Какой график работы у проводников пассажирских вагонов

Опубликовано: 17.09.2024

Пассажиры поездов, общаясь с персоналом железной дороги, задумываются о том, сколько зарабатывают проводники и что входит в обязанности людей, большую часть жизни проводящих в пути. Кому-то профессия кажется романтичной и интересной. Однако мало кто задумывается о том, что работа проводника предполагает не только путешествия, но и ответственность, и массу обязанностей, для выполнения которых нужно обладать рядом качеств.

Проводник

Что входит в обязанности проводника

  • контроль посадки и высадки пассажиров; и документов;
  • предоставление гражданам информации о том, что поезд прибыл в их точку назначения;
  • ответственность за санитарное состояние вагона;
  • предоставление пассажирам напитков, чая, постели и т. д.;
  • обеспечение порядка во вверенном вагоне и, в случае необходимости, вызов вышестоящих сотрудников.

Перечислены лишь основные обязанности проводников. Особенность профессии в том, что в пути нередко возникают непредвиденные ситуации. Часто приходится быстро принимать решения и действовать по обстоятельствам.

Обязанности проводника

Проводник отвечает за безопасность пассажиров своего вагона

Требования к соискателям на должность

Чтобы стать проводником в России, нужно иметь профильное образование не ниже средне-специального уровня. Соискатели проходят собеседование в одном из отделов РЖД, после чего принимается решение и даётся ответ.

Трудна работа на маршрутах с большой протяжённостью. В России таких маршрутов много, так как страна наша протянулась на 1000 км. Работников таких поездов после возвращения из рейса предоставляется возможность побыть дома с семьёй. Однако есть норма времени в пути, которую нужно соблюдать. В противном случае это негативно скажется на заработной плате.

Кстати, проводники, которым по долгу службы приходится пересекать границы других государств, имеют доходы выше.

Открытые вакансии проводник

Что влияет на заработок проводника

Доходы представителей профессии отличаются. На них влияют:

  • дальность следования поезда;
  • принадлежность поезда к определённому классу;
  • сложность пути;
  • сезонность;
  • количество отработанных суток, а также количество отработанных часов в ночное время;
  • стаж работы.

Чтобы ответить на вопрос, какая заработная плата у конкретного проводника, нужно сопоставить всё вышеперечисленное.

Из чего складывается доход проводника

У каждого проводника, работающего на обслуживании пассажирских поездов, есть фиксированная ставка. Получить её можно, если выполнить месячную норму часов. В 2021 году эта норма составляет 176 часов. Если работать меньше, соответственно будет уменьшен и оклад. Большинство проводников, работающих на российском железнодорожном транспорте, отрабатывают больше часов, чтобы получать больше денег.

Составные части зарплаты проводников

Что влияет на уровень доходов проводников

Помимо оклада, проводники получают:

  • бонусы;
  • премиальные;
  • доход от неофициальной пересылки посылок граждан.

Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:

  • выплата в виде материальной помощи отправляющимся в отпуск;
  • компенсационная выплата при увольнении;
  • пенсионеры РЖД могут раз в году путешествовать на поезде компании бесплатно (радиус 150 км);
  • пособие на второго ребёнка и последующих детей;
  • пятидневный оплачиваемый отпуск молодожёнам и молодым родителям;
  • единовременное пособие на рождение малыша;
  • ежемесячная доплата к пособию на малышей до 3-х лет.

Соц. пакет на РЖД

Часть социального пакета работников РЖД

Это лишь часть преференций, на которые могут рассчитывать проводники.

Чтобы привлечь на работу новых сотрудников, РЖД вынуждена создавать для них максимально приемлемые условия.

Средняя зарплата проводников России

На начало 2021 года средняя зарплата представителей профессии составила 34 000 рублей. Сравните со средними доходами в России. Это не означает, что все проводники зарабатывают столь незначительные деньги.

К примеру, если устроиться в вагон Сапсана, можно в месяц получать минимум 45 000 рублей. Зарплатный максимум без учёта положенных льгот, доплат и надбавок – 50 000 рублей. Посмотрите сколько получают представители разных профессий в ОАО РЖД.

Средняя зарплата колеблется в большую и меньшую стороны. Минимум на сегодняшний день равен 15000 рублям, максимум – 50 000 рублям. Получается, что такой сложный труд не особо ценится в нашей стране. Не лучше обстоят дела и в соседних государствах.

Заработки проводников в СНГ

Отметим, что ответ на вопрос, сколько получают проводники в России и других государствах, не может быть точным, так как заработная плата привязана к отработанным часам. Для сравнения приведём показатели некоторых стран:

Увы, при сравнении заработков россиян, работающих на железной дороге, с доходами их коллег в ближайших странах, можно сделать вывод, что гражданам России повезло. Украинцы, белорусы и казахи зарабатывают вполовину меньше. Примерно также обстоят дела и в других странах СНГ.

Проводники о своей работе

Даже негативные стороны профессии описываются с юмором. Оказывается, проводникам приходится делать план по продаже чая и сахара. Если план не выполните, заплатите из зарплаты. Ревизорам, которые подсаживаются по дороге, приходится платить взятки.

Не стоит забывать и о том, что в посылках, передаваемых гражданами, могут находиться запрещённые предметы. К примеру, наркотики. За героин, спрятанный в банке с вареньем или салом и найденный при проверке, уголовную ответственность понесёт проводник. Информацию о таких «нежданчиках» также можно найти в отзывах никогда не унывающих проводников.

Интересное видео. Профессиональные секреты проводника пассажирского вагона. Рекомендуем посмотреть.

Если вы работаете проводником, то обязательно напишите свое мнение о зарплатах и работе в комментариях под этой статьей. Оно будет очень интересно для всех читателей.

Зарплата! Разнорабочий на любом предприятии получает больше, чем проводник. При этом графика нет, свободного времени нет, чтобы либо запланировать невозможно. Условия труда (особенно санитарные): проводник вынужден хранить грязное использованное белье и чистое в купе отдыха и дышать этим. Загружать тяжеленные мешки (от 15 до 17кг) на 3 -ю полку купе отдыха. Иного места в купейных вагонах для него не отведено.

Проводник

Зп вовремя. На этом все.

Теперь о минусах, коих ОЧЕНЬ много. Ну во первых это очень не грамотное и хамское начальство. На две недели каторги запихнут и хоть загнись ты там, всем плевать. Как просишь хоть день отдыха так никого не волнует, а как у них ставить некого так они весь телефон оборвут. А потом выкрадут часы из маршрута и по зп ты вообще ни че не получишь. Дико надоел план по продажам, мы не обязаны его выполнять, тем не менее тебя за него загрызет не ток начальство еще и других проводников и лнп подключат к травле. В итоге работать станет не возможно в принципе. НА этой работе я стала очень злой. Выходные уходят на отсып и лечение. Кстати в большинстве своем уходят не на отдых, а на больничные т.к. очень сильно давят из-за продаж. Крайне не советую данную компанию.

Проводник

Работала 90е, хотела устроится. Посмотрела график, а там сплошные переработки. Причем не только в летнее время. График на Питер 8 через 4 в летнее время. Оплата за час 107 руб. Норма 176. Если вас лишат премии получите копейки. Прошла медкомиссию, посмотрела графики и передумала.

Перестать платить копейки за эту работу.

Проводник

Здравствуйте! Уволились с подружкой с ФПК в этом году и о боже какое же блаженство наступило, вообщем рассказываю все по порядку: 1) — Романтики блин, никакой нет, не ведитесь ни на какие объявления (это замануха!). 2) — Учеба 3 месяца, и если ты не отработал год, то ты обязан выплатить всю сумму (они же жмоты) переепут тебя за 1К рублей, в итоге мы должны норм так сумму. 3) — Комиссия ФПК в РЖД госпитале, полегче чем идти на скоростные поезда проводником — там как в космонавты. 4) — Матерые проводники, не уважающих молодняк. Ах да, мне попадались такие проводники классные которые говорили, «беги детка отсюда нафиг». 5) — При увольнении, ты оббежишь куча мест с одним волшебным листком. Ах да, в нашем филиале очень не любят когда проводники переходят на скоростные поезда (а это самые хорошие проводники), портят всячески характеристики. Резерв не скажу, думаю догадаетесь что это за резерв такой. 5) — Для некоторых ЛНП ты . полное, а если ты еще красотка по внешнему виду, тебе . тебя заклюют сплетнями, а в рожу улыбаться будут, при чем эти сплетни будут придумывать. Очень много завистников. 6) — Вагоны старые, знает какие. Уголь давали тоже знает какой, экономят вообщем. 7) — Профком это полный . Еще и заставляют вступить в другие организации, не вступишь, то ты. 8) — Зп в нашем регионе 20–25К, но по факту это на бумаге так написано, а платят 15К. 9) — Для начальников ты, если ты учащийся-то ты ангелок. 10) — Заставляют впаривать мороженное, всякие билеты (особо так не ругались) и кофейные принадлежности, ибо если мало продашь тебе кают в штабном вагоне (смотря какой штаб. — проводник).

Вообщем, очень много всего. Ребята, не ходите устраиваться на ФПК, отработали там с подружкой 3 месяца, за эти три месяца я чуть ли почек не лишилась (из-за тяжестей), вечные недосыпы и прочее прочее, карьерногоьроста вы не увидите, все свое да наше. Поберегите себя, не суйтесь в эту контору где вас еще и "на деньги поставят". Вы для них никто , а они цари, вся контора постороенна на своих да наших. Так что думайте.

Проводник

Проводник

Самый ужасный период в моей жизни — работа в РЖД. Все началось со студенческих отрядов. В моем городе очень популярно это движение, и отряды проводников — самые многочисленные. Завлекают якобы романтизмом профессии (забудьте про это), возможностью путешествовать и посмотреть всю страну (я вас умоляю, с перронов одинаковых вокзалов смотреть на страну?) и высокой зп (я получила около 30 т.р. за месяц адского труда без выходных). В общем, молодняк, желающий заработать за лето, очень активно на все это ведется. Повелась и я. Вступила в студотряды, прошла трехмесячное обучение (кстати, довольно полезное и интересное, хоть и интенсивное), сдала все экзамены на «отлично», прошла в своем городе медкомиссию в филиале преисподни (хотя в России везде так) и в с самой первой отправкой поехала в СПБ устраиваться на работу. Дорогу до города (можно выбрать город, в котором хочешь работать) и обратно компания оплачивает только если ты отработал определенное кол-в часов (400, кажется, это примерно два месяца). Самое главное — понимать причины, почему РЖД каждый год набирает на лето неопытных, сомнительных и часто совершенно тупых студентов. Причина простая — мы для них мясо. Летом в разы повышается поток пассажиров, добавляются рейсы и составы. Чтобы это все обслуживать, нужны дополнительные проводники. Эксплуатируют студентов нещадно. Выжимают из них все до последней капли, совершенно неприемлемое и скотское отношение. Я ездила на южном направлении, на рейсах до Анапы и Новороссийска. Нас как студентов ставили на самые убогие вагоны (летом РЖД «достает» вагоны, но пассажиропоток большой, так что вариантов у них, видимо, нет). Мой первый рейс был на вагоне-купе. В каждом купе было по 1, 2 и даже 3 ребенка до 10 лет. По мере приближения к югу становилось все жарче, но в вагоне не было ни кондиционера, ни окон! Да, окон ни в длинном коридоре, ни уж тем более в купе не было! Понятное дело, что все претензии пассажиров ко мне. Они-то покупали билет, в котором указано, что кондиционер будет. А он и есть, но не работает уже лет 10 точно) И такие ситуации, в которых виноват не ты, а непригодность вагона, на каждом шагу в работе студента. На трудовой кодекс всем плевать. По идее, в дальних рейсах на вагоне должны стоять 2 проводника и меняться через каждые 12 часов. Но студенты работают исключительно по одному. Работодателю это выгодно: если на вагоне 2 проводника, то зп у каждого своя, а если один — ему платят полторы зарплаты, хотя работает он за двоих. Но работать одному на вагоне, да еще если он и плацкартный, это просто адский ад. Как я уже сказала, выходных у меня не было. За месяц работы максимальное количество непрерывного сна — 4 часа, в остальном это по полчаса урывками между станциями, потому что пассажирам все время что-то нужно, да и станции достаточно частые были. Здоровье там можно оставить очень быстро, даже если ты молодой студент. Все врем запугивают различными проверками: ревизоры и службы контроля качества. И эти проверки реально есть. С ними вообще отдельная история. Если на составе нормальный начальник поезда, то его заранее «предупреждают» о таких проверках. Но даже при таком раскладе косяки найдут, потому что это их работа. Да и в таких вагонах этих косяков реально очень много, и такие вагоны уже просто невозможно даже при всем желании подогнать подо все требования проверок. Кстати, на каждый рейс вас ставят на новый вагон, поэтому даже не рассчитывайте, что со временем вам удастся привести в порядок «свой» вагон. Своего вагона у вас не будет. Получается очень несправедливо: делают выговоры и "штрафы" за вагон, который тебе попался на удачу (а студентам такая удача вообще не улыбается). Также меня поразили условия непосредственно в резерве (это то место, куда ты «возвращаешься», типа офис). По идее там можно поспать в комнате отдыха, помыться в душе, поесть в столовке. Из всего этого студентам доступно только столовка. До комнат отдыха нас не допускали, потому что там отдыхают штатные, и даже в душ нам удалось пробиться лишь раз, и то это было сражение (поэтому мылись мы в своих вагонах в туалетах из кружечек — очень рекомендую пройти этот квест, если вам не хватает в жизни острых ощущений). Хотя в резерве мы по долгу не находились. Только приехали, сдали вагон, тебе тут же сообщают, что тебя поставили на следующий рейс, ты бежишь принимать новый вагон, и между всем этим надо успеть сбегать в магазин, чтобы купить еду в новый рейс. Также отдельно хочется отметить сотрудников СТК (служба транспортного контроля), про них вообще ходят легенды. Это ребята из ближнего зарубежья (и никак иначе), которые принимают твой вагон когда приезжаешь с рейса, и сдают тебе его, когда уезжаешь. Они должны вести учет всего, что находится в вагоне — от проводов на крыше до ершика в туалете. Но на самом деле их работа заключается в том, чтобы записать утерю на тебя (а это "штраф"), и пойти продать это все проводнику, у которого то же самое скомуниздил другой такой же товарищ. И эта система там буквально на официальном уровне. Имела дело я и с штатными проводницами — это вообще какой-то отдельный треш. Это потрепанные жизнью. Когда я раньше видела женщин подобной категории в обычно жизни, я думала, что они только-только откинулись и идут в ларек за пузырем, но нет, это проводницы после рейса) Студентов они, конечно, за людей не считают. Там вообще никто никого за людей не считает. Если у вас есть хоть капля самоуважения и внутренней культуры и вы цените свое физическое и психическое здоровье, то ни в коем случае не видитесь на сказки про «романтику железных дорог» и уж тем более на зп. Проработав там месяц, я сбежала сверкая пятками. Мне уже даже было плевать, что не возместят затраты на дорогу (а это 8 т.р. в одну сторону). Теперь считаю своим долгом оградить от этой работы таких же наивных дурочек как и я когда-то.

Проводник

Зарплата и аванс во время, остальных плюсов не вижу.

Расскажу все по порядку, решили с подругой пойти на железку, пришли в отдел кадров на ПТО, нас посадили за всякие тесты (которые ненужны), дали направление на мед. комиссию (комиссия как в космонавты) , все равно короче таких возьмут и без этого. Дак вот, нам сказали мы вам позвоним когда наберем группу для учебы (не буду говорить фамилию Начальницы кадров), ждали мы 3 месяца чтобы пойти на учебу!3 месяца блин!, ок, стипендию мы выбивали своими силами (да да не хотели выплачивать), окей, учеба закончилась, экзамены сданы (начальники фпк твердили о высоких возможностях и все такое), придя на работу тут я и обалдела, типа красивая дак иди отсюда, увидела хамство, старых проводников у которых мат перемат, курение на станциях прямо с тамбура, полное нарушение ПТЭ, ЛНП (которая не стесняясь пассажиров) орет матом на проводников (нет есть и хорошие проводники, но их очень мало), сплетни, выдуманные сплетни. Короче ребята, если вы видите это сообщение то подумайте пожалуйста Где вы учитесь, куда вы проходите курсы, фпк- это не лучший варик, туда идут работать те которым не везет просто на нормальной работе или тупо не берут… полный отстой…

p/s. уволилась из-за хамского отношения со стороны штабных работников, выдуманных сплетен и многое другое. Много есть историй, но даже не хочу рассказывать.

Работа проводницей поездов – непростая, но интересная профессия. У многих с детства есть такая мечта – работать проводником. Профессия овеяна романтикой и фантазиями. Наверняка у каждого найдется своя оригинальная история про проводницу поезда.

Устроиться на эту должность может любой совершеннолетний гражданин, даже не имеющий высшего образования. Что это за профессия, чем она привлекательна и сложна, речь пойдет далее.

Качества, которыми нужно обладать

Чтобы пойти работать проводником, важно иметь определенные личные качества:

  • Высокая мера ответственности.
  • Пунктуальность.
  • Коммуникабельность и умение сотрудничать с коллективом.
  • Способность самостоятельно принимать решения.
  • Внимательность при оформлении документов.
  • Способность запоминать большой объем информации.
  • Физическая выносливость.
  • Навык принятия оригинальных решений.

Проводницы поезда

Преимущества и недостатки профессии

У проводника, как и у всех профессий, есть свои преимущества и недостатки. К плюсам можно отнести:

  • нужность профессии в обществе;
  • высокая заработная плата на фирменных поездах;
  • нет ограничений по возрасту;
  • большое количество разнообразных льгот.

Минусами профессии являются:

  • жизнь «на колесах»;
  • травматизация на дороге;
  • психологическое напряжение, вызванное обслуживанием разных типов людей;
  • материальная ответственность;
  • сменный график работы;
  • малое количество времени на отдых;
  • низкий уровень оснащенности старых вагонов.

Проводницы поездов дальнего следования

Где и как обучиться

Чтобы узнать о вакансии проводницы поездов, нужно связаться с ближайшим отделением железнодорожного вокзала.

Подготовкой кадров, выполняющих обслуживание вагонов, занимается пассажирское депо. Для устройства необходимо обратиться в отдел кадров с документами. Обычно в перечень нужных документов входят:

  • паспорт;
  • аттестат или диплом;
  • трудовая книжка;
  • заявление, которое можно написать на месте.

После принятия документов назначается собеседование с сотрудником отдела кадров или руководителем. На собеседовании важно показать себя открытым, общительным человеком без вредных привычек. Если удалось произвести такое впечатление и кандидатуру одобрили, соискателя направляют на обучение.

Подготовка проводницы поездов длится три месяца, учеба проводится ежедневно, полный 8-часовой день, кроме выходных. Как только обучение закончено, проводятся экзамены. Сначала принимают Правила технической эксплуатации. Затем будущую проводницу поездов направляют на практику – в первый рейс в паре с квалифицированным сотрудником. В рейсе ученик ведет дневник, где записывает все события пути. Его нужно будет сдать в центр обучения. После поездки сдается итоговый экзамен с билетами. При сдаче экзамена на оценку более трех баллов ученик считается зачисленным в штат.

Проводницы поезда

По итогам обучения проводнику выдают свидетельство о прохождении курса. Кроме него для устройства на работу потребуется прохождение медкомиссии и получение санитарной книжки, а также аттестация по безопасности трудовой деятельности. Все документы предоставляются в отдел по работе с персоналом.

Этапы карьеры

Сразу после окончания обучения проводница поездов имеет третий квалификационный разряд. А всего их четыре. Первые два – у уборщиков пассажирского состава. Третий и четвертый – для проводников. Четвёртый можно получить после повышения квалификации. Такие проводники обычно работают в фирменных поездах.

Проводница поезда может вырасти по карьерной лестнице до начальника поезда. Для этого нужно высшее образование или прохождение курсов бригадиров. Чуть ниже после бригадира – механик поезда, но эта должность предназначена только для мужчин.

Предусмотрены и такие карьерные ступени, как руководитель смены, начальник вокзала.

Начало работы

После обучения проводник готов приступить к работе. Ему выдают специальную форму, которую необходимо содержать в чистоте и порядке. Фото проводницы поезда ее демонстрирует.

Фото проводница поезда

В начале первой рабочей смены нарядчик формирует бригаду. Проводника могут спросить, какое направление для него предпочтительно. Возможно, желание учтут, но это совсем необязательно.

  • дальние (более 24 часов);
  • местные (до 12 часов).

График обслуживания местных поездов – 10 рабочих дней, затем 10 выходных. В вагонах дальнего следования график определяется количеством дней в рейсе.

Перед отправлением рейса собирается планерка, где зачитываются необходимые документы для проводников и проверяется их готовность к рейсу. На планерке сообщают комплектацию бригад, проводят инструктажи, просят расписаться в необходимых журналах.

В рейсах, пересекающих границу, проводнице нужен загранпаспорт.

На планерке проводнице присваивают вагон, в котором ей нужно будет работать. Попав в свой вагон, проводник встречает там сотрудника, который отработал смену и собирается уйти домой. Осуществляется приемка вагона. Учитывается каждая мелочь, ведь проводник лично отвечает за весь вагон.

Проводницы поездов работа

Далее он занимается расстиланием постельного белья, если это предусмотрено уровнем вагона. Затем получает напитки и сладости.

В определенный час проводник начинает посадку. Здесь ему важно действовать строго по инструкции. Если пассажиры выражают недовольство, проводник не может пойти им навстречу, поскольку ограничен инструкцией.

Также нужно проявлять большую внимательность при работе с билетами. За любые промахи в работе предусмотрены штрафы, так что в интересах проводника все соблюдать и быть ответственным.

Функции проводника

Работа проводницы включает два направления. Первое – это сервисная работа с пассажирами. Сюда входят:

  • регистрация билетов;
  • выдача постельных комплектов;
  • торговля чаем и прочими напитками;
  • поддержание температуры в чайном титане;
  • помощь пассажирам в заправке постельных принадлежностей;
  • оказание помощи во время посадки/высадки.

Проводница в поезде вакансии

Второе направление обязанностей связано с обслуживанием вагона. Проводник обеспечивает внешнюю и внутреннюю чистоту вверенного ему вагона. Дважды в сутки выполняется влажная уборка вагона, четырежды – в туалетах. Убирается мусор. По приходе вагона на станцию проводница протирает поручни, грузит уголь в поезд.
Зимой проводники очищают вагон от наледи, а также размораживают с помощью кипятка унитаз и умывальник. В их обязанности входит и поддержание нужной температуры в вагоне.

У проводника материальная ответственность за все вверенное ему имущество (посуду, постель, весь инвентарь для работы), а также за все поломки и повреждения в вагоне.

Заработная плата

Уровень заработной платы проводницы зависит от количества отработанных часов. На месяц установлена норма в 176 часов. Добавочно могут начисляться коэффициенты, премии и прочие дополнения. В среднем проводник зарабатывает от 10 000 до 25 000 рублей в месяц. Зимой средняя заработная плата - 15 000 рублей, в летний период – 25 000 рублей.

Есть и такие сотрудники, которым удается получить до 55 000 рублей за месяц, но это скорее исключение, чем правило.

Про проводницу поезда

Льготы

Несмотря на низкий уровень оплаты труда и высокую загруженность на рабочем месте, многие стремятся идти работать на железную дорогу. Это связано прежде всего с льготами, которыми обладает каждая проводница поездов дальнего следования, ну и проводники, конечно же.

К ним относятся:

  • бесплатная доставка от депо к станции, ближайшей к месту проживания;
  • ежегодно льготный железнодорожный проезд для себя и двух несовершеннолетних детей в оба конца;
  • один проезд в оба конца по своей дороге.

Профсоюз может наградить направлением на лечение, а также лагерной путевкой для детей. Проводники получают бесплатную медицинскую помощь в специальных железнодорожных больницах. В трудных ситуациях компания может оплатить лечение сотрудника.

Каждые пять лет предусмотрены хорошие премии за верность выбранному делу. Они могут составлять 3-4 ежемесячных оклада.

После выработки в 20 лет и более проводник, идущий на пенсию, также обладает правом льготного проезда по железной дороге.

Если вас по-прежнему интересует работа проводницей поезда, вакансии всегда открыты, стоит лишь захотеть.

Рабочее время и время отдыха поездных бригад регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ, разд. IV, V) и на его основе — Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Для тех профессий, у которых по условиям работы (поездные бригады) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с таким расчетом, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать его по своему усмотрению.

На железнодорожном транспорте Российской Федерации действует нормативный документ «Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров».

График работы и отдыха объявляется работникам не позднее чем за три дня до начала его действия.

Время приема и сдачи вагонов поездными бригадами, а также время на подготовку в рейс включается в их рабочее время. Нормативы времени на эти операции устанавливаются администрацией предприятия. Количество сверхурочных работ для каждого работника не должно превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год (ст. 99 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполняемых каждым работником.

Рабочее время поездных бригад при общей продолжительности поездки в оба конца 3 сут и более может учитываться потурно. При этом турой считается время с момента явки на работу для поездки до момента явки на работу для следующей поездки после домашнего отдыха.

Общая продолжительность рабочего времени за смену не должна превышать установленной графиком сменности длительности, а время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 ч.

Окончанием работы считается момент оформления соответствующей технической документации после сдачи вагонов.

В случае несостоявшейся поездки окончанием работы считается время освобождения проводника вагона от работы администрацией.

Таким образом, для поездных бригад время начала и окончания работы определяется графиком работы.

Работа по совместительству у работников поездных бригад не может являться непосредственным продолжением основной работы. Эта работа может выполняться только в свободные от основной работы дни, включая дни еженедельного отдыха, либо в период предоставления отдыха после поездки. При этом допускается введение суммированного учета рабочего времени за месяц, квартал, тур и разрешается трудиться полную установленную рабочую смену. Общая продолжительность работы по совместительству в данном случае не должна превышать 4 ч в день и 16 ч в неделю (ст. 98 ТК РФ).

Отгулы за работу по совместительству, в том числе и в выходные дни, не предоставляются. Учет фактически проработанного времени для работающих по совместительству ведется отдельно по основной и совмещаемой работе.




Режим труда и отдыха работников поездных бригад пассажирских вагонов в рейсе регламентируется графиками работы и отдыха, разработанными на каждый поезд применительно к местным условиям на основе рекомендованных МПС России типовых графиков.

На основании рекомендованных МПС России примерных графиков работы в резервах проводников разрабатываются конкретные графики работы и отдыха поездной бригады в рейсе. При составлении конкретных графиков работы поездных бригад необходимо соблюдать следующие правила:

- продолжительность непрерывной работы проводников пассажирских вагонов в рейсе должна составлять не более 12 ч;

- отдых в рейсе должен быть не менее половины времени предшествующей работы;

- общее количество рабочих часов за сутки должно быть не более 16 ч;

- следует обеспечить нахождение проводника в ночное время следования поезда в каждом вагоне.

В исключительных случаях, когда поезд обслуживается меньшей, чем предусмотрено нормативами, численностью проводников (болезнь, неявка на работу и др.), рабочее время учитывается по вариантным графикам, оплата производится за фактически отработанное по этим графикам время.

В графиках работы и отдыха проводников за рейс должно предусматриваться время (с соответствующей оплатой) на обмывку вагонов (внутри и снаружи), на получение постельного белья, на экипировку вагонов углем при условии, что данные виды работ выполняются проводниками вагонов. Время опоздания поездов включается в рабочее время поездных бригад за рейс.

На практике встречаются ситуации, когда в вагоне остается один проводник, например при отцепке вагона от поезда по технической причине, что не предусмотрено действующими нормативами. Вопрос об учете рабочего времени проводника вагона в этой ситуации решается администрацией предприятия после возвращения проводника из рейса. В случае несогласия проводника с принятым администрацией решением он имеет право обжаловать решение в установленном законодательством порядке.

При обслуживании вагона двумя проводниками в рабочее время за поездку каждому проводнику включается половина времени с момента приема вагона и до конца его сдачи после поездки.

Кроме обслуживания вагона двумя проводниками широкое применение получили дифференцированные нормы обслуживания пассажирских вагонов проводниками в зависимости от категории поезда, времени нахождения поезда в пути следования, типа обслуживаемого вагона, количества мест в вагоне. Эти нормативы определяют порядок учета рабочего времени проводников вагонов, занятых обслуживанием пассажиров.

Нормативы обслуживания пассажирских вагонов проводниками установлены приказом МПС России «О совершенствовании организации труда бригад, занятых на обслуживании пассажирских поездов».

Конкретные нормативы времени на подготовку вагонов в рейс устанавливаются администрацией предприятия применительно к организации труда, технологическому процессу и объему выполняемых работ с учетом местных условий.

Порядок предоставления отдыха работникам поездных бригад определен ТК РФ и нормативными документами МПС России.

Работникам поездных бригад с суммированным учетом рабочего времени (кроме работающих но четырехсменному графику) еженедельные дни отдыха предоставляются только по месту постоянной работы в любой день недели равномерно в течение месяца добавлением 24 ч к расчетному отдыху, причитающемуся после очередной последней поездки в рабочей неделе.

Продолжительность еженедельного отдыха не может сокращаться до 42 ч, если по расчету она получилась больше. Число еженедельных дней отдыха должно быть равно числу воскресных дней по календарю в течение учетного периода.

При организации работы поездных бригад по безвызывной и вызывной системам работника извещают о предоставлении еженедельного отдыха накануне.

При потурном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после нее.

Предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде (как исключение) допускается для проводников пассажирских вагонов, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов за период не более чем за две недели, а при потурном учете — за все время тура, даже если тур продолжался более месяца.

Таким образом, предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде носит вынужденный, исключительный характер.

Работники поездных бригад могут привлекаться к работе в установленные для них дни еженедельного отдыха только в исключительных случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с их письменного согласия и с учетом мнения выборного профсоюзного органа предприятия, работниками которого они являются. Привлечение поездных бригад к работе в выходные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Общее время полагающегося отдыха в основном пункте для поездных бригад определяется умножением числа отработанных часов за поездку на коэффициент 2,6 за вычетом отдыха в пути следования и прибавлением приходящихся по календарю воскресных и праздничных дней за поездку, тур. Коэффициент 2,6 образуется делением недельной нормы часов отдыха в рабочие дни (104 ч) на недельную норму часов рабочего времени (40 ч): 104: 40 = 2,6. При этом еженедельные дни отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Отдых работнику должен предоставляться, как правило, после каждой поездки полностью. В отдельных случаях допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов полагающегося отдыха в основном пункте после обслуживания состава в течение двух —пяти рейсов (общей продолжительностью не более 15 сут), которые рассматривают в данном случае как одну поездку.

Перечень поездов, обслуживаемых одной бригадой в течение нескольких рейсов, устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, к которому приписана данная бригада, и при обязательном согласии коллектива поездной бригады.

В исключительных случаях, когда отдых после данной поездки не был предоставлен полностью, неиспользованные часы отдыха за данную поездку могут быть присоединены к причитающемуся количеству часов отдыха за следующие одну-две поездки. Положенный отдых может быть уменьшен, но не более чем на 25 % полагающегося по норме. Сверхурочные часы при этом не учитываются.

Если в течение одной-двух последующих поездок неиспользованная часть отдыха за предыдущую поездку не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов учитывается и оплачивается как сверхурочная работа. Часы работы в праздничные и непредоставленные выходные дни оплачиваются в двойном размере и дополнительной оплате, как часы сверхурочной работы, не подлежат.

Если продолжительность отдыха поездной бригады превысила установленную нормальную продолжительность, то допускается соответствующее уменьшение времени отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде. При этом продолжительность отдыха не может быть снижена более чем на 25 % нормальной продолжительности.

Таким образом, еженедельные дни отдыха за время поездки прибавляются к расчетному отдыху. Из этого следует, что все последние дни отдыха — это выходные дни, и в случае сокращения отдыха проводник будет привлечен к работе несколько выходных дней подряд, что недопустимо, так как работа в день еженедельного отдыха разрешается только в исключительных случаях. С учетом этого необходимо соблюдать требование о предоставлении еженедельных дней отдыха за время поездки в суммированном виде сразу после поездки. При этом, если отдых после поездки будет сокращен, например на 12 дней, в которые вошли два воскресных дня, то такие дни по окончании поездок необходимо компенсировать предоставлением отгула или повышенной оплатой. По общему правилу поездкой для проводников пассажирского поезда является следование до пункта назначения и обратно, после чего предоставляется отдых в основном пункте. Поскольку значительная часть проводников проживает на большом удалении от места работы, в целях увеличения непрерывной продолжительности их отдыха разрешается обслуживание составов в течение двух— пяти рейсов общей длительностью не более 15 сут. Работа в данном случае рассматривается как одна поездка. Такой режим труда может вводиться только с согласия проводников, он должен быть поддержан на собрании коллектива, согласован с профкомом и включен в Правила внутреннего распорядка предприятия. Согласие коллектива, а не отдельной поездной бригады необходимо, так как трудовой договор заключается с работниками по профессии, а не для обслуживания конкретного поезда.

Для обеспечения необходимой гибкости в регулировании режима труда и отдыха поездных бригад МПС России разрешено в исключительных случаях уменьшать продолжительность отдыха в основном пункте, но не более чем на 25 %. В случае сокращения времени отдыха в основном пункте более чем на 25 % за неиспользованные часы отдыха эквивалентное количество рабочих часов необходимо сразу же, а не через один-два тур учесть и оплатить как сверхурочные работы. В этом принципиальное отличие потурного учета от суммарно-помесячного или поквартального, при которых сверхурочные часы работы появляются только в случае переработки нормы часов за учетный период независимо от продолжительности отдыха между конкретными поездками.

Если продолжительность отдыха поездной бригады в основном пункте превысила установленную нормами продолжительность, то отдых после следующих поездок также не может быть снижен более чем на 25 % расчетного.

Кроме отдыха в основном пункте поездным бригадам предоставляется отдых в поездке. Продолжительность отдыха в пути следования должна соответствовать трафику работы и отдыха, принятому для данного поезда, и составлять не менее 50 % времени предшествующей работы.

При обслуживании вагона двумя проводниками время работы и отдыха в поездке делится между ними поровну, и проблем с продолжительностью отдыха не возникает. В случае, когда поездная бригада является перед поездкой не в полном составе, начальник поезда должен использовать вариативный график, обеспечивающий соблюдение установленных нормативов рабочего времени и времени отдыха для проводника пассажирского вагона.

В период массовых пассажирских перевозок (июнь—сентябрь) может устанавливаться особый режим работы, при котором отдых работникам поездных бригад пассажирских поездов по месту постоянной работы предоставляется в сокращенном размере, но не менее 50 % времени отдыха, полагающегося по норме. Указанный сокращенный отдых не может быть менее двух суток.

Перечень направлений движения пассажирских поездов и прицепных вагонов, на которых будет применяться особый режим рабочего времени и времени отдыха поездных бригад, устанавливается начальником железной дороги по согласованию с Дор-профсожем. Право на применение особого режима предоставляется администрации депо, вагонного участка, резерва проводников, дирекции обслуживания пассажиров с согласия коллективов поездных бригад.

Неиспользованное время отдыха, полагающееся по норме, должно быть компенсировано предоставлением дней отдыха по окончании массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего года или присоединено к ежегодному очередному отпуску в те же сроки с оплатой этого времени из расчета установленного месячного оклада или без оплаты, если расчет проводникам пассажирских вагонов производится по законченным рейсам.

Студентам, работающим проводниками пассажирских вагонов, при наличии срочного трудового договора, а также постоянным штатным работникам неиспользованный отдых при увольнении подлежит оплате из расчета установленного месячного оклада.

Таким образом, особый режим работы в связи с ростом объема пассажирских перевозок может вводиться только на период июнь-сентябрь. Увеличение объема перевозок в другие периоды (предпраздничные и праздничные дни, зимние каникулы учащихся) не является основанием для применения особого режима пассажирских перевозок. Установленный начальником железной дороги по согласованию с Дорпрофсожем перечень направлений движения пассажирских поездов и прицепных вагонов, на которых применяется особый режим рабочего времени и времени отдыха поездных бригад, носит не обязательный, а разрешающий характер. Конкретное решение на каждом предприятии, которому предоставлено такое право, применяется работодателем при согласии коллективов поездных бригад.

На каждом предприятии, применяющем особый режим, необходимо составить не только график работы и отдыха на период июнь—сентябрь, но и график предоставления дополнительных дней отдыха (отгулов). Если до 1 мая следующего года отгулы будут предоставлены не полностью, то соответствующее количество часов оплачивается в повышенном размере как сверхурочная работа. Оплата не предоставленных отгулов в одинарном размере, в том числе и по заявлениям работников поездных бригад (кроме случаев увольнения), является незаконной.

Если отдых был сокращен более чем на 50 % (например, при расчетном отдыхе 10 дней предоставлено три дня), то за неиспользованные два дня отдыха необходимо учесть и оплатить сверхурочные часы работы. Перенос этих неиспльзованных дней отдыха на осенне-зимний период не допускается.

При увольнении работников поездной бригады, в том числе и студентов, работавших проводниками пассажирских вагонов в летний период по срочному трудовому договору, дни недоиспользованного отдыха (как полагающиеся после поездки, так и перенесенные на осенне-зимний период) оплачиваются исходя из установленного оклада и работник считается уволенным с момента окончания отгула. В то же время по просьбе работника он может быть уволен и ранее истечения срока отгула с выплатой причитающейся ему зарплаты и компенсации за неиспользованные дни отгула.

Наиболее характерными ошибками администрации предприятий при составлении отчетности о режиме труда и отдыха поездных бригад являются следующие:

- вместо непредоставленных подсчитывается общее количество предоставленных выходных дней. Таким образом, лишние дни отдыха, предоставленные одним работникам, перекрываются непредоставленными выходными днями другим работникам. Это искажает фактическое положение организации режима труда и отдыха работников поездных бригад и наносит ущерб отчетности;

- разрабатывается типовая схема предоставления выходных дней исходя из четырех еженедельных дней отдыха за месяц, а по ней рассчитывается количество полагающихся работнику выходных дней с учетом того, что в каждом году ряд месяцев имеет по пять воскресных дней;

- любой отдых длительностью свыше 42 ч часто учитывается как предоставление еженедельного дня отдыха, что противоречит нормам.

Здесь мы будем давать подробные разъяснения по вопросу трудоустройства, оформления необходимых документов и прочее.

Как устроиться работать проводником пассажирского вагона в Екатеринбурге?

Вагонный участок Екатеринбург набирает ответственных людей на должность "проводник пассажирского вагона".
Самый первый шаг для трудоустройства - позвонить, а затем прийти в резерв проводников (г.Екатеринбург, ул. Вокзальная, 24) на собеседование и получения направления на медицинскую комиссию. Телефон отдела кадров резерва проводников г.Екатеринбурга: 8 (343) 378-12-07

В чем суть работы проводника пассажирского вагона? (кратко)

Прием вагонов по описи (чтобы на месте были все матрасы, стаканы и прочее), Обслуживание в пути следования пассажиров (проверка билетов, выдача и учет постельного белья, влажная уборка салона вагона два раза в сутки, содержание в чистоте туалетов - это не сложно и не страшно, продажа в пути следования чайной продукции по требованию пассажира, контроль выхода пассажиров на нужной станции, предложение дополнительных услуг, реализация дополнительного питания), обеспечение безопасности пассажиров в пути следования, сдача вагона следующей бригаде/отряду.

Какие требования к кандидатам?

Обязательные требования при приеме на работу:
1) Совершеннолетие (т.е. 18 лет), т.к. трудоустройство официальное в государственную компанию согласно ТК РФ. Исключением может являться лишь тот факт, что вам, к примеру, исполнится 18 лет к моменту первой поездки (стажировочный рейс). Тогда обучение и медицинскую комиссию можно будет проходить в возрасте 17-ти лет;
2) Наличие полного среднего образования (11 классов, либо техникум. 9 классов - НЕ ПОДХОДЯТ);
3) Наличие справок от терапевта, психиатра и нарколога по месту жительства;
4) Наличие медицинской книжки и печатей в ней с результатами БАК анализа и Гельминтов. Подробнее о получении медкнижки можно найти здесь https://vk.com/topic-55792996_29809616
4) Допуск от врачебной экспертной комиссии (ВЭК) по результатам медицинской комиссии, пройденной в ЖД Больнице/Поликлинике; подробнее о прохождении медкомиссии читайте здесь https://vk.com/topic-55792996_28464548
5) Получение положительной оценки на экзамене по результатам обучения.

Какой график работы, зарплата?

График ненормированный. Один рейс длится от 2-ух до 6 суток. Например, поездка в Адлер занимает примерно 2 дня и 16 часов туда, столько же обратно=5 суток, потом выходные пара дней и снова в рейс.

З/п приходит всегда вовремя, без задержек, на выданную "зарплатную" карту от банка ВТБ (или любого другого банка). Средний уровень з/п летом 19-35 тыс/мес (зависит от количества откатанных часов, от премии). В зимний период з/п ниже, т.к. становится меньше работы.

Нужно ли мне проходить медицинскую комиссию, если у меня есть санитарная книжка/прошел медосмотр по месту учебы/предыдущей работы?

Да, медицинскую комиссию необходимо будет проходить заново, т.к. вам необходимо получить допуск к работе проводником пассажирского вагона. Такой допуск может выдать только врачебная экспертная комиссия (ВЭК), которая есть в любой ЖД больнице/поликлинике (у РЖД свои медицинские учреждения)

Где проходят курсы проводников пассажирских вагонов, сколько они стоят? Как долго идут?

Проходят курсы либо в резерве проводников г.Екатеринбург, по адресу: ул. Вокзальная, 24 (здание рядом с ЖД вокзалом и учебным вагоном), либо направляют в профильное учреждение, типа УрГУПСа, либо, если вы живете НЕ в Екатеринбурге, может быть вариант как самостоятельная подготовка или обучение в вашем городе (необходимо уточнять возможные варианты).

Начинаются курсы почти каждый месяц или даже несколько раз в месяц (зависит от набора групп). Мест мало. Длительность курсов - 2 месяца для летних перевозок (по факту - меньше) и 3 месяца, если вы устраиваетесь на постоянной основе.

Если вы устраиваетесь в качестве кадрового проводника на постоянной основе и согласны обучаться 3 месяца, то вам, в случае соблюдения дисциплины посещения занятий, выплачивается ежемесячная стипендия.

Курсы абсолютно БЕСПЛАТНЫЕ. Тем, кто проходит 3- месячные курсы, необходимо будет отработать не менее 1 года, в противном случае, придется оплачивать обучение самостоятельно.

Перед началом обучения обязательно необходимо пройти собеседование (на собеседование желательно принести сразу справку от психиатра, нарколога и терапевта), а после собеседования пройти медицинскую комиссию. После допуска к работе от врачебной экспертной комиссии вас допустят до обучения.

Читайте также: