Кто такой программный директор

Опубликовано: 16.05.2024


Дабы уйти от банальных разговоров про радио типа «в каком году появилось радио Попова», перейду сразу к делу. На радио ценятся пишущие радиоведущие, потому что текст тебе никто писать не будет.

Радио - это тоже механизм и бизнес, как любой другой, только продукт здесь - эфир и эфирное время. Если проводить аналогию с бизнесом, то СЕО радио - это программный директор, а радиоведущий - это специалист.

Кроме того, как в любом бизнесе, имеется ряд административных должностей, отдел маркетинга, менеджеры-организаторы. Сейчас хочу затронуть две основные, на мой. Взгляд, должности на радио - программный директор и радиоведущий.

В статье речь пойдет о том, как стать ведущим на радио и попасть в эфир молодому журналисту даже без опыта работы. Итак, как стать ведущим линейного эфира на радио.

Кто такой программный директор?

Этот тот человек, который определяет программную политику, что будет в эфире, в каком формате выходят новости, в каком формате выходит музыка. Формат - это так называемый стиль, в котором подается информация, способная удовлетворить потребности целевой аудитории. И каждая радиостанция работает на свою аудиторию, которая условно делится на группы по возрасту, социальному положению и уровню доходов. Выделяют 2 основных формата - молодежный и взрослый.

Однако внутри каждого формата работают совершенно разные люди, и они же удовлетворяют разные потребности своей целевой аудитории. Задача радиоведущего в этот формат попасть. А задача программного директора таких радиоведущих найти среди прочих равных.

Какие ведущие нужны радио?

Радио сегодня нужна свежая кровь. Если послушать радио, то в эфире звучат одни и те же голоса. В то время как радиостанций в Москве - 55, а в Санкт- Петербурге - 45. Именно новички могут что-то свое в эфир привнести.

Что такое демо?

Это демонстрационная запись, портфолио, это лицо радиоведущего. Демозапись имеет смысл подготовить уже обученному радиоведущему, который освоил основы профессии и готов продемонстрировать свои имеющиеся навыки программному директору в формате демозаписи. Во время прослушивания программный директор будет принимать решение о том, подходит ли данный человек под конкретный формат радиостанции и сможет ли он удовлетворить потребности целевой аудитории.

Сколько занимает обучение профессии радиоведущего?

Профессиональные курсы можно освоить за 2-3 месяца, которые проводятся в довольно широком диапазон. Однако в ремесле работника радио, как нигде более, актуальна поговорка: век живи, век учись. Таким образом, тот самый ТЫ на радио месяц назад всегда профессионально моложе, чем ТЫ сейчас.

Чтобы у тебя начало получаться нужно постоянно совершенствоваться, слушать абсолютно все радиостанции, пытаться анализировать их формат, пытаться понять, как строит свою речь радиоведущий, чем один ведущий отличается от другого. А задача программного директора как раз заключается в том, чтобы таких радиоведущих отыскать и отобрать.

Как попасть на собеседование к программному директору

Шаг 1 - Не спамить резюме и демозапись всем подряд

Сначала нужно определиться, что ты хочешь делать на радио: читать новости, будить людей в утреннем эфире, анонсировать пробки или мероприятия в городе, и откликаться на какое конкретное направление.

Шаг 2 - Составить правильно резюме!

Да, многие до сих пор не умеют этого делать и среди медийных работников - тоже.

Шаг 3 - Познакомься с форматом радиостанции, куда хочешь попасть

Послушай радиоэфир той радиостанции, куда ты хочешь попасть. Сделай анализ работы радиоведущих именно на этой конкретной радиостанции, постарайся уловить особенности того, как там работают ведущие.

Шаг 4 - Запись демо

И только после полного осознания и осмысления формата выбранной радиостанции займись подготовкой демозапись. Чтобы программный директор после прослушивания демо мог точно сказать: «Ага, вот выход Шуфутинского на моем радио будет звучать именно так, пробки - вот так.» Кастомизация всем важна, что тут скажешь.

Вот полный эфир с Дмитрием Черниговым, программным директором радио Форекс: как подобрать радиостанцию, на которой он хочет работать, как строится выступление радиоведущего. А здесь можно посмотреть все имеющиеся в наличии радиостанции.

1.1.Настоящая должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности программного директора радиостанции _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения

1.2.На должность программного директора радиостанции принимается лицо с высшим образованием и стажем работы ____________________.

1.3.Программный директор радиостанции принимается на должность освобождается от нее по приказу ________________________________________________________________________.

(должность руководителя радиостанции)

1.4.Программный директор радиостанции должен знать:

-основы экономики, организации труда и управления;

-методические материалы, касающиеся его деятельности;

-основы маркетинга и современные маркетинговые концепции;

-законодательные и нормативные акты, применимые к информации, рекламе, конкурсам;

-законодательные и нормативные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность;

-организационно-распорядительные документы и нормативные материалы, касающиеся деятельности радиостанции;

-отечественный и зарубежный опыт организации радиовещания;

-методы организации и проведения исследований, расшифровки результатов и способы их использования;

-современные программные пакеты для работы со звуком;

-программное обеспечение для радиовещания;

-современную электронную музыку;

-основы речи, технику речи, основы актерского мастерства, нормы современного литературного произношения;

-этику делового общения;

-правила, нормы охраны труда и техники безопасности.

1.5.Профессионально важные качества ____________________________.

2. Должностные обязанности

Программный директор радиостанции обязан:

2.1.Разрабатывать программную политику радиостанции.

2.2.Формировать и контролировать радиоэфир.

2.4.Руководить творческим коллективом радиостанции.

2.5.Выполнять основные административные задачи.

2.6.Определять графики работ для сотрудников радиостанции с учетом характера материала, времени выхода в эфир.

2.7.Участвовать в разработке различных стратегических планов, внедрять новые эфирные проекты.

2.8.Составлять эфирную сетку в период ________________________________.

2.9.Обеспечивать обмен программами с сетевыми партнерами и другими радиостанциями.

2.11.Контролировать все аспекты качества звучания.

2.12.Контролировать отбор нового музыкального материала.

2.13.Осуществлять кадровый менеджмент в программном отделе.

2.14.Создавать профессиональную команду.

2.15.Отслеживать тенденции современной культуры.

2.16.Осуществлять поиск инноваций.

2.17.Проводить работы по внедрению отечественного и зарубежного опыта создания радиопрограмм, по совершенствованию радиовещания.

2.18.Принимать решения о запуске или приостановке радиопередач.

2.19.Принимать готовые программы, контролировать их качество, утверждать материалы программы новостей.

2.20.При необходимости редактировать тексты, программы, объявления.

2.21.Осуществлять мониторинг конкурентной среды и места станции на радиорынке.

2.22.Владеть ситуацией на радиорынке.

-выполнение поставленных задач;

-качественный и количественный состав эфирной команды;

-строгое соблюдение избранного формата радиовещания;

-гармоничное сочетание всех элементов эфира: музыки, рубрик, конкурсов, новостей, специальных программ, рекламы и т.д.;

-учет передач, прошедших в эфире;

-соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

2.26.Вести передачи в эфире.

3. Права

Программный директор радиостанции имеет право:

3.1.Вносить предложения по совершенствованию работы касательно его должностных обязанностей вышестоящему руководству.

3.2.Представлять интересы организации во внешних взаимоотношениях (с органами государственной власти, продюсерскими центрами, исполнителями).

3.3.Отдавать распоряжения, поручения в рамках своей компетенции, а также задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.4.Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам деятельности программного директора, его подчиненным.

3.5.Требовать от руководства радиостанции помощи в выполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6.На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.7.Прочие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Программный директор радиостанции несет ответственность:

4.1.Невыполнение или недолжное выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией в определенных действующим трудовым законодательством РФ рамках.

4.2.Причинение материального ущерба работодателю в определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.

4.3.Правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ рамках.

4.4.Необеспечение соблюдения подчиненными сотрудниками трудовой дисциплины.

4.5.Результаты деятельности отдела.

4.6.Несвоевременное или недостоверное предоставление информации о выполнении планов работ.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

Event LIVE начинает публикацию серии статей «Информационный фуршет, или Как сделать конференцию вкусным инфоповодом?». Как не испортить отношения с журналистами? Как сделать свою конференцию вкусным информационным поводом? Как выстроить отношения специалисту по коммуникациям не только с журналистом, но и со всей командой так, чтобы все сотрудники – от отдела продаж до руководителя проекта – понимали, насколько важно снабжать пиарщика всей информацией и даже той, которая не кажется им интересной?

Своими идеями о потенциале конференционного pr делится с организаторами деловых мероприятий Анастасия Полонская, PR-консультант event-агентства «Режиссерская версия», бизнес-тренер, CEO&Founder тренинговой студии «Brave Mind Education» (BME), преподаватель Московского Государственного Университета Путей Сообщения (МИИТ), спикер учебных площадок Москвы (ИГУМО, ИКРа и другие). Анастасия работала с такими клиентами как ОАО «РЖД», Министерство транспорта РФ, Министерство экономического развития РФ, ОАО «Газпром» и другие. На ее счету более 100 проведенных деловых мероприятий.

Информационное партнерство, медиа-сотрудничество, бартер – слова, которые наводят ужас и на PR-специалиста, и на журналиста. Первые понимают, что их ждут долгие уговоры, изобретение «плюшек» и бесконечных медиа-китов, а вторые знают, что теперь их будут мучить глупыми вопросами из серии: «Ну что, вы напишете про нас?», «А вы точно придёте? У нас же фуршет, и обед, и пакет с материалами для вас». В общем, обе стороны знают, что будет весело, суетно и, скорее всего, очень не просто. Так думают и 80% pr-менеджеров и журналистов, которым приходится работать в сложном, но крайне интересном поле конференционного пиара.

Из чего состоит любая отраслевая конференция и что в ней может быть вкусного для media и коммуникатора?

Именно в рабочем цехе нужно искать всё то, что позволяет успешно и плодотворно взаимодействовать с журналистами на мероприятии, получать хорошие результаты мониторинга и увидеть название своей конференции в публикациях и на экране телевизора.

Итак, сегодня знакомимся с первым участником внутренней кухни конференции:

Программная дирекция/программный директор


Что интересует СМИ в спикере конференции?

  • Финансовые показатели компании
  • Любые перемены в руководящем составе
  • Производственные показатели в процентном соотношении по сравнению с предыдущими отчетными периодами
  • Планы на будущее
  • Любые “конфликтные”/кризисные ситуации, которые компания преодолевала/преодолевает в данный период

Заметьте, в вышеперечисленных пунктах не упомянуты вопросы о теме выступления на данной конференции или причинах участия компании в данном мероприятии, а именно этого обычно ждут от пиарщика руководитель проекта Конференции и генеральный директор event-агентства.

Что надо делать?

Важные моменты, которые упускают все пиарщики при работе со спикерами конференции:

Познакомиться с каждым спикером конференции или его пресс-секретарем

Как только подтвердился тот или иной выступающий в рамках программы конференции, нужно бежать со всех ног к программному директору и умолять его дать контактный номер телефона либо самого докладчика, либо его пресс-секретаря!

Кто, как не пресс-секретарь поймет ваши цели и задачи? Именно с пресс-секретарём вы сможете наметить “правильный” Q&A, который будет выгоден и вам, и представителю компании. Сотрудничая с пресс-секретарями или менеджерами по связям с общественностью, вы сможете «вставить» в выступление спикера название конференции, причины, по которым компании интересно и важно находиться на данной отраслевой площадке, тем самым повысив возможность попадания информации о конференции в последующие публикации.


А если вы хотите послушать нашего автора вживую, познакомиться лично, то приходите на выступление на Форуме Event LIVE Москва 14-15 сентября 2017 в КВЦ «Сокольники», пав. 4.1.


Получить медиа-кит компании спикера

Попросить у представителя компании, от которой выступает спикер, медиа-кит и получить разрешение использовать его на сайте конференции. Что это вам даст?

Во-первых, журналисты смогут заранее ознакомиться с общей информацией и прислать вам вопросы, которые они хотели бы задать спикеру на конференции, что позволит вам подготовиться самим и подготовить спикера. Важно понимать, что за репутацию спикера на вашем мероприятии отвечает не только его менеджер по связям с общественностью, но и вы.

Во-вторых, на основе медиа-кита компании вы можете подготовить пресс-релиз «до» мероприятия и выпустить его в новостной ленте на сайте конференции, разослать по отраслевой базе СМИ. Главное, не забудьте согласовать материал, так как профессиональное уважение к работе друг друга еще никто не отменял.

Отработать новостные поводы самой компании спикера

Это еще один скрытый информационный повод, который обычно никто не видит. . Что имеется в виду? Поинтересуйтесь у менеджера по коммуникациям, не планирует ли компания в ближайшее время заключение крупных контрактов с другими игроками отраслевого рынка или, скажем, вывод на рынок нового продукта или услуги?

Почему бы не объединить усилия и, например, не подписать соглашение в рамках конференции или не провести пресс-подход по любому из будущих информационных поводов?

Грамотный и опытный коммуникатор всегда увидит в этом не только отличный повод для сотрудничества, но и возможность “засветить” свой пресс-вол в кадре телевизионных СМИ, а это еще один способ получить упоминание о мероприятии в прессе.

Главный вывод в работе с программной дирекцией – это не бояться просить контакты и помощи в налаживании мостов с менеджером компании, от которой выступает спикер.

Как правило, вы всегда сможете найти общие точки соприкосновения и получить максимум информационного выхлопа, работая в команде, а не сочиняя сухие и неинтересные пресс-релизы на тему “У нас подтвердился спикер, который расскажет о…”.

Анастасия Полонская, PR-консультант event-агентства «Режиссерская версия»

Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При цитировании или перепечатке активная ссылка на страницу с публикацией обязательна.

Некоторое время назад говорили мы с MediaJobs.ru о том,
что и как делает Программный директор на радио.
(Позже оно вышло на любезном моему сердцу ОнЭйре)
Меня спросили, я ответил. :-) Получилось как-то так:

MediaJobs.ru: Опишите профессию программного директора на радио. В чем именно состоит его ежедневная работа?

Программному директору на радио подчиняются все «творцы». (В отличие от генерального продюсера, скорее, всё же, на уровне технологии, а не идеологии). Ведущие, как линейные (ди-джеи), так и спецпрограмм; новостисты в части подачи, «как звучат». (Что новостисты выдают в эфир, определяет Руководитель службы информации, у которого с ПД нет прямых отношений подчинённости ни вверх, ни вниз). Звукорежиссёры. Креативщики, создатели рекламы. Инженеры в части их деятельности, относящейся к тому, КАК звучит радио. При отсутствии формальных отношений подчинённости, ПД участвует в деятельности рекламного отдела, определяя и согласуя максимально эффективные формы взаимодействия радиостанции с рекламодателями. Маркетологи и пиарщики находятся в постоянном и активном взаимодействии с программным директором. В большинстве случаев (хотя и не всегда) правой рукой ПД является музыкальный редактор. Продюсеры и руководители творческих спецпроектов, шоу, игр, внеэфирных мероприятий так же работают в постоянном контакте с ПД.

Что сложнее всего? Сложностей всегда хватает. Но это — хорошие сложности. Из них профессия и состоит. Сложно бодаться с разными творческими подразделениями, которые уверены (и это правильно), что именно их работа — самая главная на радио. Сложно порой убедить Главное начальство, что вот надо делать именно так и никак не иначе. Особенно если начальство с (редкой) периодичностью вдруг решает «порулить самостоятельно». Очень часто бывает, что программный директор кропотливо выстраивает работу станции, видит её вчера, сегодня, завтра, в развитии, а приезжает Главный Шеф, не очень представляя текущую ситуацию в деталях, начинает эти самые детали «корректировать».

Без прямых отношений подчинённости, но постоянно и кропотливо программный отдел, ПД персонально, взаимодействует со Службой информации, рекламным отделом, отделом маркетинга, PR-отделом, «внешними» партнёрами (прессой, телевидением, концертными агентствами, издателями аудио- и видеопродукции, артистами и их представителями, лейблами). Обычное дело — прямой контакт с активными слушателями.

MJ: Есть ли типичный путь прихода в эту профессию?

НВ: Чаще в программные директора попадают либо музыкальные редакторы, либо перерастающие «линейку» ди-джеи. Понятно, не рассматриваю (не менее частую, к сожалению) ситуацию, когда программного директора назначают по «не совсем профессиональным» критериям. Личное знакомство, совместная работа на предыдущих проектах, «особая лояльность» к назначающему в наше время довольно часто является более веским основанием для приёма на работу ПД, нежели его деловые и человеческие качества.. Вообще очень важно, чтобы руководитель, особенно руководитель творческого коллектива, хорошо представлял особенности работы каждого своего подчинённого. Нет необходимости программному директору уметь выполнять все без исключения задачи лучше своих подчинённых (для того они и наняты, чтобы делать своё дело самостоятельно). Но не побояться и смочь сесть по необходимости за пульт, встать к микрофону, написать пресс-релиз, статью, ответить «сложному слушателю» — очень бы полезно.

MJ: Как Вы пришли в эту профессию?

НВ: Именно в программные директора я пришёл двумя параллельными путями. Будучи уже руководителем службы информации на Престиж-радио, де-факто выполнял подавляющее большинство задач, которые находились в компетенции программного директора. Ну и стало так — закрепили административно то, что и так делал. Параллельно работал на радио Классика ди-джеем. По уходу с этого поста предыдущего программного директора Классики (Василия Стрельникова), им же и был рекомендован руководству на эту должность. Когда радио Классика перестала являться таковой, а Престиж-радио вовсе стало другой станцией, уже именно в качестве программного директора был приглашён на Радио Шансон. Там всё делал «с нуля»: команду набирал, формат, фонотеку (здесь помощь музреда была неоценима), программный продукт, службу информации — всё. Как «дополнительное послушание» оставил за собой ди-джейство и ведение авторского проекта.

MJ: В интервью о профессии программного директора радиостанции трудно обойти тему «формат – неформат», вопрос критериев отбора исполнителей на радиостанции, а также тему проплаченных эфиров.

НВ: Строго говоря, «Формат на радио — это совокупность правил и законов построения эфира». Ни больше, ни меньше. Поэтому, если мы встречаемся с определением «формат-неформат» по отношению к материалу, который оцениваем на предмет «ставить или не ставить в эфир», такой подход, по моему мнению, есть демонстрация непрофессионализма оперирующего этим термином.

Вот если, например, мы делаем радио, стилеобразующей на котором является старая и очень старая эстрадная ретро-музыка, если определяем, что на таком радио ставим только то, что попало в Billboard Hot 100, причём не позднее, чем 10 лет назад, то хит Стинга или Аквариума, вышедший этой весной для такой станции — неформат. Не подходит потому что под наше определение того, что мы заявили как «формат».

Несколько лет назад в Москве существовало такое «До-радио». Элементом формата на нём было наличие в эфире только инструментальных произведений. Элементом формата на нём было отсутствие произведений вокальных, песен. Вот для такой станции любая песня — неформат. А любой инструментал — в формате. Ограничения такого рода бывают на радио сильно редко. Чем более нишевая, некаквсешная станция, тем больше используется форматозадающих признаков при формировании эфира и тем легче указанным понятием оперировать.

То, что мы (точнее, артисты и их представители) слышим от программных директоров на радио и/или музыкальных редакторов на эту тему, это не характеристика форматности предлагаемого произведения, а демонстрация страха, лени, жадности или непрофессионализма того, кто такие вещи заявляет.

Критерии отбора. Поэтому программных директоров так мало, а хороших и эффективных программных директоров — ещё меньше.

Проплаченные эфиры. Естественно, встречаюсь с этой частью шоу-бизнеса и нередко. Лично мне, Вадиму Наливайко, не близка форма продвижения творческого продукта за деньги, услуги, конфеты и борзых щенков. Тем не менее, все мы понимаем, в каких условиях живём. Я активно против, когда слушателя обманывают. Когда музыкальное произведение объявляется хитом и, в зависимости от проплаченной суммы, объявляется конкретное количество раз. Когда мне пытаются дать какую-то денежку, чтобы «хоть пару раз, хоть ночью».

Если я, как программный директор, начинаю играть в эти игры, возникают немножко другие отношения. В этом случае станция оказывает клиенту (артисту, продюсеру) услугу. Услугу по донесению информации о новом материале до слушателя. И уж тогда моя задача — отработать эту услугу максимально эффективно. Я умею это делать, хоть и не люблю. Материал такой будет мной донесён качественно и профессионально, но слушатель должен знать и будет знать, что «вот это вот — за дополнительные обязательства». Хоть «на правах рекламы», хоть как-нибудь поинтереснее.

Замечу здесь, что «проплаченность эфира» аукается исполнителю в 100% случаев. Не в плюс, понятно. Коллеги по сцене, по цеху очень хорошо знают, видят, кто пришёл и стал звездой, потому что молодец, а кому помог цементный заводик, биржа или скважинка какая-нибудь.

MJ: Вы много пишете о радио, в том числе о такой проблеме, как непрофессионализм тех, кто приходит туда работать, их нежелание учиться. Вы относите это к какому-то определенному поколению?

НВ: Ну. «Поколенческая» составляющая в этом наблюдении есть, но она сейчас нивелируется, отходит. Понятно, что те, кто начинал делать радио в России, в Москве в начале 90-х годов прошлого века, уже выросли, пошли дальше. Кто-то по разным причинам «сошёл с дистанции», ушёл в другие бизнесы, кто-то расцвёл. Ровно второе поколение пришедших на смену «первым», частенько копировало успешные находки и модели, вместо того, чтобы расти самостоятельно, придумывать и воплощать своё. Особенно эта тенденция сильна в ближних и дальних регионах.

У меня масса знакомых в радиомире; нередко я вижу, что ди-джеем, ведущим человек был изумительным, а как программный директор — слабенький. Очень. Бывает наоборот. Не очень сильный эфирный персонаж находит себя в программировании станции и — молодец. Ещё раз: найти, воспитать, назначить действительно сильного и эффективного программного директора — задача сложная, нетривиальная. Ещё одна очень большая опасность: прекрасно показавший себя на старт-апе менеджер через год-два-три собственного руководства «жиреет, зарастает мхом и салом», теряет эффективность. Тоже беда большая. Учиться — необходимо. Держать руку на пульсе — непременно.

Блюсти определённую дистанцию с подчинёнными надо обязательно. Делать это можно одним из двух способов. 1. Расти самому, подтягивая команду за собой. 2. Не умея или не желая расти самому, не давать расти и тем, кто с тобой. Грустно, но гораздо чаще мы встречаемся со второй ситуацией.

MJ: Как работать над собой тем, кто мечтает о карьере программного директора на радио? Есть ли у Вас любимые книги и кинофильмы, которые Вы советовали бы читать и смотреть «для саморазвития» вообще и программных людей на радио в частности?

Как работать над собой? Не лениться. Не почивать на лаврах. В общем, попытаться сформулировать себе ответ на вопрос «а надо мне в программные директора?» На западе вон, на станциях с многолетней историей, ди-джеи и новостисты сидят у микрофона до пенсии, дают детям своим образование, покупают дома и самовыражаются именно в этих своих ипостасях. Нашим, даже самым первым FM-радийщикам, до пенсии, слава богу, пока далеко.

Так вот, если ответ у человека «Да. Я очень хочу быть программным директором», надо не робеть это показывать. Делом. Придумывать, генерить идеи, воплощать их. Это сложно. Как при живом программном директоре на твоей станции, который твой непосредственный начальник, показать ему и миру, что ты тоже таким хочешь быть? Место-то одно и оно уж занято. Инициативу проявлять необходимо всё равно. В наше время у обычного прогдира столько забот, задач, что помощник ему лишним никогда не будет. Не пользоваться такой помощью, не давать подчинённому принести родной станции больше пользы — недальновидно, вредно.

MJ: Какое образование способствует успешной карьере в Вашей профессии?

НВ: Думаю, что принципиальной роли отрасль базового образования не играет. Само по себе образование, очевидно, необходимо. Умение работать с информацией, анализировать, на основании существующих данных создавать то, что ещё никем создано не было, психологическая устойчивость, трудоспособность сами по себе из ниоткуда не родятся. Прививка студенчества, курсов, иногда и армейская закалка всегда лучше, чем их отсутствие. По ряду причин для меня лично при отборе микрофонных сотрудников «отягчающим обстоятельством» было наличие актёрского и театрального прошлого. Хотя, конечно, это не означало профнепригодность для радио таких ребят. Просто с ними было сложнее. А вот с технарями, учителями и особенно медиками было всегда очень легко и комфортно.

В общем же случае базовое образование принципиального значения в становлении программного директора, на мой взгляд, не имеет.

MJ: Как Вы отбираете сотрудников в свою команду? За какие качества Вы цените своих подчиненных? Чего не прощаете?

НВ: Как отбираю? В последние годы этот механизм довольно хорошо мной отлажен. Сначала размещаю в собственном эфире или в открытых источниках, интернете, на профильных ресурсах информацию о том, что вот на станцию нужен такой-то носитель знаний, умений и навыков. Даю адрес почты для резюме. Уже на этом этапе слежу, как у соискателя с языком, чувством юмора, волей к победе, аккуратностью. Народ, как правило, активен. Из приходящих десятков и сотен резюме какое-то количество отсеивается. Второй этап — зову соискателей пообщаться лично. Чтобы понять, что вот с этим человеком я работать точно не смогу и не буду, как правило, хватает 3—5 минут. Ещё минут 10—15 беседы с таким человеком — принятая уже вежливость. Если чувствую, что перспективы сотрудничеству есть, общаемся минут 30—50. Часто оказывается, что ровно на одну вакансию претендует несколько действительно очень перспективных ребят. Тогда… Чутьё, наверное. Приглашаю одного постажироваться, выполнить какие-то мои творческие задания. Подчёркиваю, что на это же мес
то претендует ещё несколько человек, о том же говорю и оставшимся. Оставшихся прошу звонить с условленным шагом, например, раз в неделю или две. Это не отмазка, они действительно звонят. Минимум четверо моих ребят на протяжении последних лет двух именно так, позванивая, и стали работать в команде. Более технологизированно, пожалуй, объяснить, как подбираю сотрудников, сложно.

Очень ценю волю к победе. Стремление расти. Как вариант, стремление перерасти меня. (смайл). «Недеструктивную безбашенность»: «а давайте попробуем вот так?!» — «А давай!». Очень нравится, когда на работу народ идти — хочет. Когда с шуточками да прибауточками решаются сложные задачи. Хорошо, когда сотрудник загружен процентов на 65—75 своих способностей и возможностей. То есть, не прохлаждается, но и не умирает ежедневно. И когда мы оба знаем, что и он и я, если надо, можем работать на свои 101%.

Не прощаю? Да всё я, наверное, могу простить. Очень не люблю лень. Когда откладывают на завтра то, что вполне можно, а иногда совершенно необходимо сделать сегодня. Не нравится, когда врут. Когда «стучат». Когда за спиной, моей ли, коллеги ли, придумывают то, что не соответствует действительности, то, что боятся сказать в глаза.

MJ: Есть ли у Вас авторитеты в профессии? Кого Вы считаете лучшими программными директорами на нашем радио и почему?

И всегда считал и сейчас считаю лучшими программными директорами (вне зависимости от того, как они назывались тогда и чем занимаются сейчас) Василия Стрельникова, Сергея Архипова, Игоря Яркова и СанСаныча Варина.

MJ: Если бы Вы не были сегодня тем, кем стали, какую другую карьеру Вы хотели бы сделать?

НВ: Ой. Из моих примерно 40 лет примерно 20 занимаюсь радио. Минус младенчество, детский садик, школа да институты. Куда уж.

Вообще мне очень интересно сейчас, как интернет, высокие технологии меняют жизнь «обычного», среднего жителя Земли. Думаю, что в высокотехнологичных отраслях я бы сделал неплохую карьеру. Ещё нравится учиться самому и передавать то, что знаю и умею тем, кому это может быть нужно.

MJ: Все, о чем мы не спросили, а Вы хотите сказать о Вашей профессии, секретах карьеры и о себе лично.

НВ: Берегите друг друга.
Не обижайте друг друга.
Ваш ВН.

Программный директор Михаил Симаков (в прошлом — солист рок-группы «Апрельский марш») отвечает за все, что выходит в эфир трех радиостанций в медиахолдинге Николая Грахова. В Екатеринбурге это «Пилот FM» и Rock Arsenal, в Красноярске — «Красноярск FM». Чтобы делать продукт, который приносит станции прибыль, программный директор должен быть музыкальным эрудитом и представлять, как крутятся шестеренки медиа-бизнеса. По этой части у г-на Симакова большой опыт — за 25 лет радиокарьеры он был ведущим эфира, музыкальным редактором, продюсером рекламы, записал 15 часов рекламных роликов и продолжает заниматься этим сейчас, но уже время от времени.

Михаил Симаков, Пилот FM: «Программным директорам тоже приходится считать деньги» - OnAir.ru

Тяжелый рок по ночам

В начале карьеры на радио Михаил Симаков выходил в эфир под псевдонимом Вадик Стамбульчик. Позже появилась группа «Братья Стамбульчики» (и одноимённая продакшн-студия) и, наконец, квартет Stambulchik brothers, где Симаков и администратор, и вокалист и музыкант, играющий на укулеле. Репетируют раз в неделю по вечерам. В остальное время ничто не отвлекает г-на Симакова от забот программного директора.

Как программный директор, вы отвечаете только за творческую часть или за экономику тоже?

— Программным директорам приходится считать деньги — это во всем мире так. Когда хозяева недовольны финансовыми результатами, они призывают к ответу коммерческий отдел, а тот кивает на программный. В каком-то смысле это логично. Если утреннее шоу — моя обязанность, я должен сам все контролировать. Когда фирма покупает спонсорство рубрики, это не значит, что все отпущенное время она будет рассказывать о своих тарифах, скидках и акциях. Аудитория этого не вынесет — она готова терпеть 15 секунд, максимум 30. Не больше. Моя задача — сделать так, чтобы спонсор получил выгоду, а слушатели не нажали кнопку skip. Иначе шоу накроется медным тазом.

Какие радиоформаты оказались более уязвимыми в кризис?

«Пилот» и Rock Arsenal сумели адаптироваться к новой экономике?

— На «Пилоте» я пережил уже три кризиса. Первый застал нас врасплох — станция начала вещать в 1997 г., мы еще не успели раскрутиться, а тут и кризис подоспел. Но выручка не упала, потому что и продаж особых не было. Мы проскочили. Второй кризис был страшнее, но мы и с ним справились. В третий раз «Пилот» сократил двух сотрудников — ночного оператора и журналиста. Холдинг перешел на единую службу новостей. А теперь мы привыкли, что кризис — норма жизни. Как жили, так и живем. Станет меньше денег, тогда станция не сможет позволить себе лишнего. Станции Rock Arsenal в этом смысле проще — штат здесь минимальный.

Rock Arsenal как бизнес-проект оправдывает ваши ожидания?

— Выяснилось, что у нас действительно два ядра аудитории — мужчины 40+ и их дети. Это их дети! Причем жён в этом списке нет — их не удалось приучить к рок-музыке. Среди женщин 40+ вы вряд ли сыщете много поклонниц Rock Arsenal. Хотя есть исключения. За три последних года я несколько раз был в офисе «Аэрофлота» — там работает четыре женщины примерно 27-37 лет. Они всегда слушают Rock Arsenal. Однажды я не выдержал и спросил сотрудницу, оформлявшую билеты: «Как получилось, что в женском коллективе звучит рок?» Она выпрямилась и сказала с некоторым даже вызовом: «Потому что многим такая музыка нравится. Например, мне». Кстати, сейчас, с уходом «Максимума», мы добавили современного рока в эфире.

Это что-то изменило в ваших настройках на аудиторию?

— Когда мы убедились, что Rock Arsenal слушают и в офисах, дневной репертуар решили облегчить. Когда музыка идет фоном, можно встроить и медленную песню Red Hot Chili Peppers, и Beatles,и Led Zeppelin. Но жесткая композиция Metallica, наверное, будет мешать работе. А ночью делаем репертуар потяжелее.

По рецепту Гаррисона Кейлора

С тезисом «интернет убьет радио» г-н Симаков не согласен. По его словам, изменится лишь способ передачи сигнала, а сами FM-станции проживут долго, ибо программный продукт — совокупность музыки, разговоров и шоу — востребован, невзирая на экспансию интернет-радио. В доказательство он ссылается на растущий интерес аудитории к виниловым пластинкам и выездным эфирам станции Rock Arsenal.

Появились ли у радиостанций какие-то источники дохода, помимо рекламы?

— Реклама — это основное. Раньше была вторая составляющая — производство роликов, но сейчас этим занимаются в основном продакшн-студии. Еще можно зарабатывать на ивентах. У Rock Arsenal есть несколько выездных мероприятий — «Час винила» и «Рок-завтрак», например. Все они коммерческие, но приносят лишь небольшую часть денег. О станциях, живущих за счет дотаций, ничего не могу сказать.

В эфире все-таки больше федеральных радиопродуктов. Как вы делите с слушателей с российскими медиахолдингами?

– В Екатеринбурге ситуация, если хотите, аномальная — у нас рекордное количество станций с местным программированием — 11 из 37. Ни в одном городе России больше такого нет. Причем, две из них — «Радио Си» и «Пилот FM» — в тройке лидеров, а «Джем FM» вошла в десятку и продолжает показывать динамичный рост. Еще две локальные станции холдинга сегодня находятся во второй десятке — это отличная возможность применить наши знания о локальном радио к другим форматам. При этом мы никогда не сможем конкурировать с бюджетами федеральных станций, с количеством их сотрудников и призами, которые разыгрываем в шоу. Преимущество региональных станций — в том, что они рядом со слушателями. Если мы работаем здесь долго и хорошо, накапливается та самая аудитория, с которой можно завязать отношения не просто дружеские, а почти семейные. Утреннее шоу становится для аудитории частью жизни. По дороге на работу человек включает радио — ведущие уже в студии, автомобильные пробки — там же, где и обычно. Все стабильно, все предсказуемо — это успокаивает.

И чтобы совсем сократить дистанцию, вы запустили выездные эфиры?

— Сделать выездное шоу на Rock Arsenal я решил после фильма Роберта Олтмена «Компаньоны» (A Prairie Home Companion), который увидел в 2010 году. Это потрясающее кино! Долгое время я полагал, что сюжет выдуман, хотя сам бывал в городе Сент-Пол (Миннесота), где все происходит. И только месяц назад увидел на ВВС интервью ведущего Гаррисона Кейлора. Его радиошоу действительно больше 40 лет выходило в эфир со сцены Фитцжеральд-театра. В фильме речь идет о последнем представлении, потому что театр сносят — на его месте хотят сделать парковку. Причем в самом шоу нет ни одного записанного звука. Все рекламные песни участники поют сами. Если речь идет о магазине скобяных товаров, то отдельный человек стучит молотком. Полное торжество аналога.

А тем, что получилось в Екатеринбурге, вы довольны?

— Я был уверен, что история будет короткой: мы сделаем три-четыре выездных эфира, слушатели, которым не терпится посмотреть на ведущих, удовлетворят любопытство, и все закончится. Но прошло три года, и возникла некая общность людей, для которых это стало традицией. Они привыкли, что в пятницу встают не в 8-9 утра, а в шесть! К семи подтягиваются в кафе или ресторан. Поначалу рестораторы не верили, что к 7.00 сразу придет 30-40 человек, все захотят есть, поэтому понадобятся минимум три официанта.

Выездные эфиры стоят потраченных на них усилий? Это добавляет станции популярности?

— Это выгодно всем. Кафе и рестораны зарабатывают на утренних посетителях. Спонсоры довольны, потому что событию предшествует недельная рекламная кампания, которую аудитория хорошо воспринимает. Музыканты тоже не в накладе. Казалось бы, для них это испытание — работать с 7.30 утра. Однако никто не отказывается. По сути, они приходят в кафе или клуб, где когда-то уже выступали. Но вечерние посетители ведут себя иначе. Они собираются посидеть-выпить, а тут группа с кавер-версиями («Парни, громко не играйте!»). Другое дело — рок-завтраки: здесь музыку слушают. Кому не нравится, может встать и выйти, но обычно такого не происходит. И музыканты получают то, чего им не хватает вечером – внимание аудитории. Не говоря о том, что для многих местных рок-групп это единственный способ попасть на радио.

Голос, успокаивающий женщин

Каждый программный директор хочет создать собственный формат вещания. Больше других, считает Михаил Симаков, в этом преуспели американцы — они умеют находить и даже создавать аудиторию для новых проектов, будь то разговорные станции для испаноязычных жителей южных штатов или формат, объединяющих любителей свинга. Когда «Пилот FM» на несколько месяцев запустил канал Lounge, на станцию потянулись рекламодатели, которым новый формат показался удачным. Это значит, полагает г-н Симаков, что поиски нового могут принести выгоду, не всегда очевидную на первый взгляд.

Вам известны примеры новых форматов, которые оказались удачными?

— Радиобизнес сейчас на таком этапе, что большинство коммерчески успешных форматов уже освоено, причем не в одном экземпляре, а в трех-четырех. Подходы у станций примерно одинаковые, поэтому на первый план выходит личность ведущего — слушателей привлекают харизматичные эфирные персонажи с уникальными голосами. Особенно, я заметил, голоса действуют на противоположный пол. Бархатный мужской голос завораживает женщин, хотя они редко называют его сексуальным. Обычно говорят: «Такой голос меня успокаивает. Неважно, о чем идет речь — пусть продолжает». Вот мужчины не считают женские голоса успокоительным средством.

Наверное, люди с уникальными голосами всегда в цене?

— Я много лет наблюдаю такую картину: ведущие с хорошими голосами уходят с радио, чтобы заниматься рекламой и дублировать иностранные фильмы. Один из показательных случаев — это Роман Покрышкин, который работал в Екатеринбурге на радио и на телевидении, а потом уехал в Таиланд. Сейчас живет там – озвучивает кино и рекламу, которую можно услышать во всех крупных городах. И работает соведущим вечернего шоу «Навигатор» на «Пилоте». Почему он это делает? Наверное, ему стало скучно. Радио — такая зараза, которая прилипает надолго. Никакой мистики и обмана нет здесь. Ведущий шоу «Катапульта» Александр Морозов за утро выпускает свою авторскую рубрику «Встречка» в трех городах — Екатеринбурге, Волгограде и Красноярске. Разговаривает со слушателями в прямом эфире, хотя люди этому не верят. Говорят — фуфло, запись и подстава. Им объясняешь: все просто — разница во времени плюс скайп. Почему-то никто не думает, что с помощью скайпа можно зарабатывать.

В России с радиоформатами экспериментируют?

Какие станции вы бы открыли, если бы у вас были деньги и люди?

— Есть две радиостанции моей мечты. Первая — разговорное радио для женщин. Как это делать, и о чем они будут говорить, надо сесть и подумать. Но я очень живо себе это представляю. Наверное, потому, что у меня в семье четыре поколения женщин — от четырех лет до 75-ти, и я наблюдаю, как с возрастом они меняются.

Второй вариант — совсем уже мечта-мечта. Станция, где будет работать четыре-пять человек с опытом в радиобизнесе, которые могут все — и припаять провод, и убедить рекламодателя, и сделать шоу в прямом эфире. В Екатеринбурге я двоих таких знаю — осталось найти еще парочку. Не знаю, получится ли. Настоящая мечта должна быть несбыточной, иначе это не мечта, а цель. А вот предыдущая — вполне себе цель. Женское радио я бы очень хотел сделать. Главное, все получилось бы — и с точки зрения интереса, и коммерции.

Но для этого нужны серьезные деньги.

Михаил Симаков. Родился в Свердловске 29 июня 1966 года

1983-1988 гг. — УПИ им. Кирова, металлургический факультет, специальность — инженер-технолог сварочного производства

1988-1991 гг. — музыкант группы «Апрельский Марш»

1991-1995 гг. — радиостанции «Радиотрек»и «Стиль ФМ», ведущий эфира, муз. редактор, продюсер рекламы, программный директор

1996 г. — продакш-студия «Братья Стамбульчик», продюсер рекламы

Читайте также: