Может ли директор школы заставить учителя участвовать в конкурсе

Опубликовано: 12.05.2024

Нет, не имеет права. Директор заставлять Вас принимать участия в конкурсах. Учебное заведение должно давать нагрузку в рамках образовательное программы (и то, насильно никто не может заставить учиться). Всё, что не входит в нее производится с согласования как с родителями учащегося (несовершеннолетнего), так и с его непосредственного согласия.

Заставить - означает применить насилие. Насилие бывает физическое или психическое. И то, и другое является правонарушением. Поэтому, как не трудно догадаться, заставить кого-либо что-либо делать вопреки воле человека - противозаконно.

Может ли это сделать директор школы? Это зависит от самого директора и его способностей.

Наталья, добрый день.

Трудовым законодательством такая обязанность не предусмотрена. По общему правилу в соответствии со ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещено требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Кроме этого, есть риск, что такое условие в трудовом договоре будет считаться неправомерным. Так, в ст. 57 Трудового кодекса РФ говорится о том, что могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством.

Конкурс — это некое соревнование; мероприятие, между участниками которого проходят состязание и отбор. Исходя из здравого смысла, участие в конкурсах всегда должно быть только добровольным. Нельзя заставить человека состязаться с кем-либо, испытывать свои возможности, даже если вы уверены в его успехе или в пользе участия для него самого.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

Был официальный приказ о выходе на работу в выходной день?

Вообще нет, но проще написать объяснительную, указав, что письменного мотивированного приказа о работе в выходной вы не получали, поэтому и не вышли. Это будет в дальнейшем в вашу пользу.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ). Вы как директор магазина и непосредственный руководитель вправе написать докладную записку директору общества (работодателю) по факту нарушения обязательств продавцом. А работодатель примет решение об истребовании объяснительной у продавца.

ответы на вопрос:

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации. (Ст.51 закона об образовании). В законе нет запрета на совмещение. Но нужно смотреть устав организации и трудовой договор директора. Если нет ограничений в этих документах, то можно работать с согласия учредителя.

ответы на вопрос:

Андрей! Смотря на каком основании. Если учитель не справился со своими обязанностями, то для этого могут быть основания. Данный вопрос регламентируется локальным нормативным правовым актом, регламентирующим нормы трудового права (ст.8 Трудового кодекса РФ). И если согласно данному НА есть основания для снятия руководства классом, то такое возможно.

Порядок привлечения к классному руководству должен быть определен внутренними локальными актами школы.

Надо их изучить, чтобы однозначно ответить (ст. 8 ТК РФ)

Как правило формулируют так, что могут снимать на законных основаниях.

Если директор школы на основании нормативных документов назначил классное руководство учителю, то таким же образом он имеет право и снять с него данное руководство путем издания Приказа (ст. 8 ТК РФ).

Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Я намеренно не написала конкретно: про учителей и конкурс "Учитель года", потому что знаю о нем не так подробно и на своей шкуре, чтобы статью писать.

Зато я очень много чего могу непечатного сказать про наш профессиональный конкурс "Сердце отдаю детям" . Думаю, что особых принципиальных отличий вы не найдете.

Итак, это конкурс педагогов дополнительного образования (руководителей кружков), областной его этап проводится осенью, и уже сейчас нам прислали положение.

Педагоги наши, в свою очередь, на все готовы, лишь бы не участвовать в нем. Три месяца жизни псу под хвост за условную "морковку". Оно им это надо?

Я спокойная хожу, так как вхожу в число уже участвовавших в нем.

Что же там такого, что все активно избегают? Да сущий пустяк. Для отбора на областной этап нужно отослать свою программу (желательно, авторскую, с рецензиями всяких кандидатов и профессоров наук) и видеоролик о педагоге и его объединении.

Уже на этом этапе начинается головная боль. Ролик не каждый умеет делать - это и сценарий, и съемка профессиональная, и монтаж, и озвучка. У нас таких универсалов нет. Что-то сами делаем, а за остальное - плати из своего кармана. Сомнительное, прямо скажем удовольствие.

Впрочем, платить из своего кармана нужно и за соответствующую всем требованиям программу. Мы же практики, а не ученые, программами особо не заморачиваемся.

Но, даже если у тебя программа слабая, и фильм тоже "не айс" - тебя все равно пригласят, потому что никто давно участвовать не хочет, вот и цепляются организаторы конкурса за каждого дурака подавшего заявку. Надо же кому то подготовленных ими "звезд" оттенять.

Так что отослал материалы - не теряй времени, сразу к областному этапу готовься. Тем более, что районный этап наш отдел образования принципиально не проводит, потому что всего одно учреждение дополнительного образования. Велят нам самим сразу жертву назначить участника выдвинуть и на областной этап готовить.

На областном этапе каждому испытанию посвящен один день. Сначала - традиционно "визитная карточка" , потом открытое занятие на незнакомых детях, защита образовательной программы и конкурс-импровизация ( задание объявляется непосредственно в ходе испытания - на общую эрудицию, творчество, профессионализм).

Все это, как вы понимаете, должно быть высочайшего уровня, педагоги выступают на сцене какого-нибудь Дворца культуры. "Визитка" с профессиональным сценарием, озвучкой и исполнением на уровне народного артиста. Защита программы - с серьезным владением терминологией, расчетами и выкладками в виде красивых графиков (презентацию тоже хорошую не забудь подготовить).

Самое простое - это открытое занятие, получается, но и к нему идет очень серьезная подготовка. В общем, тот кто возьмется за это - натуральный терпила получается. Свое время, средства, нервы он потратит в несчетном количестве.

Вообще, конечно, эти баллы раскол в коллектив вносят. Раньше много кто помогал одному участнику к конкурсу готовиться, а теперь - каждый сам за себя, максимум методист поможет (у него от этого тоже баллы идут).

Вот и получается, что педагогам такой конкурс не нужен.

Организаторам бы проанализировать эту тенденцию, да упростить его немножко. Ан нет, смотрела положение этого года - там еще больше накрутили. Теперь, с учетом того, что большая часть конкурса проводится, согласно обстановке, дистанционно, требуют еще и ссылки на сайт (где результаты этого педагога), и эссе, и его видеообращение к педагогическому сообществу, и еще там что-то уже в финале всероссийском (до туда даже не читала, ни к чему это).

Но параллельно, понимая, что желающих маловато будет, расширили требования к участникам - разрешили не только опытных допускать , но и молодым специалистам участвовать, студентам, ИП, и даже людям, не имеющим педобразования.

В общем, дело швах, видимо. Как с учителями, из-за нехватки которых теперь кому только не можно преподавать. Так и тут - дураков желающих нет.

С 2020 года в России работает программа «Земский учитель».

Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.

Законодательная база

На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Регионы на основе этих методических рекомендаций приняли свои правовые акты. Вот, например, порядки предоставления компенсационной выплаты учителям в Нижегородской области, а вот — в Республике Карелии.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Условия предоставления выплаты

Выплату учитель получит, если устроится на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа или в город с населением до 50 тысяч человек.

Чтобы получить выплату, учитель должен:

  1. Быть не старше 55 лет на дату подачи документов.
  2. Иметь среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и соответствовать требованиям к педагогическим работникам: например, не быть судимым за ряд преступлений, подходить по состоянию здоровья. Формально работать учителем на момент подачи документов не обязательно, хотя очень часто в регионах устанавливают это требование.
  3. Устроиться в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку.
  4. Взять на себя обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с такой же нагрузкой.

Декретный отпуск могут зачесть в пятилетний срок отработки по решению властей области. Но большинство регионов так не делают.

Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, он обязан вернуть полученный миллион в полном объеме независимо от того, сколько лет он уже отработал.

Где придется работать

Список вакансий в школах регионы формируют до конца года, предшествующего году отбора, и отправляют данные на официальный сайт программы «Земский учитель».

В разделе «Банк вакансий» нужно выбрать регион, школу и предмет, который готовы вести.

Подать документы на получение выплаты можно только в школу, которая находится на определенном минимальном расстоянии от текущего места жительства или работы учителя. Например, в Ленинградской области это минимум 200 км, в Омской области — 100 км.

Это правило ввели, чтобы избежать ситуаций, когда учитель увольняется и подает документы в свою же или соседнюю школу, но уже с правом получения выплаты.

Сельские школы в основном выглядят так: типовые советские здания, детей с каждым годом становится все меньше, но школы в соседних деревнях объединяют, и учеников возят автобусами. За 18 часов в неделю зарплата будет около 15 000 Р . В богатых регионах зарплата выше. Например, средняя зарплата учителя в Тюменской области составляет 26 205 Р .

Взять больше часов, как в городе, получится не всегда: просто нет такого количества классов и детей. Зато зачастую в сельских школах не хватает учителей по другим предметам, поэтому можно совмещать. Например, учитель физкультуры может взять ведение нескольких секций, ОФП и спецзанятия для детей с инвалидностью. Еще можно взять классное руководство, за которое из федерального бюджета платят 5000 Р , плюс есть региональная доплата.

Коллектив сельских школ в основном состоит из женщин пенсионного и предпенсионного возраста, за исключением учителей физкультуры и труда.

Занятия проходят в первую смену и заканчиваются примерно к обеду. После школы надо готовиться к урокам на следующий день и проверять тетради. У молодых учителей это занимает много времени.

Июль и август — это гарантированный отпуск, во время которого можно уехать домой.

При переезде местные власти, как правило, стараются помочь с жильем, например могут предоставить служебное жилье или порекомендовать съемное. Скорее всего, это будет деревенский дом. Иногда даже подселяют к семьям местных жителей, дети которых выросли и уехали в город.

Как и куда подать документы

Нужно зарегистрироваться на федеральном портале «Земский учитель» и подать электронную заявку.

Чтобы устроиться на вакантную должность, учителю необходимо пройти конкурсный отбор. Ежегодно Министерство просвещения выделяет регионам деньги на выплаты сельским учителям.

Например, Омской области в 2021 году выделены 10 млн рублей, следовательно, число вакансий с правом на выплату — 10. Но количество вакансий в сельских школах обычно гораздо больше. Поэтому на уровне области власти устанавливают список вакансий, где положена выплата, и на эти вакансии объявляют конкурс. На оставшиеся вакансии устроиться тоже можно, но миллиона не получить.

Сельский учитель может неплохо получать за счет совмещения

Подать заявку и участвовать в конкурсе по программе «Земский учитель» несложно. Учитель может подавать заявки в несколько регионов — хоть сразу во все. Я подавала в четыре области, которые поближе к дому. У меня шестеро детей, и хотя старшие уже студенты и живут в других городах, далеко ехать мне не хотелось. В двух регионах я победила. Я заранее посмотрела на школы в интернете, потом лично съездила в оба региона. Выбрала Вологодскую область и сейчас работаю учителем начальных классов в школе поселка Чебсара Шекснинского района Вологодской области.

К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но сейчас мы снимаем за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. И администрация школы, и администрация поселения об этой проблеме знают, мы вместе пытаемся найти варианты, ищем какое-то решение.

Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.

Участники программы создали паблик во «Вконтакте», где делятся впечатлениями и консультируют новичков. Это очень полезная группа, там обсуждают условия, зарплаты, инфраструктуру, проблемы с жильем. Я сама там отвечаю на вопросы, если есть время.

Большая загвоздка программы в том, что люди боятся сообщать своему руководству об участии в ней. Один из критериев — подтвердить, что вы работающий педагог. И когда нужно делать копию трудовой книжки, брать выписки приказов, естественно, в твоей школе возникают вопросы. Тут все по-разному действуют: одни раскрывают все карты директору, другие придумывают отговорки. Страшно ведь проиграть, и потом на тебя будут в своей же школе показывать: вот он не прошел. Поэтому к конкурсу нужно готовиться еще и морально. Быть готовым и к большим переменам, и к тому, что может не получиться.

Документы на конкурс подаются в структуру власти или учреждение, которое отвечает за сферу образования в регионе. Например, в Омской области это казенное учреждение «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», а в Республике Карелии — государственное учреждение «Карельский институт развития образования».

Обычно у кандидатов просят такие документы:

  1. Заявление.
  2. Копию паспорта.
  3. Копию диплома.
  4. Копию документа об установлении первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  5. Заверенную работодателем или нотариусом копию трудовой книжки.
  6. Копию ИНН.
  7. Копию СНИЛС (выписки из ПФР).
  8. Согласие на обработку персональных данных.
  9. Согласие о готовности к переезду в сельские населенные пункты либо города с населением до 50 тысяч человек.
  10. Банковские реквизиты.

Дополнительно можно представить любые документы. Рекомендую приложить все бумаги, которые подтверждают достижения в педагогической или научной деятельности. Это могут быть сертификаты о повышении квалификации и прохождении профессиональной переподготовки, присвоении категории или ученой степени.

Если учитель подает заявку на вакантную должность в школу, в которой в свое время учился, то следует приложить копию аттестата. Ниже объясню, почему это повысит шансы пройти конкурсный отбор.

Организаторы конкурса также попросят учителя указать, куда он хочет потратить миллион. Эта информация ни к чему не обязывает, она необходима государству для статистики.

При сдаче документов попросите, чтобы вам выдали документ с указанием даты и времени, когда принят пакет документов. Это поможет в спорных ситуациях. Например, в случае если вы наберете одинаковое количество баллов с другим претендентом на вакансию, при прочих равных победит тот, кто раньше сдал документы.

Как проходит конкурсный отбор

Конкурс проводится в четыре этапа.

Первый этап: прием документов, регистрация претендентов. Этот этап проходит примерно с 10 января по 15 апреля ежегодно. Каждый регион вправе устанавливать свои сроки. Отслеживать информацию нужно в начале года на сайте регионального департамента образования или на сайте «Земский учитель». В начале года там появляется перечень вакантных должностей с указанием срока приема документов.

Среди критериев оценки документов, например, уровень квалификации учителя, наличие ученой степени, право преподавать смежные предметы, учительский стаж. Дополнительные баллы можно получить, если учитель устраивается в школу, из которой сам выпустился. Списки критериев незначительно отличаются по регионам.

Критерии оценки в Новосибирской областиPDF, 115 КБ

Во многих регионах дополнительные 10 баллов получают учителя, которые готовы ехать в школу за 200 км от областного центра. Еще 5 баллов можно получить, если учитель готов устроиться на вакансию, которая свободна больше 3 лет.

Третий этап: определение победителей. Итоги конкурса подводят, как правило, с 1 по 15 мая.

Кажется, что учитель тот же родитель: всерьез, надолго и нельзя поменять. Но это не так. Разбираемся, как родитель может повлиять на поведение учителя, решить конфликт или добиться от администрации школы замены педагога.

Могут ли родитель или ученик выбирать учителя?

В законе «Об образовании» на этот вопрос нет никакого ответа. Администрация школы решает каждый конфликт между учителем, учеником и родителями в индивидуальном порядке. Если у учителя конфликт с одним учеником, то его могут перевести в другой класс. Если учителем не довольна половина класса, то вопрос сложней. Учителя нельзя уволить по желанию родителей: для этого должны быть зафиксированные нарушения дисциплины или свидетельства профессиональной непригодности учителя. Чаще всего родители просто недовольны стилем общения педагога. Администрация может решать эти конфликты в беседах с учителем и родителями, отправлять учителя проходить дополнительную подготовку. Но иногда — идет на поводу у родителей и учителя меняют.

Учителя нельзя уволить по одному желанию родителей: только если нарушает дисциплину или ведет себя непрофессионально — опаздывает, оскорбляет, приходит пьяным.

По закону родители или официальные представители ученика имеют полное право вмешаться в учебный процесс. Во-первых, родители могут присутствовать на уроках, интересоваться программой обучения. Во-вторых, родители могут обращаться в администрацию школы, если подозревают конфликты между учениками и учителем, конфликт интересов или неэффективность учителя. Другое дело, что администрация может не менять учителя и вообще не учесть мнение родителей. Но если есть заявление от родителей, то администрация должна объяснить, почему они так делают и дать письменный ответ.

Как решать конфликт с учителем, если его нельзя менять?

Разговаривать, разговаривать и еще разговаривать. Лично, на родительских собраниях или в присутствии администрации. Самое главное — не устраивать скандал. Вряд ли учитель намеренно идет на конфликт с учениками. Родители и администрация должны разобраться в причинах и не забывать об интересах ни учеников, ни учителя.

Если учитель хамит и ведет себя агрессивно, возьмите в союзники классного руководителя, психолога , председателя совета родителей или заместителя директора по учебной работе. Совместные беседы идут эффективней, в присутствии третьих лиц учитель скорее всего будет держать себя в руках. И даже если учитель оскорбляет родителя, это не говорит о его полной профнепригодности. Если конфликт долго длится, он изматывает всех участников.

Родительский совет — объединение родителей, которое решает вопросы в том числе замены учителя. Право родителей на создание совета зафиксировано в законе «Об образовании».

Домашнее обучение решит конфликты?

Не факт. Домашнее обучение требует помощи учителей: вряд ли родители смогут качественно заниматься с ребенком по всем предметам. Учителя могут быть те же, что и раньше — и они могут быть недовольны, потому что им нужно лишнее время тратить на ученика. К тому же в классе конфликты могут нивелироваться, делиться на всех. А здесь конфликт может только разгореться.

Прежде чем переводить ребенка на домашнее обучение, нужно убедиться в собственных силах и провести несколько бесед с директором. Сначала нужно узнать, сколько учеников в школе обучаются дома, насколько им это удается. Если положительный опыт есть, нужно оговорить все условия: взять учебный план, образовательные программы по каждому предмету, взять учебники из библиотеки и узнать, как часто с ребенком будут заниматься учителя.

В России 100 000 семей ежегодно выбирают домашнее обучение. Основная причина — недовольство качеством образования в школе.

Можно ли выбрать классного руководителя?

С одной стороны, классного руководителя нельзя выбрать, как и учителя-предметника . Способы взаимодействия здесь те же — разговоры, присутствие на классных часах, общение с администрацией школы.

С другой стороны, классное руководство — дополнительные обязанности педагога. Классного руководителя не нужно увольнять, можно просто снять с него обязанности. Администрация идет навстречу родителям и меняет классного руководителя, если большая часть класса им недовольна. Но нужны основания: классный руководитель не общается с учениками и родителями, не следит за успеваемостью, не проводит классные часы, не занимается воспитательной работой.

Могут ли детей заставлять участвовать в школьных акциях?
Фото: из личного архива Светланы Павловой

Этот вопрос «БелПресса» задала педагогам, директорам школ и специалистам департамента образования Белгородской области.

Баннер телеграм Белпрессы

Дистанционное обучение коснулось не только учёбы, но и всевозможных массовых мероприятий, в которых школьники участвуют постоянно. Нередко – вопреки своему желанию.

Вот одно из сообщений в соцсетях от мамы белгородского школьника:

«В 9 вечера от учителя внезапно прилетела картинка «ура каникулы». Все такие вах, поздравляет. Затем «образец, всем нарисовать завтра на асфальте и прислать фото». Дополнение: «до завтра». Мне интересно, это наши школы так с ума сходят или что, имитируя бурную деятельность?» (пунктуация автора сохранена)

А это сообщение от учителя из другой школы Белгорода:

«Уважаемые родители. Поздравляю с первым днём каникул и предлагаю принять участие в конкурсе рисунков на асфальте «Ура! Каникулы!». Выполненные работы присылайте мне до 28 мая».

Дата – понедельник, 25 мая. Погода – облачная с прояснениями, дождь. Во вторник тоже. Смысл акции? А что будет, если отказаться? И вообще – имеют ли право учителя, директора школ, управления образования и т. д. заставить школьника и его семью участвовать в акциях, которые не относятся к учебному процессу?

«Департамент никаких распоряжений об обязательном проведении акций, в том числе и в онлайн-режиме, не давал. Это может быть инициатива и конкретной школы, и отдельного учителя. Но участие в акциях и флешмобах должно быть только добровольным», – прокомментировал ситуацию первый заместитель начальника департамента образования Николай Рухленко.

Могут ли детей заставлять участвовать в школьных акциях? - Изображение
Фото: pixabay.com

А что говорят родители?

Мама ученика Сафоновской школы Ивнянского района Наталья Рыбкина тоже отмечает, что в их школе принуждения нет ни со стороны директора, ни со стороны учителя:

«Просят активно участвовать, но не заставляют. Мы с сыном очень любим различные конкурсы. Участвуем только в тех, в которых есть желание участвовать».

Белгородка Екатерина, мама второклассника школы 50, призналась, что они тоже получили от учителя предложение поучаствовать в конкурсе рисунков на асфальте «Ура, каникулы!»:

Мы посмотрели, какие онлайн-активности ещё предлагали своим ученикам белгородские школы. Ребят просили записать видео с чтением стихотворений или исполнением песен, с рисунками на асфальте или просто фото с хештегами. Несколько интересных акций провели в школе «Алгоритм успеха»: здесь сами учителя с помощью программ видеомонтажа сделали ролики для «Марафона школьных воспоминаний».

директор «Алгоритма успеха» Инна Тяпугина (архив)
директор «Алгоритма успеха» Инна Тяпугина (архив) / Фото: Владимир Юрченко

«У нас такой подход к мероприятиям: разговариваем с каждым классом, каждым классным руководителем, чтобы рассказать о той или иной акции, но участие – только по желанию. Я, как руководитель, не вижу смысла заставлять кого‑то участвовать в мероприятиях против желания», – рассказала директор «Алгоритма успеха» Инна Тяпугина.

По её убеждению, во‑первых, невозможно заставлять всех, во‑вторых – не нужно:

«У нас начальная школа очень активная, ребята и родители сами с удовольствием участвуют в разных акциях. А у старшеклассников много своих проблем, сейчас мы с ними каждую неделю по видеоконференции обсуждаем, как проводить выпускной в онлайн-режиме. Прислушиваемся к каждому мнению. Недавно запустили танцевальный флешмоб – все танцуем. И дети, и учителя, и я. Записываем каждый танец отдельно, потом всё смонтируем – детям будет отличная память о школе!»

Конец этого учебного года ознаменовался десятками онлайн-акций, посвящённых каникулам, поддержке выпускников и т. д. Но ведь много не значит хорошо, каждая активность должна иметь цель, а не стать галочкой в чьём‑то отчёте. Может быть, учителям надо в сообщениях о проведении той или иной активности всего‑то указывать, что участие – по желанию?

Читайте также: