. Во-первых, это Федеральный Закон № 3-ФЗ «О полиции». Вторым основополагающим правовым актом является Приказ МВД России № 664. Он утверждает Административный регламент, регулирующий работу полиции по обеспечению безопасности на дорогах.

Согласно закону, в 2021 году за инспектором ГИБДД по-прежнему сохраняется право остановки транспортного средства для проверки документов (пункт 84.13 Административного регламента). Однако делается это совсем не из праздного любопытства, как многие полагают. Целью такой процедуры является обнаружение возможных правонарушений. Это способствует повышению безопасности дорожного движения в целом.

Сотрудник ДПС может подать сигнал об остановке несколькими способами. В 2021 году такой знак подается при помощи громкоговорителя или жеста руки. В последнем случае полицейский может использовать черно-белый жезл или диск, снабженный световозвращателем красного цвета. Рука с приспособлением направляется в сторону транспортного средства. Затем страж порядка обязан указать место, где водителю следует остановиться. При этом полицейский должен позаботиться о том, чтобы все подаваемые им знаки были понятными.

Если того требует ситуация, инспектор ГИБДД вправе использовать дополнительные световые и звуковые сигналы, например, свисток или проблесковый маячок. А в темное время суток и при недостаточной видимости «мигалка» на служебном автомобиле включается всегда.

Согласно пункту 87 Административного регламента остановка транспорта должна осуществляться с учетом Правил дорожного движения. Сотрудник ДПС обязан позаботиться о безопасности водителя, которого он собирается проверить. В 2021 году пункт 88 Приказа МВД № 664 по-прежнему запрещает стражам порядка останавливать автомобили там, где это не разрешено ПДД. Подобное допустимо лишь в экстренных случаях, например:

  • для пресечения преступления или правонарушения;
  • при регулировании движения после ДТП и при прочих нештатных ситуациях на дороге;
  • если жизни, здоровью или имуществу людей угрожает опасность.

Если необходимость в остановке в запрещенном месте все-таки возникла, сотрудники ДПС должны включить проблесковый маячок на патрульной машине. При этом они несут полную ответственность за безопасность участников дорожного движения.

Во время проверки

После остановки полицейский обязан без промедления подойти к тому, кто находится за рулем. Затем он представляется, называя свои должность, звание и фамилию. По требованию водителя страж порядка предъявляет свое удостоверение (пункт 45 Административного регламента). Только после этого сотрудник ДПС сообщает причину и цели остановки, называет документы, которые автомобилист должен показать.

Инспектор обязан обращаться к водителю с его стороны. От этого правила можно отступать, только если на проезжей части находиться невозможно или опасно. В этом случае страж порядка может подойти к автомобилю с противоположной стороны.

Даже если водитель нарушил закон, сотрудник ДПС обязан вести диалог без нравоучений, ссылаясь на конкретные законодательные нормы. А в случае конфликта он должен разъяснить, каким образом человек может обжаловать его действия. Инспектор также обязан предоставить автомобилисту возможность дать объяснение по поводу совершенного проступка. Оно фиксируется на отдельном бланке или в специальной графе протокола об административном правонарушении.

Страж порядка обязан обращаться с предъявленными ему документами бережно. А если в них случайно окажутся деньги или другие ценности, он обязан вернуть их владельцу и попросить его убрать все лишнее.

Водитель вправе потребовать, чтобы сотрудник ДПС сообщил ему телефон дежурной части отдела, в котором тот служит. Отказать ему в этом полицейский не имеет права. Он обязан дать автомобилисту достоверный номер, чтобы человек смог позвонить и заявить о своих претензиях. Будет назначена служебная проверка, и если выяснится, что инспектор не прав, его привлекут к дисциплинарной ответственности.

Читайте также: