Можно ли работать директором школы не имея высшего образования

Опубликовано: 17.09.2024

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом для занятия должности руководителя образовательной организации необходимо соответствовать указанным требованиям.

Требования к квалификации работников образования определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (далее - ЕКС).

В соответствии с ЕКС, к квалификации руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Следовательно, руководитель образовательной организации не обязан иметь педагогическое образование.

Если у Вас есть высшее образование по этим направлениям, Вы можете повысить свою квалификацию и пройти профессиональную переподготовку в ООО «ИНТехнО» по программам:

Программы профессиональной переподготовки:

  • Экономика в образовании (250 часов)
  • Эффективный руководитель образовательных организации (250 часов )
  • Государственное и муниципальное управление (250часов/ 520 часов)
  • Менеджмент в образовании (3 месяца/ 6 месяцев − 250 часов;6 месяцев − 520 часов)
  • Документационное обеспечение управления и архивоведение (250 часов)
  • Управление государственными и муниципальными закупками (контрактный управляющий, 252 часа)
  • Специалист кадровой службы (250 часов)
  • Финансовый директор (532 часа)
  • Управление качеством (250 часов)
  • Управление в сфере информационных технологий (250 часов)
  • Специалист кадровой службы (250 часов)
  • Программа «Регулярный менеджмент»
  • Программа «Государственное и муниципальное управление в условиях рыночных отношений»

Программы повышения квалификации:

  • Руководство развитием общеобразовательной организацией в современных условиях (120 часов)
  • Финансово-экономическая деятельность образовательной организации в современных условиях (120 часов)
  • Управление образовательной организацией в современных условиях (120 часов)
  • Административно-хозяйственное обеспечение деятельности образовательной организации в современных условиях (72 часа/ 120 часов)
  • Менеджмент в образовании (72 часа/ 108 часов)
  • Аттестация руководителя образовательной организации (36 часов)
  • Государственное и муниципальное управление (32 часа)
  • Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса (108 часов)
  • Особенности применения профессиональных стандартов (72 часа)
  • Новые методы менеджмента организации (72 часа)
  • Управление персоналом (104 часа)
  • Ведение деловой переписки и документооборота в государственных учреждениях (72 часа)
  • Кадровое делопроизводство. Трудовое право (72 часа)
  • Коучинг как технология развития потенциала организации (72 часа)
  • 1С: Зарплата и управление персоналом. Версия 3.0 (72 часа)

На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения:

  • 10 человек — скидка 10% каждому обучающемуся;
  • 20 человек — скидка 20% каждому обучающемуся;
  • 30 человек и более — скидка 30% .

По программам повышения квалификации можно пройти Экспресс-обучение за 3 дня, 7 дней или 10 дней (практические семинары, факультативы, удобная форма обучения, индивидуальные сроки обучения и экспресс-доставка диплома сразу после окончания обучения).

Обучение в июле может стать не только полезным, но и приятным, так как действует акция «Летний марафон цен» , предусматривающая скидку 50% на программы ПП и ПК

Желающие могут пополнить свою методическую копилку универсальными электронными уроками по всем школьным предметам с 1 по 11 класс , тренажёрам и по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ , уроками по иностранным языкам , дополнительному образованию , курсами развивающих занятий. Обучаться в дистанционном ЧПОУ «СРШ (колледж) Анны Муратовой» можно в любое время и в любом месте, без дополнительных затрат и не отказываясь от запланированных дел или отдыха.

Если солдат мечтает стать генералом, то, наверное, и среди молодых учителей кто-то нет-нет да и задумается не только о повышении квалификационной категории, но и о том, как становятся директорами школ. В самом деле, почему нет? Этот путь открыт для всех. Подробно о том, что нужно, чтобы стать директором школы, рассказываем в нашей статье.

Образование и опыт директора школы

В любой стране руководить образовательным учреждением – работа сложная и ответственная, однако престижная, и конкуренция за эту должность высока. Как становятся директорами школ в других государствах и какие на этот счет там существуют тонкости, мы расскажем как-нибудь в другой раз. А сегодня поговорим о том, как стать директором школы в России (что, в общем, логично).

На эту должность человека назначает учредитель учебного заведения:

  • муниципальное или региональное управление образования, если школа государственная;
  • физическое либо юридическое лицо, если школа частная.

Отметим, что возглавить учебное заведение может либо действующий сотрудник (учитель, завуч), либо приглашенный со стороны специалист.

Для назначения отбирают кандидатов, которые соответствуют заявленным в законодательстве требованиям. Вариантов здесь лишь два:

  • Учитель со стажем работы по специальности не менее пяти лет, с высшим педагогическим образованием, окончивший при этом курсы управленческого профиля или менеджера (это могут быть дипломы по направлениям «экономика», «государственное и муниципальное управление» либо «менеджмент»). Заметим, что нужный объем стажа учитель может набрать и на административной должности (скажем, в роли завуча), а не только в процессе преподавания.
  • Управленец с дипломом в сфере образования. Опыт преподавания менеджер может получить, например, работая в образовательной организации.

То есть либо кадровый учитель получает диплом менеджера в образовании и при этом имеет определенный опыт управления, либо кадровый управленец получает диплом менеджера в образовании. Такое решение вполне оправданно. Все понимают, что работа директора школы сочетает в себе оба направления: и педагогическое, и административное. А уж какое из них будет доминировать, зависит от личности конкретного директора.

Как стать директором школы в регионах и столице

Итак, допустим, что управление образования выдвинуло вашу кандидатуру на пост «капитана» школы, и вы готовы это предложение принять. Значит, завтра можно занимать директорский кабинет? Увы, нет. Сначала вам предстоит пройти аттестацию на должность школьного руководителя. Лишь после этого с успешным кандидатом учредитель учебного заведения заключит договор сроком на пять лет. Договор может быть расторгнут и раньше, если директор не справится с обязанностями.

Конечно, есть общие требования ко всем кандидатам, задумавшимся о том, как стать директором школы в России, но все же при этом существуют различия в процедуре выбора руководителя образовательного учреждения в столице и на периферии.

В региональных школах перед аттестацией кандидат должен подготовить портфолио, где собраны все его профессиональные достижения: грамоты и дипломы за участие в педагогических конкурсах и конференциях, свидетельства об окончании курсов дополнительного образования и повышения квалификации, благодарственные письма и т. д.

В Москве конкурсные испытания максимально переведены в режим онлайн, поэтому кандидату не приходится тратить время и силы на подготовку документов и поездки по различным инстанциям. Заявка на аттестацию и запись на прохождение тестирования оформляются в электронном виде, как и аттестационная справка – замена портфолио.

Аттестация, которую предстоит пройти будущему руководителю столичной школы, считается образцовым вариантом. О ней мы и расскажем подробно чуть ниже. Тем более что с 2020 года ожидается введение системы аттестации для школьных директоров по всей России, традиционно с опорой на систему, уже действующую в столице.

Аттестация на директора школы

Давайте теперь посмотрим, что нужно, чтобы стать директором школы, на примере московской аттестации. Сперва вам необходимо, скажем так, выиграть тендер. Он состоит из двух этапов, причем оба они весьма непростые.

Во-первых , это тестирование на компьютере. Кандидатам следует ответить на 40 вопросов, потратив на это не более одного часа. Каждый из вопросов представляет собой описание некой гипотетической ситуации, которая запросто может подстерегать школьного директора на его посту. Вопросы разделены на блоки (приводим примеры для каждого раздела):

Во-вторых, в случае успешного прохождения теста кандидата ждет очное собеседование. Аттестационная комиссия, состоящая из директоров образовательных учреждений, представителей профсоюзов и общественных организаций, проводит интервью, а затем закрытое голосование в электронной форме. Департамент образования размещает у себя на сайте видеозапись собеседования. Аттестация считается пройденной, если за кандидата проголосовало более 50 % членов комиссии.

Важно, что подача заявки на прохождение аттестации на должность директора московской школы доступна любому кандидату, в том числе и из других регионов России. Получается, что возглавить столичное образовательное учреждение может и достойный специалист с периферии. Это заманчивое расширение профессиональных возможностей для региональных педагогов.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Главная картинка статьи Как стать директором школы?

Директор школы — это главный руководитель образовательного учреждения. Занимается организацией деятельности заведения. Относится к администрации школы.

В зависимости от типа учебного заведения, директор может заниматься преподавательской деятельностью, кадровыми вопросами, поставками питания и так далее. В большинстве случаев директорами образовательных учреждений становятся сотрудники, занимающиеся педагогической деятельностью.

Какое образование должно быть у директора школы?

Чтобы работать директором общеобразовательной организации, достаточно иметь высшее образование педагога. Второй вариант — наличие диплома по управляющей специальности в образовательной сфере. Получить педагогический опыт такой сотрудник может, работая в образовательной компании.

На должность директора назначает учредитель учебного заведения. Если школа частная, этим занимается юридическое или физическое лицо. Назначением директора в государственной школе занимается муниципальное или региональное управление образования.

Опыт работы

Чтобы стать директором школы, стаж работы по профессии должен быть более 5 лет. Также требуются курсы повышения квалификации по направлениям менеджмента экономики или государственного и муниципального управления.

Опыт работы директора школы по дополнительному образованию

Источник фото: Sora Shimazaki/pexels

Аттестация на директора школы

Если человека выдвигают в качестве кандидата на пост директора, это не значит что он может сразу приступить к выполнению своих обязанностей. Для начала требуется прохождение аттестации на должность руководителя школы. По завершении аттестации с наиболее подходящим кандидатом заключается договор на срок 5 лет. Если директор школы по мнению учредителя не справляется с обязанностями, договор может быть расторгнут до окончания срока.

В зависимости от школы может отличаться процесс аттестации. Например, может потребоваться портфолио с достижениями кандидата, а также его личное присутствие в момент передачи пакета документов. В более современных образовательных учреждениях сдать необходимые документы можно дистанционно, заявка на аттестацию оформляется в электронном виде.

Перед тем, как стать директором школы, требуется пройти аттестацию. Обычно она проводится в 2 этапа:

  • тестирование на компьютере;
  • собеседование с аттестационной комиссией.

Для прохождения теста на компьютере выделяется 1 час. Вопросы связаны с возможными ситуациями, которые произойдут во время работы директора. Аттестационный тест разбит на блоки по темам.

Примерный список блоков по темам и возможных вопросов для тестирования:

Для полноценного завершения теста требуется знание законодательства в сфере образования, трудового права, госзакупок и так далее. Также косвенно оцениваются «soft skills», — необязательные навыки, которые помогают в основной работе.

Второй этап проходит с участием директоров других школ, представителей профсоюзов и общественных организаций. Собеседование проходит в формате интервью. Могут быть заданы вопросы, схожие по смыслу с вопросами теста. Это необходимо, чтобы лично убедиться в знаниях кандидата.

По завершении второго этапа проходит тайное голосование в электронной форме. Для прохождения этапа, за кандидата должно проголосовать более половины членов аттестационной комиссии.

Такой способ оценки знаний и навыков позволяет претендовать на роль директора кандидатам, проживающим в любом регионе.

Изменения в аттестации директоров

С 2020 аттестация директоров школ станет обязательной по всей стране. Планируется создать кадровый резерв руководителей общеобразовательных учреждений федерального уровня. В резерв будут внесены все директора с лучшими результатами по аттестации.

Проведение экзаменов на профпригодность директоров школ — шанс оставить в системе только достойных кандидатов. Повышенные требования к директору школы позволяют выявить неподходящих специалистов в сфере образования.

Пройти аттестацию должны все руководители общеобразовательных учреждений. Исключения из правила:

  • с момента вступления в должность не прошел год;
  • директор в отпуске по уходу за ребенком или находится в положении;
  • директор назначен указом правительства или президента РФ.

Также в некоторых случаях аттестация может быть перенесена для тех, кто проходит ее в обязательном порядке.


Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, - разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. - Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Набираться опыта и знаний можно в любом возрасте. «Большая перемена».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.


Второй этап аттестации (для преодолевших первый) - собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.


«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, - отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. - Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим ­обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, - не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов. - Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, - вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. - В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно - будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».


Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей - 56 не прошли тестирование, 42 - собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, - подытоживает Алексей Рытов. - И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

Сибиряков приглашают принять участие в программе «Учитель для России». Это шанс для тех, кто хочет работать в школе, но не имеет профильного образования. Получить новую профессию можно в короткие сроки. Начинающие учителя выйдут на работу в школы уже 1 сентября 2020 года. Заявки в программу принимаются до 24 мая.

Как стать учителем без педобразования

Суть проекта «Учитель для России»

Цель общественного проекта — обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из разных регионов России. Учителя, которые прошли обучение в рамках программы, работают в массовых региональных школах, которые испытывают недостаток в педагогах и не могут похвастаться высокими образовательными результатами. С помощью этого проекта организаторы и участники стремятся преодолеть проблему образовательного неравенства, которая особенно ощутима в России.

На сегодняшний день программа сотрудничает со школами шести регионов России: Калужской, Тамбовской, Воронежской, Новгородской, Нижегородской и Новосибирской областей.

То, где ребенок родился, — в городе или в маленьком селе, и какой социальный капитал у него есть — это во многом определяет сам шанс на развитие и самореализацию, — говорит сооснователь программы Алена Маркович. — От этого зависит вся дальнейшая жизнь. Часто только школа и учителя могут стать началом важных перемен.

Как стать учителем без педобразования

Кто может стать учителем

Человек с законченным высшим образованием любой специальности или выпускник, у которого 1 сентября 2020 года уже будет диплом. Участником программы может стать и кандидат со средним педагогическим образованием. Возраст и опыт работы в школе значения не имеют. Главное — чтобы потенциальный учитель любил и глубоко знал предмет, который он собирается преподавать.

Создатели программы уверены, что каждый профессионал своего дела может стать учителем и по-новому раскрыть свой предмет для детей. Помимо стандартных школьных предметов, в «Учителе для России» открыты вакансии педагога-организатора, психолога, тьютора и учителя начальных классов.

Как стать учителем без педобразования

Образовательная программа

Кандидаты проходят четыре этапа отбора и пятидневный образовательный интенсив. Лекции и мастер-классы дают методисты, коучи и другие эксперты в сфере образования. После обучения участник программы на два года переезжает преподавать в небольшие региональные школы.

В итоге через два года работы участник программы получит диплом НИУ ВШЭ о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Учитель». Программа лицензирована и дает право преподавать в школе без педагогического образования.

«Учитель для России» предоставляет всем участникам финансовую поддержку. Тренинги и консультации бесплатны. На второй год программы участник разрабатывает собственный социальный проект и может получить грант на его развитие. Также программа предполагает стипендию в размере 20 тысяч рублей, которая прибавляется к зарплате молодого учителя, и 15 тысяч ежемесячно — на аренду жилья в случае переезда.

Как стать учителем без педобразования

Где будут работать выпускники

Программа приглашает участников переехать в другой город, село или деревню на два года и преподавать в местной школе любимый предмет. Первым регионом Сибири, где будет реализовываться проект, стала Новосибирская область. Поэтому наших выпускников приглашают работать в школы Искитимского и Черепановского районов Новосибирской области.

Программа «Учитель для России» впервые выходит в регион на территории Сибири, где нехватка кадров и сложный социальный контекст чувствуется острее, — говорит сооснователь программы Алена Маркович. — Если вы хотите найти работу со смыслом, делиться с детьми своими знаниями и опытом, хотите стать частью сообщества единомышленников, подавайте заявку в программу и станьте частью изменений в школьном образовании.

Для справки: Программу «Учитель для России» реализует благотворительный фонд «Новый учитель» в стратегическом партнерстве с ПАО «Сбербанк России», благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ. В 2019/2020 году программа работает в 78 школах и 6 регионах, в которых учителя проекта обучают более 34 тысяч детей.

Читайте также: