Можно ли работать провизором без сертификата специалиста

Опубликовано: 17.09.2024

На сайт СИБФАРМА стали часто обращаться работники аптек за консультациями по вопросу: «Почему мой сертификат специалиста контролирующие органы признали недействительным?». Сразу уточним, что подобные обращения поступают от специалистов, не проходивших обучение в СИБФАРМА.

Постараемся объяснить правовую основу этой проблемы, с которой стали сталкиваться фармацевтические работники. Она напоминает ситуацию с рецептами врачей, которые в аптеке признаются недействительными потому, что они оформлены с нарушением требований приказов Минздрава России № 1175н или № 54н.

По аналогии, несоблюдение процедуры сертификации специалистов, весьма жестко регламентированной Минздравом и Минобрнауки России, является основанием для контролирующих органов признать сертификат провизора или фармацевта недействительным.

В дополнение к указанным документам этот процесс должен соответствовать требованиям: ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и еще 23 нормативных актов Минздрава и Минобрнауки России. Несоблюдение положений этих нормативно-правовых документов является основанием для признания сертификата специалиста выданным с нарушением действующего регламента, а следовательно недействительным.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Ситуация первая.

Здравствуйте! Диплом провизора я получила в июле 2013 г. После окончания вуза интернатуру не проходила. В аптеке работала за первым столом 5 лет без сертификата. Из них 2,5 года - консультантом и 2,5 года - в должности провизора. В 2018 г. получила диплом о профессиональной переподготовке и сертификат по специальности «Фармацевтическая технология». При проверке аптеки мне сказали, что я не соответствую должности, т.к. у меня не пройдена интернатура по специальности «Фармацевтическая технология». Законны ли претензии ко мне? Могу ли я занимать должность провизора-технолога?

Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес претензии представителями контролирующего органа справедливы. Согласно п. 8 Порядка совершенствования профессиональных знаний специалистов в области здравоохранения (утв. приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н «Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков …») обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей фармацевтической специальности более 5 лет.

В представленной ситуации, требования о наличии более 5 лет непрерывного стажа в должности провизора-технолога не были соблюдены. Руководствуясь квалификационными требованиями к должности «провизор-технолог», оговоренных в приказе Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …», провизор должен иметь сертификат по специальности «Фармацевтическая технология», полученный на законных основаниях.

Богатырев Андрей из г. Новосибирск.

Здравствуйте! Я получил высшее фармацевтическое образование в Казахстане и при переезде в Россию на ПМЖ я прошел сертификационный цикл. По окончании этого обучения получил сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации» в образовательном центре в Новосибирске. При плановой проверке работы аптеки мой сертификат признали недействительным! Поясните, почему признали мой сертификат недействительным?

Правовая оценка ситуации. Решение о признании вашего сертификата специалиста недействительным имеет под собой нормативное обоснование. Процедура допуска к фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, определяется Постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 г. № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» и приказом Минздрава России от 5 мая 2016 г. № 284н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах». Установленный этими нормативными актами порядок вами был нарушен. Согласно этим документам первый сертификат специалиста, дающий право вам заниматься фармацевтической деятельностью на территории РФ, могло выдать вам только региональное управление Росздравнадзора, а не образовательная организация.

Иванова Вера из г. Екатеринбург.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, я после 7-летнего перерыва вернулась работать в аптеку, сдала сертификационный экзамен в частном образовательной организации и получила сертификат. Однако, кадровая служба нашей аптечной сети сказала, что мой сертификат недействителен, и потребовала подтверждения о моем повышении квалификации в размере не менее 500 часов. Справедливы ли эти требования?

Правовая оценка ситуации. Требования вашей кадровой службы справедливы, так как в соответствии с п. 4 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лица, имеющие фармацевтическое образование и не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам в объеме не менее 500 часов.

Пономарева Екатерина из г. Тюмень.

Здравствуйте! Поясните пожалуйста ситуацию. Меня назначили руководителем одной из аптек аптечной сети. Я прошла профессиональную переподготовку в одном образовательном центре по специальности «Управление и экономика фармации». При проверке лицензионной деятельности аптеки выяснилось, что я не имела права проходить профессиональную переподготовку по указанной специальности, а должна была пройти обучение в интернатуре по специальности «Управление и экономика фармации». Почему я не могла обучаться по программе профпереподготовки?

Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес представителями контролирующего органа претензии справедливы, так как право получения специальности «Управление и экономика фармации» через профессиональную переподготовку в соответствии с приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …» имеют только руководители аптечных организаций. В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» под термином «аптечная организация» понимается самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение медицинской организации. В вашем случае вы являетесь руководителем структурного подразделения аптечной организации, и выше указанная норма приказа № 707н о профессиональной переподготовке на вас не распространяется, на что справедливо обратила внимание проверяющая организация.

Здравствуйте, в 2011 г. я закончила переподготовку с присвоением специальности «фармацевт» на базе специальности «лечебное дело». Один год проработала фармацевтом, 5 лет - заведующей аптекой, а сейчас выясняется, что диплом о переподготовке не дает права работать в аптечной сфере, так ли это и для чего тогда он вообще нужен?

Правовая оценка ситуации. В соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими квалификационные требования к фармацевтическим работникам: Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …» и профессиональные стандарты, обязательным условием допуска к фармацевтической деятельности в аптечных организациях является наличие у специалиста базового фармацевтического образования, которое может быть подтверждено только дипломом государственного образца по специальности «Фармация».

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» диплом о профессиональной переподготовке является лишь дипломом установленного образовательной организацией образца и поэтому не дает права медицинским специалистам занимать фармацевтические должности в аптеке. Использование медицинских работников на фармацевтических должностях в аптечных организациях является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с п. 13 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (утв. приказом Минздрава России от 31 августа 2016 г. N 647н).

Мы остановились лишь на пяти наиболее часто встречающихся ситуациях, связанных с несоблюдением нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.

Важно, при этих обстоятельствах принять во внимание то, что с 14 июля 2017 г. с вступлением в силу новой редакции «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081), согласно которой все вышеперечисленные ситуации без исключения стали относиться к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

При этом, в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, контролирующий орган имеет право оштрафовать юридическое лицо на сумму от 100 000 до 200 000 руб. или приостановить деятельность аптеки на срок до 90 суток. Эта же статья предусматривает штрафы для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4000 до 8000 руб. или закрытие аптеки на срок до 90 суток; а для должностных лиц — штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Причины указанных проблем

1. Незнание положений нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.
2. Использование услуг провизорами и фармацевтами не обремененных профессиональной ответственностью образовательных организаций, обещающих максимально легкое повышение квалификации, переподготовку в провизоры и фармацевты из врачей и медсестер, сказочно низкие цены или другие «маркетинговые ловушки», противоречащие действующим нормативно-правовым актам.

Что делать для устранения обсуждаемых проблем и их профилактики

1. Познакомиться с действующим нормативно-правовым регламентом, регулирующим квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизоров и фармацевтов (см. на сайте СИБФАРМА по ссылке: https://ano.sibfarm.com/normativno-pravovaya-osnova-dpo/).

2. Обращаться за консультациями и сотрудничать в сфере повышения квалификации (дополнительного профессионального образования) с профессиональными образовательными организациями, гарантирующими соблюдение нормативно-правового регламента повышения квалификации фармацевтических специалистов.

Где можно получить нормативно обоснованную консультацию?

В описанных ситуациях мы не представили конкретных рекомендаций по устранению обозначенных проблем, так как эти рекомендации носят сугубо индивидуальный характер с учетом множества факторов и особенностей профессиональной деятельности специалистов.

Специалисты СИБФАРМА, будучи провизорами с большим опытом работы в области дополнительного профессионального образования, готовы дать и постоянно дают развернутые рекомендации в области повышения квалификации в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Для получения консультации обращайтесь по бесплатному многоканальному телефону 8-800-100-41-66 звонки принимаются с 6.00 до 17.00 МСК, Пн-Сб.

Или на электронный адрес: edu@sibfarm.com

Так же вы можете стать участником одной из наших групп в социальных сетях:

Участников указанных групп мы оперативно информируем об изменениях нормативно-правовых документов, регулирующих фармацевтическую деятельность, и новостях фармацевтической отрасли.

До 1 января 2021 г. установлен мораторий на получение сертификатов специалиста. О продлении действия сертификатов, об условиях допуска в 2020 г. к медицинской и фармацевтической деятельности лиц без сертификатов см. приказ Минздрава России от 14 апреля 2020 г. N 327н

1. Сертификат специалиста (далее - сертификат) свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н пункт 2 изложен в новой редакции

2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. N 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный N 11634)*(1), и номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. N 700н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный N 39696), а также по направлениям подготовки, предусмотренным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30163)*(2).

Для лиц, завершивших обучение по программе бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело, на оборотной стороне титула бланка сертификата специалиста после слов "Допущен к осуществлению медицинской деятельности по специальности (направлению подготовки)" вносится запись "Сестринское дело (бакалавриат)".

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 3 внесены изменения

3. Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, а также лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах и получающим сертификат повторно, сертификат выдается образовательными или научными организациями (далее - организации) в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 4 внесены изменения

4. Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах и получающим сертификат впервые в рамках прохождения процедуры допуска к медицинской или фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации*(3), сертификат выдается Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н пункт 5 изложен в новой редакции

5. Условиями выдачи организациями сертификата лицам, указанным в пункте 3 настоящих условий и порядка выдачи сертификата медицинским и фармацевтическим работникам (далее - условия и порядок), являются:

наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам*(4);

положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной итоговой аттестации (для лиц, получающих сертификат впервые по окончании обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям укрупненных групп области образования "Здравоохранение и медицинские науки"*(5), основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело).

Государственная итоговая аттестация проводится в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации*(6).

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 7 внесены изменения

7. Условиями выдачи сертификата лицам, указанным в пункте 4 настоящих условий и порядка, являются:

наличие свидетельства о признании документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации);

наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам;

положительный результат сдачи экзамена по специальности.

8. Экзамен по специальности проводится в соответствии с порядком сдачи экзамена по специальности лицами, получившими медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, для допуска к медицинской или фармацевтической деятельности, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Информация об изменениях:

10. Для организации и проведения сертификационного экзамена организациями создаются экзаменационные комиссии, в состав которых включаются специалисты в области здравоохранения и медицинской науки.

11. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается руководителем организации, который является председателем экзаменационной комиссии.

12. Состав экзаменационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения.

13. Регламент работы экзаменационной комиссии и сроки проведения и сдачи сертификационного экзамена определяются организацией и утверждаются ее руководителем.

14. Информационные материалы о сроках, времени, месте приема и перечне документов, необходимых для сдачи сертификационного экзамена, требованиях, предъявляемых к лицам, претендующим на получение сертификата, дате, времени и месте проведения сертификационного экзамена, порядке обжалования решений экзаменационной комиссии размещаются в общедоступных местах в помещениях организации не позднее чем за месяц до даты проведения сертификационного экзамена, а также на официальном сайте организации.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 15 внесены изменения

15. Для сдачи сертификационного экзамена в экзаменационную комиссию подается заявление о допуске к сдаче сертификационного экзамена лицами, указанными в пункте 3 настоящих условий и порядка (далее соответственно - заявление, заявитель), с приложением подлинников следующих документов:

для специалистов с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием диплома специалиста (диплома бакалавра), документа об окончании интернатуры и (или) ординатуры, документа о профессиональной переподготовке (в случае получения новой специальности по результатам прохождения профессиональной переподготовки), документа о повышении квалификации и ранее выданного сертификата по соответствующей специальности (направлению подготовки) (в случае получения сертификата повторно);

для специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием: документа государственного образца о среднем медицинском или фармацевтическом образовании, документа о профессиональной переподготовке (в случае получения новой специальности по результатам прохождения профессиональной переподготовки), документа о повышении квалификации и ранее выданного сертификата по соответствующей специальности (в случае получения сертификата повторно).

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 16 внесены изменения

16. Экзаменационная комиссия рассматривает заявление и приложенные к нему документы, указанные в пункте 15 настоящих условий и порядка, принимает решение о допуске (об отказе в допуске) к сдаче сертификационного экзамена и уведомляет об этом заявителя в письменной форме в срок, не превышающий 15 календарных дней с момента получения заявления и приложенных к нему документов.

При рассмотрении заявления и приложенных к нему документов устанавливается соответствие документов о профессиональной подготовке лиц, указанных в пункте 3 настоящих условий и порядка, квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам, разделу "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

17. Основаниями для принятия экзаменационной комиссией решения об отказе в допуске к сдаче сертификационного экзамена являются:

а) недостоверная информация, содержащаяся в заявлении;

б) неполная и (или) недостоверная информация, содержащаяся в документах, прилагаемых к заявлению;

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава РФ от 31 июля 2013 г. N 515н в подпункт "в" пункта 17 внесены изменения

в) непредставление документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих условий и порядка.

18. Сертификационный экзамен сдается лично заявителем на русском языке и состоит из трех этапов: тестового контроля знаний, оценки практических навыков и собеседования.

Информация об изменениях:

20. Экзаменационная комиссия по результатам сдачи сертификационного экзамена принимает решение:

о положительном результате сдачи сертификационного экзамена;

о неудовлетворительном результате сдачи сертификационного экзамена и направлении на повторную сдачу сертификационного экзамена.

21. Результаты сдачи сертификационного экзамена оформляются протоколом заседания экзаменационной комиссии.

22. О результатах сдачи сертификационного экзамена экзаменационная комиссия сообщает заявителю в письменной форме в течение 3 календарных дней со дня сдачи сертификационного экзамена.

23. Повторная сдача сертификационного экзамена возможна в сроки, определяемые экзаменационной комиссией, но не позднее чем через 3 месяца после неудовлетворительной сдачи сертификационного экзамена.

24. Заполнение бланка сертификата осуществляется на русском языке в электронном виде с использованием программного обеспечения. Заполнение бланка сертификата рукописным способом не допускается.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 25 внесены изменения

25. При оформлении бланка сертификата указывается:

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, сдавшего сертификационный экзамен, экзамен по специальности или прошедшего государственную итоговую аттестацию;

полное наименование организации, при которой создана экзаменационная комиссия или государственная аттестационная комиссия;

дата и номер протокола заседания экзаменационной комиссии или государственной аттестационной комиссии;

полное наименование специальности (направления подготовки) в соответствии с пунктом 2 настоящих условий и порядка.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 26 внесены изменения

26. Для лиц, указанных в пункте 3 настоящих условий и порядка, сертификат подписывается председателем и секретарем экзаменационной комиссии или государственной аттестационной комиссии (государственной экзаменационной комиссии) с указанием даты выдачи сертификата.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 27 внесены изменения

27. Для лиц, указанных в пункте 4 настоящих условий и порядка, сертификат подписывается руководителем (уполномоченным должностным лицом) Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, с указанием даты выдачи сертификата.

28. С правой стороны бланка сертификата ставится печать организации, выдавшей сертификат (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения), наименование города, в котором действует экзаменационная комиссия или государственная аттестационная комиссия.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 29 внесены изменения

29. Сертификат выдается лицам, сдавшим сертификационный экзамен, экзамен по специальности или прошедшим государственную итоговую аттестацию по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, либо представителям указанных лиц по доверенности, оформленной в установленном порядке, либо высылается по почте ценным отправлением с уведомлением о вручении.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 30 внесены изменения

30. Сертификат выдается в течение 10 календарных дней с момента сдачи сертификационного экзамена, экзамена по специальности, прохождения государственной итоговой аттестации.

31. Для регистрации выданных сертификатов в организации (Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения), заводится книга учета выданных сертификатов, в том числе в электронном виде.

32. В случае утраты сертификата или его порчи (повреждении) лицо, получившее сертификат, вправе обратиться в организацию (Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения), с заявлением о предоставлении дубликата сертификата, в котором должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, получившего сертификат;

при утрате сертификата - обстоятельства утраты сертификата;

при порче (повреждении) сертификата - обстоятельства и характер повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования сертификата, с приложением поврежденного сертификата.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н в пункт 33 внесены изменения

33. Выдача дубликата сертификата осуществляется в течение 15 календарных дней со дня получения организацией (Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения) заявления о предоставлении дубликата сертификата и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 32 условий и порядка, на основании протокола заседания экзаменационной комиссии или государственной аттестационной комиссии. На дубликате сертификата в заголовке под словами "сертификат специалиста" штампом синего цвета ставится слово "дубликат".

Для лиц, указанных в пункте 3 настоящих условий и порядка, дубликат сертификата подписывается руководителем организации.

Для лиц, указанных в пункте 4 настоящих условий и порядка, дубликат сертификата подписывается руководителем (уполномоченным должностным лицом) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

34. В случае изменения наименования организации дубликат сертификата выдается организацией вместе с документом, подтверждающим изменение наименования организации.

35. В случае реорганизации организации дубликат сертификата выдается организацией, являющейся правопреемником реорганизованной организации.

36. В случае ликвидации организации дубликат сертификата выдается организацией (органом), являющейся правопреемником ликвидированной организации. В случае отсутствия правопреемника выдача дубликата сертификата осуществляется по решению учредителя ликвидированной организации.

*(1) С изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный N 17160).

*(2) С изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).

*(3) Часть 4 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477; 2013, N 48, ст. 6165).

*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438).

*(5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461).

*(6) Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Министерством здравоохранения РФ издан Приказ от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (далее – Приказ № 327н), в соответствии с которым:

1. вводится мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста и (или) сертификатов специалиста на срок до 1 января 2021 г.;

2. продлевается срок действия сертификатов специалиста на 12 месяцев;

3. устанавливаются случаи и условия, при которых допуск физических лиц к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности возможен без наличия указанных документов.

Что такое мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста и (или) сертификатов специалиста согласно Приказу №327н?

Пунктом 2 приказа № 327н устанавливается мораторий на срок до 1 января 2021 г. на получение сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации специалиста, в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста. Это означает, что выдача свидетельств об аккредитации специалиста и сертификатов специалиста по итогам проведения данных процедур осуществляться не будет, а возможность осуществления профессиональной деятельности без указанных документов установлена пунктом 1 приложения к приказу № 327н. В связи с этим, как утверждает Министерство здравоохранения РФ в письме от 24.04.2020 г. №16-7/и/2-5471, в срок до 1 января 2021 г. проведение процедур аккредитации специалистов и сертификационного экзамена (включая подачу заявления и документов для прохождения указанных процедур, рассмотрение поданных документов, прохождение указанных процедур специалистами, проведение заседаний соответствующих комиссий и подкомиссий) нецелесообразно.

Следовательно, мораторий в данном случае означает запрет на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста.

Министерство здравоохранения РФ в пункте 8 разъяснений к Приказу №327н уточнило, что с 1 января 2021 года лица, допущенные к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии с подпунктами «а» - «г» пункта 1 приложения к приказу № 327н, для продолжения осуществления такой деятельности, подлежат прохождению аккредитации специалиста по соответствующей специальности в порядке, предусмотренном Положением об аккредитации специалистов.

То есть все медицинские работники, которые были допущены к работе в 2020 году в соответствии с Приказом №327н в отсутствие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации, в обязательном порядке должны будут пройти процедуру аккредитации в 2021 году. Специалисты, имеющие действующие сертификаты и свидетельства об аккредитации, смогут работать в соответствии с указанным в этих документах сроком действия.

Согласно пункту 2 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Следовательно, с 1 января 2021 года все специалисты будут включены в систему аккредитации.

Таким образом, медицинские работники, имеющие сертификат специалиста, действие которого истекает в 2020 году, могут пройти процедуру сертификации и продлить его действие до 2025 года.

Какие категории лиц допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста?

К ним относятся:

1) лица, завершившие обучение по программам высшего медицинского и фармацевтического образования (бакалавриат, специалитет, ординатура), среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

Допуск указанных лиц к медицинской и (или) фармацевтической деятельности осуществляется по специальностям в соответствии с полученными документами об образовании.

2) лица, получающие в настоящее время высшее медицинское образование по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» и до завершения такого обучения (т.е. сдачи ГИА и получения диплома) вне зависимости от объема освоенной образовательной программы (года обучения) могут быть трудоустроены на период до 1 января 2021 года на должность врача-стажера при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов). Данные лица осуществляют медицинскую деятельность под контролем врача-специалиста. Указанное правило также применяется в отношении лиц, которые будут приняты на обучение по программам ординатуры в 2020 году, с момента начала обучения в 2020/2021 учебном году.

3) лица, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» (приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199) могут быть трудоустроены на должность специалиста со средним медицинским образованием и допущены к осуществлению медицинской деятельности до 1 января 2021 года при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов); трудоустройство. Данные лица осуществляют медицинскую деятельность под контролем старшей медицинской сестры. Указанное правило, в том числе, распространяется с начала нового учебного года (с 1 сентября 2020 г.) на студентов, которые будут переведены на выпускные курсы на обучение в 2020/2021 учебного году.

4) лица, имеющие медицинское образование, полученное в Российской Федерации (подтверждаемое соответствующим дипломом), и не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть трудоустроены на должность врача-стажера (для специалистов с высшим медицинским образованием) или должность специалиста со средним медицинским образованием (для специалистов со средним медицинским образованием) и допущены к осуществлению медицинской деятельности до 1 января 2021 года при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов).

Пунктом 3 приказа № 327н устанавливается, что сертификаты специалиста, срок действия которых заканчивается в период с 6 апреля 2020 г. включительно, продлеваются на 12 месяцев с даты окончания срока их действия. Например, если срок действия сертификата заканчивается 27 апреля 2020 г., то он продлевается до 27 апреля 2021 г. включительно. При этом получение нового сертификата специалиста или осуществление иных действий по продлению срока его действия со стороны медицинских и фармацевтических работников не требуется.

Требования для провизора, наличие сертификата

Какой медицинский сертификат нужен для работы в аптеке: обучение фармацевтов и повышение квалификации провизоров

Сегодня в деятельности аптек реализуются требования приказов Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 646н и 647н. Данные нормативные акты реализуются через Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 в ред. от 2 июля 2017 г.).

Тем не менее возникают ряд вопросов представителей аптечных организаций, которые связанны с кадровым обеспечением. Сегодня существуют проблемы совмещения должностей и профессиональных обязанностей. Таковым является, например, вопрос о том, могут ли провизоры, имеющие профессиональное образование по специальностям «Фармацевтическая химия и фармакогнозия (ФХиФ)» или «Фармацевтическая технология (ФТ)» занимать руководящие должности аптечной организации, требующие наличия образования по специальности «Управление и экономика фармации»?

И еще чаще встречается проблема со специалистами, которые имеют образование по направлению «Управление и экономика фармации». В связи с кадровыми проблемами, они вынуждены осуществлять функционал провизоров. Другими словами, может ли руководитель стоять за прилавком аптеки и заниматься розничной реализацией лекарств?

Можно ли работать провизором, имея только сертификат по направлению «Управление и экономика фармации»?

Минздрав четко занимает позицию в этом вопросе (скачать Письмо от 7 декабря 2017 года) : нет, не может такой специалист вести профессиональную деятельность по профилю «Провизор-технолог» или «Провизор-аналитик». Минздрав ссылается на ряд нормативных актов и законов.

В Федеральном законе от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» говорится, что физические лица должны иметь среднее или высшее фармацевтическое образование и иметь сертификат специалиста.

В статье 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также устанавливаются требования к образованию, к необходимому стажу работы.

Согласно требованиям Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081), а также положениям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н) и квалификационным характеристикам, специалисты, получившие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:

- директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

- заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

- заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Если такой работник будет осуществлять деятельность по профилю «Провизо-технолог» или «Провизор-аналитик», то для этого необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

Квалификационные требования к работникам аптек

Квалификационные характеристики: провизор

Специальность

Квалификационные требования

Управление и экономика фармации

Заместитель директора (заведующего);

Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Управление и экономика фармации",

Профессиональная переподготовка по специальности "Управление и экономика фармации" руководителей аптечных организаций, стаж работы не менее трех (двух) лет.

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

Заведующий структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» - 5 лет стажа.

Фармацевтическая технология (ФТ)

Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации

Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология", без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» - 5 лет стажа.

Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", свидетельство об аккредитации по специальности «Фармация» без предъявления к стажу работы

Провизоры, у которых есть перерыв в работе по специальности более 5 лет, и те, кто изменил профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, назначается на должность провизора-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки. Стажер провизор может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой провизора, только под руководством провизора, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Квалификационные характеристики: фармацевт

Специальность

Квалификационные требования

Среднее профессиональное образование по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.

Среднее профессиональное образование по специальности "Фармация" и сертификат специалиста по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.

Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Фармация" и сертификат специалиста по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.

Директор (заведующий, начальник) аптечной организации,

Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации,

Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Среднее профессиональное образование по специальности "Фармация" и сертификат специалиста по специальности "Фармация", стаж работы не менее пяти лет.

Сегодня действуют профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». В этих стандартах прописаны трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Уже есть проект профессионального стандарта «Фармацевт», который пока не утвержден.

Помимо этого, действует приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «Номенклатура специалистов» и приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». В этих нормативных документах указаны требования к уровню подготовки и уровню дополнительного образования – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Провизор может быть руководителем, а руководитель без сертификата не может быть провизором

Согласно требованиям приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н провизоры с сертификатами по специальностям «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» могут занимать руководящие должности.

В свою очередь не каждый руководитель может выполнять функции провизора. Для этого необходимо иметь соответствующую профессиональную подготовку и сертификат по направлению «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

За нарушение правил согласно ч. 4 статьи 14.1. КоАП РФ, на физическое лицо будет наложен административный штраф в размере от 4000 до 8000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 дней. Штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей может наложен на должностное лицо. Юридические лица могут быть оштрафованы на 100 000 – 200 000 рублей или организации грозит приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Как получить сертификат провизора?

Здесь на помощь придёт применение приказа Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Решающее значение в получении нужного сертификата играет стаж непрерывной профессиональной деятельности по вновь получаемой специальности. Все зависит от того, сколько лет отработал фарм. работник по специальности: более 5 лет стажа или менее 5 лет. Согласно этому у специалистов есть 3 варианта получения сертификата:

Первый вариант: Если у работника стаж деятельности по специальности 10 лет и более, то он может пройти курсы повышения по любой форме обучения с нагрузкой от 100 до 500 часов.

Второй вариант: Если у специалиста стаж работы от 5 до 10 лет, то он должен пройти курсы профессиональной переподготовки объемом свыше 500 часов.

Третий вариант: Если нет 5 лет стажа, то здесь возможно только обучение в ординатуре. Касательно направления «Управление и экономика фармации», то тут нет требования к стажу и, согласно Приказу 707н, можно пройти курсы переподготовки.

работа провизором в аптеке

Какое лекарство поможет, чем заменить препарат, которого нет в наличии, а нет ли чего-нибудь подешевле… Заходя в аптеку, мы часто задаем эти вопросы, а провизоры и фармацевты дают нам ценные советы. Кто же эти люди, которым мы доверяем свое здоровье? Действительно ли они обладают достаточной компетентностью, чтобы рекомендовать лечение без обращения к врачу?

Кто работает в аптеке?

За прилавком в аптеке стоят сотрудники, имеющие специальное фармацевтическое образование. Важно понимать: это не врачи, права проводить диагностику, назначать лечение или выписывать рецепты они не имеют, – но дать грамотный, квалифицированный совет вполне способны. В экстренных случаях сотрудники аптеки могут оказать первую помощь и вызвать врача.

Главная обязанность аптекаря – дать разъяснения по поводу препаратов:

  • дозировка и нормы приема (если этого нет в рецепте);
  • правила хранения;
  • информация о безрецептурных препаратах и их цене.

Почему их называют по-разному?

Многие посетители аптек считают, что провизор и фармацевт – это разные названия одной и той же профессии. Однако это не так. Действительно, и провизор, и фармацевт работают в аптеке, носят белые халаты и разбираются в бесконечном многообразии лекарств.

Различие между этими специальностями – в уровне образовании. Провизор (код ОКПДТР – 25850) – это специалист с высшим фармацевтическим образованием. Фармацевт (код ОКПДТР: 27309) – со средним специальным образованием.

Интересно, что в Европе все наоборот

: провизор является помощником фармацевта или лаборанта фармацевтического производства, а фармацевт — это специалист, имеющий высшее образование, а также магистерскую степень.

Общие положения

1.1. Провизор относится к категории специалистов.

1.2. На должность провизора назначается лицо, имеющее высшее фармацевтическое образование и имеющее [II, I, высшую] квалификационную категорию.

1.3. Назначение на должность провизора и освобождение от нее производится приказом заведующего аптечным учреждением.

1.4. Провизор должен знать:

— законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам фармации;

— организацию и экономику аптечной службы;

— нормативные и методические документы по технологии изготовления, контролю качества лекарственных средств, фармацевтическому порядку, санитарному режиму аптечных учреждений;

— маркетинг лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

— основы применения вычислительной техники, методы получения и обработки научно-технической информации;

— законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.5. Провизор в своей деятельности руководствуется уставом аптечного учреждения, приказами и распоряжениями заведующего аптечным учреждением, настоящей должностной инструкцией.

1.6. Провизор подчиняется непосредственно [заведующему аптечным учреждением; иному должностному лицу].

1.7. Во время отсутствия провизора (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения.

1.8. [Вписать нужное].

Чем занимается провизор?

Высшее профильное образование и квалификация приравнивает провизора к врачебным должностям.

При этом принято считать, что провизоры – в большей степени теоретики, чем практики. Их объем знаний широк и многообразен, и область применения этих знаний аптекой не ограничивается: провизоры работают в больницах, научно-исследовательских институтах, где занимаются разработкой новых препаратов; на фармацевтических фабриках; в заготовительных подразделениях фабрик (занимаются сбором и обработкой лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Как специалисты с высшим образованием, провизоры могут заниматься и преподавательской деятельностью.

Провизор может иметь две специальности:

  • Провизор-технолог (код ОКПДТР: 25856) специализируется на изготовлении и производстве лекарственных препаратов.
  • Провизор-аналитик (код ОКПДТР: 25854) контролирует их качество.

В аптеке провизор-технолог принимает рецепты и требования лечебных учреждений, проверяет правильность оформления рецептов, доз, совместимость входящих компонентов, готовит сложные лекарства, отпускает лекарства, осуществляет контроль за качеством лекарств, следит за сроками их хранения.

На провизора- аналитика в аптеке возложена функция химического и физико-химического контроля качества лекарств, изготовляемых здесь, и медикаментов, используемых для приготовления лекарств, а также методическое руководство по всем видам внутриаптечного контроля.

Перспективы карьерного роста

Фармацевт, получивший среднее специальное образование, должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Параллельно работая в аптеке, он может учиться в высшем учебном заведении заочно.

Специалист, имеющий диплом высшего учебного заведения, может рассчитывать на должность заведующего аптекой (провизора) или менеджера на медицинском складе. При наличии амбиций, желания и профессионального опыта он может начать свой бизнес по продаже лекарственных средств и медицинских препаратов.

Варианты развития карьеры

Профессиональный рост фармацевтов достаточно ограничен. Многие по окончании учебных заведений работают в частных или государственных аптеках в должности продавца. Более амбициозные добиваются должности заведующего аптекой или занимаются научной деятельностью в лабораториях или исследовательских институтах.

Где могут работать фармацевты?

Если интересует, где работают фармацевты: в аптеках, больницах, аналитических лабораториях, научно-исследовательских институтах, на фармацевтических фабриках и предприятиях, занимающихся производством медицинских препаратов, в государственных контролирующих органах и пр.

Востребованность профессии

Востребованность профессии фармацевт достаточно высока. Это объясняется ростом аптечного бизнеса (который приносит хорошие доходы). С другой стороны, это связано с постоянным развитием медицины, непрекращающимися исследовательскими трудами и пр.

Работа специалиста данного профиля считается стабильной. Профессиональный рост имеет ограниченные возможности.

Что делает фармацевт?

Фармацевты (код ОКПДТР: 27309) могут продавать лекарственные средства и готовить самые простые из них по разработанной рецептуре.

Должность «младший фармацевт» (код ОКПДТР: 24237) не подразумевает работы с препаратами. В его сферу деятельности входят предметы санитарии и гигиены, ухода за больными, лекарственные травы и т. д.

В аптеках есть также должность «помощник фармацевта» – по сути, это фасовщик, в обязанности которого входит участие в приемке товара, его маркировка и раскладка по местам хранения. На эту должность обычно принимают студентов, обучающихся на профильных специальностях.

Как получить фармацевтическое образование?

Получить образование, дающее право на работу в аптеках и других фармацевтических организациях, можно как в высшем, так и в среднем учебном заведении.

В институте, академии или университете можно получить высшее образование по специальности «Фармация». Форма обучения – только очная (заочное обучение по специальности «Фармация» отменили с 2014 года). Время обучения – 5 лет.

Выпускник вуза получает возможность работать провизором (он же фармацевт высшей квалификационной категории), тогда как после среднего специального учебного заведения можно трудиться исключительно помощником провизора или фармацевтом.

Зато в колледж можно поступать как после 9-го, так и после 11 класса. Если школьник приходит после девятого класса, то обучение составляет четыре года, а если после одиннадцатого класса – три.

Существуют квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам (приказы Минздрава России от 08.10.2015 N 707н и от 10 февраля 2021 г. N 83н). Они предполагают дополнительное обучение специальности – специальные сертификационные курсы по программе послевузовского профессионального образования или обучение в интернатуре.

Где и как получить сертификат фармацевта?

Это можно сделать в том же учебном заведении, где проходило обучение – медицинском колледже или фармацевтическом факультете при медицинском университете или академии. Также можно получить сертификат и при научно-методических центрах, ведущих образовательную деятельность в дистанционном формате. Срок действия сертификата составляет 5 лет. Он действует до следующей аттестации.

Курсы повышения квалификации обязательны для каждого фармацевта не реже одного раза в 5 лет. По окончании курса сдается экзамен, результаты которого станут основанием для выдачи или продления сертификата.

Дополнительное профобразование провизора

Для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», курсы последипломного повышения квалификации организуются по трем направлениям, определенным в приказе Минздрава России №707н от 8.10.2015 г.:

  1. «Управление и экономика фармации» – для руководителей аптечных организаций и их структурных подразделений;
  2. «Фармацевтическая технология» – для «провизоров» и «провизоров-технологов», а также руководителей структурных подразделений аптечных организаций;
  3. «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» – для «провизоров-аналитиков», а также руководителей структурных подразделений аптечных организаций.

Курсы можно пройти в различных медицинских учебных заведениях, имеющих соответствующий сертификат.

Вариантов прохождения учебных программ достаточно много: вузы предлагают, как очную, с отрывом от производства, так и очно-заочную и заочную форму обучения. Время обучения также варьируется от 1 месяца до трех.

По результатам обучения выдаются документы установленного образца: сертификат специалиста (сертификат провизора) и удостоверение о повышении квалификации, действующие на территории России в течение 5 лет.

Важно знать, что курсы профпереподготовки обязательно должны пройти все специалисты (провизоры и фармацевты), которые по той или иной причине допустили перерыв в работе по специальности на 5 и более лет и хотят вернуться к прежней деятельности. Итоговые документы, которые получают слушатели курсов, дают возможность сразу же приступить к работе по только что освоенной специальности.

Провизор может быть руководителем, а руководитель без сертификата не может быть провизором

Согласно требованиям приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н провизоры с сертификатами по специальностям «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» могут занимать руководящие должности.

В свою очередь не каждый руководитель может выполнять функции провизора. Для этого необходимо иметь соответствующую профессиональную подготовку и сертификат по направлению «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

За нарушение правил согласно ч. 4 статьи 14.1. КоАП РФ, на физическое лицо будет наложен административный штраф в размере от 4000 до 8000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 дней. Штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей может наложен на должностное лицо. Юридические лица могут быть оштрафованы на 100 000 – 200 000 рублей или организации грозит приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Разница в должностях и карьерных перспективах

На первый взгляд, должности фармацевта и провизора не слишком отличаются. В аптеках и других организациях можно встретить провизоров и фармацевтов, выполняющих одну и ту же работу, с одинаковыми зарплатами и перспективами карьерного роста. К примеру, по закону возглавить аптеку может и провизор, и фармацевт: только провизору необходим профессиональный стаж не менее трех лет, а для фармацевтов этот срок увеличен до пяти лет. В то же время не секрет, что случаи, когда фармацевта ставят руководить государственной аптекой, довольно редки.

Многие специалисты отмечают, что фармацевты – особенно в первые годы после получения специальности – могут показаться более подготовленными, эффективными и полезными для реальной работы, чем их коллеги с высшим образованием. Однако для многих видов фармацевтической деятельности их знаний и навыков не будет хватать.

Нужно понимать, что при отсутствии необходимой вакансии специалист с дипломом провизора имеет право (по своему образованию) работать фармацевтом, а фармацевт провизором – нет. И, кроме того, наличие диплома о высшем образовании все чаще указывается как обязательное требование в большинстве вакансий.

Провизор: особенности профессии, инструкция

Провизор – основной работник аптеки, взаимодействующий непосредственно с покупателями. Должностные обязанности и полномочия провизора внесены в специальную инструкцию. В этом же документе содержатся указания об ответственности сотрудника за те или иные нарушения рабочей дисциплины.

Простота и прозрачность инструкции, четкость формулировок и регламентация обязанностей работника обеспечивают безопасность и самого сотрудника, и аптеки. Документ в полной мере раскрывает особенности профессии. Провизор обязан строго придерживаться инструкции, любое отступление от нее считается должностным нарушением.

Ответственность провизора распространяется не только на руководство аптеки, но и на покупателей. В обязанности сотрудника вменяется реализация товара, а также информирование покупателей о лекарственных средствах, особенностях их приема, побочных эффектах и проч. Провизор должен хорошо разбираться в фармацевтическом деле, знать основы медицины.

Провизор организует торговый процесс в аптеке, контролирует реализацию медицинских препаратов и других разновидностей товаров. Провизору свойственны и начальственные функции: ему подчиняются фармацевты, лаборанты, технический персонал аптеки и т. д. Обязанностей у провизора множество, поэтому при выборе кандидатов руководство аптеки должно ориентироваться на опыт работы и наличие у претендента высшего образования в сфере фармацевтики.

Управленческие обязанности, необходимость контроля за лабораторными работниками и фармацевтами налагают на провизора дополнительную ответственность, поэтому у сотрудника обязательно должен быть опыт руководящей работы.


В чем отличие провизора от фармацевта?

Эти профессии во многом схожи, но разница все же есть, и она существенная. Например, в инструкции провизора содержится пункт о наличии высшего фармацевтического образования, тогда как фармацевту достаточно предоставить диплом о среднем образовании в соответствующей области.

Ключевое отличие, которое хорошо заметно при изучении двух должностных инструкций: провизор способен в полной мере подменить на рабочем месте фармацевта, выполнить все его обязанности. Фармацевт заменить провизора не может.

В США и Евросоюзе понятия «фармацевт» и «провизор» противоположны: на Западе фармацевт в иерархии сотрудников аптечных учреждений занимает более высокое место.


Особенности работы аптечного провизора

Все функции провизора внесены в должностную инструкцию. Ключевые обязанности работника – комплектация фармацевтических заказов, контроль за получением, продажей и хранением медикаментов и других товаров. Опытный провизор обеспечивает бесперебойность поступления товаров, что повышает эффективность продаж. В этой работе есть и социальная функция, особенно когда речь идет о жизненно важных лекарственных средствах. Если провизор не справляется с поставками, покупатели будут приобретать препараты у конкурентов.

Еще одна значимая функция провизора – наблюдение за качеством товара. Поставщики далеко не всегда должным образом контролируют свою продукцию. Просроченные или фальсифицированные медикаменты могут нанести вред здоровью пациентов, стать причиной судебных разбирательств, что неизбежно ударит по авторитету аптеки. Согласно инструкции, провизор обязан тщательно проверять поступающие медикаменты, используя методики аптекарского и лабораторного контроля.

Провизор разрабатывает стратегию распределения товаров на витринах аптеки. Для эффективного решения этой задачи сотрудник должен обладать навыками маркетолога. Хранятся лекарства в аптечных холодильных машинах.


В Инструкции содержится упоминание и про информационно-консультативную деятельность, которую обязан осуществлять провизор. Сотрудник должен уметь грамотно рассказать покупателям об особенностях того или иного лекарства. В обязанности провизора входит и взаимодействие с врачами, выписывающими рецепты. Аптеки относятся к категории учреждений с санитарно-просветительской функцией, поэтому провизор должен уделять внимание не только торговле, но и повышению уровня медицинской грамотности населения.

Читайте также: