Кто может работать водителем пожарной машины

Опубликовано: 17.09.2024

1.1. Настоящая Инструкция о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителей пожарного автомобиля в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации* устанавливает порядок присвоения сотрудникам, военнослужащим и работникам Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации** квалификации водителя пожарного автомобиля, определяет порядок выдачи свидетельства на право работы на пожарном автомобиле и присвоения квалификации водителя второго или первого класса.

1.2. К управлению пожарным автомобилем, наружная поверхность которого окрашена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50574-93 и имеющим приборы для подачи специальных световых и звуковых сигналов, допускаются только лица, непрерывно работающие в качестве водителя соответствующей категории транспортных средств последние три года и получившие свидетельство на право работы на пожарном автомобиле.

1.3. Кандидаты, впервые принятые на службу (работу) в подразделения ГПС по контракту (договору) или посредством назначения на должность водителя пожарного автомобиля, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят специальное первоначальное обучение и после присвоения им квалификации водителя пожарного автомобиля зачисляются в боевые расчеты подразделений ГПС.

1.4. Водители пожарных автомобилей, имеющие водительское удостоверение с разрешающими отметками в графах "В", "С", "Д", могут управлять пожарными автомобилями, относящимися к указанным категориям, в том числе и при наличии прицепа, полная масса которого не превышает 750 кг.

К управлению пожарными автомобилями с прицепами, полная масса которых более 750 кг, допускаются водители пожарных автомобилей, имеющие водительское удостоверение с разрешающей отметкой в графе "Е".

1.5. В целях сохранения практических навыков в управлении транспортным средством водители пожарных автомобилей, не получающие во время боевого дежурства необходимой практики управления автомобилем, привлекаются к хозяйственным перевозкам на грузовых автомобилях подразделений ГПС.

2. Организация подготовки водителей и присвоение им квалификации
водителя пожарного автомобиля

2.1. Подготовка водителей пожарных автомобилей организуется и проводится в соответствии с требованиями Программы подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом начальника Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) от 28 декабря 1995 г. N 40.

2.2. Подготовка водителей по программе специального первоначального обучения водителей пожарного автомобиля осуществляется в учебных классах, оборудованных в соответствии с перечнем (приложение 1). Использование на занятиях технических средств должно обеспечивать возможность практической работы каждого обучаемого с агрегатами, механизмами и специальным оборудованием.

2.3. В целях повышения профессионального мастерства и углубления имеющихся знаний с водителями пожарных автомобилей один раз в три года организуются учебные сборы продолжительностью до пяти дней и не реже одного раза в два года проводятся соревнования по скоростному маневрированию пожарных автомобилей и подаче воды насосом. На учебные сборы, к подготовке и участию в соревнованиях должны привлекаться все водители пожарных автомобилей.

2.4. На основании примерного тематического плана повышения квалификации водителей пожарного автомобиля на учебных сборах (приложение 2) и рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства водителей по вождению пожарного автомобиля и подаче воды насосом (приложение 3) разрабатываются в установленном порядке тематический план повышения квалификации водителей пожарного автомобиля и правила проведения соревнований с учетом конкретных условий.

3. Организация работы по приему экзаменов, присвоению квалификации
водителя пожарного автомобиля и выдаче свидетельства
на право работы на пожарном автомобиле

3.1. Прием экзаменов по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, дающей право работы на пожарном автомобиле, а также рассмотрение материалов по присвоению водителям пожарного автомобиля квалификации водителя второго или первого класса производятся квалификационными комиссиями.

3.2. Квалификационные комиссии организуются при управлениях, отделах ГПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (УГПС, ОГПС) и управлениях, отделах, отделениях и воинских частях Первого управления ГУГПС МВД России***.

В УГПС ГУВД г. Москвы квалификационные комиссии могут создаваться при УГПС УВД административных округов.

В зависимости от местных условий разрешается, в порядке исключения, создавать квалификационные комиссии при отрядах ГПС.

3.3. Квалификационная комиссия назначается приказом руководителя органа управления ГПС.

В состав комиссии входят:

заместитель начальника УГПС (ОГПС) - председатель комиссии;

начальник (заместитель начальника) отдела (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС) - заместитель председателя комиссии;

специалисты органов управления ГПС, занимающиеся эксплуатацией пожарной техники, подготовкой личного состава, и представитель профсоюзной организации - члены комиссии.

3.4. В составе квалификационной комиссии должно быть лицо, имеющее:

высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по автомобильной специальности;

водительское удостоверение с отметками о разрешении управлять транспортными средствами, отнесенными к категории "В", "С", и "Д".

3.5. Квалификационные комиссии принимают экзамены в объеме соответствующих программ подготовки, руководствуясь профессиональными требованиями, предъявляемыми к водителю пожарного автомобиля (приложение 4).

3.6. При определении уровня теоретической подготовки экзаменуемому водителю предлагается ответить на следующее количество вопросов:

3.7. После проверки теоретической подготовки экзаменуемого проверяются его практические навыки по управлению пожарным автомобилем и работе со специальными агрегатами. Лица, не сдавшие теоретического экзамена, к практическому экзамену не допускаются.

3.8. Экзамены принимаются применительно к маркам пожарных автомобилей и установленным на них средствам связи, находящихся в подразделении, в котором будет проходить службу (работать) водитель.

Результаты экзаменов и решение квалификационной комиссии оформляются протоколом (приложение 5).

3.10. На основании протокола квалификационной комиссии приказом руководителя органа управления ГПС лицам, успешно сдавшим экзамены, присваивается квалификация водителя пожарного автомобиля и им выдается свидетельство (приложение 6).

К самостоятельной работе на пожарном автомобиле водитель допускается на основании приказа руководителя подразделения ГПС с закреплением за ним конкретного автомобиля (автомобилей), после изучения района выезда, его водоснабжения и прохождения стажировки в течение пяти дежурств.

3.11. Срок действия свидетельства - три года. По истечении этого срока квалификационные комиссии принимают от водителей экзамены на право дальнейшей работы на пожарном автомобиле.

При удовлетворительных знаниях, соответствующих профессиональным требованиям, предъявляемым к водителю пожарного автомобиля, и программе боевой подготовки, срок действия свидетельства продлевается на три года.

3.12. Водитель пожарного автомобиля, не сдавший экзамен при продлении срока действия свидетельства, на повторный экзамен направляется не позднее двухмесячного срока. До сдачи повторного экзамена по решению руководителя подразделения ГПС водитель может быть допущен к работе на пожарном автомобиле.

3.13. При получении неудовлетворительной оценки при повторных экзаменах водитель к дальнейшей работе на пожарном автомобиле не допускается и при его несогласии проходить службу (работать) на других должностях органов внутренних дел подлежит увольнению из органов внутренних дел в установленном порядке.

В отношении водителей пожарных автомобилей, являющихся военнослужащими, вопрос дальнейшего прохождения военной службы решается командиром воинской части в установленном порядке.

3.14. Заполнение свидетельства производится от руки чернилами или на печатных машинках. Свидетельство подписывает председатель квалификационной комиссии, его подпись заверяется гербовой печатью. Свидетельство регистрируется в журнале учета выдачи свидетельств на право работы на пожарном автомобиле (приложение 7).

3.15. Свидетельство является обязательным документом и должно быть у водителя при нахождении его на службе (работе) совместно с водительским удостоверением.

3.16. При увольнении из ГПС свидетельство подлежит сдаче в квалификационную комиссию.

3.17. При утере свидетельства новое свидетельство с отметкой "Дубликат" выдается квалификационной комиссией на основании письменного рапорта (заявления) водителя пожарного автомобиля.

Найденное свидетельство, вместо которого выдан дубликат, считается недействительным и подлежит сдаче в квалификационную комиссию.

4. Порядок присвоения водителям пожарного автомобиля
квалификации водителя второго или первого класса

4.1. Присвоение водителям пожарного автомобиля квалификации водителя второго или первого класса производится органами управления ГПС в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными действующим законодательством на основании представления руководителя подразделения ГПС, в котором проходят службу (работают) данные водители.

4.2. Квалификация водителя второго класса может быть присвоена водителю пожарного автомобиля при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя третьего класса независимо от стажа службы (работы) в подразделениях ГПС, прошедшему подготовку в учебном заведении и получившему соответствующее свидетельство и водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств "В", "С" и "Е", или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "Д" или "Д" и "Е".

4.3. Квалификация водителя первого класса может быть присвоена водителю пожарного автомобиля при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя второго класса независимо от стажа службы (работы) в подразделениях ГПС, прошедшему подготовку в учебном заведении и получившему соответствующее свидетельство и водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств "В", "С", "Д" и "Е".

4.4. Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, и профессиональных требований, предъявляемых к водителю пожарного автомобиля, для присвоения квалификации водителя второго или первого класса водитель должен содержать закрепленные автомобили в исправном техническом состоянии, соблюдать служебную дисциплину, не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительского удостоверения, а также нарушений правил технической эксплуатации, охраны труда, пожарной безопасности в течение последнего года.

4.5. Если водитель пожарного автомобиля не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, а также требования, указанные в пункте 4.4 настоящей Инструкции, и профессиональные требования, предъявляемые к водителям пожарного автомобиля (приложение 4), систематически нарушает правила дорожного движения, то по представлению квалификационной комиссии приказом руководителя органа управления ГПС, присвоившего квалификацию водителя пожарного автомобиля или класс квалификации, водителю понижается класс квалификации или он лишается права работы на пожарном автомобиле.

В отношении работников ГПС решение квалификационной комиссии о понижении класса квалификации подлежит согласованию с профсоюзной организацией.

4.6. Прием экзаменов от водителей пожарных автомобилей по присвоению (понижению) квалификации второго или первого класса осуществляется в порядке, изложенном в разделе 3 настоящей Инструкции.

4.7. На основании протокола квалификационной комиссии руководитель органа управления ГПС издает приказ о присвоении (понижении) водителю пожарного автомобиля класса квалификации и установлении соответствующего должностного оклада (надбавки к тарифной ставке, должностному окладу водителя).

4.8. Водителям, которым был понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами, имеющийся у них класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.

  • Приложение 1. Перечень оборудования учебного класса для специального первоначального обучения водителей пожарного автомобиля
  • Приложение 2. Примерный тематический план повышения квалификации водителей пожарного автомобиля на учебных сборах
    • Тема 2.5. Организация эксплуатации ПА в подразделениях ГПС
    • Тема 2.6. Техническое обслуживание и ремонт ПА в условиях подразделений ГПС

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля – это должностное лицо дежурного караула, осуществляющее управление пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем; штатная должность на месте пожара или чрезвычайной ситуации.

    Водитель пожарного автомобиля

    Водитель пожарного автомобиля

    Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения – помощнику начальника караула, а в вопросах технического обслуживания закрепленной техники – старшему водителю подразделения.

    Обязанности и что запрещается

    Водитель отвечает за сбережение закрепленных за ним техники и имущества, их исправность и готовность к использованию, а также на водителя возлагаются:


    • знание устройства, технических возможностей и правил эксплуатации закрепленных за ним техники и имущества;
    • умение управлять (использовать) закрепленной за ним техникой днем и ночью в различных условиях в любую погоду;
    • содержание техники и имущества исправными и в постоянной готовности к применению (использованию), проведение мероприятий по продлению срока службы техники и имущества;
    • знание и неукоснительное соблюдение (в зависимости от вида техники) требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России, определяющих порядок передвижения (использования) техники, команды, сигналы регулирования и управления;
    • знание периодичности и объема работ по техническому обслуживанию, межремонтного ресурса (межремонтного пробега) и срока службы (срока работы) закрепленной за ним техники и имущества;
    • выполнение работ по текущему ремонту, а также проведение специальной обработки, закрепленной за ним техники и имущества;
    • знание сортов и норм расхода горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, применяемых к закрепленной за ним техникой, недопущение их перерасхода;
    • знание причин основных эксплуатационных неисправностей техники, умение их обнаруживать и оперативно устранять, недопущение поломок техники;
    • проведение проверки технического состояния техники перед выходом ее из пункта постоянной дислокации и ведение наблюдение за ней во время движения (работы), обращая особое внимание на исправность основных элементов, обеспечивающих безопасность движения и выполняемых работ;
    • при управлении техникой или ее использовании иметь при себе оформленные в установленном порядке соответствующие документы;
    • знание и соблюдение норм загрузки техники, правил посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов;
    • умение пользоваться схемой маршрута и ориентироваться на местности в любых условиях обстановки;
    • своевременное оформление и представление в соответствующее подразделение путевой (рабочей, судовой) документации (путевых листов, рабочих листов агрегата, судового журнала и других документов);
    • в условиях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ безотлучно находиться при технике и не менять ее местонахождения без разрешения старшего руководителя (начальника), использовать любую возможность для контрольного осмотра, технического обслуживания техники и устранения неисправностей, внимательно следить за командами и сигналами, быстро и четко их выполнять;
    • соблюдение мер безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации техники и имущества.

    При заступлении на боевое дежурство водитель обязан:

    • выезжать в составе отделения к месту проведения боевых действий по тушению пожаров;
    • знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопасных объектов, источников наружного противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;
    • уметь работать с находящейся в боевом расчете подразделения техникой (на специальной технике – при наличии допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;
    • обеспечивать содержание закрепленной техники и вооружения, СИЗОД, снаряжения и имущества в состоянии постоянной готовности к проведению боевых действий по тушению пожаров;
    • проверять при смене дежурства техническое состояние закрепленной техники, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;
    • соблюдать правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;
    • осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию закрепленной техники с соблюдением правил охраны труда;


    • соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы;
    • вносить предложения по улучшению условий несения караульной службы и содержания техники в подразделении;
    • представлять необходимые сведения старшим должностным лицам подразделения для ведения документации на закрепленную технику;
    • осуществлять учет и расходование горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;
    • осуществлять подготовку закрепленной техники для прохождения государственного технического осмотра;
    • докладывать командиру отделения и начальнику караула о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники;
    • соблюдать требования, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.

    Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе тем, которым он подчинен.

    Водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и свидетельства на право управления пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем, к дежурству не допускается.

    на пожаре

    Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РТП.

    • выполняет обязанности согласно табелю боевого расчета личного состава на конкретном типе ПА;
    • устанавливает ПА на место, указанное вышестоящим руководителем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
    • обеспечивает возможность передислокации ПА в безопасное место в случае осложнения обстановки на месте пожара;
    • обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), постоянно следит за обстановкой на месте пожара;


    • контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;
    • выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА;
    • не допускает резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду;
    • обеспечивает промывку чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;
    • работает по решению командира отделения (начальника аварийно- спасательного расчета), начальника караула на штатной радиостанции ПА; участвует в проведении боевых действий по тушению пожаров.

    при чрезвычайной ситуации

    Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РЛЧС.

    • устанавливает ПА (АСА) на место, указанное вышестоящим руководителем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
    • обеспечивает возможность передислокации ПА (АСА) в безопасное место в случае осложнения обстановки в зоне ЧС;
    • обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), постоянно следит за обстановкой в зоне ЧС;
    • контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;
    • выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА (АСА);
    • работает по решению командира отделения (начальника аварийно-спасательного расчета), начальника караула на штатной радиостанции ПА (АСА);
    • участвует в проведении АСР и других неотложных работ.

    Квалификация и допуск

    Квалификационные категории «водитель автомобиля 2-го класса», «водитель автомобиля 1-го класса» могут быть присвоены водителям автомобилей, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («B», «C», «D», «E») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097.

    Квалификационная категория «водитель автомобиля 1-го класса» может быть присвоена водителю автомобиля, имеющему квалификационную категорию «водитель автомобиля 2-го класса» не менее двух лет.

    Квалификационная категория «водитель автомобиля 2-го класса» присваивается водителю автомобиля, имеющему водительский стаж не менее трех лет.

    Надбавка за присвоенную квалификационную категорию водителям автомобилей 2-го класса – 10 % оклада, 1-го класса – 25 % оклада.

    Внимание. Аттестованным водителям, например, в МЧС России данная надбавка не начисляется и квалификационная категория не присваивается.

    К управлению техникой допускаются специалисты (водители), имеющие удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом техники, прошедшие необходимую подготовку (переподготовку), имеющие соответствующие навыки и получившие допуск на право работы с данной техникой (п. 202 приказа МЧС России № 555 от 18.09.2012).

    Как правило, для присвоения квалификационной категории и выдачи свидетельства на право управления автомобилем (допуск) создается квалификационная комиссия.

    Билеты и вопросы для тестов

    Билеты для принятия (сдачи) зачетов у водительского состава доступны для скачивания по ссылке >>

    Зарплата и оклад

    В соответствии с приложениями № 12 и № 15 приказа МЧС России № 797 от 27.12.2019 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников ФПС ГПС» оклад водителей:

    • в подразделениях ФПС ГПС составляет:
    № п/п Наименование должностей Оклады (в рублях в месяц)
    в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в центрах субъектов Российской Федерации в городах с населением свыше 100 тыс. человек в остальных местностях
    1. Старший водитель 15729 13559 11390
    2. Командир отделения – водитель; водитель; водитель-испытатель 15187 13017 10848
    • в специализированной пожарно-спасательной части:
    № п/п Наименование должностей Оклады (в рублях в месяц)
    в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в остальных местностях
    1. Старший водитель 15729 13559
    2. Водитель 15187 13017

    Теперь, зная месячный оклад по должности, можно рассчитать ежемесячное денежное довольстве, которое зависит от многих факторов.

    Заработная плата водителя автомобиля МЧС России, работающего по вольному найму, рассчитывается согласно требованиям приказа МЧС России № 747 от 14.12.2019 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».

    Заработная плата водителей, являющихся работниками других видов пожарной охраны (противопожарной службы субъекта РФ, ведомственной, муниципальной или частной), устанавливается работодателем, и в разных регионах и организациях (учреждениях) существенно разнится.

    Дополнительно по теме об обязанностях других должностных лиц дежурного караула и штатных должностях на месте пожара или ЧС:

      ; ; ; ;
    • диспетчер ПСЧ; ;
    • спасатель.

    Источники: приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»; приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; приказ МЧС России № 452 от 20.10.2017 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».

    Допуск на управление пожарным автомобилем

    Карьера водителя пожарного автомобиля (ПА) для многих начинается с получения водительского удостоверения на право управлять грузовыми автомобилями. Но не каждый водитель сможет управлять ПА. К работе со спецтехникой допускаются только лица, прошедшие специальную подготовку, и обладающие необходимыми знаниями и навыками практической работы.

    Порядок допуска к управлению пожарным автомобилем

    Процедура обучения кандидатов и присвоение им квалификации освещена в Приказе МВД РФ №457 от 20.08.1996.

    Категории «водитель автомобиля 1-го класса», «водитель автомобиля 2-го класса» присваиваются лицам, прошедшим подготовку по единым, установленным законом, программам и имеющим водительское удостоверение с необходимой отметкой («B», «C», «D», «E»).

    К управлению техникой допускаются лица (специалисты), имеющие удостоверение нужной категории на право управления специальным видом техники.

    Для присвоения квалификационной категории и выдачи документов на право управления автомобилем создается квалификационная комиссия, которая выносит свое решение по итогам квалификационного экзамена.

    obyazannosti-voditelya-pozharnogo-avtomobilya.jpg

    Где можно пройти обучение

    Обучение можно пройти в любой организации дополнительного образования, которая имеет специально оборудованные аудитории, площадки для практики и соответствующее разрешение на учебную деятельность.

    Что входит в обучение

    Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую части.

    Основные задачи курса:

    • Формирование у обучающихся облика, соответствующего степени профессиональной подготовки.
    • Укрепление дисциплины и ответственности за выполнение долга.
    • Формирование бережного отношения к вверенной технике.

    В результате прохождения подготовки ученик должен знать:

    • Правила пожарной безопасности при проведении спасательных работ.
    • Виды пожарной техники.
    • Характеристики техники и ее возможности.
    • Правила безопасного использования пожарного автомобиля.
    • Обязанности водителя.
    • Устройство противопожарного оборудования и инвентаря.

    В результате прохождения подготовки ученик должен уметь:

    • Технически обслуживать автомобиль.
    • Правильно и безопасно эксплуатировать инвентарь и оборудование.
    • Правильно выполнять свои обязанности.

    Цены за курсы по программе «Первоначальное обучение водителей пожарных автомобилей» могут варьироваться в зависимости от учебного заведения и учебного плана. Рассмотрим стоимость обучения на примере нескольких образовательных учреждений, занимающихся такого рода подготовкой в Москве.

    Компания, которая оказывает услуги

    «Центр повышения квалификации»

    Свидетельство о квалификации водителя

    По окончании учебного процесса кандидаты сдают экзамены в два этапа:

    • Теоретический. Уровень знаний проверяет специально собранная комиссия.
    • Практический. Проводится на специализированной технике.

    При успешном прохождении всех экзаменационных этапов приказом начальника МЧС РФ по субъекту Федерации ученику присваивается квалификация водителя ПА и выдается свидетельство установленного образца. Срок действия такого свидетельства — три года, далее необходимо проходить курсы повышения квалификации.

    Обязанности водителя пожарного автомобиля

    Повышение квалификации водителя пожарного автомобиля

    Цель обучения — совершенствование знаний и умений, выработка способности использовать полученные навыки в интересах защиты населения.

    Курсы повышения квалификации необходимо проходить один раз в три года. Обучение длится пять дней. А также раз в два года проходят соревнования по скоростному маневрированию на пожарном автомобиле.

    Отличия в ПДД для МЧС

    Водитель пожарного автомобиля, оборудованного специальными сигналами, как и водитель любого другого транспорта обязан обеспечить безопасность дорожного движения для всех его участников и соблюдать установленные правила дорожного движения. При следовании автомобиля на пожар и как следствие включенных специальных сигналов пожарная машина имеет ряд преимуществ, что и является основным отличием в ПДД. Так, например, водителю ПА разрешается проезжать на запрещающий сигнал светофора, если это не угрожает безопасности пешеходов и других участников движения. Также различия в ПДД между спецтехникой и обычным автомобилем заключаются в возможности эксплуатации в случаях неисправности. Из-за разного устройства автомобилей, неисправности при которых движение недопустимо, различаются.

    За нарушение правил дорожного движения водитель ПА несет полную ответственность в соответствии с законами РФ.

    Основы безопасности движения пожарных автомобилей

    Любая техника со спецсигналами должна эксплуатироваться согласно требованиям и правилам. Их необходимо строго соблюдать. Правила безопасности движения пожарных машин содержат в себе следующие пункты:

    • Применение специальных сигналов первого, второго и третьего типа.
    • Правила дорожного движения для специальной техники. Сюда входят обязанности и ответственности водителя ПА.
    • Классификация возможных происшествий с техникой.
    • Мероприятия по предотвращению происшествий с техникой и их причины.
    • Аварийная безопасность пожарного автомобиля.
    • Положения о допуске машины к эксплуатации.
    • Теория движения пожарных автомобилей в различных дорожных, климатических и метеорологических условиях.

    Служба в пожарной части опасная и ответственная работа. Людям, связавшим свою судьбу со спасательной работой, государство устанавливает заработную плату в соответствии с квалификацией. А также к окладу регулярно выплачиваются надбавки и премирование за усердие в службе и высокие показатели работы.

    Допуск на пожарный автомобиль

    Пожарная безопасность

    Чтобы получить право управлять пожарным автомобилем, недостаточно иметь водительское удостоверение и знать принцип работы с транспортным средством категории «С». К работе со спецтехникой допускаются лица, получившие допуск на вождение пожарного автомобиля. Эти требования прописаны в Постановлении Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».

    Допуск к управлению пожарным автомобилем получают лица, прошедшие специальную подготовку. Она может быть как первичной, так и переподготовкой или повышением квалификации. Для каждого вида составляется план обучения, который является частью Программы подготовки личного состава пожарной части или гарнизона пожарной охраны. Допуск на право управления пожарным автомобилем выдают по процедуре Положения о порядке присвоения квалификации водителям ПА.

    Порядок допуска к управлению пожарным автомобилем

    Процедура присвоения квалификации прописана в Приказе МВД РФ от 20.08.1996 № 457. Выдаче допуска предшествует прохождение обучения. Если группа набрана из людей, которые впервые хотят получить профессию водителя ПА, занятия проходят в аудиториях, оборудованных техническими средствами для отработки практических навыков. Курсы повышения квалификации проходят раз в три года. Длятся они пять дней. Раз в два года устраиваются соревнования по скоростному маневрированию.

    Порядок допуска к управлению пожарным автомобилем

    Сдача на допуск по управлению пожарным автомобилем проходит два этапа. Сначала необходимо пройти экзамены по теоретической части, а затем сдать практику. Знания проверяет квалификационная комиссия, утвержденная приказом руководителя органа управления ГПС. Экзаменуемые сдают теоретическую часть, подтверждая знания по темам:

    • ПДД и медицинская подготовка;
    • устройство ПА;
    • ТО и ремонт машины;
    • использование средств связи;
    • теоретические основы управления транспортным средством.

    Допуск на пожарный автомобиль - теория

    Вторая часть экзамена – практика. Ее проводят на машинах, имеющихся в подразделении, где в дальнейшем будет проходить службу претендент на получения квалификации «Водитель пожарного автомобиля». Решение о сдаче или не сдаче экзаменов протоколируется и подписывается комиссией. Далее приказом начальника Главного управления МСЧ РФ по субъекту Федерации присваивается квалификация водителя ПА с выдачей свидетельства установленного образца. Срок его действия – три года, после чего необходимо пройти повышение квалификации.

    Присвоение разряда происходит на основании постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1976 г. № 235/18. В этом случае руководитель подразделения подает представление в соответствующие органы управления ГПС. Аналогичное представление подается и при невыполнении работником квалификационных обязанностей, предписанных для первого и второго класса, или нарушении ПДД и норм технической эксплуатации подвижного состава. При понижении классности или при лишении прав на управление ТС на срок более 1 года квалификация присваивается на общих основаниях после прохождения обучения и сдачи экзаменов.

    Разрешение на самостоятельное вождение оформляется приказом руководителя подразделения ГПС после прохождения практики в течение пяти боевых дежурств.

    При получении допуска на работу с ПА необходимо иметь удостоверение на право управления автомобилем категории «В», «С» и «D». При наличии открытой категории «Е» водитель допускается к вождению ПА с прицепами максимальной массой более 750 кг.

    Допуск на пожарный автомобиль - практика

    Второй класс присваивается при непрерывном стаже в течение 3 лет в должности водителя ПА 3-го класса без учета стажа работы в конкретном предприятии. Чтобы комиссия имела право присвоить квалификацию 1-го класса, человек должен проработать водителем 2-го класса в течение двух лет.

    Если в работе был перерыв более года, то водитель обязан пройти повторную процедуру сдачи экзаменов, как при первичном обучении. Если при повышении квалификации экзамены будут провалены, то пересдача назначается не ранее чем через 10 дней, но даже в этом случае человек может быть допущен к работе приказом руководителя подразделения ГПС. Если будут «провалены» и повторные экзамены, то следует отстранение от работы с предложением перевода на другую должность. В случае получения отказа предусмотрено увольнение из части.

    Свидетельство о допуске водителя к управлению пожарным автомобилем нужно всегда носить с собой, как и водительское удостоверение. При аварии по вине водителя в документе проставляется соответствующая отметка с указанием даты происшествия. После этого в течение двух месяцев необходимо пройти внеочередную аттестацию и получить новый допуск на работу.

    Водитель пожарного автомобиля

    Свидетельство подлежит обязательной сдаче в квалификационную комиссию при увольнении водителя из части.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2013 г. N 95 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст. 574) приказываю:

    Перечень должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и учреждений МЧС России, исполнение обязанностей по которым непосредственно связанно с применением аппаратов защиты органов дыхания с использованием емкостей под избыточным (высоким) давлением при тушении пожаров и проведении тренировок, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы (приложение N 1);

    Перечень должностей рядового и младшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы дежурных караулов (смен) подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, исполнение обязанностей по которым предусматривает непосредственное участие в тушении пожаров, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы (приложение N 2).

    Министр В. Пучков

    Перечень должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и учреждений МЧС России, исполнение обязанностей по которым непосредственно связанно с применением аппаратов защиты органов дыхания с использованием емкостей под избыточным (высоким) давлением при тушении пожаров и проведении тренировок, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы

    1. В региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - заместитель начальника регионального центра по Государственной противопожарной службе.

    2. В главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации:

    первый заместитель (заместитель) начальника главного управления по Государственной противопожарной службе;

    заместитель начальника главного управления;

    заместитель начальника главного управления - начальник управления (отдела);

    заместитель начальника управления - начальник отдела;

    заместитель начальника отдела;

    главный специалист отдела;

    старший инженер отдела;

    3. В специальном управлении федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

    заместитель начальника управления;

    начальник отдела (отделения, группы);

    заместитель начальника отдела (отделения, группы);

    главный специалист отдела (отделения, группы);

    старший инженер отдела (отделения, группы);

    старший инспектор отдела (отделения, группы);

    инженер отдела (отделения, группы);

    инспектор отдела (отделения, группы);

    заместитель начальника службы - начальник дежурной смены;

    помощник начальника дежурной смены;

    заместитель начальника части;

    старший мастер газодымозащитной службы;

    старший инженер - руководитель смены;

    старший инструктор химической и радиационной разведки;

    старший инструктор газодымозащитной службы и химической защиты;

    старший инструктор газодымозащитной службы;

    старший мастер газодымозащитной службы;

    помощник начальника караула;

    4. В отряде федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

    заместитель начальника отряда;

    заместитель начальника отряда - главный инженер;

    старший инспектор (по боевой и физической подготовке);

    заместитель начальника службы - начальник дежурной смены;

    старший помощник начальника дежурной смены;

    помощник начальника дежурной смены;

    5. В центре управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации:

    заместитель начальника центра - начальник службы;

    заместитель начальника службы - начальник дежурной смены;

    старший помощник начальника дежурной смены;

    помощник начальника дежурной смены;

    6. В специализированной пожарной части по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

    заместитель начальника части;

    заместитель начальника части (по проведению аварийно-спасательных работ);

    руководитель дежурной смены;

    старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель;

    старший инструктор газодымозащитной службы;

    старший инструктор химической и радиационной разведки;

    7. В специализированной части экстренного реагирования федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

    заместитель начальника части;

    8. В образовательных организациях высшего образования МЧС России - старший преподаватель (преподаватель) кафедры специальных дисциплин.

    9. В учебном центре федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

    начальник цикла специальных дисциплин;

    заместитель начальника части;

    преподаватель-методист - начальник караула;

    помощник начальника караула;

    старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель;

    10. В учебном пункте федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

    заместитель начальника пункта;

    старший преподаватель специальных дисциплин;

    преподаватель специальных дисциплин;

    заместитель начальника части;

    старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель;

    11. В пожарной части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

    заместитель начальника части;

    начальник отдельного поста;

    старший мастер газодымозащитной службы;

    помощник начальника караула;

    старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель;

    старший инструктор газодымозащитной службы;

    старший инструктор (спасатель);

    12. На пожарном корабле (катере) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

    Читайте также: