Может ли госслужащий быть доверенным лицом кандидата в депутаты

Опубликовано: 17.09.2024

Статья 43. Статус доверенных лиц

3. Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.

4. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

В комментируемой статье определяется правовое положение доверенных лиц кандидата и избирательного объединения: кто, когда и на какой срок может назначить доверенных лиц; как производится их регистрация и прекращение полномочий; ограничения при назначении и гарантии их деятельности. Правовой статус доверенных лиц устанавливается не только данной статьей, но и иными нормами комментируемого Федерального закона. Например, в пунктах 1 и 3 статьи 30, пункте 9 статьи 68 установлено право доверенных лиц присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей их либо вышестоящей комиссии, при подсчете голосов избирателей, участников референдума (в том числе в дни досрочного голосования и при повторном подсчете голосов), при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей (участников референдума), с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования. Наряду с другими участниками избирательного процесса за доверенными лицами закреплено право на доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на таком избирательном участке, участке референдума (пункт 5 статьи 30). Доверенные лица имеют право удостоверять полномочия наблюдателей (пункт 7 статьи 30). Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, являясь безусловно их представителями, могут присутствовать в полиграфической организации при передаче и выбраковке бюллетеней для голосования и подписывать акты о данных действиях, они также могут присутствовать в соответствующих комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней (пункты 11 и 20 статьи 63). В соответствии с пунктом 29 статьи 68 доверенные лица по своему требованию имеют право получить после подписания копию протокола об итогах голосования.

2. Комментируемый пункт направлен на недопущение использования на выборах преимуществ должностного или служебного положения, а в части запрета быть доверенными лицами для кандидатов – также злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Так, лица, замещающие государственные должности и выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий не могут быть доверенными лицами. Государственным и муниципальным служащим такое право предоставляется при условии освобождения от исполнения служебных обязанностей на весь период осуществления полномочий доверенного лица. Избирательная комиссия может зарегистрировать и выдать удостоверение доверенного лица только при условии предоставления приказа (распоряжения), подтверждающего выполнение этого требования, а также убедившись, путем проверки соответствующих документов, в отсутствии обстоятельств, препятствующих его регистрации. Избирательные комиссии должны располагать нормативными правовыми актами, устанавливающими перечни или реестры государственных и выборных муниципальных должностей, что поможет им избежать ошибок при регистрации доверенных лиц. С учетом возможного совмещения голосования на разных выборах следует иметь в виду, что установленный комментируемым пунктом запрет для наделения кандидатов статусом доверенных лиц распространяется на любых лиц, имеющих статус кандидатов, независимо от того, в выборах какого вида и уровня они участвуют.

3. После регистрации доверенные лица получают удостоверения. Форма удостоверения доверенного лица утверждается избирательной комиссией, организующей выборы. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Эта норма корреспондируется с нормой, установленной в пункте 2 статьи 50 комментируемого Федерального закона. В прежней редакции комментируемого Федерального закона содержалась норма, которая не конкретизировала, в отношении кого проводят агитацию доверенные лица. В связи с этим известны случаи, когда доверенные лица одних кандидатов вели агитацию также и за других, что приводило к нарушению принципа равенства кандидатов и вводило в заблуждение избирателей. Новой нормой в комментируемом пункте является положение о том, что доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя. Однако уточненное положение комментируемого пункта не препятствует наделению кандидатом, избирательным объединением гражданина, имеющего статус их доверенного лица, также и полномочиями наблюдателя в соответствии с пунктом 4 статьи 30 комментируемого Федерального закона. На период осуществления полномочий доверенное лицо вправе получить, а работодатель по месту его работы, службы обязан предоставить неоплачиваемый отпуск. При этом следует иметь в виду, что уход в отпуск является его правом, а не обязанностью (за исключением ограничений, установленных в пункте 2 комментируемой статьи для доверенных лиц, являющихся государственными и муниципальными служащими).

4. В комментируемом пункте определяется порядок прекращения полномочий доверенных лиц. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию и, конечно, соответствующее доверенное лицо. При этом, так как основания для такого отзыва не установлены комментируемым Федеральным законом, комиссия не вправе требовать указания причины отзыва. Следует также учитывать, что так как доверенные лица дают добровольное согласие на выполнение этих обязанностей, они могут сложить свои полномочия по собственной инициативе, уведомив об этом кандидата, избирательное объединение, те, в свою очередь, уведомляют о данном факте комиссию и возвращают выданные удостоверения. Установление формы такого уведомления возможно предусмотреть законом субъекта Российской Федерации. В обоих случаях избирательная комиссия своим решением аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц определяется законом, регулирующим соответствующие выборы. Так, при выборах депутатов Государственной Думы политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц, кандидат в Президенты Российской Федерации – до 600 доверенных лиц. Таким образом, в комментируемом пункте сформулированы следующие основания прекращения полномочий доверенных лиц: решение кандидата или избирательного объединения, либо утрата статуса доверенного лица вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинуло избирательное объединение. Утрата статуса доверенного лица может быть связана с отказом в регистрации, отменой или аннулированием регистрации кандидата, списка кандидатов. В комментируемом пункте не установлены сроки начала и прекращения полномочий доверенных лиц, но из норм комментируемого Федерального закона вытекает, что полномочия доверенного лица начинаются со дня его регистрации соответствующей комиссией, а прекращаются (кроме указанных случаев) после дня официального опубликования общих результатов выборов, т.е. с утратой статуса кандидата, избирательного объединения.

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями. , то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  4. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  5. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  6. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают



Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ "О противодействии коррупции" или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Об этой отчетности бывших муниципальных служащих узнала случайно. И о том, что нельзя становиться самозанятой, тоже - и вот сейчас вновь увидела на Т—Ж. А у меня самозанятость оформлена с этого года. Шо делать? Срочно бежать сниматься с учета? Или сразу в сторону границы бежать? Какие последствия?

Конечно, сейчас корю себя за скудоумие и за то, что не подумала об этом раньше. Пыталась разобраться самостоятельно, но в целом списке постановлений, указов Президента и писем Минтруда совсем запуталась - юридически я совершенно беспомощна. Как теперь понять, отношусь ли я к тем счастливчикам, кто навсегда испортил себе трудовую и отрезал путь к дальнейшему нормальному трудоустройству?


Mira, добрый день. Я являюсь муниципальным служащим. Тем не менее, я не подписываю никаких документов, связанных с распределением бюджетных средств.
Работники наших подведомственных учреждений муниципальными служащими не являются, то есть может быть и так, что вы не муниципальный служащий.
Но! Лучше уточнить это в вашем отделе кадров(!).
То, что вы подписывали листы ознакомлений с основными законами, связанными с ограничениями и запретами, может косвенно свидетельствовать о том, что вы замещаете муниципальную должность. Резюме: быстрее идите в отдел кадров.

В свободное от основной работы время госслужащий имеет право быть занятым на другой работе. Данное положение устанавливается Ст. 14 Федерального закона от 27.05.2004 №79-Ф3.

Если конечно нет ведомственных и иных ограничений. Например если вы военнослужащий или сотрудник ОВД.

Кандидат в депутаты Тамбовской областной Думы по ОИК № 8 Корнев М.О. подал в окружную избирательную комиссию необходимые документы для регистрации в качестве его доверенных лиц депутатов Мичуринского городского Совета депутатов четвертого созыва (Галдина О.В., Горлов В.Ф., Пронькин В.А., Павловского С.Л.).

Постановлением от 28.01.2011 г. № 26/11 окружная избирательная комиссия отказала в регистрации доверенными лицами упомянутых граждан. Свой отказ окружная избирательная комиссия обосновала ссылками на п. 2 ст. 43 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, части 1,2 и п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и на разъяснение Центризбиркома РФ от 19.06.2007 г. № 05-12/2168.

Данный отказ является незаконным и нарушающим права кандидата Корнева М.О.

Пункт 2 статьи 43 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ устанавливает ограничения на назначение доверенными лицами кандидата следующих лиц:
— кандидаты;
— лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности,
— главы местных администраций,
— работники аппаратов избирательных комиссий,
— государственные и муниципальные служащие, если не представлен приказ об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

Вышеупомянутые депутаты Мичуринского городского Совета депутатов не подпадают ни под одну указанную категорию.

Следует отметить, что депутат представительного органа муниципального образования не является муниципальным служащим, поскольку муниципальным служащим признается лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч. 2 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ).

Депутаты представительного органа муниципального образования не являются также лицами, замещающими выборные муниципальные должности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определены понятия «депутата», «должностного лица местного самоуправления» и «выборного должностного лица местного самоуправления»:
депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
Согласно ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления, по общему правилу, не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования.

То есть, данный Закон разграничивает статус «выборного должностного лица» и «депутата».
На данное обстоятельство указывает и ст. 172 Трудового кодекса РФ, которая упоминает о трудовых гарантиях для работающих на выборных должностях в органах местного самоуправления именно на постоянной основе.

Соответственно, депутат представительного органа согласно действующего законодательства не замещает выборную муниципальную должность, поскольку не обладает полномочиями должностного лица.

Статья 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ лишь регламентирует статус, полномочия и численность представительного органа муниципального образования.
Пункты статьи 35 данного Закона вообще не относятся к деятельности муниципальных депутатов, что говорит об явной произвольности ссылок окружной избирательной комиссии.

Что касается правовой позиции Центризбиркома РФ, изложенной в письме от 19.06.2007 г. № 05-12/2168, следует отметить следующее:
Данное разъяснение было дано исходя из положений действовавшего на тот период времени законодательства.
В частности, Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ определял понятие «выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов», к коим относил депутатов органа местного самоуправления.
В субъектах РФ определялись соответствующие Реестры выборных муниципальных должностей (например, Закон Краснодарского края от 24.09.2002 г. № 159-КЗ).

В настоящее время понятие «выборная муниципальная должность» в действующем законодательстве не используется и поэтому не должно применяться.
Учитывая, что любой запрет на осуществление той или иной деятельности (помимо исполнения депутатских обязанностей) является ограничением статуса депутата органа местного самоуправления, такой запрет может устанавливаться федеральным законом, поскольку ныне действующий Федеральный закон № 131-ФЗ не относит вопрос о статусе к предметам регулирования законов субъектов РФ.

Статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ установила исчерпывающий перечень ограничений, связанных со статусом депутата, — запрета быть доверенными лицами кандидатов в депутаты им не установлено.

Кроме того, любое ограничение прав кандидата, как гарантия реализации избирательных прав граждан (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), должно соответствовать основополагающему принципу избирательного законодательства — обеспечению равенства прав и обязанностей кандидатов (ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) и вводиться для обеспечения свободного волеизъявления граждан РФ на основе демократических принципов (преамбула Федерального Закона 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Учитывая положения ст. 19 и 55 Конституции РФ любое ограничение (запрет) должно ясно и четко устанавливаться в избирательном законодательстве.

Ясного и четкого запрета на назначение депутатов представительных органов власти доверенными лицами кандидатов в действующем избирательном законодательстве не установлено.

На основании изложенного, следует, что постановление Окружной избирательной комиссии Мичуринского одномандатного избирательного округа № 8 является произвольным, незаконным и может быть отменено в судебном порядке.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "


Выдержки из федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и Разъяснения о порядке деятельности доверенных лиц кандидатов на должность Президента Российской Федерации

Нам выпала честь представлять интересы народного кандидата в Президенты Российской Федерации Грудинина Павла Николаевича.

На сайте ПДС НПСР выложена Памятка для доверенных лиц, объясняющая, что можно и что нельзя делать доверенному лицу но, на всякий случай, высылаем ее вам и письмом. Просим вас внимательно ознакомиться с данным документом и достойно пронести звание доверенного лица в течение всей избирательной кампании.

Мы заинтересованы в том, чтобы вы эффективно использовали предоставленные возможности в работе по агитации и разъяснению Программы Народного Кандидата.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, касающиеся данного документа, просим вас связаться со штабом для уточнения.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах Президента Российской Федерации"

Доверенные лица в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в Центризбиркоме и получить в избирательной комиссии удостоверения. Постановление о регистрации должно быть выпущено в течение пяти дней с момента подачи заявления на регистрацию кандидатом, партией или самим гражданином.

При этом статус доверенного лица не окончателен. Кандидат в президенты или политическая партия могут заменить доверенное лицо на другое, а также сам гражданин может сложить с себя полномочия по собственной инициативе. При этом удостоверение, дающее полномочия доверенному лицу, должно быть возвращено в ЦИК.

На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Основная задача доверенного лица – агитировать в пользу своего кандидата.

Доверенное лицо вправе:

- осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную ( организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидатов, представлять их предвыборные программы

- выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях

- участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в уполномоченный орган местного самоуправления

- присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата, списка кандидатов и нижестоящих избирательных комиссий (н а заседании избирательной комиссии любого уровня, как правило, могут присутствовать не более двух доверенных лиц одного кандидата на должность Президента Российской Федерации)

- присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении участковыми избирательными комиссиями и территориальными избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования (в том числе на избирательных участках в воинских частях)

- знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов

- участвовать в жеребьевках, проводимых избирательной комиссией при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям

- обжаловать решения и действия и/или бездействие избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд

- присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии

- н е имеет полномочий наблюдателя, но сам может назначать наблюдателей.

Доверенное лицо не вправе:

- участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации

- вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий

- расписываться за избирателя, в том числе и по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня

- заполнять за избирателя, в том числе и по его просьбе, избирательный бюллетень на выборах

- выдавать избирателям избирательные бюллетени для голосования

- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования

- принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней

- осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц

- осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом

- по письменному поручению кандидата …доверенные лица кандидата могут назначать членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

С момента регистрации возникает правовой статус кандидата на выборную должность, который с помощью широкого спектра правовых средств обеспечивает трудовые права кандидата, недопущение его необоснованного привлечения к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата. Совокупность прав и обязанностей, а также полномочий кандидатов в депутаты довольно объемная, стабильная, гарантированная и защищенная. Не случайно избирательные споры по проблемам правового статуса кандидатов в депутаты практически отсутствуют.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.

Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж. Статья 20 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.) раскрывает понятие трудового стажа, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 17Э-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2002 г.).

Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием освобождения является подача заявления. Администрация обязана издать соответствующий приказ об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении, и на любое время в пределах определенного срока избирательной кампании (до официального опубликования результатов выборов).

Как следует из ст. 128 Трудового кодекса РФ, работодатель в подобных случаях обязан предоставить работнику — зарегистрированному кандидату в указанных случаях отпуск без сохранения заработной платы. Однако по согласованию между работодателем и работником — зарегистрированным кандидатом в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае отказа в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Чтобы обеспечить избирательные права военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел. федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры. Указом Президента РФ от 30 мая 1997 г. предусмотрено предоставление им, если они зарегистрированы в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной власти этих субъектов, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления, отпуска без сохранения денежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов.

Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избирательной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.

1. Зарегистрированный кандидат в течение названного срока по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата на выборную должность.

2. Зарегистрированный кандидат без согласия прокурора, а кандидаты в депутаты Государственной Думы — без согласия Генерального прокурора РФ не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты в судебном порядке административному наказанию. При даче такого согласия прокурор немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

3. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

4. Кандидат вправе в любое время, но не позднее срока, указанного в законе, снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию (так, кандидат на пост Президента РФ может это сделать не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае вынуждающих к тому обстоятельств — не позднее чем за один день до дня голосования). Такое заявление не подлежит отзыву. Если кандидат был зарегистрирован.

то на основании полученного заявления избирком принимает решение об аннулировании регистрации этого кандидата. Отозвать его вправе также политическая партия по решению органа, выдвинувшего кандидата на выборную должность. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть отложены на определенный законом срок. При назначении повторного голосования кандидаты, вышедшие во второй тур (повторное голосование), сохраняют свой статус, остальные утрачивают его со дня назначения повторного голосования.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубликования результатов выборов, а при досрочном выбытии — с даты выбытия. В случае, предусмотренном законом, кандидат, занявший место выбывшего кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.

Вместе с тем законодатель предусмотрел и определенные ограничения, связанные с должностным или служебным положением кандидата. Так, кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения закон понимает следующее:

1) привлечение лиц. находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности.

способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума (данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране);

5) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций. либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с законом;

7) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

8) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

Естественно, соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами. Президентом РФ своих полномочий и выполнению ими обязанностей перед избирателями.

Вместе со статусом кандидата в депутаты законодательно определен и статус члена или уполномоченного представителя инициативной группы. Следует отметить, что статус члена или уполномоченного представите. инициативной группы — это их правовое положение, т.е. установленная законом совокупность прав и обязанностей, а также гарантий их деятельности. Ранее в избирательном законодательстве их статус не закреплялся в отдельной статье, хотя «собирательный образ статуса» можно было составить, проанализировав все статьи, регулирующие деятельность инициативной группы. Законодатель и на этот раз не стал детально определять статус члена или уполномоченного представителя инициативной группы в отдельной статье, а ограничился лишь запретом, адресованным членам и уполномоченным представителям инициативных групп, на использование преимуществ их должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того либо иного ответа на вопрос референдума.

Читайте также: