Можно ли приказом директора школы установить продолжительность урока 50 минут

Опубликовано: 17.09.2024

В преддверии Дня знаний в сети появилась информация, что с 1 сентября 2019 года продолжительность одного урока в школе будет увеличена до 50 минут. Эта новость, не получившая официального подтверждения, вызвала массу негативных откликов среди родителей учеников. Вопрос, правда ли, что уроки будут по 50 минут, стали задавать даже юристам.

Расскажем, каким документом сегодня нормируется продолжительность школьных уроков и будут ли уроки по 50 минут с 1 сентября 2019 года: закон принят или ещё нет?

Последние новости

Согласно информации, которая появилась 24 августа 2019 года в средствах массовой информации, министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, что с 1.09.2019 продолжительность одного урока в школах увеличат на 5 минут. Таким образом, урок будет продолжаться 50 минут (вместо 45 минут, как это было в 2018/2019 учебном году). Васильева якобы заявила, что данная инициатива назрела давно. Были проведены исследования и опросы среди населения. Все необходимые изменения внесены в федеральное законодательство. До начала учебного года педагоги должны доработать учебную программу с учётом увеличения продолжительности урока.

Однако вышеуказанная информация отсутствует на авторитетных новостных сайтах. Нет подтверждения увеличения времени урока и на сайте Минпросвещения РФ. Поэтому невозможно точно определить, принадлежат ли цитируемые в интернете слова О. Васильевой или нет. При этом, кроме цитаты министра, не указывается никакой другой информации, которая могла бы подтвердить состоявшиеся изменения.

Будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года?

Нормативные акты, устанавливающие продолжительность урока

Чтобы понять, будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года, необходимо обратиться к тексту нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Продолжительность уроков рекомендована нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189. Последние изменения в вышеуказанный документ были внесены 24.11.2015. Никаких изменений в июле или августе 2019 года не было.

Таким образом, на законодательном уровне никаких изменений не было. Как и раньше, школьники, начиная со второго класса, пока будут заниматься по 45 минут.

Увеличение продолжительности урока – фейк?

Очевидно, что новость о том, что установят с 1 сентября уроки по 50 минут, – это фейк. Министр просвещения Васильева не могла принять такое решение единолично. Заявлений от других членов правительства, главного санитарного врача РФ и Роспотребнадзора не поступало. Также до сих пор нет изменений в федеральных нормативных актах по вопросу увеличения продолжительности урока. Государственная дума РФ находится на каникулах, а в электронной системе обеспечения законодательной деятельности нет соответствующих законопроектов.

Так как об изменениях было объявлено только в конце августа, то уже не остаётся шансов на то, чтобы внести поправки к началу учебного года. Времени на то, чтобы менять СанПиН просто не остаётся. А увеличивать продолжительность урока в течение учебного года уже никто не будет – иначе придётся вносить изменения в учебные планы прямо во время образовательного процесса.

Следующий момент, который вызывает сомнения, это отсутствие результатов исследований и опросов, на которые якобы ссылается Васильева. Перед изменением продолжительности урока специалисты Роспотребнадзора в любом случае оценили бы увеличение нагрузки на детей:

  • как это отразится на их физическое и психическое здоровье;
  • как повлияет на успеваемость;
  • какие результаты можно достигнуть данным изменением и другие аспекты.

Несомненно, должны проводиться и опросы среди родителей. Судя по негативной реакции родителей школьников на появившуюся в интернете новость, большинство опрошенных данное изменение не поддержали бы. Так или иначе, в сообщении от Васильевой цифры приведены не были.

Кроме внесения изменений в СанПиН для того, чтобы поменять продолжительность урока, требуется подстраивать образовательные программы, менять учебный план. Времени на такие изменения уже нет.

В случае увеличения продолжительности урока должна поменяться и оплата труда учителей. Поэтому однозначно можно сказать, что до начала 2019/2020 учебного года поменять продолжительность школьного урока просто невозможно. Этому должна предшествовать длительная работа.

К тому же, так и не объявлена цель данного увеличения продолжительности урока и не приведено обоснование такого нововведения. Родители школьников видят в этом только рост лишней нагрузки для детей. Для учителей – это необходимость менять учебный план. Поэтому именно негативные отзывы от людей стали ожидаемой реакцией на данную новость.

Школа, где учится моя дочь, работает в две смены. Учеба начинается в 8, уроки по 45 мин. Это первая смена.

Вторая смена 13.30 и уроки по 40 мин.

Дети и некоторые учителя не успевают прийти на 1 урок по объективным причинам: рейсовый автобус, который их привозит, приходит на 15 мин позже. Пешком идти опасно для жизни.Трасса оживленная, без пешеходных дорожек. Идти надо 40-60 мин малышам из начальной школы.

Продолжительность уроков в общеобразовательных и в других школах не оговорено ни в одном федеральном законе. Есть только нормативные акты и рекомендации министерства образования РФ и органов образования регионов. Последнее слово в этом вопросе остается за школой, именно в Уставе школы отражаются все вопросы внутреннего распорядка, в том числе и о продолжительности уроков и начала занятий.

Поэтому директор школы, где учится Ваша дочь и отдел образования города выдают ложную информацию. Они могут без проблем сделать уроки в первую смену по 40 минут, для этого достаточно внести изменения в Устав школы, желательно сделать это перед получением лицензии, то есть до аккредитации.

В соответствии с СанПиН продолжительность урока(официально академчас) должен длиться не более 45 минут , и как правило , не менее 35 минут , но законодательство не устанавливает минимальную планку(все устанавливается в школах в рамках здравого смысла). Если класс компенсирующий , то не более 40 минут. Поэтому если уроки в 1 смене начинаются с 8.00 тоже законно - учебные занятия должны начинаться не ранее 8 утра , соответственно с 8 утра идет отсчет. Сокращенные уроки во 2 смене можно объяснить "сломанным" режимом дня , пониженным вниманием и длиной светового дня(темнеть начинает в 17-18 , зимой уже в 16) , поэтому уроки по 40, да даже по 35 минут теоретически оправданы. Но 1 смена тоже имеет свои минусы - ранний подъем , переключение сознания , раскачка , во 2 смене дети уже раскачались , поэтому по-хорошему директор должен был уравнять 1 и 2 смену , сделав уроки по 40 минут.

В соответствии с нормами СанПиН и локальными актами конкретного Образовательного Учреждения(ОУ) , продолжительность урока в 2-11-х классах не должна превышать 45 минут(1 академический час) , а в 1-х классах "ступенчатая" система : в 1 четверти - 3 урока по 35 минут , во 2 четверти - 4 урока по 40 минут , в 3 и 4 четверти - 5 уроков (раз в день) и 4 урока по 40-45 минут(в зависимости от Устава школы). То есть , если в Вашей школе в 1 смене уроки по 45 минут , а во 2 смене уроки по 40 минут , ничего незаконного нет , но директор Ваш , надо сказать , бессовестный. У нас в школе у обеих смен уроки по 40 минут , это удобно и никто не жалуется.

Урок может длиться 40 или 45 минут, это решает каждая школа индивидуально. В смысле решение принимает руководство школы. Это значит, что руководство же имеет полное право изменить свое решение. Думаю, что в вашем случае директор не прав, никакой закон он не нарушит, если урок будет длиться 40 минут, а начало занятий передвинут на полчаса. Просто он по какой-то причине не хочет этого делать.

Продолжительность уроков 40мин или 45мин и учебные дни (пять или шесть в неделю)устанавливаются самостоятельно образовательной организацией главное чтобы были соблюдены требования СанПиН

Не знаю, во всех российских школах не могут читать правильно юридические документы, или только в Приморье работают в органах образования особенно бестолковые руководители, но по всем школам Приморья решили, что 45 мин и по другому не бывает. Кто-то дал такое распоряжение лет пять назад. Это я поняла, проведя экспресс опрос среди знакомых учителей, работающих в разных населенных пунктах и разных районах.

Информация, добытая на просторах интернета, говорит о другом: уроки должны быть не больше 45 минут, а значит могут быть и меньше этого времени. В сторону уменьшения не один нормативный документ не ставит ограничений.

Нашла два документа о режиме разных школ: в одном уроки с 8 утра и по 45 мин, второй с 8.30 и уроки по 40 мин, и оба рабочие и не противоречат нормативным актам. Есть школы и в 9 начинающие свой рабочий процесс. Школа должна составлять свой режим работы так, чтобы все участники учебного процесса могли добраться в нее вовремя и начать свою работу по единому графику. Исключение составляют первый класс. Но запрещено иметь два режима дня: один на проверку, второй рабочий, это указывает на то, что руководитель нарушает закон.

Урок. Привычное слово. Урок – основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки – основная часть партитуры школьного дня. » (Ш. Амонашвили).
В саратовских школах в настоящее время сложилась неопределенная ситуация. В одних школах города, куда добралась прокуратура или Роспотребнадзор, продолжительность урока 45 минут, в других школах - 40 минут.
Зачастую учитель стремится просто передать всю имеющуюся у него информацию. Вот здесь и встает вопрос о хронометраже урока. Сколько он может продолжаться: 40 минут, 45, 50? Психологи установили, что слабый ученик способен воспринимать информацию на уроке в течение 7-8 минут, средний - на протяжении 12 минут, а хорошо подготовленный - не более 17 минут. Тогда чем же занимать школьника в оставшееся время? Любой учитель понимает, что нельзя до бесконечности затягивать проверку домашнего задания, хотя, к сожалению, этим грешат многие. Можно использовать различные технические средства обучения. Но каждая ли школа в нашем государстве оснащена этими простейшими достижениями современной цивилизации?
Сегодня в педагогической практике применяются два подхода к длительности урока: 40 и 45 минут. Но дают ли дополнительные 5 минут урока больше знаний ученикам? Ведь вряд ли кто-то будет утверждать, что старшее поколение, традиционно обучавшееся 45 минут, получало знаний больше, чем современные дети. И всегда ли больший объем информации способствует лучшему усвоению учебного материала?
Интернет в наше время является неконтролируемой «трибуной» общественности.
Так что же пишут дети и родители в Интернете о продолжительности урока?
«Со вторника во всех школах Красноярского края уроки увеличиваются на 5 минут. Раньше если 6 урок заканчивался в 14.20, то теперь в 14.50.»
«Мда. 45 минут, теперь приходить домой буду на час позже.»
«Помню у нас такой праздник был, когда сказали, что уроки по 40 минут теперь будут!»
«На самом деле, 5 минут от урока - это много. Бедные современные школьники. ЕГЭ, 45 минут, субботу учебную ввели, краеведение, религиозное воспитание. Какой следующий эксперимент на головы детей обрушится?»
«Этот великий народ маленький еще для экспериментов. Надо, чтобы эксперименты на министрах проводили. Посадить их на 6 уроков по 45 минут 6 дней в неделю и пусть посидят с прямой спиной. И макаронами накормить в перерыве.»
«Ребенок пошёл в 6-й класс. На 1-е сентября всех обрадовали - начало второй смены в школах сдвигается на 14:00 (вместо 13:30 или 13:00) и, кроме того перемены удлиняются вместо 5 минут до 10-20. и в итоге вторая смена будет заканчиваться около 20:00 вечера вместо 18:00. Это не просто слишком поздно, у многих рушится расписание кружков и репетиторов. Да и вообще представьте, как это будет выглядеть зимой. Все это якобы по требованию Роспотребнадзора.»
Свое решение о продолжительности урока 40 минут школы могут юридически мотивировать следующим образом.
Образовательное учреждение должно при организации режима учебного процесса руководствоваться СанПиН 2.4.2.1178-02. В нем предоставлено право образовательному учреждению устанавливать продолжительность урока не более 45 минут. Обязательность требования продолжительности урока в 35 минут распространяется на 1-й класс.
В Приказе Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 указано, что при продолжительности учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель продолжительность урока для I класса составляет 35 минут, для II - IV классов - 35 - 45 минут.
Федеральный базисный учебный план для V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут.
Школам следует руководствоваться, прежде всего, Типовым положением об общеобразовательном учреждении. А в нем в п. 41 сказано, что учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Но кто из директоров школ будет опротестовывать предписание прокуратуры или Роспотребнадзора об уроке в 45 минут?
Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).
Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе». Наиболее частым проявлением утомления является так называемое «двигательное беспокойство». После 5–10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (относительно неподвижной определенной позой при письме, чтении, работе за компьютером) ребенок начинает «крутиться», многократно менять позу.
Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.
Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока – главный фактор предохранения от предметного утомления и повышения функционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в течение 20–25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20–25 минут. У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной работы не намного выше – 30–35 мин.
40 или 45? Сегодня как никогда актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о человеке» (1787) Амбодик-Максимовича: «. сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит».
Основную роль в определении продолжительности урока играют педагогическое мастерство, личность учителя. Так стоит ли ломать копья? Пусть каждая школа делает выбор сама в зависимости от имеющихся педагогических кадров, конкретных условий школы и, не перегружая при этом учеников. На мой взгляд, с учетом перегруженности школьников лучше урок сократить до 40 минут.

Почтовая рассылка

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

На первый взгляд, с рабочим временем педагогов все просто — 18 часов нагрузки в неделю на ставку плюс методические часы. Но есть классное руководство, другие дополнительные обязанности, работа в каникулы и карантин. Разбираемся, что входит в рабочее время педагога и как его контролировать.

Что входит в рабочее время педагога?

Во-первых, это учебная нагрузка или нормируемая часть рабочего времени. То есть количество уроков, которые ведет учитель. В ставку входит 18 рабочих часов. Учебная нагрузка считается в астрономических часах и включает в себя перемены между уроками. Все вопросы рабочего времени педагогов регламентирует приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года № 536

Во-вторых, у учителя есть ненормируемое рабочее время. Оно тратится на заведование кабинетами, классное руководство, руководство методическими объединениями и другие обязанности. Такая нагрузка считается по-другому.

Как считается ненормируемая нагрузка или дополнительные обязанности?

Ненормируемая нагрузка и дополнительные обязанности регулируются несколькими документами. Это правила трудового распорядка, планы деятельности школы на год, отдельные расписания и планы, трудовой договор, график дежурств. Эти документы разрабатывает администрация школы и подписывает директор. При обсуждении и утверждении правил внутреннего распорядка должны присутствовать члены школьного профсоюза.

В правилах трудового распорядка должно быть указано, сколько часов педагог тратит на ведение журналов и дневников, консультации родителей.

В годовом плане школы должно быть указано, сколько часов педагог тратит на участие в педагогических советах, методических советах, на подготовку и проведение родительских собраний.

В годовом плане или иных планах и графиках должно быть указано, сколько часов нужно тратить на внеклассную работу: конкурсы, спортивные соревнования, оздоровительные мероприятия, экскурсии.

В трудовом договоре должно быть указано, как считаются и оплачиваются дополнительные обязанности педагога: классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими объединениями.

В графике дежурств должно быть указано, сколько времени педагог тратит на дежурства по школе. Данный график должен учитывать рабочее время педагогов — педагогов нельзя заставлять дежурить в те дни, когда у него нет уроков.

Что с переработками?

Смотря что считать переработками. Если мероприятия, указанные в годовом плане школы, проводятся в выходные дни, работодатель должен предоставить педагогу лишний выходной или оплатить работу в двойном размере. Если педагога просят выйти в выходные дни на незапланированную работу, должен быть издан приказ, оплачены фактические часы работы в двойном размере и предоставлен выходной.

Должен ли учитель приходить на работу в дни без уроков?

Нет. В дни без уроков педагог не обязан приходить в школе, если годовом плане нет обязательных мероприятий. В некоторых школах у педагогов есть один свободный день в неделю для подготовки к занятиям. Министерство образования и науки РФ рекомендует выделять педагогам свободный день, но не обязывает школы это делать.

Как быть с «окнами»?

Администрация обязана составлять расписание так, чтобы перерывы между занятиями составляли не более двух часов подряд. Ставить в расписание уроки с большими «окнами» между ними можно только по письменному заявлению педагога.

Как считается участие в проведении ЕГЭ?

Педагоги, помогающие в организации ЕГЭ, освобождаются от основной работы. Им выплачивается компенсация — ее размер и порядок выплат определяется в каждом регионе.

Как педагоги работают в каникулы и карантины?

Большая часть летних каникул приходится на отпуск. Осенние, зимние, весенние, часть летних каникул и карантины считаются рабочим временем (кроме государственных праздников). В каждой школе по-своему определяют, чем «нагружать» педагогов. Кто-то отправляет педагогов проходить переподготовку, повышение квалификации, отдельные курсы — закон считает это уместным. В других школах педагоги работают дома — дорабатывают образовательные программы, создают КИМы. В третьих — занимаются методической работой в школе. Все нюансы должны быть прописаны в локальных нормативных актах.

А как другие работники — педагоги-психологи, воспитатели ДОУ?

Педагог-психолог также должен работать 36 часов в неделю — 18 из них считаются методическими. Учебные часы он тратит на консультации, просвещение, диагностику, профилактику и развивающие занятия, методические часы — на подготовку к ним. Методические часы он может отрабатывать вне школы.

Педагоги дошкольных организаций должны работать 36 часов в неделю. При этом группа занимается 60 часов в неделю, а работают с ней два воспитателя по очереди. Значит у педагога остается 6 часов, которые он должен отработать. Каждая организация решает этот вопрос по-разному: педагоги подменяют отсутствующих воспитателей, занимаются методической работой, создают наглядные пособия или несколько часов в неделю работают вдвоем в одной группой.


Белкин Андрей Евгеньевич,
учитель физической культуры
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
муниципального образования «Город Саратов»,
Почетный работник общего образования РФ

Урок. Привычное слово. Урок – основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки – основная часть партитуры школьного дня. » (Ш. Амонашвили).
В саратовских школах в настоящее время сложилась неопределенная ситуация. В одних школах города, куда добралась прокуратура или Роспотребнадзор, продолжительность урока 45 минут, в других школах - 40 минут.
Зачастую учитель стремится просто передать всю имеющуюся у него информацию. Вот здесь и встает вопрос о хронометраже урока. Сколько он может продолжаться: 40 минут, 45, 50? Психологи установили, что слабый ученик способен воспринимать информацию на уроке в течение 7-8 минут, средний - на протяжении 12 минут, а хорошо подготовленный - не более 17 минут. Тогда чем же занимать школьника в оставшееся время? Любой учитель понимает, что нельзя до бесконечности затягивать проверку домашнего задания, хотя, к сожалению, этим грешат многие. Можно использовать различные технические средства обучения. Но каждая ли школа в нашем государстве оснащена этими простейшими достижениями современной цивилизации?
Сегодня в педагогической практике применяются два подхода к длительности урока: 40 и 45 минут. Но дают ли дополнительные 5 минут урока больше знаний ученикам? Ведь вряд ли кто-то будет утверждать, что старшее поколение, традиционно обучавшееся 45 минут, получало знаний больше, чем современные дети. И всегда ли больший объем информации способствует лучшему усвоению учебного материала?
Интернет в наше время является неконтролируемой «трибуной» общественности.
Так что же пишут дети и родители в Интернете о продолжительности урока?
«Со вторника во всех школах Красноярского края уроки увеличиваются на 5 минут. Раньше если 6 урок заканчивался в 14.20, то теперь в 14.50.»
«Мда. 45 минут, теперь приходить домой буду на час позже.»
«Помню у нас такой праздник был, когда сказали, что уроки по 40 минут теперь будут!»
«На самом деле, 5 минут от урока - это много. Бедные современные школьники. ЕГЭ, 45 минут, субботу учебную ввели, краеведение, религиозное воспитание. Какой следующий эксперимент на головы детей обрушится?»
«Этот великий народ маленький еще для экспериментов. Надо, чтобы эксперименты на министрах проводили. Посадить их на 6 уроков по 45 минут 6 дней в неделю и пусть посидят с прямой спиной. И макаронами накормить в перерыве.»
«Ребенок пошёл в 6-й класс. На 1-е сентября всех обрадовали - начало второй смены в школах сдвигается на 14:00 (вместо 13:30 или 13:00) и, кроме того перемены удлиняются вместо 5 минут до 10-20. и в итоге вторая смена будет заканчиваться около 20:00 вечера вместо 18:00. Это не просто слишком поздно, у многих рушится расписание кружков и репетиторов. Да и вообще представьте, как это будет выглядеть зимой. Все это якобы по требованию Роспотребнадзора.»
Свое решение о продолжительности урока 40 минут школы могут юридически мотивировать следующим образом.
Образовательное учреждение должно при организации режима учебного процесса руководствоваться СанПиН 2.4.2.1178-02. В нем предоставлено право образовательному учреждению устанавливать продолжительность урока не более 45 минут. Обязательность требования продолжительности урока в 35 минут распространяется на 1-й класс.
В Приказе Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 указано, что при продолжительности учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель продолжительность урока для I класса составляет 35 минут, для II - IV классов - 35 - 45 минут.
Федеральный базисный учебный план для V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут.
Школам следует руководствоваться, прежде всего, Типовым положением об общеобразовательном учреждении. А в нем в п. 41 сказано, что учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Но кто из директоров школ будет опротестовывать предписание прокуратуры или Роспотребнадзора об уроке в 45 минут?
Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).
Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе». Наиболее частым проявлением утомления является так называемое «двигательное беспокойство». После 5–10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (относительно неподвижной определенной позой при письме, чтении, работе за компьютером) ребенок начинает «крутиться», многократно менять позу.
Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.
Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока – главный фактор предохранения от предметного утомления и повышения функционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в течение 20–25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20–25 минут. У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной работы не намного выше – 30–35 мин.
40 или 45? Сегодня как никогда актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о человеке» (1787) Амбодик-Максимовича: «. сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит».
Основную роль в определении продолжительности урока играют педагогическое мастерство, личность учителя. Так стоит ли ломать копья? Пусть каждая школа делает выбор сама в зависимости от имеющихся педагогических кадров, конкретных условий школы и, не перегружая при этом учеников. На мой взгляд, с учетом перегруженности школьников лучше урок сократить до 40 минут.

Читайте также: