Кто такой учитель трудового обучения

Опубликовано: 06.05.2024

В начале 2019 года Министерство просвещения утвердило инновационную концепцию обучения технологии в школе: на уроках труда детей начнут знакомить с робототехникой, нанотехнологией, 3D-моделированием и промышленным дизайном. Профессия учитель технологии становится современнее и привлекательнее для молодых специалистов.

Описание профессии

Учитель по технологии обучает детей бытовым навыкам.

В начальной школе ученики лепят из пластилина, делают поделки из бумаги, вышивают, плетут из бисера.

В средней и старшей — мальчики знакомятся с основами столярного дела и металлообработки, учатся работать с инструментами и станками. Девочки получают навыки кройки и шитья, вязания, декоративно-прикладного искусства и кулинарии.

Перспективы профессии

Согласно его программе, на уроках технологии школьники будут знакомиться с:

  • промышленным дизайном;
  • технологиями цифрового моделирования и производства;
  • нанотехнологиями;
  • робототехникой;
  • 3D-моделирванием;
  • биотехнологиями;
  • технологией «умный дом» и др.

В рамках проекта на «осовременивание» школ планируется потратить 253 млрд. рублей. Более 70% школьников должны вовлекаться в систему профориентации и наставничества. Её центральным звеном будет предмет «Технология».

В регионах кабинеты технологии уже обновляются. Закупается новое оборудование. Создаются центры «Точки роста» с современным образовательным оснащением:

  • интерактивные комплексы;
  • мобильные классы;
  • 3D оборудование (принтеры);
  • многофункциональные инструменты (мультитулы);
  • шлемы виртуальной реальности;
  • квадрокоптеры и пр.

Например, в Краснодарском крае, за 2020 год, на базе школ построено 194 центра «Точки роста».

Должностные обязанности

Главная задача при обучении технологии — дать детям полезные практические умения. Поэтому предмет сейчас претерпевает изменения. Старые программы не соответствуют потребностям современного ребенка.

Основные обязанности учителя технологии остаются неизменными:

  • календарное и поурочное планирование;
  • подготовка кабинета к занятиям;
  • методическая работа;
  • ведение классного журнала и отчетности;
  • участие в классных собраниях;
  • обеспечение безопасности на занятиях;
  • ведение дополнительных кружков.

Плюсы и минусы профессии

  • интересная, современная и творческая работа с детьми;
  • перспективное направление, получающее внушительную господдержку;
  • дополнительный заработок: классное руководство, занятия в частных организациях и тематических кружках;
  • возможность совмещать хобби (шитье, рукоделие, столярное дело) с основной работой;
  • льготы для детей при приеме в детсад и школу.

  • большой объем бумажной работы;
  • риск эмоционального выгорания;
  • необходимость постоянно удерживать внимание детей;
  • ответственность за безопасность учеников при работе с профессиональным оборудованием и инструментом.

Требования к учителю технологии

Учитель технологии должен:

  • хорошо ориентироваться в различных направлениях производства и обработки материалов, машиностроения, индустрии питания и сервиса;
  • разбираться в современных направлениях предметной области «Технология», которые скоро будут включены в программу;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь;
  • уметь вовлекать школьников в трудовой процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Где пройти обучение

Согласно «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих», учителю технологии необходимо иметь высшее или среднее профессиональное педагогическое образование.

Получить можно:

  • Длительность обучения — 4-5 лет.
  • Средний проходной балл на бюджет в 2020 году — 57.
  • При поступлении обязательны результаты ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию.

Программа среднего профессионального образования в АНПОО «НСПК» направлена на конкретную специальность — «учитель технологии»:

Длительность обеих программ — 3 года 5 месяцев после 11 классов и 4 года 5 месяцев после 9 классов.

Чтобы поступить на учителя технологии в колледж, нужен аттестат на базе 9 или 11 класса. Сдавать вступительные экзамены не нужно.

По окончании обучения выдается государственный диплом о среднем профессиональном образовании и диплом о профессиональной переподготовке.

Студенты АНПОО «НСПК» проходят обучение на учителя технологии и сдают экзамены дистанционно*. Им не нужно выезжать на сессии, отрываясь от работы и семьи.

Зарплата учителя технологии

По данным сайта Russia.Trud, средняя заработная плата специалиста этого профиля в России составляет 27 129 рублей в месяц. В Москве — 53 000 рублей. Самое высокооплачиваемое предложение на площадке Яндекс.Работа — 95 000 рублей в месяц, самая низкая зарплата — 12 130 рублей.

Оплата формируется из фиксированного оклада, премий за трудовой стаж и доплат за ведение кружков. Учитель технологии всегда может увеличить свой заработок за счет дополнительных часов работы в школе или подработки в образовательных центрах.

Где работать

Учитель технологии может работать в школах, колледжах и техникумах. Может вести кружки и внеклассные занятия по рукоделию и творчеству. Преподаватели этого профиля часто совмещают работу в школе с подработкой в частных образовательных центрах.

В декабре 2020 года на сайте HeadHunter.ru представлено 1 997 вакансий по запросу «учитель технологии». Из них 352 вакансии приходятся на Москву, 175 — на Санкт-Петербург. Площадка Яндекс. Работа предлагает 916 объявлений о поиске учителя технологии. 231 вакансия подходит для специалистов без опыта работы.

Многие организации ищут преподавателей по дисциплинам, смежным с технологией: робототехника, компьютерные технологии, машиностроение и пр.

*Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Мир развивается небывалыми темпами, и эксперты отмечают, что сегодня нельзя преподавать предмет «технология» так, как это делалось десять лет назад. Перед нами большие перспективы: занятия по технологии могут не только увлечь ребят новизной инженерной мысли, но и стать точкой преобразования учебного материала из разных предметов в практические навыки. Подробнее об обязанностях и возможностях учителей технологии рассказала Вера Бармина, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО «Нижегородский Институт Развития Образования».

Строим модель профессиональных компетенций учителя технологии

Для начала дифференцируем понятия компетенция и компетентность. Первое обозначает совокупность конкретных профессиональных качеств — как правило, прописанных в регулятивных документах, без привязки к отдельно взятому человеку. Компетентность же — более субъектная вещь, характеристика человека, авторитетного в определенной области. В ФГОС по направлению «Педагогика», профессиональная компетентность педагога определяется как способность человека решать типичные профессиональные проблемы и профессиональные задачи, которые могут возникнуть в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

  • Копетенция в ведении образовательного процесса
  • Компетентность в организации воспитательной работы
  • Компетентность в установлении контактов с родителями
  • Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников
  • Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ
  • Компетентность во владении современными образовательными технологиями
  • Компетентность профессионально-личностного совершенствования
  • Креативная компетентность педагога
  • Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса
  • Компетентность в создании предиетно-развивающей среды
  • Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею
  • Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельноси и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе

Существуют разные модели компетенций учителя — в интернете встречается множество вариантов. Однако любая модель должна опираться на правила и рекомендации из официальных документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
  • ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897)
  • Профессиональный стандарт «Педагог» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н)
  • Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253)

Технология. 6 класс. Рабочая тетрадь

Требования государства вы можете актуализировать с учетом социального окружения, региональной стратегии развития, миссии школы. Чаще всего в моделях выделяются предметные и метапредметные компетенции учителя. Рассмотрим их подробнее.

Предметная компетентность учителя технологии согласно ФГОС

Можно выделить следующе составляющие предметной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС и Примерной образовательной программы:

  • Владение предметом (когнитивный, операциональный, ценностно-смысловой, творческий компоненты).
  • Определение места и роли предмета в системе общего образования.
  • Анализ и выбор УМК как основы организации образовательной деятельности по предмету.
  • Способность проектировать и реализовывать рабочую программу по предмету как индивидуальный инструмент реализации ФГОС.

В новых стандартах личностные и метапредметные результаты стоят впереди, однако осваиваются они все же на основе предметного содержания. Следует отметить, что среди школьных предметов только в стандартах технологии на втором месте стоит важнейший предметный результат: «овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда». Таким образом стандарт фактически ставит технологию во главу угла в направлении школьных проектов.

Примерная образовательная программа «Технология» меняет методологию и подходы к организации технологического образования в основной школе. Она включает:

  1. Современные материальные, информационное и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
  3. Построение образовательной траектории и планов в области профессионального самоопределения.

Существует три вида учебных программ — примерная из реестра, авторская от издательства и рабочая, утвержденная образовательной организацией. Практика показывает, что авторская программа учебника как раз и становится рабочей. Корпорация «Российский учебник» предлагает несколько популярных курсов технологии, вошедших в Федеральный перечень: УМК Симоненко В.Д. (традиционная линия), УМК Симоненко В.Д. (универсальная линия), УМК Сасовой И.А. (метод проектов), УМК Кожиной О.А. (технология как обслуживающий труд) и УМК Казакевича В.М. (технологи как технологический труд). Недавно издательство представило долгожданные пособия по сельхоз труду, а также технологические карты на замену некоторым методическим пособиям.

Роль метапредметных компетенций учителя

Универсальные учебные действия, как известно, бывают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В рабочую программу их следует вписывать так же, как они представлены во ФГОС. Возьмем, к примеру, результат: «Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности». Соответственно, в рабочей программе должно быть представлено: «Принимать и удерживать цель. » «Формулировать цель деятельности по решению учебной проблемы, предложенной учителем. », «Формулировать цель деятельности, работая в группе. », " Формулировать цель по шаблону (алгоритму), предложенному учителем. «.

В календарно-тематическом планировании необходимо представить полную модель развития универсальных действий, разбитую по урокам. Логично вписывать в один урок не более трех УУД, поскольку должно оставаться время и на предметное содержание. Например, вы планируете урок-экскурсию в краеведческий музей. В этом случае можно отметить, что ученики будут устанавливать причинно-следственные связи (причины возникновения тех или ремесел на данной природной местности).

С кого начинается школа? Конечно же, с учителя. Учителя, обладающего щедростью души, любознательного, готового понять радость и горе каждого, и, прежде всего ребёнка, любящего детей, относящегося к детям как к чему-то особенному и исключительному, с неистощимым интересом к внутреннему миру ребёнка. Сегодня, каждый учитель немного волшебник, так как имеет дело с «материалом» самым хрупким и драгоценным – открытой детской душой.

Просмотр содержимого документа
«о профессии учитель технологии»

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

Презентация профессии

Профессия учителя технологии очень интересная и почетная. Уже с первых дней занятий пытливые глаза учеников ждут "чуда", задавая разнообразные вопросы, разглядывая наглядные пособия, имеющиеся станки и оборудование. У учащихся есть огромное желание мастерить, и этот интерес учеников к творчеству, труду требует от учителя творческого подхода в преподавании предмета технология и повышает ответственность за обучение учащихся. Только в труде человек получает огромное удовлетворение, любуясь результатом полученного, говоря себе: "Какой я молодец, что изготовил полезное, интересное, красивое изделие". Труд обогащает, формирует, развивает, воспитывает человека, а значит, и ученика школы.

Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на наш взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят аналитические способности, толерантность, проектное мышление, социально-трудовую компетентность, способность к самообучению. По большому счету именно технология, имеющая отношение к деятельности людей по производству материальных и нематериальных ценностей, воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбия, помогает приобретению опыта самостоятельной практической деятельности, содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, проявлению индивидуальности у каждого ученика. Задача учителя технологии — создать такую ситуацию, при которой ребенок захочет сделать что-то такое, что ему интересно.

Основной трудностью профессии учителя технологии является нервно-психологическая, коммуникативная работа и огромная ответственность за жизнь и здоровье детей.

Преимущества профессии – высокая общественная значимость, творческий характер деятельности.

Тип и класс профессии

Профессия учителя технологии относится к типу «Человек-Человек». Она направлена на общение и взаимодействие с людьми и знаковыми системами. Для успешной работы учитель технологии должен обладать огромным практическим опытом по применению различных специальных технологий для создания и изготовления изделия совместно с учащимися (обработка конструкционных и поделочных материалов в процессе изготовления изделий, макетов, моделей, изделий быта, работе на технологическом оборудовании по обработке металла и древесины, электротехнических изделий, узлов машин и механизмов, изготовлению декоративно-прикладных изделий, разработке творческих проектов, интерьеров, проектирования новых изделий быта, декоративной отделки изделий и многое другое), аналитическим мышлением, внимательностью, умением мыслить творчески, развитыми коммуникативными качествами, эмоциональной устойчивостью, выразительной, убедительной речью, высокой общей культурой, экономическими знаниями, информационными технологиями.

Содержание деятельности

Учитель технологии осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления, приобретению учащимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо из массовых профессий. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно – исследовательскую и методическую работу.

Возможные места работы: средние общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, специализированные школы.

Первоочередными задачами учителя технологии являются задачи планирования учебного материала по предмету, обеспечение выполнения учебной программы, участие в методической работе, использование наиболее эффективных форм, методов, приёмов и средств обучения.

Учитель технологии также анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплине, формирует умения и навыки самостоятельной, исследовательской работы учащихся, стимулирует познавательную активность, добивается прочного и глубокого усвоение знаний, умения применять знания на практике, проводить дополнительные факультативные, элективные занятия, руководит кружками, изучает индивидуальные особенности учащихся, участвует в работе с родителями.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Учитель технологии должен знать:

- Конституцию РК, законы РК, в том числе закон “Об образовании РК», Конвенцию о правах ребёнка.

- основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

Должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения технологии в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по технологии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения технологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, обычные словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, ожиданий, тревог и проблем!

Ведь это непросто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, успешная жизнь или равнодушное существование, наконец, одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья. Кем стать? Этот вопрос в определенный момент жизни задавали, задают и будут задавать все люди.

Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как, сделать так, чтобы их интересы совпадали? Что значит для человека быть на своем месте и что будет, если он займет чужое место? Над этими жизненно важными вопросами мы все больше и больше задумываемся в последнее время, потому что знаем, как велика цена ошибки. Последствия неправильно выбора профессии приносят вред как самому человеку, так и всему обществу. При правильном (научном обоснованном) выборе профессии уменьшаются текучесть кадров и стоимость их обучения увеличивается, производи- тельность труда, а также вероятность реализации себя в выбранном деле.

Правильный выбор профессии предполагает совпадение двух взаимосвязанных сторон: индивидуальным и личностных особенностей, физических возможностей, интересов, склонностей школьника и тех требований, которые профессия предъявляет человеку.

Ведущая роль в осуществлении профориентационной работы с учащимися принадлежит учителю трудового обучения. Сочетание общетрудовой, общетехнической, профессиональной и педагогической подготовки позволяет ему формировать у школьников знания основ производства и профессий, осуществлять активно пробу сил в различных сферах деятельности, формировать умение соотносить свои психофизиологические качества с требованиями профессии.

На уроках трудового обучения учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуя себя в труде. Именно поэтому перед учителем трудового обучения стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый школьник научился любить труд, приносить людям пользу, испытывал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и её результатов.

В процессе работы учителю труда надо использовать такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и умениями. К ним относятся лабораторно – практические, учебно – производственные работы, производственные экскурсии, производственная практика, включая в себя самостоятельные наблюдения, опыты, анализы, расчеты, решения производственных и творческих задач и непосредственно общественно полезный, производительный труд. В процессе трудового обучения учитель труда логически может увязывать сведения о профессиональном труде с изучением конкретных тем.

Так, при изучении электротехники учитель может указать на значение электроэнергии, способы ее производства, передачи и использования, объяснить, что профессии данной отрасли делятся на три большие группы. К первой относятся профессии, связанные с производством электротехнического оборудования, машин, аппаратов, приборов (слесарь – сборщик электротехнических машин, слесарь – наладчик, электромонтер – обмотчик, изолировщик и т.д.), ко второй – связанные с передачей электроэнергии (электромонтер – электромонтер подстанций, электромонтер по эксплуатации сетей и т.д.), к третьей – профессии, связанные с использованием электроэнергии (слесарь – электромонтажник, электромонтер – ремонтник и т.д.).

Огромную роль в профориентации школьников играет сама личность учителя.

Личность учителя – это совокупность качеств, которые определяют его творческое развитие, высокое педагогическое мастерство, постоянное новаторство, комплексность в работе, любовь и уважение к детям. Именно такой учитель вызывает у школьников желание трудиться, быть похожим на него, дружить и делиться с ним самым сокровенным, мечтами о будущем, о своей профессии. А.С. Макаренко писал по этому поводу: « То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе - вот что увлекает ребят в наибольшей степени».

Учитель трудового обучения призван также заниматься изучением личности учеников, проводить провконсультационную, профвоспитательную работу.

При изучении личности в целях профориентации, учителю трудового обучения целесообразно руководствоваться следующими положениями: изучать поведение личности в конкретной ситуации; в конкретном коллективе, в котором она формируется; изучать личность через деятельность; рассматривать личность в развитии, а не как нечто застывшее; учитывать временные психологические состояния личности, отношение к товарищам.

В работе учителя трудового обучения можно выделить следующие направления:

Профессиональное просвещение –ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народными хозяйства, профессиями и специальностями;

Профессиональное воспитание – формирование у школьной молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;

Профессиональная активизация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности;

Изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;

Педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.

Таким образом, учитель трудового обучения значительно повышает эффективность профориентационной работы, создает прочный фундамент для профессионального самоопределения учащихся.

Содержимое разработки

«№ 17 ұлттық өркендеу мектеп – кешені» ММ

ГУ «Средняя школа – комплекс национального возрождения №17»

Доклад на тему:

Роль учителя технологии в профессиональном образовании учащихся

Учитель технологии

Емельянова Е.Д.

Петропавл қаласы 2012 ж.

Роль учителя технологии в профессиональном обучении учащихся

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, обычные словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, ожиданий, тревог и проблем!

Ведь это непросто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, успешная жизнь или равнодушное существование, наконец, одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья. Кем стать? Этот вопрос в определенный момент жизни задавали, задают и будут задавать все люди.

Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как, сделать так, чтобы их интересы совпадали? Что значит для человека быть на своем месте и что будет, если он займет чужое место? Над этими жизненно важными вопросами мы все больше и больше задумываемся в последнее время, потому что знаем, как велика цена ошибки. Последствия неправильно выбора профессии приносят вред как самому человеку, так и всему обществу. При правильном (научном обоснованном) выборе профессии уменьшаются текучесть кадров и стоимость их обучения увеличивается, производи- тельность труда, а также вероятность реализации себя в выбранном деле.

Правильный выбор профессии предполагает совпадение двух взаимосвязанных сторон: индивидуальным и личностных особенностей, физических возможностей, интересов, склонностей школьника и тех требований, которые профессия предъявляет человеку.

Ведущая роль в осуществлении профориентационной работы с учащимися принадлежит учителю трудового обучения. Сочетание общетрудовой, общетехнической, профессиональной и педагогической подготовки позволяет ему формировать у школьников знания основ производства и профессий, осуществлять активно пробу сил в различных сферах деятельности, формировать умение соотносить свои психофизиологические качества с требованиями профессии.

На уроках трудового обучения учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуя себя в труде. Именно поэтому перед учителем трудового обучения стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый школьник научился любить труд, приносить людям пользу, испытывал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и её результатов.

В процессе работы учителю труда надо использовать такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и умениями. К ним относятся лабораторно – практические, учебно – производственные работы, производственные экскурсии, производственная практика, включая в себя самостоятельные наблюдения, опыты, анализы, расчеты, решения производственных и творческих задач и непосредственно общественно полезный, производительный труд. В процессе трудового обучения учитель труда логически может увязывать сведения о профессиональном труде с изучением конкретных тем.

Так, при изучении электротехники учитель может указать на значение электроэнергии, способы ее производства, передачи и использования, объяснить, что профессии данной отрасли делятся на три большие группы. К первой относятся профессии, связанные с производством электротехнического оборудования, машин, аппаратов, приборов (слесарь – сборщик электротехнических машин, слесарь – наладчик, электромонтер – обмотчик, изолировщик и т.д.), ко второй – связанные с передачей электроэнергии (электромонтер – электромонтер подстанций, электромонтер по эксплуатации сетей и т.д.), к третьей – профессии, связанные с использованием электроэнергии (слесарь – электромонтажник, электромонтер – ремонтник и т.д.).

Огромную роль в профориентации школьников играет сама личность учителя.

Личность учителя – это совокупность качеств, которые определяют его творческое развитие, высокое педагогическое мастерство, постоянное новаторство, комплексность в работе, любовь и уважение к детям. Именно такой учитель вызывает у школьников желание трудиться, быть похожим на него, дружить и делиться с ним самым сокровенным, мечтами о будущем, о своей профессии. А.С. Макаренко писал по этому поводу: « То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе - вот что увлекает ребят в наибольшей степени».

Учитель трудового обучения призван также заниматься изучением личности учеников, проводить провконсультационную, профвоспитательную работу.

При изучении личности в целях профориентации, учителю трудового обучения целесообразно руководствоваться следующими положениями: изучать поведение личности в конкретной ситуации; в конкретном коллективе, в котором она формируется; изучать личность через деятельность; рассматривать личность в развитии, а не как нечто застывшее; учитывать временные психологические состояния личности, отношение к товарищам.

В работе учителя трудового обучения можно выделить следующие направления:

• Профессиональное просвещение –ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народными хозяйства, профессиями и специальностями;

• Профессиональное воспитание – формирование у школьной молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;

• Профессиональная активизация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности;

• Изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;

• Педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.

Таким образом, учитель трудового обучения значительно повышает эффективность профориентационной работы, создает прочный фундамент для профессионального самоопределения учащихся.


-80%

В сознании большинства людей прочно засел не самый лучший образ трудовика. Учитель технологии из Белоруссии Эдуард Гордеев доказывает: неважно, какой предмет ты преподаёшь, важно, как ты относишься к профессии. Он рассказал нам, как придумал свой YouTube-канал по технологии и почему мальчикам тоже нужно уметь шить.

О своих достижениях и стереотипах о трудовиках

У меня вся семья педагогическая: и мать, и отец работали в школе. Возможно, именно поэтому я решил поступить в педагогическое училище. Уже 26 лет я работаю учителем труда и люблю свою работу.

Конечно, я постоянно сталкиваюсь со всякими стереотипами о профессии трудовика — шутками и анекдотами. Я слышу их от школьников, родителей, даже самих учителей. Это, можно сказать, общественное мнение. Когда-то труд вообще не считали за предмет, репутация была никакой, но сейчас ситуация немного изменилась. Раньше думали, если трудовик — то обязательно с синим носом, с перегаром, матерящийся, непонятный человек. Это надо как-то менять.

Моя цель — как раз развенчать этот печальный образ трудовика. К счастью, я скорее его полная противоположность. Я достиг всего благодаря своей работе: стал учителем года (в 2017 году Эдуард стал учителем года Могилёвской области Республики Беларусь и вышел в финал республиканского конкурса. — Прим. ред.) и получил высшую категорию «учитель-методист». Я доказал всем, что неважно, какой предмет ты преподаёшь, важно, какой ты человек и как относишься к профессии.

О виртуальных уроках труда и одной программе для девочек и мальчиков

С тех пор как труд в школе стал называться технологией, предмет стал более современным. Если раньше девочки на уроках только шили, а мальчики строгали или делали что-то молотками и рубанками, то сейчас занятия этим не ограничиваются. Появилось много новых материалов, станков, различного оборудования, современное производство и технологии.

Я считаю, что на технологии получают универсальные знания для жизни и развивают те качества, которые не даёт никакой другой предмет. После окончания школы детям могут и не понадобиться интегралы и какие-то химические формулы.

Знания по технологии в жизни будут нужны всегда. Я это и своим коллегам говорю, а математики и химики меня за это не любят

На уроках мы делаем различные мелочи для дома: какие-то подставки под ноутбуки, упоры для смартфонов, планшетов. Сверлить, строгать, склеивать, соединять — всё это дети делают своими руками. У многих получается настолько хорошо, что в итоге изделие можно использовать и даже продавать. Постепенно мы их усложняем, и к старшим классам дети делают довольно-таки приличные, сложные предметы.


Несколько раз я пробовал готовить школьников к олимпиадам по технологии, но потом бросил это дело: уровень материально-технической базы никакой, уровень специалистов очень низкий. Вся олимпиада — показуха. Пока это не изменится, не будет никаких результатов и заинтересованности. Потому что сейчас в школах нет ничего, технология в упадке. О каких олимпиадах и достижениях может идти речь, если приходится работать на пустом месте? Мотивации нет ни у учителей, ни у школьников.

Если говорить о будущем предмета, то, конечно, всё изменится: забивать гвоздь в деревяшку уже никто не будет. Ручного труда станет очень мало. Уроки технологии станут виртуальными. Школьники будут проектировать что-то на компьютере — например, полностью создавать какое-то изделие, и потом просто отпечатывать это, скажем, на 3D-принтере.

Что касается отдельных уроков у девочек и мальчиков, то я, конечно, за то, чтобы объединить их. Или хотя бы поменять программу. Девочкам нужно добавить в программу те курсы, которые обычно преподают только мальчикам. И наоборот. Кто сказал, что мальчик не должен уметь готовить или, например, шить? Или почему девочка не может взять и, например, сама повесить полочку? Или освоить какой-то мелкий бытовой ремонт. Это же такие универсальные знания, которые необходимы каждому.


О YouTube-канале и о том, что учитель должен идти в ногу со временем

Идея создать YouTube-канал возникла после того, как я начал делать для школы мультимедийные продукты — различные видеоуроки, интернет-тестирования. Я делал это для учителей, и надо было как-то распространять всё это. Поэтому я взялся и сделал сайт по предмету и YouTube-канал, у которого сейчас уже больше десяти тысяч подписчиков. Сложнее всего было делать сайт, потому что я же не информатик. Мне пришлось изучать программирование около года. Сейчас мой сайт и канал объединяют тысячи учителей всех стран СНГ, все друг другу помогают, общаются. Могу сказать, что я один из первых трудовиков, который сделал подобное.

Зарабатывать на канале пока удаётся не много — 30 долларов в месяц, тематика всё-таки не для массовых просмотров

Но для пассивного дохода с YouTube и это неплохо. В последнее время на занятиях я часто использую компьютер. Во-первых, я делаю видеоуроки, чтобы показать детям в классе какие-то промышленные операции, станки, производства. Кроме того, я разрабатываю интерактивные занятия, где, например, по QR-коду дети находят информацию и решают задачи.


Мы работаем на уроках со смартфонами, и могу сказать, что это очень эффективно. Все остальные учителя мне завидуют. Ведь многие боятся использовать телефоны — сейчас же с этим борются в школах, говорят, что они мешают. Я же использую их во благо, учеников это мотивирует. Учебники они сейчас читать не хотят, а самостоятельный поиск нужной информации — это для них очень интересно.

Я считаю, что учителя должны идти в ногу со временем. Во-первых, изучать компьютеры, интернет-технологии, созданные для учёбы, применять их в работе и не бояться. Во-вторых, постоянно заниматься саморазвитием, не стоять на месте. Следить за собой, быть в хорошей физической форме. Учиться планировать своё время, не ныть, не жаловаться. Быть примером для подражания не только для школьников, но и для коллег. Быть сильным человеком — это самое главное качество любого современного учителя. И, конечно, по-человечески относиться к ученикам и любить свою работу. И тогда всё получится.

Читайте также: