Может ли рабочее место быть условно аттестовано

Опубликовано: 13.05.2024


Для организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты работодателем организуется проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.


Для проведения аттестации приказом руководителя в организации создается аттестационная комиссия. В ее состав входят руководители подразделений, специалисты службы охраны труда, медицинские работники, представители профсоюзов и другие.


Согласно указанному Постановлению Минтруда №12 при проведении аттестации комиссия оценивает условия и характер труда, все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), а также факторы трудового процесса – тяжесть и напряженность труда, проводит оценку травмобезопасности рабочих мест, проверяет обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. Аттестации подлежат все рабочие места, имеющиеся в организации.


Документы аттестации рабочих мест по условиям труда служат основой для создания банка данных существующих условий труда. Кроме того, являясь документами строгой отчетности, они подлежат длительному хранению (45 лет). Аттестационная комиссия выполняет следующие задачи:


· создает нормативно-справочную базу для проведения аттестации рабочих мест;


· проводя инвентаризацию рабочих мест, составляет перечень постоянных рабочих мест;


· устанавливает коды производствам, подразделениям, рабочим местам; определяет перечень опасных и вредных факторов производственной среды и проводит их измерение аттестованными приборами;


· устанавливает показатели тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащие оценке на каждом рабочем месте;


· проводит оценку условий труда, оценку травмобезопасности оборудования и приспособлений;


· выносит решение по результатам аттестации по дальнейшему использованию рабочих мест;


· вырабатывает предложения по улучшению условий труда;


· определяет степень готовности организации (подразделения) к сертификации на соответствие требованиям по охране труда.


Карта аттестации рабочих мест (места) составляется на каждое рабочее место либо на группу мест, аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда. Форма и порядок заполнения этих карт определены вышеназванным Положением к Постановлению Минтруда №12.


Оценка состояния условий труда по степени вредности и опасности производится в соответствии с Руководством 2.2.2006-05 путем сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормами. Результатом таких сопоставлений является определение класса условий труда, как для каждого фактора, так и для рабочего места в целом.


При оценке травмобезопасности рабочего места классифицируются следующие условия труда:


Оптимальными (класс 1) считаются такие условия труда, когда оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам, установлены и исправны требуемые средства защиты, проводится инструктаж, обучение и проверка знаний по безопасности труда;


Допустимыми (класс 2) считаются условия труда, когда повреждения и неисправности средств защиты не приводят к нарушению их защитных функций;


Опасными (класс 3) являются условия труда при отсутствии, повреждении либо неисправности средств защиты (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и другое), при отсутствии или несоответствии установленным требованиям инструкции по охране труда, когда не проводится обучение по безопасности труда.


Аттестованным признается рабочее место, на котором отсутствуют (или соответствуют допустимым величинам) опасные и вредные производственные факторы, а также выполняются требования по травмобезопасности. Заключение о результатах аттестации и оценка фактического состояния рабочих мест заносятся в карту аттестации рабочих мест. По результатам работы аттестационной комиссии организации составляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда. К этому протоколу прилагаются:


· карты аттестации рабочих мест по условиям труда;


· ведомости рабочих мест, результаты их аттестации по условиям труда, подготовленные в подразделениях организации;


· сводная ведомость рабочих мест с результатами их аттестации по условиям труда в организации;


· план мероприятий по улучшению условий труда.


Результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с Положением к Постановлению Минтруда №12, используются для:


· «планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

· сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;


· обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;


· решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;


· рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;


· включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;


· ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;


· составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме №1-Т (условия труда);


· применения административно - экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда».


В приложениях к Положению к Постановлению Минтруда №12 даны:


· перечень основных стандартов ССБТ, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, используемых при аттестации рабочих мест по условиям труда;


· форма карты аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда;


· протокол оценки травмобезопасности рабочего места;


· протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;


· классификация условий труда по травмобезопасности;


· ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении;


· протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.


В том случае, если аттестация рабочих мест по условиям труда произведена не полностью или отсутствует документ о том, что рабочее место полностью соответствует требованиям безопасности, а выполняемые работы включены в Перечень работ с вредными и (или) опасными условиями труда, то работникам должна производиться оплата труда в повышенном размере.


Государственный контроль качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда.


Вопрос о выдаче за плату санитарно-эпидемиологических заключений для целей аттестации рабочих мест по условиям труда в лечебно-профилактических учреждениях рассмотрен в Письме Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 апреля 2001 года №2510/4290-01-32 «О порядке выдачи за плату санитарно-эпидемиологических заключений при аттестации рабочих мест в лечебно-профилактических учреждениях системы Минздрава России».


Министерством труда и социального развития в Постановлении Минтруда №28 настоящие правила устанавливают порядок и процедуры проведения работ по сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Минтрудом Российской Федерации. Объектами сертификации являются работы по охране труда, проводимые в организациях вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.


Сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляются органы по сертификации. Сертификация работ по охране труда осуществляется путем проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом учитывается аттестация рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по охране труда в отраслях экономики.


Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивает органами сертификации по следующим критериям:


· степени вредности и опасности;


· обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.


Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда позволяет принять решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия работ по охране труда - сертификата безопасности.


Если фактическое значение опасных и вредных производственных факторов превышает существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным, и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда.


При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается неаттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.


В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений при эксплуатации оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены по решению суда.


Обратите внимание!


Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.


Согласно статье 362 ТК РФ руководители и другие должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных ТК РФ и другими Федеральными законами.


За нарушение трудового законодательства и норм по охране труда предусмотрено как мера административного наказания в части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений.


Решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2002 года в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что оспариваемые акты приняты Государственной инспекцией труда Московской области в пределах своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством. ФАС Московского округа оставил решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения (Постановление ФАС Московского округа от 26 августа 2002 года по делу №КА-А41/5560-02).


Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования организации при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, имеют право главный государственный инспектор труда Российской Федерации, руководители государственных инспекций труда, государственные инспекторы по охране труда.


Такими же правами наделены должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор на территории Российской Федерации.


Право приостанавливать деятельность в данном случае означает составление должностными лицами протоколов об административном правонарушении, за которое деятельность фирмы или предпринимателя может быть приостановлена.


Административное приостановление деятельности означает временное прекращение по постановлению судьи деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, и отдельных зданий и сооружений. Исполняют постановление судьи о приостановлении деятельности судебные приставы, а не сотрудники отраслевых ведомств.


Согласно статье 165 ТК РФ на время приостановления работ органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствии нарушения требований охраны труда не по вине работника (при вынужденном прекращении работы не по вине работника) за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Статьей 139 ТК РФ установлен порядок исчисления среднего заработка.


Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (статья 68 ТК РФ).


Инструкции по охране труда являются локальными нормативными актами, должна приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ к их разработке и утверждению.

В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации "Обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда".

Аттестация рабочих мест (АРМ) по условиям труда - труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) (пункт 2 приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007 г.).

совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (статья 209 ТК РФ) называется условиями труда.

- Факторы производственной среды: физические, химические, биологические.

- факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда, травмобезопасность.

Вредный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Опасный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

Основные факторы трудового процесса

К основным факторам трудового процесса, т.е. факторов постоянно присутствующих на любом рабочем месте можно отнести тяжесть и (или) напряженность труда, а также травмобезопасность. Из производственных факторов или факторов окружающей среды на рабочих местах будут присутствовать: освещенность рабочего места (рабочей поверхности) обычно в помещении и параметры микроклимата как в помещении так и на открытой территории.

Основные документы на основе которых проводится аттестация рабочих мест

1 Постановление РФ от 20.11.2008 № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодно дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".

2 Приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

3 Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.

4 P 2.2.2006-05Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

5 Методические указания. Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда.

Остальные документы используемые для проведения измерений и оценки производственных факторов, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ и спецодеждой: ПОТ, ГОСТ, СанПиН, СП, РД, СН, ТИ, ТОН и др.

Какие последствия несет проведенная или не проведенная АРМ?

Проведенная АРМ. Если в результате проведенной АРМ по УТ были выявлены рабочие места с вредными и опасными условиями, то работодатель должен провести мероприятия по улучшению условий труда на этих РМ. Для чего разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Для работодателя проведенная аттестация рабочих мест несет несколько положительных моментов:

Аттестующие организации.

Организация привлекаемая с целью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна иметь следующий пакет документов:

1) действующий аттестат аккредитации измерительной, испытательной или аналитической лаборатории в области аккредитации которой прописаны виды измерений и оценок на которые аккредитована лаборатория (выдается аккредитующим органом на срок не более 5 лет). Систем в которых аккредитована лаборатория может быть несколько (ГОСТ Р; ССОТ; ГСЭН; СААЛ);

2) непросроченные удостоверения, аттестаты, свидетельства о прохождении обучения и подтверждающие знания персонала лаборатории на проведение измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в специализированных учреждениях.

Не менее важным при выборе организации для проведения аттестации рабочих мест является опыт работы по проведению аттестации рабочих мест в той сфере (отрасли) к которой принадлежит аттестуемая организация.

Дополнительно хочется отметить, что при проведении АРМ по УТ привлекаемой для этой цели специализированной организацией, количество специалистов проводящих измерение и оценку вредных и опасных производственных факторов, а также травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не может осуществляться одним человеком. Как правило в группу входит не менее трех человек.

2. Договор с аттестующей организацией.

Нестационарные или непостоянные рабочие места

Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов) пункт 14 приказа № 569.

Непостоянное рабочее место - Место, на котором работающий находится меньшую часть (менее 50% или менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.

Какие именно факторы подлежат оценке на рабочем месте и как их определить?

В соответствии с пунктом 15 Приказа № 569 при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.

составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда (пункт 11, подпункт 3 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007)

Контролю подлежат все характерные для рабочего места вредные и опасные факторы, регламентируемые санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами, а также тяжесть и напряженность труда. Для составления перечня факторов, подлежащих измерению и оценке, используют техническую, организационно-распорядительную документацию, сертификаты соответствия на сырье, материалы, оборудование и т.п. (Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", Приложение 6, пункт 6.4).

Применение результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (пунк 46 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007) работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу: 115582, г.Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3, центральный бокс, 7 этаж, каб. № 9

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда является обязательной процедурой для всех работодателей. Уклонение от нее влечет за собой наступление административной ответственности. При проведении аттестации важно соблюдать все этапы процедуры и учитывать множество нюансов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Что это такое?

Аттестация условий труда – это проведение ряда мероприятий, направленных на выявление вредных, опасных производственных факторов на предприятии.

При обнаружении подобных проблем во время аттестации у руководителей организации появляется возможность принять меры для приведения условий работы сотрудников в соответствие с существующими государственными стандартами.

Во время аттестации проверяется исполнение работодателем следующих основных условий организации трудовой деятельности сотрудников:

Проверка условий труда

  • соответствие условий работы существующим нормативным требованиям;
  • соблюдение прав сотрудников, занятых на вредных и опасных производствах (сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск, повышенная зарплата, компенсации и т.д.);
  • информирование работников об условиях их трудовой деятельности, о существующих факторах повышенной опасности и т.д.;
  • осуществление контроля за условиями труда на рабочих местах;
  • проведение оценки рисков;
  • предоставление сотрудникам сертифицированных средств индивидуальной, коллективной защиты;
  • формирование статистической отчетности;
  • формирование перечня сотрудников, имеющих право на прохождение предварительных (при оформлении на работу) и периодических (в процессе работы) медицинских осмотров;
  • урегулирование ситуаций, при которых у сотрудников подтверждается в результате медицинского обследования наличие профессионального заболевания, либо диагностируется подозрение на профессиональное заболевание;
  • санитарно-бытовое обеспечение;
  • медицинское обеспечение;
  • установка ограничений трудовой деятельности для отдельных категорий работников;
  • обеспечения соответствия существующих на предприятии должностей перечню должностей из общероссийского классификатора;
  • планирование мероприятий, направленных на повышение уровня комфорта сотрудников во время исполнения ими профессиональных обязанностей.

Посмотрите подробное видео об аттестации рабочих мест:

Законодательное регулирование

В настоящий момент в законодательстве общепринятый термин «аттестация рабочих мест» заменен на новое понятие – СОУТ (специальная оценка условий труда). Термин используется в профессиональных кругах, а на практике по-прежнему применяется понятие «аттестация рабочих мест».

Основным законодательным актом, регламентирующим вопрос проведения аттестаций, является № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому закону, каждый работодатель в обязательном порядке должен проводить систематические аттестации рабочих мест с целью выявления возможных нарушений, опасных и вредных факторов.

Аттестация - это обязанность работодателя

Подобные проверки позволяют повысить уровень безопасности работников и улучшить условия их труда.

Ст. 226 ТК гласит, что работодатели обязаны выделять определенную сумму денежных средств на обеспечение надлежащих условий труда.

Ст. 212 ТК определяет, что в обязанности работодателя входит проведение аттестации рабочих мест, сертификации работ по охране труда.

Кто подвергается процедуре?

Аттестация направлена на оценку организации работы на конкретном предприятии, по этой причине ответственность за результаты проверки несут должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение надлежащих условий труда в организации.

При незначительной численности сотрудников (менее 50 человек) отвечать за охрану труда может:

  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работник;
  • организация, либо специалист по охране труда, сотрудничающие с работодателем по гражданско-правовому договору.

На предприятиях с численностью сотрудников свыше 50 человек должна быть создана отдельная служба по охране труда, либо, как минимум, введена должность специалиста по охране труда.

По умолчанию обязанность по охране труда закрепляется за непосредственным руководителем организации. Если речь идет об ИП, то ответственным лицом автоматически становится сам индивидуальный предприниматель.

Кто проводит аттестацию?

Аттестация проводится самим работодателем при содействии аттестующей организации. В качестве аттестующей организации выступает юридическое лицо, аккредитованное на проведение подобного рода проверок.

Факт сотрудничества между сторонами подтверждается заключенным двусторонним гражданско-правовым договором. На основании этого договора юридическое лицо за определенное вознаграждение производит все необходимые измерения, а также оценку условий труда работников.

На основании проверки делается вывод о соответствии условий труда в организации существующим государственным нормативам, о наличии нарушений, либо опасных и вредных производственных факторов.

Организация, привлеченная к сотрудничеству, должна не иметь никакого отношения к работодателю. То есть быть полностью независимой в проведении своих исследований.

Закон не запрещает привлекать к аттестации несколько сторонних организаций. Работодатель в таком случае может распределить между ними определенное количество рабочих мест, либо разделить спектр выполняемых на основании договора работ.

Для проведения процедуры работодатель создает аттестационную комиссию, в состав которой входят:

В комиссию входят заинтересованные лица

  1. представители работодателя (руководители отделов, юристы, кадровые работники, медицинские работники и т.д.);
  2. специалист по охране труда;
  3. представители профсоюзной организации (либо другого существующего объединения работников);
  4. сотрудники аттестующей организации.

Возглавляет комиссию представитель работодателя. Состав комиссии, а также график проведения работ утверждаются приказом работодателя.

Функции аттестационной комиссии:

  • руководство процессом;
  • осуществление контроля за проведением работ;
  • формирование пакета документов, необходимых для проведения процедуры;
  • составление списка рабочих мест, подлежащих проверке;
  • проведение специальных мероприятий, направленных на изучение условий труда (определение наличия вредных факторов на производстве, измерение уровня травмоопасности, определение наличия специальной одежды у работников, изучение состава оборудования и сырья, сравнение полученных показателей с показателями прошлых проверок и т.д.);
  • присвоение номеров рабочим местам;
  • заполнение карт аттестации;
  • подписание карт;
  • подготовка предложений по внесению изменений, либо дополнений в трудовые договора сотрудников;
  • оценка полученных результатов;
  • разработка плана мероприятий, направленных на повышение уровня охраны труда.

Этапы процедуры

Процесс начинается с создания аттестационной комиссии с нечетным количеством членов. Работодатель утверждает график работы комиссии и перечень запланированных мероприятий.

Основные этапы:

Выявление вредности или опасности

  • Обнаружение вредных, опасных факторов. Эксперты изучают состояние оборудования, исправность инструментов, наличие защитных костюмов, условия работы в производственных помещениях, статистику несчастных случаев и т.д.
  • Полученные данные сравниваются с показателями прошлых проверок. Важно отметить, что выявление опасных, вредных факторов на тех рабочих местах, на которых они были выявлены ранее, не требуется. Подобные проверки не производятся и на рабочих местах сотрудников, вышедших на пенсию досрочно, либо получающих компенсационные выплаты за вредные или опасные условия труда.
  • Изучение выявленных факторов. Эксперты производят необходимые измерения, испытания. Выявляются определенные показатели вредности, опасности труда.
  • Классификация условий труда (по вредности и опасности). Изучение полученных показателей позволяет экспертам отнести условия труда на рабочем месте к определенному классу и подклассу.

Существует 4 основных класса условий труда на производстве:

  1. оптимальные (нормальные условия, соответствующие существующим стандартам);
  2. допустимые (незначительное воздействие на организм, которое проявляется исключительно на рабочем месте и пропадает после ухода с рабочего места);
  3. вредные (воздействие на здоровье сотрудников неблагоприятных условий труда может привести к профессиональным заболеваниям, вызывающим частичную или полную потерю трудоспособности);
  4. опасные (высокая вероятность появления профессиональных заболеваний, получения травм, либо появления угрозы для жизни).

Работникам на вредных условиях положены различные привилегии, в том числе и дополнительный отпуск.
Подробнее об этом здесь.

Аттестационная карта и иные документы

Аттестационная карта – документ, в котором содержится информация о фактических условиях труда на рабочем месте, о наличии компенсаций, о рекомендуемых мерах для улучшения ситуации.

При наличии некоторого количества аналогичных рабочих мест составляется единая аттестационная карта на все эти объекты. Документ составляется на рабочее место, которое является первым в списке аналогичных рабочих мест.

Образец карты аттестации рабочего места (кликабельно):

Карта аттестации

Заполненная карта содержит следующую необходимую информацию:

  • Полное наименование, реквизиты работодателя.
  • Должность работника в соответствии со штатным расписанием. Указанная профессия должна соответствовать наименованию в общероссийском классификаторе. Если необходимая должность в классификаторе отсутствует, делается соответствующая запись.
  • Название структурного подразделения. Если у работодателя нет структурных подразделений, делается соответствующая запись.
  • Количество аналогичных рабочих мест.
  • Численность сотрудников по штатному расписанию с указанием отдельно количества женщин, несовершеннолетних граждан.
  • Перечень оборудования, материалов, приспособлений, сырья применяемых на рабочем месте.
  • Оценка условий труда (по степени вредности, опасности).
  • Описание производственной среды (химические факторы, биологические факторы и т.д.).
  • Описание трудового процесса (тяжесть, интенсивность).
  • Итоговые оценки условий производственной среды, трудового процесса (на основании проведенных измерений).
  • Класс травмоопасности.
  • Обеспеченность сотрудников СИЗ (средствами индивидуальной защиты).
  • Сведения о компенсациях (за тяжелую работу, за работу с вредными, опасными условиями труда): наименование существующих компенсаций, фактические размеры и порядок начисления выплат, необходимость назначения компенсаций работникам.
  • Необходимость проведения медицинских осмотров.
  • Рекомендации по улучшению условий, изменению режима труда, организации отдыха.
  • Рекомендации по подбору работников.
  • Заключение комиссии по обследованному рабочему месту.

Карта подписывается председателем комиссии, ее членами. Также, документ подписывает гражданин, работающий на данном месте.

Аттестационная карта составляется на основании результатов проведенных обследований. Все инструментальные измерения оформляются протоколами. Формы документов устанавливаются нормативными актами.

Существуют следующие протоколы:

  • протокол определения тяжести и напряженности трудового процесса;
  • протокол оценки травмобезопасности рабочего места;
  • протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты проверки

В конце проверки составляется итоговый отчет по аттестации рабочих мест. К отчету прилагаются следующие сведения:

С результатами проверки должны быть ознакомлены все сотрудники

  • приказ о проведении аттестации;
  • перечень рабочих мест;
  • аккредитация аттестующей организации на проведение подобного рода проверок;
  • карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • ведомости рабочих мест;
  • сводная ведомость рабочих мест;
  • протокол заседания комиссии по результатам проверки;
  • приказ о завершении процедуры;
  • план мероприятий по улучшению условий труда в организации.

Максимум через 30 рабочих дней после получения результатов проверки работодатель обязан огласить полученные результаты персоналу и разместить информацию в открытом доступе (например, на сайте организации).

После этого необходимо принять соответствующие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, улучшение условий труда, снижение уровня вредности и опасности на производстве, назначение положенных компенсаций сотрудникам и т.д.

В каком случае рабочее место признается аттестованным:

  • нет вредных и опасных условий труда;
  • требования по травмобезопасности выполнены;
  • условия отвечают гигиеническим нормам.

Рабочие места, относящиеся к 3 классу условий труда (вредному) обычно условно аттестованы. При этом указывается класс и вносятся предложения по улучшению рабочего места.

Место признается не аттестованным, когда оно относится к 4 (опасному) классу условий труда. Такая ставка подлежит ликвидации или полной реструктуризации.

Нюансы

Независимая организация, аккредитованная на проведение проверок подобного рода, может отказаться от сотрудничества с конкретным работодателем.

Фирма может отказаться от исследования мест

Отказ может быть получен в связи с нежеланием работодателя представить экспертам необходимые нормативные документы, либо в связи с нежеланием или неготовностью работодателя обеспечить экспертам надлежащие условия для проведения измерений и оценок.

На сколько лет действительны результаты аттестации? Каждое рабочее место должно оцениваться минимум один раз в 5 лет. Моментом последней проверки считается дата завершения прошлой аттестации данного рабочего места. Датой начала новой проверки считается день издания работодателем приказа о создании комиссии и утверждении графика работы комиссии.

Таким образом, и срок действия документов аттестации равен 5 годам.

Новые рабочие места должны быть аттестованы в течение 60 дней с момента их организации.

Стоимость и штрафы

Средняя стоимость процедуры аттестации одного рабочего места варьируется от 1000 до 3500 рублей. Размер суммы зависит от количества необходимых процедур, измерений и оценок, которые необходимо произвести при аттестации конкретного рабочего места.

Существуют следующие административные наказания за отсутствие аттестации:

Установлена ответственность в виде штрафа

  • от 1000 до 5000 рублей штрафа для должностных лиц предприятия;
  • от 1000 до 5000 рублей штрафа для индивидуальных предпринимателей;
  • до 50000 рублей штрафа для юридических лиц;
  • временное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя на срок до 90 дней.

Повторное нарушение норм законодательства о необходимости проведения аттестации может привести к существенному увеличению величины штрафа и продлению сроков приостановки деятельности. Руководитель предприятия, повторно нарушивший закон, может быть на длительное время лишен права занимать руководящие должности (от 1 до 3 лет).

Таким образом, аттестация рабочих мест представляет собой обязательную процедуру, которую в установленные законом сроки должен производить каждый работодатель. Для проведения проверки создается специальная комиссия, которая проверяет условия труда сотрудников и выявляет возможные нарушения.

Полученные результаты направляются в уполномоченные органы, а работодатель организует мероприятия по устранению выявленных нарушений и улучшению условий труда в организации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !


Как известно, про аттестацию рабочих мест заговорили еще в 2011 году (Приказ Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. N 342н). Тогда был утвержден порядок проведения аттестации рабочих мест. Причем проводить ее были обязаны без исключения все организации. В феврале 2013 года законодатели смягчились и разрешили проводить аттестацию не всем работодателям, а только тем, у кого имеются «подозрительные» рабочие места. Деятельность сотрудника должна быть связана с работой машин, оборудования и прочей техники, с инструментами, с материалами и сырьем. В общем, с источниками, которые оказывают вредное воздействие на человека.

Официально освобождены от аттестации рабочие места с компьютерами, копировально-множительной техникой, а также бытовой техникой, не используемой в технологическом процессе. Вроде как малый бизнес в большинстве освободился от необходимости аттестовать рабочие места.

Но, как водится, все оказалось не так уж просто.

Во-первых, послабление сделали только в феврале 2013. А в отчетности в ФСС нужно указывать данные по аттестации на начало года. Это значит, что все организации все равно должны были провести аттестацию ранее, и к февралю 2013 уже быть с цифрами. Прочерки в отчетах приниматься не будут. Внезапно.

Во-вторых,сотрудники, которые проводят за компьютером более 50% рабочего времени обязаны проходить медосмотр раз в 2 года. В Порядке проведения аттестации сказано, если сотрудники должны проходить медосмотры, то и рабочее место подлежит обязательной аттестации. Это разъяснение дал Минтруд в своем письме от 08.04.13 № 15-1-859.

Есть ложка меда. Если по результатам аттестации рабочее место признано безопасным, то повторно ее проводить не нужно (так говорится в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2012 № 590н).

Но, давайте поподробнее поговори о том, какие рабочие места и как аттестовать.

Зачем это надо

Кроме того, что это требование законодательства и, выполняя его, вы избегаете штрафов, хочется понять, будет ли польза для самой организации.

После проведения аттестации рабочих мест вы сможете получить скидку по взносам на травматизм до 40%. Ставка зависит от категории, к которой будет отнесена ваша компания по степени профессионального риска. Более того, вы можете провести аттестацию за счет средств ФСС. Как возместить затраты на аттестацию рабочих мест, вы узнаете в конце статьи.

Аттестация рабочих мест поможет сократить налоговую нагрузку, т.к. по результатам аттестации рассчитываются льготы и компенсации сотрудникам, а они не облагаются налогами и взносами. У вас появится возможность законно включать в себестоимость продукции затраты на улучшение условия труда сотрудников: приобретение средств защиты, спецодежды, и т п. Вы сможете снизить коммунальные расходы, регулируя энергопотребление освещения, отопления и т д. Аттестация рабочих мест поможет значительно снизить ответственность руководителя при возникновении несчастного случая на работе. Вы сможете доказать, что обеспечили достаточно безопасные условия труда.

Рабочие места, подлежащие аттестации

Аттестации подлежат рабочие места которых относятся к пункту 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест, т.е. как уже говорилось выше, это те рабочие места, которые связаны с источниками воздействия на здоровье человека. Вновь созданные рабочие места должны пройти аттестацию в течение года со дня ввода в эксплуатацию. Затем, аттестацию необходимо проводить каждые 5 лет со дня последней аттестации, в случае если рабочее место не будет признано безопасным.

Количество рабочих мест, подлежащих аттестации, не всегда соответствует количеству сотрудников. У вас может быть 5 бухгалтеров, а аттестацию будет проходить 2 рабочих места. Рабочие места могут быть признаны аналогичными, тогда количество рабочих мест, требующих аттестацию легально сокращается. Аналогичными признаются рабочие места, которые соответствуют следующим требованиям:

  • должности имеют одно наименование;
  • сотрудники выполняют одинаковые профессиональные обязанности в одинаковом режиме;
  • используют однотипное оборудование, материалы, сырье;
  • работают в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • имеют одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаково обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Как проходит аттестация рабочих мест

Компании не могут сами проводить аттестацию, в состав аттестационной комиссии должна входить специальная организация, которая получила аккредитацию и внесена в реестр, имеющих право проведения аттестации рабочих мест. Поэтому первое, что вам нужно будет сделать — это выбрать аттестующую организацию. Аттестующие организации можно посмотреть на сайте dogma.su. Перед заключением договора, проверьте наличие фирмы в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Руководитель издает приказ о проведении аттестации рабочих мест, он составляется в произвольной форме. В приказе обязательно указывается:

  • состав аттестационной комиссии: кроме аттестующей организации, туда еще входят представители вашей фирмы, специалист по охране труда и представители профсоюза, у кого он есть;
  • ФИО председателя комиссии (это представитель вашей фирмы);
  • срок проведения аттестации.

В ходе проведения аттестации, организация будет проводить замеры и оценки ваших рабочих мест, чтобы признать их соответствующими либо не соответствующими нормам охраны труда.

Результаты проведения аттестации оформляются в отчет с приложением всех необходимых документов. Состав пакета документов определен в п.44 Порядка проведения аттестации, а их формы приведены в приложениях к Порядку.

После утверждения отчета об аттестации вам нужно предоставить в инспекцию труда:

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест;
  • сведения об аттестующей организации;
  • сопроводительное письмо на бланке работодателя.

Срок предоставления документов — 10 дней со дня издания приказа о завершении аттестации рабочих мест.

Цена вопрос

Аттестующие организации бесплатно не работают, стоимость проведения аттестации рабочих мест колеблется от тысячи рублей до 3 тысяч за одно рабочее место. Здесь надо быть внимательным, и вместе с подрядчиков прикинуть, сколько мест придется аттестовать. При наличии 4 работников (например 2 программиста, верстальщик и веб-дизайнер) у вас может возникнуть от 1 до 3 рабочих мест (если все будут инженеры-программисты — это 1 рабочее место, а если оформить карточки рабочих места на программиста, верстальщик и дизайнера — это уже 3 места). Все зависит от подрядчика.

Радует, что расход является обоснованным и фирмы на УСН «Доходы минус расходы» смогут его спокойно учесть на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Аттестация за счет ФСС

Добросовестные компании, которые исправно платят страховые взносы могут получить компенсацию за счет средств ФСС на аттестацию рабочих мест.

Сумма компенсации на проведение аттестации может быть не более 20% от уплаченных взносов на травматизм за вычетом страховых выплат сотрудникам по травматизму в 2012 году.

Для получения компенсации в ФСС нужно предоставить:

  • заявление, составленное в свободной форме;
  • план финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма по форме, утвержденной Приказом N 580н;
  • копию приказа организации о проведении аттестации;
  • копию приказа организации о создании аттестационной комиссии;
  • копию договора с аттестующей организацией;
  • копию уведомления Минтруда о включении аттестующей организации в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Срок подачи документов не позднее 1 августа текущего года.

В течение 13 дней ФСС уведомит вас о принятом решении.

Не провели аттестацию в срок, что нам грозит

Вообще, за нарушение порядка проведения аттестации предусмотрены штрафные санкции:

  • от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.
  • от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток;
  • от 1000 до 5000 руб. на директора. Если не проводили аттестацию рабочих мест, то лучше провести её сейчас.

Пока сами ФСС относятся к этому несколько лояльно, да и трудовые инспекции строго проверяют в основном производственные фирмы, к офисам требований меньше. В любом случае, следует перед сдачей отчетности в ФСС пообщаться с сотрудником Фонда по поводу заполнения таблицы 10 отчета 4-ФСС.

Вопрос, по понятным причинам, отнюдь не праздный. А порождён он довольно странным письмом Министерства труда и социальной защиты (реквизиты ниже), которое вводит в заблуждение тех, кто не знает, как разрешаются противоречия между нормами права. (И что-то мне подсказывает, что под такую характеристику подпадает подавляющее большинство организаций, относящихся к малому бизнесу, для которого проблема с обязанностью аттестации особенно актуальна.)

Итак. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н был утверждён Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В этом документе содержался страшный для многих работодателей пункт 4:

Впоследствии Порядок был несколько изменён. Изменения внесло уже Министерство труда и социальной защиты России, своим Приказом от 12 декабря 2012 года № 590н. В новой редакции пункт выглядел более громоздким, но менее устрашающим. Далее приводится его фрагмент:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

(Попутно замечу, что если бы не примечание 1, то рабочие места, на которых предполагается полное «погружение» работника в процесс взаимодействия с компьютером и оргтехникой, подлежали бы аттестации.)

«Ура!» — воскликнули обрадованные работодатели. Но, как выяснилось, рано. В письме от 8 апреля 2013 г. № 15-1-859 Министерство труда и социальной защиты пояснило, что якобы имелось в виду на самом деле. Далее опять цитирую:

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Резюмирую изложенное на текущий момент. В пункте 4 Приказа прямым текстом сказано: если работник 100 % своего рабочего времени должен тратить на работу с компьютером и (или) оргтехникой, его рабочее место не подлежит аттестации. Министерство, написавшее этот пункт, утверждает: если работник 100 % своего рабочего времени должен тратить на работу с компьютером, его рабочее место подлежит аттестации. Кто же прав?

Формально эти два суждения не являются исключающими друг друга: в одном случае речь идёт о работниках, занятых исключительно за компьютерами, а в другом — за компьютерами и (или) оргтехникой. Однако не будем забывать, что письмо — это письмо, юридической силой нормативного акта оно не обладает; при этом его содержание отличается от содержания приказа (который таким актом, в свою очередь, является). Особенно заметна разница в случаях, когда рабочим местом является компьютерный стол. Согласно Порядку, он не подлежит аттестации. Согласно письму — подлежит. (Об этом ниже.) Так кто же всё-таки прав?

Разбираемся с обоснованием

Итак, что же навело заместителя директора департамента условий и охраны труда указанного министерства П. Ю. Егорова на такие мысли?

Автор письма забыл сослаться на пункт 8 Порядка с изменениями, внесёнными тем же Приказом. Далее цитирую фрагмент:

Тогда, вроде, всё логично. Аттестация рабочих мест, трудящиеся на которых должны проходить медосмотры, проводится не реже одного раза в пять лет. Работники, занятые на работе с компьютерами более 50 % рабочего времени, проходят периодические медосмотры. Отсюда вывод: рабочие места таких работников подлежат аттестации.

Да, но! пунктом 4 Порядка установлено, что он распространяется на все рабочие места, кроме «рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства». Обратите внимание: заняты на персональных ЭВМ и (или) эксплуатируют оргтехнику, а также бытовую технику, не используемую в производстве.

Толкование союза «и (или)» как логического «и» исключено. Это значит, что интересующий нас фрагмент должен читаться примерно так: если работник а) занят только на персональной ЭВМ (то есть занят на ней 100 % своего рабочего времени), или б) занят на персональной ЭВМ и эксплуатирует оргтехнику, а также бытовую технику, не используемую в производстве, или в) эксплуатирует оргтехнику, а также бытовую технику, не используемую в производстве, — то его рабочее место не подлежит аттестации по условиям труда.

Пункт 8 Порядка содержит общую норму, которая полностью поглощает объём нормы, содержащейся в пункте 4 Порядка (см. вариант «а» из предыдущего абзаца). Перед нами классический случай. Это значит, что применению подлежит специальная норма.

Вывод

Отсюда мы делаем вывод. Если трудовая функция работника связана с нахождением его в течение 100 % рабочего времени за компьютером, то соответствующее рабочее место не подлежит аттестации по условиям труда. Про письмо Минтруда РФ, из которого следует ровно обратное, можно благополучно забыть.

P. S. В блоге Сергея Халатова, который озаботился этой проблемой раньше меня, один из комментаторов высказал предположение, что противоречия, действительно, нет, ибо теоретически нормы об аттестации могут действовать следующим образом: если занятость работника за компьютером меньше 50 %, аттестация не нужна; если от 50 до 100 процентов, то нужна; если 100 % — не нужна. (Затем автор справедливо заметил, что как-то это странно.)

На этот счёт выскажу некоторые соображения. Если уж развивать подобную логику, то надо доводить её совсем до конца. Тогда мы должны будем прийти к тому, что аттестация нужна, если работник занят на компьютере менее 50 % рабочего времени (п. 4 Порядка, абз. 2: ПЭВМ наверняка можно отнести или к оборудованию, или к числу машин), а также от 50 до 100 % рабочего времени (подп. "а" п. 8 Порядка), исключая случаи, когда всё оно уходит на работу с компьютером и (или) оргтехникой. Например, если в совокупности 60 % уходит на компьютер, 30 % на ксерокс, а 10 % — на чтение книг, то аттестация нужна; если же 60 % на компьютер, а 40 % — на ксерокс, то не нужна; если 100 % на компьютер, тоже. То есть при наиболее опасных условиях действия производственных факторов аттестовывать ничего не нужно, а при менее опасных — нужно. Этот вывод с очевидностью показывает, что буквальное применение такой цепочки рассуждений приходит в противоречие с заявленными целями. Значит, она неверная. Если же вместо буквального толкования пользоваться им же, но с поправкой на цель, то норма толкуется следующим образом: если рабочее место предполагает наличие факторов, перечисленных в п. 4, кроме случаев, когда такими факторами являются исключительно компьютер и (или) оргтехника, то оно подлежит аттестации; во всех остальных случаях — нет. То есть исключительность — характеристика не времени, проводимого работником за вредным устройством, а этого устройства, которое по общему правилу считается вредным, но для случая с данным конкретным Порядком — нет. Тогда всё встаёт на свои места. Ну и, напомню, письмо не является нормативным актом.

Читайте также: