Когда пересчитают пенсии госслужащим в украине

Опубликовано: 17.09.2024

Все, что происходит с украинской таможней в последние годы, является самой драматической страницей ее истории. До ознакомления с некоторыми документами (см. далее) для оценки ситуации я использую два слова – стагнация и разрушение. Сегодня добавлю третье – геноцид. Извините, но другого слова для характеристики отношения государства к своим госслужащим – таможенникам – уже не нахожу. Понимаю, таможня сегодня не защищена. Почти все новости о таможенниках со знаком минус. Шельмование таможенной профессии давно стало почти государственной традицией. Но, оказывается, для уничтожения таможенного дела в стране был использован еще не весь ресурс. И таким "ресурсом" стала, в частности, пенсионная реформа.

Далее без эмоций. Только официальная информация. А выводы сделайте сами.

Статьей 46 Конституции Украины закреплено право граждан Украины на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери дееспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Это право гарантирует общеобязательное государственное социальное страхование за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения. Пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.

По смыслу статьи 22 Конституции Украины, при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан. Конституционные права и свободы гарантируются и их нельзя отменить.

По смыслу статьи 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены.

Эти нормы, согласно статье 8 Основного закона, имеют высшую юридическую силу и являются нормами прямого действия.

Также Европейский суд по правам человека достаточно четко выразил правовую позицию, согласно которой "принцип юридической определенности означает, что заинтересованные лица должны иметь возможность полагаться на обязательства, взятые государством, даже если такие обязательства содержатся в законодательном акте, который вообще не имеет автоматического прямого действия. Данное действие указанного принципа связано с другим принципом – ответственности государства. В то же время, если государство или орган публичной власти одобрили определенную концепцию, это государство или орган сочтут такими, которые действуют противоправно, если отступят от такой политики или поведения, в частности, относительно физических лиц. "

Сохранение гарантий на назначение пенсии, предусмотренной законом Украины от 16 декабря 1993 года №3723-XII "О государственной службе" является обязанностью государства, закрепленной в Основном законе.

Однако вследствие принятия в течение 2014–2017 годов ряда законов относительно пенсионного обеспечения на сегодняшний день гарантированные государством права государственных служащих-пенсионеров и лиц, имеющих 20 и более лет стажа государственной службы, грубо и откровенно нарушаются, а именно:

Пенсии государственных служащих (спецпенсии) отменены. Как было отмечено в выводах Главного научно-экспертного управления аппарата ВР Украины проекта закона "О государственной службе", "следует обратить внимание, что сегодня для государственных служащих возможность получать пенсии в повышенном размере является, по сути, единственным стимулом их пребывания на должностях государственной службы, будущей компенсацией за повышенные нервно-эмоциональные нагрузки при работе с людьми. К сожалению, престижность государственной службы в нашей стране почти утрачена. И "простая" отмена специальных пенсий для государственных служащих без предоставления им соответствующих компенсаторов может привести к углублению кризиса государственного управления и нарушения прав граждан, которые отработали на должностях государственных служащих много лет с достаточно низкими заработками

Главное управление отмечает, что "отмена права на установление пенсий по специальным законам может иметь место лишь одновременно с другими изменениями законодательства, которые обеспечат престижность работы в сфере государственного управления и компенсируют отмену специальных пенсий".

Однако, несмотря на выводы Главного управления, профильного комитета ВР Украины, других компетентных органов, которые были проигнорированы, в действующем законодательстве произошли другие изменения, которые еще больше ухудшили социальное положение пенсионеров-госслужащих и лиц, имеющих 20 и более лет стажа государственной службы.

Учитывая указанное, при отмене специальных пенсий объективно встает вопрос о признании дискриминационными соответствующих ограничительных норм и нарушении прав граждан, которые отработали на должностях государственных служащих много лет с невысокими заработками.

Государственным служащим, находящимся на пенсии, отменен перерасчет пенсии в связи со вступлением в силу закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе" отменено статью 37-1 №3723-XII "О государственной службе". Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины от 09.12.2015 № 1013 "Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты" отменен п. 4 постановления Кабинета Министров Украины от 31.05.2000 №865 "О некоторых вопросах определения размера заработка для исчисления пенсии", которым определяли механизм перерасчета пенсии, назначенной по закону №3723-XII.

Законные требования граждан о перерасчете пенсии игнорируются Пенсионным фондом и его органами, справки на перерасчет пенсии Государственной фискальной службой не выдаются.

Однако необходимо отметить, что требования о проведении перерасчета пенсии лицами, которым пенсия была назначена до принятия закона №889-VIII вполне законные, ведь правоотношения по пенсионному обеспечению с государством возникли до принятия нового закона "О государственной службе", на который ссылается Пенсионный фонд как на основание отказа в перерасчете пенсии (норму закона по отмене пенсии государственного служащего можно применять к работникам, вышедшим на пенсию после вступления в силу этого закона).

Относительно перерасчета пенсии государственным служащим необходимо отметить следующее. Комментируя пенсионную реформу, министр социальной политики А. Рева отметил, что госслужащие получают высокие пенсии, которые неоднократно пересчитывали, а следовательно, их пересчитывать не будут". Это не соответствует действительности и свидетельствует о том, что министр либо не владеет информацией, либо сознательно вводит общество в заблуждение. По данным Пенсионного фонда Украины, средний размер пенсии сотрудника таможенного органа составляет 3400 грн. Одновременно Министерство социальной политики подтверждает, что пенсии до принятия постановления Кабинета Министров Украины от 09.12.2015 №1013, в частности, в 2014–2015 годах, решения о повышении заработной платы государственным служащим (а соответственно перерасчете пенсий) не принимались. Последний перерасчет пенсий бывшим работникам таможенных органов провели в связи с повышением должностных окладов в 2006 году (11 лет назад), начиная с 2012 года Министерство доходов и сборов, а потом – ГФС Украины по большей части отказывали в выдаче справок на перерасчет пенсии, мотивируя проведенной реорганизацией и ликвидацией структур (должностей), на которых работали бывшие госслужащие. Все это происходило на основании писем и разъяснений Минсоцполитики и Пенсионного фонда.

Также пенсий государственных служащих не индексируются. Все это является прямым нарушением закона Украины от 3 июля 1991 года №1282-XII "Об индексации денежных доходов населения", статьей 2 которого установлено, что пенсии (без исключений в понимании закона) являются объектом индексации денежных доходов, статьей 6 установлены государственные гарантии повышения денежных доходов населения в связи с ростом цен.

Следовательно, определенную категорию граждан Украины лишили ее законных, гарантированных государством прав.

Государственным служащим, которые работают на должностях государственной службы в государственных органах, прекратили выплаты пенсий, назначенных в соответствии с законами Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" и "О государственной службе".

Возвращаясь к статьям 22 и 64 Конституции Украины, учитывая общее правило действия норм права во времени, такая норма закона является неконституционной и противоречащей обязанности государства в сохранении социальных гарантий граждан.

Законодатель отметил, что после увольнения с работы (этих должностных лиц) выплату пенсии восстанавливают. Интересным является то, что, приостановив выплату пенсии, законодатель не приостановил ее начисления. Следовательно, остается законодательно неурегулированным вопрос возврата средств, незаконно "временно удержанных" государством.

Профильный комитет ВР Украины, другие эксперты неоднократно отмечали необходимость решения вопроса относительно соответствующих компенсационных мероприятий лицам, которые уплачивали страховые взносы в повышенных размерах в прошлом.

С 1 мая 2016 года восстановлена норма о назначении пенсий госслужащих для лиц, которые имеют не менее 10 и 20 лет стажа государственной службы на момент вступления в силу закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе".

Сохраняя, в соответствии с пунктами 10, 12 раздела XI "Заключительных и переходных положений" закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе", право на назначение пенсии государственного служащего согласно статье 37 закона Украины от 16.12.1993 №3723-XII "О государственной службе" для лиц, которые имеют не менее 10 и 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих", руководствуясь статьями 22 и 58 Конституции Украины, законодатель исходил из необходимости:

- устранения правовой коллизии, возникшей в связи с принятием нормы относительно отмены специальных пенсий с 1 июня 2015 года;

- соблюдения основополагающих страховых принципов общеобязательного государственного пенсионного страхования и соблюдения государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав (статья 7 закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании") для тех категорий граждан, которые в течение многих лет платили повышенные размеры отчислений в фонды социального страхования, в частности определенные гарантии получения причитающихся пенсионных выплат, которые для них определил работодатель (государство) в начале трудовой деятельности. В то же время предоставить такое право предлагают только тем из них, кто на дату отмены норм специального пенсионного обеспечения уже отработал необходимый специальный стаж и оплатил необходимые страховые взносы.

То есть в случае реализации права на назначение пенсии отдельным категориям государственных служащих, определенных пунктами 10 и 12 раздела XI Закона от 10.12.2015 №889-VIIІ "О государственной службе", должны применять нормы статьи 37 закона Украины от 16.12.1993 №3723-XII "О государственной службе" в действующей редакции. Казалось бы – все замечательно!

Статья 37 указанного закона, которая не утратила силу в связи с принятием закона Украины от 10.12.2015 №889-VIIІ "О государственной службе", в действующей редакции указывает, что период работы должностных лиц в органах государственной налоговой и таможенной служб на должностях, на которых в соответствии с законом присваивали специальные и/или персональные звания, засчитывают в стаж государственной службы, независимо от места работы на время достижения указанного возраста.

Согласно статье 569 Таможенного кодекса Украины должностные лица органов доходов и сборов являются государственными служащими.

В соответствии со статьей 588 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 №4495-VI период работы (службы) указанных лиц (в том числе тех, которым присвоены специальные звания) в органах доходов и сборов засчитывают в стаж государственной службы и в стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, дающий право на назначение пенсии согласно закону Украины "О государственной службе" независимо от места работы на время достижения возраста, предусмотренного указанным законом.

Согласно разъяснениям Нацгосслужбы Украины от 26.07.2016 №14-р/с "По вопросам зачисления в стаж государственной службы периодов работы (службы) до 01 мая 2016 года":

"Стаж государственной службы исчисляется в соответствии со статьей 46 закона Украины от 10 декабря 2015 года №889-VIII "О государственной службе" и Порядке исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2016 года №229.

В то же время пунктом 8 раздела XI "Заключительных и переходных положений" закона предусмотрено, что в стаж государственной службы периоды работы (службы) до вступления в силу этого закона зачисляют в порядке и на условиях, установленных на то время законодательством.

Стаж государственной службы до вступления в силу закона исчисляли в соответствии с Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03 мая 1994 года №283 и приложением к нему.

Следовательно, стаж государственной службы за периоды работы до 01 мая 2016 года исчисляют в соответствии с законодательством, которое действовало раньше, и на тех условиях и в порядке, которые были им предусмотрены" .

Но нет, у Министерства социальной политики вместе с Пенсионным фондом другое мнение: таможенники не являются государственными служащими в смысле статьи 25 закона "О государственной службе", а следовательно, не имеют права на назначение пенсии государственного служащего в соответствии с пунктами 10, 12 раздела XI "Заключительных и переходных положений" закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе".

Иначе чем нарушением конституционных прав граждан и равенства их перед законом и нарушением принципов общеобязательного государственного пенсионного страхования назвать это невозможно.

Анализируя действующее законодательство, кажется, что таможенники имеют установленные законом права, в частности, достойную заработную плату, социальные гарантии, пенсионное обеспечение и даже обеспечение форменной одеждой.

В реалиях это выглядит совсем иначе: средняя зарплата таможенника (который работает "на земле") далеко не 14 тыс., как рассказывают руководители ГФС; предусмотренных законом "О государственной службе" надбавок таможенникам не установили и не выплачивают; об обещанных выплатах командировочных, предусмотренных постановлением КМУ №371, можно забыть; форменную одежду выдавали в последний раз в 2009 году; последние 10 лет пенсии не пересчитывали, поскольку оклады не повышались, а когда повысились – перерасчет отменили; в общем, таможенники перестали быть государственными служащими и не имеют права на гарантированное всем государственным служащим пенсионное обеспечение; предусмотренные Таможенным кодексом социальные гарантии не обеспечиваются.

Лично у меня возникают вопросы. Нужна ли в нашей стране Таможенная служба? Чего стоят государственные социальные гарантии работникам, которые стояли и стоят на защите экономических интересов государства? И что ждет тех, кто получает пенсию – нищенская старость, когда благодаря инфляции пенсия, которую не индексируют и не персчитывают, превратится в минимальную социальную помощь?

P.S.: только что получили информацию от коллеги, достигшего пенсионного возраста, имеет 25 лет стажа государственной службы, специальное звание "Советник налоговой и таможенной службы I ранга", обратился в Пенсионный фонд с просьбой рассчитать размер пенсии по новой "реформе". Рассчитали – 2770 грн.

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.

Бывшие госслужащие требуют перерасчета пенсий, которые не индексируют уже двенадцатый год.

Услышит ли правительство пенсионеров-госслужащих?

Чуть ли не конфликтом закончилось рабочее совещание в Министерстве социальной политики. Его накануне праздников проводил Комитет Верховной Рады по вопросам соцполитики, занятости и пенсионного обеспечения с представителями Пенсионного фонда, профсоюзов, лидерами Ассоциации пенсионеров налоговой службы и инициативной группы пенсионеров — бывших госслужащих, которые третий год добиваются, чтобы им пересчитали уже назначенные пенсии — согласно Закону «О государственной службе». Дошло до разговора на повышенных тонах.

Когда заместитель министра соцполитики Николай Шамбир обмолвился, что вносить поправки к Закону № 2148 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», чтобы индексировать пенсионные выплаты бывшим госслужащим, вышедшим на заслуженный отдых до 2016 года, нет смысла, ведь это, мол, обойдется Госбюджету в 5—6 миллиардов гривен в год, а таких денег в государственной казне все равно нет, пенсионеры, не слишком выбирая слова, обвинили министерство в полной бездеятельности. Николай Шамбир тоже не сдержался и резко заявил, что в таком случае прекращает свое участие в совещании. Это вызвало у пенсионеров шквал негодования. Неизвестно, как бы все закончилось, но ситуацию спас председатель Профсоюза работников государственных учреждений Юрий Пижук, призвав к конструктивному диалогу. Его поддержали первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, народный депутат Сергей Каплин и секретарь комитета, народный депутат Наталья Веселова.

Почему же дошло до словесных баталий?

Размер пенсионного обеспечения госслужащих, которые вышли на пенсию в 90-е и нулевые годы, учитывая тогдашний курс национальной валюты (от 4,5—5,5 до 8 гривен за доллар) и приемлемый уровень тогдашних цен, сначала казался вполне приличным. Но обвал курса в 2014-м и инфляционные процессы быстро обесценили их пенсии. У большинства из 76 тысяч бывших госслужащих сегодня они лишь немного выше минимальных — от двух с половиной до трех тысяч гривен. Последнюю же индексацию выплат госслужащим провели в далеком 2008-м, после падения курса с 5,5 сразу до 8 гривен за доллар.

Статус-кво могли бы восстановить индексация выплат и процесс осовременивания пенсий, который стартовал с 1 октября 2017 года (согласно закону № 2148). Но принятый по инициативе Кабинета Министров в 2015-м Закон № 213 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» остановил перерасчет пенсий.

— Хотя наш комитет был против закона № 213, — рассказывала народный депутат Наталья Веселова. — Мы предупреждали его разработчика — Минсоцполитики, что законопроект — не идеален. Но правительство настояло на своем.

Несправедливость положений закона лишний раз подчеркивает также то, что госслужащие, которые идут на заслуженный отдых сейчас, получают намного выше пенсии, чем их коллеги, которые ушли на отдых до реформы. Скажем, люди, работавшие на должностях главных специалистов областных и районных госадминистраций, получают от восьми до десяти тысяч гривен. Бывшие же начальники отделов ОГА и РГА, вышедшие на пенсию раньше, — только до трех тысяч. А пенсионеры, у которых были высокие ранги госслужащих, получают на две-три, а иногда и на пять тысяч меньше, чем могли бы.

Бывшие госслужащие уже третий год пытаются привлечь внимание к своим проблемам. В частности, организовали инициативную группу, в которую уже входят 22 тысячи пенсионеров. Проводили встречи в Минсоцполитики. Перезнакомились со всеми народными депутатами Комитета Верховной Рады Украины по вопросам соцполитики. Обращались с открытым письмом к правительству. Поскольку дело не двигалось, пошли в суды. Интересно, что те, кто сделал это сразу, добились перерасчета пенсий. Казалось, это — единственный выход из ситуации. Но тут «случилось чудо» — Пенсионный фонд решил обжаловать решения районных судов, и как по команде апелляционные инстанции «вдруг» начали удовлетворять жалобы ПФУ.

Но хождение по кругу только казалось безнадежным. В Верховной Раде услышали пенсионеров. В настоящее время в парламенте зарегистрированы сразу три проекта законов, которые восстанавливают справедливость. Лучшим считают проект закона № 7406 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно перерасчета пенсий научным работникам, журналистам, работникам органов местного самоуправления и другим)», зарегистрированный в Верховной Раде еще 15 декабря 2017 года. Он уже получил в целом положительную оценку Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины, где считают, что необходимо обеспечить «соблюдение конституционных прав граждан относительно осуществления перерасчета назначенных пенсий».

Очень хорошо обосновывает необходимость принятия проекта закона № 7406 и пояснительная записка к нему. В ней, в частности, говорится: «Государство ограничило права указанных категорий граждан на надлежащий размер пенсионного обеспечения, лишив их какого-либо перерасчета, несмотря на то, что в ч. 3 ст. 22 Конституции Украины предусмотрена недопустимость сужения содержания и объема существующих прав и свобод. При этом согласно внесенным законодательным изменениям со временем научные работники, журналисты, работники органов местного самоуправления и государственные служащие будут вынуждены перейти на пенсию по возрасту, когда она превысит их пенсионное обеспечение. Вместе с тем в решении Конституционного Суда Украины от 28 апреля 2009 года № 9-рп/2009 отмечается, что сужение содержания и объема существующих прав и свобод объективно приведет к ухудшению положения человека в обществе из-за их ограничения, а также подрывает принцип доверия человека к государству».

Неудивительно, что и рабочее совещание Минсоцполитики началось «за здравие».

— Люди, всю жизнь работавшие на государство, не должны теперь унижаться, обивая пороги министерств и ведомств, или защищать свои законные права в судах, — сказала народный депутат Наталья Веселова. — От слов пора перейти к делу.

Решительно выступила в защиту прав пенсионеров директор департамента мониторинга социальных прав секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Светлана Глущенко. Она, в частности, отметила, что бывшие госслужащие много лет платили в ПФУ «лишние» 2,5% взносов, по сути, «предоставляя государству беспроцентный кредит, а должник нынче говорит, что у него нет денег».

Председатель Профсоюза работников госучреждений Юрий Пижук отметил: единственное, что мешает «восстановить социальную справедливость — это отсутствие политической воли».

Интересные соображения высказали пенсионеры — бывшие госслужащие Татьяна Лахманюк, Владимир Демьяненко и Станислав Коваленко из Киева, Валентина Бойко из Запорожья, Екатерина Рудинец из Днепра, Любовь Сафарян из Николаева, Екатерина Шумейко и Валентина Сахно с Черниговщины.

Основную проблему, мешающую принять справедливое решение, озвучил народный депутат Сергей Каплин. По его мнению, в данное время ни законопроект № 7406, ни другие два именных проекта закона, ни даже гипотетический законопроект отдельной парламентской фракции не наберет достаточного количества голосов, необходимого для его принятия. Нужен проект закона от правительства! А инициатором его внесения в Верховную Раду, считает народный депутат, должно стать Министерство социальной политики.

Казалось бы, проблема ясна. Пенсионеры, которые пришли на рабочее совещание, были убеждены — сейчас лед тронется. Тем более, как пошутил Юрий Пижук, на разработку нового закона много времени не надо, ведь «текст можно создать, нажав Ctrl-C и Ctrl-V». Поэтому холодным душем стала непонятная позиция Николая Шамбира, который хоть и посыпал голову пеплом, но вежливо умыл руки. Мол, я не я и лошадь не моя.

С острой критикой позиции министерства выступили несколько пенсионеров. Вера Павленко из Борисполя Киевской области на фактах доказала, что цифры, которые привел заместитель министра, завышены почти вдвое, а потому — манипулятивны. Киевлянин Николай Горобчук отметил, что сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения пенсионных выплат, это — нарушение Конституции. Самой жесткой критике подвергла заместителя министра глава комиссии по пенсионным делам общественной организации «Всеукраинская ассоциация ветеранов Государственной налоговой службы» Галина Мазурчак.

— Минсоцполитики пять лет замалчивало наши проблемы! Господин Шамбир, нам надоело на коленях вымаливать свои законно заработанные пенсии. Мы требуем, чтобы проект закона № 7406 или его правительственный вариант как можно скорее вынесли в сессионный зал.

. Когда страсти улеглись, Сергей Каплин предложил все же внести в протокол решения рабочего совещания пункт — поручить Министерству соцполитики проинформировать Кабинет Министров о проблеме и предлагаемых путях ее решения. Николай Шамбир в своем заключительном слове подчеркнул, что министерство «открыто для дискуссий», но, по его мнению, этот «диалог надо продолжить в стенах парламента».

Словом, позиции министерства никто не понял. Поэтому вопрос — услышит ли правительство пенсионеров-госслужащих — остается открытым.

Как известно, порядок и условия начисления, выплаты и перерасчета пенсий неодинаков для всех граждан Украины. В частности, есть категории пенсионеров, которые получают пенсию не на общих основаниях, а согласно специальным законам. К одной из таких категорий относятся государственные служащие. Размер, условия выплаты и перерасчета пенсии государственным служащим узнавал prostopravo.com.ua. // 24.09.2012


Условия выплаты пенсии госслужащим

Напомним, что к госслужащим относятся лица, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате относительно практического выполнения задач и функций государства, и получают заработную плату за счет государственных средств.

Закон Украины «О государственной службе» устанавливает четкие критерии, при которых государственный служащий имеет право на пенсионное обеспечение согласно этого Закона.

На получение пенсии госслужащего имеют право мужчины, достигшие 62 лет. До достижения этого возраста, право на пенсию по возрасту имеют государственные служащие - мужчины 1955 года рождения и старше после достижения ими:

  • 60 лет - родившиеся до 31 декабря 1952;
  • 60 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 января 1953 года по 31 декабря 1953;
  • 61 год - родившиеся с 1 января 1954 года по 31 декабря 1954 года;
  • 61 год 6 месяцев - родившиеся с 1 января 1955 года по 31 декабря 1955.

Для женщин-госслужащих установлен пенсионный возраст 60 лет. До достижения этого возраста, право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года рождения и старше после достижения такого возраста:

  • 55 лет - родившиеся до 30 сентября 1956 включительно;
  • 55 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957;
  • 56 лет - родившиеся с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957;
  • 56 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958;
  • 57 лет - родившиеся с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
  • 57 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959;
  • 58 лет - родившиеся с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959;
  • 58 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960;
  • 59 лет - родившиеся с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
  • 59 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961;
  • 60 лет - родившиеся с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.

2. Общий страховой стаж должен составлять не менее 35 лет у мужчин и 30 лет — у женщин.

3. Стаж государственной службы должен быть не менее 10 лет для тех, кто на момент достижения пенсионного возраста занимал должность госслужащего, или не менее 20 лет - на должностях, отнесенных к категории должностей госслужащих независимо от места работы на момент достижения пенсионного возраста. Порядок исчисления стажа государственной службы утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994 г. № 283.

Обратите внимание: в стаж госслужащего входят и некоторые периоды, когда он фактически не работал: период ухода за ребенком до достижения 3 лет, а по медицинским показаниям — и до 6 лет; время, когда госслужащий проходил повышение квалификации; время военной службы и т.д.

Размер пенсии

Пенсия госслужащим назначается в размере 80% их заработной платы, из которой был уплачен ЕСВ (до 1.01.2011 г. - страховой взнос в Пенсионный фонд), а тем, кто на момент выхода на пенсию не является госслужащим, — в размере 80% заработной платы работающего госслужащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы пенсионера.

Относительно порядка определения размеров заработных плат госслужащих для назначения пенсий следует также обратится к Постановлению КМУ от 31 мая 2000 г. № 865. В частности, Постановлением № 865 предусмотрено, что должностной оклад, надбавка за ранг или квалификационный класс, классный чин, специальные звания, выслугу лет во время назначения пенсии учитываются в размерах, установленных на день назначения пенсии. В то время как другие выплаты (надбавки, доплаты, премии) учитываются по выбору госслужащего: либо за последние 24 календарных месяца перед обращением за пенсией, либо за любые 60 календарных месяцев подряд независимо от перерывов в работе. Для назначения пенсии вычисляется среднемесячная сумма этих выплат.

Форма справок о заработной плате государственного служащего, которые подаются при назначении или перерасчете пенсии утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 30.10.2008 г. № 19-11.

Максимальный размер пенсии ( с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат, кроме доплат и надбавок некоторым категориям лиц за особые заслуги перед Отечеством) не может превышать десяти прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность ( 8440 грн. в 3 квартале 2012 года).

В случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим пересчитывается и пенсия госслужащим -пенсионерам. Перерасчет пенсии осуществляется исходя из сумм заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга на момент возникновения права на перерасчет пенсии.

Пенсия по инвалидности и потере кормильца государственным служащим

Особенности пенсионного обеспечения госслужащих-инвалидов, а также выплаты пенсии по потере кормильца также урегулированы ЗУ «О государственной службе».

Размер пенсии по инвалидности и по возрасту для госслужащих одинаков — те же 80% заработка. Пенсия по инвалидности назначается госслужащим-инвалидам 1 или 2 группы при условии прекращения государственной службы и наличии стажа госслужащего не менее 10 лет.

Если такой пенсионер возвращается на госслужбу, выплата пенсии по инвалидности прекращается до момента его увольнения или достижения предельного возраста пребывания на государственной службе.

Что касается пенсии по потере кормильца, то в случае смерти лица в период пребывания на государственной службе при наличии у умершего кормильца стажа государственной службы не менее 10 лет нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его иждивении (при этом детям - независимо от того, находились ли они на иждивении умершего кормильца), назначается пенсия в связи с потерей кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи в размере 70% суммы заработной платы умершего. Размер пенсии по потере кормильца на двух и более членов семьи составляет 90%.

Право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца имеют также нетрудоспособные члены семьи умершего, получавшего или имевшего право на пенсию государственного служащего.


У Верховній Раді України зареєстровано законопроект «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо перерахунку пенсій державним службовцям, працівникам органів місцевого самоврядування та іншим)» № 2257.

Запропоновано механізм перерахунку пенсій торкається державних службовців, працівників органів місцевого самоврядування, наукових працівників, журналістів.

Зокрема, за державними службовцями, яким призначено пенсію до набуття чинності Законом України від 10 грудня 2015 р. № 889-VIII «Про державну службу» на підставі Закону України від 16 грудня 1993 р, № 3723-ХІІ «Про державну службу» зберігається право на перерахунок пенсії на тих підставах, які діяли на час виходу особи на пенсію, в тому числі й у разі підвищення розміру заробітної плати працюючим державним службовцям за посадою, з якої була призначена пенсія.

Перерахунок пенсій здійснюватиметься виходячи із сум заробітної плати, на які нараховуються страхові внески на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування працюючого державного службовця відповідної посади та рангу на момент виникнення права на перерахунок пенсії.

Ця норма також поширюється на осіб, яким пенсії будуть призначені в майбутньому відповідно до положень Закону України від 16 грудня 1993 р. «Про державну службу» № 3723-ХІІ (ст. 90 Закону).

За посадовими особами місцевого самоврядування, журналістами державного або комунального засобу масової інформації, яким призначено пенсію до набуття чинності Законом №2148-19 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій», зберігається право на перерахунок пенсії у порядку, передбаченому для державних службовців (ст. 21 Закону України «Про службу в органах місцевого самоврядування», ст. 16 Закону України «Про державну підтримку засобів масової інформації та соціальний захист журналістів»).

За науковими (науково-педагогічними) працівниками, яким призначено пенсію до набуття чинності Законом №2148-19, зберігається право на перерахунок пенсії на тих підставах, які діяли на час виходу особи на пенсію, у тому числі у разі підвищення розміру заробітної плати працюючим науковим працівникам. Перерахунок пенсій здійснюватиметься виходячи із сум заробітної плати, на які нараховуються страхові внески на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування працюючого наукового працівника відповідної посади на момент виникнення права на перерахунок пенсії (ст. 37 Закону України «Про наукову і науково-технічну діяльність»).

Follow us

Запропоновано змінити процедуру внесення змін до трьох кодексів

Податкова служба змінить оподаткування IT-шників

Вам може сподобатися


/>

Служба військового капеланства буде поліконфесійною


/>

Статус корінних народів України закріплюють законодавчо


/>

ВРП – проти законопроекту про ВРП


/>

Нова методологія визначення прожиткового мінімуму не призведе до зменшення соціальних виплат


/>

Як можна автоматично оформити пенсію?


/>

Оформити пенсію можна, не виходячи з дому

Законодавство


У запиті також зазначається номер реєстрової книги та реєстровий номер, якщо є відомості, що дають можливість чітко ідентифікувати ці номери.

За допомогою Державного реєстру прав уповноважена особа підприємства бюро технічної інвентаризації отримує повідомлення про надходження запиту від державного реєстратора та у строки, визначені Законом України «Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обтяжень», формує в електронній формі:

2) форму про відсутність державної реєстрації права власності на нерухоме майно.

  • реєстровий номер та дату реєстрації;
  • відомості щодо власника, у тому числі відомості про частку, що належить кожному співвласнику;
  • відомості щодо правовстановлюючого документа.

У разі відсутності у реєстрових книгах відомостей про державну реєстрацію права власності на нерухоме майно уповноважена особа підприємства бюро технічної інвентаризації складає форму про відсутність державної реєстрації права власності на нерухоме майно.

Визначені форми із накладенням кваліфікованого електронного підпису уповноваженої особи підприємства бюро технічної інвентаризації передаються за допомогою Державного реєстру прав державному реєстратору, що сформував запит.

Державним реєстром прав забезпечується збереження та відтворення запитів державних реєстраторів, форм про власність, форм про відсутність державної реєстрації права власності на нерухоме майно, сформованих відповідно до цього Порядку, а також здійснюється інформування державних реєстраторів, уповноважених осіб підприємств бюро технічної інвентаризації про надходження відповідних документів в електронній формі та контроль за строками опрацювання запитів державних реєстраторів.

Доступ уповноважених осіб підприємств бюро технічної інвентаризації до Державного реєстру прав для цілей, визначених цим Порядком, забезпечується безоплатно.

Технічний адміністратор Державного реєстру прав забезпечує надання уповноваженим особам підприємств бюро технічної інвентаризації доступу до зазначеного Реєстру виключно для цілей, передбачених цим Порядком, без права доступу до відомостей, що містяться в Державному реєстрі прав, та можливості проведення реєстраційних дій.

Постановою також внесено зміни до деяких постанов Кабінету Міністрів України.

Оснований для проведения перерасчета пенсий государственным служащим в соответствии с законодательством не существует. Об этом сообщается в ответе Министерства социальной политики Украины на депутатский запрос Анатолия Денисенко относительно недопущения нарушения прав и свобод в отношении пенсионеров-государственных служащих, которым в настоящий момент не осуществляется перерасчет пенсий.

В своем ответе Минсоцполитики отмечает, что норма перерасчета пенсий государственным служащим ранее была предусмотрена статьей 37 1 Закона Украины от 16.12.1993 № 3723- XII «О государственной службе» (Закон № 3723), в соответствии с которой условия и порядок проведения таких перерасчетов были определены Кабинетом Министров Украины.

Законом Украины от 2.03.2015 года № 213 – VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» с 01.06.2015 года были отменены нормы, касающиеся пенсионного обеспечения лиц, которым пенсии назначались в соответствии с Законом № 3723.

Вместе с тем, постановлением Кабмина от 9.12.2015 № 1013 «Об упорядочивании структуры заработной платы, особенности проведения индексации и внесения изменений в некоторые нормативно-правовые акты» был отменен пункт 4 постановления Кабмина от 31.05.2000 № 865 «О некоторых вопросах усовершенствования определения размеров заработка для вычисления заработной платы для перерасчета пенсий в случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим».

В соответствии с постановлением Кабмина от 14.09.2016 года № 622 «Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц», постановление № 865 утратило свою силу.

В то же время Законом Украины от 10.12.2015 № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889), который вступил в силу 1.05.2016 году, не предусмотрено проведение перерасчетов ранее назначенных государственным служащим пенсий.

Как подчеркнули в Минсоцполитики, со вступлением в силу Закона Украины № 889 Закон № 3723 утратил силу, кроме статьи 37 (относительно назначения пенсий отдельным категориям лиц).

В соответствии со статьей 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании и в рамках полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины.

В решениях Конституционного суда Украины от 3.10.1997 года № 4-зп (пункт 3) и от 16.04.2009 года№7 – рп/2009 (пункт 4.1) было разъяснено, что конкретную сферу общественных отношений не могут в то же время урегулировать однопредметные нормативно-правовые акты одинаковой силы, которые по содержанию противоречат один другому. Обычной является практика, когда следующий во времени акт содержит прямое предостережение относительно полного или частичной отмены предыдущего. С принятием нового акта, если другое не предусмотрено им, автоматически отменяется однопредметный акт, который действовал раньше.

В Минсоцполитики отметили, что с учетом всего упомянутого, оснований для проведения перерасчета размеров пенсий государственным служащим в соответствии с нормами законодательства нет.

В соответствии со статьей 90 Закона № 889, пенсионное обеспечение государственных служащих проводится в соответствии с нормами Закона Украины от 9.07.2003 года № 1058-IV «Об обязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон «1058).

Законом Украины от 3.10.2017 № 2148-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» (далее – Закон № 2148), который вступил в силу 11.10.2017 года, был внедрен единый подход по начислению пенсий в соответствии с Законом № 1058.

Законом № 2148 обеспечена дифференциация размеров пенсий в зависимости от полученного заработка и страхового стажа путем проведения перерасчетов пенсий от 1.10.2017 года с использованием единого показателя заработной платы, который применяется для назначения пенсий в 2017 году, на уровне 3 764,4 грн и показателя стоимости одного года страхового стажа – 1 процент.

В Министерстве также подчеркнули, что, если после проведения перерасчета размер пенсии, который вычислен в соответствии с Законом № 1058, превышает размер пенсии, определенный по нормам других законов органы пенсионного фонда Украины, начисляют пенсию по варианту, который более выгоден пенсионеру.

Читайте также: