Можно ли иностранца отправить в командировку в другой регион

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749).

Право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу установлено для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 115-ФЗ).

По общему правилу временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закон N 115-ФЗ).

Случаи, когда такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на территории другого субъекта РФ, установлены на основании п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ в приложении к приказу Минздравсоцразвития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н (далее - Приказ N 564н). Необходимо учитывать, что такое право установлено в отношении ограниченного перечня профессий и должностей.

Предельная продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, при направлении в служебную командировку для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, составляет 10 календарных дней в течение всего периода действия разрешения на работу (п. "а" п. 1 Приказа N 564н). Исключение установлено для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами: 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу (п. 3 Приказа N 564н).*(1)

При этом временно пребывающий иностранный гражданин должен быть поставлен на миграционный учет по месту командирования.

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", далее - Закон N 109-ФЗ. Более подробно порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет изложен в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 (далее - Правила).

По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона. Под принимающей стороной в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил принимающая сторона обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия временно пребывающего в РФ иностранного гражданина в место пребывания. Поэтому, если принимающей стороной в данном случае является работодатель и срок командировки работника превышает семь рабочих дней, работодатель должен поставить его на миграционный учет в новом месте пребывания, то есть в месте его командирования. Форма соответствующего уведомления утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287. Сведения, которые должны быть указаны в уведомлении, установлены в п.п. 23, 24 Правил. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина должна выразить подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, которая должна быть скреплена печатью указанной организации (п. 25 Правил). Для заполнения бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин в силу п. 26 Правил должен предъявить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту, а также отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ.

Если в данном случае принимающей стороной будет являться гостиница или другая подобная организация, в которой работник в период командировки будет фактически проживать, обязанность по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания возлагается на администрацию гостиницы (п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил). По смыслу п.п. 20, 26 Правил для этого временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин должен заполнить бланк уведомления о прибытии и подать данное уведомление в администрацию гостиницы, предъявив при этом документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту, а также отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ. Согласно п. 33 Правил администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяет точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину.

Исключение из указанных правил установлено для высококвалифицированных специалистов. Указанные иностранные граждане, в установленном порядке поставленные на учет по месту пребывания в РФ, в случае их передвижения по территории РФ и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После же истечения такого тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).

Обязанность по снятию гражданина с учета лежит на органе миграционного учета. Снятие с учета осуществляется после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания (ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ). Однако при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, на администрациях указанных организаций лежит обязанность не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета (ч. 3 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).

По возвращении из командировки работник вновь подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (месту, откуда он ранее был командирован).

Дополнительно отметим, что при направлении иностранного работника в командировку оформляются те же документы, что и для граждан РФ: служебное задание (форма N Т-10а), приказ о направлении в командировку (форма N Т-9 или Т-9а), командировочное удостоверение (форма N Т-10). По возвращении из командировки в течение трех рабочих дней работник представляет работодателю авансовый отчет (форма N АО-1) и отчет о выполненной работе (форма N Т-10а) (п. 26 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки").

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

*(1) Критерии признания иностранного гражданина высококвалифицированным специалистом установлены ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.


Возможность командировки в другой регион зависит профессии, должности и статуса иностранного работника.

1. Временно пребывающий иностранец.

Если иностранец прибыл в безвизовом порядке — он получает патент . Если иностранец приехал по визе — он получает разрешение на работу .

Но в обеих ситуациях свобода передвижения иностранного работника ограничена тем субъектом РФ, где ему выдали разрешение или патент.

Сотрудника с патентом отправлять в другой регион запрещено. Если работодатель планирует, что иностранец будет работать в двух субъектах РФ — придется оформить работнику еще один патент .

Быстро и легально оформить патент помогут специалисты службы Альянс Трудовая Миграция .

Срок нахождения в другом субъекте будет ограничен сроком действия дополнительного патента. Причем срок действия доппатента не может превышать срок основного патента, полученного ранее.

Иностранца с разрешением на работу командировать в другой регион можно. Но только если его профессия или должность поименована в п. 1 Приложения к приказу Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н.

Например , рабочие профессии: каменщик, машинист, механик. Творческие профессии: артист, ведущий программы, аккомпаниатор. Должности: руководители учреждений, функциональных и специализированных служб.

Такой работник может находиться в командировке не больше 10 календарных дней за весь период действия разрешения. Если работа имеет разъездной характер, то общий срок нахождения вне разрешенного места пребывания увеличивается до 60 календарных дней. Но условие о разъездном характере работы должно быть закреплено в трудовом договоре.

2. Временно проживающий иностранец.

Сотрудник со статусом временно проживающего должен работать в регионе, где ему выдали разрешение.

Ездить в командировку могут только те лица, чьи должности и профессии указаны в п. 2 Приложения к приказу № 564н. Это представители рабочих и творческих профессий, а также руководящие работники.

Общий срок нахождения такого сотрудника в служебных командировках не должен превышать 40 календарных дней за весь период действия разрешения. При разъездной работе — не более 90 календарных дней.

3. Высококвалифицированный специалист

Высококвалифицированного специалиста с видом на жительство можно отправлять в служебные командировки без ограничений.

Если такой специалист трудится по разрешению на работу или разрешению на временное проживание, он может находиться в командировке не более 30 календарных дней в году.

Если же работа специалиста носит разъездной характер, то срок нахождения за пределами разрешенного региона не органичен. Но условие о разъездной работе должно быть закреплено в трудовом договоре.

Ограничений по профессиям и должностям для высококвалифицированных специалистов не установлено.

4. Постоянно проживающий иностранец или граждане стран ЕАЭС.

Постоянно проживающие в России иностранцы и граждане из стран — членов ЕАЭС могут быть направлены в служебную командировку на любой период времени. То есть для них действует тот же порядок, что и для российских граждан.

Миграционный учет командированного иностранца

Когда иностранец едет в командировку, снимать его с учета не нужно. Территориальный отдел МВД делает эту операцию автоматически, как только им поступает информация о новом месте пребывания иностранного гражданина.

Главное, чтобы принимающая сторона не забыла уведомить о прибывшем местный орган МВД в течение 7 дней . По возвращении иностранца из командировки работодателю нужно вновь поставить его на учет. Если длительность командировки меньше семи дней, подача уведомления о прибытии не требуется.

Если иностранец в поездке остановится в гостинице, то уведомление органа МВД возьмет на себя администрация заведения. По закону она должна это сделать не позже следующего рабочего дня со дня прибытия иностранца.

Как оформить командировку иностранца

Командировка иностранца оформляется также как и командировка российских граждан:

  1. Руководитель издает приказ.
  2. Бухгалтерия рассчитывает и выдает аванс.
  3. Сотрудник по возвращении заполняет и сдает авансовый отчет с подтверждающими документами.

Ответственность для работодателя

Нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории РФ грозит серьезными штрафами по ст. 18.12 КоАП РФ:

  • работника могут наказать на сумму от 2 до 5 тысяч рублей;
  • должностное лицо — от 25 до 50 тысяч рублей;
  • организацию — от 250 до 800 тысяч рублей, либо ее деятельность приостановят на срок от 14 до 90 суток.

Если нарушение совершено в Москве, МО, Санкт-Петербурге или ЛО — штрафы будут выше:

  • от 5 до 7 тысяч рублей для работника;
  • от 35 до 70 тысяч рублей для должностного лица;
  • от 400 тысяч до 1 миллиона рублей для организации.

Чтобы штрафы не разорили вашу организацию, доверьте миграционное сопровождение профессионалам. Эксперты компании Альянс Трудовая Миграция знают всё о миграционном законодательстве, а значит, способны обеспечить полную юридическую безопасность вашей организации при работе с иностранными гражданами.

Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы [1]. Из определения следует, что служебная командировка может проходить как на территории России, так и за ее пределами (заграничная командировка).

Вместе с тем, в соответствии с положениями части 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Например, отношения, возникающие в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой деятельности, помимо ТК РФ регулируются в том числе Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон)

Из предмета регулирования Закона следует, что его действие распространяется на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, из чего, в свою очередь, следует:

1. Какие-либо ограничения, связанные с продолжительностью, характером работы иностранных граждан, направленных в командировку за пределы Российской Федерации (заграничную командировку) отсутствуют.

Далее, особенности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации регулируются статьей 13 Закона, которая устанавливает ограничения, связанные со служебными командировками, лишь для некоторых категорий иностранных граждан, а именно:

Иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выданы разрешение на работу или патент [2].

То есть речь идет об иностранцах, которым для работы в России необходимо получать разрешение на работу или патент. Следовательно, на иностранных граждан, которым указанные документы для осуществления трудовой деятельности не требуются, ограничения не распространяются, из чего следует:

2. Какие-либо ограничения, связанные с возможностью служебных командировок, их продолжительностью, характером выполняемой работы отсутствуют для следующих категорий иностранцев (перечислю все из них, несмотря на то, что в реальной жизни столкнуться доведется лишь с некоторыми):

  • получивших вид на жительство
  • сотрудников дипломатических представительств, работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников международных организаций, а также их частных домашних работников;
  • работников иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • журналистов, аккредитованных в Российской Федерации;
  • студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
  • студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
  • приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
  • приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
  • прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать дней для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества);
  • приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
  • аккредитованных работников аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц (применяется в отношении граждан Южной Кореи);
  • осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации (в сфере кино, театра, цирка);
  • признанных беженцами на территории Российской Федерации;
  • получивших временное убежище на территории Российской Федерации;
  • граждан государств-участников Договора о Евразийском Экономическом Союзе (то есть граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана).

3. Установленные Законом ограничения распространяются на:

  • иностранных граждан, работающих в России на основании патента;
  • иностранных граждан, работающих в России на основании разрешений на работу;
  • иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов;
  • иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме и получивших разрешение на работу, на оборотной стороне которого в графе «Особые отметки» указано: «В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ» [3];
  • иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание;
  • иностранных граждан, получивших Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию [4].

При этом ограничения касаются лишь запрета на направление иностранных граждан в служебную командировку за пределы субъекта Российской Федерации, на территории которого им выданы патент, разрешение на работу или разрешено временное проживание. Командировка в пределах региона выдачи разрешительного документа не запрещена.

4. Из установленных Законом ограничений есть исключения. Они установлены для тех иностранцев, кто:

  • работает в России на основании разрешения на работу (но не для тех, кто получил разрешение на работу, на оборотной стороне которого в графе «Особые отметки» указано: «В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ»);
  • получил разрешение на временное проживание в Российской Федерации;
  • работает в России на основании разрешения на работу высококвалифицированного специалиста.

Условия, при наступлении которых перечисленные выше иностранные граждане вправе работать (в том числе находясь в служебной командировке) за пределами региона выдачи разрешительного документа, перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)". Вкратце поясню, что в отношении тех, кто перечислен в пунктах 1 и 2 Приложения к Приказу, установлена возможность работы за пределам региона выдачи разрешительного документа в течение определенного количества времени лишь по профессиям, должностям, которые перечислены в Приложении как «разъездные».

Для тех, кто работает в России, на основании патента, возможность быть направленным в командировку в регион отличный от указанного в патенте как "территория действия", появляется при получении патента в регионе, куда работник был командирован [5], но это уже из мира фантастики, да и экономически не выгодно, поскольку работнику-иностранцу придется уплачивать фиксированный авансовый платеж за право пользования патентом по количеству полученных им патентов.

[1] Часть 1 статьи 166 ТК РФ

[2] Пункт 4.2 статьи 13 Закона

[3] пункт 20 статьи 13.4 Закона

[4] Пункты 17-18, 47-49 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, Постановление Московского Городского Суда от 15.08.2016г. по делу № 4а-2869/2016

alt="Таким ребятам будет проще получить разрешение на работу в РФ. Но контроль за ними станет жестче. Фото: Сергей Куксин" />
Таким ребятам будет проще получить разрешение на работу в РФ. Но контроль за ними станет жестче. Фото: Сергей Куксин

Создание нового реестра - лишь одно из новшеств, заложенных в проект федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства". Документ подготовлен МВД (имеется в распоряжении "Российской газеты"). Законопроект уже поступил в российскую трехстороннюю комиссию, где 25 мая должно пройти его детальное обсуждение.

Еще одна из серьезных новаций должна значительно облегчить жизнь иностранцам, по тем или иным причинам оказавшимся в России. Им дадут законную возможность замены цели приезда в Россию без выезда за пределы страны. Сейчас мигрантам приходится выезжать на родину и затем вновь возвращаться в РФ. Количество наименований целей въезда (пребывания) планируется ограничить. В МВД считают, что достаточно семи оснований: туризм, работа, учеба, транзит, деловая, частная или гуманитарная поездка.

Предлагается установить три миграционных режима законного нахождения иностранцев в России: краткосрочного пребывания (не более 90 дней суммарно в течение календарного года); долгосрочного пребывания (свыше 90 дней суммарно в течение календарного года без получения разрешения на ПМЖ); постоянное проживание (будет присваиваться бессрочно).

Для получения разрешения на постоянное проживание будет введен общий и упрощенный порядок его получения. При общем порядке претендентов будут экзаменовать комиссии в регионах, в которых иностранцы намерены постоянно проживать. При упрощенной процедуре сдавать экзамены не придется. При этом МВД предлагает отказаться от такого статуса и документа, как разрешение на временное проживание.

Что касается мигрантов, то все они попадут в электронные базы. Согласно проекту закона, регулирование трудовой миграции будет осуществляться на основе двух информресурсов: реестра работодателей и реестра иностранных работников.

От выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также от квотирования планируется отказаться. Работодатели смогут искать необходимых работников по электронному реестру мигрантов, зарегистрированных в России.

Еще одно нововведение - авансовый платеж. Мигрантам надо будет заплатить налог до начала работы в России. "Иностранные граждане, независимо от порядка въезда в РФ, смогут работать как у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и у физических лиц, уплачивая налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Кроме того, иностранные граждане смогут работать в качестве "самозанятых" либо осуществлять хозяйственную деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица", - говорится в пояснительной записке .

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Проект предусматривает и повышение эффективности контрольно-надзорных функций. В частности, планируется отказаться от федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, дублирующего функции полиции. Вместо него появится "иммиграционный контроль".

Для исполнения иностранными гражданами назначенных им мер административного принуждения, предупреждения совершения иностранцами правонарушений предлагается ввести режим "контролируемое пребывание".

"Также планируется закрепить требование о подписании иностранными гражданами соглашения о лояльности, представляющее собой официальное информированное согласие с тем, что условия, на которых разрешается въезд в страну, предполагают соблюдение Конституции России и законодательства, воздержание от действий, причиняющих ущерб Российской Федерации и ее гражданам", - предусматривается в законопроекте.

Нарушение указанных запретов повлечет отказ в предоставлении права на въезд или утрату права на въезд и нахождение на территории России.

Соглашение о лояльности иностранцам предложат подписать одновременно с подачей заявления о выдаче ID-карты. Это будет единый электронный документ, в который будут внесены все данные о госте.

Предусмотрены также дактилоскопическая регистрация, фотографирование и идентификация всех иностранцев, прибывающих в Россию на срок более 30 дней. Сейчас гражданам стран, входящих в Таможенный союз - Киргизии, Казахстана, Армении и Беларуси, - достаточно получить разрешение на временное проживание. Планируется для всех ввести единые правила.

Вместо понятий "административное выдворение" и "депортация" появится термин "высылка за пределы России".

И, наконец, иностранцы, осужденные в России, после отсидки в колониях будут автоматически высылаться. Сейчас после освобождения необходимо дополнительное решение о нежелательности пребывания в РФ. По новым правилам безусловным основанием для принятия решения о высылке будет сам факт решения суда о лишении свободы.

7 дней – именно столько времени (с некоторыми исключениями) дается иностранцам, приехавшим в РФ, чтобы оформить временную прописку. В правилах миграционного учета граждан даны подробные инструкции: как, когда и в какие органы обращаться. Однако для многих мигрантов данная тема так и остается не до конца понятной. Чтобы они могли избежать неприятных ситуаций, в данном материале говорим о том, как происходит регистрация по месту пребывания для иностранных граждан.

Пребывание иностранных граждан в России

Пребывание иностранных граждан в России

Наиболее востребованной у иностранцев является временная прописка, ведь постоянное место жительства у них считается на родине. Оформляется также и временная регистрация по месту пребывания для граждан РФ в случае, переезда в другой город для трудоустройства, например, или по иным причинам.

Иностранцам для пересечения границы РФ и подтверждения легальности нахождения на территории страны нужны документальные основания:

  • виза;
  • паспорт и миграционная карта (для мигрантов из стран с безвизовым режимом);
  • корешок регистрации;
  • полис ДМС.

Эти документы должны иметь все иностранцы, за исключением тех, кто приехал в Россию на срок менее чем на 7 дней. Перечень бумаг, которые нужно получать трудоустроенным мигрантам, еще шире.

Как видим, что корешок прописки входит в перечень обязательных документов для легального пребывания иностранца в России. Так для чего нужна регистрация по месту пребывания и что она дает – на этот вопрос отвечаем далее.

Постановка на миграционный учет иностранцев в России

По закону человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствия регистрации. Однако сопроводительные подзаконные акты ограничивают доступ к социальным благам (трудоустройство, медицина, образование) для мигрантов, которые не стали в положенные сроки на миграционный учет. Кроме того, это карается также материально (в виде штрафов) и физически (путем административного выдворения).

В соответствии с законодательными нормами каждый иностранный гражданин, как и россиянин, обязан уведомить государственные органы о своем фактическом месте пребывания, или, говоря простыми словами, оформить временную прописку.

Постановка на учет осуществляется исключительно в целях информирования. Об уведомительном характере регистрации говорится практически во всех нормативных актах, при этом неважно, на каких основаниях (в визовом или безвизовом порядке) и в каких целях (работа, учеба, прохождение лечения, командировка, визит к родственникам и под.) мигрант приехал в Российскую Федерацию.

Стать на регистрационный учет можно разными способами – от личного посещения государственных органов до использования онлайн-ресурсов.

Что считается местом пребывания

Что считается местом пребывания

«Местом пребывания» считается место, которое отличается от адреса постоянного проживания. Многие иностранцы, особенно те, кто приезжает в Россию впервые, не могут понять: временная регистрация – это место жительства или место пребывания и в чем их отличие? Исходя из норм законодательных актов и определения терминов, можно сделать вывод о правомерности второго варианта.

В законах нет определения «временная регистрация», есть понятие учет «по месту пребывания». А словосочетание «временная прописка» употребляется по старой памяти, из советских времен, ведь именно в Советском Союзе институт «прописки» был утвержден и активно действовал. Не возникало вопросов, обязательна ли она, правоохранительные органы следили за наличием «документального» адреса у каждого гражданина.

Современные законы переняли положительную практику из прошлого. Только немного подправили терминологию и характер: заменили слово «прописка» на слово «регистрация», а понятие «постоянная» теперь закреплено за определенным адресом – «местом жительства», а «временная» – «местом пребывания». Еще одно нововведение – уведомительный характер регистрации.

На вопрос, что дает такое информирование государственных органов о своем месте нахождения, ответы очевидны:

  • расчет нагрузки на медицинские, образовательные и прочие государственные учреждения;
  • содействие правоохранительным и судебным органам в поиске преступников;
  • защита прав и свобод иностранных граждан, а также контроль исполнения ими своих обязанностей.

Точный ответ на вопрос: что такое временная регистрация по месту пребывания, – можно найти в законодательных актах. С помощью документов-регуляторов института прописки, а также налаженной инфраструктуры ответственных за потоки мигрантов органов производится учет места проживания иностранцев (постоянного или временного), контроль и разработка миграционной политики государства.

Законодательные акты, регулирующие пребывание иностранцев в России

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» – это основной закон о временной регистрации по месту пребывания для гостей государства. К нему разработано также приложение – постановление Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 г. «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Кроме того, положение о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания иностранцев, включая отдельные вопросы их постановки на миграционный учет, дополняют Жилищный и Административный кодексы РФ, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и прочие законодательные акты, регулирующие миграционную политику государства.

Суть процедуры заключается в уведомлении местных органов ГУВМ о прибытии в определенное место. Основание для постановки на учет – уведомление о прибытии, которое передается в ответственный орган. Прохождение процедуры подтверждает отрывная часть этого уведомления, которая обязательно должна быть на руках у иностранца при проверке документов правоохранительными органами. Но в большинстве случаев временной пропиской иностранного гостя занимается принимающего сторона.

Далее рассмотрим более детально непосредственно сам порядок регистрации иностранных граждан:

  • приезд человека в место пребывания;
  • передача паспорта и бланка уведомления принимающей стороне;
  • заполнение бланка уведомления и передача его вместе с пакетом документов в органы, которые занимаются постановкой на миграционный учет граждан на определенной территории;
  • получение отрывной части уведомления и передача всех документов на руки мигранту.

Физические и юридические лица, выступающие в роли принимающей стороны, не должны забывать о сроках, так как зарегистрировать иностранца по месту пребывания необходимо в течение 1 недели со дня прибытия мигранта (с некоторыми исключениями)

Пакет бумаг для постановки на учет по месту пребывания

Для оформления временной прописки потребуются документы иностранца и принимающей его стороны.

Иностранному гражданину к паспорту (удостоверению личности) необходимо приложить:

  • миграционную карту (оригинал и копия);
  • бланк уведомления о прибытии;
  • визу (если между странами установлен визовый обмен).

Содержимое пакета документов, предоставляемого принимающей стороной, зависит от того, кто выступает в такой роли – физическое лицо или организация.

Так, юридическое лицо должно подготовить:

  • представитель фирмы-работодателя – копии учредительных документов и бумаг;
  • администрация гостиницы, санатории и проч. – заявление о временной регистрации по месту пребывания.

Физические лица, которые принимают иностранных гостей, предоставляют:

  • паспорт (оригинал и копия);
  • бумаги, подтверждающие право собственности на жилье.

Какие органы занимаются постановкой на миграционный учет

Какие органы занимаются постановкой на миграционный учет

Решая проблему выбора, то есть выбирая, где сделать регистрацию по месту пребывания, иностранные граждане могут обратиться в несколько инстанций:

Основной негативный момент, которым отличается регистрация по месту пребывания в ГУВМ МВД (ФМС), – значительная загруженность отделений и постоянные очереди. Чтобы этого избежать, иностранные граждане и принимающая их сторона обращаются в МФЦ или прибегают к онлайн-способу – порталу Госуслуг.

Многофункциональный центр

Многофункциональные центры действуют сегодня практически во всех крупных городах. Функционируют они по принципу «единого окна». Прием граждан ведется по онлайн-записи или в порядке электронной очереди, что снимает проблему очередей и риск попасть не к тому сотруднику.

В остальном постановка на учет иностранного гражданина осуществляется таким же образом, как и в подразделении ГУВМ МВД.

Портал Госуслуг

Для оформления временной регистрации в онлайн-режиме необходимо:

Стоимость процедуры

В отличие от российских, иностранным гражданам придется уплатить за постановку на миграционный учет пошлину. Размер государственного сбора составляет 350 рублей. При личном обращении в МФЦ или миграционный орган госпошлину заинтересованное лицо уплачивает в банковском учреждении, чаще всего в Сбербанке, в случае постановки на миграционный учет через портал Госуслуг деньги за услугу списываются с банковской карты.

в отдельном матер

Основные опасения россиян, которые выступают в качестве принимающей стороны, сводятся к таким:

  • отказ мигранта покидать помещение;
  • претензии на жилье;
  • приведение жилплощади в ненадлежащий вид (порча имущества, воровство и проч.).

По этому поводу собственники жилья должны знать следующее. Временная прописка дает право иностранцу проживать в данном помещении, однако на ее основании он имеет гораздо меньше прав, чем в случае постоянной регистрации.

Во-первых, российские законы всячески защищают право собственности, поэтому одного лишь факта временной регистрации недостаточно для каких-либо имущественных претензий.

Во-вторых, правила временной регистрации по месту пребывания подразумевают четкое взаимное согласование сроков проживания лица по данному адресу. И когда сроки истекают, прописка считается недействительной. Следовательно, можно привлекать правоохранительные органы, если мигрант отказывается покидать помещение. В «чрезвычайной» для собственника жилья ситуации выселить мигрантов можно и раньше – по решению суда.

Принимающая сторона, ее обязанности

Принимающая сторона, ее обязанности

Как уже было сказано, прописка по месту пребывания иностранного гражданина – это хлопоты принимающей стороны.

В качестве принимающей стороны могут выступать:

К основным обязанностям принимающей стороны в деле постановки на миграционный учет иностранца относятся:

  • заполнение бланка уведомления о прибытии (информация берется из предоставленных мигрантом документов);
  • передача заполненного бланка в миграционные органы любым из доступных способов;
  • после проверки правильности заполнения бланка сотрудниками госорганов передать отрывной талон уведомления с отметкой мигранту.

Скажем немного подробнее об особенностях заполнения бланка уведомления.

Заполнение бланка уведомления и его передача в ГУВМ МВД

К основным правилам заполнения бланка прибытия относятся:

  • язык – русский;
  • отсутствие ошибок, исправлений и сокращений;
  • заполнение всех необходимых для конкретной ситуации полей;
  • на каждого мигранта заполняется отдельный бланк;
  • прилагается полный пакет документов, удостоверяющих личность обеих сторон.

Бланк уведомления о прибытии можно скачать здесь.

Если возникли сомнения по поводу заполнения, можно воспользоваться образцом.

Особенности постановки на миграционный учет украинских граждан

Для граждан Украины, которые вынуждены задержаться в РФ из-за неблагоприятной ситуации у себя дома, период временного пребывания может быть продлен до 180 дней.

Далее предстоит определиться с дальнейшим легальным проживанием в РФ: получить РВП, ВНЖ, трудоустроиться. Кстати, для работающих в России граждан Украины возможна временная регистрация на основании трудового договора (на срок действия документа, но не больше чем на год).

Кроме официального трудоустройства основаниями для продления сроков миграционного учета могут быть подача заявления на РВП, признание носителем русского языка или ходатайство от работодателя высококвалифицированного работника и др.

В таких ситуациях регистрация по месту пребывания гражданина Украины проходит по стандартному алгоритму.

Миграционный учет детей

Отдельные вопросы возникают у иностранцев, которые переезжают с детьми. Нужны ли дополнительные документы и визиты в миграционные органы? Есть ли особенности процесса в зависимости от возраста ребенка?

Для мигрантов, которые интересуются, как получить временную прописку для ребенка, не нужно никаких дополнительных бумаг или посещений каких-либо ведомств. Порядок постановки на миграционный учет маленьких иностранцев такой же, как и для взрослых. Не отличаются и сроки – 7 дней с момента прибытия.

Временная прописка в столице

Тем, кто не слишком осведомлен в том, как зарегистрироваться по месту пребывания в Москве, переживать особо не стоит: для гостей столицы действуют такие же правила постановки на миграционный учет, как и для прибывших в иные регионы России, например, на север или в южные края.

Как и в других городах, мигрантам всегда следует иметь при себе отрывной талон уведомления о прибытии, подтверждающий факт регистрации, так как проверка документов в столице осуществляется гораздо чаще.

Основания для отказа в регистрации

Основания для отказа в регистрации

Причины, по которым оформление регистрации может стать проблемой:

  • недостаточная площадь жилого помещения, большое количество зарегистрированных;
  • неполный пакет документов, отсутствие удостоверения личности мигранта или принимающей стороны;
  • некорректно заполнение уведомления о прибытии или миграционной карты;
  • нелегальное пересечение границы и въезд на территорию РФ.

В таких случаях регистрация мигрантов по месту пребывания не осуществляется. Стратегия поведения иностранного гражданина зависит от причины отказа: ему нужно искать другое помещение, принести недостающие бумаги, правильно заполнить уведомление, а в случае нарушения миграционных правил придется отвечать согласно предписаниям закона.

Свидетельство о регистрации: как получить

Подтверждением временной прописки является свидетельство о регистрации по месту пребывания. Выдается оно спустя 3 рабочих дня с момента подачи документов.

Документ оформляется по форме № 3 Административного регламента МВД РФ и включает данные о мигранте и адресе его временного пребывания. Данное свидетельство дает возможность пользоваться социальными, медицинскими, образовательными и прочими услугами в регионе действия прописки.

Продление временной регистрации: ситуации и основания

Российским законодательством разработан также порядок продления временной прописки иностранцев. Для этого должны быть подтвержденные документально основания и ходатайство принимающей стороны.

Так, перерегистрация по месту пребывания возможна, если иностранный гражданин:

  • официально трудоустроен;
  • подал заявление для получения РВП;
  • признан носителем русского языка;
  • обучается в российских учебных заведениях;
  • признан беженцем и др.

О сроках временной регистрации

Обобщая информацию о том, сколько делается регистрация по месту пребывания и в какие сроки ее необходимо оформить, мы хотим подчеркнуть следующее:

  • в течение 7 рабочих дней нужно стать на миграционный учет – правило актуально для мигрантов из практически всех стран мира, исключение есть для гостей из стран ЕАЭС (на процедуру отводится 1 месяц) и Таджикистана (15 суток);
  • 3 дня рассматриваются документы госорганами (7 дней в случае продления);
  • 90 дней – это максимальный срок, на который можно оформить временную прописку;
  • 1 год – на такой срок ее можно продлить при предоставлении трудового договора с работодателем.

Ответственность за нарушение правил регистрации

За то, что мигрант проигнорировал обязанность зарегистрироваться по месту пребывания, к нему могут применяться такие санкции:

  • штраф (от 2 до 5 тысяч рублей в зависимости от региона);
  • административное выдворение;
  • запрет на повторный въезд в РФ на определенный срок.

Ответственность ложится также и на принимающую сторону.

Фиктивная прописка: последствия

Фиктивная прописка

Фиктивная регистрация как «прикрепление» к месту, где иностранец не намерен проживать, – довольно частое явление. Основным мотивом для приезжих оформить «липовую» прописку является работа. И если регистрация ВКС (высококвалифицированных специалистов) – часто заинтересованность работодателя, то миграционный учет трудовых мигрантов «среднего звена» ложится как раз на их плечи.

«Местные» дельцы на этом не прочь заработать, предоставляя свою жилплощадь под такие цели.

При мнимых плюсах для обеих сторон им следует помнить, что такие выгоды временны, а нарушение закона переходит из административной в уголовную плоскость. Соответственно, и штрафы за оформление «липовой» прописки могут достигать нескольких сотен тысяч рублей.

Снятие с регистрационного учета

Как оформить регистрацию мигрантам и принимающим их россиянам, в принципе, понятно, но вот для снятия с учета им никаких дополнительных действий выполнять не нужно надо. Процесс происходит автоматически: когда иностранец покидает государство, в базу данных ГУВМ попадает информация об этом. И регистрация по месту пребывания считается снятой..

Подводя итоги

Временная регистрация – это определенная законом обязанность иностранных граждан и принимающих их россиян. Процедура постановки на миграционный учет – одна из самых простых, поэтому игнорировать ее – не в интересах мигрантов, их местных друзей или работодателей.

Читайте также: