Может ли руководитель организации быть председателем комиссии по закупкам

Опубликовано: 17.09.2024

1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ статья 39 дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

2.1. Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

Галичевская Е. Н.

В статье расскажем о том, кто может быть руководителем контрактной службы, какие требования к функционалу и образованию предъявляет закон № 44-ФЗ, а так же какая ответственность предусмотрена для него положениями КоАП

Контрактная служба действует на основании оформленного Положения о контрактной службе (регламенте). Контрактная служба не может функционировать до утверждения такого положения. Этот документ определяет порядок действий службы, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика и комиссией по осуществлению закупок. Подробнее о том, чем занимается контрактная служба — мы писали в статье « Создание контрактной службы по 44-ФЗ».

Положение о контрактной службе разрабатывает заказчик на основе Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 года (далее — Типовое положение).

В п. 9 Типового положения указано, что в контрактной службе всегда должен быть руководитель. Название должности заказчик может определить самостоятельно. Например, можно, назвать такую должность «руководитель контрактной службы». Каких-либо требований к названию должности руководителя контрактной службы в Типовом положении нет.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее руководителя назначают на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, ее возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Может ли главный бухгалтер быть руководителем контрактной службы, без образования отдельного подразделения?

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель Заказчика или один из заместителей руководителя Заказчика. Таким образом, если главный бухгалтер не является заместителем руководителя, то быть руководителем контрактной службы без образования отдельного подразделения он не может.

Основные полномочия руководителя контрактной службы определяются в утверждаемом заказчиком положении (регламенте) о контрактной службе. Заказчик может детализировать эти полномочия в должностном регламенте (инструкции).

Утвердить документ, регламентирующий деятельность руководителя контрактной службы, необходимо к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их. Документ может быть оформлен в произвольной, письменной форме на бумажном носителе, где должно быть указано:

  1. наименование должности;
  2. информация о том, что сотрудник является руководителем контрактной службы;
  3. непосредственный руководитель (порядок подчинения);
  4. требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);
  5. требования к знанию законодательства;
  6. конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;
  7. права и обязанности;
  8. ответственность.

Составляет такой документ сотрудник кадровой службы или иное уполномоченное лицо, а утверждает его руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Кто имеет право замещать руководителя контрактной службы в его отсутствие

Руководитель контрактной службы должен самостоятельно определить работника контрактной службы, который будет замещать его в период отпуска. Такой вывод следует из ст. 38, 112 Закона № 44-ФЗ и Типового положения. У руководителя контрактной службы может быть заместитель, который в случае временного отсутствия руководителя контрактной службы или по его поручению исполняют его функции.

Что входит в основные обязанности

Руководитель контрактной службы:

  • распределяет функциональные обязанности между работниками контрактной службы (п. 10 и п. 17 Типового положения).
  • представляет на рассмотрение главному лицу заказчика предложения о структуре и численности КС, о назначении и освобождении от должности.
  • формирует план работы КС и представляет его на рассмотрение заказчику. Ему же он должен давать ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты, а при необходимости информацию о закупке на любой стадии.
  • организует в случае необходимости консультаций с поставщиками и участвует в таких мероприятиях. Это делается, чтобы определить состояние конкурентной среды на соответствующих рынках.
  • организует обязательное общественное обсуждение закупки и при необходимости готовит по его результатам изменения для внесения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или обеспечение отмены закупки.
  • участвует в утверждении требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе к их предельным ценам) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчика, а также организация их размещения в ЕИС.
  • участвует в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика, в частности обжаловании результатов определения поставщика.
  • разрабатывает проекты контрактов заказчика.
  • курирует все вопросы, связанные с банковской гарантией, а также организацию возврата средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявки или контракта.

Заказчик вправе возложить на руководителя контактной службы не только обязанности по организации и координации работы по планированию и проведению закупок, но и реализацию функций и полномочий службы. То есть за результат любого действия сотрудников контрактной службы отвечать будет руководитель.

Для эффективного решения задач стоит разработать детальный регламент. Он регулирует отношения при проведении закупок, определяет порядок действий работников контрактной службы и порядок взаимодействия службы с другими подразделениями заказчика.

Какой квалификацией должен обладать руководитель контрактной службы

Как следует из письма Минэкономразвития от 17.04.2017 № Д28и-1636, с 01.07.2016 установлены требования к квалификации работника и профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями. Требования профессиональных стандартов следует учитывать при составлении должностных регламентов работников контрактной службы, в том числе ее руководителя.

Руководитель контрактной службы должен обладать определенной квалификацией. В профессиональном стандарте он указан только в обобщенной трудовой функции «Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Эта трудовая функция предусматривает 8-й, высший, уровень квалификации (всего 4 уровня — от 5-го до 8-го).

Для ее исполнения необходимо соответствие требованиям к образованию и обучению:

  • высшее образование — специалист или магистратура;
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. Например, это могут быть Онлайн-курсы в Школе электронных торгов, которые обеспечивают подготовку таких сотрудников, дают возможность обучающимся не только актуализировать свои знания в области госзакупок, но и выработать дополнительные навыки, получить ответы на свои вопросы. Повышать квалификацию рекомендуется не реже одного раза в три года.

Требования к опыту практической работы — не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе не менее 3 лет на руководящих должностях.

Ответственность руководителя контрактной службы

Руководитель контрактной службы — такой же сотрудник контрактной службы, как и любой другой, входящий в ее состав (п. 10 Типового положения). При нарушении законодательства он несет административную ответственность, предусмотренную статьями 7.29–7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ).

Необходимо повысить квалификацию? Онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», для руководителей, 40 ак.часов». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Требования Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ не запрещают контрактному управляющему входить в комиссию по осуществлению закупок и быть ее председателем.

При этом необходимо соблюдать требования данного закона в отношении запрета участия определенных категорий лиц в комиссии по осуществлению закупок.

Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 утверждено Типовое положение (регламент) о контрактной службе, нормы которого обязательны для применения всеми заказчиками в соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В соответствии с пунктом 12 Регламента порядок действий контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями заказчика, комиссией по осуществлению закупок определяются положением (регламентом), утвержденным заказчиком в соответствии с Типовым положением (регламентом) о контрактной службе.

В п. 8 Приказа Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» сказано, что Положением (регламентом) о контрактной службе Заказчика может быть установлено, что работники контрактной службы Заказчика не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок Заказчика.

Отсюда следует, что если Положением о контрактной службе заказчика такого ограничения не установлено, то работники контрактной службы Заказчика могут быть членами комиссии по осуществлению закупок Заказчика.

При этом, согласно частей 5 и 6 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Членами комиссии не могут быть

  • физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям,
  • физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки,
  • физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки),
  • физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки,
  • непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

На вопрос отвечала:
Виктория Александровна Лексина,
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

1.1. Положение о Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, функции, полномочия и порядок работы Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Единая комиссия).

1.3. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются с учетом положений Федерального закона о контрактной системе.

2. Правовое регулирование

Единая комиссия в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о контрактной системе, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, Порядком организации работы контрактной службы Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы от 1 ноября 2017 г. № 2–175, иными нормативными актами, утвержденными распоряжениями Председателя Государственной Думы, Руководителя Аппарата Государственной Думы, и настоящим Положением.

3. Цели и задачи Единой комиссии

3.1. Единая комиссия создается в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для обеспечения деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума).

3.2. Задачами Единой комиссии являются:

обеспечение объективности при рассмотрении и оценке заявок на участие в закупках, проведении предквалификационного отбора участников, обсуждении предложений участников на первом этапе двухэтапного конкурса;

соблюдение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, равных условий участия в закупках;

устранение возможностей злоупотребления и коррупции при осуществлении закупок.

4. Порядок формирования Единой комиссии

4.1. Единая комиссия является коллегиальным органом.

4.2. Единая комиссия является постоянно действующей.

4.3. Состав Единой комиссии утверждается распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы.

4.4. В состав Единой комиссии входят не менее пяти человек – членов Единой комиссии, в том числе председатель Единой комиссии и заместители председателя Единой комиссии.

4.5. Для обеспечения деятельности Единой комиссии распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы назначается секретарь с правом голоса – лицо из числа членов Единой комиссии или секретарь без права голоса – лицо (несколько лиц), не являющееся членом Единой комиссии.

4.6. Членами Единой комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе Единой комиссии указанных лиц они незамедлительно заменяются другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

4.7. Замена членов Единой комиссии осуществляется только по решению Руководителя Аппарата Государственной Думы.

4.8. По решению Руководителя Аппарата Государственной Думы помимо Единой комиссии могут создаваться комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, требующих иного состава комиссии.

5. Функции Единой комиссии

Единая комиссия выполняет следующие функции при осуществлении закупок конкурентными способами определения поставщиков, подрядчиков или исполнителей (далее – поставщиков):

вскрывает конверты с заявками на участие в определении поставщиков (окончательными предложениями) и (или) открывает доступ к таким заявкам (окончательным предложениям), поданным в форме электронных документов;

рассматривает заявки на участие в определении поставщиков и проверяет соответствие участников предъявляемым требованиям;

оценивает заявки на участие в определении поставщиков и окончательные предложения;

проводит предквалификационный отбор участников конкурса с ограниченным участием;

проводит обсуждение первоначальных предложений участников двухэтапного конкурса;

ведет и подписывает протоколы, установленные Федеральным законом о контрактной системе;

осуществляет иные функции, которые возложены Федеральным законом о контрактной системе на Единую комиссию.

6. Полномочия членов Единой комиссии

6.1. Члены Единой комиссии вправе:

знакомиться со всеми документами и сведениями, представленными на рассмотрение Единой комиссии;

выступать по вопросам повестки дня заседания Единой комиссии;

проверять правильность содержания протоколов заседания Единой комиссии, в том числе правильность отражения в них своего решения;

для оценки заявок участников закупок привлекать независимых специалистов (экспертов), заключения которых по рассматриваемым вопросам носят рекомендательный характер;

пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством в сфере закупок и настоящим Положением.

6.2. Члены Единой комиссии обязаны:

присутствовать на заседаниях Единой комиссии;

принимать решения в пределах своей компетенции, предусмотренной Федеральным законом о контрактной системе;

подписывать оформляемые в ходе заседаний Единой комиссии протоколы;

незамедлительно сообщать Руководителю Аппарата Государственной Думы о препятствующих участию в работе Единой комиссии обстоятельствах, которые перечислены в пункте 4.6 раздела 4 настоящего Положения;

выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством в сфере закупок и настоящим Положением.

7. Порядок работы Единой комиссии

7.1. Взаимодействие Единой комиссии и контрактной службы Аппарата Государственной Думы осуществляется в порядке, установленном разделом 9 Порядка организации работы контрактной службы Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы от 1 ноября 2017 г. № 2–175.

7.2. Единая комиссия выполняет возложенные на нее функции посредством проведения очных заседаний.

7.3. Плановые заседания Единой комиссии проводятся еженедельно по вторникам и четвергам. Начало работы Единой комиссии для выполнения возложенных на нее функций по вскрытию конвертов с заявками на участие в определении поставщиков (окончательными предложениями) и (или) открытию доступа к таким заявкам (окончательным предложениям), поданным в форме электронных документов, – 10 часов 00 минут. Начало работы Единой комиссии для выполнения возложенных на нее функций, за исключением вскрытия конвертов с заявками на участие в определении поставщиков (окончательными предложениями) и (или) открытия доступа к таким заявкам (окончательным предложениям), поданным в форме электронных документов, – 13 часов 00 минут. Место проведения заседаний Единой комиссии – улица Охотный ряд, дом 1, кабинет 440. При необходимости по решению председателя Единой комиссии или лица, его замещающего, могут также проводиться внеплановые заседания Единой комиссии.

7.4. Принятие решения членами Единой комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

7.5. Единая комиссия правомочна осуществлять возложенные на нее функции, если на заседании Единой комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

7.6. Члены Единой комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем Единой комиссии или по его поручению иным лицом в соответствии с настоящим Положением о месте, дате и времени проведения заседания Единой комиссии.

7.7. При отсутствии председателя Единой комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Единой комиссии.

7.8. Присутствие членов Единой комиссии на ее заседаниях является обязательным. При нахождении в отпуске, в случае командирования или направления на обучение, а также временной нетрудоспособности член Единой комиссии освобождается от участия в заседании Единой комиссии, при этом член Единой комиссии до наступления указанных обстоятельств (за исключением временной нетрудоспособности) не позднее, чем за один служебный день до заседания уведомляет председателя и секретаря Единой комиссии или лиц, их замещающих, о датах своего отсутствия на службе посредством телефонной связи, электронной почты или иным способом, обеспечивающим беспрепятственное получение этими лицами соответствующей информации. В случае наступления временной нетрудоспособности член Единой комиссии также предпринимает возможные усилия по информированию председателя и секретаря Единой комиссии о факте своей временной нетрудоспособности. При других обстоятельствах освобождение от участия в заседании Единой комиссии осуществляется председателем Единой комиссии или лицом, его замещающим, с незамедлительным уведомлением об этом секретаря Единой комиссии.

7.9. Председатель Единой комиссии:

доводит до присутствующих членов Единой комиссии повестку дня и руководит заседанием;

делает объявления (предложения) присутствующим на заседании участникам закупки в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе;

дает поручения заместителю председателя Единой комиссии и секретарю Единой комиссии;

осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законом о контрактной системе и настоящим Положением.

7.10. Заместитель председателя Единой комиссии:

выполняет поручение председателя Единой комиссии по подготовке, организации и проведению заседаний Единой комиссии;

исполняет обязанности председателя Единой комиссии в его отсутствие.

7.11. Секретарь Единой комиссии:

по поручению председателя Единой комиссии осуществляет своевременное уведомление членов Единой комиссии о месте, дате и времени проведения заседаний Единой комиссии;

обеспечивает подготовку протоколов заседаний Единой комиссии.

7.12. Решения Единой комиссии принимаются открытым голосованием, член Единой комиссии имеет один голос. При принятии Единой комиссией решения открытым голосованием в случае, если мнения присутствующих членов Единой комиссии по решаемому вопросу разделились поровну, председатель Единой комиссии имеет право принятия окончательного решения.

7.13. Протоколы заседаний Единой комиссии подписываются председателем Единой комиссии и всеми членами Единой комиссии, принимавшими участие в заседании.

7.14. Проведение переговоров членами Единой комиссии с участниками закупок в отношении заявок на участие в определении поставщиков, окончательных предложений, в том числе в отношении заявок, окончательных предложений, поданных такими участниками, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе.

8. Ответственность Единой комиссии

Члены Единой комиссии, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СОЗДАНИЕ КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ЕЕ РАБОТЫ

1.1. Определение вида комиссии по осуществлению закупок >>>

1.2. Формирование состава комиссии по осуществлению закупок >>>

1.3. Приказ о создании комиссии по осуществлению закупок >>>

1.4. Положение о комиссии по осуществлению закупок >>>

Комиссия по осуществлению закупок является коллегиальным органом, который создается заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей; далее - поставщик), если закупки осуществляются конкурентными способами. Для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее - Закон N 44-ФЗ).

Для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав (в том числе назначить председателя), установить порядок работы (ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Срок: создать комиссию и определить порядок ее работы необходимо до начала проведения закупки, т.е. не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

1.1. Определение вида комиссии по осуществлению закупок

Виды комиссий по осуществлению закупок, которые могут быть созданы заказчиками, определены в ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. Исходя из указанной нормы, заказчик вправе создать комиссию как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика.

В зависимости от способа определения поставщиков заказчик может формировать комиссии следующих видов.

  1. Конкурсная комиссия - для проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса.
  2. Аукционная комиссия - для проведения электронного аукциона, закрытого аукциона.
  3. Котировочная комиссия - для проведения запроса котировок.
  4. Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - для проведения запроса предложений.
  5. Единая комиссия - независимо от способа.

Рекомендация. Если закупки заказчика не отличаются спецификой и не требуется участия в работе комиссии специалистов в конкретных областях, целесообразно создать единую комиссию для осуществления всех закупок вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

В то же время, когда осуществляется закупка специфического товара (работы, услуги), заказчик вправе создать комиссию по осуществлению конкретной закупки, в состав которой могут быть включены эксперты в соответствующих областях.

1.2. Формирование состава комиссии по осуществлению закупок

Перед принятием решения о создании комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить, кто будет входить в ее состав.

Законом установлен ряд требований и ограничений, которые следует учитывать при формировании комиссии.

  1. Требования к числу членов комиссии.

Закон ограничивает только минимальное число членов комиссии, максимальное их число не ограничено.

Таблица. Требования к минимальному числу членов комиссии по осуществлению закупок

Не менее пяти человек

Часть 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ

Не менее трех человек

Часть 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ

Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений

Внимание! Включение в состав комиссии значительного числа лиц может вызвать трудности с организацией ее работы. Если на заседании отсутствует более половины членов комиссии, выполнять свои функции она не вправе (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

  1. Требования к профессиональному составу комиссии.

Комиссия должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендация. Поскольку Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

  1. Ограничения на включение в состав комиссии.

Законом N 44-ФЗ установлен ряд запретов на привлечение определенных лиц к работе комиссии. В частности, членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39):

1) эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки;

2) лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;

3) лица, подавшие заявки на участие в закупке;

4) лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;

5) лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;

6) лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;

7) должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

В случае выявления в составе комиссии лиц, на привлечение которых установлен запрет, они подлежат замене (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Заказчики проводят совместный конкурс (аукцион). В каком порядке формируется комиссия по осуществлению закупок?

Ответ: По общему правилу в состав комиссии включаются представители заказчиков - сторон соглашения. Число представителей от каждого заказчика определяется пропорционально объему его закупок в общем объеме совместных закупок. Состав комиссии утверждается заказчиком - организатором совместных торгов. В то же время заказчики могут установить в соглашении иной порядок формирования комиссии.

Обоснование: Такие правила установлены п. 9 ч. 2, ч. 3 ст. 25 Закона N 44-ФЗ.

СИТУАЦИЯ: Заказчик проводит конкурс на создание произведений литературы и искусства (исполнение, прокат или показ национального фильма). Обязан ли он включать в состав комиссии по осуществлению закупок лиц творческих профессий из соответствующей области литературы или искусства?

Ответ: Да, обязан. При этом число таких лиц должно составлять не менее 50% от общего числа членов комиссии.

Обоснование: Данное требование прямо установлено ч. 4 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.

1.3. Приказ о создании комиссии по осуществлению закупок

См. образец приказа о создании единой комиссии по осуществлению закупок.

См. образец приказа о создании конкурсной комиссии.

См. образец приказа о создании аукционной комиссии.

См. образец приказа о создании котировочной комиссии.

Необходимость принятия решения о создании комиссии по осуществлению закупок следует из ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. На практике такое решение оформляется приказом.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

1) вид комиссии по осуществлению закупки (единая, конкурсная, аукционная, котировочная или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);

2) фамилию, имя, отчество, должность председателя комиссии;

3) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии;

4) порядок работы комиссии.

Рекомендация. Порядок работы комиссии целесообразно установить в отдельном документе (положении), на который можно сослаться при составлении приказа.

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения: не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки, при проведении которой должна работать созданная комиссия (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

1.4. Положение о комиссии по осуществлению закупок

См. образец положения о единой комиссии по осуществлению закупок.

См. образец положения о конкурсной комиссии.

См. образец положения об аукционной комиссии.

См. образец положения о котировочной комиссии.

При принятии решения о создании комиссии должен быть определен порядок ее работы (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). При этом следует исходить из требований, предусмотренных ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. На практике порядок работы комиссии устанавливается заказчиком в отдельном документе - положении о комиссии по осуществлению закупок. Вместе с тем наличие этого документа не является обязательным требованием Закона N 44-ФЗ. При отсутствии положения порядок работы комиссии может быть определен в приказе о ее создании.

При составлении положения целесообразно руководствоваться приведенными ниже рекомендациями.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

1) порядок и сроки уведомления членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания. В связи с этим необходимо отразить в положении о комиссии условия, при которых уведомление членов комиссии о предстоящем заседании будет считаться надлежащим;

2) запрет на проведение заочного голосования при принятии решения.

Комиссия правомочна принимать решения исключительно на очном заседании;

3) условие о том, что комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее 50% общего числа ее членов;

4) запрет на передачу (делегирование) членами комиссии своих полномочий третьим лицам;

5) порядок (регламент) проведения заседаний комиссии по осуществлению закупок;

6) права и обязанности председателя комиссии, членов комиссии, секретаря комиссии (при наличии) при определении поставщика каждым из предусмотренных способов закупки;

7) ответственность членов комиссии;

8) основания, сроки и порядок ротации членов комиссии.

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения: не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки, при проведении которой должна работать созданная комиссия (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

ЗАМЕНА ЧЛЕНА КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК

2.1. Приказ о внесении изменений в состав комиссии по осуществлению закупок >>>

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о ее создании (ч. 7 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Необходимость такой замены может возникнуть как по инициативе заказчика, так и в связи с выявлением факта несоответствия лица, входящего в состав комиссии, требованиям к членам комиссии, увольнением такого лица и другими обстоятельствами. Для замены члена комиссии необходимо подобрать подходящую кандидатуру из числа работников заказчика или привлеченных лиц и оформить замену.

Срок: заменить члена комиссии необходимо незамедлительно после выявления его несоответствия требованиям Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Если замена вызвана другими обстоятельствами (увольнением, болезнью, длительным отпуском и т.п.), то произвести замену целесообразно сразу после обнаружения указанных обстоятельств, учитывая, что для работы комиссии необходимо присутствие не менее 50% ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендация. Проверить явку членов комиссии лучше заранее. Дело в том, что оформление решения заказчика о замене членов комиссии требует определенного времени. Если к началу заседания больше половины из них отсутствует, то выполнять свои функции такая комиссия не вправе (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). При этом отложить заседание непосредственно перед его началом также нельзя, поскольку законом данная возможность не предусмотрена. Нарушение установленных сроков проведения процедур определения поставщика (например, вскрытия конвертов с заявками на участие) может послужить основанием для признания определения недействительным (ст. 47 Закона N 44-ФЗ).

2.1. Приказ о внесении изменений в состав комиссии

по осуществлению закупок

См. форму приказа о замене члена комиссии по осуществлению закупок.

Чтобы зафиксировать решение о замене члена комиссии, необходимо издать соответствующий распорядительный документ. Если решение о создании комиссии отражено в приказе, то замену в ее составе целесообразно оформить аналогичным образом.

Форма: произвольная, письменная (на бумаге).

Целесообразно указать:

1) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии, подлежащих исключению из состава комиссии;

2) фамилии, имена, отчества, должности лиц, подлежащих включению в состав комиссии.

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения: день выявления обстоятельств, препятствующих работе члена комиссии в ее составе (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИИ ИЗ ПРАКТИКИ. КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК

Заказчики проводят совместный конкурс (аукцион). В каком порядке формируется комиссия по осуществлению закупок? >>>

Заказчик проводит конкурс на создание произведений литературы и искусства (исполнение, прокат или показ национального фильма). Обязан ли он включать в состав комиссии по осуществлению закупок лиц творческих профессий из соответствующей области литературы или искусства? >>>

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ. КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК

Приказ о создании единой комиссии по осуществлению закупок >>>

Приказ о создании конкурсной комиссии >>>

Приказ о создании аукционной комиссии >>>

Приказ о создании котировочной комиссии >>>

Положение о единой комиссии по осуществлению закупок >>>

Положение о конкурсной комиссии >>>

Положение об аукционной комиссии >>>

Положение о котировочной комиссии >>>

Приказ руководителя о замене члена комиссии по осуществлению закупок >>>

Читайте также: