Кто такой работодатель обществознание 7 класс

Опубликовано: 17.09.2024

Адвокат — юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь (консультации, защита в суде и др.).

Акционерное общество — форма организации предприятий, возникших в результате соединения капиталов (денежных средств) большого числа вкладчиков, получивших в подтверждение своего вклада соответствующее количество акций.

Акция — ценная бумага, свидетельствующая об участии её владельца (держателя акции) в капитале выпустившего её акционерного общества и дающая ему право на получение части прибыли этого общества.

Ассигнации — историческое название бумажных денег, выпускавшихся в России с 1769 по 1849 г., сохранилось в известной степени до настоящего времени как неофициальное обозначение бумажных денег.

Банк — финансовое учреждение, собирающее и накапливающее денежные средства, предоставляющее кредиты, осуществляющее денежные расчёты, операции с золотом, иностранной валютой.

Банкноты (буквально — банковские билеты или банковские записки) — бумажные денежные знаки, выпускаемые в обращение банком и гарантирующие его владельцу право получить в банке на определённую сумму отчеканенные государственные монеты или золото.

Бартер — обмен одного товара на другой без помощи денег.

Бизнес (предпринимательство) — деятельность, направленная на получение прибыли.

Биосфера (от слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар) — живая оболочка Земли, область распространения жизни; включает нижние слои атмосферы (воздушной оболочки Земли), гидросферу (водную оболочку Земли), почву и верхний слой литосферы (твёрдой оболочки Земли).

Браконьер — человек, который охотится, ловит рыбу, рубит лес, срывает цветы и травы там, где это делать запрещено.

Бюджет — план доходов и расходов на определённый период. Бюджет может быть у отдельной семьи, предприятия, государства или органа местного самоуправления.

Валюта — 1) денежная единица страны (рубль в России, доллар в США и т. д.); 2) денежные знаки зарубежных стран (банкноты, казначейские билеты, монеты); 3) международные расчётные единицы (ЕВРО); 4) кредитные и платежные документы (векселя, чеки и т. д.), используемые в международных расчётах.

Военкомат (военный комиссариат) — орган местного военного управления в России, в ведении которого учёт молодёжи, подлежащей призыву на военную службу.

Выручка — денежная сумма, которую производитель получает, продав свою продукцию.

Гарантия — ручательство; условие, обеспечивающее что-либо.

Грабёж — открытое хищение чужого имущества.

Дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их.

Декларация — официальное заявление.

Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Детектив — 1) сыщик, ведущий расследование уголовных дел; 2) литературное произведение, рассказывающее о раскрытии преступления.

Дисциплина — определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Дозволенное — разрешённое, незапрещённое.

Завещание — распоряжение гражданина относительно своего имущества на случай смерти, сделанное в установленной законом форме.

Закон — нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Заработная плата — денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за выполненный труд.

Капитал — имущество, способное приносить доход; богатство (ценные бумаги, денежные средства, имущество), используемое для его собственного увеличения.

Квалификация — 1) степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; 2) профессия, специальность.

Кодекс — собрание нескольких законов, объединённых в один закон.

Конвертируемость валют — возможность обмена валюты данной страны на иностранную.

Кража — тайное хищение чужого имущества.

Кредит — предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов и на условиях возвратности.

Лимитировать — ограничивать.

Лицензия — разрешение, выдаваемое на определённый срок государственными органами на право заниматься определённым видом деятельности.

Личное подсобное хозяйство — одна из форм ведения сельскохозяйственного производства гражданами, преимущественно сельскими жителями.

Материальные (экономические) блага — это продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности.

Монета — денежный знак из золота, серебра, меди и других металлов, сплавов, который служит узаконенным средством обращения.

Мораль (нравственность) — представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.

Налоги — обязательные платежи граждан и предприятий государству.

Наследники — лица, указанные в завещании или по закону рассматриваемые как правопреемники собственника имущества.

Номинал — нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах, монетах, бумажных денежных знаках (например, 10 рублей или 5 фунтов).

Нотариат — система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Нотариус — должностное лицо, в обязанности которого входит оформление разного рода юридических документов (договоров, завещаний, доверенностей и т. п.).

Обряд — совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленных обычаем или ритуалом.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения.

Оптимизация — 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных; 2) процесс приведения чего-либо в наилучшее (оптимальное) состояние.

Пакт — международный договор, соглашение.

Повестка — здесь: официальное приглашение, обязательный вызов. Подстрекательство — форма соучастия в совершении преступления. Подсудимый — обвиняемый, дело которого рассматривается судом.

Правопорядок — основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления законности упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правосудие — деятельность, осуществляемая специальными государственными органами — судами.

Презумпция невиновности — один из демократических принципов судопроизводства, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Прибыль — превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами на их производство и реализацию.

Привычка — сложившийся способ поведения в определённых ситуациях (стереотип).

Приговор — в уголовном процессе решение суда о виновности или невиновности подсудимого, о мере наказания виновному.

Принцип — 1) основное, исходное положение; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, норма, правило поведения.

Присяга (военная) — торжественное обещание (клятва) гражданина при вступлении в ряды Вооружённых сил.

Продукт — изделие, товар, услуга, удовлетворяющие ту или иную потребность человека.

Производительность труда — эффективность труда в процессе производства. Измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведённой в единицу времени.

Прокуратура — государственный орган, осуществляющий надзор за точным исполнением законов, наделённый в связи с этим правом возбуждать уголовные дела, поддерживать обвинение, представлять интересы государства в судебном процессе.

Прокурор — должностное лицо, работник органов прокуратуры, поддерживающий в суде обвинение от имени государства.

Противоправный — противоречащий нормам права.

Протокол — официальный документ, в котором в письменной форме фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (ход, результаты действия, заседания).

Процент по банковским вкладам — вознаграждение, которое банк выплачивает лицам, фирмам, временно предоставляющим в его распоряжение денежные суммы.

Разбой — преступление, заключающееся в хищении чужого имущества с применением насилия.

Рантье — лица, живущие на проценты с предоставленного кому-либо в долг или положенного на счёт в банк денежного капитала или ценных бумаг (акций и т. п.).

Рациональный выбор — продуманное, разумно обоснованное, целесообразное действие, принятое на основе сравнения вариантов и учёта различных факторов.

Ресурсы — запасы, источники чего-либо.

Рынок — 1) в широком смысле: совокупность экономических отношений между людьми, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг; 2) в узком смысле: место купли-продажи товаров и услуг.

Самоконтроль — оценка человеком своего поведения и осуществление контроля за собственными действиями.

Санкция — 1) мера воздействия, применяемая к нарушителям установленного порядка; 2) способ одобрения, поощрения, поддержки.

Свидетель — лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для данного уголовного или гражданского дела, вызванное в органы следствия или суда для дачи показаний.

Собственность — 1) материальные ценности, имущество, принадлежащие и находящиеся в полном распоряжении гражданина или юридического лица; 2) право гражданина или юридического лица на владение, использование и распоряжение каким-либо экономическим благом (собственность на дом, на землю, на изобретение, на открытие, на рукопись и т. д.).

Соучастие — умышленное участие двух и более лиц в совершении одного и того же преступления.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Стоимость — 1) денежное выражение ценности вещи или услуги, цена; 2) полезность вещи или услуги (потребительная стоимость); 3) количество труда, затраченного на производство товара или услуги и овеществлённого в этом товаре (услуге).

Судопроизводство — установленный законом порядок рассмотрения дел в суде.

Таможня — государственная служба, контролирующая ввоз в страну и вывоз товаров из страны и взимающая в пользу государства плату за разрешение перевезти товары через границу.

Технология — последовательность операций (действий), необходимых для изготовления какого-либо продукта. Способ преобразования сырья, материалов, энергии, информации в процессе изготовления продукции, оказания услуг.

Товар — продукт труда, произведённый для обмена (продажи).

Торговля — отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путём купли-продажи.

Труд — целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.

Трудовая династия — представители одной семьи, одного рода, передающие из поколения в поколение профессиональное мастерство, традиции.

Ущерб — 1) непредвиденные расходы, утрата имущества и денег, недополученная выгода; 2) вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям.

Финансы — денежные средства, рассматриваемые в процессе их создания и движения.

Функция — обязанность, назначение, круг деятельности, роль.

Цена — сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг.

Штраф — денежное взыскание, мера материального воздействия на виновных лиц.

Эквивалент — нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Экология — 1) наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде (экология растений, экология животных, экология человека); 2) состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и окружающей среде (экология леса, экология океана и т. д.); 3) социальная экология — взаимоотношения человека, общества и природы.

Экономика — 1) совокупность экономических отношений, соответствующих данной ступени развития общества (рыночная экономика, традиционная экономика); 2) организация и состояние хозяйственной жизни или какой-либо отрасли хозяйственной деятельности (мировая экономика, национальная экономика, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта и т. д.); 3) наука, изучающая производственную и хозяйственную деятельность человека.

Этикет — принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и т. д.).

Все государственные организации призваны заботиться о соблюдении законов, но есть такие органы, сотрудники которых по долгу службы охраняют людей, общество, государство.

К правоохранительным органам Российской Федерации относятся суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), таможня и др. Их назначение — борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. Органы прокуратуры возбуждают уголовные дела, поддерживают обвинения в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе.

К правоохранительным органам иногда относят адвокатуру, нотариат. Эти органы оказывают населению юридическую помощь.

Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова. Адвокаты не могут применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона. Перед ними стоит другая задача. Не случайно русское значение слова «адвокат» — защитник. Соответственно его обязанность в судебном разбирательстве — обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.

Нотариусы помогают составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Таким образом, они закрепляют определённые гражданские права конкретного человека и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.

Рассмотрим, например, такую ситуацию: пожилая женщина собирается оформить принадлежащую ей квартиру на имя своей племянницы. Без завещания квартира после смерти владельца по закону досталась бы её взрослому сыну, который давно не общается с матерью. Пожилая женщина идёт к нотариусу (или просит его приехать к себе домой) и пишет завещание, которое нотариус удостоверяет. С этого момента её наследницей становится племянница.

Закон предусматривает также частную детективную и охранную деятельность. Ею может заниматься один человек или организация. Для этого нужно получить лицензию — специальное разрешение. Частная охрана и частные детективы оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья, охрану имущества, обеспечение порядка, поиск пропавших без вести лиц.

В большинстве правоохранительных органов работают сотрудники с юридическим образованием, а сами правоохранительные органы действуют строго в рамках закона.


Суд осуществляет правосудие

Перед судом стоит важная задача — осуществлять правосудие. Ты слышишь в этом слове корни право и суд? Как же судить по праву, по совести?

Путешествие в прошлое
Жители Древних Афин сами управляли государством, и судебные дела они хотели решать сами. Все граждане старше 30 лет могли добровольно работать в суде.
Каждый, кто видел несправедливость (неважно, касалась она его самого или кого-то ещё), мог привести виноватого в суд. Нельзя было судить только лиц, занимавших важные государственные должности, чтобы не отвлекать их от управления Афинами. Но как только срок государственной службы заканчивался (обычно все посты занимали в течение года), любой человек мог обвинить бывшего военачальника или правителя в несправедливых действиях на государственном посту.
Если афинянин предъявлял обвинение, то он должен был предоставить доказательства вины или свидетелей, а обвиняемый сам защищался. Выслушав обе стороны, суд путём голосования решал, виновен подсудимый или нет. Затем подсудимому предлагали самому назначить себе наказание, а судьи, учитывая его поведение в суде (признавал он себя виновным или нет), принимали решение о смягчении или ужесточении приговора.

Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем были выработаны принципы правосудия. Один из них — презумпция невиновности. Он означает, что, пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.

Суд осуществляет правосудие, т. е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает на судей особую ответственность — от их решения всегда зависит человеческая судьба.


Согласно российским законам судьёй может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он руководствуется в своих решениях лишь законом, а не собственными эмоциями. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости.

Вот пример: судье предстоит рассматривать уголовное дело. Обвиняемый — бывший одноклассник главы местной администрации. Должно ли это обстоятельство повлиять на решение судьи?

Судебный процесс проходит как состязание обвинения и защиты. Судья, взвешивая доводы сторон, объективно изучая все материалы дела, должен на основе закона принять единственно верное решение о виновности или невиновности обвиняемого либо рассудить, на чьей стороне истина в имущественном споре. Состязательность процесса помогает не упустить любую мелочь, принять во внимание все интересы и доводы.

Никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Суд внимательно изучает все материалы дела и самостоятельно принимает решение на основании существующих законов. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями (например, желание главы местной администрации помочь своему бывшему однокласснику), ведёт к нарушению законности.

Жил на свете человек
Владимир Данилович Спасович (1829-1906) — известный юрист. Его речи в суде всегда отличались интересом к судьбе подзащитного. Однажды Спасовичу пришлось в судебном заседании защищать солдата.
У одной женщины была собака, бросавшаяся на людей. Однажды она сильно напугала дочку солдата. Он предупредил хозяйку собаки, что подаст жалобу мировому судье. Дама была возмущена таким поведением человека, занимавшего более низкое по сравнению с ней общественное положение, и пожаловалась знакомому офицеру. Тот потребовал, чтобы солдат пришёл и объяснился, но получил отказ.


Как-то раз офицер дождался, когда солдат выйдет из дома, и набросился на него с кулаками, завязалась драка. Солдата обвинили в неповиновении вышестоящему чину. За такой поступок солдату по закону грозила серьёзная кара. Спасович доказывал суду, что в данном случае не было неповиновения офицеру по службе, так как солдат и офицер не служили вместе, столкновение носило бытовой характер. Юрист сказал: «. только установив факт (преступления), можно будет дать чувству разыграться против того, кто окажется виновным, дать место состраданию к тому и другому, потому что обе стороны одинаково нуждаются в нём. » Суд оправдал солдата.

Полиция

С 1 марта 2011 г. в России вступил в силу закон «О полиции».

Полиция появилась в нашей стране при Петре I. В то время она не только следила за порядком, но и выполняла хозяйственные функции, занималась благоустройством: мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. В XIX в. полиция стала системой государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В 1917 г. вместо полиции была создана милиция (от лат. militia — войско). Такое название подчёркивало близость новой организации к интересам народа, к тому же она не ассоциировалась с полицией и жандармерией — символами свергнутого царского режима. Но фактически милиция выполняла те же функции, что и полиция.

В Российской Федерации полиция входит в систему государственных органов внутренних дел. Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, для охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Сотрудники полиции ведут борьбу с преступностью. Они занимаются предупреждением и пресечением различных правонарушений, выявлением и раскрытием преступлений, производством дознания по уголовным делам. Полицейские обеспечивают правопорядок в общественных местах и безопасность дорожного движения.

    соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Так, сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Он обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание;
  • законность: полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом;
  • беспристрастность: полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • открытость и публичность: деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства. Граждане имеют право в установленном законом порядке получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом;
  • общественное доверие и поддержка граждан: полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.


В обществе много говорят об ошибках и злоупотреблениях в действиях сотрудников органов внутренних дел. К сожалению, случается и такое. Но абсолютное их большинство честно выполняют свой долг. Поэтому, оказавшись в сложной ситуации (когда кто-то угрожает здоровью, жизни или собственности), человек обращается к ним с надеждой, что ему окажут помощь.

Но и полиция рассчитывает на помощь граждан. Известны случаи, когда наблюдательность и содействие людей, их активное участие помогали предотвратить преступление или раскрыть его по горячим следам.

Например, человек увидел, как из соседней квартиры незнакомые люди выносят вещи. Он сообщил в отдел внутренних дел. Прибывший наряд задержал воров на месте преступления.

  1. Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т. д.) сотруднику полиции.
  2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.
  3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним. Желательно сделать это громко, чтобы окружающие могли услышать.
  4. После того как несовершеннолетнего доставили в отдел внутренних дел, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям. Подросток имеет право требовать присутствия адвоката во время допроса.

Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или родителей.

«Хозяйственный принцип — это труд. Труд — это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года. <. >
Нравственный принцип — это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадёт у него этот хлеб, он крадёт больше, чем хлеб, — крадёт священное человеческое право.
Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать. <. >
Нет оснований к тому, чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмещения за содеянное им. При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и требовать ему нечего».

1) Как ты понимаешь данное Г. Фордом определение труда? В чём, по мнению автора, состоит нравственное значение труда?

Форд подразумевает результаты труда периодов, когда человек готов трудиться на благо самого себя и общества в целом. Нравственное значение труда заключается в пользе.

2) Опираясь на содержание текста, приведи доказательства общественной значимости человеческого труда.

Всё то, чем пользуется человек – создано трудом многих людей. В этом и есть общественная значимость их результатов труда.

3) Как, по мнению автора, общество может побуждать людей к труду? Справедлива ли, на твой взгляд, такая мера? Свой ответ аргументируй.

По мнению автора, общество может побуждать к труду. Такая мера справедлива. Если человек не работает, то есть он ничего обществу не даёт, то он ничего от общества и не получает. Если человек хорошо работает, то есть отдаёт себя обществу, то и от общества получает зарплату и другие благо.

2. Известный экономист считал, что залогом процветания общества является занятость всех его трудоспособных членов общественно полезным трудом.

1) Согласен ли ты с этой идеей? Обоснуй своё мнение.

Да, я согласен с этим утверждением, т. к. занятость трудоспособных людей помогает в развитии общества. Если каждый молодой, трудоспособный человек будет заниматься какой-либо трудовой деятельность, будь это мойка автомобиля или уборка территории. В любом случае человек помогает своему обществу.

2) Исполнима ли эта идея в современном обществе? Почему?

Каждый должен делать для общества что-то полезное, но в условиях капитализма это невозможно, всё завязано на деньгах кризис тому пример, за деньги создаются рабочие места, и капиталист не будет вкладывать деньги в не прибыльное дело! при социализме рабочие места создавало государство.

3) Предложи возможный путь решения проблемы занятости молодёжи в своём регионе.

Было бы неплохо создать специальные центры занятости для молодежи, досуговые центры и т. д.
Также необходимо использовать поднятие инфраструктуры, промышленности, привлекать молодежь приличными зарплатами и условиями труда.

3. Заполни таблицу, указывая в соответствующем столбце номера приведённых ниже примеров.

Примеры: 1) уборка помещений; 2) выведение нового сорта хризантем; 3) проверка билетов в кинотеатре; 4) лечение больных людей; 5) создание моделей одежды; 6) охрана пункта обмена валюты; 7) пошив постельного белья; 8) парикмахерские услуги; 9) сбор урожая картофеля; 10) пилотирование гоночной машины; 11) декоративная роспись шкатулки.

4. Приведи по два-три примера работ, при которых в наибольшей степени учитываются интересы работника и работодателя:

а) сдельная система оплаты труда:

Адвокат, банкир, продавец.

б) повременная система оплаты труда:

Уборщица, инструктор, буфетчица.

Предположи, каковы преимущества комплексного подхода к оплате труда, объединяющего обе системы. Выскажи два-три суждения.

Преимущества в том, что человек получает деньги за свою работу. Сколько по времени отработал столько и получил. То есть, если вызвали в нерабочее время, то тебе заплатят, так как повременная. А сдельная, то это работодателю плюс, он платит только за совершенный труд, а не за халтуру работника, только за результаты.

5. Запиши факторы, которыми может определяться размер заработной платы.

В общем можно выделить следующие:
1. Сложность труда и уровень квалификации.
2. Условия труда.
3. Социальная значимость труда.
4. Степень риска при занятии данным трудом.
5. Уникальность труда.
6. Качество и количество труда.

Определи, какой(ие) из факторов будет(ут) действовать в каждом из приведённых случаев. В пустой столбец впиши номер(а) соответствующего(их) фактора(ов).

Труд нефтяника Заполярья 1, 2, 4, 5, 6
Труд спасателя в горах 1, 2, 3, 4, 5, 6
Труд врача-педиатра 1, 3, 4, 6
Труд мастера, изготавливающего ювелирные украшения по собственным эскизам 1, 3, 5, 6
Труд швеи на фабрике по изготовлению мужских костюмов 1, 3, 6
Труд программиста 1, 3, 5, 6
Труд адвоката 1, 3, 4, 5, 6
Труд машиниста железнодорожного состава 1, 2, 3, 4, 6


6. Существует множество крылатых фраз, пословиц и поговорок о работе и работниках. Вспомни и запиши некоторые из них.

Пример: Горька работа, да хлеб сладок. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Волка ноги кормят. Работа - не волк, в лес не убежит. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Дело мастера боится. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. Усердная мышь и доску прогрызет, авось да как-нибудь до добра не доведут. Не начавши - думай, а начавши - делай. Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит. Семь дел в одни руки не берут. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

Какова, по твоему мнению, их основная идея?

Их задача - чтобы люди осознали и поняли мораль, которую хочет передать та или иная пословица. К примеру, то, что тебе может быть очень тяжело, когда ты будешь работать, чтобы добиться успеха в той или иной деятельности. Но если ты не сдашься и продолжишь работу несмотря ни на какие трудности, то ты будешь успешным, и вкус победы будет сладок.
Также, пословицы, поговорки говорят о том, что нужно потрудиться, чтобы чего-то добиться.

7. Многие люди, стремящиеся найти работу, составляют резюме — информацию о себе, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещаются в Интернете, предоставляются агентствам по трудоустройству. Приведём два подобных резюме.

1) Какие группы сведений представлены в обоих резюме?

В обоих резюме предоставлены такие группы сведений: общие сведения, ФИО, дата рождения, опыт работы, знания и навыки, дополнительная информация.

2) Предположи, с какой целью в резюме приводятся данные о личных качествах соискателя работы.

Чтобы работодатель знал с кем ему работать. От них очень много зависит, какую работу сможет выполнять тот или иной человек. Есть определенные профессии, где эти разделы используют, когда делают поиск по ключевым словам.

3) Какие умения, качества соискателя работы считают важными, значимыми?

Безусловно профессионализм в сфере, в которой собираешься работать. Сейчас еще очень важные качества: отсутствие вредных привычек, целеустремленность, активность, коммуникабельность и бесконфликтность, наблюдательность, ответственность, расчётливость, склонность к анализу, решительность, упорство, гибкость.

8. Многие школьники 14—15 лет, желающие поработать во время каникул, чтобы помочь семье или заработать на покупку какой-то вещи, сталкиваются с тем, что им предлагают в основном работу курьера или труд, связанный с уборкой, озеленением территории и т. п. Предположи, почему школьникам не предлагают высококвалифицированную и соответственно более высокооплачиваемую работу.

Потому что школьники не очень опытны в этом деле, не каждый предприниматель уверен в доброй совести школьника. Высококвалифицированная работа предполагает высокую квалификацию и опыт работы. А школьники ни тем, ни другим не обладают.
Трудовой Кодекс РФ говорит о том, что несовершеннолетние не могут работать больше 7 часов в неделю на высококвалифицированной работе.

«Хозяйственный принцип — это труд. Труд — это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года. <. >
Нравственный принцип — это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадёт у него этот хлеб, он крадёт больше, чем хлеб, — крадёт священное человеческое право.
Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать. <. >
Нет оснований к тому, чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмещения за содеянное им. При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и требовать ему нечего».

1) Как ты понимаешь данное Г. Фордом определение труда? В чём, по мнению автора, состоит нравственное значение труда?

Форд подразумевает результаты труда периодов, когда человек готов трудиться на благо самого себя и общества в целом. Нравственное значение труда заключается в пользе.

2) Опираясь на содержание текста, приведи доказательства общественной значимости человеческого труда.

Всё то, чем пользуется человек – создано трудом многих людей. В этом и есть общественная значимость их результатов труда.

3) Как, по мнению автора, общество может побуждать людей к труду? Справедлива ли, на твой взгляд, такая мера? Свой ответ аргументируй.

По мнению автора, общество может побуждать к труду. Такая мера справедлива. Если человек не работает, то есть он ничего обществу не даёт, то он ничего от общества и не получает. Если человек хорошо работает, то есть отдаёт себя обществу, то и от общества получает зарплату и другие благо.

2. Известный экономист считал, что залогом процветания общества является занятость всех его трудоспособных членов общественно полезным трудом.

1) Согласен ли ты с этой идеей? Обоснуй своё мнение.

Да, я согласен с этим утверждением, т. к. занятость трудоспособных людей помогает в развитии общества. Если каждый молодой, трудоспособный человек будет заниматься какой-либо трудовой деятельность, будь это мойка автомобиля или уборка территории. В любом случае человек помогает своему обществу.

2) Исполнима ли эта идея в современном обществе? Почему?

Каждый должен делать для общества что-то полезное, но в условиях капитализма это невозможно, всё завязано на деньгах кризис тому пример, за деньги создаются рабочие места, и капиталист не будет вкладывать деньги в не прибыльное дело! при социализме рабочие места создавало государство.

3) Предложи возможный путь решения проблемы занятости молодёжи в своём регионе.

Было бы неплохо создать специальные центры занятости для молодежи, досуговые центры и т. д.
Также необходимо использовать поднятие инфраструктуры, промышленности, привлекать молодежь приличными зарплатами и условиями труда.

3. Заполни таблицу, указывая в соответствующем столбце номера приведённых ниже примеров.

Примеры: 1) уборка помещений; 2) выведение нового сорта хризантем; 3) проверка билетов в кинотеатре; 4) лечение больных людей; 5) создание моделей одежды; 6) охрана пункта обмена валюты; 7) пошив постельного белья; 8) парикмахерские услуги; 9) сбор урожая картофеля; 10) пилотирование гоночной машины; 11) декоративная роспись шкатулки.

4. Приведи по два-три примера работ, при которых в наибольшей степени учитываются интересы работника и работодателя:

а) сдельная система оплаты труда:

Адвокат, банкир, продавец.

б) повременная система оплаты труда:

Уборщица, инструктор, буфетчица.

Предположи, каковы преимущества комплексного подхода к оплате труда, объединяющего обе системы. Выскажи два-три суждения.

Преимущества в том, что человек получает деньги за свою работу. Сколько по времени отработал столько и получил. То есть, если вызвали в нерабочее время, то тебе заплатят, так как повременная. А сдельная, то это работодателю плюс, он платит только за совершенный труд, а не за халтуру работника, только за результаты.

5. Запиши факторы, которыми может определяться размер заработной платы.

В общем можно выделить следующие:
1. Сложность труда и уровень квалификации.
2. Условия труда.
3. Социальная значимость труда.
4. Степень риска при занятии данным трудом.
5. Уникальность труда.
6. Качество и количество труда.

Определи, какой(ие) из факторов будет(ут) действовать в каждом из приведённых случаев. В пустой столбец впиши номер(а) соответствующего(их) фактора(ов).

Труд нефтяника Заполярья 1, 2, 4, 5, 6
Труд спасателя в горах 1, 2, 3, 4, 5, 6
Труд врача-педиатра 1, 3, 4, 6
Труд мастера, изготавливающего ювелирные украшения по собственным эскизам 1, 3, 5, 6
Труд швеи на фабрике по изготовлению мужских костюмов 1, 3, 6
Труд программиста 1, 3, 5, 6
Труд адвоката 1, 3, 4, 5, 6
Труд машиниста железнодорожного состава 1, 2, 3, 4, 6


6. Существует множество крылатых фраз, пословиц и поговорок о работе и работниках. Вспомни и запиши некоторые из них.

Пример: Горька работа, да хлеб сладок. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Волка ноги кормят. Работа - не волк, в лес не убежит. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Дело мастера боится. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. Усердная мышь и доску прогрызет, авось да как-нибудь до добра не доведут. Не начавши - думай, а начавши - делай. Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит. Семь дел в одни руки не берут. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

Какова, по твоему мнению, их основная идея?

Их задача - чтобы люди осознали и поняли мораль, которую хочет передать та или иная пословица. К примеру, то, что тебе может быть очень тяжело, когда ты будешь работать, чтобы добиться успеха в той или иной деятельности. Но если ты не сдашься и продолжишь работу несмотря ни на какие трудности, то ты будешь успешным, и вкус победы будет сладок.
Также, пословицы, поговорки говорят о том, что нужно потрудиться, чтобы чего-то добиться.

7. Многие люди, стремящиеся найти работу, составляют резюме — информацию о себе, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещаются в Интернете, предоставляются агентствам по трудоустройству. Приведём два подобных резюме.

1) Какие группы сведений представлены в обоих резюме?

В обоих резюме предоставлены такие группы сведений: общие сведения, ФИО, дата рождения, опыт работы, знания и навыки, дополнительная информация.

2) Предположи, с какой целью в резюме приводятся данные о личных качествах соискателя работы.

Чтобы работодатель знал с кем ему работать. От них очень много зависит, какую работу сможет выполнять тот или иной человек. Есть определенные профессии, где эти разделы используют, когда делают поиск по ключевым словам.

3) Какие умения, качества соискателя работы считают важными, значимыми?

Безусловно профессионализм в сфере, в которой собираешься работать. Сейчас еще очень важные качества: отсутствие вредных привычек, целеустремленность, активность, коммуникабельность и бесконфликтность, наблюдательность, ответственность, расчётливость, склонность к анализу, решительность, упорство, гибкость.

8. Многие школьники 14—15 лет, желающие поработать во время каникул, чтобы помочь семье или заработать на покупку какой-то вещи, сталкиваются с тем, что им предлагают в основном работу курьера или труд, связанный с уборкой, озеленением территории и т. п. Предположи, почему школьникам не предлагают высококвалифицированную и соответственно более высокооплачиваемую работу.

Потому что школьники не очень опытны в этом деле, не каждый предприниматель уверен в доброй совести школьника. Высококвалифицированная работа предполагает высокую квалификацию и опыт работы. А школьники ни тем, ни другим не обладают.
Трудовой Кодекс РФ говорит о том, что несовершеннолетние не могут работать больше 7 часов в неделю на высококвалифицированной работе.

Экономика способна удовлетворить большую часть человеческих потребностей. Ее основой считаются 4 стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Отсюда следует, что экономика способна произвести экономические блага, которые в конечном итоге способны удовлетворить потребности человека.

Вопрос 2. Кто является основными участниками экономических отношений?

Основные участники экономических отношений – это производители и потребители. Они неразрывно связаны друг с другом, и при отсутствии одного, не сможет существовать другой. Если, например, на экономическом рынке не будет потребителей, то производителям не кому будет предлагать произведенные экономические блага. Если же не будет производителей, то потребитель не сможет получить необходимый товар или услугу для удовлетворения своих нужд.

Вопрос 3. Какие формы организации хозяйственной деятельности существуют в современном обществе?

Существует 2 основные формы организации хозяйственной деятельности – натуральное хозяйство и товарное производство.

Натуральное хозяйство позволяет людям производить экономические блага самостоятельно и только для личного использования.

Товарное производство подразумевает, что люди производят товар или услугу и обмениваются ими друг с другом. Такой вид организации хозяйственной деятельности в большей степени отвечает задачам экономики, потому что он позволяет более быстро и качественно удовлетворять потребности людей.

Вопрос 4. Что значит быть мастером своего дела?

Быть мастером своего дела означает обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в выбранной специальности. Мастер отличается трепетным отношением к своей работе, он готов тратить на нее большое количество времени и получает удовольствие от выполнение. Работа, выполненная мастером своего дела, всегда получается качественной.

Вопрос 5. От чего зависит оплата труда?

Оплата труда зависит от нескольких факторов:

  1. Качество и количество труда. Чем больше человек сделал экономических благ, и чем качественнее они получились, тем больше денег он получит в качестве вознаграждения за свой труд.
  2. Степень риска. Люди, выполняющие свою деятельность с риском для собственного здоровья, получают больше финансовых средств, так как они рискуют своей жизнью.
  3. Социальная значимость. Государство стремится к тому, чтобы поощрять тех работников, которые своей деятельностью приносят большую пользу обществу.
  4. Сложность труда и уровень квалификации. Сложность труда дворника и ученого оценивается по-разному. Их уровень квалификации тоже абсолютно разный: работа ученого высококвалифицированная, а дворника – малоквалифицированная. Поэтому ученый получит более высокую зарплату, чем дворник.
  5. Условия труда. В нашей стране зарплаты выше у тех работников, которые трудятся на севере, потому что там климатические условия наиболее тяжелые для жизни.
  6. Уникальность труда. Данный фактор напрямую относится к творческим людям – актерам, певцам, художникам.

Вопрос 6. Почему производство считается основой экономики?

Производство считается основой экономики, потому что оно лежит в начале экономического цикла. Цикл разделяется на 4 стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Если убрать из него самый первый элемент – производство, то дальнейшее продолжение цикла окажется невозможным. Людям будет нечего распределять, нечем обмениваться, а значит, что они и не получат товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей. При таком раскладе экономика рухнет.

Вопрос 7. Как организовать эффективное производство?

Для организации эффективного производства нужно обладать теоретическими знаниями и опытом. Человек должен разбираться в экономических вопросах и знать, какие экономические блага выгоднее производить. Для организации потребуются дополнительные финансовые ресурсы, работники и оборудование.

Вопрос 8. Зачем и как люди занимаются бизнесом?

Люди занимаются бизнесом для того чтобы получать постоянный доход и удовлетворять свои потребности. Для совершения этой цели они открывают свое дело, вкладывают в него накопленные денежные средства, нанимают работников, закупают оборудование и начинают производить то, что будет пользоваться, по их мнению, широким спросом у потребителей.

Выделяют 3 формы организации бизнеса в зависимости от количества его участников: индивидуальный предприниматель, товарищество и акционерное общество.

Вопрос 9. Какую роль в жизни общества играют обмен и торговля?

Обмен и торговля играют важную роль в жизни общества. Они позволяют людям получать товары и услуги, которые могут удовлетворить их потребности. С помощью торговли и обмена люди могут производить экономические блага и реализовать их.

Вопрос 10. Какие функции в экономике выполняют деньги?

Деньги выполняют 5 основных функций в обществе. Они служат:

  1. Мерой стоимости. Позволяют оценивать, какое количество денежных средств потребуется на приобретение товара или услуги.
  2. Средством обращения. Присутствуют при совершении процесса обмена или покупки.
  3. Средством платежа. Позволяют приобрести товар или услугу за определенную сумму.
  4. Средством накопления. Могут накапливаться в банке или дома для того, чтобы в дальнейшем быть потраченными на более дорогостоящую покупку.
  5. Мировыми деньгами. Служат способом совершения успешной торговли на международном уровне.

Вопрос 11. Что значит рационально вести домашнее хозяйство?

Рационально вести домашнее хозяйство – это значит правильно и равномерно распределять обязанности между его участниками. Вложенные в открытие и развитие хозяйства средства должны быть использованы с выгодой.

Читайте также: