Может ли начальник бу покидать территорию своего участка

Опубликовано: 06.07.2024

Приобретение земельного участка – достаточно затратное предприятие. Многие граждане пытаются расширить границы собственной земли путем самовольного захвата. Расскажем в статье законно ли использование участка без оформления его в собственность, можно ли в такой ситуации получить правоустанавливающий документ, что грозит за незаконный захват земли и что делать, если вашу территорию захватили соседи.

Захват земли: что это?

Самовольный захват земли – это владение участком общего пользования или территорией, принадлежащей по праву другому лицу безвозмездно и без соответствующего договора. Зачастую граждане или организации начинают использовать соседний земельный участок фактически незаконно для удовлетворения собственных нужд (обрабатывают, возводят постройки и т.д.).

Существует несколько вариантов незаконного захвата территории.

  1. Самозахват земли физического лица другим частным лицом. Это может произойти, если собственник участка долгое время отсутствует. Еще одна ситуация, при которой возможен захват земли соседом или другим физическим лицом – неправильная установка забора.
  2. Захват земли, принадлежащей физическому лицу, организацией. Как правило, юридические лица начинают использовать соседние земли частных собственников в качестве места размещения оборудования или для организации свалки.
  3. Захват земли, принадлежащей организации, частным лицом. Такая ситуация возникает нечасто. Обычно предприниматели огораживают приобретенные земли заборами и тогда незаконный захват невозможен априори.
  4. Самовольное владение участком, который не принадлежит ни физическому лицу, ни организации. Такая ситуация случается наиболее часто по причине того, что граждане не видят перспективы возникновения ответственности за незаконный захват такого земельного участка. Однако земля, которая не принадлежит физическим лицам или организациям, является собственностью государства. Без предварительного согласования с органами власти самовольно пользоваться такой землей запрещено.

Полномочия по контролю за правомерностью владения земельными участками возложены на Кадастровую палату.

В соответствии с законодательством РФ, физическим и юридическим лицам запрещено менять границы земельных участков без соответствующего документального оформления.

С 1 марта 2015 года вступил в юридическую силу ФЗ № 171 от 23 июня 2014 года, который допускает возможность упрощенного оформления дополнительной земли в собственность (так называемая прирезка к земельному участку). Процедура осуществляется на возмездной основе, но цена на такую территорию будет снижена. Единственное препятствие, которое может возникнуть в этом случае – если участок находится в собственности физического лица или организации.

Согласно ст. 60 ЗК РФ, если произошел незаконный захват земельного участка, находящегося в собственности у гражданина или организации, нарушитель обязан восстановить права юридического владельца за свой счет.

Как оформить землю по закону?

Для начала необходимо получить кадастровый паспорт на земельный участок. На этом этапе может выясниться, что у земли есть законный владелец. В таком случае выход один – вам придется найти собственника и договориться с ним о приобретении самовольно захваченного участка по договору купли-продажи.

Если земельный участок не принадлежит физическому лицу или организации, алгоритм действий следующий:

  1. В территориальную Кадастровую палату необходимо подать заявление и пакет документов, подтверждающий факт владения земельным участком (квитанции, свидетельские показания соседей и т.д.).
  2. Организовывается специальная комиссия. Специалисты проводят оценку земельного участка, определяют его границы и вносят в генеральный план.
  3. По определенной оценщиками рыночной стоимости земельного участка осуществляется выкуп территории для последующего законного пользования.

Иногда возможен вариант оформления захваченного участка по договору дарения. Для этого необходимо, чтобы захват территории был признан комиссией законным. Обычно проблем не возникает. Незаконным признается захват земли, предназначенной для планируемой постройки дорог и различных коммуникаций. Если комиссией выдается документ, по которому разрешено оформление в собственность, необходимо обратиться в Росреестр для регистрации права.

Усложнить процесс оформления захваченной земли в собственность может наличие на ней построек. Так как самовольное строительство запрещено и не попадает под юрисдикцию Земельного кодекса, скорее всего, для оформления в собственность земли постройку потребуется снести.

Установление права собственности на землю с постройками происходит только через суд. При возникновении такой ситуации целесообразнее обратиться за консультацией к юристу по земельно-имущественным отношениям.

Документы, которые могут потребоваться для оформления захваченного земельного участка в собственность:

  • заявление незаконного владельца с изъявлением желания оформить землю в собственность;
  • квитанция, подтверждающую оплату штрафа за самовольный захват земли;
  • выписка из Росреестра, где указан кадастровый номер земельного участка;
  • выписка из Росреестра об отсутствии права собственности на эту землю;
  • данные о сроке неиспользования земли до захвата;
  • решение выездной комиссии;
  • данные о границах захваченного участка.

Срок получения необходимых выписок из Росреестра составляет до 14 дней. Присвоение кадастрового номера земельному участку происходит также в течение двух недель с проведением процедуры межевания.

Дольше всего при оформлении права собственности на захваченный участок придется ждать решения комиссии. После получения соответствующего разрешения вы оформите свидетельство о праве собственности в течении 21 дня.

Оформление земельного участка по ст. 234 ГК РФ

Согласно ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность», владелец земельного участка, который не имеет на него юридических прав, но добросовестно, непрерывно и открыто владеет данной землей в течение 15 лет, может стать ее полноправным собственником. Это касается как юридических, так и физических лиц.

Субъектами этого правомочия не могут быть федеральные или местные органы власти, Российская Федерация или регионы РФ. Таким образом, по основанию, предусмотренному ст. 234 ГК РФ, могут оформляться в собственность только частные захваченные земельные участки.

Существует пять условий, без которых оформить землю, ссылаясь на приобретательную давность, нельзя.

  1. Владение землей в течение 15 лет. Срок исчисляется с момента начала пользования земельным участком.
  2. Владение землей осуществлялось непрерывно. Это значит, что участок не выходил из владения 15 лет. Учитывается также передача земли во временное владение третьим лицам и правопреемственность (если гражданин, претендующий на право собственности, участок унаследовал).
  3. Владение участком осуществлялось как своим собственным. Земля использовалась в соответствии с целевым назначением и извлечением всех возможных полезных свойств.
  4. Владелец пользовался землей открыто. Есть свидетели, которые могут подтвердить факт использования земельного участка.
  5. Владелец использовал землю добросовестно. Это значит, что гражданин произвел захват земельного участка, не зная, что он принадлежит другому лицу.

Признать право собственности в силу приобретательной давности можно только через суд. Если ваша ситуация соответствует перечисленным условиям, рекомендуем обратиться к юристу для консультации и подготовки искового заявления с пакетом документов.

Соседи захватили мою землю: что делать?

Может произойти так, что вашу землю самовольно захватили соседи. Порядок действий зависит от того, имеются ли у участка четко установленные границы.

Если сосед произвел захват части земли с установленными по межеванию границами, алгоритм будет следующим.

  1. Установите на участке поворотные точки в соответствии с данными из госреестра. Для этого потребуется обратиться к кадастровому инженеру.
  2. Попробуйте договориться с соседями, оперируя данными межевания.
  3. Если соседи отказываются покидать захваченный земельный участок, необходимо обратиться в суд и требовать восстановления пределов земли по п. 2, ст. 62 ЗК РФ.

В суд потребуется предоставить документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, кадастровый паспорт и все бумаги, связанные с межеванием спорной территории.

Если соседи захватили земельный участок, а четко установленных границ нет, необходимо в срочном порядке провести процедуру межевания. Далее можно также попробовать договориться с соседями мирным путем. Если переговоры результатов не принесли – обращайтесь в суд.

Ответственность за самовольный захват земли

Незаконный захват земли общего пользования или принадлежащей другому лицу влечет за собой административную, гражданскую, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. При возникновении такого нарушения оценивается ущерб, нанесенный захваченной земле, а также наличие отягчающих обстоятельств.

Привлечение к административной ответственности за захват земли регламентировано ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно статье, штраф за захват земли составляет:

  • для граждан – 1-1,5 % от кадастровой стоимости (не менее 5 000 р.) или до 10 000 р.;
  • для должностных лиц – 1,5-2 % от кадастровой стоимости (не менее 20 000 р.) или до 50 000 р.;
  • для организаций – 2-3 % от кадастровой стоимости (не менее 100 000 р.) или до 200 000 р.

Кроме того, будет начислен штраф за нецелевое использование земельного участка (ст. 8.8 КоАП РФ) и за уничтожение межевых знаков (ст. 7.2 КоАП РФ).

В дополнение к административной, суд может привлечь и к уголовной ответственности по ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Тогда за незаконный захват земли могут лишить свободы на срок до 5 лет.

Нарушителю потребуется снести все постройки, если он их возвел на захваченном участке, и привести землю в изначальное состояние. Все эти мероприятия производятся за счет лица, осуществившего самовольный захват земли.

alt="Если человек в частном доме хочет мира с соседями, нельзя позволять курам заходить слишком далеко. Фото: Gettyimages" />
Если человек в частном доме хочет мира с соседями, нельзя позволять курам заходить слишком далеко. Фото: Gettyimages

Такие строгие правовые позиции заложены в одном из обзоров судебной практики кассационного суда. Примером, на который теперь должны ориентироваться нижестоящие судебные инстанции, а с ними и все землевладельцы страны, стал спор в Белгороде.

Фото: REUTERS

Некая местная жительница подала иск к соседям, которые на своем участке занялись разведением кур и кроликов. Постройки, в которых вся эта живность активно благоухала и радовалась жизни, были размещены вдоль границы участка. Кто когда-нибудь жил рядом с чужим курятником, тот знает, какое это удовольствие. На юридическом же языке соседские эмоции звучат так: "Названные действия ответчиков нарушают права истца на благоприятную среду обитания, использование земельного участка для проживания и отдыха". Мнения нижестоящих инстанций по поводу живности разделились. Одни люди в мантиях предписали изгнать кроликов и примкнувших к ним кур с участка, другие, наоборот, сжалились. Мол, не доказано, что "содержание ответчиками кур и кроликов на земельном участке является причиной распространения зловонного запаха на прилегающей территории". То есть кроличьи радости существовали отдельно, соседское зловоние как бы отдельно. Однако любой, кто близко знает кроликов, согласится: только очень лукавый юрист способен не уловить никакой связи между животными и ароматами. Обычный же человек, если рядом живет кроличья семья, как правило, не удивляется тому, что ему регулярно хочется наморщить нос.

Это подтвердил и Первый кассационный суд общей юрисдикции, сказавший свое веское слово: курятники и крольчатники должны быть закрыты. "В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона", - подчеркнул кассационный суд в своем обзоре судебной практики. Согласно Земельному кодексу владельцы земельных участков обязаны использовать участки в соответствии с их целевым назначением и соблюдать санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила.

"Судом первой инстанции был установлен факт использования ответчиками земельного участка, смежного с земельным участком истца, не по целевому назначению, что нашло свое подтверждение совокупностью доказательств, в том числе объяснениями сторон, показаниями свидетелей", - подчеркивается в обзоре.

Раз все указывает на то, что курятники и крольчатники реальны, то "вывод об отсутствии доказательств нарушения субъективного права истца содержанием ответчиками на принадлежащем им земельном участке животных и птиц не может быть признан законным и обоснованным".

Еще один довод, которым защищались ответчики: мол, курятники - не капитальные строения, и вообще юридически это никакая не недвижимость. А значит, сносить нельзя. Но и этот аргумент был опровергнут третьей инстанцией.

"Возведенная ответчиками постройка для содержания животных является объектом вспомогательного назначения, разрешения на ее строительство не требуется (подпункт 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), однако данное строение должно возводиться с соблюдением противопожарных и санитарных требований, с соблюдением целевого назначения земли", - пояснил Первый кассационный суд.

Фото: iStock

Иными словами, снести можно все, и особенно то, что нетвердо стоит на земле и плохо пахнет.

"Граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания", сказано в обзоре.

Поэтому любой человек, у которого за забором что-то закудахтало или захрюкало, в принципе может смело подавать иск. Правда, конечно, судиться можно исключительно в жилой зоне: если по соседству находится, например, дача. Как поясняют юристы, многое зависит от целевого назначения участка. Если рядом земля, предназначенная для сельского хозяйства, а сосед - фермер, то закон, скорее всего, его защитит. Также некоторые участки выдаются под личное подсобное хозяйство. Поэтому в каждом случае суд будет разбираться индивидуально. Вряд ли стоит ожидать массового сноса курятников.

Кстати, птиц люди заводят не только на дачах. В Вологодской области недавно к суду привлекли женщину, устроившую курятник в подвале многоквартирного дома.

"Как следует из материалов дела, Лариса Д. в подвале многоквартирного дома в Белозерске обустроила курятник, в котором держала двух кур. О данном факте в отдел полиции сообщила ее соседка, - рассказывают в объединенной пресс-службе судов Вологодской области. - Согласно информации управляющей компании, решение собрания собственников жилья данного дома на использование подвала в личных целях, в том числе для содержания животных либо птиц, им не представлено".

Суд признал действия 57-летней женщины самоуправством: нарушением соответствующей статьи КоАП. Однако хозяйку нелегального курятника пожалели: суд ограничился предупреждением.

В настоящий момент вопрос ограничения въезда на территорию многоквартирных домов поставлен на контроль прокуратуры в связи с участившимися случаями незаконного установления ограждений.

Многие устанавливают шлагбаумы, не получив официального разрешения службы государственного пожарного надзора, которая является главным ограничителем в этом вопросе.

В случае же наступления экстренной ситуации (например, пожара в доме) на незаконно огороженной шлагбаумом территории, пожарная спецтехника запросто снесет стрелку на пути движения по вызову, при этом компенсации потраченных на монтаж средств (порядка 50 тысяч рублей) жильцы не получат, так как действовали без разрешения. А если машина пожарных в результате тарана отметится повреждениями кузова, то на инициаторов установки шлагбаума может быть подан иск с целью возмещения материального ущерба.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен пунктами 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Решение о формировании земельного участка под домом принимается собственниками помещений на общем собрании. По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно

устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие

помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием. Этот пункт должен быть в решении обязательно, так требует п.6 постановления правительства Москвы № 428 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств.

Согласно ч.З ст.12 закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 02.11.2012 №614-1111 вопросы об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе незаконно установленных заборов, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства. На основании решения окружной комиссии префектура административного округа принимает меры к сносу демонтажу некапитальных объектов (заборов, ограждений).

В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Согласно ч. 1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, поскольку установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (собрание членов ТСЖ) вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома. Однако такое решение должно быть принято не простым большинством голосов, а за него должны проголосовать не менее двух третей от общего числа голосов собственников, то есть квалифицированное большинство.

В соответствии с ч.5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Если решение принято по вопросу, отнесенному к компетенции общего собрания, то есть установить шлагбаум во дворе дома, и с соблюдением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то оно распространяется и на собственника, который не принимал участия в голосовании, либо голосовал против принятия решения об установке шлагбаума. Следовательно, данный собственник обязан оплатить установку шлагбаума во дворе дома.

Если решение принято с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то есть принято простым большинством голосов, а не квалифицированным (не менее двух третей голосов), собственник, который голосовал против принятия такого решения, вправе обжаловать его в суде.

В случае, когда впоследствии кто-либо из собственников помещений в этом многоквартирном доме продал квартиру, то на нового собственника не распространяется решение общего собрания собственников МКД (общего собрания членов ТСЖ) в части оплаты денежных средств, за счет которых была произведена установка шлагбаума во дворе дома. Эти расходы должен нести предыдущий собственник. На нового собственника может быть возложена обязанность только по оплате изготовления ключей от шлагбаума, если предыдущий собственник их ему не передал.

При отказе председателя совета дома (председателя ТСЖ) передать ключи от шлагбаума новому собственнику, новый собственник вправе требовать передачи ему ключей от шлагбаума в судебном порядке на основании ст.304 ГК РФ. В соответствии с данной статьей собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

1. Первым этапом идет обязательное собрание собственников квартир, на котором будет рассмотрен вопрос об ограничении въезда во двор с помощью установки шлагбаума. Если такое постановление принимается подавляющим большинством (лучше не менее 70%) голосов, то составляется протокол. Он подается в соответствующие органы.

В случае если придомовая территория пока является коммунальной собственностью, нужно принять решение о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, а это уже требует согласия всех жителей. Зато решения полноправных собственников имеют большую силу.

2. В муниципальный совет депутатов подаются соответствующее заявление, протокол собрания жильцов-собственников и техническая документация, то есть проект ограждения. Совет принимает решение не дольше месяца (это отдельно законодательно оговорено) и о своем решении уведомляет того, кто подал заявление, не позже, чем через пять дней после вынесения вердикта.

3. Решение не обязательно будет положительным. Отказ, согласно постановлению правительства, можно получить в случае, если не обеспечиваются круглосуточный беспрепятственный проезд и свободное перемещение по двору транспорта пожарной, газовой, других аварийных служб и скорой помощи.

Стоит отдельно отметить, что шлагбаумы демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы. О демонтаже будет сообщено заранее. В этом случае затраты собственников на приобретение и установку ограждающего устройства будут компенсированы. Сумма компенсации определяется на основании отчета независимой оценки.

Согласно части 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

В СНиП 2.07.01-89 говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Согласно Кодексу об административных правонарушениях города Москвы (статья 6.5) за ограничение доступа на свободный участок предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении юридических лиц — 20 тысяч рублей.

Многие люди сталкивались с проблемой, когда СНТ по тем или иным причинам ограничивает въезд на свою территорию или совсем перекрывает его. Представьте себе: Вы отправляетесь вечером за город в свой дом, однако не можете быть уверены, что сможете в него попасть.

Такая ситуация не является чем-то редким: Товарищество устанавливает некие платежи, собственник не выплачивает их вовремя (часто такие платежи выставляются собственнику незаконно), СНТ же по своей прихоти просто ограничивает въезд или иным путем перекрывает путь домой до тех пор, пока не получит от собственника то, что требует.

В подавляющем большинстве случаев такое поведение Товарищества является незаконным и нарушает права собственников. Рекомендуем Вам обязательно фиксировать подобные нарушения с помощью видеосъемки, использовать для этого специальные программы с определением точного времени и места (например, «GPS Camera»).

Почему ограничение въезда является незаконным?

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.

Согласно статье 304 Гражданского Кодекса РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя эти нарушения и не были связаны с лишением владения.

Это норма лежит в основе множества судебных решений, в которых защищаются права собственников земельных участков.

Так, в Апелляционном определении Мособлсуда от 21.02.2013 по делу № 33-4123/2012 суд встал на сторону Истцов. Управляющей компанией (УК) по внешнему периметру дачного поселка был установлен забор, а также на въезде на территорию поселка установлены ворота. Сотрудники УК не пропускали собственников к их земельным участкам. Несмотря на то, что дороги находились в собственности УК, апелляционная инстанция отметила следующее:

«Суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для ограничения прохода и проезда истцам на территорию коттеджного посёлка, поскольку действия ответчика по ограничению въезда (прохода) к принадлежащему истцам недвижимому имуществу являются незаконными, независимо от того, что между сторонами отсутствует договор пользования дорогами (земельным участком ответчика).»

Действительно, отсутствие договора на пользование общим имуществом не является основанием для отказа в удовлетворении требования. Этот вывод содержится в апелляционном определении Пензенского областного суда от 19.01.2016 по делу № 33-147/2016.

При определенных условиях даже наличие решения общего собрания об ограничении въезда автотранспорта неплательщика на территорию поселка не является основанием для препятствования въезду (решение Чеховского городского суда Московской области от 01.02.2017 по делу № 2-32/2017). Указанное дело довольно уникально, так как Ответчик перекрывал только центральный КПП, оставляя для свободного проезда должников и их гостей пожарный проезд. Тем не менее, даже при таких обстоятельствах суд обязал не чинить препятствия в проезде на участок.

Важнейшим в судебной практике по этой теме является Определение Верховного суда от 14 ноября 2017 г. N 78-КГ17-80. Собственник обратился в суд с иском к ТСЖ с требованием о возложении обязанности изготовить и передать два технически исправных пульта дистанционного управления работой шлагбаумов, не чинить препятствий в пользовании земельным участком. Несмотря на то, что решением общего собрания были установлены определенные ограничения на возможность въезда на территорию, суд встал на сторону Истца со такой аргументацией:

«Действующим законодательством не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придомовую территорию на основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома как санкция за нарушение установленного собранием порядка пользования земельным участком.

Аналогичного мнения придерживаются арбитражные суды

В одном из дел индивидуальные предприниматели обратились в суд с требованием о запрете чинить препятствия в свободном проезде к их земельным участкам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2018 г. по делу N А41-108704/17). В судебном решении отмечено, что ответчиком создано препятствие в осуществлении истцами правомочий по пользованию имуществом, принадлежащим им на праве собственности. Также суд установил, что «иного проезда к помещениям, принадлежащим истцам, кроме как через территорию общего пользования (дорожное покрытие, на котором установлен КПП со шлагбаумом), не установлено».

Что делать, если СНТ ограничивает въезд на территорию?

  1. Как уже было сказано выше, одним из самых эффективных способов является обращение в суд с иском о нечинении препятствий в проходе и проезде к своему земельному участку.
  2. Хорошим ходом может быть написание жалобы в прокуратуру. Сотрудники прокуратуры проверят законность деятельности лица, которое ограничивает Ваше право, что может оказаться хорошим стимулом для Товарищества остановить свой конфликт с собственниками.
  3. Вызвать полицию. К сожалению, в большинстве случаев сотрудники полиции отказываются принимать какие-либо меры и встают на сторону товариществ или УК, однако вызов полиции может быть одним из доказательств нарушения Ваших прав в суде.

Если ТСН, СНТ, ТСЖ или УК ограничивает въезд на территорию коттеджного поселка, наши юристы могут подробнее проконсультировать Вас по подобным проблемам, а также защитить Ваши интересы в суде.

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Автор: Богачкова Алёна Игоревна, юрист юридической компании Абонент Консалт.

Начальник боевого участка (БУ) или сектора проведения работ (СПР) – это нештатная должность на месте пожара или чрезвычайной ситуации. Возглавляет работу БУ или СПР на месте пожара или ЧС.

Подробнее о боевом участке (секторе проведения работ) и когда они создаются

Начальник боевого участка (сектора проведения работ) на месте пожара (чрезвычайной ситуации) должен иметь нарукавную повязку, рекомендуемый образец которой приведен в приложении № 8 к приказу МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Нарукавная повязка изготавливается из красного материала, на который наносится соответствующая надпись: НБУ или НСПР белого цвета.

Нарукавная повязка НБУ

Нарукавная повязка начальника боевого участка (БУ)

Нарукавная повязка НСПР

Нарукавная повязка начальника сектора проведения работ (НСПР)

Права и обязанности

на пожаре

Начальник боевого участка (сектора проведения работ) непосредственно подчиняется руководителю тушения пожара (РТП), несет персональную ответственность за выполнение поставленных на БУ (СПР) задач, постоянно находится на территории БУ (СПР), покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику БУ подчинены участники боевых действий по тушению пожаров на указанном БУ. Начальнику СПР подчинены начальники БУ.

Начальник БУ (СПР):

  • проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;
  • обеспечивает спасение людей и эвакуацию имущества на БУ (СПР) и выполнение решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ (СПР);
  • проводит расстановку подчиненных сил и средств;
  • обеспечивает подачу огнетушащих веществ на боевые позиции;
  • организует связь;
  • запрашивает в случае ухудшения обстановки на БУ (СПР) дополнительные силы и средства подразделений пожарной охраны для выполнения поставленных задач;
  • организует на БУ (СПР) работу звеньев ГДЗС;
  • обеспечивает соблюдение правил охраны труда, доводит до участников боевых действий по тушению пожаров информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
  • принимает меры к сохранению обнаруженных на БУ (СПР) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;
  • докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.

Начальник БУ (СПР) имеет право:

  • отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам боевых действий по тушению пожаров на БУ (СПР);
  • отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки при пожаре, требующие принятия безотлагательных решений);
  • получать необходимую для организации боевых действий по тушению пожаров информацию от РТП (руководителя ликвидации ЧС), оперативного штаба на месте пожара, администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
  • определять порядок убытия с БУ (СПР) подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

Начальник боевого участка

Начальник боевого участка № 2

при чрезвычайной ситуации

Начальник БУ (СПР) непосредственно подчиняется руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС), несет персональную ответственность за выполнение поставленных на БУ (СПР) задач и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РЛЧС.

Начальнику БУ подчинены участники ликвидации ЧС на указанном БУ. Начальнику СПР подчинены начальники БУ.

Читайте также: