Когда повысят минимальную зарплату в днр

Опубликовано: 17.09.2024

14 февраля 2020 года Народным Советом Донецкой Народной Республики принят Закон Донецкой Народной Республики «О минимальном размере оплаты труда и о внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об оплате труда», которым изменены подходы к оплате труда в Республике.

До принятия Закона государственной социальной гарантией в оплате труда, обязательной на всей территории Донецкой Народной Республики для определения размера заработной платы работников предприятий всех отраслей и форм собственности и хозяйствования, а также государственной гражданской службы, в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об оплате труда» являлась минимальная заработная плата.

Вместе с тем, статьей 30 Конституции Донецкой Народной Республики гарантировано право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Для понимания того, какие изменения произошли в оплате труда с принятием Закона, необходимо определить, в чем разница между понятиями «минимальная заработная плата» и «минимальный размер оплаты труда».

Согласно Закону, минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) является государственной гарантией, обязательной для предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физических лиц, в том числе физических лиц-предпринимателей, использующих наемный труд.

МРОТ состоит из основной (должностной оклад/тарифная ставка) и дополнительной (доплаты, надбавки) заработной платы и иных поощрительных и компенсационных выплат – составляющих частей структуры заработной платы, определенной статьей 2 Закона Донецкой Народной Республики «Об оплате труда».

Согласно изменениям, внесенным Законом в Закон Донецкой Народной Республики «Об оплате труда» (далее – изменения в Закон об оплате труда) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (6 065 рублей) – заработной платы работника с учетом всех предусмотренных действующим на территории Республики законодательством и коллективным договором доплат, надбавок, поощрительных и компенсационных выплат. После принятия Закона работодатель обязан обеспечить начисление заработной платы работникам в размере не ниже МРОТ.

Обращаем внимание, что в МРОТ включаются выплаты, имеющие систематический характер в пределах нормы рабочего времени (нормы труда). Например, ежемесячная премия, определенная в коллективном договоре предприятия, организации, учреждения входит в МРОТ, а разовая премия, например, к юбилейной дате, как такая, что не носит систематический характер, не будет включаться в МРОТ.

Следовательно, для начисления заработка в размере не ниже МРОТ, работник, оплата труда которого осуществляется по установленному трудовым договором должностному окладу (тарифной ставке), должен полностью отработать норму рабочего времени за месяц. Работник, оплата труда которого осуществляется по установленным сдельным расценкам – выполнить установленную для него норму труда.

Должностные оклады (тарифные ставки), как составные части заработной платы работников, могут быть меньше установленного размера МРОТ при условии, что размер заработной платы в целом, включая поощрительные и компенсационные выплаты, которые в соответствии с законодательством являются элементами заработной платы (ее составными частями), не будет ниже МРОТ.

Предприятиями, учреждениями, организациями, полностью или частично финансируемыми из бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, МРОТ обеспечивается за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, иными работодателями – за счет собственных средств.

Согласно изменениям в Закон об оплате труда, уменьшение размера заработной платы осуществляется за невыполненные работником нормы выработки, за изготовленную им продукцию, которая оказалась браком, и по другим, предусмотренным законодательством причинам, которые имели место по установленной и доказанной вине работника. В случае если работником отработан не полный месяц, ему выплачивается заработная плата за фактически отработанное время, но не ниже соответствующей доли от МРОТ (6065 руб.).

Изменениями в Закон об оплате труда определено, что минимальная заработная плата (далее – МЗП) это размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ). Отличием МРОТ от МЗП является то, что МЗП не является государственной гарантией в оплате труда, и не включает в себя доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

МЗП устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики и применяется для установления размера тарифной ставки для рабочих 1 разряда.

Правительством Донецкой Народной Республики также устанавливается размер минимальной тарифной ставки для рабочих 1 разряда в соответствующей сфере (отрасли) и может пересматриваться, исходя из финансово-экономических возможностей и уровня развития отрасли.

Для отдельных отраслей бюджетной сферы тарифная ставка работника 1 разряда в соответствии с Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Постановление Президиума Совета Министров ДНР от 18.04.2015 года №6-4 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и размеров должностных окладов (тарифных ставок) по оплате труда работников учреждений, предприятий, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы», с 01 января 2020 года составляет 6066 руб. – выше, чем установленный Законом МРОТ.

С принятием Закона в Республике для целей, определенных Законом, одновременно будут применяться две расчетные величины:

- МРОТ (единственная государственная гарантия в оплате труда), ниже которого не должен быть размер начисленной месячной заработной платы работника;

- МЗП, ниже которой не должен быть установлен размер минимальной тарифной ставки для рабочих 1 разряда.

При этом, размер МЗП может быть ниже МРОТ, так как, по сути, является составной частью месячной заработной платы.

В связи с принятием Закона работодателям необходимо привести в соответствие с новыми требованиями коллективные договоры, локальные нормативные акты, регулирующие механизм расчета и выплаты заработной платы (положения об оплате труда), штатные расписания и трудовые договоры (контракты) с работниками в части оплаты их труда.

Кроме того, в связи с установлением государственной гарантии МРОТ с 01 января 2020 года работодателям необходимо произвести перерасчет заработной платы работников, с учетом доплат, надбавок, поощрительных и компенсационных выплат за январь 2020 года, в случае, если размер начисленной заработной платы за январь 2020 года был ниже установленного размера МРОТ.

Титул (для сайта) 02

Разберёмся с документами

Установить в Донецкой Народной Республике с 1 апреля 2021 года минимальный размер оплаты труда в размере 7460 российских рублей в месяц.

Практика

Закон был принят, подписан и опубликован 30 апреля 2021 года. Примечание: поздно вечером в пятницу, в последний день месяца!! Разъяснения профильного Министерства до всех донесли 05 мая 2021 года.

У думающих граждан, кто зарплаты платит, начинают возникать вопросы: апрель прошёл, месяц закрыт, все платежи выплачены, налоги удержаны, взносы начислены, как теперь всё это менять задним числом? Будут ли штрафы? Как правильно поступить?

Можно ли увеличить минимальную зарплату с мая месяца? Нет! Поднять нужно с апреля, иначе ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях.

Картинка 2 (для сайта) 02

Всё правильно сделал! © taxconsult.pro 2021

Вывод

В мае мы узнали об увеличении МРОТ с 01 апреля 2021 года до 7460 рублей. Разобрались, как правильно доначислить минимальные зарплаты, оплатить их и отразить в отчётах в налоговую. Посетовали на пространственно-временной континуум по версии нардепов ДНР.

Остались вопросы? Мы всегда рады дать консультацию

Может быть также полезно

Титул (для сайта) 02

Картинка для сайта 03

3 Min

  • (071) 686 44 12
  • (050) 686 44 12
  • Telegram
  • Instagram
  • Facebook
  • VK

1. Общие положения

2. Условия пользования Сайтом

1.1. Оказывая услуги по использованию Сайта и его сервисов (далее – Услуги Сайта), Администрация Сайта, действуя разумно и добросовестно, считает, что Пользователь:
— обладает всеми необходимыми правами, позволяющими ему осуществлять регистрацию и использовать настоящий Сайт;
— указывает достоверную информацию о себе в объемах, необходимых для пользования Услугами Сайта;
— осознает, что информация на Сайте, размещаемая Пользователем о себе, может становиться доступной для других Пользователей Сайта и пользователей Интернета, может быть скопирована и распространена такими пользователями;
— осознает, что некоторые виды информации, переданные им другим Пользователям, не могут быть удалены самим Пользователем;
— ознакомлен с настоящими Правилами, выражает свое согласие с ними и принимает на себя указанные в них права и обязанности.
2.2. Администрация Сайта не проверяет достоверность получаемой (собираемой) информации о пользователях, за исключением случаев, когда такая проверка необходима в целях исполнения Администрацией Сайта обязательств перед пользователем.

3. Цели обработки информации

3.1. Администрация Сайта осуществляет обработку персональных данных Пользователей, в целях выполнения обязательств Администрации Сайта перед Пользователями в отношении использования Сайта и его сервисов.

4. Состав информации о пользователях

4.1. Персональные данные Пользователей включают в себя предоставляемые Пользователями и минимально необходимые для использования формы обратной связи на Сайте: имя, фамилия, номер мобильного телефона (либо номер стационарного телефона).

5. Обработка информации о пользователях

5.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе принципов:
— законности целей и способов обработки персональных данных;
— добросовестности;
— соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Администрации Сайта;
— соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
— недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных, содержащих персональные данные.
5.2. Условия и цели обработки персональных данных. Администрация Сайта осуществляет обработку персональных данных пользователя в целях исполнения договора между Администрацией Сайта и Пользователем на оказание услуг. В силу статьи 6 Закона от 19 июня 2015 года № № 61-IHC «О персональных данных» отдельное согласие пользователя на обработку его персональных данных не требуется. В силу п.п. 2 п. 2 статьи 23 указанного закона Администрация Сайта вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

5.3. Сбор персональных данных. Сбор персональных данных Пользователя осуществляется на Сайте при указании Пользователем персональных данных в форме обратной связи с помощью инструментария Сайта. Персональные данные, предусмотренные п. 4.1. настоящих Правил, предоставляются Пользователем и являются минимально необходимыми.

5.4. Хранение и использование персональных данных. Персональные данные пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем, за исключением случаев, когда неавтоматизированная обработка персональных данных необходима в связи с исполнением требований законодательства. Сроки хранения персональных данных устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Передача персональных данных
— Персональные данные Пользователей не передаются каким-либо третьим лицам, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.
— Предоставление персональных данных Пользователей по запросу государственных органов (органов местного самоуправления) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
— В целях исполнения соглашения между Пользователем и Администрацией Сайта и предоставления Пользователю доступа к использованию функционала Сайта, Администрация Сайта развивает предоставляемые сервисы и продукты, разрабатывает и внедряет новые сервисы и продукты, оптимизирует качество сервисов и продуктов, совершенствует доступный функционал Сайта и сервисов. Для обеспечения реализации указанных целей Пользователь соглашается на осуществление Администрацией Сайта с соблюдением применимого законодательства сбора, хранения, накопления, систематизации, извлечения, сопоставления, использования, наполнения (уточнения) их данных, а также на получение и передачу аффилированным лицам и партнерам результатов автоматизированной обработки таких данных с применением различных моделей оценки информации, в виде целочисленных и/или текстовых значений и идентификаторов, соответствующих заданным в запросах оценочным критериям, для обработки данных Администрацией Сайта и/или лицами, указанными в настоящем пункте.

5.6. Уничтожение персональных данных. Персональные данные пользователя уничтожаются при:
— удаление Администрацией Сайта персональных данных Пользователя при достижении цели обработки персональных данных, в сроки, установленные действующим законодательством;
— удаление Администрацией Сайта персональных данных при отзыве согласия на обработку персональных данных, в сроки, установленные действующим законодательством.

6. Права и обязанности пользователей. Пользователи в праве:

6.1. требовать от Администрации Сайта уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения.
6.2. на основании запроса получать от Администрации Сайта информацию, касающуюся обработки его персональных данных.

7. Меры по защите информации о Пользователях

7.1. Администрация Сайта принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных Пользователя от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

8. Обращения пользователей

8.1. Пользователи вправе направлять Администрации Сайта свои запросы, в том числе запросы относительно использования их персональных данных в письменной форме по адресу: ДНР 83001, г. Донецк, Ворошиловский район, улица Марьинская, дом 1, БЦ «Пушкинский», дом 1, этаж 2, или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, по адресу электронной почты: buhservice.dn@gmail.com.

8.3. Вся корреспонденция, полученная Администрацией Сайта от пользователей (обращения в письменной или электронной форме), относится к информации ограниченного доступа и не разглашается без письменного согласия Пользователя. Персональные данные и иная информация о Пользователе, направившем запрос, не могут быть без специального согласия Пользователя использованы иначе, как для ответа по теме полученного запроса или в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Принят Постановлением Народного Совета 14 февраля 2020 года

Статья 1

1. Установить в Донецкой Народной Республике с 1 апреля 2021 года минимальный размер оплаты труда в размере 7 460 российских рублей в месяц.

( абзац первый части 1 статьи 1 в ред. Закона ДНР от 30.04.2021 № 276-IIHC )

Минимальный размер оплаты труда является государственной гарантией, обязательной для предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физических лиц, в том числе физических лиц – предпринимателей, использующих наемный труд.

2. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Статья 2

Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Закона, обеспечивается:

1) предприятиями, учреждениями, организациями, полностью или частично финансируемыми из бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, – за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

2) иными работодателями – за счет собственных средств.

Статья 3

Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей общеобязательного государственного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Статья 4

Не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и иных выплат компенсационного характера), установленных до вступления в силу настоящего Закона.

Статья 4 1

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 российским рублям.

Статья 5

Внести в Закон Донецкой Народной Республики от 6 марта 2015 года № 19-IНС «Об оплате труда» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 6 апреля 2015 года) следующие изменения:

а) дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.»;

б) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«Уменьшение заработной платы осуществляется в случае невыполнения норм выработки, изготовления продукции, оказавшейся браком, и по другим предусмотренным законодательством причинам, которые имели место по установленной и доказанной вине работника.»;

2) статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Минимальная заработная плата

1. Минимальная заработная плата – размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ).

В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

2. Минимальная заработная плата устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики и применяется для установления размера тарифной ставки для рабочих 1-го разряда.»;

а) в абзаце первом слова «размера минимальной заработной платы» заменить словами «минимального размера оплаты труда»;

б) абзац второй статьи 8 изложить в следующей редакции:

«Условия оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, определяются законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики.»;

4) статью 9 признать утратившей силу;

5) статью 10 признать утратившей силу;

6) статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Минимальная тарифная ставка для рабочих 1 разряда

1. Минимальная тарифная ставка для рабочих 1-го разряда в соответствующей сфере (отрасли) устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.

2. Размер минимальной тарифной ставки для рабочих 1-го разряда может пересматриваться исходя из финансово-экономических возможностей и уровня развития отрасли.»;

7) статью 12 изложить в следующей редакции:

«Статья 12. Другие нормы и гарантии в оплате труда

Нормы оплаты труда (за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время, за время простоя, который имел место не по вине работника; при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника; работников моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности их ежедневной работы и так далее), а также гарантии для работников (оплата ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей; для тех, которые направляются для повышения квалификации, на обследование в медицинское учреждение; для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; для беременных женщин и женщин, которые имеют детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу; при различных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; для доноров и тому подобное), а также гарантии и компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях и другие устанавливаются действующими на территории Донецкой Народной Республики законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами, трудовыми договорами.»;

8) абзац второй статьи 21 признать утратившим силу.

Статья 6

1. Правительству Донецкой Народной Республики в течение девяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;

2) обеспечить приведение нормативных правовых актов республиканских и иных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики
в соответствие с настоящим Законом, принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.

2. До приведения законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом они применяются
в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 7

1. Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 1 настоящего Закона.

2. Часть 2 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2021 года.

3. Настоящий Закон распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2020 года, за исключением статьи 4 1 настоящего Закона.


Зарплаты бюджетников и госслужащих, а также пенсии в ЛДНР должны вырасти до уровня Ростовской области к январю 2022 года. Об этом одновременно заявили главы республик Леонид Пасечник и Денис Пушилин.

Заработные платы повысят работникам бюджетной сферы и госслужащим. Эти выплаты, а также пенсии планируется повысить в три этапа.

С 1 января 2021 года пенсии в ЛДНР повысятся на 20%, с 1 июля того же года ещё на 20%, и с 1 января 2022 года снова на 20%. Таким образом, повышение пенсий в течение следующих лет запланировано на уровне 60%.

Напомним, с 1 января текущего, 2020 года, пенсии также выросли на 20%.

Зарплаты работников бюджетной сферы, по словам Пасечника, будут повышены следующим образом: с 1 января 2021-го на 30%, с 1 июля того же года – на 28%, с 1 января 2022-го – еще на 25%.

Заработные платы госслужащих поднимутся также в три этапа, каждый раз – на 18%.

Кроме того, Пушилин акцентировал внимание на том, что также будут прилагаться все усилия, чтобы довести зарплаты шахтеров и металлургов Донбасса до сопоставимого уровня.

Уточним, что в настоящий момент уровень пенсий и заработных плат в ЛДНР крайне низкий. Но даже низкие зарплаты на ряде промышленных предприятий обеих республик выплачиваются не своевременно, из-за чего люди рассчитываются и уезжают искать работу за пределами Донбасса. Источник

Минимальная пенсия в Донецкой Народной Республике после январского повышения превысила размер аналогичной пенсии на Украине, примерно на 13%. Разница — около 500 рублей.

С 1 января 2020 года в Республике произошло 20-процентное увеличение пенсионных выплат. Согласно подсчетам, «минималка» достигла 4800 рублей. На Украине размер минимальной пенсии – 1638 гривен, что в перерасчете по курсу Центрального республиканского банка — 4275 рублей.

Январское повышение стало пятым по счету за историю ДНР. В течение двух лет планируется еще три этапа увеличения. В Народном Совете такую тенденцию назвали ожидаемой.

«Это вполне реально даже в наших условиях – условиях экономической блокады и продолжающегося военного конфликта, — считает руководитель фракции «Донецкая Республика» в парламенте Валерий Скороходов. – Наши предприятия продолжают наращивать производственные мощности, заключать новые контракты с партнерами из России и других стран. Республика становится все более привлекательной для иностранных инвесторов».

По мнению Скороходова, повышение соцгарантий является признаком стабильного роста экономических показателей в государстве. «Логично предположить, что в обозримом будущем благосостояние граждан Республики будет улучшаться и дальше. На этом мы не будем останавливаться», — добавил парламентарий.

Глава ДНР Денис Пушилин заявил о планах поэтапного повышения заработных плат и пенсий в Республике до уровня Ростовской области к январю 2022 года. На каждом из этапов (их три) зарплаты работников бюджетной сферы будут увеличиваться на 28%, государственных служащих – на 18%, пенсионные выплаты будут повышаться в среднем на 20%. Источник

Планируемое повышение зарплат и пенсий в ЛНР до уровня Ростовской области подтверждает развитие Республики. Об этом ЛИЦ заявила председатель Первомайского территориального отделения общественного движения (ОД) "Луганский экономический союз" ("ЛЭС") Екатерина Скачкова.

"Анонсированное главой ЛНР Леонидом Пасечником повышение зарплат и пенсий в Республике до уровня Ростовской области в очередной раз подтверждает, что, несмотря на все имеющиеся проблемы, Донбасс продолжает развиваться и движется в правильном направлении", - заявила она.

Общественница добавила, что жители ЛНР и ДНР пережили объявленную Киевом экономическую блокаду, "поэтому курс на интеграцию с Россией – это наш путь к развитию".

"В Донбассе ровняются на опыт российских коллег, для этого были внесены коррективы в законодательство, произошли изменения в сфере образования, культуры, медицины, экономики. Граждане ЛНР и ДНР не только верят, что со временем ситуация в регионе нормализуется, но и видят улучшения на деле", - подчеркнула председатель теротделения.

"В Республиках уже повысили зарплаты и пенсии и заявили о дальнейших планах по выполнению программы экономического развития до 2023 года. Мы делаем успехи и идем в хорошем темпе, тем более, повторюсь, что мы живем в военное время и в условиях непризнанности", - отметила Скачкова. Источник

Скоро семь лет, как самопровозглашенные республики Донбасса начали отдаляться от Украины. С тех пор они давно живут своей особенной повседневной жизнью со своеобразными, часто очень замысловатыми практиками выживания. «МК» изучил эти «практики» на месте.

ДНР стремится догнать, но не перегнать Ростов-на-Дону

На что живут люди

О цели догнать, но не перегнать Ростовскую область глава ДНР Денис Пушилин заявил в первый раз пару лет назад - так что этот путь уже можно изучать. Если вкратце, то последние годы государственным служащим и бюджетникам каждые 1 июля и 1 января просто повышали заработные платы - чуть меньше чем на 20%. И если пару лет назад начинающий врач или учитель в Макеевке получали по 6 тысяч рублей в месяц, то до нынешнего январского повышения - уже 10 тысяч.

А опытный врач или учитель с солидным стажем со всеми надбавками - «за тетради», «ночными» и прочими переработками - выходит на заработную плату в районе 20 тысяч рублей - в Донецке это очень неплохие деньги. Вот только последнее повышение их не коснулось…

«У нас у всех была такая специальная надбавка в 50% к окладу за «напряженность» - за работу в условиях военных действий, а сейчас в ходе этого повышения с 1 января оклады повысили на 17%, а надбавку снизили - кому до 15%, кому до 10 %, - поясняет «МК» Елена, сотрудник одного из донецких районных отделов образования. - И в итоге после такого повышения моя зарплата поднялась на 300 рублей, но я знаю учителей, у которых она из-за всех этих манипуляций понизилась на 1 тысячу. Правда, я знаю и директоров школ, которые получают со всеми надбавками и переработками до 50 тысяч, думаю, при таких суммах именно им эти 50% надбавки «за войну» не сняли, как «идеологическим работникам».

В Донецке важно различать «бюджетников» и государственных служащих. Государственным служащим заработные платы подняли реально. Рядовому персоналу городских администраций - в среднем до 14-15 тысяч рублей, полицейские уровня капитана-майора получают до 35 тысяч, люди в правительстве на уровне глав департаментов - 40 и выше.

Бюджетникам же в основном заработную плату подняли лукаво – вроде прибавили, а денег на руки больше получать не стали. Об этом много разъяснений давала местная пресса, писали о том, что «в целях оптимизации» выстраивается новая сетка надбавок «за сложность и напряженность в работе» - кому теперь 10%, кому 15%, кому 20%. Вот только учителя и врачи точно знают, что с 1 января и 1 июля 2020 года им заработные платы реально повышали, без всяких экономий на доплатах. А сейчас денег не добавили, а вот цены на коммунальные услуги подняли.

На фоне людей, получающих деньги от государства, бывшая «гвардия труда» - шахтеры и металлурги - в Донецке просто парии. Шахтерам под землей типа горнорабочих очистного забоя начисляют 25-27 тысяч рублей в месяц, но платят с задержкой в три-четыре месяца и частями, по 25%. Получать регулярно по 8 тысяч в месяц считается приемлемой нормой.

Такие же 7-8 тысяч - норма на кабельном заводе, Донецком металлургическом заводе, машиностроительных предприятиях. В коммерческой сфере получать 15-20 тысяч рублей в месяц считается большой удачей, торговцы на рынках получают гораздо меньше.

Когда в ДНР говоришь о деньгах, нельзя не упомянуть о главных кормильцах - пенсионерах. Пенсии старикам в рублях тоже подняли с 1 января. «Мне в последнее повышение подняли помощь на тысячу и стало 6500 рублей, а украинская пенсия у меня в 3500 тысячи гривен (примерно 9500 рублей - прим. МК), но забрать ее нет никакой возможности, год уже копится - срок карточки истек, а в Украину через блокпосты новую взять не пускают! Когда уже проезд откроют?!» - так емко охарактеризовала свое финансовое положение бабушка Таня из макеевского поселка Красная Звезда. Выплаты от Пенсионного фонда ДНР в рублях тут часто называют не пенсией, а «помощью от России», пенсию вроде как должна платить Украина, где все работали.

По данным украинского министерства социальной защиты, пенсии в гривне начисляют на карточки 650 тысячам пенсионеров с пропиской на неподконтрольных территориях. В деньгах это 3,5 миллиарда гривен (примерно 9,3 миллиарда рублей) в месяц.

У кого-то эти деньги копятся, как у бабы Тани, а те, кто пошустрее, имеют карты и, главное, коды и действующий личный электронный кабинет в украинском государственном «Ощадбанке». К их услугам огромная сеть как киосков «Обмен валют», так и просто предпринимателей без всяких офисов, которые эти деньги успешно обналичивают.

«Тут все просто, - поясняет «МК» один такой «предприниматель» из Макеевки Сергей. - Бабушка переводит деньги мне на счет в украинском банке, я ей отдаю рубли по курсу. С 10 тысяч гривен мой заработок 1,5 тысячи рублей, на меньшие суммы я на дом просто не выезжаю. Деньги небольшие, но и делов - на 10 минут!».

Те пенсионеры, что по-прежнему умудряются получать две пенсии, в рублях и гривне, и сами живут неплохо, и своих детей подкармливают. На одну какую-то пенсию прожить сложнее. По украинским данным, на территориях ЛДНР на 2014 год было 1.1 миллион пенсионеров, сейчас их примерно столько же, а вот пройти все круги ада в Украине с оформлением статуса «переселенца», проверками в банке и удержании своего счета под контролем получается далеко не у всех. Примерно 40% «потерялись.

Не меньше пенсионеров в экономику ДНР вносят шахтеры, строители, металлурги, работающие на просторах большой России. Такие «заробитчане» обычно заводят две карты «Сбербанка» - себе и семье в Донецке. Зарплата сразу же частично обналичивается в ДНР - обычно в самых массовых здесь киосках «Обмен валюты», примерно под 4-6% комиссии с суммы.


На что деньги тратят

С 1 февраля, ровно через месяц после повышения заработных плат и пенсий, повысили в среднем на 19% коммунальные платежи. Легенды о практически бесплатной коммуналке в Донецке стали нормой, в реальности за квартиру все-же платят. Двухкомнатная обходилась до подорожания примерно в 850 рублей в месяц за все, однокомнатная могла обходиться и в 500. После подорожания цены все равно гораздо дешевле, чем в Ростове-на-Дону и тем более в соседнем Мариуполе. Цена на газ теперь для населения, к примеру, 3 рубля (раньше было 2.6) за кубометр, в соседнем Ростове-на-Дону тот же российский газ обойдется уже в 5,51 рубля за тот же объем. Правительство Украины в приказном порядке пытается удержать цены на газ на черте в 6,99 гривны (18,9 рублей) за кубометр - разница с Донецком более чем в шесть раз.

С недавних пор в России тоже держат в приказном порядке оптовые и розничные цены на сахар и подсолнечное масло. По договорам, заключенным с правительством, торговля фиксирует розничные цены на уровне 110 рублей за литр масла и 46 рублей за килограмм сахара. Связи с Россией у самопровозглашенной республики в этом смысле никакой - масло в магазинах Донецка на этой неделе стоило 135 рублей, сахар - 51 рубль.

Стратегическим местным товаром является куриное мясо : республике достались две крупные птицефабрик - Енакиевская и Шахтерская. Обе тут же стали «государственными предприятиями» и жестко контролируются правительством. Цены на курятину - главный потребительский индекс.

Куры сейчас по 138 рублей за килограмм, куриное филе в районе 190. Еще один местный индекс - цены на водку - сейчас бутылка 0,5 стоит 120 рублей. Что в Донецке, что в Луганске остались избыточно большие водочные и табачные производства. Но сейчас правительство республики замахнулось на святое: в пятницу 26 марта было объявлено о повышении стоимости лицензий на алкоголь и табачную продукцию. Все для благ населения – чтобы народ легче отказывался от пагубных привычек и бюджет лучше наполнялся. Насколько повысятся цены на алкоголь и сигареты – пока неизвестно, но тренд население уже уловил – подорожала коммуналка, продукты, на очереди – цены на проезд в транспорте..

Остальные цены пока держатся. Свинина «по акции» в магазине идет по 250 рублей за мякоть и 330 за «шею», яйца по 80 рублей за десяток, молоко - 60 рублей за литр, картофель - 33, морковь - 45, лук -26. Можете сравнить цены в ближайшем супермаркете, сами дончане уверены, что у них цены в магазинах, «как в Москве».

Донецк на любом фото видно сразу - по распоряжению властей на любом торговом киоске, павильоне, магазине должен висеть флаг ДНР. Все рынки при этом давно национализированы и объединены в единое Государственное предприятие «Рынки Донбасса» с соответствующими вывесками в цветах флага на каждом «филиале».

Что продается под этими флагами и вывесками? Да все то же, что и в Ростове-на-Дону. С закрытием КПВВ на линии соприкосновения перекрыты каналы поставок украинских продуктов. Хотя они по-прежнему есть в магазинах, поскольку, как и все остальное, закупаются на российских оптовых базах и стоят теперь чуть дороже, чем в России, с учетом доставки.

Подорожали промышленные товары и на рынках - раньше за бельем, носками и любой другой компактной продукцией продавцы мотались через линию фронта в Харьков, на рынок «Барабашево». Теперь никакого маневра. Канал поставок один - Россия и Белоруссия.

При общении местный народ говорит про политику и войну скупо и точно - к обещанному по телевизору 15 марта наступлению ВСУ продукты на рынке скупали только совсем пожилые бабушки, все прочие расклады на фронте и их связь с текущей погодой знают точно. В Донецке 23 марта с утра опять лежал снег, а затяжная весна и грязь в полях точно не дадут начать никакой активной войны.

А вот, что обсуждают все - так это растущие цены, пенсии, закрытые КПВВ, долги по зарплатам… Всю эту небогатую жизнь в состоянии отсутствия мира.

Читайте также: