Можно ли обанкротить профсоюз

Опубликовано: 17.09.2024

Банкротство некоммерческих организаций – процесс сложный. В соответствии с действующим законодательством РФ признать в суде свою несостоятельность по оплатам счетов могут как коммерческие фирмы, так и НКО.

Что представляет собой некоммерческая организация? Это фирма, деятельность которой не связана с получением прибыли для собственных целей. Это не означает, что прибыль получать организация не может, просто направляются все полученные средства на достижения некоммерческих целей, то есть для целей, предусмотренных в уставе. Например, если это ТСЖ, с помощью полученных средств осуществляются расчеты с поставщиками коммунальных услуг, капитальный ремонт домов, уборка территории и прочее. В случаях, когда НКО не справляется со своими финансовыми обязательствами, возможна инициация процедуры банкротства некоммерческой организации.

ВНИМАНИЕ: если Вам требуется не ликвидация, а регистрация некоммерческой организации, то пройдите по ссылке, наши адвокаты оказывают и такую услугу: профессионально и в срок

Порядок и основания для признания банкротом некоммерческой организации

Состояние банкротства НКО характеризуется неспособностью отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами в размере более ста тысяч рублей в течение более чем три месяца. Если же такое состояние наступило, тогда необходимо действовать следующим образом.

Банкротство некоммерческой организации проводится по определенному сценарию, которой учитывает социальные задачи НКО и правовой статус. В любом случае все мероприятия направлены на реализацию имущества организации, на поиск дополнительных финансовых схем, чтобы удовлетворить кредитные требования. Если доход, полученный от продажи имущества, не покрывает обязательства перед кредиторами, инициируется банкротство НКО с долгами.

Все, что вы хотели знать о банкротстве НКО: пошаговая инструкция банкротства некоммерческой организации

Итак, банкротство некоммерческой общественной организации ориентировано сегодня на защиту кредиторов. Государство не просто признает НКО банкротом, но делает все, чтобы должник рассчитался в соответствии со своими обязательствами.

При этом необходимо помнить о том, что при выведении НКО из кризиса если должник отсутствует или подлежит ликвидации, то некоторые процедуры банкротства являются не нему неприменимыми, а именно финансовое оздоровление, внешнее управление или наблюдение. Для таких должников применяется только процедура конкурсного производства. Как видите, все не так просто, вот почему услуги юриста по банкротству юридических лиц нашего бюро так востребованы со стороны наших клиентов.

Заявление о банкротстве некоммерческой организации

Копии заявления в обязательном порядке направляются кредиторам, налоговым инспекторам и другим лицам, заинтересованным в исполнении финансовых обязательств должника. Данное требование является обязательным так как суд может возвратить заявления об инициации процедуры банкротства, если заявитель не уведомил лиц, поименованных в законе о банкротстве. Подробнее про иск о банкротстве юридического лица от кредитора или по собственной инициативе фирмы по ссылке на нашем сайте.

Получение ответа на исковое заявление от Арбитражного суда. Суд может отказать в удовлетворении требования и не начать процедуру, признать его и открыть конкурсное производство, а может принять меры по выведению НКО из финансового кризиса, предложив наблюдение, внешнее управление, реабилитирующее финансовое оздоровление, мировое соглашение.

Особенности банкротства некоммерческих организаций

Очередность удовлетворения требований кредиторов сводится к одному простому правилу: удовлетворение требований работников, государства и кредиторов.

Может ли общественная организация быть признана банкротом?

Банкротство некоммерческих организаций

Нашим доверителям не следует забывать, что не все некоммерческие организации могут быть обанкрочены и признаны несостоятельными по решению суда. К примеру, религиозные общества и политические партии согласно гражданского законодательства и законодательства о банкротстве не могут быть признаны несостоятельными. Так как они являются общественными организациями.

Это подразумевает что независимо от размера кредиторской задолженности религиозной организации и сроков её неисполнения в отношении не может быть инициирована процедура банкротства. Однако учредители религиозной организации, могут принять решение о её добровольной ликвидации и после такого решения имущество, принадлежащее религиозной организации, кроме имущества, предназначенного для богослужебных целей, может быть направлено на удовлетворение финансовых требований кредиторов.

Политическая партия также юридически не может считаться несостоятельной, так как это обуславливается её юридическим и общественно-политическим статусом. Запрет на признание банкротом обуславливается простой причиной: поддержание политической жизни партии и её идей.

Наши адвокаты по регистрации и ликвидации помогут Вам в процедуре, составят все необходимые документы, будут отстаивать Ваше право в суде и на стадии досудебного урегулирования спора. Давайте заключим с Вами договор на сопровождение процедуры банкротства прямо сегодня?

Банкротство – процедура, актуальная в условиях невозможности рассчитаться с долгами. Как правило, к ней прибегают коммерческие фирмы. Однако и некоммерческая компания имеет право заявить о своем банкротстве.

Законодательное обоснование

Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

  • Образования религиозного характера.
  • Политические партии.

Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

  • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
  • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

Признаки банкротства НКО

Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

  • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
  • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
  • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

Порядок инициирования банкротства

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Основные этапы банкротства

НКО не ликвидируется сразу же. Как правило, предварительно проводятся дополнительные процедуры. Направлены они на погашение существующих задолженностей.

Наблюдение

Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

  • Оценка стоимости собственности НКО.
  • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
  • Анализ работы НКО.

В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

Финансовое оздоровление

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

  • Взыскание долгов перед НКО.
  • Прекращение работы убыточного производства.
  • Продажа ненужной собственности.
  • Изменение профиля работы.

Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

В рамках процедуры фигурируют эти документы:

  • График погашения задолженностей.
  • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

Внешнее управление

Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

  • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
  • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
  • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
  • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

Ликвидация

Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

  • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
  • Исполнение требований кредиторов.
  • Ликвидация.

Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

  • Расчеты с кредиторами НКО.
  • Отмена начислений процентов по задолженности.
  • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

Дополнительная информация

Банкротство считается крайней мерой. Оно выгодно НКО только при больших долгах, которые невозможно выплатить. Поэтому руководитель некоммерческого объединения имеет право на принятие предупредительных мер, о чем сказано в статье 30 ФЗ «О банкротстве». К примеру, это может быть реорганизация, распродажа собственности, смена руководящего состава.

В настоящее время законодательство о банкротстве не содержит исключений для НКО. Некоммерческие организации наделены правом заявить о своем банкротстве в любой момент при наличии признаков несостоятельности.

Условия для банкротства

Некоммерческая организация, или НКО – это особый тип организаций, деятельность которых не связана с получением прибыли. Такая особенность не означает, что НКО не вправе получить прибыль от своей деятельности. Это говорит только о том, что все вырученные ею средства направляются на достижение некоммерческих целей, указанных в уставе. Например, ТСЖ из вырученных средств производит расчеты с поставщиками коммунальных услуг, занимается капитальным ремонтом, убирает территорию и пр. Благотворительные фонды из полученных средств в виде пожертвований помогают лицам, которые находятся под их опекой.

НКО, или некоммерческие организации банкротятся в стандартном порядке наряду с другими типами юридических лиц. Никаких ограничений для них не предусмотрено. Но по нормам 127-ФЗ о банкротстве не вправе заявлять о своей банкротстве НКО, функционирующие в виде политических партий, религиозных организаций и контролируемых государством учреждений: им стоит избрать иные способы для решения проблемы долга.

Если указанное выше условие соблюдено, то некоммерческая организация может заявить о своей финансовой несостоятельности.

Обычно с необходимостью подать заявление о банкротстве НКО сталкивается в процессе ликвидации. НКО ликвидируется в стандартном порядке по нормам ГК. Здесь сказано, что при невозможности погасить задолженность НКО за счет принадлежащего ей имущества организация обязана пройти процедуру банкротства. В этом случае положения Гражданского кодекса перестают действовать, а к организации применяются положения 127-ФЗ от 2002 года «О несостоятельности».

Банкротство НКО является необходимой процедурой при невозможности исполнить свои долговые обязательства:

  1. По оплате услуг, работ и товаров перед контрагентами.
  2. По долговым обязательствам по кредитам и займам, в том числе залоговым.
  3. По оплате обязательных платежей в виде налогов, сборов во внебюджетные фонды.
  4. По оплате административных штрафов и пр.
  5. По выплатам в пользу работников по трудовым договорам.

Организация вправе и самостоятельно продать часть своего имущества для погашения задолженности, но не всегда это оказывается достаточным для удовлетворения всех требований кредиторов НКО. Поэтому возникает необходимость воспользоваться процедурой банкротства. Для признания НКО банкротом ее финансовая ситуация должна характеризоваться следующими признаками:

  1. Наличие просроченной задолженности в размере 300 тыс. р. и более (речь в 127-ФЗ идет о совокупной задолженности перед всеми кредиторами).
  2. Наличие просрочки по долговым обязательствам в течение 3 месяцев и более.

В этом случае банкротство не запрещено, но у кредиторов будут минимальные шансы на взыскание задолженности.

Порядок добровольного банкротства некоммерческой организации

Для начала процесса банкротства некоммерческой организации она должна обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о банкротстве. В нем необходимо изложить следующие сведения:

  1. Наименование арбитражного суда.
  2. Сведения о кредиторах организации: наименование, реквизиты, контактные данные.
  3. Сведения об НКО: наименование, реквизиты, контактные сведения.
  4. Сведения о сумме долговых обязательств, дате их возникновения и сумме (в разбивке на величину основного долга и начисленные штрафные санкции).
  5. Сведения о кандидатуре арбитражного управляющего или СРО, из числа которых его предстоит выбрать.
  6. Сведения о величине активов НКО.
  7. Просьба к суду о введении процедуры банкротства и назначении кандидатуры управляющего.
  8. Дата подачи заявления.
  9. Перечень приложенных документов.
  10. Подпись заявителя.

Помимо искового заявления, в арбитражный суд передаются следующие документы:

  1. Общая документация на НКО: выписка из ЕГРЮЛ со сроком давности не более 30 дней, копия устава.
  2. Документы, подтверждающие полномочия заявителя: копия устава, приказ о назначении на должность директора, доверенность на представление интересов.
  3. Документы, подтверждающие отправку копий искового заявления всем кредиторам НКО.
  4. Документы, которые подтверждают уплату госпошлины за рассмотрение заявления в суде в размере 6000 р.
  5. Документы, которые служат основанием возникновения задолженности: исполнительные документы, гражданско-правовые или кредитные договоры и пр.
  6. Документы в отношении активов должника: сведения о банковских счетах, принадлежащей собственности (недвижимости, ТС и пр.).
  7. Прочие документы, которые сочтет необходимым приложить заявитель.

Этапы процедуры признания финансовой несостоятельности

Инициировать банкротство вправе сама НКО в лице ее руководства, кредиторы организации или уполномоченный государственный орган, перед которым у НКО образовалась задолженность по обязательным платежам. В зависимости от того, кто являлся инициатором процесса, банкротство НКО можно разделить на две крупные группы:

  1. Добровольное банкротство.
  2. Принудительное банкротство.

Рассмотрим процесс признания финансовой несостоятельности НКО поэтапно:

  1. В арбитражный суд по месту нахождения должника передается исковое заявление о признании банкротства НКО.
  2. При признании заявления обоснованным арбитражный суд вводит в отношении должника процедуру банкротства и назначает арбитражного управляющего.
  3. Первым этапом банкротства является период наблюдения. Он длится 7 месяцев, после чего юрлицо не прекращает своей работы, а вводится один из следующих этапов. Базовыми задачами на этапе наблюдения является проведение финансового анализа деятельности организации, подготовка реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. В ходе финансового анализа временный управляющий оценивает активы и собственность должника, ищет решения для погашения долговых обязательств, анализирует деятельность должника и принимает прочие действия для оперативной оплаты задолженности юрлица. На данном этапе управляющий делает свое заключение по вопросу наличия или отсутствия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
  4. На этапе наблюдения управляющий формирует реестр требований кредиторов. Для включения в реестр у кредиторов есть месяц после вынесения определения арбитражным судом о переходе к процессу банкротства. Включение в реестр дает кредиторам право на участие в первом собрании кредиторов.
  5. Первое собрание кредиторов необходимо для определения дальнейшей судьбы должника. На нем кредиторы могут вынести решение о необходимости обращения в суд с ходатайством о переходе к внешнему управлению, финансовому оздоровлению или конкурсному производству. Первые две процедуры вводятся для предоставления возможности должнику восстановить свою финансовую динамику и вернуть долги без ликвидации. Они считаются реабилитирующими.
  6. По итогам наблюдения и с учетом поступившего ходатайства от кредиторов судом выносится определение о переходе к одному из следующих этапов банкротства.
  7. Финансовое оздоровление – это необязательная реабилитирующая процедура при банкротстве НКО. Данный этап вводится при наличии у должника плана погашения задолженности (при отсутствии поручительства или гарантий со стороны других организаций) и детального графика. По сути, это рассрочка по исполнению долговых обязательств, которая вводится на определенный период. Если в ходе финансового оздоровления должнику удалось погасить всю задолженность, то процесс банкротства сворачивается и ликвидации НКО не происходит.
  8. Внешнее управление внедряется в организации при наличии основания полагать, что до банкротства НКО довел неумелый менеджмент. Данный этап вводится на период до 1,5 лет. В рамках внешнего управления все руководящие функции передаются внешнему управляющему. Он должен разработать и согласовать с кредиторами план внешнего управления, которому в дальнейшем должен неукоснительно следовать. В комплекс мер может входить продажа имущества, увольнение персонала, закрытие непрофильных подразделений и пр. На данном этапе может быть введен мораторий на погашение задолженности перед кредиторами.
  9. В случае отсутствия у должника возможностей для восстановления платежеспособности или если этапы внешнего управления, финансового оздоровления остались неэффективными, судом вводится конкурсное производство. Это финальная стадия банкротства НКО, по результатам которого она подлежит ликвидации (исключению из ЕГРЮЛ). На стадии ликвидации выявляются все активы, которые принадлежат организации, в целях формирования конкурсной массы и ее последующей продажи. Назначенный конкурсный управляющий на данном этапе берет на себя все руководящие функции. Он производит инвентаризацию имущества, его оценку и организует торги. Имущество продается с помощью открытых или закрытых торговых процедур. Все вырученные средства от продажи направляются на погашение требований кредиторов. Такие требования погашаются в порядке очередности, которая содержится в ст. 134 127-ФЗ.
  10. Управляющий отчитывается перед судом о результатах погашения требований кредиторов.
  11. При принятии отчетности конкурсного управляющего арбитражным судом выносится определение о завершении процедуры банкротства.
  12. Данное определение служит основанием для внесения в ЕГРЮЛ отметки о ликвидации НКО (исключения ее из реестра).

С этого момента НКО перестает официально существовать, а все непогашенные долговые обязательства подлежат списанию.

Возможность подписания мирового соглашения

На любом этапе банкротства кредиторы и НКО вправе подписать мировое соглашение и предусмотреть свой вариант разрешения проблемы с непогашенными долговыми обязательствами. Мировое соглашение подписывается на свободных условиях, которые удовлетворяют обе стороны, и после утверждения арбитражным судом процесс банкротства прекращается.

Нужно ли проходить все этапы, если банкротится ликвидируемая НКО

В случае если банкротится ликвидируемая НКО, то прохождение всех этих этапов не требуется. Применение процедур реабилитации НКО лишено смысла, так как организация все равно подлежит закрытию.

Таким образом, признать свою финансовую несостоятельность в части оплаты по счетам вправе как коммерческая, так и некоммерческая организации. НКО должна соответствовать признакам банкротства: размер ее задолженности должен составлять 300 тыс. р. и более, а продолжительность просрочки – 3 месяца и более. НКО банкротится на общих основаниях с другими юрлицами и предполагает прохождение аналогичных этапов. Но по нормам 127-ФЗ запрещено заявлять о своем банкротстве политическим и религиозным организациям.

На сегодняшний день уже не осталось причастных к бизнесу лиц, которые свято верят в светлое будущее и безболезненное восстановление экономики после завершения пандемии.

Помимо волны передела собственности и привлекательных активов, бизнес сообщество ждет новая практика выстраивания договорных отношений между участниками гражданского оборота, а также взаимодействия с государством и госорганами в посткарантинных обстоятельствах. Предприниматели, у которых не останется финансовой возможности продолжить свое дело, будут вынуждены судорожно думать как спасти рентабельные активы, да и свое личное «честно нажитое непосильным трудом» имущество. К сожалению, рано или поздно, бизнес ждет волна банкротств либо распродажи привлекательных активов.

В критической ситуации оказались многие организации из сферы услуг. Хочу остановиться на востребованных и активно развивающихся до «карантина» частных образовательных учреждениях, к которым относятся сетевые и частные школы иностранных языков, негосударственные учреждения дополнительного образования, курсы повышения квалификации и тп.

По прогнозам экспертов, в этой сфере неизбежен кризис и снижение потребительского интереса. Причем, языковые школы оказались в крайне невыгодном положении: сначала никому не было понятно, относится ли к частным языковым курсам предписанное мэрией временное закрытие учреждений дополнительного образования, и как действовать в этой ситуации. А 26 марта стало известно, что школы не попадают под анонсированные президентом льготы для поддержки малого и среднего бизнеса, пострадавшего от пандемии. При этом, на школах сказываются те же затруднения, с которыми столкнулись бизнесы в других сферах: простой, плата за аренду, необходимость выплачивать зарплаты на фоне оттока клиентов — которые, кстати, не стремятся переходить на онлайн-форматы и в большинстве своём просят возврата средств или приостановку занятий до отмены режима самоизоляции / карантина. Причем, крупным сетевым школам сложнее работать в текущей ситуации в сравнении с небольшими частными школами, так как доля постоянных расходов и риски выше. Эти организации имеют очень высокую налоговую нагрузку, особенно страховые взносы, ведь основные расходы приходятся на оплату труда преподавателей.

В этой связи, для многих игроков рынка ситуация чревата закрытием. В скором времени собственникам частных образовательных учреждений придется задуматься либо о сокращении своих филиалов/представительств либо о ликвидации.

Но с юридической точки зрения не всё так просто в этой отрасли при завершении деятельности. У частных учреждений есть ряд особенностей и недосказанностей на законодательном уровне, к которым относится предусмотренный Гражданским кодексом РФ мораторий на ликвидацию через банкротство, несменяемость собственника, а также остро стоит вопрос с дополнительной (субсидиарной) ответственностью создателя такого негосударственного некоммерческого образования. Остановимся подробнее.

Почему разные понятия в федеральных законах?

В силу п. 3 ст. 48 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 05.05.2014 N 99-ФЗ) учреждения относятся кюридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права.

П. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ раскрывает понятие учреждения – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Причем, п. 2 вышеуказанной статьи содержит условие о том, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Оно может быть создано единолично либо гражданином, или юридическим лицом (частное учреждение), либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Аналогичное определение частного учреждения дублируется в федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 02.12.2019) "О некоммерческих организациях" (далее – Закон об НКО). В соответствии со ст. 9 Закона об НКО частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Вернемся к понятию, закрепленному в п. 7 ст. 22 Закона об образовании. Частная образовательная организация – образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций. Усматривается, что указанная множественность лиц-создателей не приведена в соответствие с действующей редакцией Гражданского кодекса РФ. Это обусловлено тем, что до 01.09.2014 г. (до внесения в ГК РФ изменений Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ) допускалось создание учреждения несколькими лицами.

Но на сегодняшний день законодатель четко отграничил частное учреждение от иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, заложив короткий маршрут к личной ответственности единственного собственника по неисполненным обязательствам образовательного учреждения.

В чем заключаются особенности правового статуса частного учреждения?

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Это прямо предусмотрено в п. 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ.

После регистрации частного учреждения собственник не приобретает корпоративного статуса в органах управления, он не становится ни членом, ни участником созданной им некоммерческой организации. Это связано с тем, что в частных учреждениях права по управлению и контролю над деятельностью учреждения неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное собственником учреждения за учреждением на праве оперативного управления.

Учитывая особенности данной организационно-правовой формы юридического лица, учредитель после принятия решения о создании учреждения приобретает статус его собственника, который осуществляет (может осуществлять) соответствующие функции по управлению учреждением.

В качестве второй особенности законодатель выделил то, что изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании частной некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения), а также выход из состава собственников учреждений не предусмотрен. Сведения об учредителях частных учреждений вносятся в ЕГРЮЛ единожды в соответствии с решением о создании, представленным в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации, и в последующем изменению не подлежат.

Таким образом, вывести старых и ввести новых учредителей в учреждениях практически невозможно. Это обстоятельство фактически парализует действия самого учредителя (собственника) образовательного учреждения, поскольку при недостаточности в распоряжении юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, субсидиарную ответственность по его обязательствам, в силу п. 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса РФ, будет нести собственник его имущества.

Не будем забывать, что к такому развитию экономической ситуации, с которым мы столкнемся ближайшим летом, российский бизнес не был готов, соответственно, развивающиеся частные образовательные учреждения не успели накопить «подушку безопасности» в виде чистой прибыли от своей деятельности, достаточной для покрытия нарастающих с конца марта 2020г. долгов перед кредиторами, работниками, государством. В таком случае, шах/мат напрямую объявляется кошельку собственника частного учреждения.

Запрет на банкротство частного учреждения.

Еще одной особенностью данной организационно-правовой формы некоммерческой организации является ее включение в исключительный перечень юридических лиц, которые не подлежат признанию несостоятельными (банкротами) в судебном порядке. </o:p>

Так согласно п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Указанная статья накладывает вето на банкротство частного образовательного учреждения.

Казалось бы, в данном вопросе должна складываться единообразная судебная практика – суды должны отказывать заявителям в рассмотрении вопроса о признании частных учреждений несостоятельными (банкротами)… Но при исследовании судебных актов удивлению не было предела! Оказалось, что разные судьи по-разному толкуют возможность ликвидации частного учреждения через банкротство. Причем, статистика процессов, по которым суды прекращают производство по делам о признании несостоятельными (банкротами) частных учреждений в связи с законодательным мораторием, не преобладает над статистикой возбуждаемых и рассматриваемых по существу банкротных дел.

Привожу примеры из судебной практики о прекращении дел о признании несостоятельным (банкротом) частных образовательных учреждений:

- определение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2019, оставленное в силе Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу № А40-192798/2019,

- определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2020 по делу № А56-36528/2019,

- определение Арбитражного суда Московской области от 16.01.2018 по делу № А41-85982/2017,

- определение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2018 по делу № А40-108913/2017,

- определение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2017 по делу № А53-11375/2017.

А также примеры банкротных дел, в которых частные учреждения признаются несостоятельными (банкротами) в обычном порядке:

- решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2018 по делу № А56-4020/2018,

- определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2019 по делу № А65-19787/2019,

- решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2019 по делу № А40-292364/2018,

- решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2019 по делу № А40-103088/2018.

В первой подборке судебных актов суды пришли к выводу о том, что поскольку должники являются учреждениями, они не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Во втором же блоке судебных актов суды, рассматривая по существу дела о несостоятельности (банкротстве) учреждений, не ссылались на особенные нормы о правовом статусе учреждений-должников, а руководствовались общими банкротными основаниями. Примечательно, что все эти судебные акты не обжаловались участниками процесса… В любом случае, несмотря на порочную судебную практику, признавать в общем порядке частные образовательные учреждения банкротами нельзя в силу закона.

Какой порядок привлечения к субсидиарной ответственности собственника учреждения?

Остановимся на субсидиарной ответственности собственника, учредившего частное учреждение. Закон прямо предусматривает данный род дополнительной ответственности по обязательствам учреждения в п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ.

В случае невозможности удовлетворения требований кредиторов, последний вправе предъявить в суд требование о привлечении собственника частного образовательного учреждения к субсидиарной ответственности.

В данном случае законодатель предусмотрел соблюдение кредитором правила очередности предъявления требований. Так, до предъявления требований к собственнику учреждения кредитор должен предъявить требование к основному должнику, получить судебный акт и пройти процедуру принудительного исполнения судебного акта.

В судебной практике применяется подход, согласно которому дополнительная (субсидиарная) ответственность может быть признана обоснованной только после установления невозможности взыскания денежных средств с основного должника. В противном случае (когда не предъявлялись требования к основному должнику и, более того, когда не установлена невозможность взыскания задолженности с него), привлечение к субсидиарной ответственности собственника частного учреждения не представляется возможным. Пример из судебной практики: решение Арбитражного суда Республики Хакасии от 18.02.2019 по делу № А74-15724/2018.

Имеется и исключение из общего правила. В случае, когда у кредитора есть достаточные для суда доказательства отсутствия денежных средств у основного должника (его письма, выписка из банка, иное подтверждение неплатежеспособности), он может предъявить требование о привлечении к субсидиарной ответственности и без возбуждения исполнительного производства.

Как ликвидировать частное образовательное учреждение?

Поскольку банкротство не доступно указанной категории юридических лиц, единственным возможным способом прекращения деятельности и исключения из ЕГРЮЛ является ликвидация учреждения. Ликвидация может быть как добровольной (по решению собственника), так и принудительной (в связи с указанными в ст. 61 Гражданского кодекса РФ основаниями).

Решение о принудительной ликвидации может быть вынесено уполномоченными государственными органами (налоговой инспекцией) на рассмотрение суда при обнаружении перечисленных в ст. 61 Гражданского кодекса РФ оснований (например, противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр).

Порядок добровольной ликвидации учреждения предусмотрен в ст. 63 Гражданского кодекса РФ и состоит из совокупности последовательных действий, являющихся общими при добровольной ликвидации большинства юридических лиц разных организационно-правовых форм.

При добровольной ликвидации учреждения у кредиторов имеется 2 месяца на предъявление своих требований к ликвидатору или ликвидационной комисии. В таком случае неспособность удовлетворения денежных требований устанавливается отсутствием погашения обязательства в течение ликвидации. В силу п. 1 ст. 64.1. Гражданского кодекса РФ в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

В случае пропуска 2х месячного срока кредитор (взыскатель) рискует остаться без удовлетворения своих требований, поскольку в общем порядке с ликвидацией юридического лица (без правопреемства) прекращаются все права и обязанности частного учреждения, в том числе и субсидиарная ответственность собственника, что следует из положений п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ. В качестве примера взыскания задолженности в субсидиарном порядке в процессе ликвидации учреждения – Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2017 по делу № А63-9884/2017.

После «режима каникул», которые Верховный суд РФ ожидаемо не засчитал в выходные дни, некоторым собственникам учреждений придется столкнуться с неизбежным – принятием решения о закрытии бизнеса. Очевидно, кризис настиг так стремительно, что не успел подготовить учредителей к такому исходу, многие из них будут вынуждены отвечать по нарастающим долгам своим личным имуществом. Как избежать такого прямого удара? Закон предоставил не так много выходов. Можно преобразоваться в автономную некоммерческую организацию и через эту форму красиво обанкротиться, можно просто бросить юридическое лицо, тогда ликвидацией несуществующего учреждения займется налоговая, можно обанкротить самого собственника или лишить его активов (очистить) иным законным путем и т.д. В каждом отдельном случае решение будет приниматься индивидуально. Причем, задуматься об экономических и правовых последствиях «режима каникул», систематизировать то, что еще можно сохранить, расставшись с безнадежными активами, подобрать наиболее эффективный способ защиты имущества собственника – просто начать действовать, однозначно нужно уже сегодня!

Гражданский Кодекс РФ в первой части определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным. Не распространяется данный факт на:

  • учреждения;
  • политические партии;
  • религиозные объединения;
  • казенные предприятия.

По закону вопрос о том, возможно ли банкротство некоммерческой организации, не стоит. Ответ однозначен: возможно. Но банкротство НКО имеет свои особенности.

НКО – это организация, которая не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.

Банкротство некоммерческих организаций имеет свои особенности, и связаны они с тем, что НКО выполняют особенные социальные роли и при введении процедур банкротства нужно учитывать их правовой статус.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Понятие и признаки

  • не способна удовлетворить требования кредиторов по оплате услуг, работ и товаров;
  • лишена возможность вносить обязательные платежи во внебюджетные фонды и в бюджет;
  • в основе банкротства лежит неспособность в течение 3 месяцев удовлетворить дебиторскую задолженность, размер которой достиг 100 000 рублей.

Этапы процедуры банкротства

Чтобы было открыто дело о банкротстве, необходимо в Арбитражный Суд подать заявление о признании должника несостоятельным. Документ подается по месту нахождения некоммерческой организации, и подать его могут сам должник, кредиторы и другие лица или органы, указанные законодательством, например, налоговая инспекция.

Копии заявления должны быть направлены кредиторам, уполномоченным органам, и иным лицам, предусмотренным Законом «О банкротстве».

К заявлению должны быть прикреплены:

  • документы о наличии задолженности и неспособности удовлетворить требования кредиторов;
  • учредительные документы должника;
  • бухбаланс на последнюю отчетную дату;
  • список кредиторов с включением сумм задолженностей и места их нахождения.

После рассмотрения искового заявления Арбитражный Суд может вынести решения:

  • отказ признания должника банкротом;
  • введение одного из следующих видов процедур: наблюдения, реабилитирующего финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения;
  • признание некоммерческой организации банкротом и открытие в отношении ее процедуры конкурсного производства;
  • решение, что дело о банкротстве прекращено.

Стоит отметить, что большинство перечисленных процедур, в частности, наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление, не могут быть применены к некоторым субъектам:

  • Отсутствующий должник.
  • Должник, подлежащий ликвидации.

Для них характерно применение только конкурсного производства.

Особенности процедуры наблюдения в отношении НКО

Сроки наблюдения составляют 7 месяцев. Это время до первого заседания суда по рассмотрению поданного заявления о признании должника банкротом. Некоммерческая организация после введения процедуры продолжает функционировать, но в особом режиме.

Для деятельности характерны:

  • принятие мер для исключения злоупотребления со стороны руководителей;
  • невозможность совершения таких действий, как реорганизация и ликвидация некоммерческой организации;
  • создание новых юридических лиц;

В период наблюдения временным управляющим проводиться анализ финансового состояния должника.

Он направлен на решение следующих задач:

  • определение стоимости имущества некоммерческой организации;
  • определение возможностей восстановления платежеспособности должника, которая производится во время финансового оздоровления и внешнего управления и рассчитана на 2 года.

Если обнаружится, что имущества недостаточно восстановления баланса между должником и кредиторами, то временный управляющий предлагает варианты для дальнейших действий.

Наблюдения предполагает проведение первого собрания кредиторов, на котором лица, предъявившие свои требования в течение месяца после публикации о введении наблюдения, решают судьбу организации.

Собрание должно проводиться не позже 10 дней до даты окончания процедуры наблюдения.

Процедура финансового оздоровления НКО

Данная процедура направлена на улучшение и восстановление платежеспособности должника и исполнение требования кредиторов в соответствии с графиком и очередностью. Мерами для восстановления законом о банкротстве определены:

  • взыскание дебиторской задолженности;
  • закрытие неэффективных и нерентабельных производств;
  • продажа имущества, которая не имеет существенного значения для деятельности должника;
  • перепрофилирование деятельности.

Финансовое оздоровление осуществляется в течение 2 лет. В ходе процедуры органы управления и руководство не отстраняются, но на их деятельность накладываются ограничения: необходимо получение согласия со стороны административного управляющего при совершении ряда сделок.

Руководитель может быть отстранен при его злоупотреблении в отношении имущества и несоблюдении требований управляющего.

Основополагающие документы для процедуры – график погашения задолженности, которые подготавливается учредителями некоммерческой организации, и план финансового оздоровления, который содержит информацию об источниках получения дополнительных средств (например, от контрагентов или кредиторов), позволяющих полностью погасить задолженность, появившуюся до введения мероприятий по финансовому оздоровлению.

График погашения задолженности приобретает силу после утверждения его Арбитражным судом. Он включает список кредиторов 1,2,3 очередей, детали расчета с которыми закреплен законодательно.

Процедура должна завершаться полным исполнением графика погашения задолженностей. Вслед за финансовым оздоровлением вводится либо внешнее управление, либо суд выносит решение о банкротстве и дальнейшем конкурсном производстве, итогом которого станет прекращение деятельности некоммерческой организации.

Каков срок хранения документов после закрытия ООО с нулевым балансом, читайте тут.

Внешнее управление: особенности реабилитационной процедуры

Если на этапе наблюдения и финансового оздоровления у должника выявлены явные перспективы для восстановления и улучшения платежеспособности, то в отношении некоммерческой организации вводится внешнее управление.

Каковы его особенности?

  1. Длительность до 18 месяцев, по решению суда может быть продлен на полгода.
  2. Прекращение полномочий руководителя.
  3. План внешнего управления является обязанностью арбитражного управляющего.
  4. Вводится мораторий на исполнение требований кредиторов. Если функционирование некоммерческой организации предполагает какую-либо предпринимательскую деятельность, во время этого этапа организация может осуществлять это направление, не исполняя своих обязательств.

Ликвидационные процедуры

С момента введения конкурсного производства некоммерческая организация является банкротом.

Все последующие мероприятия направлены на:

  • поиск и реализацию имущества;
  • удовлетворение требований кредиторов из средств, полученных в ходе реализации имущества;
  • ликвидация некоммерческой организации с долгами.

Арбитражный суд предоставляет организацию 1 год, чтобы достичь целей конкурсного производства. Срок может быть продлен на полгода, если есть для этого веские основания.

Последствия для некоммерческой организации после введения процедуры:

  1. Наступает срок исполнения всех требований кредиторов и уплаты обязательных платежей, в том числе и текущих.
  2. Отменяется начисление всех финансовых санкций.
  3. Прекращение режима конфиденциальности сведений о состоянии некоммерческой организации. Напротив, публикуется информация о введении процедуры и о торгах, на которых будет формироваться конкурсная масса.

Для осуществления мероприятий по ликвидации Арбитражным судом выбирается арбитражный управляющий, на которого возлагаются обязанности:

  • увольнение работников;
  • проведение инвентаризации имущества и выставление его на торги;
  • формирование конкурсной массы;
  • распределение конкурсной массы между кредиторами. Причем полное удовлетворение требований – явление редкое.

Арбитражный управляющий регулярно отчитывается перед судом о результатах проведенных мероприятий. После их завершения конкурсное производство считается завершенным по решению суда. Итогом становится ликвидация некоммерческой организации как юридического лица.

Узнайте, что влечет за собой ликвидация государственного унитарного предприятия.

Все, о процедуре ликвидации некоммерческой общественной организации читайте по ссылке.

Каков предельный срок добровольной ликвидации юридического лица, узнайте тут.

Можно ли признать банкротство общественных некоммерческих организаций?

Общественные организации – это объединение граждан, в основе которого лежит общность нематериальных интересов. К ним относятся профессиональные и творческие союзы, политические партии, добровольные общества, религиозные объединения.

По п.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны банкротом политические партии и религиозные общества.

Таким образом, некоммерческие организации – это фирмы, которые направлены на достижение образовательных, научных, управленческих и других целей. По действующему законодательству в их отношении тоже может быть возбуждено дело о банкротстве, имеющее свои нюансы, связанные с организационно-правовой формой фирм. Порой трудно разграничить особенности банкротства коммерческих и некоммерческих организаций.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Читайте также: