Может ли работодатель по своему желанию направить водителей на независимую оценку квалификации

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. № 14-3/В-742 О направлении работников на независимую оценку квалификации

Вопрос: В профессиональной среде бытует мнение, что в силу ст. 11 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ с 1 июля 2019 года работодатели больше не могут самостоятельно проводить предусмотренную статьей 81 ТК РФ аттестацию работников и обязаны для этих целей направлять работников на независимую оценку квалификации. Соответствует ли данное утверждение действительности с учетом того, что по смыслу статей 81 и 82 ТК РФ упомянутая в этих нормах аттестация работников проводится именно работодателем (ее порядок устанавливается локальными нормативными актами, а в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации), а ст. 5 ТК РФ устанавливает приоритет норм ТК РФ перед положениями иных федеральных законов?

Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел ваше письмо от 15 августа 2019 г. N 13/4067 по вопросу применения аттестации работников, предусмотренной статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом положений, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Федеральный закон N 238-ФЗ), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение специалистов Департамента по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

С целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

В силу статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе подтверждается результатами аттестации, проводимой работодателем.

Согласно части 2 статьи 81 Кодекса порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Так, специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлена обязанность работодателя проводить аттестацию работников (например, в отношении государственных служащих, прокурорских работников, руководителей государственных федеральных унитарных предприятий, педагогических работников и т.д.).

Организации, на которые не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аттестации отдельных категорий работников, самостоятельно, на уровне локальных нормативных актов, решают вопрос о процедуре проведения аттестации, цели и задачи, категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, сроки и порядок ее проведения, состав аттестационной комиссии, перечень документов, необходимых для проведения аттестации и др.

Аттестацию работников в организации должна осуществлять аттестационная комиссия. В соответствии с частью третьей статьи 82 Кодекса при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Порядок проведения процедуры описывается в локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения профсоюза, в которых регламентируются такие вопросы проведения аттестации как: цели и задачи, категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, сроки и порядок ее проведения, состав аттестационной комиссии и др.

Федеральный закон N 238-ФЗ устанавливает порядок подтверждения квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта (пункт 3 статьи 2 Федерального закона N 238-ФЗ).

Наличие у работника профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой функции в соответствии с профессиональным стандартом, может быть определено в ходе независимой оценки квалификации.

Работодатель в соответствии с трудовым законодательством наделен правом на направление работника на независимую оценку квалификации в целях определения соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта.

Таким образом, в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.

Обращаем внимание, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики, установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 1 июля 2019 года.

Директор Департамента М.С. Маслова

Обзор документа

В отношении отдельных категорий работников в обязательном порядке проводится аттестация. Иные работодатели самостоятельно решают вопрос об аттестации. Издаются соответствующие локальные акты.

Таким образом, в порядок проведения аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.

Федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Эти требования не отменены.


С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда — нет?

Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации») (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, — за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.

Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.

Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд (См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.).

Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов — на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.

Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.

Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.

Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:

  • педагогические работники (гл. 52);
  • научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1);
  • спортсмены и тренеры (гл. 54.1);
  • медицинские работники (ст. 350);
  • творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351).

А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, от 30.03.2015 № 293 и от 27.05.2015 № 538. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.

Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов — квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.

Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).

На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал — секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда. А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.

Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.

Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)

ЦОК не работают

Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Экскурсовод (уровень 6 квалификации)

ЦОК не работают

Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)

Работает 44 экзаменационных площадки

Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)

Работает 25 экзаменационных площадок

Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)

Работает 31 экзаменационная площадка

Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)

Работает 32 экзаменационные площадки

Повар (уровень 4 квалификации)

Работает 7 экзаменационных площадок

Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.

Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.

Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, — комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).

Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) — на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).

Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» — пять лет.

Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации — об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).

О результатах экзамена работодатель будет проинформирован — при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).

В силу п. 2 Требований № 759н (Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н). образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.

Еще одна форма участия — независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК — представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.

Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.

Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.

Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.

Дата публикации 29.07.2016

Документ

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"

Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"

Комментарий

С 01.01.2017 в России вводится независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка работников вводится Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее – Закон № 238-ФЗ).

В связи с этим вносятся изменения в ТК РФ – в Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ (далее – Закон № 239-ФЗ).

А Федеральным законом от 03.07.2016 № 251-ФЗ (далее – Закон № 251-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в НК РФ.

Итак, рассмотрим те изменения в законодательство, которые вносят комментируемые законы.

Что такое независимая оценка квалификации?

Согласно пп. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ независимая оценка квалификации – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенная центром оценки квалификации.

Независимая оценка проводится в отношении работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее – соискатели).

Заметим, что Закон № 238-ФЗ не раскрывает понятие "лица, претендующие на осуществление определенного вида трудовой деятельности". Исходя из анализа статьи 4 Закона № 238-ФЗ, можно предположить, что под такими лицами понимаются граждане, которые еще не заключили трудовой договор с работодателем.

Вместе с тем (согласно п. 4 ст. 1 Закона № 238-ФЗ) данный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Заметим также, что нормы данного закона устанавливают лишь основы независимой оценки квалификации. При этом они не делают проведение такой оценки обязательной, то есть работодатель не обязан направлять всех своих работников на независимую оценку, но может сделать это по собственному желанию. В то же время и соискатель может самостоятельно пройти независимую оценку своей квалификации.

Кто и как проводит независимую оценку квалификации работников?

Независимая оценка квалификации проводится в виде профессионального экзамена центром оценки квалификации. Порядок проведения экзамена устанавливается Правительством РФ (п. 1 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).

В настоящий момент такой порядок не утвержден. Когда он будет принят, мы сообщим дополнительно. Следите за нашими новостями.

Заметим, что независимая оценка квалификации проводится (п. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ):

  • по инициативе соискателя (за счет его средств);
  • по направлению работодателя (за счет его средств).

Таким образом, независимая оценка квалификации будет производиться за плату.

Чтобы пройти квалификационный экзамен, соискатель должен предоставить письменное заявление с приложением копии паспорта (иного документа, удостоверяющего личность). Сведения о необходимых документах будут указаны в реестре, вести который призвано Национальное агентство развития квалификации (п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 6 Закона № 238-ФЗ)

По истечении 30 дней с даты квалификационного экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации. Если оценка была неудовлетворительной, выдается заключение о прохождении квалификационного экзамена с рекомендациями соискателю (п. 4 ст. 4 Закона № 238-ФЗ). Сведения о выданных свидетельствах заносятся в реестр (ведет Национальное агентство по квалификации), а информация о неудовлетворительных результатах в нем не отражается.

Заметим, что свидетельство о квалификации должно содержать срок, в течение которого оно будет действительно (пп. 6 п. 1 ст. 9 Закона № 238-ФЗ).

Таким образом, результаты квалификационного экзамена будут действительны на протяжении определенного срока. Для подтверждения квалификации по истечении этого срока лицу придется заново проходить квалификационный экзамен.

Гарантии работника при прохождении независимой оценки квалификации

Изменения, касающиеся независимой оценки квалификации работников, затронули ТК РФ.

Во-первых, изменениям подверглась статья 196 ТК РФ, регулирующая права и обязанности работодателя в области профессиональной подготовки работника (с учетом мнения профсоюза).

Условия и порядок направления работника на прохождение независимой оценки квалификации должны быть установлены в коллективном соглашении, коллективном или трудовом договоре. Причем перечень необходимых профессий и специальностей определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ для принятия локальных актов.

Во-вторых, в ст. 187 ТК РФ внесены положения, устанавливающие гарантии и компенсации работникам при прохождении независимой оценки. С 01.01.2017 работодатель, направляющий работника на прохождение квалификационного экзамена, должен:

Вместе с тем в комментируемом законе не сказано, имеет ли право работодатель требовать от работника свидетельство о независимой оценке квалификации при приеме на работу.

По нашему мнению, работник не обязан предоставлять работодателю свидетельство о независимой оценке, соответственно, работодатель не должен его требовать. Связано это с тем, что перечень документов, которые работник должен предоставить работодателю при заключении трудового договора, содержится в статье 65 ТК РФ и комментируемый Закон № 239-ФЗ не вносит в эту статью никаких изменений. Другими словами, представить такой документ работодателю работник может исключительно на добровольной основе.

Сведения о независимой оценке квалификации

Для обеспечения независимой оценки квалификации ведется специальный реестр. Вести его обязано Национальное агентство развития квалификации. Оно же отвечает за актуальность и достоверность информации в нем (пп. 3 ст. 6, п. 1, п. 4 ст. 10 Закона № 238-ФЗ).

В реестре будут отражены следующие сведения (п. 1 ст. 10 Закона № 238-ФЗ):

  • о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций. Национальный совет отвечает за координацию деятельности органов по вопросам квалификации. Национальные агентства готовят рекомендации по проведению квалификационных экзаменов;
  • о советах по профессиональным квалификациям (занимается отбором организаций, которые будут проводить квалификационный экзамен) и центрах оценки квалификаций;
  • о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
  • о выданных свидетельствах о квалификации;
  • перечень официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, Советов по профессиональным квалификациям и Центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Кроме того, в реестре могут содержаться и иные сведения, перечень которых будет установлен исполнительным органом.

Доступ к реестру будет бесплатным, а сведения в нем – открытыми (за исключением сведений, составляющих персональные данные) (п. 3 ст. 10 Закона № 238-ФЗ).

Оплата прохождения независимой оценки квалификации не будет облагаться НДФЛ

Закон № 251-ФЗ внес в НК РФ ряд норм, регулирующих налоговые последствия оплаты независимой оценки квалификации.

Так, суммы, уплаченные работодателем за прохождение работником такой оценки, будут считаться доходом, освобождаемым от обложения НДФЛ. Соответствующий пункт 21.1 добавлен в статью 217 НК РФ.

Также работодатель, оплативший работнику прохождение независимой оценки квалификации, сможет учесть такие расходы в составе прочих на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ (в новой редакции), включить соответствующие расходы в налогооблагаемую прибыль организации сможет только при наличии договора на оказание соответствующих услуг (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ в новой редакции).

Заметим, что учесть в расходах суммы оплаты прохождения независимой оценки смогут не только организации, применяющие общую систему налогообложения, но и работодатели, находящиеся на УСН и ЕСХН. Соответствующие нормы внесены в статьи 346.5 и 346.16 НК РФ (п. 4, п. 5 ст. 1 Закона № 251-ФЗ).

Комментируемый Закон № 251-ФЗ не оставил без внимания и ситуацию, когда плату за прохождение независимой оценки вносит сам соискатель. В данном случае он имеет право на получение социального налогового вычета в размере фактически понесенных расходов на прохождение такой оценки (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ в новой редакции).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Галичевская Е. Н.

С 2017 года вступил в силу ряд изменений: подтвердить соответствие профессиональному стандарту можно в Центре независимой оценки квалификации. Кроме того, теперь работодатели могут учесть расходы на независимую оценку квалификации. Об остальных изменениях читайте в статье.

На основании профстандарта каждый специалист может наметить для себя конкретные направления повышения квалификации. Для этого достаточно пройти обучение в Школе Бухгалтера. Все наши курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Как проходит независимая оценка работников

С 1 января 2017 года работник проходит независимую оценку по собственному желанию или по инициативе работодателя (в том числе, потенциального работодателя). Проводят независимую оценку Центры оценки квалификаций в форме профессионального экзамена. Порядок проведения такого экзамена утвержден постановлением Правительства РФ от 16.11.16 № 1204.

Кто проводит независимую оценку квалификации

Институт Профессиональных бухгалтеров (ИПБ России) разъясняет некоторые моменты (Письмо НП «Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (ИПБ России) от 09.12.2016 года № 05ТУ/12-16) :

1. Организации, которые могут проводить независимую оценку квалификации бухгалтера, называются центры оценки квалификаций (далее — ЦОК). Все центры включены в реестр. Адрес реестра - http://www.asprof.ru/ok/reestr_COK.

Комментирует Алексей Петров , налоговый консультант:


«До того момента, как появился профессиональный стандарт «Бухгалтер», понятие «квалификация главного бухгалтера» являлось личным делом каждого работодателя. Сейчас у нас есть стандарт, где написано, что должен делать и какими компетенциями и знаниями должен обладать тот, кто посмеет назвать себя квалифицированным главным бухгалтером. Согласно нормам нового Федерального закона № 238-ФЗ, за подтверждением квалификации мы направимся в Центры независимой оценки».

Обратите внимание: о рганизации, которые не включены в данный реестр, не являются центрами оценки квалификаций и независимую оценку проводить не могут.

2. По результатам независимой оценки ЦОК должен выдать претенденту свидетельство установленного образца. Д окументы о независимой оценке, выданные ранее 1 января 2017 года, не являются свидетельствами о квалификации .

3. Оценка квалификации добровольна как для работников, так и для работодателей. Ее наличие или отсутствие, а также ее результаты, не влекут за собой последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Направление работодателем работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется с их письменного согласия. Условиях и порядок определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

4. Нужно различать применение требований профстандартов и оценку квалификации на соответствие этим стандартам. Обязательные случаи применения требований профстандартов к квалификации работников перечислены в Трудовом кодексе РФ. В остальных случаях профстандарты — это ориентир для определения квалификационных требований и формирования кадровой политики. Оценка же квалификации всегда добровольна.

В нашей статье Евгения Конюхова отвечает на вопросы бухгалтеров и разъясняет, какие требования к квалификации предъявляет профстандарт - « Профстандарт в вопросах и ответах: требования к квалификации и образованию бухгалтера».

Как пройти независимую оценку

Поэтапно процедура независимой оценки выглядит так:

  1. Оплачиваем экзамен — это может сделать соискатель, работодатель или иное лицо.
  2. Подаем документы. Cоискатель представляет в ЦОК комплект документов: заявление о проведении экзамена (Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н) с указанием подтверждаемой квалификации, копию паспорта и иные необходимые документы. Документы можно представить как в бумажном виде, так и на электронном носителе.
  3. Согласовываем время. ЦОК в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов информирует соискателя способом, указанным в заявлении, о результатах рассмотрения заявления и согласовывает дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о процедурах его проведения.
  4. Проходим экзамен и получаем документ, соответствующий результату экзамена.

Какой может быть результат экзамена

Результата может быть два:

  • Если экзамен успешно сдан - выдается свидетельство о квалификации (в течение 30 дней). Данные о каждом свидетельстве будут занесены в единый реестр. Доступ к реестру является открытым и бесплатным.
  • Если экзамен не сдан - выдается заключение о прохождении профэкзамена с рекомендациями. Такой вердикт можно оспорить в специально созданной апелляционной комиссии. Для этого работодатель или человек, проходивший оценку, подает письменную жалобу. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней с даты получения информации о результатах экзамена.

Как стать профессиональным бухгалтером

Любой работодатель заинтересован в грамотных специалистах. Документ о повышении квалификации может помочь работнику в карьерном продвижении и повышении заработной платы. У соискателей на должность, у которых есть диплом о переподготовке, либо удостоверение о повышении квалификации, будет приоритет. Для того, чтобы работодателю быть уверенным, что квалификация работника соответствует профстандарту, его лучше не просто проверить, а обучить по соответствующей программе.

Экзамен в ЦОК по квалификациям «Главный бухгалтер» и «Бухгалтер» стоит примерно 20 тыс. рублей. Эти деньги вы отдаете за проверку, но не за повышение квалификации. Школа бухгалтера предлагает курсы, на которых можно повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, и получить удостоверение или диплом. Есть курсы для спецрежима УСН, для ОСНО, для бюджетных организаций. Выбирайте курс, который нужен именно вам.

Программы подготовки на соответствие профстандарту для бухгалтеров:

Программы подготовки на соответствие профстандарту для главных бухгалтеров:

По окончании курса после тестирования вы получите удостоверение о повышении квалификации или диплом. Эти документы подтвердят ваше соответствие требованиям, которые профстандарт предъявляет к уровню образования, а так же к знаниям и умениям, составляющим обобщенную трудовую функцию «Ведение бухгалтерского учета» (код А) и «Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта)» (код В).

Налоговые льготы для работников и работодателей

В унисон закону о независимой оценке квалификации принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ. Этот закон предусматривает налоговые льготы как для фирм, оплачивающих оценку квалификации, так и для физических лиц, оплачивающих экзамен самостоятельно.

  • Если профэкзамен проводится по инициативе работодателя, то он же платит за услуги ЦОК. Работодатели, оплачивающие оценку квалификации сотрудников, могут учитывать такие затраты при налогообложении прибыли, а также при расчете ЕСХН и единого налога по УСН. Кроме этого, суммы оплаты работодателем независимой оценки квалификации работника не облагаются НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).
  • Если инициатором оценки является сотрудник (соискатель), то именно он должен оплачивать экзамен. В таком случае он может получить налоговый вычет по НДФЛ в сумме понесенных расходов, но не более 120 000 рублей в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов, указанных в подп. 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Повышение квалификации в Школе бухгалтера: программы обучения разработаны на основе требований профессионального стандарта «Бухгалтер».

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 апреля 2017 года

Ответы Минтруда России

Что могут дать гражданину и работодателю итоги прохождения независимой оценки квалификации?

По итогам проведения центром оценки квалификации (далее - Центр) независимой оценки квалификации при успешном прохождении профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, которое может быть предъявлено гражданином при трудоустройстве.

Работник также может предъявить работодателю полученный результат прохождения оценки квалификации, в соответствии с ним работник может планировать дальнейшую профессиональную карьеру, а работодатель организовывать обучение работников, включение работников в кадровый резерв и др.

Оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда.

В случае неудовлетворительного прохождения экзамена соискателю выдается заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Данное заключение подскажет соискателю и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.

Независимая оценка квалификации будет носить обязательный или добровольный характер?

Оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

Направление работодателями работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется с их письменного согласия, работникам предоставляются гарантии и компенсации в период прохождения оценки квалификации.

Как часто нужно подтверждать соответствие квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям?

Потребность в проведении оценки квалификации работников определяется работодателем либо специальными требованиями, установленными законодательством.

Что касается действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки квалификации, то срок его действия определяется советами по профессиональным квалификациям (далее - совет) и отражается в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Вправе ли работодатель на основании аттестации сотрудника сделать вывод о его квалификации?

Механизм аттестации, предусмотренный статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации является внутренним инструментом работодателя и позволяет учитывать оценку квалификации как профессиональный стандарт, так и вышеуказанные квалификационные характеристики.

Процедура прохождения оценки квалификации является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.

Как будет реализовываться Закон N 238-ФЗ в тех отраслях экономики, в которых установлен особый порядок подтверждения квалификации отдельных категорий специалистов (например, кадастровых инженеров, экспертов-аудиторов и др.)?

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 238-ФЗ иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

Применение указанного порядка в силу статьи 11 Закона N 238-ФЗ допускается до 1 июля 2019 года.

В случае если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т.п.), чем это установлено Законом N 238-ФЗ, федеральным органом исполнительной власти в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения особенностей регулирования труда работников, требования к занятию должностей которых определены в Законе N 238-ФЗ.

Где можно узнать сведения о центрах оценки квалификаций, в которых можно пройти оценку квалификации, документах, необходимых для прохождения профессионального экзамена?

Информация о Центрах (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны), сведения о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации размещаются в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" (nok-nark.ru).

Сколько будет стоить прохождение независимой оценки квалификации?

Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет средств соискателя, либо иных физических и (или) юридических лиц, если оценка квалификации проводится по направлению работодателя, то она осуществляется за счет средств работодателя.

Лицо (лица), за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании договора возмездного оказания услуг с Центром.

Стоимость прохождения независимой оценки квалификации определяется Центром. Информация о стоимости прохождения независимой оценки квалификации будет размещаться на сайтах Центров.

Для граждан предусмотрены социальные налоговые вычеты в случае расходов на прохождение оценки квалификации (таким образом, расширяется перечень оснований для налоговых вычетов, при этом совокупный размер вычетов по всем основаниям не увеличивается) (статья 219 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации").

Направление работодателями работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется только с письменного согласия работника, с предоставлением работнику гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, в период прохождения оценки квалификации (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации")

Какие преимущества и льготы предоставляются работодателям, участвующим в системе независимой оценки квалификации?

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ) как осуществить регистрацию центра оценки квалификаций, какие документы необходимо подавать?

В соответствии с приказом отбор организаций для наделения их полномочиями Центров осуществляет совет.

Организация-заявитель представляет в совет заявление и документы, перечень которых указан в пункте 3 приложения N 2 приказа.

Документы направляются в совет по почте или представляются уполномоченным представителем организации-заявителя, или направляются с использованием сети "Интернет" в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Совет организует проведение проверки достоверности представленных документов и соответствия организации-заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 3 приложения N 1 приказа.

Решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации совет направляет организации-заявителю в течение ста календарных дней со дня поступления документов.

Информация о Центрах (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны), сведения о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации размещаются в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" (nok-nark.ru).

Какой порядок создания совета по профессиональным квалификациям в определенном виде профессиональной деятельности?

В соответствии с Законом N 238-ФЗ совет создается по решению Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет) для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

Так, приказом предусмотрено, что решение о создании совета принимается на основе инициативного обращения на имя председателя Национального совета общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, вовлеченных в вид профессиональной деятельности (далее - организация-заявитель), по видам профессиональной деятельности, относящимся к одной области профессиональной деятельности.

Обращение, поступившее в Национальный совет, направляется в автономную некоммерческую организацию "Национальное агентство развития квалификаций" (nok-nark.ru) (далее - Национальное агентство) для рассмотрения полноты и достоверности приложенных документов.

Национальное агентство в течение 20 рабочих дней со дня поступления рассматривает его и сообщает организации-заявителю о принятии обращения к рассмотрению по существу или отклонении обращения (в случае представления неполной или недостоверной информации).

Принятое к рассмотрению обращение организации-заявителя Национальное агентство направляет в Национальный совет, который в течение 120 рабочих дней принимает решение о наделении совета полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации, включая одобрение его персонального состава, либо отклонении обращения организации-заявителя. персонального состава, либо об отклонении обращения.

Национальное агентство информирует организацию-заявителя о результатах рассмотрения Национальным советом его обращения в течение семи рабочих дней.

На базе какой организации может быть создан центр оценки квалификаций?

Центром является юридическое лицо, которое наделено советом полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Полномочиями Центра не может быть наделено юридическое лицо, являющееся образовательной организацией и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

Отбор организаций для наделения полномочиями по проведению независимой оценки квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации (далее - организация-заявитель) и документов, которые представляются в совет. Вся необходимая информация размещена в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" (nok-nark.ru) и на сайте Минтруда России.

Совет рассматривает заявление и направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации в течение ста календарных дней со дня поступления документов.

Сведения о Центре формируются советом и представляются в автономную некоммерческую организацию "Национальное агентство развития квалификаций" (nok-nark.ru) для размещения в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации не позднее пяти календарных дней после принятия советом решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Какие требования предъявляются к членам экспертной комиссии центра оценки квалификаций?

В соответствии с Законом N 238-ФЗ и приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 г. N 601н "Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации" оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых Центрам при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Совет организует разработку оценочных средств.

Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена.

В целях информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций о деятельности по оценке квалификации предусмотрено ведение реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационного ресурса, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в котором будут содержаться сведения о советах, Центрах, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах.

Сведения, содержащиеся в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, являются открытыми для просмотра гражданами и организациями, за исключением сведений, содержащих персональные данные.

Доступ граждан и организаций к реестру сведений о проведении независимой оценки квалификации является бесплатным и обеспечивается автономной некоммерческой организацией "Национальное агентство развития квалификаций" (nok-nark.ru) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На какой срок выдается свидетельство о квалификации?

Срок действия свидетельства о квалификации устанавливается советом в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах профессиональной деятельности.

Читайте также: