Может ли музыкальный руководитель брать детей с прогулки для индивидуальной работы

Опубликовано: 17.09.2024

Белова Татьяна Юрьевна

Этот материал будет интересен педагогам, которые решили попробовать свои силы в роли музыкального руководителя ДОУ. Это первая часть работы, в которой представлена не теория, а опыт работы за 20 лет.

ВложениеРазмер
muzykalnye_zanyatiya.docx 28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.

1. Роль музыкального руководителя в дошкольном учреждении.

Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом - исполнителем и педагогом - музыкантом. Знание психолого - педагогических особенностей и закономерностей воспитательно- образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.

Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Это прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.

Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями.

2. Обязанности музыкального руководителя.

Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми и воспитателями.

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Музыкальный руководитель организует и проводит непосредственно саму деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы, которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.

На занятиях осуществляется также разностороннее развитие детей (умственное, эстетическое, физическое). Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Взаимодействует с педагогическим коллективом ДОУ.

1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;

2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;

3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;

4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;

5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;

6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;

7. Участие в педагогических советах ДОУ.

3. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

Будучи молодым и неопытным педагогом вы можете столкнуть с таким фактом, что воспитатель будет считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не будут считать нужным даже и присутствовать, полагая, что за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.

Воспитатель является активным участником педагогического процесса. Он помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Функции воспитателя в каждой возрастной группе различны, а степень активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально – ритмической деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая - в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя (при знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует).

Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий!

Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять , а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.

Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель – педагог должен обладать определенным объемом музыкально - эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельности детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкальной зоны, атрибутов, пособий и т.д.

Таким образом, основные вопросы музыкально – эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений .

4. Что входит в ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ в сфере музыкального воспитания в ДОУ:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.


2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.


3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.


4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.


5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.


7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.


8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).


9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.


10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.


11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.


12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.


13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.


14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.


15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.


16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.


17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.


18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.


19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.


20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Для оценки компетенции воспитателя в отношении его роли в музыкальном воспитании детей можно провести анкетирование.

Активность воспитателя зависит от трех факторов


1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.


2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.


3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте». Необходимо (желательно!), чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. В связи с оптимизацией здесь могут возникнуть сложности, т.к. теперь работают 3 воспитателя на 2 группы.

6. Структура музыкального занятия

Вводная часть занятия :

Музыкально-ритмические упражнения, движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.

Основная часть занятия:

Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.

Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.

Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.

Заключительная часть занятия:

Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:


Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
Функционал воспитателя во время слушания музыки:
· личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
· во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;
· когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;
· следит за дисциплиной;
· оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний.
Функционал воспитателя во время распевания и пения:
· не участвует во время быстрых опросных упражнений;
· следит за правильной осанкой;
· во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем -дети.
· поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
· воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;
· поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
· при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
· не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры:
· участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
· исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
· следит за правильной осанкой;
· следит за качеством выполнения всего программного материала;
· дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей);
· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
· корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
· разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
· берет одну из ролей в сюжетной игре;
· наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Функционал воспитателя во время игры на ДМИ:
· участвует в показе либо в моделировании приемов игры;
· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов; в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;
· помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями); детям;
· корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях;
· оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами
· наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Воспитатель перебивает исполнение
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Прогулка - режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении.

Цель прогулки- укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
  • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • способствовать познавательно - речевому, художественно - эстетическому, социально - личностному развитию детей.

Виды прогулки (по месту проведения):

  • на участке Учреждения;
  • пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
  • в функциональных помещениях детского сада (в актированные дни).

Виды прогулок по содержанию:

  • Традиционная;
  • Тематическая;
  • Целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
  • Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);
  • Поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

Требования к оборудованию и санитарному состоянию
участка детского сада для проведения прогулок.

  1. Оборудование и санитарное состояние детского сада должно соответствовать требованиям СанПиН.
  2. Зона игровой территории включает в себя площадку для игр с современным игровым оборудованием.
  3. Уборка территории участка проводится родителями (дворником) ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории.
  4. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.
  5. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки.

Требования безопасности

при организации прогулок на участке детского сада.

  1. Перед выходом детей на прогулку дворник Учреждения осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
  2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий.
  3. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
  4. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
  5. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.
  6. В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
  7. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

S Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

  1. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Требования к подготовке и возвращению с прогулки.

  1. Подготовка и возвращение с прогулки.
  2. Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
  3. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
  • воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
  • помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
  • воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
  • в помощь при одевании каждой подгруппы раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала детского сада согласно «Графика оказания помощи сотрудниками при одевании детей на прогулку»;
  • детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
  1. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: вначале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.
  2. Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем.
  3. Помощник воспитателя помогает детям развязывать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в кабинку. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.
  4. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру - мытье ног.

Требования к одежде детей и её хранению:

  1. В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;
  2. Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

Требования к содержанию прогулок на участке Учреждения.

  1. Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
  • наблюдение;
  • двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
  • трудовые поручения;

— самостоятельная деятельность детей.

  1. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем - наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
  2. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
  3. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
  1. Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.
  2. При планировании наблюдений воспитатель придумывает:
  • оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
  • приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
  • приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

Организация детской активности

  1. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать подвижные игры и физические упражнения:

На утренней прогулке:

в младшей группе - 6 - 10 минут;

в средней группе - 10-15 минут;

в старших и подготовительных - 20-25 минут.

На вечерней прогулке:

в младших и средних группах - 10-15 минут,

в старших и подготовительных - 12 -15 минут.

  1. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте - спортивными играми, играми с элементами соревнований.
  • К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, катание на велосипедах, самокатах.
  • К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей; организация самостоятельной двигательной активности, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды; индивидуальные задания (в соответствии с календарным планированием).
  1. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
  2. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
  3. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
  4. Особенности организации двигательной активности в зимний период:
  • в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
  • при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого - либо текста.
  1. Организация индивидуальной работы:
  • в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно - речевому, социально - личностному, физическому или художественно - эстетическому развитию детей;
  • с этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.
  1. Трудовые поручения:
  • воспитатель привлекает детей к сбору игрушек;
  • оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки;
  • уходу за растениями и т.д.
  1. Самостоятельная деятельность:
  • В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующий санитарно - гигиеническим требованиям.
  • Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельность детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.

Требования к организации прогулок за пределами участка Учреждения.

  1. Планирование прогулок за пределы участка планируются со второй младшей группы.
  2. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим.
  3. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут исследования, согласовывать с руководителем детского сада. Маршрут движения группы должен предусматривать как можно меньшее пересечение проезжей части и, по возможности, использование только регулированных переходов.
  4. Руководитель ДОУ проводит целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий за пределы участка детского сада со всеми работниками, сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку. Руководитель Учреждения издает приказ об ответственности за охрану жизни и здоровья детей.
  5. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых на 15 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут следования и согласовывать его с руководителем Учреждения.
  6. Если по каким - то причинам дети из группы остались в Учреждении, они по указанию руководителя Учреждения находятся под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.
  7. Детей во время прогулок, экскурсий должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
  8. Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов и игрушек.
  9. Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
  10. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.
  11. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группу детей по левой стороне навстречу движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только в светлое время.
  12. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы растянувшийся строй сгруппировался.
  13. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным переходам, а если их нет - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
  14. На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим ее сторонам лицом навстречу движению транспортных средств с поднятыми красными флажками. В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части сопровождающие остаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую часть после последней пары детей.
  15. При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что их сигналы восприняты, старший сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают переход после последней пары детей.
  16. Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов или перекрестков разрешается только как исключение, в одном случае: вне населенных пунктов при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка. Пересекать проезжую часть разрешается под прямым углом к краю проезжей части и только на участках без разделительной полосы и ограждений, там ,где она хорошо просматривается в обе стороны. Перед началом пересечения группой проезжей части сопровождающие выходят на нее, становятся с поднятыми красными флажками лицом навстречу движению транспортных средств. Убедившись в безопасности перехода, старший сопровождающий подает команду, разрешающую начало перехода.
  17. Необходимо избегать прогулок по улицам с большим движением.
  18. По окончании прогулки, экскурсии, проверить количество воспитанников, сообщить руководителю о возвращении.

Требования к организации прогулки в помещениях Учреждения в актированные дни или при
неблагоприятных погодных условиях.

  1. В зимний период, в соответствии с графиком определения погодных условий, для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ, утвержденным приказом заведующей ДОУ исключается или сокращается время пребывания детей на свежем воздухе.
  2. В дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе необходимо компенсировать недостаток двигательной активности детей хорошо продуманной организацией динамической (двигательной) прогулки в помещениях учреждения, в соответствии с графиком прогулок в актированные дни.
  3. В содержание прогулки в групповых и функциональных помещениях должны быть включены все структурные элементы (см. выше) с учетом имеющихся условий.
  4. Организация прогулки при сниженной температуре в прогулочной зоне Учреждения с детьми раннего возраста:
  • для наблюдения за изменением температуры необходимо наличие термометра: на высоте 80 см от пола;
  • на прогулку и с прогулки детей сопровождает помощник воспитателя;
  • в начале прогулки воспитатель организует подвижные игры с большей двигательной активностью для поддержания положительно - эмоционального тонуса, в которых все дети участвуют одновременно или подгруппами, далее - игра средней подвижности;
  • в заключении прогулки воспитатель организует спокойные игры или самостоятельную деятельность детей.

Требования к продолжительности прогулки.
Режим длительности проведения прогулок на улице.

Работаю музыкальным руководителям в детском саду образование средние, музыкальная школа и первый курс дошкольное образование. Имею я право занимать должность музыкального руководителя?

Имеет ли право заведующая детского сада, в отсутствии в детском саду музыкального руководителя, потребовать с воспитателя предоставить сценарий утренника и его проведение.

Имеет ли право заведующая детским садом заставить воспитателя полностью готовить утренники без музыкального руководителя? Музыкального руководителя в данный момент в саду нет. И имеет ли право воспитатель отказаться это делать?

Дает ли совмещение должностей музыкального руководителя (0,75 ставки) и воспитателя (0,5 ставки) в одном детском саду право на получение досрочной пенсии?

М-62/2015 М-62/2015 от 6 мая 2015 г. по делу № 2-95/2015 как пример на сайте http://sudact.ru

Я работаю совместителем в детском саду в должности музыкального руководителя, имею ли я право на премиальные выплаты? Заведующий учреждением отказывается мне их выплачивать (премии к праздникам)

Работаем в детском саду. В связи с нехваткой воспитателей на июнь месяц хотим перевести на эту должность музыкального руководителя. Имеем ли мы на это право перевести ее без согласия?

Работаю в детском саду музыкальным руководителем. В связи с тем, чтобы выполнить майские указы Путина, сокращают мою ставку музыкального руководителя, не сокращая численность групп, ущемляя права детей на достойное образование, говоря, что музыкальные занятия в моих группах будут вести воспитатели. В штате сада в данный момент 3 музыкальных руководителя на 3,25 ставки. Правомерно ли это? 2 - й вопрос. Если вместо меня будет увольняться другой муз. руководитель-я всё - равно буду проходить процедуру увольнения? Я подписывала предупреждение об увольнении.

С сентября 2018 г. Департамент образования переименовывает должность музыкального руководителя в детском саду с пед. нагрузкой в 24 часа в неделю на должность Учитель музыки в детском саду с нормированной нагрузкой 18 часов в неделю (только образовательная деятельность). Правомерны ли их действия? Ведь такой должности нет. Или я не права?

Я работала в детском саду 33 года и в прошлом году уволилась по семейным обстоятельствам. Быстренько переучилась на музыкального руководителя и вела музыку в детском саду в этой же организации. У нас помощник воспитателя (она всю жизнь проработала нянечкой) в этом году заканчивает заочное обучение на воспитателя. Когда я подошла к заведующей на счет перевода на работу воспитателем, она сказала, что на конкурсной основе. Права ли заведующая?

Я,музыкальный руководитель в детском саду с 1976 года. Имею образование среднее профессиональное - закончила филиал Астраханского музыкального училища им. Мусоргского. Специальность - аккордеон, квалификация - преподаватель, руководитель самодеятельного оркестра русских народных инструментов. В связи с принятием СЕКС от 2010 г.-министерство образования Астраханской обл. посчитало что, с моим образованием я не имею права работать в Доу и мне необходимо переучиваться. Правильно ли это?

Как музыкальному руководителю детского сада включить в выслугу период нахождения в отпуске по уходу за детьми 1984 и 1991 г.р.

Пенсионный фонд отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствие необходимого специального стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей., так как не включает отпуска по уходу за детьми с 19.09.84 г. по 19.01.86 г. и с 21.11.91 г. по 15.10.93 г.

Работаю в детском саде 26 лет в должности музыкального руководителя на полную став-ку.

Хотела вам задать вопрос:

Имеет ли права директор детского сада ставить музыкального руководителя на группу воспитателем, и отменять музыкальные занятия, когда по годовому плану музыкальные занятия в летний период не сокращаются. И помимо этого сокращать часы, например в течении учебного года я работаю на 2 ставки, а в летний период только ставят ставку. Образование по диплому у меня учитель музыки, но никак не воспитатель в детском саду. Нарушает ли она закон в этом случае?

Я работала в детском саду музыкальным руководителем, имея на руках свидетельство об окончании музыкальной школы и окончившая первый курс педагогического колледжа (продолжаю получать педагогическое образование). Меня заведующая перевела в младшие воспитатели, аргументируя, что я не имею права занимать должность "музыкального руководителя" имею на руках диплом об окончании музыкальной школы и окончившей первый курс педагогического колледжа. Правомерны ли действия заведующей в отношении меня?

В детском саду сложилась сложная ситуация. Из 5 педагогов 3 человека ушли "на больничный". Учреждение не может прекратить образовательную деятельность. Имею ли я право, как работодатель перевести инструктора по физической культуре (музыкального руководителя) временно воспитателем, в связи с производственной необходимостью, на время болезни основных педагогов, без согласия работника, по приказу учреждения, т.к. они работают на 0,5 ставки (педагогическая нагрузка 3 часа)?

Проработав год в школе учителем поступила на очное отделение пед. вуза в 1981-1987 г. После этого работала в школе, детском саду. Засчитывается ли обучение в льготный стаж пенсии. Еще переходила в апреле 2002 году на должность заведующей детского сада, а в декабре родила ребенка и ушла в декретный отпуск. На работу вышла в апреле 2004 года, когда ребенку было 1,4 месяца на должность музыкального руководителя (имеющую право на пенсию). Т.е. У меня совпали года заведующей и декретный отпуск. Будут ли засчитаны эти года в льготный стаж.

Имеет ли право музыкальный руководитель общаться по вопросам музыкального воспитания с родителем или лицами заменяющий его, без оповещения воспитателя группы в которую ходит ребенок? Мне без ведома воспитателей даже с родителями разговаривать нельзя. Я музыкальный руководитель в детском саду. Не имею право подойти и поговорить с родителем даже просто о тексте песни без ведома воспитателя. Воспитатели в свою очередь бегут и пишут жалобы директору. Директор и методист в голос твердят чтоб я говорила воспитатель информацию а они должны передать родителям. Мне общаться с родителем нельзя.

Пенсионный фонд отказывает во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, мне, как музыкальному руководителю в детском саду периода ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в 2.1991-6.1992 гг на том основании,

что по Постановлению №781 от 29.10.2002 (пункт 5.)"на все периоды работы в должности музыкального руководителя необходимо подтверждение работы на полную ставку. А в период ухода за ребенком названное условие не выполняется".

Выходит, отпуск по уходу за ребенком рассматривается как период работы, но тогда это не отпуск!

А для других медработников подобные подходы не применяют! Почему? Это какое-то исключение?

Что можете посоветовать? Заранее благодарна.

29 ноября 2011 года я, Шамаева М.В., поступила на работу в ГДОУ детский сад №2723 г.Москвы (г.Москва, ул.Рождественская, д.27 к.3) в должности воспитателя с испытательным сроком 3 месяца, по словам заведующей сада, так как трудового договора до сих пор на руках у меня нет и не было, я с ним не была ознакомлена.

Я, Шамаева М.В. являюсь матерью ребенка 2-х лет и беременна 2-м ребенком, имею высшее педагогическое образование (в 2011 году окончила МГУ).

В течении трех месяцев работы в ГДОУ детский сад №2723 г.Москвы я и весь коллектив сада числились 1-й месяц в саду №2723, 2-й месяц в других садах и 3-й месяц опять в детском саду №2723 г.Москвы. По истечении трех месяцев моей работы 29.02.2012 года заведующая ГДОУ детский сад №2723 г.Москвы Зайцева Татьяна Сергеевна, узнав о моей беременности, убеждала меня уволиться по собственному желанию или написать перевод на должность помощника воспитателя (где не требуется высшего педагогического образования) или на о,25 ставки музыкального руководителя. Под сильным психологическим давлением со стороны руководства детского сада я, находясь в стрессовом состоянии, 29.02.2012 года написала заявление на перевод с должности воспитателя 1 ставка на должность музыкального руководителя 0, 25 ставки.

Однако позже, придя в себя, я 5 марта пробовала забрать свое заявление о переводе обратно, т.к. оно было написано в стрессовом состоянии и является нецелесообразным в следствии отсутствия у меня специального среднего или высшего музыкального образования и уменьшением нагрузки с 1 ставки на 0, 25, что сказывается на резком уменьшении заработной платы. Заведующая детским садом не согласилась вернуть меня на должность воспитателя и 12.03.2012 г. сообщила мне в устной форме, о том, что увольняет меня без моего согласия с 29.02.2012 г., как непрошедшую испытательный срок. Между тем 1 марта я работала в детском саду в качестве воспитателя и 5 марта (по указанию заведующей детского сада) я помогала в проведении утренника в детском саду, а с 7 марта мне был выдан больничный лист.

Письменный приказ об увольнении и трудовую книжку я не получила до сих пор 13.03.2012 г. Следует отметить, что я не была поставлена в известность об увольнении меня за 2 недели до 29.02.2012 г.

Прошу Вас помочь разобраться в данной ситуации.

1. Согласно ст.70 ТК РФ прием на работу без испытательного срока предусмотрен для выпускников образовательных учреждений (начального, среднего и высшего профессионального образования), имеющих государственную аккредитацию, в течение года со дня окончания образовательного учреждения. Я окончила Московский педагогический государственный университет в 2011 г. Имела ли право заведующая детского сада брать меня на работу с испытательным сроком и увольнять как не прошедшую его? Правомерно ли поступила заведующая, уволив меня, не предупредив за 2 недели до этого.

2. Имеет ли право заведующая увольнять с работы беременную женщину, у которой на руках 2-х летний ребенок?

3. Правомерно ли поступает она не отдавая мне трудовую книжку в день увольнения. За трудовой книжкой заведующая, в присутствии родительского комитета сказала мне подойти 16.03.2012 года.

4. Правомерно ли поступила заведующая, сообщив мне только 12.03.2012 года, о том что 29.02.2012 г. меня уволили.

Замечу также тот факт, что примерно в тоже время заведующая детского сада вынудила уволиться еще двух молодых сотрудников с маленькими детьми 2-х лет.

Работа музыкального руководителя летом.

Музыкальный руководитель МАОУ детский сад №79 «Гусельки» Жегалина Л. И.

Хочу поделиться с музыкальными руководителями детских садов опытом своей работы с детьми в летний период. Музыкальные руководители и воспитатели хорошо потрудились в учебном году, и отдохнувшие после отпуска, опять с новой силой начали заниматься с детьми на летней музыкальной площадке. При хорошей погоде мы с детьми занимались на улице, если шел дождь, то проводили развлечения в музыкальном зале.

Опять встречаюсь со своими дошколятами! А они ждут, потому, что будет опять звучать музыка, дети будут вместе танцевать, петь, играть, к нам придут в гости любимые игрушки, герои сказок, будет много праздников и развлечений. Это «Театральный калейдоскоп», «Праздник мыльных пузырей», «В гостях у Феи-Природы», «Праздник маленьких почемучек», спортивно-развлекательное путешествие «Игра и игрушки», праздник «Ребёнок в мире фантазий», игра-путешествие «По безопасной тропинке», музыкально- спортивный досуг «Спасибо, лето красное» и др.

Во время летней оздоровительной работы, как музыкальный руководитель, пользуюсь многими технологиями, методами и приёмами в общении с детьми. Это игровая технология, технология художественно-творческого развития, интеллектуального развития, развития самостоятельности. Музыкальные занятия провожу на летней музыкальной полянке, где каждый день обновляется предметно-развивающая среда. Это картинки, игрушки,-забавы, музыкальные инструменты, магнитофон, синтезатор, ленточки, султанчики, платочки, искусственные цветы, музыкальный букварь,настольный и пальчиковый театры, шапочки-маски, музыкально-дидактические игры, загадки с картинками и т. д. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомым им, сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, доказывать своё мнение.

Утро, как всегда, у нас начинается с зарядки. Когда звучат с утра детские песенки, родители улыбаются, а дети с удовольствием бегут к своему воспитателю, а потом организованно идут на зарядку. Этим летом мы с ребятами разучили новый комплекс упражнений под музыку.

На музыкальных занятиях детей учим правильно дышать, выразительно петь, двигаться под музыку, рассказывать стихи, работать с картинками, правильно выполнять задания, играть в подвижные игры. Всегда звучит музыка, такая разная, такая доступная для каждого маленького ребёнка. Именно в летний период можно добиться от детей дисциплины, организованности, развития внимания, памяти, слуха, ритмических способностей. Каждодневная работа принесёт свои плоды, и в сентябре подготовленные ребята начнут с удовольствием ходить на музыкальные занятия.

Дети с большим желанием разучивают новые упражнения для развития голоса, знакомятся с пальчиковыми играми,например:

(Загибаем пальчики по очереди, начиная с большого пальца)

«Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папенька, этот пальчик маменька,

А вот этот наш малыш и зовут его Денис»;

«Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

А вот этот сел и съел, оттого и потолстел».

Ребята знакомятся с новыми песнями, много детских песен используют, как повторение («Светит солнышко», «Маленький ёжик», «Барбарики», «Зебрёнок», «Если добрый ты», «Ты и я», «Мороженое», «Антошка», «Жили у бабуси», «Мы идём» и другие)

Большое внимание в летний период уделяется и слушанию классических произведений, как А. Вивальди «Летняя гроза», В. Моцарт «Аллегретто», «Турецкий марш», «Менуэт», «Рондо», П. И. Чайковский «Вальс», К. Сен-Санс «Лебедь», Ф. Шуберт «Аве Мария», Ф. Шопен «Ноктюрны» и др. При пении песен и слушании музыки я использовала приём пластического интонирования, то есть дети всегда познают музыку через жесты, мимику, движения, пластику рук.

Дети всех групп с удовольствием разучивали танец с платочками, с цветами, с султанчиками, игрушками («Танец с платочками», «Танец с султанчиками», «Танец с цветами»,«Буратино» и т. д.)

Все ребята с огромным желанием играют на музыкальных инструментах: колокольчиках, погремушках, маракасах, бубнах, трещётке. При этом они знакомятся с русским фольклором. Все знаем, что фольклор имеет большое значение в познавательном развитии детей. Ребята с удовольствием прослушали много русских народных песен, потешек, небылиц. Эти песни, упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к народной поэзии.

Проводились беседы о правилах движения для пешеходов, велосипедистов, слушали сказки о светофоре. («Зебрёнок», «Уроки Светофора»). Дети очень любят сами показывать сказки. При этом использовались куклы, маски, костюмы. Были инсценировки таких сказок, как «Репка», «Маша и медведь», «Колобок». Старшие дети часто выступали перед младшими, читали стихи, пели свои любимые песни, каждый ощутил себя солистом.

Ну и, конечно, в заключении каждой музыкальной встречи дети играли в подвижные игры(«Светофор», «Ёжики», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Передай мяч», «Пугало», «Проскачи на лошадке по большому кругу»). Музыка тесно связана с движением. Уделялось внимание и импровизации. Дети сами под музыку придумывали свои движения, учили других товарищей.

За летний период все ребята выучили прощальную игру, где ставилась задача упражнять детей в умении согласовывать движения со словом, закреплять коммуникативные навыки общения. Предлагаю и вам, музыкальные руководители,это выучить со своими детьми:

«Прощальная игра»

Вместе хлопнули в ладоши! - все хлопают

Дружно топнули ногой!- все топают правой ногой

Всё, во что мы здесь играли – руки на поясе, повороты вправо, влево

Мы запомнили с тобой!

«До свиданья» - всем сказали - машут правой рукой

Друг другу счастья пожелали! – посылают воздушный поцелуй.

Удачи и терпения всем в летней оздоровительной работе!

Циклограмма музыкального руководителя 2016–2017 Утверждает: Директор ГБОУ Согласовано: Зам. директора «Школа №717» Н. В. Леонтьева ГБОУ «Школа №717» С. А. Мусаева ___2016.

Доклад музыкального руководителя о совместной работе музыкального руководителя и воспитателя Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста.

Эссе музыкального руководителя Музыкальный руководитель - это волшебник который может творить чудеса и создавать мир, в котором хочется просто быть,а значит творить и.

Эссе музыкального руководителя «Моя профессия – моя жизнь» «Лучший путь сделать детей хорошими – сделать их счастливыми». (Оскард Уайльд) Много профессий на свете, но.

Портфолио музыкального руководителя Содержание Общие сведения о педагоге Моя семья Педагогическое кредо Моя профессия Самоанализ педагогической работы Документы об образовании.

Портфолио музыкального руководителя Портфолио Музыкального руководителя МБДОУ № 162 " Сказка" Тронько Светланы Георгиевны Образование:Средне-специальное, закончила Архангельское.

Эссе музыкального руководителя Эссе «Я - педагог» О, музыка. Как же ты прекрасна. Ты окунаешь нас в мир красок, чувств, эмоций… Ты заставляешь жить, любить, творить….

Эссе музыкального руководителя Эссе «Только величайшее искусство - музыка- способно коснуться глубин души». М. Горький Кажется, совсем недавно я тоже была маленькой.

Эссе музыкального руководителя «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…. любителями и знатоками музыки.

Занятие по логоритмике в логопедической подготовительной группе. Совместная работа музыкального руководителя и логопеда ТИК И ТАК В ГОСТЯХ У РЕБЯТ Цели: * Совершенствовать у детей знания о годе, как о временном отрезке, какие сезоны и месяцы его составляют;.

Музыкальный руководитель Евгения Юрьевна Козлова
Индивидуальная работа — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника.

Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

Задачей педагога становиться необходимость поддержать индивидуальные творческие проявления ребенка, дать возможность раскрыть свои скрытые возможности посредством осуществления индивидуального и дифференцированного подхода. Для выявления музыкальных способностей в детском саду осуществляются постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения. Начиная со среднего возраста целесообразно подключать и такую форму работы как индивидуальное занятие. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны, с другой стороны - спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, можно посоветовать родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии, или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах.

Таким образом, индивидуальные занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают их музыкальные способности. Индивидуальная работа с детьми проводится с целью: - коррекции;

- развития музыкальных способностей одаренных детей

Осуществляя индивидуальную работу, обращаю внимание на то, что ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих сверстников. Занятия с целью коррекции позволяют найти причину не усвоения программных задач. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка — излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности. Индивидуальные занятия с преобладанием именно этого вида помогут ребенку преодолеть трудности. Индивидуальные качества некоторых детей порой являются причиной неудач совместной деятельности, например, низкий диапазон голоса не позволяет им петь чисто в более высоком регистре. В таких случаях на индивидуальных занятиях транспонирую песни в удобный для ребенка диапазон и постепенно расширяю его. Причиной нечистого интонирования в пении может быть неразвитость одной из музыкальных способностей—звуковысотного слуха. В этом случае помогают специально подобранные музыкально-дидактические игры и упражнения: игра на звуковысотных музыкальных инструментах помогает различить и правильно воспроизвести высоту звуков, обостряет слуховое внимание; совмещая пение и игру на музыкальных инструментах, можно быстрее добиться слуховой и вокальной координации.

Индивидуальная работа с одаренными детьми строится на диагностической основе: выявление музыкальных способностей (методика К. В. Тарасовой) и определения склонности к творчеству (из наблюдений воспитателя и родителей). В начале года было выявлено несколько детей, имеющих достаточно высокий уровень музыкальных способностей игры на инструментах. В течение года с детьми проводилась индивидуальная работа по развитию умений игры на оркестровых инструментах.

Анализ полученных результатов показал, что в процессе проведенной работы уровень развития мелодического слуха детей достиг очень высокого уровня (по К. В. Тарасовой – уровня одаренности). Интерес представляет продуктивная деятельность детей, которая является показателем развития творческих способностей. Качественно проделанная работа, позволяет с лёгкостью обучать детей игре в ансамбле и в оркестре. Ансамбль доставляет удовольствие не только своим слушателям, но и самим детям, которые в полной мере проявляют свои способности в игре на инструменте и получая огромное удовлетворение от достигаемых результатов.

Логопед на индивидуальных занятиях отрабатывает звукопроизношение ребенка, консультирует по автоматизации поставленных звуков, помогает в отборе речевого материала для утренников, театрализованной деятельности. В ходе занятий логопеда проводится работа по интонационной выразительности речи.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, мною был сделан вывод, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Читайте также: