Может ли быть трудовая и учебная зависимость

Опубликовано: 03.10.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Мылтасова О.В., Константинова А.Ю. Совмещение работы и учебы: всегда ли средства оправдывают цели? // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68231 (дата обращения: 21.05.2021).

Современная российская система высшего образования претерпела сильнейшие изменения и трансформацию в области подготовки будущих специалистов: повсеместное распространение платного образования, резкое сокращение бюджетных мест, формирование целого ряда профилей подготовки специалистов только на коммерческой основе, отказ от распределения выпускников по рабочим местам, экономическая инфляция, проблема безработицы и многое другое. На этом фоне многие современные студенты вынуждены бороться за свое выживание – в прямом и переносном смысле.

Занятость молодежи является одной из актуальных проблем современной России. Современные рыночные условия ставят перед молодыми людьми требования владения широкими компетенциями в процессе обучения в вузе – как в сфере получения знаний, так и овладении практическими навыками и опытом.

Отсутствие баланса в процессе выпуска определенного количества специалистов в соответствии с запросами рынка труда, растущая конкуренция, а также потребность потенциальных работодателей в наличии профессионального опыта от будущих сотрудников, требуют от сегодняшнего студента не только теоретической подготовки в определенной отрасли науки, готовности к постоянному пополнению знаний, но и наработку определенного опыта.

Конечно, не только ради получения опыта для будущей работы по специальности студенты идут работать, но и по многим другим причинам. Так, исследование, проведенное Д. Л. Константиновским с коллегами, показало, что «Работа среди студентов – распространенное, массовое явление: работают в той или иной форме около 40% опрошенных студентов четырех курсов, а оставшиеся в большинстве своем – это ищущие работу, но не сумевшие ее найти. Занятость студентов носит устойчивый характер, и доля работающих студентов возрастает от первого к старшим курсам. Отсутствует прямая связь между уровнем материальной обеспеченности родителей студентов и их вторичной занятости. В равной степени подрабатывают студенты как из малообеспеченных, так и состоятельных семей» [2, с. 95]

Большинство студентов сталкиваются с трудностями в учебном процессе, связанными с совмещением учебного процесса с трудовой деятельностью. В работе Д.В. Волковой и О.В. Мылтасовой обозначен ряд причин, побуждающих студентов совмещать работу с обучением в вузе: «Важность образования и современный ритм жизни подталкивает студентов дневного отделения совмещать работу и обучение в университете, что вызывает ряд определённых трудностей, можно рассмотреть несколько причин:

  • Во-первых, приходится оплачивать дорогостоящее обучение. В последние годы наблюдается тенденция увеличения стоимости образовательных услуг и уменьшения количества бюджетных мест. На сегодняшний день не все родители могут позволить себе оплачивать обучение, что и подталкивает студентов делать это самостоятельно.
  • Во-вторых, совмещение работы и учёбы позволяет реализовать определённые амбиции и проявить себя в конкретной сфере деятельности.
  • В третьих, можно получить опыт работы по специальности и понять, правильно ли сделан выбор в пользу той или иной профессии. Парадокс заключается в том, что большинство работодателей не дают выпускникам шанса реализоваться, т.к. им нужны сотрудники с опытом работы не менее 1 года. Получается некий замкнутый круг, из которого порой бывает сложно выйти победителем.
  • В четвертых, общество потребителей накладывает свой отпечаток на потребностях людей, т.е. студент может подрабатывать для более полного удовлетворения своих потребностей.
  • В пятых, студент может работать для того, чтобы знакомиться с новыми людьми и заводить полезные связи, которые могут помочь ему в будущем» [3, с. 29-30].

Исследование, проведенное С.В. Зенкиной показывало, что «В российских условиях образование оказывает сильное влияние на все ключевые индикаторы рынка труда – экономическую активность, занятость, безработицу и заработки. Так, с повышением уровня образования резко возрастает уровень участия в рабочей силе. Максимального значения – 85 % – он достигает у обладателей вузовских дипломов. Сходная зависимость прослеживается между образованием и уровнем занятости: у лиц с высшим образованием уровень занятости составляет 83 %, тогда как у лиц со средним полным образованием лишь 53 %» [4, с. 18].

П.М. Козырева указывает на то, что «…более высокое и более качественное образование «окупается» в виде укрепления профессионального статуса и возросшей стабильности занятости, помогает быстрее найти интересную и высокооплачиваемую работу, трудоустроиться и удержаться на рабочем месте. <…> Профессиональное образование обогащает человеческий капитал, помогающий получить и удержать необходимую работу, а также формирует такие трудовые ценности, которые генерируют трудовую активность, готовность преодолевать адаптационные сложности на новом рабочем месте, трудится добросовестно, качественно и продуктивно» [5, с. 379]

Для исследования причин выхода студентов на рынок труда вовремя обучения, а также трудностей, с которыми они сталкиваются, совмещая работу и учебу, был проведен опрос среди студентов Уральского государственного экономического университета, дневной формы обучения, третьего и четвертого курсов. Опрос проводился методом анкетирования. Всего было задействовано 56 человек (распределение по полу – 56,25 % юношей, 43,75 % девушек).

Все опрошенные студенты состоят в трудовых отношениях, причем работа не связана с их будущей специальностью. Половина из опрошенных студентов имеют случайные заработки, 25 % работают временно, официально трудоустроены только 14,29 %, остальные зарабатывают через фриланс. Подавляющее большинство исследуемых в данной работе студентов обучается на бюджетной основе (89,28 %), остальные – на коммерческой.

Большинство опрошенных студентов проживают в общежитии (85,71 %), 10,71 % проживают в съемном жилье, остальные – с родителями. Следовательно, основная часть опрошенных респондентов являются иногородними и им требуется больше собственных средств для проживания в городе. Половина опрошенных работают со 2 курса. Это можно объяснить, тем что на 1 курсе большинство студентов адаптируются, привыкают, осматриваются, вливаются в студенческую жизнь, а со 2 курса уже ощущают свою готовность к совмещению работы и учебы.

Среди основных причин поиска работы, обозначенных нами, – это:

  • экономические (56,25%): маленький размер стипендии; необходимость оплачивать аренду жилья; низкие доходы родителей и т.д.;
  • стать финансово–независимым от родителей (31,25%);
  • работа предоставляет возможность самореализации, которую в полной мере не дает учебный процесс(12,5%).

Исследование сфер экономической деятельности, в которых задействована студенческая рабочая молодежь, показало, что их можно подразделить на две группы:

1) умственная трудовая деятельность – от студента требуется определенная квалификация, сформированное умение работать с информацией и грамотно ее анализировать, наличие развитых творческих способностей, позволяющих зарабатывать репетиторством, проведения опросов населения, работать в области журналистики, маркетинга, мониторинга, а также заниматься офисной работой и т.п.;

2) физическая трудовая деятельность – студент выполняет такие виды работ, которые характеризуются как низкоквалифицированные или неквалифицированные виды деятельности, не требующие специальной подготовки – ремонтные виды работ, работа курьером, предостваление охранных услуг, грузо-погрузочные работы и т.п.

Чаще всего студенты задействованы в сфере торговли и предоставления услуг, среди опрошенных нами студентов, доля работников в этой области составила 33,93 %. Профессионально важными качествами для работников данной сферы являются такие как: мобильность, предприимчивость, инициативность, активность; данные качества зачастую присущи студентам, повышают их конкурентоспособность на рынке труда, при этом профессиональная деятельность в сфере торговли и услуг направлена на воспитание в будущем профессионале таких важных качеств как высокая адаптивность на рабочем месте, стрессоустойчивость, мобильность и общительность.

В связи с тем, что в мегаполисах увеличиваются темпы строительства, возникает высокая потребность в рабочих, занятых в сфере строительства и ремонтных услугах. В данной сфере трудится 32,14 % опрошенных нами студентов. Другие сферы, в которых работают студенты, это: туризм, дизайн, IT-технологии, административная работа и сфера культуры.

Большинство студентов (69,64 %) считает, что работа влияет на их успеваемость. Работа мешает, так как не остается времени на учебу, но все же большинство опрошенных (83,93 %) предпочитают учебу работе и только 5,36 % предпочитают работу учебе. У остальных студентов работа либо не влияет на успеваемость и даже одному человеку помогает.

Многие студенты считают, преподаватели идут навстречу работающим студентам, если они пропускают пары по причине работы, таких респондентов оказалось 33,93 %.

Ответы на вопросы, связанные с посещаемостью и пропусками занятий, показали, что 53,57 % работающих студентов пропускают занятия только по причине болезни, 19,64 % утверждают, что пропускают учебу в вузе из-за рабочего графика, остальные респонденты указали другие причины: расстановку приоритетов, лень, усталость и т.п.. Можно сделать вывод, о том, что в целом, студенты выбирают такую работу, которая позволяет совмещать учебу.

Абсолютно все студенты хотят быстрее закончить вуз и быстрее начать работать.

Проведенное исследование показывает, что в таком виде, в каком существует студенческая занятость сегодня, не решает основную проблему модернизации образования современной России – подготовку высокопрофессиональных специалистов. Работающие студенты, зачастую, имеют более низкую успеваемость в учебе, потому что им приходится совмещать учебу с работой по причине дефицита денежных средств, в то же время, чтобы получить высшее образование они изо всех сил стараются поступить на бюджетную основу. Объемы финансирования вузов, зачастую, не позволяют рассчитывать на помощь государства даже самым одаренным студентам.

Интенсивные преобразования в экономической и политической сферах в современном мире поистине приобрели сегодня глобальный характер. Такие стремительные перемены оказывают значительное влияние на различные сферы человеческой деятельности, в том числе на развитие образования. В этих условиях совмещение учебы и работы студентами вузов становится все более актуальной темой в современной России. Отечественные ученые-исследователи отмечают тенденцию к существенному росту численности студентов, совмещающих учебу и работу, во многих странах мира и к увеличению количества времени, которое они уделяют работе [1,3]. В условиях современного рынка перед молодежью ставится требование овладения широкими знаниями, практическими навыками и опытом работы. Г.А. Чередниченко пишет, что «…за последние 15–20 лет сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи… все большее распространение получает феномен выхода на рынок труда … еще во время учебы» [8]. Мы не можем с ним не согласиться, потому что от сегодняшнего студента требуется не только теоретическая подготовка в определенной отрасли науки и готовность к постоянному пополнению теоретических знаний, но и опыта практической деятельности. Для изучения занятости студенческой молодежи нами был проведен опрос студентов дневного отделения ФГБОУ ВО «НГПУ». В опросе участвовали студенты дневной формы обучения, объем выборочной совокупности составил 100 человек (53 % девушки и 47 % юноши).

В ходе анкетирования было выявлено, что каждый второй студент (46,6 %) состоит в трудовых отношениях. Респонденты выбирали место дополнительного заработка по таким критериям как: наличие вакансии по изучаемой специальности – 6.6 %, по размеру заработной платы – 20 %, удаленность от места жительства – 6.6 %, обучение и перспективы профессионального роста –13.3 %, репутация выбранного места работы – 6.6 %, условия работы – 20 %, посоветовали друзья/знакомые/родственники – 13.3 %.

Вместе с тем удалось выяснить, что 13.3 % респондентов с легкостью совмещают работу и учебу без ущерба того или иного, у 26.6 % возникают небольшие трудности в связи с неудобным графиком работы и учебным расписанием, 6.6 % не могут совместить работу и учебу. Давление со стороны преподавателей учебного заведения по поводу их вторичной занятости испытывают на себе 40 % респондентов, у 20 % опрашиваемых нет давления со стороны преподавателей, хотя они и не поощряют вторичную деятельность студентов. Часть студентов, не имеющих работу, также хотели бы трудоустроиться, однако процесс их трудоустройства сопряжен с определенными трудностями. Часто это связано с тем, что работодатели не желают брать на работу студентов, вынужденных отвлекаться на учебный процесс. Многих работодателей не устраивает отсутствие знаний и опыта практической деятельности, низкий профессионализм. Для решения этой проблемы, связанной с поиском работы студенты прибегают к формальным и неформальным каналам трудоустройства. К формальным относится работа в вузах, государственных органах. Неформальные каналы представляют латентные каналы – совокупность личных и профессиональных связей (прямая протекция и/или рекомендация родственников, друзей и знакомых); предоставление кем-либо неофициальной информации о наличии вакансии, не присутствующей открыто на рынке труда, а также в СМИ и Интернете [5]. Студенты чаще прибегают к неформальным каналам поиска работы, к советам со стороны друзей, родственников, знакомых (20 %). 13.3 % студентам помогли социальные сети, 25 % респондентов нашли информацию о вакантных местах помощью Интернета.

На вопрос: «Для чего Вам нужен дополнительный заработок?», респонденты дали, следующие ответы. Среди основных причин поиска работы – желание иметь материальную независимость от родителей (47 %), собственные карманные деньги (30 %), необходимость оплачивать обучение (10,6 %), получение опыта и навыков работы (25,3 %). Следовательно, можно сделать вывод, что основной причиной выхода на рынок труда студентов является материальная заинтересованность, а не желание связать теоретическое обучение с практическим опытом и расширение профессиональных знаний. Также следует отметить, что большинство профессий, предлагаемых студентам на рынке труда, представляют собой малоквалифицированный или физический труд, не требующий профессиональных компетенций. Следовательно, невозможно связывать трудовую занятость студента с приобретением необходимых компетенций в сфере будущей профессии. Скорее, это необходимость удовлетворения материальных потребностей студента, нежели приобретение опыта будущей работы [2]. Похожая ситуация наблюдается и в работе А.В. Родионовой «Трудовая занятость студентов в контексте обучения». Главными мотивами совмещения работы и учебы оказались «необходимость зарабатывать деньги на жизнь» (80,5 %) и «желание почувствовать себя независимым человеком» (73,9 %) [2].

Статистика показывает, что более половины опрошенных респондентов (74,2 %) работают не по специальности. Это может быть связано с тем, что работодатели не осмеливаются брать на работу студентов не имеющие документа о завершении высшего учебного заведения, а только получающие знания в необходимой отрасли.

Исходя из результатов исследования можно сказать, что студенческая занятость сегодняшнего времени, вряд ли направлена на решение основной проблемы модернизации образования в современной России – подготовки высокопрофессиональных специалистов. Объемы финансирования высшей школы не позволяют рассчитывать на помощь государства даже самым одаренным студентам, поэтому их поиск работы и будущей профессии направлены на удовлетворение материальных потребностей, а не на восполнение кадров и кадрового потенциала региона и страны. Адекватным решением проблемы могут стать крупные исследовательские вузы, способные концентрировать значительные финансовые средства в исследовательских лабораториях и производственных фондах, где нашли бы работу и студенты.

В связи с этим одной из самых важнейших проблем образования в России является различие между уровнем знаний, даваемых в школе и требуемых от абитуриентов в вузе. Ее поднимали еще М.Н. Руткевич и В.Н. Шубкин в своих исследованиях 1960–1970-х годов [6], указывая на то, что неравенство в знаниях, а точнее, в доступе к системе подготовительных курсов, специализированных школ значимо влияет на возможности учащихся из сёл и малых городов получать высшее образование. По подсчетам, сегодня высшие учебные заведения получают около 233,3 млрд. рублей в год. Еще примерно 1 млрд. долларов в год тратится из семейных бюджетов на репетиторство. Потребителями рынка услуг подготовки к ЕГЭ становятся, не менее 70–75 % выпускников общеобразовательных школ. Целью Единого Государственного Экзамена является проверка знаний учащихся выпускных классов на базе школьной программы. Пока об эффективности ЕГЭ судят по количеству принявших в нем участие регионов, среднему набранному баллу. Несомненно, эти показатели важны для оценки осуществляемых преобразований [4]. Для изучения влияния дополнительных образовательных услуг для сдачи ЕГЭ нами было проведено исследование среди учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения Сармановского района Республики Татарстан. Все опрошенные респонденты учатся в МБОУ «Сармановская гимназия», а их 489 человек, и подавляющее большинство – более 60 % готовятся к единому государственному экзамену с помощью дополнительного образования, т.к. он является для них более сложным, нежели традиционная аттестация.

Среди старшеклассников и их родителей преобладает негативное отношение к ЕГЭ. Среди учащихся 85 % выступают против новой системы образования, лишь 12 % из них относятся положительно к переходу на единый государственный экзамен, 3 % оказались равнодушными в какой форме сдавать итоговую аттестацию. Однако даже вместе с ними их общее число составляет 15 %. Разобраться в отношении родителей к ЕГЭ сложнее, т.к. достаточно значительная их часть затруднилась с выбором ответа (34 %). Особенно много затруднившихся среди участников исследования из сельских районов республики, где 53 % родителей старшеклассников ничего не смогли сказать по поводу своего мнения о едином государственном экзамене. Однако анализ респондентов по отношению к ЕГЭ дает основания предполагать, что большинство из затруднившихся отрицательно относится к задуманным нововведениям.

Что касается остальных, то, несмотря на высокий уровень осведомленности, они тоже боятся не выдержать единого экзамена, поскольку считают, что задания на нем заведомо превосходят уровень школьных знаний.

По итогам 2014 года средний бал за ЕГЭ 73 респондентов Сармановской гимназии, которые подтянули свои знания с помощью дополнительного образования были следующие: русский язык – 63,3 %, в районе – 61,0 %, по РТ – 62,4 %; по математике у гимназистов – 51,7 % , район – 51,0 %, РТ – 50,3 %; по обществознанию – 68,5 %, район – 53,3 %, РТ – 55,7 %; по физике – 53,3 %, район – 51,3 %, РТ – 52,9 % ; по истории – 55,7 %, район – 56,3 %, РТ -51,2 %.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что за последний год респонденты МБОУ «Сармановская гимназия» занимают лидирующие позиции по всем показателям и средний бал составляет 63,76 %. Сармановский район, уступает гимназии и его показатели составляют 58,92 %. В результате исследования было выявлено, что несмотря на то, что больше 80 % респондентов отнеслись поначалу негативно к единому государственному экзамену, они хорошо усваивают материал и получают качественное образование.

В XXI веке неотъемлемой частью жизни молодежи стал Интернет, которым учащиеся пользуются в процессе обучения. Интернет дает возможность работать в социальных сетях, слушать музыку, а также получать новые знания необходимые для образования. Он является неиссякаемым источником научной и учебной литературы. Образование в системе вузов предполагает, что преподаватель дает студентам необходимое направление, а они уже, в свою очередь, самостоятельно добывают новые знания. В настоящее время, доступ в Интернет реализуется не только с помощью стационарного телефона и модема, а также посредством беспроводных устройств Wi-Fi.

В наше время многими учеными, в том числе и социологами [7], довольно часто обсуждается вопрос «Интернет-зависимости». Первое определение данного феномена определяется как огромное тяга использовать Интернет в течение большого количества беспрерывного времени. Существует и другое определение «Интернет-зависимости»: «…это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него».

Данная зависимость связана с тем, что современный ритм жизни диктует нам собственные правила: люди вечно спешат куда-то, спешат быть в курсе всех последних новостей (современных технологий, выставок, новинок и т.д.), вследствие чего возникает переизбыток информации и человек становится изолированным от реального мира, став «рабом» виртуального.

По проблемам «Интернет-зависимости» среди молодежи в возрасте 13–25 лет нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования. В опросе приняли участие неработающие студенты, а так же студенты, которые работают в сфере интернет-услуг (разработка программного обеспечения и т.д.).

По данному исследованию были сделаны следующие выводы:

Большинство молодых людей в возрасте от 20 лет, 70 % из которых совмещают работу и учебу в вузе, круглосуточно находятся в сети, они используют для этого не только компьютер, но и нотбуки, планшеты и смартфоны. 80 % респондентов не считают себя интернет-зависимыми, однако, 70 % пренебрегают домашними делами, для того чтобы провести больше времени в сети, 70 % респондентов опаздывают на учебу или работу из-за Интернета. Такие ситуации бывают, когда человек забывает обо всем и погружается с головой в Интернет. Чтобы узнать, помогают ли формированию личностных качеств социальные сети, участникам был предложен вопрос о влиянии социальных сетей на образ жизни, на учебу, работу. Ответы респондентов были следующие, что «Интернет им не влияет вообще на образ жизни» (43,6 %), также «Интернет никак не влияет на работу или учебу» (48 %), так считают пользователи социальных сетей.

Половина респондентов на первое место ставят полезность Интернета для обучения, но, тем не менее, включая компьютер по делу, первое, что они делают – проверяют сообщения на почте в социальных сетях, и только 40 % ищут необходимую для себя полезную информацию. 80 % опрошенных, отмечают, что имеют склонность проводить время в Интернете бесцельно.

Для более молодой группы в возрасте от 13 до 18 лет необходимо провести профилактические беседы, а также, профилактические беседы с их родителями, показав как важно уделять больше времени на общение с ребенком, чтобы предотвратить социальную неадаптированность к интернет-зависимости детей.

Современная модель образования ХХI века – это образовательное общество, которое умеет рационально совмещать знания, полученные как в школе, так и через социальные сети Интернета. Данный процесс является непрерывным, поэтому оно должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности и развития потенциала, творческой жизни.

Школа была и остаётся обучающим учреждением, так как именно в обучении на ней лежит сфера ответственности за качество образования. От уровня школьной подготовки личности зависит в конечном итоге, как ее собственное будущее и благополучие, так и качество жизни общества в целом.

Таким образом, качество современного образования в значительной мере определяет будущее страны, ее престиж и положение в мире. Для подготовки профессионала необходимо наделить студентов фундаментальными знаниями, на основании которых должна строиться их специализация. Первоначальные знания закладываются школьной программой обучения. В связи с этим государственные органы должны обратить внимание на компетентность образования. Компетентностное образование является сегодня недостаточно исследованной темой и может послужить проблемой для дальнейших исследований.

 советы психолога

253.jpg">

Вы долго засиживаетесь на работе, а в выходные не можете отвлечься от мыслей про офис или проект? Не представляете, чем будете себя занимать, если вдруг лишитесь работы? Присмотритесь к себе повнимательнее – нет ли у вас признаков трудоголизма?

Безусловно, работа и все, что с ней связано, занимает значительную часть нашей жизни и во многом делает ее наполненной и счастливой. Неудивительно, что даже дома бывает трудно отвлечься от должностных вопросов, срочных заданий и прочих очень важных дел, которые никак не могут подождать до понедельника или утра. Но результате такого подхода страдает не только личная жизнь, но и собственное здоровье.

Предлагаем разобраться, чем люди, которые просто тяжело трудятся, отличаются от трудоголиков, и как побороть зависимость от работы.

Найдите 10 отличий

Проблемы трудоголизма волнуют ученых по всему миру, и они постарались доходчиво объяснить, как работодателю или коллегам определить, с кем они имеют дело – с человеком, которому нужна помощь, или просто с добропорядочным сотрудником:

1. Люди, которые много работают, воспринимают труд как необходимое и местами приятное занятие. Трудоголики, в свою очередь, воспринимают работу как возможность дистанцироваться от проблем.

2. Прилежные сотрудники, несмотря на работу, всегда уделяют время семье, а трудоголики ставят во главу угла работу, работу и ничего, кроме работы.

3. Трудоголики приходят в восторг от невыполнимых задач, а обычные работники – нет.

4. Просто прилежные сотрудники всегда могут безболезненно оторваться от работы и сделать перерыв, а трудоголикам это не под силу.

Кроме того, настоящих трудоголиков отличает постоянное желание выкроить дополнительное время для работы, отказ от хобби и стресс в случае постоянной или временной потери необходимой как воздух работы.

Тем не менее, как отмечают психологи, не стоит считать, что все, в чьем списке задач одно из первых мест занимает работа, являются трудоголикам. Истории известны случаи, когда люди строили успешные карьеры, практически жили на работе, но, при этом, умели уделять внимание себе, семье, друзьям и даже выкраивали время на хобби. Таким прилежным сотрудникам не важен сам процесс работы, им куда нужнее получить финансовое вознаграждение и иметь хорошие отношения в коллективе.

Итак, если подытожить все, что уже сказано выше, можно выделить несколько основных признаков типичных трудоголиков. Проверьте себя:

1. Они приходят на работу с первыми лучами солнца, а уходить их заставляет только тот факт, что офис закрывается.

2. Они понятия не имеют, что такое обеденный перерыв.

3. У них нет хобби.

4. Они плохо себя чувствуют, когда не на работе.

5. Они считают работу гораздо важнее личной жизни.

6. Отпуск? Какой отпуск?

7. Мыслями они всегда на работе.

8. Больничных для них тоже не существует.

9. Они злоупотребляют микроменеджментом.

10. Они не отказывают начальству, но отказывают друзьям.

11. Они не признают свой трудоголизм.

Читайте еще:Только пять: как избавиться от синдрома отличника

Что делать?

Кто-то вполне может возразить, что быть трудоголиком – не так и плохо, учитывая тот факт, что именно у таких сотрудников больше всего шансов закрепиться на работе и получить неплохое продвижение. Однако, по данным одного из опросов топ-менеджеров, только 37% руководителей компаний будут рады видеть в рядах своих подчиненных трудоголиков, а остальные охотнее отдадут место в компании человеку, который просто любит свою работу.

Если же работа захлестнула вас с головой и остановиться самостоятельно никак не получается, можно попробовать обратиться постараться расставить приоритеты.

1. Займитесь спортом. Скорее всего, вы уже давно забросили затею ходить в спортзал, поскольку работа занимается все время. Поставьте себе цель посещать тренировки хотя бы раз в неделю и без лишних колебаний отказывайтесь от желания поработать в это время. Когда втянетесь – можно увеличить количество тренировок.

2. Вспомните про хобби. Ваше любимое занятие тоже не выдержало конкуренции с работой и отошло на второй план. Самое время вернуться к нему. Рисуйте, вышивайте, танцуйте – делайте то, что вам нравится. Лучше всего записаться на курсы, чтобы наличие четкого графика занятий хоть как-то мотивировало вас выключать компьютер и уходить с работы вовремя.

3. Составляйте план на день. И не забудьте упомянуть в нем время для отдыха. Уделяйте рабочим вопросам строго отведенные часы, а оставшуюся часть дня оставляйте на досуг.

4. Не отказывайтесь от посиделок с друзьями или в кругу семьи. Это поможет вам не только наладить отношения с близкими, но и «перезагрузить» мысли.

5. Оценивайте масштаб упущенных возможностей. Посчитайте, сколько интересных событий за последнее время вы пропустили, просто потому что сами отказали себе в них и решили еще поработать? Это как минимум вредит вашему личностному и профессиональному развитию. Записывайтесь на мероприятия и покупайте билеты заранее, чтобы вы были просто обязаны туда пойти.

Мнение эксперта

 советы психолога

Ольга Евланова, психотерапевт, тренер, коуч:

– Люди, увлеченные своей работой, обычно ориентированы на результаты и получают удовольствие от того, что им удается добиться намеченных целей. Трудоголиков же очень часто заботит сам процесс работы, и редко устраивает результат. У таких сотрудников нет баланса, остановиться и сделать паузу им очень трудно.

Главная опасность. Трудоголизм – это зависимость и нарушение жизненного баланса. Человек слишком увлекается чем-то, и его попросту не хватает на другие события в жизни. Трудоголики ставят работу на первое место. Очень часто они забывают о своем здоровье и даже элементарном отдыхе. Для людей, которые увлечены работой, но знают в этом меру, вполне нормальным может быть усердный труд без выходных и праздников над важным проектом. Но за каждым таким сложным периодом должно следовать восстановление.

Дневник. Если вы чувствуете, что можете превратиться в трудоголика, я советую, прежде всего, завести дневник. Записывайте в него, сколько времени и на что вы уделяете в течение дня. Если вы понимаете, куда уходит временной ресурс, то сможете легко определить, как можно перегруппировать задачи.

Колесо баланса. Еще один способ борьбы с трудоголизмом, который я рекомендую попробовать, называется «Колесо баланса». или «Колесо жизни». Вам потребуется нарисовать круг и разделить его на 10 равных секторов, отвечающих за самые разные сферы нашей жизни:

1. Первый сектор – «Я» (ваше отношение к себе);

2. Второй сектор – «Отношения с любимым человеком»;

3. Третий сектор – «Отношения с детьми и родственниками»;

4. Четвертый сектор – «Зона развития» (находите ли вы время для собственного роста);

5. Пятый сектор – «Работа»;

6. Шестой сектор – «Отдых»;

7. Седьмой сектор – «Дом, быт»;

8. Восьмой сектор – «Здоровье»;

9. Девятый сектор – «Хобби» (идеи и дела, которыми вы живете);

10. Десятый сектор – «Вдохновение».

Для каждого из перечисленных выше направлений и сфер жизни вам необходимо определить и оценить по шкале от 0 до 10 степень своей реализации – то, сколько сил, времени и желания вы вкладываете в них. После того, как баллы будут проставлены, сектора нужно соединить между собой.

Страхи. Чтобы не допустить развития трудоголизма, прежде всего, признайтесь себе в собственных страхах. Бояться – это нормально. Очень часто в моей практике встречаются случаи, когда человек сильно перерабатывает только из-за того, что он не знает, как правильно выстраивать отношения в семье или со второй половинкой после долгих лет совместной жизни. Ему трудно общаться дома и потому он «закрывается» в работе.

Стоит учитывать о то, что часто трудоголизм может быть состоянием юношества, когда человек ищет себя и свое место. Для возраста от 20 до 30 лет – это вполне нормально. Важно не допустить, чтобы переработки стали нормой и определили стиль последующей жизни.

Кроме того, людям, которые чрезмерно увлечены своей работой, я рекомендую взять на себя ответственность за то, сколько они проживут. Очень часто случается так, что человек настолько уходит с головой в карьеру, что просто не понимает, какой вред наносит собственному здоровью.


Сотрудникам, совмещающим работу с обучением, для сдачи экзаменов, защиты диссертации или просто для прохождения промежуточной сессии законодательством преду­смотрены учебные отпуска. Причем, в отличие от ежегодного оплачиваемого отпуска, учебный отпуск предоставляется независимо от того, сколько в конкретной организации проработал этот сотрудник – день или полгода. Практически в каждой организации есть работники-студенты и периодически в связи с этим возникают вопросы. В статье расскажем, что должен знать работодатель об учебном отпуске.

Условия предоставления учебного отпуска

В соответствии с гл. 26 ТК РФ работодатель обязан предоставлять лицам, совмещающим работу с получением образования, дополнительные учебные отпуска. Данная обязанность возникает вне зависимости от того, изъявил ли желание учиться сам работник или его направил на обучение работодатель.

Отпуска могут быть как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми – на это влияет форма обучения работника (очная, заочная или очно-заочная). В основном, если работник обучается очно, отпуск не оплачивается, а если заочно или очно-заочно – оплачивается.

Однако у работодателя нет обязанности предоставлять учебные отпуска всем без исключения обучающимся работникам, поскольку законодатель установил для этого определенные условия.

При этом учебный отпуск предоставляется не только работникам, которые получают образование впервые, но и уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем по трудовому или ученическому договору, заключенному в письменной форме (ч. 1 ст. 177 ТК РФ).

а

Гарантии и компенсации работникам, получающим образование соответствующего уровня не впервые и по своей инициативе, а также обучающимся по не имеющим государственной аккредитации программам, могут устанавливаться коллективным или трудовым договором.

Успешно обучающимся считается тот, кто не имеет задолженности за предыдущий курс (семестр), подтверждением чему является справка-вызов, без предъявления которой работником учебный отпуск работодатель предоставлять не обязан.

Если работник получает образование одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебный отпуск предоставляется только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника).

Обязан ли работодатель предоставлять работникам-совместителям учебный отпуск или ежегодный оплачиваемый отпуск на время учебного?

Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 286 ТК РФ лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству сотрудник не отработал 6 месяцев, отпуск предоставляется авансом. То есть работодатель, у которого сотрудник работает по совместительству, обязан предоставить ему только ежегодный оплачиваемый отпуск одновременно с отпуском по основному месту работы. Предоставление совместителям учебного отпуска или ежегодного оплачиваемого отпуска одновременно с учебным отпуском по основной работе Трудовой кодекс не предусматривает.

Таким образом, на работе по совместительству можно обратиться к работодателю с копией справки-вызова и заявлением с просьбой только об отпуске без сохранения заработной платы на время учебного отпуска. И если работодатель не возражает, совместитель на время обучения оформит отпуск за свой счет, продолжительность которого определяется по соглашению работодателя и работника.

Виды отпуска

Виды и продолжительность отпусков в зависимости от программ образования и формы обучения представим в таблице.

Вид отпуска

Программа образования

Форма обучения

Цель отпуска и его продолжительность (в календарных днях в учебном году)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на последующих курсах – 50 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – до 4 месяцев в соответствии с учебным планом (ст. 173 ТК РФ)

Подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке

30 дней в течение календарного года плюс время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно за счет работодателя (ст. 173.1 ТК РФ)

На соискание ученой степени кандидата или доктора наук

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени:

– кандидата наук – 3 месяца;

– доктора наук – 6 месяцев (ст. 173.1)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на последующих курсах – по 40 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – не более 2 месяцев (ст. 174 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 9 дней (ст. 176 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 22 дня (ст. 176)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Итоговая аттестация после обучения на подготовительном отделении – 15 дней (ст. 173 ТК РФ)

Вступительные испытания – 15 дней (ст. 173)

1. Промежуточная аттестация – 15 дней в учебном году (ст. 173).

2. Сдача итоговых государственных экзаменов – месяц; сдача итоговых государственных экзаменов и защита выпускной квалификационной работы – 4 месяца (ст. 173)

Вступительные испытания – 10 дней (ст. 174 ТК РФ)

1. Промежуточная аттестация – 10 дней в учебном году.

2. Государственная итоговая аттестация – до 2 месяцев (ст. 174)

А для некоторых лиц, совмещающих работу и обучение, преду­смотрены такие гарантии, как оплата проезда к месту нахождения образовательной организации и свободный от работы день.

Порядок предоставления учебного отпуска

Как уже было отмечено, основанием для учебного отпуска при соблюдении всех остальных условий является справка-вызов, выдаваемая работнику образовательным учреждением. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с получением образования, утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 № 1368. Одновременно со справкой работодатели, как правило, запрашивают у работника заявление с просьбой об учебном отпуске.

Может ли работодатель на основании просьбы работника предоставить учебный отпуск меньшей продолжительности, чем указано в справке-вызове?

Однако многие специалисты считают, что если работник в заявлении укажет меньшее количество дней, то можно предоставить ему отпуск меньшей продолжительности, поскольку запрет на это законодательством не установлен.

Сведения о дополнительных отпусках также вносятся в личную карточку работника.

В табеле учета рабочего времени время учебного отпуска с со­хранением заработной платы отмечается буквенным кодом «У» или цифровым «11», без сохранения заработной платы – буквенным «УД» или цифровым «13».

По выходу работника из учебного отпуска он должен представить работодателю отрывную часть справки.

По соглашению между работодателем и работником к учебному отпуску могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска (ч. 2 ст. 177 ТК РФ).

В отличие от остальных учебных отпусков, соискатель ученой степени кандидата наук или доктора наук должен в письменной форме уведомить работодателя о намерении реализовать свое право на отпуск не позднее чем за год до предполагаемой даты начала отпуска.

Можно ли предоставить работнику учебный отпуск с последующим увольнением в соответствии со ст. 127 ТК РФ?

В силу того, что в Трудовом кодексе есть нормы, в которых не уточняется, какой отпуск имеется в виду, возникает вопрос – относится ли к этим отпускам учебный отпуск (аналогичные проблемы возникают с отпуском без предоставления заработной платы)? Вопрос спорный, но на практике учебный отпуск с последующим увольнением применяется.

Однако в ст. 127 ТК РФ говорится, что работнику при увольнении могут предоставляться все неиспользованные отпуска. Здесь явно речь идет не об учебном отпуске, а о ежегодных основном и дополнительных. Поэтому положения ст. 127 на учебный отпуск не распространяются.

Причем работник-студент вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за 2 недели, если законом не установлен иной срок. Течение срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении (ч. 1 ст. 80 ТК РФ).

Можно ли по инициативе работодателя уволить работника во время нахождения его в учебном отпуске?

А вот в этом случае, считаем, положение ч. 6 ст. 81 ТК РФ, согласно которому не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в периоды его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске, распространяется и на учебный отпуск. Поэтому если, например, работника хотят уволить в связи с сокращением численности или штата, уведомив его за 2 месяца, и дата его увольнения приходится на время учебного отпуска, то расторгать трудовой договор в тот же день нельзя. Уволить работника нужно в первый день после выхода его из отпуска.

Сотрудник, с которым заключен срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за несколько дней до выхода последнего на работу принес справку-вызов. Должны ли мы предоставить ему учебный отпуск и на сколько дней?

Мнений по данному вопросу несколько.

Вторая позиция: нужно продлить с работником срочный трудовой договор на время учебного отпуска, а расчет с ним произвести в последний рабочий день, то есть по аналогии со ст. 127 ТК РФ при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением.

Однако мы придерживаемся третьей позиции: если известна дата выхода основного работника, трудовой договор прекращается с выходом его на работу, поскольку учебный отпуск не является основанием для продления срочного договора. А учебный отпуск должен быть предоставлен и оплачен только в пределах сроков действия срочного трудового договора.

Оплата учебного отпуска

Например, если учебный отпуск совпал с новогодними праздниками, за сотрудником сохранится средний заработок и за эти праздничные дни.

Если в период учебного отпуска работник заболел, пособие по временной нетрудоспособности ему выплачиваться не будет, независимо от того, сохранялся за ним на время учебного отпуска средний или частичный заработок либо нет [1] .

Если работник досрочно сдал экзамены, можно ли удержать с него сумму среднего заработка за оставшийся период отпуска?

Так как учебный отпуск был уже оплачен по среднему заработку до его начала, а Трудовой кодекс не позволяет удержать данную сумму или ее часть при увольнении лица, работающего по срочному трудовому договору, в связи с окончанием действия этого договора, работодатель не имеет права удержать указанную сумму при окончательном расчете.

Нет и правовых оснований удерживать ранее выплаченные отпускные при отчислении из образовательного учреждения до окончания учебного отпуска. На основании ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Если учебный отпуск совпал с ежегодным

В силу ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях временной нетрудоспособности последнего, исполнения им во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами. То есть указания о продлении или переносе ежегодного отпуска в случае совпадения с учебным нет, как и соответствующей обязанности у работодателя.

При этом, как уже было отмечено, в силу ч. 2 ст. 177 ТК РФ к дополнительным отпускам, предусмотренным ст. 173 – 176 ТК РФ, ежегодные оплачиваемые отпуска могут присоединяться по соглашению работодателя и работника.

Таким образом, по согласованию с работником (на основании его заявления) работодатель должен или присоединить к учебному отпуску ежегодный отпуск, или перенести на другое время.

Если работник и работодатель не успели согласовать вопрос о том, присоединить ежегодный отпуск к учебному или перенести, работодатель может продлить отпуск самостоятельно, но только если эта возможность установлена локальным нормативным актом.

В этой статье мы продолжим разговор о том, что такое болезненная зависимость от работы.

Из нее вы узнаете, каковы причины трудоголизма и как можно избавиться от этого типа одержимости.

В прошлой публикации:

Мы обсудили основные симптомы зависимости от работы, а также определились, почему она очень похожа на алкоголизм.

А сейчас давайте разберем …

Самые распространенные

причины трудоголизма

что любая зависимость –

это ответ организма и психики на сильное эмоциональное напряжение, возникающее чаще всего

в результате неудовлетворения

какой-то потребности

Например, мужчина с головой уходит в работу в результате серии неудачных отношений с женщинами.

К тем же результатам могут привести и постоянные ссоры и скандалы в семье.

Тогда оба супруга будут пропадать на работе, лишь бы не видеть друг друга.

Кстати, очень часто детский суицид не что иное, как реакция на такое поведение родителей.

И в целом, непослушный ребенок – это индикатор определенных проблем в семейных отношениях.

Но это уже темы для другого разговора.

Итак, причины зависимости от работы…

  1. Низкая самооценка

Как и у всех зависимостей и созависимостей в основе трудоголизма почти всегда лежит неуверенность в себе.

Уходя в работу, человек убегает от тревоги, сопровождающей ощущения несостоятельности и неполноценности.

К тому же, достижения в работе, например, карьерный рост и высокая зарплата, позволяют компенсировать низкую самооценку и уверовать в то, «что хоть чего-то я стою и хоть что-то я могу».

  1. Пустота и бесцветность жизни

В наш безумный век – это, пожалуй, самая распространенная причина трудоголизма.

Мысль о том, что работа может избавить от жизненного вакуума – это ложная мысль, убеждение, которое мешает жить.

Бесконечная работа отвлекает, позволяет не думать ни о чем, кроме нее.

Она заполняет каждую частичку жизни человека, не оставляя там ни капли сомнений и переживаний бессмысленности.

Она словно алкоголь или наркотик оглушает и сковывает тревогу, возникающую в результате утраты смысла жизни.

Поглощенность работой делает повседневное существование более-менее сносным.

Кроме того, такой способ бегства от реальности активно поощряется современным обществом, маскируя тем самым симптомы зависимости

Статьи на схожие темы вы можете найти в рубрике:

  1. Неудачи в отношениях и одиночество

Это тоже одна из самых распространенных причины бегства от жизни в нескончаемую работу.

В данном случае механизм формирования зависимости довольно прост.

Например, неудачи в отношениях привели человека к разочарованию в себе, в людях, в любви, он потерял веру в возможность встретить того, с кем он ощутит тепло и нежность.

У него формируется страх неудачи – он очень боится начинать новые отношения, опасаясь повторения болезненной травмы и новых разочарований.

Так он встречается с одиночеством.

Чтобы сделать его более-менее сносным, человек сбегает от мира и себя в работу и посвящает ей все свое время: дни, недели, месяцы, годы … с тем проходит жизнь…

  1. Негативный сценарий жизни

Негативный жизненный сценарий также может стать причиной патологической увлеченности работой.

В основе этого всегда лежит стремление соответствовать родительскому (а шире социальному) идеалу.

В этом случае человек посредством своих достижений на работе бессознательно стремится завоевать одобрение и высокие оценки со стороны других людей.

Такой тип трудоголика чрезвычайно зависит от одобрения окружающих, от их оценок и отношения к нему.

Свою личную ценность он напрямую связывает с имеющимися у него социальными и экономическими успехами, подчеркивающими его полноценность.

Признание его достижений со стороны других людей – это его главная цель.

Все остальное с этой позиции чепуха и бессмыслица.

Человек становится придатком своих достижений, его ценность определяется только ценностью и успешностью того, что он сделал и делает.

Чем глубже человек погружается в такое состояние, тем ближе он к саморазрушению.

  1. Невроз и невротический склад личности

В этом случае причиной поглощенности работой может быть заостренность, чрезмерная развитость некоторых черт характера, таких, как, например:

  • тщеславие
  • жажда власти и достижений
  • перфекционизм
  • склонность все контролировать и держать в руках
  • навязчивое стремление к успеху и социальному признанию
  • повышенная тревожность
  • зацикленность на результатах
  • чрезмерные чувства вины и ответственности и т.п.

Подробнее об этом читайте в статье:

  1. Психологическая травма

В данном случае травма – это вред, который получает психическое здоровье человека в результате воздействия неблагоприятных, экстремальных, стрессовых обстоятельств.

Как правило, после травматического потрясения человека очень долго или даже всю оставшуюся жизнь сопровождают гнетущие травматические переживания и воспоминания.

В иных случаях они подавляются, и человек может ничего не помнить о травмирующих событиях, но будет жить в постоянном напряжении, превозмогая боль и отчаяние.

В этом случае погружение в работу становится своего рода отдушиной и способом избегания боли.

Например, такое часто бывает в случае не пережитого горя от потери близкого человека.

Заканчивая говорить о причинах патологической зависимости от работы, отмечу, что дополнительным фактором ее формирования может стать личная неорганизованность.

В его основе этого лежит:

  • неправильное управление временем и распределение ресурсов
  • неумение делегировать
  • неорганизованность
  • неумения ставить цели, управлять собой, определять приоритеты, планировать и т.п.

Все это создает хаос на работе и в личной жизни.

И чтобы как-то компенсировать разрушительные последствия личной неорганизованность, человек вынужден много работать.

Далее рассмотрим основные

Способы

лечения трудоголизма

Сразу скажу, что самостоятельно избавиться от этого недуга очень сложно.

  • Ключевое значение в этом деле имеет определение истинных причин зависимого поведения, что без специалиста сделать весьма затруднительно
  • Как и любая другая зависимость, трудоголизм имеет огромную власть над человеком и не очень хочет его отпускать. Нужны специальные знания и навыки в области избавления от подобных недугов
  • Близкие трудоголика страдают созависимостью, с головой втянуты в отношения с ним, что также сильно осложняет самостоятельное лечение
  • Как правило, осознавать свои проблемы трудоголик начинает уже на стадии эмоционального выгорания, и помочь ему в этом случае может только специально подготовленный человек

Таким образом, обращение к психологу является наиболее действенным способом избавления от болезненной зависимости от работы.

Если же вы решили сделать это самостоятельно, то руководствуйтесь следующим рекомендациям.

  1. Рассматривайте свою зависимость от работы как жизненный кризиси как платформу для изменения себя и своей жизни в лучшую сторону

Помните, что трудоголизм сформировал для вас зону комфорта, из которой не очень-то хочется выходить, и которая засасывает все глубже и глубже.

Такое состояние вскоре приведет к жизненному застою, когда изменить жизнь уже практически невозможно.

  1. Хотя это и сложно, но постарайтесь осознать причины своей зависимости.

В этом вам поможет техника ведение личного дневника, а также описание истории своей жизни методом фрирайтинга, с последующим ее подробным анализом.

На основе этого постарайтесь определить, согласно какому жизненному сценарию вы живете, и не направляет ли он вас к безднам несчастья

  1. Займитесь саморазвитием, постоянно расширяйте сферу своих интересов и круг знакомств.

Это даст вам ресурсы, необходимые для борьбы с зависимостью и поможет вам меньше зацикливаться на исполнении своих трудовых обязанностей.

  1. Оставляйте работу на работе.

Если вы хотя бы 2-3 раза в неделю остаетесь на ней сверхурочно, а тем более берете ее на дом – вы в группе риска.

Избавляйтесь от таких вредных привычек и учитесь отдыхать.

Для этого научитесь правильно распределять время между работой и отдыхом.

Как правильно это сделать вы можете узнать в рубрике

  1. Поработайте над своим перфекционизмом и чувством чрезмерной ответственности. Наверняка, они стоят у руля вашей судьбы и управляют пагубной привычкой работать сверхмеры.
  1. Обучайтесь навыкам расслабления.

Борьба со стрессом – важнейшее средство снятия внутреннего напряжения, свойственного трудоголикам.

Ну что же, пожалуй, на этом я закончу свой рассказ о том, что такое болезненная зависимость от работы или трудоголизм.

Теперь, зная симптомы зависимости, а также причины трудоголизма, вы сможете избежать пагубной привычки работать сверхмеры.

А если же она у вас уже есть, то избавиться от нее. Ведь это намного легче, если у вас есть соответствующие знания.

Здесь как никогда работает правило: «Praemonitus, praemunitus» или «кто предупрежден, тот вооружен».

Читайте также: