Можно ли поменять научного руководителя курсовой работы

Опубликовано: 17.05.2024


Научный руководитель - это преподаватель, под кураторством которого студент пишет курсовую, дипломную или любую другую научную работу. Как правило, его назначение проводится кафедрой, однако бывают исключения, когда дипломник вправе выбрать наставника по своему желанию.

Его обязанности заключаются в следующем:

  • дает ценные рекомендации по выбору наиболее подходящей для студента темы;
  • помогает максимально разобраться, распланировать работу;
  • задает вектор проведения исследования и помогает не сбиться с него;
  • обнаруживает и указывает на ошибки, допущенные в работе;
  • оказывает содействие при оформлении текста в соответствии с требованиями кафедры;
  • рекомендует подходящие источники, которые ощутимо помогут в написании проекта;
  • помогает при подготовке к защите: утверждает речь, оценивает презентацию, проверяет ответы на ожидаемые вопросы комиссии;
  • контролирует прохождение практических занятий;
  • составляет объективный отзыв о проделанной работе.

Полезные советы

Чтобы избежать негативного отношения к себе со стороны руководителя, следует соблюдать несложные для выполнения правила. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них.

Личная встреча

Первым делом, необходимо встретиться с назначенным кафедрой или выбранным вами куратором. Цель этого визита – продемонстрировать серьезность своих намерений самостоятельно заниматься дипломом, а также показать, что вы нацелены на получение высокого балла за свои старания и готовы выполнять любые указания для достижения этой цели. При первой встрече:

  • Обсудите с преподавателем понравившуюся тему дипломной работы или выберите ее вместе.
  • Предложите приблизительный план действий, если у вас уже есть наброски.
  • Изучите актуальность выбранной темы согласно разным источникам.
  • Попросите список подходящей литературы и других видов источников.
  • Договоритесь о наиболее удобном для обоих канале связи, по которому будет проходить общение.
  • Определите дни недели и время, когда вы будете выходить на связь, чтобы продемонстрировать уже проделанную работу.

Личная встреча с куратором


Большинство руководителей заинтересованы в том, чтобы их подопечные хорошо написали и защитили свои дипломные работы проекты. Однако бывают случаи, когда человек, который должен быть наставником, изначально настроен негативно к дипломанту и никоим образом не помогает ему. Чаще всего такое отношение вызвано тем, что студент:

  • систематически прогуливал лекции;
  • не сдавал вовремя работы;
  • огрызался и пререкался с преподавателем.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, следует ответственно относиться к выбору куратора, а если сотрудничества уже не избежать, нужно находить компромисс и подстраиваться под строгого наставника, безоговорочно выполнять все его требования. Постепенно он успокоится, ваше общение станет нейтральным, выгодным для обоих.

Вносите правки

Обязательно исправляйте ошибки и замечания наставника, при необходимости оспорьте его решение и докажите свою точку зрения. Как правило, куратор является дипломированным специалистом, который превосходно разбирается в теме вашей работы. К нему следует прислушаться, поскольку он:

  • имеет ценный опыт в проведении ряда экспериментов и исследований;
  • знает правила оформления дипломной работы в соответствии с указаниями ВУЗа;
  • пользуется заслуженным доверием коллег из различных учебных заведений, представителей научных сообществ;
  • является видным ученым, общение с которым ценно само по себе.

Внесение правок в работу


В любом случае, он лучше знает, о чем и как следует писать, поскольку вы – не первый студент, которого он курирует. Если игнорировать рекомендации специалиста, не исключено, что в скором времени общение перерастет в открытую конфликтную ситуацию, либо на защите диплома он посоветует членам комиссии поставить заниженную оценку, поскольку в ходе написания труда вы не работали должным образом и не заслужили лучшего.

Делайте все вовремя

Предоставляйте наставнику письменный материал вовремя. Это покажет, что вы человек дисциплинированный, ответственный, способны грамотно планировать собственный график и цените время научного руководителя, которое он выделяет для общения с вами.

Все делать вовремя


Известны случаи, когда выпускники присылали для проверки презентации и речь выступления в самый последний момент, буквально накануне дня защиты. Куратор проверял их, вносил правки и отправлял обратно на доработку. В результате, студент всю ночь исправляет ошибки, а на защиту приходит измотанный, растерянный и вялый – это играет не в его пользу.

Задавайте вопросы

Не стесняйтесь спрашивать у наставника интересующие вас вопросы. Если вы хотите получать от консультаций с куратором стопроцентную пользу, то к ним необходимо обязательно хорошо подготовиться.

  • Во-первых, приготовьте примерный список вопросов, которые вы хотите задать преподавателю.
  • Во-вторых, найдите и отметьте те участки текста источников, которые вам непонятны.
  • В-третьих, выделите спорные моменты, в которых вы не уверены и желаете услышать на их счет мнение преподавателя.

Если вы полностью откажетесь от помощи куратора, существует риск того, что подготовленный вами труд будет постоянно отправляться на переделки и доработки.

Слова благодарности

  • куратор сыграл важную роль в написании диплома;
  • если бы не он, скорее всего, вам не удалось бы написать такую грамотную работу;
  • благодаря его стараниям, вы узнали много полезной и важной информации по изучаемой теме и получили такой результат и пр.

Поблагодарив руководителя таким образом, вы обезопасите себя от негативных высказываний в ваш адрес во время обсуждения оценки за защиту диплома. Вряд ли наставник скажет членам комиссии, что на самом деле он не помогал и вообще не принимал никакого участия в написании дипломной работы.

Причины для смены куратора

К наиболее распространенным причинам для замены научного руководителя следует отнести:

  • Разногласие относительно написания дипломного проекта и примененных в исследовании методов.
  • Отстраненность от дипломанта – поверхностное отношение к подопечным и нежелание содействовать написанию труда. в связи с тем, что они не сошлись характерами и не в состоянии найти компромисс.

Прежде чем менять наставника, следует обратиться к заведующему кафедрой и, если он также не сможет улучшить сложившуюся ситуацию, следует искать нового руководителя.

Как заменить куратора

Для смены научрука следует обратиться в деканат, написать заявление с подробным изложением причины. Причем важно правильно ее сформулировать, чтобы разногласия между вами и преподавателем не переросли из мелкого конфликта в крупный скандал.

Заявление на смену научного руководителя

Выпускники, которые игнорируют помощь руководителя, избегают консультаций и не обращаются за советом, рискуют долго и трудно сдавать диплом. Кроме того, не забывайте, что ваш научрук – тоже живой человек, поэтому не нужно относиться к нему слишком предвзято, если он высказывает какие-то недовольства по поводу проделанной работы. Это в первую очередь учеба, которая станет для вас полезной во многом. Поэтому запаситесь терпением и достойно преодолейте последний этап получения высшего образования!

Нередко в ходе написания диссертации возникает потребность сменить научного руководителя. Зачастую подобное случается абсолютно по разным причинам. В данной статье мы постараемся выявить основные из них, а также расскажем, как же грамотно и аккуратно разобраться с возникшей ситуацией.

выбор научного руководителя

Обычно смена научного руководителя происходит в следующих случаях:

  • Несовпадение во взглядах. Проблема довольно распространённая, хотя и не критичная. Вот только в любом случае сложно писать работу, когда ты всё время споришь или ссоришься с преподавателем.
  • Присвоение себе чужих результатов. Стоит заметить, что эта ситуация довольно неприятная. Возникает она обычно при вопросе о соавторстве при публикации результатов исследования.
  • Отсутствие интереса к своему подопечному. Бывает так, что аспиранту приходится работать самостоятельно, без поддержки научного руководителя. В большинстве случаев это связано с занятостью либо с усталостью преподавателя.
  • Трудности в межличностном общении. Иногда люди буквально с первой встречи чувствуют антипатию друг к другу. В таком случае вряд ли может получиться плодотворное сотрудничество.
  • Смена научного руководителя. Иногда вместе со сменой научного руководителя меняется тема работы, так как новый преподаватель может оказаться некомпетентным по определённому вопросу.

При возникновении разногласий с научным руководителем можно поступить по-разному:

  • разойтись полюбовно и спокойно сменить руководителя;
  • вступить в конфликт и при этом остаться практически ни с чем, так как открытая война явно не принесёт никакой пользы;
  • просто поплыть по течению либо попытаться найти человека со стороны, который сможет прояснить сложные моменты, что могут возникнуть в ходе работы.

Также стоит заметить, что в случае возникновения проблем с преподавателем, можно обратиться к заведующему кафедрой, чтобы он помог нормализовать ситуацию, либо нашёл аспиранту нового научного руководителя, если со старым всё-таки пришлось расстаться окончательно.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чтобы сменить научного руководителя, стоит написать заявление на имя заведующего кафедрой. В нём нужно указать причину возникших разногласий, а также тему научной работы. Под данным документом обычно ставится три подписи: старого руководителя, нового, а также самого аспиранта либо соискателя.

Следует заметить, что в заявлении должна быть указана причина, по которой прекратилось сотрудничество, к тому же, она должна быть веской и не поддаваться сомнению. Если не можете сами грамотно сформулировать данный пункт, обратитесь за помощью в отдел аспирантуры. На самом деле вариантов формулировки существует более чем предостаточно, но в данном случае её нужно написать таким образом, чтобы не разжечь ещё больше конфликт.

Когда заявление уже подписано, то его начинают рассматривать декан факультета и проректор вуза. Подобный путь является далеко непростым, но здесь нужно сразу решать будете ли вы что-то менять или предпочтёте терпеть. Главное — не затеряться между мелочными распрями.

Если вы всё-таки решились сменить научного руководителя, не поленитесь просчитать все возможные варианты:

  • вас могут банально «завалить» на защите, чтобы проучить за такое дерзкое поведение, к тому же апелляции также не будет, поэтому лучше всего в таком случае защититься в другом диссертационном совете;
  • проблема может возникнуть с диссертационной темой, особенно в том случае, если она принадлежит преподавателю и по ней уже были проведены какие-либо исследования, вряд ли вам её в таком случае отдадут без боя, к тому же, доказать своё авторство будет практически невозможно;
  • также будет сложно найти сторонников, так как редко кто хочет втягиваться в чужие конфликты;
  • если вы хотите продолжать разрабатывать свою прошлую тему, то круг потенциальных научных руководителей резко сократится. К тому же, ВАК не сильно любит, когда одно и то же исследование пишется под руководством двух разных преподавателей.

В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что научного руководителя нужно подбирать очень тщательно, поэтому в данном вопросе спешка противопоказана. При поступлении в аспирантуру стоит серьёзно отнестись к этому вопросу, так как после своего выбора вы всё-таки станете частью одной команды, к тому же, работать вместе вам придётся, как минимум, на протяжении трёх-четырёх лет, а это, нужно сказать, очень серьёзный срок.

Если обстоятельства сложились так, что вам всё-таки придётся поменять преподавателя, то постарайтесь сделать это тихо и мирно, не вступая в лишние скандалы. Помните, что периодически повторяющимися скандалами делу вы явно не поможете, а вот свои нервные клетки, пожалуй, потом не восстановите.

Онлайн-интервью с доктором юридических наук профессором Российской академии правосудия Владимиром Сергеевичем Мельниковым

Кому принадлежат авторские права на студенческие работы (рефераты, курсовые, дипломные работы): вузу или студенту? Как студенту предотвратить неправомерное использование своих работ? Стоит ли защищать свои авторские права? На эти и другие вопросы ответил доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия Владимир Сергеевич Мельников.

КонсультантПлюс: Студенты российских вузов ежегодно готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. В идеале, они должны являться уникальными произведениями со своими выводами и комментариями. Можно ли считать студенческие работы объектами авторских прав? Кому принадлежат права на данные произведения? Кто выступает субъектом авторских прав: студент, научный руководитель (преподаватель) или вуз?

Владимир Сергеевич Мельников: Рефераты, курсовые и дипломные работы, подготовленные студентами, являются объектами авторских прав в случае, если это - результат самостоятельного творческого труда, а не плагиат. Права на данные произведения принадлежат их авторам. Субъектом авторских прав в этом случае является студент.

Как известно, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от их достоинств и назначения, а также от способа выражения, являющиеся результатом творческой деятельности автора и выраженные в объективной форме, т.е. в форме, доступной для восприятия третьими лицами. К объектам авторских прав относятся также производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения и составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Творческой, по общему правилу, признается любая умственная деятельность и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования или плагиата. Плагиат (от лат. plagio - похищаю) - это вид нарушения прав автора. Он состоит в незаконном использовании под своим именем чужого произведения (полностью или частично) без указания источника заимствования.

Студенческие работы создаются, как правило, на основе уже существующих произведений (в этом случае такие работы являются производными или составными произведениями) и вопрос об охране их как объектов авторского права будет решаться при наличии достаточного творческого начала.

В соответствии со ст. 1257 ГК РФ, автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Таким образом, права на студенческие работы принадлежат автору результата интеллектуальной деятельности, творческим трудом которого создан такой результат. Субъектами авторского права в данном случае могут являться не только создатели произведений, но и их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие в силу закона или договора исключительные авторские права.

КонсультантПлюс: Важно ли для студентов получить признание их авторских прав на подготовленные ими работы? Какую практическую ценность для студентов имеет признание их авторских прав?

В.С. Мельников: Для студентов важно получить признание своих авторских прав на подготовленные ими работы по нескольким причинам.

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права:

1. Исключительное право на произведение, т.е. право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, если ГК РФ не предусмотрено иное. Он может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

2. Право авторства - это право признаваться автором произведения.

3. Право автора на имя - это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Право авторства и право на имя неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

4. Право на неприкосновенность произведения, которое означает, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

5. Право на обнародование произведения. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с указанными правами, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Признание авторских прав важно для студентов, так как даже независимо от имущественных прав автора и (или) в случае уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора. Практическая ценность данного права представляет собой возможность автора требовать признания того, что именно он является автором соответствующего результата интеллектуальной деятельности. Данное право также взаимосвязано с другими, в том числе имущественными правами автора, такими как право на использование объекта, признанным за автором произведения, право распоряжения объектом. Особую практическую значимость признание авторских прав приобретает для лиц, желающих продолжить обучение в аспирантуре, т.к. наличие этих прав является свидетельством творческого вклада студента в разработку той или иной проблемы.

КонсультантПлюс: Можно ли считать студенческую работу "служебным произведением" в том случае, если вуз (в лице научного руководителя) дает задание студенту на выполнение конкретной авторской работы? Можно ли считать отношения студента с вузом трудовыми правоотношениями? Прописаны ли эти правоотношения в уставе вуза?

В.С. Мельников: Студенческую работу нельзя считать "служебным произведением", т.к. служебным признается произведение, созданное по трудовому договору или в порядке выполнения служебного задания, а студент не состоит с вузом в трудовых или служебных отношениях.

Трудовыми являются урегулированные нормами трудового права отношения в сфере труда, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Отношения студента и вуза не являются трудовыми отношениями, т.к. между ними не заключается трудовой договор и студент не получает заработную плату за выполненную работу.

В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) учредитель; 3) организационно-правовая форма образовательного учреждения; 4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; 5) основные характеристики организации образовательного процесса; 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения; 7) порядок управления образовательным учреждением; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Указанные правоотношения не относятся к обязательным условиям устава вуза и, как правило, регулируются положениям ГК РФ об оказании образовательных слуг. В уставе вуза обычно указывается, что студент обязан осваивать учебную программу и выполнять все виды контрольных заданий.

КонсультантПлюс: Если авторские права принадлежат студенту, как ему быть в ситуации, когда вуз зачастую публикует в различных вузовских сборниках студенческие работы без заключения авторского договора?

В.С. Мельников: Сборник - это составное произведение, в состав которого входит несколько произведений, как охраняемых авторским правом, так и не охраняемых. Использование произведений без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения не допускается.

Однако в публичных интересах имеются исключения из этого правила, когда допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, свободное использование произведений в целях: личных, информационных, научных и учебных, без намерения извлечь выгоду, но при условии, что указанное произведение было правомерно опубликовано, т.е. введено в гражданский оборот с разрешения автора. В случае нарушения авторских прав студент может обратиться в суд за их защитой.

КонсультантПлюс: Бывают такие ситуации, когда научный руководитель использует работы студентов при написании своей диссертации или других научных трудов. При этом студенты в работах преподавателей в качестве соавторов не числятся. Правомерны ли такие действия преподавателей, и как студенту защитить свои права?

В.С. Мельников: Если научный руководитель использует работы студентов при написании своей диссертации или других научных трудов и не указывает при этом студентов в качестве соавторов, то такие его действия являются неправомерными. В этом случае студент может защитить свои права в судебном порядке при условии, что сможет доказать свое авторство на заимствованный научным руководителем материал и обвинить его в плагиате. При этом очень важно, какой именно материал и как был использован научным руководителем: имело ли место заимствование объективной новизны, разработанной лично студентом, или были заимствованы положения из уже ранее существующих произведений, из работ других авторов, которые студент использовал в своей работе.

Использование материала и соответствующая ссылка на автора оригинального текста не является соавторством. Соавторами признаются физические лица, которые создали охраняемое авторским правом произведение совместным творческим трудом.

КонсультантПлюс: Можете ли Вы привести примеры судебных прецедентов по вопросам отстаивания студентами своих авторских прав? Существует ли такая судебная практика или студенты чаще всего свои права не отстаивают из-за незнания законов или нежелания портить отношения в вузе?

В.С. Мельников: Мне неизвестны примеры судебных прецедентов по вопросам отстаивания именно студентами своих авторских прав. Чаще всего студенты свои права не отстаивают из-за незнания законов или нежелания портить отношения в вузе.

КонсультантПлюс: Как студентам предотвратить плагиат? Что они должны изначально сделать, чтобы их работы использовались преподавателями на законных основаниях или не использовались ими вовсе?

В.С. Мельников: Чтобы предотвратить плагиат, студентам следует, прежде всего, снабжать свои труды знаком правовой охраны, который является предупреждением для всех третьих лиц о том, что данное произведение охраняется нормами авторского права. В соответствии с ГК РФ, правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "C" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения. Кроме того, было бы полезным обнародовать результаты своего труда любым доступным способом (о способах обнародования мы уже говорили).

Защита интеллектуальных прав может осуществляться с помощью самозащиты и обращения к мерам государственного принуждения. Самозащита интеллектуальных прав с учетом нематериальной природы их объектов в основном связана с применением различных технических средств, что же касается средств государственного принуждения, то это административный и судебный порядок.

КонсультантПлюс: Что бы Вы пожелали студентам, которые столкнулись в вузе с проблемой плагиата? Какой бы дали им совет?

В.С. Мельников: Во-первых, самим не использовать чужие труды, выдавая их за свои, что, к сожалению, не редкость. Во-вторых, знать свои права в сфере авторского права, строго соблюдать требования закона. В-третьих, не бояться отстаивать свои законные права и интересы всеми доступными и законными способами.


Контент-копирайтер, который постоянно стремится в развитию и расширению кругозора путем получения знаний в области науки и образования.

Причины смены научного руководителя могут быть разнообразными. Очевидно одно, если такая необходимость возникла, не стоит медлить и усугублять ситуацию. При этом важно помнить о добропорядочности и соблюдать элементарные правила. Все должно пройти максимально корректно, ведь в научном сообществе важна репутация. Итак, соблюдаем необходимые правила:

Правило № 1

При смене темы исследования нужен новый научный руководитель. Почему? В вопросе написания диссертации важна компетентность и профессионализм. Функции куратора заключаются в следующем:

  • консультации в выборе источников, в том числе иностранных;
  • редактирование материала;
  • помощь в подготовке к аттестации;
  • содействие в подготовке практической и экспериментальной главы;
  • общее кураторство, коррекция, рекомендации.

Такие функции может выполнять только субъект, имеющий глубокое понимание темы и специфику конкретного исследования. Поэтому замена темы (что случается достаточно часто даже в процессе написания, а не только на начальном этапе) автоматически влечет смену научного руководителя.

Правило № 2

Перевод куратора на другую должность, в том числе в другой филиал или регион, а также корректировка его функций обязывают прекратить сотрудничество. Это правило применяется, в первую очередь, для блага и удобства самого автора. Даже если опустить технические и формальные аспекты, кураторство из другого города очень затруднительно.

Позиция основывается на том, что соискатели в лице руководителей ищут себе наставников и партнеров, у которых будет время и интерес. Для кураторов – это обязанность, а не хобби. Однако, основную работу никто не отменял, и должностным инструкциям нужно следовать.

Часто в выборе научного руководителя авторы ориентируются на Имя и авторитет. При этом нужно учитывать занятость и загруженность. Если куратор-профессор ведет активную научную жизнь и постоянно ездит в командировки, его просто не поймать. Возможно, стоит присмотреться к менее именитым, но более вовлеченным научным деятелям, которые готовы посвящать время.

Правило № 3

Тяжелая болезнь или кончина научного руководителя – объективные причины, которых не избежать. В этом случае процедура носит формальный характер. Иногда новость настигает неожиданно, но решение следует принимать быстро.

Вынужденная мера обязывает ориентироваться на круг лиц, которые готовы принять участие и могут это сделать в силу своих полномочий. Критерии выбора идентичны: позиция кафедры, профиль и специализация, отсутствие конфликта интересов, включая научную позицию, желание принимать участие, объективность.

Правило № 4

Смены научного руководителя не избежать, если между ним и учебным заведением прекращаются трудовые правоотношения. Чаще всего это бывает в связи с увольнением и не продлением договора.

Основа предельно ясна – утрачиваются фактические основания сотрудничества. Причины разрыва трудовых связей могут быть как объективными (например, сокращение штата), так и субъективными (взятки, нарушение трудовой дисциплины, переезд в другую местность и т. д.).

При таком сценарии, как правило, кафедра способствует скорейшему поиску замены. Если с научным руководителем сложились хорошие отношения, он стремится порекомендовать своего подопечного.

Правило № 5

Личное желание научного руководителя прекратить кураторство и оформленный отказ от функций не оставляет выбора. Как и в любых отношениях, в научной сфере есть понятие совместимости. Позиция автора по вопросу может не совпадать с концепцией научного руководителя, чья собственная диссертация была основана на другом.

Дискуссия – нормальная практика в исследованиях. Но априори исключена объективность, если автор противоречит позиции своего куратора. Дальнейшее сотрудничество алогично.

Причины отказа этим не ограничиваются и могут быть самыми различными, включая чрезмерную загруженность, отсутствие видения по исследуемому вопросу, межличностный конфликт.

На смену научного руководителя у ученого совета и соискателя есть только 30 дней. Это важно учитывать, чтоб не нарушить стандарты процедуры.

Правило № 6

Несоответствие по моральным убеждениям. Причина достаточно распространенная и веская. Кандидаты проявляют желание и стремление писать научную работу самостоятельно, а кураторы яро намекают на возможность решения вопроса с помощью денег и делают все возможное, чтоб этот вариант стал безальтернативным.

В данном случае налицо нарушение принципа академической добропорядочности и банальная коррупция. Но доказать эти факты сложно, особенно учитывая, что соискатель должен сосредоточиться на своей диссертации и не навредить. Поэтому, конечно, смены научного руководителя не избежать, но делать это стоит максимально корректно.

  • Заявление пишется с четкой аргументацией, и не должно напоминать плачь униженных и оскорбленных.
  • В заявлении можно акцентировать внимание на таких критериях, как личностные особенности личности и темперамента руководителя, его взаимоотношения с руководством ВУЗа, профиль и специфика учебного заведения, тема исследования и ее особенности.
  • Важно использовать конкретные формулировки, избегать перехода на личности, приводить факты, которые можно будет подтвердить.

Куратор освобождается от обязанностей на основании приказа ректора университета. Этому предшествует составление служебной записки от имени заведующего кафедры или отдела аспирантуры.

Конфликтом интересов можно считать принципиальность научного руководителя, который настаивает на самостоятельном написании диссертации подопечным, но у автора нет времени и физических возможностей. Однако договорным способом вопрос не решается. Знакомо?

Этого конфликта легко можно избежать. Обращайтесь в компанию «Аспирантура» и мы выполним на заказ диссертацию или отдельную ее часть, доработаем имеющийся материал и подскажем, как выстроить сотрудничество с научным руководителем.

Научный руководитель — как выбрать

Научный руководитель (научник) — преподаватель с кафедры, под чьим руководством студент или аспирант пишет научную работу (курсовую или дипломную работу, магистерскую или кандидатскую диссертации).

В написании кандидатской или магистерской диссертации научным руководителем может быть преподаватель кафедры с ученой степенью, опытом руководства по написанию диссертаций и схожими научными интересами.

Для курсовых и дипломов достаточно, чтобы у научника были схожие с выбранной темой научные интересы. При написании докторской диссертации научный руководитель не требуется, в этом случае привлекают консультантов.

Чаще научного руководителя подбирают студенту или аспиранту в зависимости от выбранной им темы. У каждого преподавателя есть круг научных интересов, в рамках которых он проводит свои исследования и ведет подопечных.

  1. Курировать весь процесс написания работы (согласовывать план диссертации и список литературы, а также каждый раздел).
  2. Помогать с исследованиями.
  3. Контролировать написание научных статей, если речь идет о кандидатской диссертации.
  4. Помогать в подготовке к выпускным экзаменам в аспирантуре или магистратуре.
  5. Контролировать прохождения практики.
  6. Составить объективный отзыв о готовой работе.
  7. Договориться с рецензентами и оппонентами.
  8. Помогать в подготовке к защите диссертации (утвердить речь на выступление, проверить презентацию, помочь с ответами на ожидаемые вопросы комиссии).

Работа со студентом или аспирантом оплачивается, но, как правило, научник проводит с подопечным намного больше времени, чем предусмотрено планом (50 часов в год на одного подопечного).

Как назначается научный руководитель

В зависимости от правил кафедры, студента или прикрепляют к определенному преподавателю по выбранной теме, или студент имеет право сам выбрать научника.

В первом случае студента прикрепляют в научнику. Он согласовывает выбранную тему и студент может приступать к написанию. Такая процедура действует при написании курсовых и дипломов.

Для аспирантов и магистрантов утверждение научника происходит по-другому. В ученый Совет учебного заведения магистрант или аспирант предоставляет следующие документы:

  1. Заявление соискателя по установленному образцу.
  2. Протокол обсуждения вопросов членами кафедры.
  3. Выписка из решения, принятого Советом.
  4. Письменное согласие научного руководителя, список его опубликованных работ.

В любом случае, выбирать научного руководителя необходимо с умом, так как в ближайшие несколько месяцев (для диплома) или лет (для диссертации) вы будете регулярно общаться с этим человеком.

Как выбрать научного руководителя

В идеале вы пишите курсовую, диплом и диссертацию с одним научником, с которым успели сработаться и наладить отношения, но так бывает редко. При выборе научника, обращайте внимание на следующие пункты.

Профессиональная компетенция научного руководителя в вашей теме. Это важно, если вы пишите диссертацию. Обратите внимание на последние публикации преподавателя. Если за последние два года у него не появилось научных публикаций по близкой вам теме, такой научник вам не поможет.

Репутация. Обращайте внимание на то, что говорят о вашем потенциальном научном руководителе его подопечные. Важно, какой у него статус на кафедре — к нему прислушиваются или его мнением пренебрегают.

Личные качества. Если вы любите скрупулезную работу над темой, а ваш потенциальный научник скорее относится к творческим личностям, очевидно, что вам вместе будет сложно.

Обращайте внимание на личные качества, характер, манеру поведения. Вам должно быть комфортно с научным руководителем.

Как поменять научного руководителя

Как правило, научных руководителей меняют аспиранты, магистранты и выпускники делают это реже. Так как в аспирантуру люди идут осознанно и с конкретной целью. А проблемы с научником мешают эту цель достичь.

Почему меняют научного руководителя

Самые популярные причины для смены научника — разногласия по поводу написания диссертации и выбранных методов, а также присвоение научным руководителем результатов исследования аспиранта. Вторая причина серьезнее и встречается редко.

На такой шаг могут пойти только научники, которые сами пишут докторские. Научник с кандидатской степенью и его подопечный-аспирант вместе пишут научную статью для журнала ВАК. А в самый ответственный момент появляется проблема с авторством.

Еще одна причина смены научника — его отстраненность от аспиранта. В этом случае научники просто не помогают подопечным, ссылаясь на занятость. А иногда у них просто нет необходимых компетенции, так как сфера научных интересов не совпадает с темой диссертации.

Еще одна популярная причина смены научного руководителя — конфликт между аспирантом и научником, например, если они не сошлись характерами и не могут найти компромисс.

Процедура смены научного руководителя

Перед тем, как менять научника, рекомендуется обратиться к заведующему кафедрой. Если он не поможет решить недопонимание, то выход один.

Важно отметить, что смена научного руководителя не означает смену темы работы. Поменять тему для диссертации сложно, так как она уже указана во всех планах. И ее смена означает необходимость менять план и менять сроки защиты. Поэтому решив поменять научника, ищите другого по вашему научному профилю, чтобы можно было не менять тему работы.

Для смены научника, необходимо написать заявление, в котором обязательно указывается причина. И тут важно правильно сформулировать ее так, чтобы разногласия между вами и научным руководителем не переросли сначала в конфликт, а потом и в скандал.

Пример заявления на смену научного руководителя

Заявление должно быть подписано старым научником и новым научником

Последствия смены научного руководителя

Меняя руководителя, важно понимать, какие последствия могут быть у этого решения.

Во-первых, мстительный бывший научник, особенно, если у него есть авторитет на кафедре, может легко завалить вашу защиту. Выходом из этой ситуации может быть защита в другом диссертационном совете.

Во-вторых, проблема с темой работы. Если эта тема принадлежит бывшему научнику, и вы под его руководством уже проделали некую работу и исследование, то доказать свое авторство и забрать наработки с собой будет сложно.

В-третьих, могут возникнуть проблемы с поиском внутренних и внешних оппонентов, так как в научной среде все друг друга знают и никто не хочет участвовать в чужом конфликте.

В-четвертых, новый научный руководитель по такой же теме — это, скорее всего, коллега вашего старого научника. Могут возникнуть проблемы с желающими взять под свое крыло строптивого аспиранта.

В-пятых, ВАК не любит диссертации, написанные при участии двух научных руководителей. Скрыть факт двух научников не удастся. Данные обоих научников будут указаны на титульном листе. Лояльно ВАК смотрит только на случаи, когда ФИО первого научника находится в траурной рамке.

Чтобы избежать всех этих проблем, с самого начала отнеситесь к выбору научника со всей ответственностью.

Видео, как выбрать научного руководителя

Вывод

Научный руководитель — ученый со степенью и авторитетом, который помогает студенту или аспиранту в работе над курсовой, дипломом, диссертацией. В его обязанности входит помощь с каждым этапом работы, оформлением сопровождающих документов, подготовкой к защите.

При выборе научника рекомендуется обращать внимание на его научные интересы, личные характеристики, репутацию.

Поменять научного руководителя можно, если по-другому невозможно решить возникший конфликт. Для этого необходимо написать заявление.

Читайте также: