Можно ли совмещать аспирантуру и работу

Опубликовано: 17.09.2024

alt="Сауле Бекова: Проблемы аспирантуры? Испытано на себе. Фото: из личного архива Сауле Бековой" />
Сауле Бекова: Проблемы аспирантуры? Испытано на себе. Фото: из личного архива Сауле Бековой

Сауле Бекова: Как известно, около 90 процентов наших аспирантов не только учатся, но и работают. Причем многие полный рабочий день. Причина? Прежда всего финансовая, мизерной стипендии на жизнь не хватает. Как работа сказывается на учебе? Насколько взаимосвязаны 90 процентов отсева и 90 процентов работающих? Все ли здесь однозначно? Это и стало темой моей диссертации. Почему выбрала ее? Я сама "дропник", тот, кто не завершил обучение в аспирантуре в положенные два года. Решила понять, почему так происходит. Подчеркну, что я изучала лишь одну причину отсева, в реальности их много.

Что стало для вас главной неожиданностью в этом исследовании?

Сауле Бекова: Удивило, насколько мало у нас серьезных исследований о проблемах аспирантуры и насколько много экспертов, рассуждающих, что с ней нужно делать.

У нас защищается 10 процентов выпускников. Как обстоит дело с аспирантурами в ведущих странах?

Сауле Бекова: Есть мнение, что такой низкий процент защит это не так уж и плохо. Якобы происходит естественный отбор наиболее мотивированных и способных. Словом, остаются сильнейшие, что на пользу науке. Спорное утверждение, ведь мы плохо представляем, кого теряем, а кто остается. Учитывая тенденции миграции, уровень зарплат в коммерческом секторе и прочие факторы, возможно, теряется как раз мотивированная и амбициозная молодежь. Впрочем, это повод для будущего исследования.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Что касается ситуации в других странах, то сравнивать с ними довольно сложно, так как там применяются самые разные показатели результативности. Кроме того, часто исследования охватывают не всю страну, а приводятся данные по нескольким университетам или определенным наукам. Скажем, в Испании отсев в конкретных вузах по социальным наукам составил около 90 процентов. В ряде университетов США отсев около 50-60 процентов, в Австралии 30-40 процентов. Но повторяю, к этим цифрам надо относиться осторожно, во всяком случае их нельзя напрямую сравнить с российскими. Но проблема аспирантуры, большого отсева общая, поэтому, наверное, моя работа заинтересовала британцев.

За рубежом большинство аспирантов тоже работают? Как их поддерживает государство?

Сауле Бекова: Работают, но в основном в самом университете, где человек готовит диссертацию. Важно, что он занимается научной деятельностью, которая часто связана с его проектом.

Есть варианты, когда аспиранты получают стипендии за преподавательскую работу в этом же университете, но эта нагрузка лимитирована, чтобы она не отнимала много времени, не мешала заниматься проектом. Кроме того, существуют индустриальные аспирантуры, которые создаются университетами совместно с бизнесом. В этом случае аспирант устраивается работать на предприятие, но опять же занимается деятельностью, непосредственно связанной с его темой, а кто-то из бизнеса является научным соруководителем.

Получается, что за границей работа аспиранта так или иначе связана с его темой, а значит идет на пользу. А что у нас?

Сауле Бекова: Как я уже сказала, у нас почти все аспиранты работают, причем многие - вне университета. И что принципиально важно - многие полный рабочий день. Что, конечно, сказывается на подготовке диссертации.

Как конкретно? Мы изучали аспирантов разных научных специальностей, вид их работы, время загруженности, зарплату, трудоустройство после окончания аспирантуры и т. д. Хотя картина довольно пестрая, особенно что касается научного профиля аспиранта, но общий вывод такой: работа существенно понижает шансы защититься. Конечно, те, кто работают в том же университете, где учатся, ведут исследования, а не занимают преподавательские или административные позиции, находятся в лучшей ситуации. Но число таких "счастливцев", прямо скажем, в наших вузах немного. Надо также учитывать, что зарплаты в вузах низкие, поэтому многие аспиранты стремятся устроится в коммерческие фирмы. Немало тех, кто после окончания учебы в них же и остаются, так и не защитив диссертацию.

Зачем вообще молодежь поступает в аспирантуру, если не занимается наукой? Стремятся уклониться от армии?

Сауле Бекова: Мотивы самые разные, например, желание подольше остаться в университете, получение места в общежитии, и конечно, в том числе и армия. По опросам, примерно 25 процентов аспирантов называют отсрочку одной из причин поступления. Но тех, кто поступает, чтобы заниматься наукой, по всем нашим замерам, все-таки больше. Но, к сожалению, по тем или иным причинам, прежде всего финансовым, многие из них выпали из науки.

А вы сами работали, когда учились в аспирантуре? Поделитесь опытом?

Сауле Бекова: У меня, действительно, богатый опыт. Как я уже сказала, мне не удалось защититься в нормативные два года. Причин несколько. Долго не могла определиться с темой, научное руководство было формальным, аспиранты были предоставлены самим себе, я работала на двух-трех работах, так как ставка ассистента на кафедре - это мизерные деньги. Так что мой первый опыт был неудачным.

Фото: iStock

Потом ситуация изменилась. Учась в аспирантуре ВШЭ, я работала как раз на научной должности и занималась темой своей будущей диссертации, поэтому совмещение мне только помогало. У меня был круг коллег, с которыми можно обсудить идеи. Словом, все это работало на диссертацию, а не против нее.

Сейчас вводится требование об обязательной защиты диссертации. Это изменит ситуацию? Какие-то другие меры надо использовать?

Сауле Бекова: За обязательную защиту выступают многие ученые, утверждая, что теперь это кардинально изменит ситуацию с аспирантурой. Честно говоря, я бы не была столь оптимистичной. Что значит эта обязательность? Заставить защищаться никто никого не может, значит, тем аспирантам, кто не пройдет предзащиту, просто не выдадут диплом. Обязательность защиты может вылиться либо в то, что в погоне за показателями вузы увеличат отсев во время обучения, либо существенно пострадает качество защищаемых диссертаций. Но самое важное, предлагаемая реформа работает "по верхам"" и не решает более системные проблемы , важность которых подтверждена исследованиями. Словом, формальный показатель доли защит вырастет, но по факту это просто игра с подсчетами, так как число обладателей степени не увеличится.

Мне кажется, надо больше внимания уделять поддержке аспирантов, созданию условий, чтобы они максимум времени и сил направляли на науку. Особое внимание следует обратить на роль научного руководителя. Она ключевая в аспирантуре. У нас людей практически не готовят к этой работе, считается, если ты получил степень, то уже можешь быть научным руководителем. Увы, это серьезное заблуждение. Научное руководство - это особый талант, которым обладает далеко не каждый уже остепененный ученый. Хорошо, чтобы он хотя бы это осознавал. И специально готовился к тому, что будет научным руководителем.

Кроме того, мне кажется, можно часть функций, которые сегодня лежат на научном руководителе, распределить на других ученых, формировать сообщество, где аспирант не предоставлен самому себе или не зависит полностью только от одного человека, а может получить помощь и от других коллег, сотрудников университета. В целом изменения в аспиратуре должны касаться в первую очередь разносторонней академической и финансовой поддержки аспирантов и научных руководителей, а не становиться дополнительным бюрократическим инструментом для контроля университетов.

Расскажите немного о себе. Где родились? Родители имеют отношение к науке? Где учились? Есть хобби?

Сауле Бекова: Родилась и выросла в Омске, родители к науке отношения не имеют. Училась в Омском государственном университете, затем в магистратуре и в аспирантуре ВШЭ. Хобби? Фотография, шахматы, изучаю немецкий язык.

Учрежденная в этом году в Британии новая номинации престижной премии Early Career Researcher Award поощряет исследователей, карьера которых только началась. Первыми лауреатами стали Сауле Бекова из НИУ "Высшая школа экономики" и Бинвэй Лу из Даремского университета (Великобритания). Оргкомитет премии назвал их "выдающимися специалистами" и особо отметил значимость исследований для науки и образования. Премия предполагает поддержку следующего этапа исследований. Благодаря ей Бекова намерена расширить круг изучаемых проблем, рассмотреть не только эффекты от разных форм трудоустройства, но и, например, от характера научного руководства.

аспирант

Нередко молодые сотрудники поступают в аспирантуру и обучаются в ней, вследствие чего обращаются к работодателю с просьбой предоставить им дополнительные дни отдыха, в том числе с сохранением заработной платы, при необходимости посещения занятий, сдачи экзаменов, а также в иных подобных случаях. Мы рассмотрели вопрос о гарантиях, предусмотренных действующим законодательством для лиц, совмещающих работу с обучением в аспирантуре. К какому уровню образования относится аспирантура? Какие гарантии предоставляются аспирантам? Каков порядок предоставления данных гарантий? Каким образом предоставляются отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени?

Аспирантура: уровень образования

Согласно ранее действовавшему законодательству аспирантура рассматривалась как послевузовское профессиональное образование. В настоящее время правовые акты в сфере образования претерпели существенное изменение.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в РФ установлены следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Как следует из п. 7 ст. 60 Федерального закона N 273-ФЗ, под подготовкой кадров высшей квалификации понимается освоение программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Таким образом, обучение в аспирантуре рассматривается как высшее образование самостоятельного уровня образования.

Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с обучением в аспирантуре

Статья 173.1 ТК РФ устанавливает, что работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право:

- на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно, с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;

- на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Отметим, что данные гарантии и компенсации предусматриваются только для аспирантов-заочников. Аспиранты, обучающиеся по очной форме обучения, не обладают правом на получение указанных гарантий и компенсаций. Вероятно, это связано с тем, что очная аспирантура должна являться основным местом работы (учебы).

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также лица, являющиеся соискателями ученой степени кандидата наук, имеют также право на предоставление им по месту работы ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью три месяца для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук с сохранением среднего заработка.

Кроме того, следует отметить, что законом не предусмотрены какие-либо отпуска для сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру. Таким образом, отсутствие на работе по данному основанию должно быть согласовано с работодателем и оформлено в виде отпуска без сохранения заработной платы. Сроки предоставления дополнительных отпусков также требуют согласования с работодателем.

Порядок предоставления гарантий и компенсаций

Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в аспирантуре, установлен ст. 177 ТК РФ. Он аналогичен порядку предоставления гарантий и компенсаций в иных случаях совмещения сотрудниками работы с обучением. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении ими образования соответствующего уровня впервые, то есть только в том случае, если ранее сотрудник аспирантуру не оканчивал. Вместе с тем предусмотренные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, которые уже проходили обучение в аспирантуре, но которые были направлены на обучение работодателем в соответствии с трудовым или ученическим договором, заключенным между работником и работодателем в письменной форме. Такие случаи встречаются на практике крайне редко.

К дополнительным отпускам, предусмотренным ст. 173.1 ТК РФ, по соглашению между работодателем и работником могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

Кроме того, напомним, что работнику, совмещающему работу с получением образования одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника).

Форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 N 1368.

Предоставление отпусков лицам, допущенным к соисканию ученой степени

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 409 утверждены Правила предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Так, установлено, что отпуск предоставляется за счет и в пределах средств работодателя по основному месту работы соискателя с сохранением средней заработной платы продолжительностью три месяца или шесть месяцев для подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук соответственно. Соискатель должен уведомить работодателя о намерении реализовать свое право на получение отпуска в письменной форме не позднее чем за один год до предполагаемой даты начала отпуска. Отпуск предоставляется соискателю на основании приказа (распоряжения) работодателя.

В течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук о приеме диссертации к защите соискатель представляет работодателю выписку из решения диссертационного совета о приеме диссертации к защите и заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности. Решение о предоставлении соискателю отпуска принимается работодателем в течение пяти рабочих дней со дня представления соискателем выписки из решения диссертационного совета о приеме диссертации к защите и заявления о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности. Соискатель же в течение 10 рабочих дней после защиты диссертации представляет работодателю выписку из решения диссертационного совета по результатам защиты диссертации.

В случае отзыва соискателем диссертации с рассмотрения в диссертационном совете до принятия им решения по вопросу присуждения ученой степени соискатель представляет работодателю выписку из решения диссертационного совета о снятии диссертации с рассмотрения в течение 10 рабочих дней со дня принятия последним такого решения.

Выписки из решения диссертационного совета, указанные выше, подписываются председателем и ученым секретарем диссертационного совета, подписи заверяются печатью организации, на базе которой создан диссертационный совет.

Отпуск завершается после окончания срока, на который он был предоставлен, либо ранее этого срока по заявлению соискателя о прекращении отпуска.

В случае принятия диссертационным советом положительного решения по результатам защиты диссертации отпуск завершается с согласия соискателя на основании приказа (распоряжения) работодателя по истечении 10 рабочих дней со дня получения работодателем выписки из решения диссертационного совета по результатам защиты диссертации, если на день издания приказа (распоряжения) не истек срок, на который был предоставлен отпуск.

В случае же принятия диссертационным советом отрицательного решения по результатам защиты диссертации отпуск завершается с согласия соискателя на основании приказа (распоряжения) работодателя по истечении пяти рабочих дней со дня получения работодателем выписки из решения диссертационного совета по результатам защиты диссертации, если на день издания приказа (распоряжения) не истек срок, на который был предоставлен отпуск.

При принятии диссертационным советом решения о снятии диссертации с рассмотрения при ее отзыве соискателем отпуск завершается с согласия соискателя на основании приказа (распоряжения) работодателя по истечении пяти рабочих дней со дня получения работодателем выписки из решения диссертационного совета о снятии диссертации с рассмотрения, если на день издания приказа (распоряжения) не истек срок, на который был предоставлен отпуск.

Таким образом, обучение в аспирантуре рассматривается действующим законодательством как подготовка кадров высшей квалификации и относится к высшему образованию - самостоятельному уровню образования. ТК РФ предусматривает предоставление дополнительных отпусков лицам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме, а также лицам, допущенным к соисканию ученой степени.

Аспиранточка работает

Итак, некоторые работники некоторых отделов аспирантур в некоторых вузиках или НИИ этой страны заявляют аспирантам очной формы обучения, что эти аспиранты не имеют права работать штатными сотрудниками (по трудовой книжке) на полную ставку на предприятиях государственной или частной формы собственности…

Однако это не так: «Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, при условии выполнения индивидуального плана, имеют право быть зачисленными на штатную должность, либо выполнять работу на иных условиях оплаты.» Таким образом, нет никаких формальных препятствий для оформления аспиранта очной формы обучения на работу на полную ставку по трудовой книжке, при условии, что аспирант будет выполнять индивидуальный план своего обучения в аспирантуре.

Реклама от Google

закажите

Иногда работники аспирантуры ссылаются на следующее положение: «Освобождение от работы лиц, принятых в очную аспирантуру, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Стипендия аспирантам очной формы обучения, зачисленным в счет контрольных цифр, выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы». Но это положение всего лишь означает, что на аспирантов-очников не распространяются льготы и права (статья 173 Трудового Кодекса РФ), предусмотренные для лиц, обучающих на очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения. В Трудовом Кодексе РФ отсутствует какой-либо запрет на работу для аспирантов очной формы обучения. В тоже время аспирант очной формы обучения, как любой гражданин Российской Федерации правомочен заключать трудовые договора. Вторая часть данного положения означает лишь то, что увольнение аспиранта с предыдущего места работы (подтверждаемое трудовой книжкой) необходимо не для обучения в очной аспирантуре, а только для получения государственной стипендии за обучение в очной аспирантуре. Также следует учесть, что согласно статье 93 ТК РФ «По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя». Еще одной юридической уловкой является заключение срочного (на определённый срок) трудового договора, предусмотренного статьей 59 ТК РФ: «По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться: с лицами, обучающимися по очной форме обучения». Однако данный вариант является, на мой взгляд, излишним и ненужным…

Имеют ли право отказать аспиранту в трудоустройстве на полную ставку?

Иногда в отделе кадров государственных и частных организаций и предприятий отказываются оформлять аспирантов на работу на полную ставку. Могут ли отказать обучающемуся в очной аспирантуре в трудоустройстве на полную ставку?

Трудовой Кодекс Российской Федерации не содержит никаких ограничений на трудоустройство лиц, обучающихся по очной форме обучения. Однако, в соответствии со статьей 59 ТК РФ, с аспирантами, как с с лицами, обучающимися по очной форме обучения, может быть заключен срочный трудовой договор, то есть ТД на ограниченный срок (до пяти лет).

Так как аспирантура не является работой, а всего лишь местом обучения по программе последипломного образования, то работодатель принимает молодого ученого на работу, заключая с ним трудовой договор по основному месту работы. Это может быть ТД на полную ставку или с условием неполного рабочего дня и оплатой пропорционально отработанному времени.

Исходя из условий обучения в аспирантуре, каждый аспирант может выбрать трудоустройство на полный рабочий день, на неполный рабочий (смену) день или неполную рабочую неделю. В соответствии со статьей 93 ТК РФ, по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При этом трудовые отношения оформляются по ТД, с сохранением всех прав работника и работодатель обязан оформить молодому ученому трудовую книжку.

Также невозможно оформление трудовых отношений с аспирантом в виде внешнего совместительства, поскольку в соответствии со статьей 282 ТК РФ совместительство является выполнением работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. А если аспирант вуза или НИИ нигде больше не работает, то он не имеет основного места работы.

2.jpg

Обучающиеся аспирантуры полного дня Первого МГМУ им. И.М. Сеченова отвечают на вопросы о научных интересах, участии в проектах Научно-технологического парка биомедицины, публикациях в научных журналах, стажировках, трудностях и радостях, дают советы будущим аспирантам университета.

Алексей Балдин: «Сфера научных интересов – иммунология рака»

Аспирант третьего года обучения, лаборатория молекулярной биологии и биохимии Института молекулярной медицины. Научный руководитель – заведующий лабораторией молекулярной биологии и биохимии доктор биологических наук, профессор А.А. Замятнин

Сфера научных интересов – иммунология рака, иммунотерапия онкологических заболеваний, противоопухолевые вакцины, онкогенез, опухолеассоциированные антигены, раково-сетчаточные антигены.

Принимаю участие в проекте по разработке противоопухолевой вакцины на основе слитого белка, состоящего из белка теплового шока и эпитопов раково-сетчаточных антигенов (тема диссертации); выявлению новых раково-сетчаточных антигенов и использованию их в качестве биомаркеров онкологических заболеваний.

Подана заявка на патент об использовании антител против раково-сетчаточных антигенов в качестве биомаркера почечно-клеточной карциномы. В дальнейшем планируется разработка тест-системы на основе ИФА для ранней диагностики ПКК на основе исследованного биомаркера.

Опубликованы научные статьи: Current Medicinal Chemistry (IF 3.469), 2018, Advances in the Development of Anticancer HSP-based Vaccines; Biochimie (IF 3.188), 2018, Autoantibody against Arrestin-1 as a Potential Biomarker of Renal Cell Carcinoma; Current Pharmaceutical Design (IF 2.757), 2018, Targeting Dendritic Cells in Anticancer Vaccination: Rationale for Ex Vivo or In Vivo Strategies.

Во время студенчества был на стажировке: август 2015 года, Харбинский медицинский университет, г. Харбин, Китай; с января по июнь 2019 года планируется поездка с целью выполнения части диссертационной работы в Мюнхенский университет Людвига и Максимилиана, г. Мюнхен, Германия. Принимал участие в грантах: «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия инновациям; РФФ И.

Трудности и радости аспирантуры: ставим эксперименты, для некоторых – долгая подготовка, иногда приходится задерживаться до ночи, но очень мотивирует интерес к результатам эксперимента – научная работа радует.

В аспирантуре Сеченовского университета неплохая стипендия (надбавка от министерства по программе 5-100 «Аспирантура полного дня»); в текущую лабораторию начал ходить заниматься, когда был студентом 2–3-го курса, впоследствии при поступлении был некий задел на будущую тему диссертации; интересная тема диссертации; отличный коллектив. Когда я сам стану научным руководителем, главным для меня будет открытость, работа над организацией всех условий для беспрепятственного выполнения лабораторной и творческой работы, организация требуемых социальных условий для аспирантов.

Совет будущим аспирантам: учиться публиковать / пытаться публиковать научные статьи, начиная со студенчества.

Луиза Уддин: «Здесь я родилась как врач»

4.jpg

Кафедра факультетской терапии № 1 лечебного факультета. Научные руководители: профессор,доктор медицинских наук Д.А. Напалков, профессор, доктор медицинских наук А.В. Егоров

Сфера моих научных интересов – кардиология (периоперационная антикоагулянтная терапия у пациентов с фибрилляцией предсердий, нуждающихся в плановом хирургическом лечении), аритмология, фармакология.

Участвую в разработке оптимальной схемы периоперационной антикоагулянтной терапии у больных с фибрилляцией предсердий в рамках собственной диссертации. Тема моей диссертации находится на стыке двух специальностей – кардиологии и хирургии. В связи с этим я веду пациентов в хирургическом отделении.

Опубликована научная статья в журнале «Кардиоваскулярная терапия и профилактика» (том 17, № 3 (2018), doi.org/10.15829/1728-8800-2018-3-71-78).

Бывает трудно, когда встает вопрос об отмене хирургической операции из-за декомпенсации сопутствующих нозологий (преимущественно со стороны сердца), а многие сложные операции проводятся по заранее полученным квотам. Вопрос об отмене или переносе операции в таких случаях – при уже составленном операционном плане – приносит много проблем. У меня, у врача-кардиолога, 3–5 дней на то, чтобы стабилизировать состояние пациента, по возможности снизить периоперационные риски, выбрать именно ту комбинацию препаратов, на которой улучшится самочувствие пациента, будут достигнуты целевые параметры.

Большая радость для меня, да и, думаю, для пациента, когда анестезиологи и хирурги не отменяют операции и они проводится в срок, без осложнений. Также большая радость – публикация первой научной статьи.

Почему выбрала аспирантуру Сеченовского университета? Я обучалась здесь 6 лет, далее прошла интернатуру и ординатуру. Вопроса о выборе учреждения для дальнейшего обучения в аспирантуре не было: эти стены мне родные, здесь я родилась как врач. Я знаю, что обучение и наука в Сеченовском университете на высшем уровне.

Если когда-нибудь я стану научным руководителем, главным в работе с аспирантами будет организованность, следование изначально намеченному плану – когда все делается в срок, без горящих дедлайнов.

Будущим аспирантам университета желаю успехов, веры в собственные силы и взаимопонимания с научными руководителями.

3.jpg

Павел Маркин: «Я работаю на суперточном аналитическом оборудовании»

Аспирант первого года обучения. Специальность: фармацевтическая химия, фармакогнозия. Научные руководители: заведующий кафедрой фармакологии Института фармации В.В. Тарасов и заведующая лабораторией фармакокинетики и метаболомного анализа Института трансляционной медицины и биотехнологии С.А. Апполонова

Сфера моих научных интересов – метаболомика. Это научное направление в молекулярной биологии и генетике сформировалось сравнительно недавно, в 90-х годах прошлого века. После полной расшифровки генома человека началась постгеномная эра, интерес ученых стали привлекать явления, происходящие ниже уровня генома.

В частности – транскриптом, отвечающий за процессы трансляции геномного материала, протеом, формирующийся из белков транскриптома и выполняющий множественные функции в живых организмах, будь то сигнальная передача или же ферментная активность. Метаболомика, являясь конечным звеном всей цепи, может охватить все процессы, происходившие до этого: генетические нарушения, нарушения в формировании сигнальных белков или же изменения в организме из-за внешних факторов воздействия – приема препаратов, экологической обстановки, заболеваний.

Принимаю участие в проектах Лаборатории фармакокинетики и метаболомного анализа ИТМ и БТ по поиску новых биомаркеров заболеваний, исследованиях фармакокинетики и токсичности новейших лекарственных препаратов. Тема моей будущей диссертационной работы – создание диагностических экспресс-тест-систем на определение факта употребления каннабиноидных наркотиков синтетического ряда, или дизайнерских наркотиков, более известных как спайсы.

Публикаций в научных журналах пока не имею, но есть статьи в соавторстве, готовящиеся к печати. Импакт-фактор журналов от четырех до шести. А в вопросе публикаций в журнале мечты – не секретом будет, если сказать, что любой ученый хочет опубликоваться в Nature. Ну, так и будем к этой цели стремиться!Я пробую поступить в международную программу аспирантуры – в Институт Вероны в Италии. Надеюсь, что мою кандидатуру рассмотрят как достойную, и я еще сильнее приближусь к мировому метаболомному сообществу.

Если кратко, то стать кандидатом наук непросто. Написание диссертации, обучение студентов и обучение самого себя. Но если у тебя есть сильное, жгучее желание стать ученым, помогать людям посредством науки, то у тебя найдутся силы на все.

В нашем вузе началось развитие точной аналитической химии, которую я очень люблю, используются новейшие технологии в медицине. Поддержка вуза в этом направлении ощутима. Лидеры университета формируют команду ученых для внедрения новейших технологий в диагностический процесс, исследования новых лекарств. Также наш вуз считается лучшим медицинским вузом страны, а значит, уровень обучения в нем самый высокий. Раньше, года полтора назад, я видел приборы точного химического анализа только на картинках. А как только узнал про лабораторию, в которой сейчас работаю, я всей душой захотел быть ее частью. И вот – из картинок в жизнь – я работаю на суперточном аналитическом оборудовании.

В будущем, если стану научным руководителем, главным считаю – помогать аспирантам по любым вопросам, в особенности в построении диссертации. Выбор актуальной темы, правильное построение работы в будущем не только обеспечат успешную защиту диссертации, но и научат аспиранта выстраивать свою работу таким образом, чтобы она приносила наибольшее количество плодов за наименьшие сроки.

Будущим аспирантам советую не лениться, проявлять активность в отношении всех аспектов жизни аспиранта. А также советую читать научные труды, и много. Ведь мы же будущие ученые, не так ли?

Мой опыт. Очная бюджетная аспирантура МГЮА, поступление в 2015 году после окончания специалитета (без перерыва). Весь период обучения в аспирантуре имела постоянное место работы. Защитила кандидатскую диссертацию в марте 2019 года.

Обратно за парту. Аспирантура (как в очной, так и в заочной форме) не похожа на студенчество. Студенты большого вуза сосуществуют в некой общей массе, персональное внимание к ним достаточно условно и выборочно, если только они сами не стремятся его получить. Аспиранты – «товар» более эксклюзивный. Вас наверняка будут хорошо знать в лицо, и все 3 или 4 года вы будете формировать к себе отношение кафедры и коллег из других ВУЗов, а заодно и будущую научную репутацию.

Занятость. Занятость может включать в себя: посещение пар, консультаций научного руководителя, мероприятий кафедры, конференций и практик, написание диссертации и статей. Она позволяет успешно учиться на очной форме, если вы находитесь на гибком графике работы (адвокат, частнопрактикующий юрист и все, кому не нужно сидеть на рабочем месте строго с 9 до 18 без возможности уйти).

Зачеты, экзамены. За весь период обучения вас ждут: зачеты, кандидатские минимумы и 2 государственных экзамена. Зачеты сдаются, на мой взгляд, проще, чем в студенческие годы (нет выраженного «противостояния» студент-преподаватель, все участники действа – взрослые люди и отношение к ним соответствующее). Кандидатские минимумы совсем не сдать сложно, однако стоит уделить внимание подготовке к экзамену по специальности в ее «научном аспекте» (вы же не хотите получить «удовлетворительно» по собственной специальности? J ) – проще говоря, нужна начитанность. Скорее всего, у вас она уже будет к этому моменту. Не сдать Госы – нечто из области фантастики.

Диссертация. Кандидатская диссертация отличается от студенческого диплома и от магистерской диссертации необходимостью привнесения новой научной идеи или даже концепции. Обобщить и согласиться с другими будет недостаточно. Необходимо знать ВСЕ, что писали до вас, чтобы случайно не продублировать чужую идею. В зависимости от темы, под «всем» можно понимать российские научные труды современного, советского и имперского периода. Тема диссертации выбирается аспирантом, согласовывается с научным руководителем, утверждается кафедрой, Диссертационным и Ученым Советами. Для того, чтобы ее утвердили, она должна быть актуальной, содержать перспективу разрешения неких практических или теоретических проблем и обладать новизной.

Риск отчисления. Да, из аспирантуры отчисляют, но не за те грехи, за которые классически могут отчислить студента. Основание для отчисления – несоблюдение (как правило, грубое) индивидуального плана – документа, в котором указаны даты сдачи экзаменов и зачетов, написания глав диссертации, статей, прохождения практик. Как я уже писала выше, не сдать экзамены или зачеты – нонсенс. Поэтому весь риск концентрируется в сроках написания глав диссертации и публикации статей. Особенно с последними – так как срок опубликования статей в ВАКовском журнале варьируется от недель до года. По моему опыту, подавляющее число отчислений было связанно именно с отсутствием статей. Реже – с отсутствием глав. В этом плане бытие аспиранта намного благоприятнее, чем студента – вопрос вашего отчисления зависит не от субъективизма или везения, а лишь от вашего желания и умения планировать свою деятельность. Оно не может быть внезапным и непредсказуемым. Теоретически, чтобы сделать субъективизм хоть сколько-то возможным, вам необходимо невообразимым образом вызывать ненависть всей кафедры и руководства аспирантуры одновременно, что под силу только настоящим мастерам этого дела. Случайно и невиновно такого эффекта не добиться.

Риск не пройти защиту диссертации (не стать к.ю.н.). Такой риск, несомненно, существует и сосредотачивается на этапе до выхода на защиту. Чтобы получить возможность защититься, нужно успешно пройти рецензирование на кафедре и предзащиту, а также иметь 3 статьи в журналах из перечня ВАК. Но если в вашей работе нет плагиата, есть авторские идеи с их достойным обоснованием, то все пройдет успешно. Зачастую, проблема того, что аспиранты не выходят на защиту, связана с тем, что у них просто нет качественного готового текста. После допуска к защите риски не пройти ее достаточно условны: пройдя все «фильтры», вы наверняка будете иметь сильную и качественную диссертацию (звезд диссернета в расчет не берем).

Проанализировав все «за» и «против», и выбрав путь аспирантуры, возникает резонный вопрос о подготовке к поступлению.

Не буду писать о подготовке к вступительным экзаменам, так как требования варьируются не только в вузах, но и на кафедрах. Отмечу только, что по вопросам экзамена по специальности, как правило, не нужно готовить ответ по кодексу – презюмируется, что вы в курсе содержания закона (вы же человек с высшим образованием). Нужно изучить практические и теоретические проблемы для каждой из тем, знать научные взгляды на пути их разрешения.

Крайне важно заранее обозначить для себя будущую область исследования: без этого вы не сможете самостоятельно сформулировать тему с учетом всех возможных рисков (отсутствие актуальности и новизны, источников и т.д.). Формируйте базу исследования – теоретическую и эмпирическую, обобщайте материал и готовьтесь доказывать ее «диссертабельность».

Также уже на этом этапе стоит задуматься о научном руководителе. И не только с позиций его авторитетности в мире науки, но и с учетом его профессиональных взглядов и предпочтений. Именно с ним вам предстоит неразрывно работать на протяжении всех лет обучения в аспирантуре.

Чтобы избежать разочарования, сразу же уточните, может ли конкретный доцент или профессор осуществлять научное руководство аспирантом. К сожалению, не всегда есть возможность продолжить работу с руководителем диплома или магистерской диссертации.

Комментарии о собственном опыте и вопросы приветствуются!

Читайте также: