Кто такой сотрудник общественной безопасности

Опубликовано: 17.05.2024

Полиция общественной безопасности – это часть системы государственной власти, которая входит в структуру МВД РФ. Деятельность сотрудников регламентирует Федеральный закон №3 опубликованный 07.02.2011 г. в редакции от 03.08.2018 г. В каждом регионе, городе и населенном пункте работают самостоятельные структурные звенья и соответствующие отделения.

Составом, созданием, реорганизацией и ликвидацией подразделений полиции общественной безопасности занимается Министерство внутренних дел. Свои функции исполнительный орган выполняет на основании основного закона Конституции РФ, его приоритетной задачей является безопасность населения.

Туристы и полиция

Структурные подразделения

Полиция общественной безопасности выполняет широкий перечень обязанностей. От работы ее подразделений зависит общая раскрываемость уголовных дел, предупреждение административных правонарушений и порядок в регионах. Эта разветвленная и многофункциональная система состоит из:

  • дежурных частей;
  • участковых уполномоченных;
  • инспекций по безопасности на дорогах;
  • следственных изоляторов;
  • специальных приемников, где находятся лица, задержанные за различные правонарушения;
  • отделов, ответственных за содержание несовершеннолетних подозреваемых.

Совместные операции

Полиция общественной безопасности помогает следователям в раскрытии происшествий, в ее функции входит:

  • выполнение особых заданий;
  • вневедомственная охрана;
  • дознание;
  • патрульно-постовая служба;
  • конвоирование задержанных лиц.

Без такого инструмента в правоохранительной системе невозможно наладить эффективную работу дознавателей криминальной полиции, они являются механизмом для общего серьезного исполнительного органа.

задержание преступника

Какую функцию выполнил закон?

Законодатели, разрабатывая правовые положения для деятельности сотрудников полиции, предусмотрели в акте:

  • комплексную регулировку их правового статуса;
  • организационную структуру;
  • общественную роль.

Основываясь на нормативный акт и его юридическую силу, эффективность работы правоохранительных органов увеличилась, а обеспечение общественной безопасности полицией стало нормой для граждан. Сотрудники данного органа стоят на страже, охраняя население от посягательств преступных элементов. Законом о полиции привели демократизацию в состояние, освободившее должностных лиц от политических уклонов, они обязаны придерживаться нейтральной позиции в данной сфере. Основой в их работе должен быть закон и защита народных, государственных интересов.

Цели и стремления

Успешное раскрытие, профилактика уголовных преступлений входят в задачи полиции общественной безопасности. Для этого им нужно оказывать содействие коллегам, работающим с криминальным элементом в органах дознания. Вовремя выявленные преступные намерения, позволят добиться основной цели:

  • создать безопасное существование отдельным личностям, целому обществу, государственным структурам с помощью эффективной охраны имущества, обеспечения порядка;
  • выявить, предупредить, пресечь преступления, административные правонарушения;
  • принять участие в розыске преступников, установить их нахождение.

Подразделения полиции общественной безопасности созданы для того, чтобы своевременно оказывать помощь гражданам, в каком бы статусе они ни были, защищать их права и интересы на законодательном уровне.

Сотрудники спецслужб

В каком порядке действуют?

В статье 12 ФЗ № 3 подчеркнуто, что все подразделения одной системы должны тесно взаимодействовать. В частности, сотрудники полиции общественной безопасности вместе с криминальным отделением. В должностные обязанности включено:

  • принятие и регистрация сообщений обо всех преступных действиях любого уровня;
  • проверка информации по заявлениям;
  • прибытие не места происшествий;
  • пресечение противоправных деяний;
  • документальная фиксация обстоятельств;
  • обеспечение сохранности следов и орудий преступлений;
  • оказание первой помощи потерпевшим лицам;
  • выявление причин совершения проступка;
  • поиск нарушителей законности;
  • проведение профилактических мероприятий с правонарушителями;
  • защита населения от посягательств преступников.

Обеспечение общественной безопасности органами полиции населению в местах их скопления: на стадионе, торговом центре, в аэропорту и вокзале, на улице, в сквере и парке - главная цель, к которой стремится МВД.

Московская полиция

Самые опасные места

Сотрудники правоохранительных органов обязаны находиться на публичных мероприятиях, где проходят:

  • митинги;
  • собрания;
  • демонстрации;
  • шествия.

Эти места, где собрано много народа, самые уязвимые для террористических актов. Предотвращение нападений, своевременное устранение криминальных замыслов – основная деятельность полиции общественной безопасности.

Противостояние с собранием

Какие даны полномочия?

Без решительных мер выполнить свои профессиональные функции невозможно. Сотрудник полиции поставлен в ограничительные рамки относительно своего поведения. Он обязан быть:

  • вежлив;
  • корректен;
  • аккуратен;
  • компетентен.

Во время работы и после нее, так как у них не нормированный служебный день, полицейский может:

  • потребовать о прекращении беспорядков в жилом доме, общественном месте;
  • проверить паспорт;
  • вызвать человека на профилактическую беседу или по делу в производстве;
  • задержать за совершение нарушений, преступлений;
  • возбудить дело на основании подозрений, доказательной базы;
  • инициировать перед прокурором продление срока задержания подозреваемого в злодеянии;
  • блокировать опасные участки во время ЧП.

Служащие органов МВД контролируют регистрационный учет в местах проживания, въезд и выезд иностранцев.

Дорожная полиция

К чему приводит разделение?

Сотрудники, которые следят за общественной безопасностью, отделены в подразделение. Но закон объединяет всю систему, куда входит ГИДД, криминальная полиция, патрульные и остальные отделы МВД. Розыск, выявление, задержание преступника - общая цель всей структуры с единым объектом антиобщественной направленности. Правонарушители встречаются разные, общие у них характерные особенности:

  • опасное для общества поведение;
  • сопротивление правоохранительным органам;
  • преступные навыки;
  • криминальная типичность.

Полиция защищает жителей от подобных субъектов, при этом их жизнь и здоровье находятся в постоянной опасности.

Качественные характеристики

Оценка любого сотрудника происходит по результатам его работы. Деятельность полицейского, который обязан соблюдать общественную безопасность, зависит от его характерных особенностей, куда необходимо включить:

  • нормативность;
  • организованность;
  • подготовленность;
  • освоенность;
  • эффективность.

Каждый шаг сотрудника не должен противоречить закону. Соответствие всем законодательным положениям и Кодексу чести - в этом характерная черта нормативности, которую соблюдают полицейские.

Успешной деятельность может быть только при тщательной организованности труда, позволяющей подключиться к стройной системе и реализовать профессиональные задачи.

Конная полиция

Сотрудники должны быть хорошо подготовлены, выражается это в знаниях законов, умениях и профессиональных навыках. Обладая подобными предпосылками, полное освоение специальности предоставит уверенность для выполнения специфических задач. Характеристикой эффективности всей работы служат признаки:

  • количественный и качественный результат;
  • скорость, выраженная в быстрых организованных действиях;
  • темпы работы без снижения успехов;
  • объем, который смог реализовать работник в период расследования.

Чтобы достигнуть безопасности жителей вверенного района, специалист МВД должен обладать:

  • профессиональной наблюдательностью;
  • уравновешенностью и самообладанием;
  • способностью расположить граждан – без доверия с их стороны успеха и карьерного роста не получится;
  • тонкой наблюдательностью за жизнью контингента;
  • умением стоять на своей точке зрения;
  • воссозданием словесных портретов;
  • комплектацией сведений, отделением важной информации;
  • запоминанием внешности, характерных привычек;
  • быстрым знакомством, собирательством контактов, новых людей.

Следует знать, какие качества мешают быстро освоить профессию полицейского. Это наличие:

  • индивидуализма;
  • социальной отчужденности;
  • стремления к доминированию;
  • попытки лидерства;
  • снижения положительных результатов;
  • тревожности;
  • низкого уровня воли.

Каждому сотруднику полиции нужно понимать, что ему доверено состояние района, в котором он трудится, жизнь и благополучие людей.

Доверие населения необходимо заслужить своей непредвзятостью, неподкупностью и многими поступками с приставкой «не». Все, что доступно обычным гражданам, придется забыть сотруднику полиции - чрезмерную любовь к алкоголю и деньгам, а также иным прелестям.

Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.

Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности

Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):

• комплекс организационных мероприятий;

• инженерно-технические средства защиты;

• действия сотрудников СБ.

Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты


Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:

• обеспечение санкционированного доступа;

• обнаружение проникновения нарушителя на объект;

• создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;

• контроль проноса запрещенных предметов и т.п.

Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:

• войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);

• отрядом ведомственной охраны;

• подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;

• частным охранным предприятием.

Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).

Таблица 1. Правовая база охранной деятельности


  1. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1.
  2. Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ.
  3. Закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514.
  5. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1.
  6. Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года № 587.
  7. «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 года № 589.
  8. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
  9. Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.
  10. «Положение о ведомственной охране Министерства (ведомства)».

Внутренние войска

Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Ведомственная охрана

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ. В нем определены основные требования к работникам ведомственной охраны, их права и обязанности, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».

Основными задачами ведомственной охраны являются:

• защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

• обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».

Вневедомственная охрана

В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:

• охрана имущества собственников на договорной основе;

• участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;

• организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;

• технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.

Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомст­венной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».

Частные охранные предприятия

В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

• защита жизни и здоровья граждан;

• охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:

• проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

• консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

• обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).

Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.

Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.

Служба безопасности: задачи и функции

В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.

Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:

• безопасность внешней деятельности;

Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.

Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности

Составляющие

Задачи СБ

по обеспечению безопасности

и сотрудников предприятия

Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:

• обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;

• охрана имущества предприятия;

• защита персонала предприятия от преступных посягательств;

• обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;

• организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.

Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.

В том числе, сюда входит:

• изучение криминальных аспектов рынка;

• противодействие экономическому шпионажу;

• выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;

• борьба с недобросовестной конкуренцией;

• выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:

• организацию конфиденциального делопроизводства;

• ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;

• организацию ведения конфиденциальных переговоров;

• расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;

• мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;

• мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.

Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:

• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);

• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;

• профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.

Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности

Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.

Таблица 2. Типовая структура СБ

2. Группа сопровождения

3. Тревожная группа

4. Группа инженерно-технической защиты

5. Группа режима

и мат. ценностей

2. Контрразведывательная группа

Отдел физической охраны и режима

Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:

• патрулирование (периодический обход территории);

• выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);

• контрольно-пропускные функции (операторы КПП);

• сопровождение (охрана физических лиц).

К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:

• технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средст­ва теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);

• средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);

• инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);

• оружие, средства индивидуальной защиты и т.д.

Отдел безопасности внешней деятельности

Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:

• замаскированный опрос сотрудников;

• негласное наведение справок;

• скрытое наблюдение и т.д.

К техническими средствам сбора информации относятся:

• средства негласного съема информации;

• средства скрытого видеонаблюдения;

• средства компьютерного шпионажа и т.п.

Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.

Отдел защиты информации

Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:

Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:

• ведением конфиденциального делопроизводства;

• ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;

• установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;

• воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;

• совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.

К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:

• периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;

• реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.

Отдел психологической безопасности

Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:

• профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);

• личная беседа с сотрудником, опрос;

В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

Нормативное обеспечение деятельности

Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:

• документы федерального уровня;

• документы ведомственного уровня;

• документы локального уровня.

Во-первых, это федеральные нормативно-правовые акты (законы, постановления Правительства), являющиеся правовой базой создания СБ (см. табл. 1).

Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.

В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.

Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность СБ, является Положение о службе безопасности (Устав). В нем должны быть отражены следующие вопросы:

• нормативно-правовое обеспечение деятельнос­ти СБ;

• задачи и функции;

• кадровые ресурсы, сотрудники СБ, их права и обязанности;

• взаимодействие с правоохранительными органами;

• порядок применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств;

• контроль деятельности СБ.

В заключение коснемся вопросов контроля за обеспечением безопасности на объекте. Контроль – одна из функций управления, необходимая для оценки качества работы. Применительно к СБ качество работы оценивается числом отраженных угроз к общему числу реализованных угроз за определенный интервал времени. Конкретно это выражается через:

• число пресеченных попыток проникновения на охраняемую территорию;

• число пресеченных попыток нарушений пропускного режима;

• число пресеченных попыток хищения конфиденциальной информации,

• число своевременно выявленных и локализованных угроз безопасности внешней деятельности предприятия.

Отметим, что в полном объеме описанная структура СБ реализуется, как правило, на крупных или ведущих активную коммерческую деятельность объектах. На средних и малых объектах она корректируется с учетом реальных потребностей предприятия.

К сожалению не редко приходится сталкиватся с тем что даже мы ,сотрудники охранных предприятий зачастую заблуждаемся или вообще не знаем от том что Служба безопасности и Частное охранное предприятие это принципиально разные структуры с совершенно разными задачами .Позволю себе ознакомить всех желающих с общими положениями этих двух структур и если понадобится ответить на возникшие вопросы .Итак что же такое СБ?

Положение о структуре службы безопасности Компании

1. Общие положения

Основными задачами службы безопасности Компании являются обеспечение безопасности Компании, производства, продукции и защита коммерческой, промышленной, финансовой, деловой и другой информации, независимо от ее назначения и форм при всем многообразии возможных каналов ее утечки и различных злонамеренных действий со стороны конкурентов.
2. Правовые основы деятельности службы безопасности

Основные положения, состав и организация службы безопасности имеют юридическую силу в том случае, если они зафиксированы в основополагающих правовых, юридических и организационных документах Компании.

В основу деятельности службы безопасности положены:

· национальные законы и регламенты, обеспечивающие безопасность деятельности и сохранность коммерческой тайны;

· закон о предприятиях и предпринимательской деятельности;

· устав Компании, коллективный договор, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка сотрудников, должностные обязанности руководителей, специалистов, рабочих и служащих.

3. Основные задачи службы безопасности

Основными задачами службы безопасности Компании являются:

· обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защита информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;

· организация работы по правовой, организационной и инженерно-технической (физической, аппаратной, программной и математической) защите коммерческой тайны;

· организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;

· предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну;

· выявление и локализация возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;

· обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания, связанные с деловым сотрудничеством, как на национальном, так и на международном уровне;

· обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств обеспечения производственной деятельности;

· обеспечение личной безопасности руководства и ведущих сотрудников и специалистов;

· оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.

4. Общие функции службы безопасности

Служба безопасности Компании выполняет следующие общие функции:

· организует и обеспечивает пропускной режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и посетителями;

· руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;

· участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечения безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;

· разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ, организует и контролирует выполнение требований “Инструкции по защите коммерческой тайны”;

· изучает все стороны производственной, коммерческой, финансовой и иных видов деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных намерениях конкурентов и других организаций узнать о деятельности Компании и ее клиентов, партнеров, смежников;

· организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утраты документов и других нарушений безопасности Компании;

· разрабатывает, обновляет и дополняет “Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну” и другие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;

· обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;

· осуществляет руководство службами и подразделениями безопасности подведомственных предприятий, организаций, учреждений в части оговоренных в договорах условий по защите коммерческой тайны;

· организует и регулярно проводит обучение сотрудников Компании и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны, добиваясь, чтобы к защите коммерческих секретов был осознанный подход;

· ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;

· ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации;

· поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних компаний в интересах изучения криминальной обстановки в районе.
5. Состав службы безопасности

Служба безопасности является самостоятельной организационной единицей, подчиняющейся непосредственно руководителю Компании.

Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности заместителя руководителя Компании по безопасности.

Организационно служба безопасности состоит из следующих структурных единиц:

· отдела режима и охраны в составе сектора режима и сектора охраны;

· специального отдела в составе сектора обработки секретных документов и сектора обработки документов с грифом "Коммерческая тайна";

· группы безопасности внешней деятельности.

6. Права, обязанности и ответственность сотрудников службы безопасности

Сотрудники службы безопасности в целях обеспечения защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, имеют право:

· требовать от всех сотрудников Компании, партнеров, клиентов строгого и неукоснительного выполнения требований нормативных документов или договорных обязательств по защите коммерческой тайны;

· вносить предложения по совершенствованию правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий по защите коммерческой тайны.


1. Служба общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (СОБ МВД России) <*> является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации <**>.

<*> Далее - "Служба общественной безопасности" или "Служба".

2. Служба общественной безопасности обеспечивает полномочия Министерства по государственному управлению в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности через организацию и осуществление деятельности подразделений милиции общественной безопасности, паспортно-визовой службы органов внутренних дел <*>, органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД России <**>.

<**> Далее - "Государственная противопожарная служба" или "ГПС".

3. Структура, численность и штатное расписание Службы утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации <*>.

4. Руководство Службой осуществляется заместителем Министра - начальником Службы общественной безопасности.

5. В структуру Службы входят подразделения <*>: Главное управление обеспечения общественного порядка; Главное управление внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам; Главное управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения; Главное управление внутренних дел на режимных объектах; Паспортно-визовое управление; Главное управление вневедомственной охраны; Управление координации.

<*> Далее - "подразделения Службы".

В непосредственном подчинении заместителя Министра - начальника Службы общественной безопасности находится Главное управление Государственной противопожарной службы.

6. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, в том числе настоящим Положением.

7. Деятельность Службы строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и гуманизма на основе взаимодействия с органами государственной власти, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также с правоохранительными органами иностранных государств.

8. Организация деятельности Службы осуществляется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов оперативно-служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за выполнение своих обязанностей и выполнение отдельных поручений.

9. Служба в пределах своей компетенции обеспечивает взаимодействие Министерства с федеральными органами государственной власти, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации.

10. Реорганизация и ликвидация Службы осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

11. Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов собственности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

12. Координация, контроль и анализ деятельности подразделений милиции общественной безопасности, паспортно-визовой службы органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы.

13. Совершенствование нормативной правовой основы деятельности подразделений милиции общественной безопасности, паспортно-визовой службы органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы.

14. Совершенствование кадрового обеспечения подразделений милиции общественной безопасности, паспортно-визовой службы органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы.

15. Организационно-методическое руководство деятельностью подразделений милиции общественной безопасности, паспортно-визовой службы органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы.

16. Организация сбора, обобщения и анализа информационного материала по направлениям деятельности Службы, определение наиболее эффективных средств и методов решения задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, возложенных на органы, подразделения и учреждения системы МВД России.

17. Разработка и принятие мер по реагированию на осложнение оперативной обстановки по направлениям деятельности Службы, при необходимости внесение соответствующих предложений Министру.

18. Организация планирования и координации деятельности подразделений милиции общественной безопасности, Государственной противопожарной службы и ПВС по вопросам борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения и выявления преступлений и административных правонарушений, обеспечения безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

19. Организация и координация деятельности по осуществлению органами внутренних дел контроля за оборотом оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, частной детективной и охранной деятельностью.

20. Координация профилактической работы органов внутренних дел, обеспечение взаимодействия их с населением по вопросам профилактики правонарушений.

21. Методическое руководство и реализация мероприятий по совершенствованию комплексных планов обеспечения правопорядка на улицах и в других общественных местах в системе единой дислокации.

22. Организация и координация деятельности отрядов милиции особого назначения по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществление в установленном порядке руководства ими при решении специальных задач.

23. Организация взаимодействия подразделений органов внутренних дел, координация деятельности которых осуществляется Службой по эффективному осуществлению мер безопасности при проведении массовых мероприятий.

24. Контроль за организацией обеспечения охраны особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам, эффективным развитием инженерно-технических средств охраны.

25. Организация и реализация совместно с органами государственной власти мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

26. Организация работы по эффективному применению сил и средств органов внутренних дел в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

27. Организация контроля за деятельностью органов внутренних дел, связанной с вопросами гражданства Российской Федерации, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, выезда за пределы Российской Федерации и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

28. Организация и обеспечение осуществления специальных и воинских перевозок в интересах системы МВД России и других федеральных органов исполнительной власти.

29. Организация и осуществление мер по выполнению подразделениями органов внутренних дел, координация деятельности которых осуществляется Службой мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах, в условиях введения режима чрезвычайного положения или военного положения.

30. Разработка по направлениям деятельности Службы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, участие в их подготовке, а также сопровождение их в установленном порядке в инстанциях.

31. Принятие мер по совершенствованию ведомственного нормативного правового материала по вопросам деятельности подразделений милиции общественной безопасности, ПВС и ГПС, его консолидации, систематизации и кодификации, разработке и внесению руководству МВД России предложений по отмене утративших актуальность нормативных правовых предписаний, регулирующих деятельность подразделений милиции общественной безопасности, ПВС и ГПС.

32. Контроль и проверка фактического выполнения подразделениями органов внутренних дел, координация деятельности которых осуществляется Службой федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России. Участие в правовой пропаганде и правовом информировании по вопросам деятельности подразделений Службы.

33. Осуществление по поручению руководства Министерства и в установленном порядке защиты интересов МВД России в судах по искам, связанным с деятельностью Службы.

34. Участие в инспектировании и проверках подразделений органов внутренних дел, координация деятельности которых осуществляется Службой, обобщение результатов и внесение предложений руководству Министерства по совершенствованию их деятельности и при необходимости по кадровым изменениям руководящего состава.

35. Организация работы по укреплению дисциплины и законности в деятельности подразделений милиции общественной безопасности, ГПС, ПВС; по отбору, обучению, расстановке и воспитанию кадров, их профессиональной подготовке; по обеспечению правовой и социальной защиты личного состава подразделений органов внутренних дел, координация деятельности которых осуществляется Службой.

36. Изучение и обобщение опыта деятельности подразделений органов внутренних дел, координация деятельности которых осуществляется Службой, организация внедрения в их практическую деятельность современных форм и методов работы.

37. Проведение в установленном порядке совещаний, сборов, семинаров, участие в международных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

38. Определение потребностей в научной и научно-технической продукции, а также участие в определении приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям деятельности подразделений органов внутренних дел, координация деятельности которых осуществляется Службой.

39. Рассмотрение и организация рассмотрения предложений, писем, жалоб и заявлений государственных органов, юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. Контроль за рассмотрением указанных сообщений.

40. Службу возглавляет начальник, являющийся по должности заместителем Министра <*>, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

<*> Должностные обязанности и полномочия заместителя Министра - начальника Службы общественной безопасности установлены в соответствии с Приказом МВД России от 22 августа 2001 г. N 755дсп и иными правовыми актами.

41. У начальника Службы имеются первый заместитель, который в отсутствии начальника Службы исполняет его обязанности, а также заместители, являющиеся по должности начальниками Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Главного управления обеспечения общественного порядка, Главного управления Государственной противопожарной службы.

42. Начальник Службы общественной безопасности отвечает за состояние и результативность деятельности подразделений милиции общественной безопасности, ПВС и ГПС и выполнение иных обязанностей и полномочий, возложенных на него Министром.

43. Начальник Службы:

43.1. Отвечает за организацию работы подчиненных ему подразделений Службы, выполнение возложенных на них задач, подготовку проектов управленческих решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, соблюдение законности и дисциплины в деятельности Службы, подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров.

43.2. Обеспечивает разработку основных направлений развития Службы, взаимодействие с другими структурными подразделениями МВД России, органами государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

43.3. Утверждает планы работы Службы и подразделений Службы.

43.4. Создает в пределах утвержденного штатного расписания Службы временные подразделения целевого назначения.

43.5. Издает приказы и распоряжения, касающиеся организации деятельности Службы.

43.6. Вносит предложения по структуре и штатному расписанию Службы. Утверждает должностные инструкции своих заместителей.

43.7. Вносит в установленном порядке предложения о представлении сотрудников и работников Службы к награждению государственными и ведомственными наградами.

43.8. Осуществляет иные права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

44. В Службе создаются постоянно действующее оперативное совещание при начальнике Службы и в установленном МВД России порядке комиссии.

45. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Службе ведутся в порядке, установленном МВД России.

46. Материально-техническое, финансовое и иное обеспечение Службы осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

26 июля 2001 г., 10 августа 2005 г., 22 февраля 2006 г.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О милиции" Правительство Российской Федерации постановляет:

структуру милиции общественной безопасности;

структуру милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, и

Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации

7 декабря 2000 г.

Структура
милиции общественной безопасности
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926)

С изменениями и дополнениями от:

26 июля 2001 г., 22 февраля 2006 г.

В милицию общественной безопасности входят:

1) дежурные части*;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2001 г. N 558 в пункт 2 настоящей структуры внесены изменения

2) участковые уполномоченные милиции;

3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество**;

7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел***;

8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

9) отряды милиции особого назначения;

а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

в) патрульно-постовой службы милиции;

г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;

д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

е) по делам несовершеннолетних;

ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;

з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 104 пункт 10 настоящей структуры дополнен подпунктом "и" следующего содержания:

и) органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 499 в настоящую структуру внесены изменения

Структура
милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926)

С изменениями и дополнениями от:

10 августа 2005 г., 22 февраля 2006 г.

В милицию общественной безопасности, финансируемую за счет средств федерального бюджета, входят:

1) дежурные части*;

2) подразделения дознания;

3) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации:

а) осуществляющие технический надзор;

б) осуществляющие розыск автомототранспортных средств и контроль за соблюдением установленных правил безопасности дорожного движения;

в) по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

5) подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;

6) подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

7) отряды милиции особого назначения;

8) подразделения патрульно-постовой службы милиции органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

9) подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

10) подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;

11) подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 104 настоящая структура дополнена пунктом 12 следующего содержания:

12) подразделения органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру.

* Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел.

** До создания центров социальной реабилитации для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1815 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 45, ст.4327).

*** До решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей в Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 723 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 12, ст.980; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1677; 1998, N 14, ст.1579).

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" (выпуск выходного дня N 50) от 15 декабря 2000 г., N 237, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2000 г., N 50, ст.4905

Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 824 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2012 г.

Читайте также: