Кто относится к медицинским работникам первичного звена

Опубликовано: 03.10.2024

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 13 октября 2020 г. - Приказ Минздрава России от 4 сентября 2020 г. N 939Н

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач - детский онколог-гематолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач мануальной терапии;

врач - медицинский микробиолог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-педиатр городской (районный);

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач скорой медицинской помощи;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач ультразвуковой диагностики;

врач физической и реабилитационной медицины;

врач функциональной диагностики;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием:

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

Информация об изменениях:

* Наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

1. Должности "главный врач (начальник) медицинской организации", "заместитель руководителя (начальника) медицинской организации", "заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации" относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, "заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части", "заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части", "заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе", "заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом" и другое.

3. Должности "заместитель директора (заведующего) аптечной организации", "заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, "врач-терапевт".

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, "заведующий хирургическим отделением - врач-хирург".

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности "врач приемного отделения" дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, "врач приемного отделения - врач скорой медицинской помощи".

7. Наименования должностей "акушер", "санитар", "фасовщик", замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: "акушерка", "санитарка", "фасовщица"; а наименование должности "медицинская сестра", замещаемой лицами мужского пола, именуется - "медицинский брат (медбрат)".

Первичное звено здравоохранения – это самое объемное звено в системе здравоохранения, самая востребованная у граждан часть медицинской службы: объем обращений в поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты в год составляет до 900 млн. Именно оно является «лицом» всего здравоохранения. «Первичное звено, по сути своей, самое близкое к людям, крайне важное для них» - отметил Президент В.В.Путин.

Сильное первичное звено продлевает «здоровую» жизнь, снижает смертность, сокращает расходы граждан на дорогостоящее лечение в частных медицинских организациях и формирует приверженность людей к здоровому образу жизни. Поэтому совершенно очевидно, что первичная медико-санитарная помощь — это основа всей системы медицинской помощи. Именно состояние первичного звена здравоохранения во многом определяет показатели здоровья нации, определяет уровень удовлетворенности населения состоянием здравоохранения и демонстрирует результаты функционирования отрасли в целом.

На основе оценки состояния первичной медико-санитарной помощи
в России был выявлен ряд проблем - износ основных фондов поликлиник, больниц, отсутствие необходимого оборудования или его износ; отсутствие автотранспорта в районных больницах, включая фельдшерско-акушерские пункты и амбулатории; неукомплектованность учреждений персоналом и не отвечающая требованиям оплата труда. В связи с этим возникла необходимость поиска новых механизмов решения проблем
повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи, создания новой модели медицинской помощи в первичном звене.

В августе 2019 года состоялось совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, в ходе которого Президент поручил продолжить работу по укреплению и совершенствованию первичного звена здравоохранения.

Одной из основных задач этой работы стало внедрение единого высокого стандарта оказания медицинской помощи – чтобы он был одинаковым для всех жителей России, вне зависимости от места,
где проживает человек.

В рамках реализации поручений Президента в 2019 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1304,
в котором были утверждены основные принципы модернизации первичного звена здравоохранения:

обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;

приоритет интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. Соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

приоритет профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан
при организации первичной медико-санитарной помощи.

От модернизации всей сферы оказания первичной медицинской помощи ожидаются результаты по проведению реконструкции центральных
и районных больниц, появление оптимально расположенной инфраструктуры, решение проблемы кадрового дефицита, обеспечение врачей достойным размером оплаты труда, оснащение больниц и поликлиник необходимым оборудованием и транспортом.

Косвенно программа положительно скажется и на отечественных производителях, так как при выборе оборудования и медицинских изделий
для переоснащения продукция российского производства должна иметь приоритет.

Следует отметить, что с 2019 года на территории Российской Федерации
в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», также направленный на совершенствование работы первичного звена. При этом программа модернизации первичного звена здравоохранения и федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» – это не дублирующие, а взаимодополняющие блоки мероприятий, направленные на достижение единой цели, а именно – «рост продолжительности здоровой, активной, полноценной жизни, когда человека не ограничивают, не сковывают болезни», - как выразился Владимир Владимирович Путин.

Основными общественно-значимыми результатами федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» являются:

строительство фельдшерско-акушерских, фельдшерских пунктов
и врачебных амбулаторий в населенных пунктах с численностью населения
до 2 тысяч человек и приобретение передвижных мобильных комплексов;

возможность для граждан оценки своего здоровья путем прохождения профилактического медицинского осмотри и (или) диспансеризации;

увеличение доступности для пациентов поликлиник и поликлинических подразделений, внедривших стандарты и правила «Новой модели организации оказания медицинской помощи».

В рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» уже достигнуты большие результаты и исполнен ряд задач:

завершено формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов
в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тысяч человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов
в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;

Так, в 2019-2020 годах введено в эксплуатацию 1396 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в 71 субъекте Российской Федерации, приобретено и поставлено в медицинские организации 985 передвижных медицинских комплексов. В 2021 году в медицинские организации будет еще поставлено 304 передвижных медицинских комплекса.

В рамках создания и тиражирования «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» оптимизирована работа медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращено время ожидания в очереди при обращении граждан медицинские организации, упрощена процедура записи на прием к врачу.

В 85 субъектах Российской Федерации созданы региональные проектные офисы по созданию и внедрению «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».
По состоянию на 31.12.2020 в создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации» приняли участие 6 077 поликлиник
и поликлинических отделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Помимо развития материально-технической базы первичного звена здравоохранения очень важно сделать медицинскую помощь удобным для граждан. Уже сегодня идет работа над расширением
так называемого суперсервиса «Мое здоровье», который в перспективе объединит в себе не только личный кабинет на базе единого портала Госуслуг и мобильного приложения, но и автоматизированные Колл-центры, куда смогут обратиться граждане, не пользующиеся интернетом. Эта цифровая платформа позволит фактически наладить коммуникацию с каждым гражданином нашей страны по вопросам сохранения и укрепления
его здоровья: пригласит на диспансеризацию, позволит записаться на прием
к врачу или вакцинацию, посмотреть результаты анализов и даже напомнит вовремя принять лекарства.

В рамках мероприятий, запланированных федеральным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении», субъектами Российской Федерации достигнуты значимые результаты:

-15,008 млн. граждан воспользовались услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций.

-82,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения используют медицинские информационные системы и обеспечивают информационное взаимодействие с ЕГИСЗ.

-68,7% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения подключены к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации.

-23,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают доступ гражданам к электронным медицинским документам в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций.

- 53,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации от запланированного количества на конец 2021г. обеспечили информационное взаимодействие между медицинскими организациями и учреждениями МСЭ посредством подсистемы «Реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ. Более 926 тысяч автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключены к медицинским информационным системам в субъектах Российской Федерации.

Минздрав России разработал для субъектов Российской Федерации Методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, включающие типовую модель региональной программы.

На их основе каждый регион нашей страны утвердил собственные программы. Все они объединены достижением общей национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» и ее целевого показателя «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет
до 2030 года», и включают в себя мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов здравоохранения, приобретению медицинского оборудования и автотранспорта для доставки медицинских работников до пациентов и доставки пациентов до медицинских организаций.

Чтобы реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения шла эффективно, прозрачно и в рамках межведомственного взаимодействия, Минздрав России создал Межведомственную рабочую группу (далее – МРГ) по проведению экспертизы. В ее состав вошли Минздрав, Минсельхоз, Минстрой, Минтранс, Минэкономразвития, Минфин, Минтруд, Минобрнауки, Минпросвещения, Росздравнадзор, Минпромторг. В течение 2020 года МРГ проводила масштабную работу: экспертную оценку проектов региональных программ по территориальному планированию, анализу объектов здравоохранения, оказывающих первичную помощь, инфраструктуры и особенностей транспортной доступности, кадрового обеспечения.

Региональные программы модернизации являются комплексными
и содержат мероприятия, реализуемые в рамках нескольких государственных программ. Так, субъектами РФ запланированы мероприятия по обеспечению транспортной доступности, в том числе строительство и приоритетный ремонт дорог с целью обеспечения доезда до медицинских организаций.

Для кадрового обеспечения будет реализован пакет стратегических документов, разработанный на среднесрочную и долгосрочную перспективу, который позволит ликвидировать не только кадровый дефицит первичного звена здравоохранения, но вывести подготовку специалистов на качественно новый уровень. Благодаря федеральному проекту «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» уже сегодня становится привлекательна работа в поликлиниках. Так, в 2020 году в медицинских организациях реализовывалось более 25 тысяч проектов по улучшениям
в медицинских организациях, тиражирующих «новую модель», в том числе 11,8 тысяч проектов в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детскому населению. Наибольшая доля представлена проектами по организации работы регистратуры – 7,3 тысяч проектов (29,2%), оптимизации работы врачей-терапевтов/врачей-педиатров/ВОП, врачей-специалистов – 5,0 тысяч проектов (20%), оптимизации проведения диспансеризации, профилактических осмотров взрослого и детского населения – 2,5 тысяч проектов (10%), диагностических кабинетов – 2,1 тысяч проектов (8,4%). Реализуются также проекты с экономической эффективностью – 1,1 тысяч проектов (4,4%). В стадии завершения находятся 17,0 тысяч проектов, в том числе успешно завершено более 15,3 тысяч проектов по улучшениям.

Ключевая роль в модернизации первичного звена принадлежит своевременному и полному укомплектованию квалифицированными кадрами. Субъекты Российской Федерации обязаны разработать и утвердить план мероприятий по укомплектованию работниками медицинских организаций, участвующих в программе модернизации. Такая «дорожная карта» предусматривает, в том числе меры по привлечению, подготовке и профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских работников.

Чтобы повысить привлекательность и престижность труда медицинского работника, проводятся изменения системы оплаты труда, под контролем опытных наставников закрепляются профессиональные компетенции молодых специалистов, прошедших целевое обучение. Выпускникам медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, решившим начать карьеру в первичном звене здравоохранения, предоставляется служебное жилье, приоритетное выделение мест в яслях, детских садах, школах для детей медперсонала. Все это включено
в социальный пакет для медицинских работников первичного звена и скорой помощи.

С января 2021 года проект модернизации первичного звена здравоохранения стартовал во всех субъектах Российской Федерации. Программа должна была начать свое действие в июле 2020 года, но из-за ситуации с covid-19 была перенесена на полгода. И, как показал опыт 2020 года, многие поликлиники и больницы оказались не готовы к резкому росту инфекционной заболеваемости. Поэтому в ходе подготовки
и утверждения региональных программ модернизации первичного звена были учтены потенциальные угрозы и вызовы. Сроки действий проекта по модернизации первичного звена здравоохранения установлены до окончания 2025 года.

Программа модернизация первичного звена здравоохранения охватывает все 85 субъектов Российской Федерации и рассчитана на пять лет. В целом на модернизацию первичного звена здравоохранения до 2025 года предусмотрено более 500 млрд рублей и еще около 50 млн. рублей – за счет бюджетов регионов. Потребность субъектов Российской Федерации
в финансовых средствах по заявкам составляла 809 млрд рублей. В настоящее время к участию в мероприятиях по модернизации первичного звена здравоохранения заявлено 3003 медицинские организации.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг.» предусматривает выделение из федерального бюджета с 2021 по 2023 гг. по 90, 0 млрд рублей ежегодно, из них на реализацию мероприятий региональных программ 88, 85 млрд. рублей, а также
на реализацию мероприятий, относящихся к медицинским организациям ФМБА России – 1, 15 млрд. рублей ежегодно.

Мероприятия призваны обеспечить оптимально доступную медицинскую помощь для населения, в том числе жителей малых населенных пунктов и отдаленных, труднодоступных уголков страны, а также обеспечить охват всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год и оптимизировать работу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

На 2021-2025 годы в рамках программ модернизации первичного звена запланировано:

-строительство (реконструкция) 5 592 медицинских учреждений
на сумму 246, 15 млрд. рублей;

-капитальный ремонт 7 974 объекта здравоохранения на сумму
113, 2 млрд. рублей;

-приобретение автотранспорта в количестве 20 263 шт. на сумму
23, 4 млрд. рублей;

-приобретение медицинского оборудования в количестве 97 771 единиц на сумму 174, 90 млрд. рублей.

В 2021 году запланировано капитальное строительство и реконструкция 1054 объектов, капитальный ремонт 1529 объектов, приобретение 26625 единиц медицинского оборудования, приобретение 6739 единиц автотранспорта (из них 2000 автомобилей были отгружены Минпромторгом до 31 декабря 2020 года).

Итак, модернизация первичного звена здравоохранения — беспрецедентная, стратегически важная программа, которая
по достоинству будет оценена населением. Уже в 2021 году более 40 млн человек почувствуют на себе положительные изменения, связанные
с реализацией мероприятий программ.

Кроме того, она демонстрирует синергетическое развитие государственных программ сразу в нескольких сферах: здравоохранения, жилищного и дорожного строительства, образования, экономики. В сумме такое взаимодействие окажет гораздо более мощный положительный эффект, чем реализация программ по отдельности.

«В основе всего этого лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв» (В. Путин).

Какие медицинские структуры, специалисты входят в первичное звено здравоохранения?

Какая медицинская помощь оказывается первичным звеном здравоохранения?

Певичное звено здравоохранения – это, пожалуй, самое "объёмное" звено в нашей системе здравоохраненя. Объёмное и по охвату населения, и по оказываемой медицинской помощи и услуг.

Функции первичного звена – это диагностика, профилактика и лечение; доврачебная, врачебная и специализированная помощь. Одним словом первичная медико-санитарная помощь.

В структуру первичного звена поликлиники детские и взрослые, амбулатории, дневные стационары, женские консультации, скорая и неотложная помощь, фельдшерско-акушерск­ ие пункты. Всё это с соответствующим медицинским персоналом и функциональным наполнением.



Медик и его организация который первым контактирует с пациентом

Врач на приеме в поликлинике

Фельдшер сельского пункта

Сотрудники приемного отделения больницы

Помощь зависит от организации, диагноза и возможностей данного подразделения

Я думаю что не стоит этого делать. Не из-за того, что может быть удобно или неудобно. А из-за того, что вы всю ночь будете подвергаться воздействию звука. Который будет воздействовать на ваши уши, перепонки и весь слуховой аппарат в целом. Я думаю что это вредно. Раньше тоже засыпал под приёмник. Как то раз проснулся, и долго не мог понять что я слышу. Какой то скрежет, грохот, лязганье,шарканье итд.. В общем что то очень малоприятное и раздражающее. И лишь через несколько минут понял что это музыка, песни попсовые. И подумал: Я засыпаю минут сколько то, ну час допустим. Потом отключаюсь, а мне всю ночь ездит по ушам этот "трактор", или "бульдозер", и корёжит мне слух.В общем решил от этого отказаться. Мне думается что: Вы заснули под музыку, а Вашему слуху приходиться работать всю ночь, обрабатывать и "переваривать" звуковые волны. Хотя может это лишь моё частное, субъективное мнение.

Благодаря целебным свойствам черники, я ежегодно заготавливаю ее на зиму в сушеном и замороженном виде.

В чернике содержатся витамины группы B, PP и C, пектиновые и дубильные вещества, каротин, сахара, органические кислоты, антоцианы (они обладают способностью подавлять активность свободных радикалов, замедляют процесс старения), микроэлементы, эфирное масло, марганец.

Учеными доказано, что черника благоприятно влияет на остроту зрения (особенно ночного), а так же на кровообращение в сетчатке. Она способна понижать утомляемость глаз, что очень важно в наше компьютерное время.

текст при наведении

Исправляет это мануальный терапевт или опытный массажист. Но можете попробовать дома помочь себе сами. Мне помогло. Ложитесь на спину на ТВЕРДЫЙ пол. Первое ощущение будет неприятным, тянущим. Полежите немного, что бы мышцы расслабились. Можете немного покачаться вправо и влево. Разведите руки в стороны, полежите, затем сведите на груди. На это уйдет небольшое время, для того что бы Вы расслабились. Затем НЕСИЛЬНЫМИ рывковыми движениями, как бы, попытайтесь себя обхватить руками. При этом нужно менять место обхвата, начиная с верха грудной клетки и постепенно перемещаясь в область ее низа. В этот момент Вы можете ощутить щелчок в позвонке и даже не один. Попускает не сразу, но со временем стает легче. Ваши позвонки привыкли находится в неправильном положении, поэтому с первого раза может ничего не получиться. Нужно несколько раз в день и на протяжении нескольких дней повторять эту процедуру, пока не удастся получать такие щелчки.

В дальнейшем, когда будете чувствовать дискомфорт в спине, Вам потребуется одна минута, что бы облегчить себе жизнь.

Пользуюсь этим методом уже на протяжении многих лет. Когда изредка попадаю к массажисту по более серьезным вопросам, то одно из его действий по восстановлению позвоночника именно такое, как я описал. Но каждый день по пустякам не будешь к нему обращаться, да и дорого. Приходится следить за собой самостоятельно.

Если пропал сон, то значит у вас некое расстройство психики, лучше всего занять себя трудной физической работой на свежем воздухе и пить различные травы (лучше сборы трав) – успокоительные. Да и как можно меньше думать о проблемах и сидеть в интернете и вообще про компьютер на некоторое время просто надо забыть!

Если второго ребеночка ,то никаких проблем,лишь бы здоровье позволяло,можно и в 45 родить.С первым чуток посложнее.Девушки,милые,перед беременностью проверяйте свое здоровье,сдавайте анализы,планируйте беременность и выбирайте хорошего врача.Не спускайте все на авось и берегите себя с пущей силой,даже если себя хорошо чувствуете.И не ленитесь проверить свои анализы,узи,сахар-если врачи запугивают результатами- в другой лаборатории и у другого врача.Это очень важно,потому что врачам все позволительно списать на возраст,даже если у вас потрясающее здоровье.Не ешьте эти синтетические витамины и гормоны в мегамасштабах,лучше кушать натуральные.Постоянно проверяйте свой хгч и если вам прописывают гормоны типа прогестерона без спец. анализа(дюфастон и утрожестан)-требуйте анализа или сдайте сами,а то наши врачи любят от винта это все выписывать.Сдайте все анализы на скрытые инфекции до беременности обязательно и пролечитесь,так как к сожалению они могут привести к зб и патологиям.Не хотела вас напугать,но все это действительно важно.Удачи вам!Главное не нервничайте,хорошо кушайте,много гуляйте и берегите себя!

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, который приведен в приложении Программы государственных гарантий.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной системы здравоохранения бесплатно.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.



  • экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • плановая - медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровья.
  • вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
  • амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
  • в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
  • стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

на обеспечение лекарственными препаратами;

Беременные женщины, обратившиеся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология" в амбулаторных условиях, имеют право на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.

С 2021 года дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.

Застрахованные лица имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сроки оказания медицинской помощи:

  • оказание медицинской помощи в экстренной форме осуществляется безотлагательно;
  • сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов в случае подозрения на онкологические заболевание не должны превышать 3 рабочих дня;
  • сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи, не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание);
  • сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения;
  • сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований;
  • срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием не должен превышать 3 рабочих дня с момента постановки диагноза онкологического заболевания;
  • сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния);
  • время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения и географических особенностей территории.


При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач направляет пациента в специализированную медицинскую организацию (специализированное структурное подразделение медицинской организации), имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по онкологии, для оказания специализированной медицинской помощи, в сроки, установленные настоящим разделом.

В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья), медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская помощь в РФ оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

Виды медицинской помощи

В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий от 24 декабря 2019 г. № 1822-ПП жителям Москвы бесплатно предоставляются:

1. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная
доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная.

2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.

4. Паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная
первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, паллиативная
специализированная медицинская помощь.

5. Медицинская реабилитация.

Выделяют следующие виды медицинской помощи:

1. Первичная медико-санитарная помощь , её еще называют (амбулаторная) - является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Оказывается бесплатно в плановой и неотложной формах в поликлиниках и в условиях дневного стационара, женских консультациях, кожно-венерологических диспансерах (кроме венерических заболеваний), стоматологических поликлиниках, травматологических пунктах включая:

- посещения участковых врачей, в том числе на дому,

- консультации врачей-специалистов и диагностические исследования,

- диспансеризацию и профилактическую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь делится на:

Первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием;

Первичную врачебная медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичную специализированную медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощи.

Показания и объемы диагностических и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом (в необходимых случаях – врачебным консилиумом, врачебной комиссией в соответствии с требованиями, установленными стандартами и порядками оказания медицинской помощи).

2. Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная, оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Оказывается бесплатно.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» право на бесплатную скорую медпомощь имеют не только граждане Российской Федерации, но и все прочие лица, находящиеся на территории России.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
оказывается также в амбулаторных и стационарных условиях выездными
экстренными консультативными бригадами скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи в случае невозможности оказания
данного вида медицинской помощи в соответствующей медицинской организации.

При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
оказывается бесплатно медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, а также иными медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы, в части оказания указанного вида медицинской помощи.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

3. Специализированная (стационарная) медицинская помощь Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Предельный срок ожидания плановой госпитализации – не более 30 календарных дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки).

При оказании медицинской помощи пациенту в стационаре предоставляются лекарственные препараты, включенные в Формулярный перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в соответствии с базовой и территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2019).

К этому же виду относится и высокотехнологичная медпомощь. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. С дополнительной информацией для жителей города Москвы об организации и порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи можно ознакомиться здесь. ( распоряжение Департамента здравоохранения города Москвы от 16.10.2013 N 1153-р).

4. Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в стационарных условиях оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Паллиативная медицинская помощь жителям города Москвы оказывается бесплатно Государственным бюджетным учреждением здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы», отделениями (кабинетами) паллиативной помощи медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, в том числе на койках сестринского ухода, а также выездными патронажными службами.

Информирование о пациенте, нуждающемся в паллиативной первичной
медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому, медицинской организацией, оказывающей в стационарных условиях специализированную медицинскую помощь, в том числе паллиативную, выявившей такого пациента до осуществления его выписки, медицинской организации, к которой этот пациент прикреплен в целях получения первичной медико-санитарной помощи, и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы».

5. Медицинская реабилитация как необходимый этап лечения оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Формы и условия оказания медицинской помощи определяются также Положениями об организации оказания соответствующих видов медицинской помощи.

Условия оказания медицинской помощи

В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих условиях:

Вне медицинской организации, в том числе в специализированном
транспортном средстве и во временных быстровозводимых конструкциях:

- по месту вызова выездной бригады скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

- по месту проведения профилактических прививок населению в местах, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы для организации проведения профилактических мероприятий, в целях предупреждения заболеваемости населения гриппом;

- по месту проведения определяемых Департаментом здравоохранения города Москвы мероприятий (включая отдельные диагностические исследования) в местах, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы для организации проведения таких мероприятий.

- Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.

- В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

- Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формы оказания медицинской помощи

Формами оказания медицинской помощи являются:

Экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

Неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

Плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Экстренная и неотложная медицинская помощь

Экстренная медицинская помощь оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Необходимо отметить, что чёткое разграничение форм и условий оказания медицинской помощи устранило существующую ранее терминологическую неопределенность в данном вопросе. Однако в виду отсутствия нормативных критериев разделения экстренной и неотложной медицинской помощи, у медицинских работников на практике возникает ряд проблем с определением наличия угрозы для жизни пациента и, как следствие, невозможность точного отнесения оказываемой помощи к той или иной форме.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Читайте также: