Может ли госслужащий быть представителем в суде по гражданскому делу

Опубликовано: 17.09.2024

1. Представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены, за исключением лиц, указанных в статье 51 настоящего Кодекса.

2. Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.

4. Требования, указанные в части второй настоящей статьи, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, профессиональные союзы, их организации, объединения, представляющие в суде интересы лиц, являющихся членами профессиональных союзов, по спорам, связанным с нарушением или оспариванием прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также на иных лиц, указанных в федеральном законе.

Комментарий к статье 49 ГПК РФ. Лица, которые могут быть представителями в суде

Статья 49 ГПК РФ

В статье 49 ГПК РФ перечислены лица, которые могут быть представителями при рассмотрении гражданского дела в суде. Первым критерием является дееспособность представителя. Что такое гражданская процессуальная дееспособность, какие лица считаются дееспособными в гражданском процессе, можно узнать из статьи 37 ГПК РФ.

Вторым важным критерием представителя является надлежащее оформление его полномочий. Причем полномочия должны быть оформленными у всякого представителя, является ли он юристом предприятия. государственным служащим или представляет интересы в силу прямых указаний закона. Подробнее об оформлении полномочий представителя указано в статье 53 ГПК РФ.

В новой редакции статьи 49 ГПК РФ введен образовательный ценз для представителей, которые принимают участие в рассмотрении гражданских дел во всех инстанциях, за исключением начального уровня (мировые и районные суды).

Обычно в качестве представителей граждан в суде выступают адвокаты и профессиональные юристы. Как правило отношения с такими представителями являются договорными, на возмездной основе. Такие представители ведут свою деятельность официально, имеют собственный офис, не скрывают своей профессиональной принадлежности и известны в юридических кругах. В подавляющем большинстве ситуаций лучше обращаться за помощью именно к таким представителем, чтобы быть уверенным, что их деятельность действительно принесет пользу представляемому лицу.

Нередко граждане в качестве своих представителей привлекают лиц, вообще не имеющих юридического образования. Хочется предупредить, что в таких ситуациях помощь представителя может быть сомнительна, а чаще даже идти во вред интересам представляемого лица. Рекомендуем в этом случае самостоятельно участвовать в каждом судебном заседании, контролируя весь ход гражданского процесса.

В качестве представителей организаций чаще всего выступают штатные юристы, однако возможно привлечение и сторонних юристов, выполняющих свои обязанности по договору.

В качестве законных представителей (статья 52 ГПК РФ) выступают родители, опекуны и попечители, а также усыновители. Законными представителями могут выступать органы опеки и попечительства, а также администрация организации, где ограниченно дееспособный гражданин находится под надзором.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями. , то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  4. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  5. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  6. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают



Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ "О противодействии коррупции" или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Об этой отчетности бывших муниципальных служащих узнала случайно. И о том, что нельзя становиться самозанятой, тоже - и вот сейчас вновь увидела на Т—Ж. А у меня самозанятость оформлена с этого года. Шо делать? Срочно бежать сниматься с учета? Или сразу в сторону границы бежать? Какие последствия?

Конечно, сейчас корю себя за скудоумие и за то, что не подумала об этом раньше. Пыталась разобраться самостоятельно, но в целом списке постановлений, указов Президента и писем Минтруда совсем запуталась - юридически я совершенно беспомощна. Как теперь понять, отношусь ли я к тем счастливчикам, кто навсегда испортил себе трудовую и отрезал путь к дальнейшему нормальному трудоустройству?


Mira, добрый день. Я являюсь муниципальным служащим. Тем не менее, я не подписываю никаких документов, связанных с распределением бюджетных средств.
Работники наших подведомственных учреждений муниципальными служащими не являются, то есть может быть и так, что вы не муниципальный служащий.
Но! Лучше уточнить это в вашем отделе кадров(!).
То, что вы подписывали листы ознакомлений с основными законами, связанными с ограничениями и запретами, может косвенно свидетельствовать о том, что вы замещаете муниципальную должность. Резюме: быстрее идите в отдел кадров.

В свободное от основной работы время госслужащий имеет право быть занятым на другой работе. Данное положение устанавливается Ст. 14 Федерального закона от 27.05.2004 №79-Ф3.

Если конечно нет ведомственных и иных ограничений. Например если вы военнослужащий или сотрудник ОВД.

Законодательство разрешает присутствие в суде представителя гражданина. Причиной может стать болезнь, вынужденный отъезд, недееспособность или желание получить помощь со стороны компетентного лица.

Новый закон

Хотя изменения в процессуальный кодекс появились около года назад многие не знают о важных условиях участия в судебном процессе. Граждане четко понимают, что представителям поручают выполнение определенных задач, оговоренных в документе, который должен быть заверен нотариально. До 01.10.2019 в гражданском процессе защита интересов другого лица была дозволена практически любому человеку, в том числе и самому заявителю.

В настоящее время представительство разрешено на следующих основаниях:

  • наличие ученой степени в сфере юриспруденции;
  • диплом о высшем юридическом образовании (бакалавр, специалист, магистр);
  • наличие статуса адвоката.

На районные суды и мировых судей такое правило не распространяется. В этом случае могут представительствовать граждане без юридического образования. В свою очередь адвокаты должны предъявить ордер и удостоверение.

Однако с целью защиты интереса и прав другого лица в апелляции, кассации, в Верховном суде Российской Федерации, в областном суде первой инстанции следует подтвердить наличие диплома или специального статуса в соответствии с федеральным законом.

Интересы детей, недееспособных лиц отстаивают родители, опекуны, попечители. Если привлеченный к ответственности гражданин по каким-то причинам отсутствует, от его имени представительствует другое лицо, которое вправе управлять его имуществом.

Некоторое время назад защиту интересов в судах разрешалось доверять узким специалистам без юридического образования: экономистам, маркетологам, налоговым инспекторам. Сегодня они могут быть привлечены с целью консультирования по различным вопросам, в которых компетентны. Но участвовать в гражданских судах уполномочен исключительно юрист или адвокат


представитель в суде в Казани

Кто не может быть представителем

Представителями в суде по гражданским делам не могут быть, в частности, судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (ст. 51 ГПК РФ).

Оформление полномочий

Личное участие в деле гражданина (законного представителя) не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч. 1 ст. 48 ГПК РФ). Как правило, уполномоченными представителями граждан в суде являются юристы или адвокаты, отношения с которыми строятся на основании гражданско-правового договора.

Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке либо (ч. 2 ст. 53 ГПК РФ) или ином порядке, предусмотренном законом.

  • Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией работа нотариусов осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации. Порядок работы рекомендуем предварительно уточнить (п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).

Также доверитель вправе указать своего представителя и определить его полномочия непосредственно в суде. Данное заявление можно сделать устно (оно заносится в протокол судебного заседания) или оформить письменно в произвольной форме (ч. 6 ст. 53 ГПК РФ).

В доверенности обязательно должна быть указана дата ее совершения, поскольку без указания этой даты она является недействительной. Доверенность может быть выдана на любой срок, но если конкретный срок в ней не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

  • Важно! Лицо, выдавшее доверенность на ведение дела в суде и впоследствии отменившее ее, обязано незамедлительно известить об отмене суд, рассматривающий дело (ч. 2 ст. 54 ГПК РФ).

Представитель в том числе имеет право:

  • обжаловать постановление суда, с которым не согласен;
  • мирно завершать споры;
  • признавать, подписывать иски, предъявлять встречные;
  • получать имущество, которое было присуждено;
  • передавать документы в третейский суд;
  • передоверять полномочия;
  • требовать уменьшения размера взысканий.

Представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако некоторые полномочия необходимо специально оговорить в доверенности.

Гражданская коллегия ВС РФ поразила меня обычно не свойственной ей креативом и смелостью. Ни много ни мало, ВС РФ признал за юридическим лицом право быть представителем в суде. Содержание судебного акта свидетельствует о том, что дело было передано именно для решения этого вопроса. То есть, данная правовая позиция не носила второстепенный характер и не была сказана «до кучи». Выражаясь красивым юридическим языком, она является ratio decidendi (сущностью решения), а не obiter dictum (попутно сказанным).

Речь идет об Определении от 27.09.2016 г. № 36-КГ16-10: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1477734

Фабула дела, сводилась к следующему.

Гражданин Медведем А.С. выдал ООО «Юрколлегия» доверенность на представление интересов в суде. Для реализации своих полномочий ООО «Юрколлегия» оформило доверенность на имя Комарова А.С., уполномочив его совершать от имени ООО «Юрколлегия» процессуальные действия. Таким образом, сложилась следующая структура правовых связей:

1) лицо, участвующее в деле - Медведев А.С.;

2) представитель Медведем А.С. (по доверенности) - ООО «Юрколлегия»;

3) представитель ООО «Юрколлегия» (по доверенности) - Комаров А.С.

Комарова А.С., действуя как представитель ООО «Юрколлегия», подписал апелляционную жалобу Медведев А.С.

Суд апелляционной инстанции оставил жалобу без рассмотрения по существу. Суд указал, что по смыслу ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть только физические лица, в связи с чем, жалоба, подписанная представителем от имени юридического лица, которому выдана доверенность на представление интересов Медведева А.С., не соответствует требованиям ч. 3 ст. 322 ГПК РФ.

Однако ВС РФ не согласился с мнением суда апелляционной инстанции, мотивирую свою позицию следующим (текст выделен мной):

«Как предусмотрено ст. 49 ГПК РФ, представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела.

Таким образом, положения ст. 49 ГПК РФ не содержат указания на то, что представителем в суде может являться только физическое лицо. Данная норма права предусматривает, что лицо, представляющее интересы в суде, должно быть дееспособным и его полномочия должны быть оформлены надлежащим образом.

Дееспособность юридического лица (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) возникает одновременно с его правоспособностью.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Ч. 1 ст. 37 ГПК РФ также наделяет организации гражданской процессуальной дееспособностью - способностью своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю.

Из общих принципов осуществления гражданского судопроизводства и содержания приведенных норм права следует, что если лицо способно своими действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности от своего имени, то оно способно делать это и от чужого имени (если ему прямо не запрещено быть представителем в силу его должностного положения).

Лица, которые не могут быть представителями в суде, указаны в ст. 51 ГПК РФ, ими являются судьи, следователи, прокуроры, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Данный перечень является исчерпывающим, юридические лица (организации) в нем не указаны.

Юридическое лицо, способное своими собственными действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности, не может быть ограничено в выборе: от своего или от чужого имени ему действовать, если оно наделено соответствующими полномочиями, оформленными в предусмотренном законом порядке.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что ООО "Юрколлегия" не может быть представителем в суде, является неверным».

Заслуживает ли одобрения позиция, на которую встал ВС РФ?

В принципе, серьезных теоретических препятствий для признания за юридическим лицом возможности быть представителем в суде (процессуальная трансдееспособность) я не вижу. При желании конструкция юридического лица может найти свое применение и в институте судебного представительства. Но существует ли в этом необходимость?

Появление такого субъекта права как юридическое лицо во многом было обусловлено потребностями имущественного оборота. На определенном уровне экономического развития стало удобно или точнее просто необходимо появление субъекта, отличного от физического лица. В то же время нельзя забывать, что конструкция юридического лица служит сугубо утилитарным целям, а допустимость ее использования в тех или иных отраслях права зависит о того, насколько специфика тех или иных общественных отношений подразумевает целесообразность ее использования. Например, сегодня в гражданском праве такой субъект как юридическое лицо является необходимым, но в уголовном праве мы легко без него обходимся и еще долго будем обходиться.

Применительно к процессуальному праву я придерживаюсь мнения, что появление представителя-юридического лица является нецелесообразным, за исключением редких случаев прямо предусмотренных законом. Конечно, можно привести примеры, свидетельствующие о возможных преимуществах и удобствах как для самого представляемого, выдавшего доверенность процессуальному представителю-юридическому лицу, так для такого юридического лица. Однако вряд ли эти примеры являются настолько важными и широко распространёнными, чтобы ради этого признавать за юридическим лицом процессуальную трансдееспособность. Представление интересов в суде неразрывно связано с деятельностью определенного физического лица. Какое бы юридическое лицо ни было указано в доверенности, в суд придет человек и прилагая свои усилия, будет отстаивать интересы участвующего в деле лица. На качество его деятельности никак не повлияет тот факт, выдал ли доверитель доверенность непосредственно на него или связанное с ним юридическое лицо. В равной степени, появление процессуальных представителей-юридических лиц не способно сыграть какую-либо положительную роль для повышения качества правосудия. В такой ситуации искусственно умножать юридические сущности и усложнять институт судебного представительства, на мой взгляд, нет никакого смысла. Также не следует забывать, что, допустив в процесс представителя-юридическое лицо, мы создаем дополнительные трудности, связанные с проверкой полномочий физических лиц, действующих от имени такого юридического лица.

Однако выбирая между ограничительным и буквальным толкованием ст. 49 ГПК РФ судьи ВС РФ предпочли буквальное толкование, хотя, на мой взгляд, более правильным было бы исходить из ограничительного толкования, признавая, что законодатель имел в виду не просто «дееспособное лицо», а именно «дееспособное физическое лицо». Более того, я уверен, что ни разработчики ГПК РФ, ни сами законодатели даже представить себе не могли, что в ст. 49 ГПК РФ они открыли дорогу представителю-юридическому лицу.

Очевидно, что апеллянт стал заложником неопределённости положений ст. 49 ГПК РФ и безответственности судей апелляционной инстанции. Обжалуя решение, апеллянт предпринял все необходимые от него действия, чтобы соблюсти требования ГПК РФ к содержанию и порядку подачи апелляционной жалобы. Между тем, апелляционный суд, вместо того, чтобы устранить сомнения относительно полномочий лица, подписавшего апелляционную жалобу, возвратил ее без рассмотрения по существу. В такой ситуации суд апелляционной инстанции, вопреки задачам гражданского судопроизводства, своими действиями лишил апеллянта права на пересмотр решения суда первой инстанции в апелляционном порядке. Хотя по смыслу ст. 49 ГПК РФ юридическое лицо не может являться представителем, при наличии имеющейся в материалах дела доверенности, суду апелляционной инстанции следовало разъяснить апеллянту положения указанной нормы, выяснить его мнение относительно подачи апелляционной жалобы и при необходимости предоставить ему разумной срок для оформления полномочий представителя в установленном законом порядке. Поскольку этого сделано не было, определение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения подлежало отмене.

Статья поможет судебным представителям и доверителям

Проблема

Судьи могут потребовать, чтобы доверитель, например, директор компании, лично пришел на заседание. Им недостаточно того, что от лица руководителя выступает по доверенности юрист. Для суда может не быть аргументом норма АПК, по которой граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей.

Если доверитель не придет на слушание, суд может истолковать такое поведение по логике «не приходит, значит, что-то скрывает». К тому же есть риск того, что судья расценит неявку как признание обстоятельств, на которые ссылается процессуальный оппонент.

Позиция судов

Часто в определении о назначении судебного заседания есть фраза, что явка сторон в суд обязательна. Ее могут включить шаблонно, но иногда судья действительно хочет видеть сторону процесса либо директора компании или акционера, который подал иск. На вопрос, можно ли наложить штраф на лицо, которое не явилось по требованию, суды отвечают по-разному.

Сторонники первой позиции считают, что суд вправе штрафовать за неявку, и используют общее правило части 4 статьи 156 АПК. Согласно норме, если в заседание не явились лица, участвующие в деле, явку которых в соответствии с АПК суд признал обязательной, он может наложить на них судебный штраф.

Пример: суд обязал лично явиться в заседание арбитражного управляющего, так как судье не хватило факта присутствия в заседаниях представителя стороны. Управляющий не пришел, в итоге на него наложили штраф из-за недобросовестного отношения к процессуальным обязанностям и проявления неуважения к суду. Сторона обжаловала определение о наложении штрафа в вышестоящих судах, но те согласились с первой инстанцией.

В другом деле суд потребовал личного присутствия генерального директора общества, несмотря на то, что на каждом заседании был его представитель. Апелляция оставила решение в силе.

Кассация не согласилась с нижестоящими судами. Первая инстанция не пояснила, зачем директору лично участвовать в разбирательстве и какие пояснения относительно обстоятельств дела он должен дать. Также не было сказано, что ему необходимо представить какие-то документы либо принять участие в отдельных процессуальных действиях.

По второй, преобладающей, позиции по гражданским делам суд не вправе обязывать сторону явиться в судебное заседание и тем более обязывать лично присутствовать директора, акционера либо арбитражного управляющего на заседании. Даже если суд обяжет прийти кого-то из этих лиц, а они не исполнят эту обязанность, оснований для наложения штрафа нет.

Суды считают, что если явку стороны признали обязательной, то штраф за неявку в судебное заседание можно наложить только в случаях, которые предусматривает кодекс. Это возможно лишь по спорам, которые вытекают из административных и иных публичных правоотношений.

Например, такой вывод сделал Арбитражный суд Северо-Западного округа. Он указал, что возможность установить обязательную явку лиц, участвующих в деле, имеет строго ограниченную область применения. Штрафовать за неучастие стороны в процессе по гражданским делам недопустимо.

Аналогичную позицию высказывали и суды других регионов В частности, суд Московского округа добавлял, что штраф нужно налагать за неисполнение обязанности представить доказательства по неуважительной причине, неуважение к суду и неисполнение судебного акта.

Как обосновать, что личная явка не обязательна

Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Представитель может совершать от имени представляемого все процессуальные действия, которые разрешил доверителю закон. Поэтому вопросы, которые возникают у суда или участвующих в деле лиц к стороне спора, можно адресовать его представителю. Тот, в свою очередь, будет информировать доверителя об интересующих суд или сторону обстоятельствах.

Пример: первая инстанция наложила штраф за неисполнение определения о личном присутствии в заседании предпринимателя, хотя его представитель посещал все заседания. Апелляция оставила определение в силе.

Кассация, а затем и ВАС с нижестоящими судами не согласились. Высшая инстанция указала, что суд может признать явку лиц, участвующих в деле, обязательной, только если обязательность явки следует из положений АПК. В определении первой инстанции и постановлении апелляционной инстанции нет ссылок на нормы кодекса, в силу которых явку истицы в предварительное судебное заседание можно было бы признать обязательной.

В деле во всех заседаниях в первой инстанции принимали участие представители истца, что соответствует АПК. При таких обстоятельствах нет оснований для штрафа.В ГПК нет аналогичного правила о штрафе за неявку на судебное заседание, как нет и фактов их наложения в практике судов общей юрисдикции.

С другой стороны, можно предположить, что если сторона неоднократно не исполняет определение суда о личном присутствии в заседании, то она проявляет неуважение к суду. Не дать суду возможность наложить штраф в этом случае странно, поскольку штраф — это мера юридической ответственности в виде имущественной санкции.

Суд применяет ее к лицам, которые не исполняют возложенные на них законом обязанности или требования суда. Он должен быть вправе принять решение о наложении штрафа в рамках своих дискреционных полномочий на основе конкретных обстоятельств дела и законодательства.

Однако для сторон судебного разбирательства санкцией за отсутствие в заседании должно быть то, что дело рассмотрят в их отсутствие и суд признает обстоятельства, на которые ссылается другая сторона, признанными или доказанными. Внутреннее убеждение судьи в отсутствие одной стороны может сформироваться в пользу ее оппонента.

Возложить штраф на сторону за то, что она не исполнила определение суда об обязательной явке по делам из гражданских правоотношений — противоречит сущности гражданского судопроизводства и его диспозитивным принципам, когда стороны сами выбирают, участвовать или не участвовать в заседаниях. Таким выбором может быть неявка в заседание либо участие в процессе через представителя.

Ответственностью за этот выбор должно быть рассмотрение дела в отсутствие стороны, которая не может осуществить большинство своих прав и донести до суда свою позицию и доказательства. Тем самым она рискует проиграть спор, в чем и проявляется принцип состязательности. Одно из проявлений этого принципа — правило, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Читайте также: