Можно ли возложить обязанности специалиста по охране труда на сотрудника

Опубликовано: 16.05.2024

Итак, если мы посмотрим на ст. 217 Трудового кодекса РФ, то увидим, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если же численность работников не превышает 50 человек, то работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

До сих пор действуют Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 г. № 14 (далее по тексту — Рекомендации). Тут необходимо сделать оговорку о том, что данные рекомендации разрабатывались и утверждались во время действия редакции статьи 217 Трудового кодекса РФ от 12.08.2005 г., устанавливающей необходимость создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области при численности 100 работников. Применяя подобный принцип на действующую редакцию статьи 217 Трудового кодекса РФ, а именно поскольку в настоящее время служба охраны труда или специалист по охране труда вводится при численности работников более 50, то вместо 100, полагаем, необходимо читать 50.

Согласно пункту 16 Рекомендаций в организации с численностью 100 (читать 50!) и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. То есть при численности работников до 50 человек поручить обязанности специалиста по охране труда можно путем оформления совмещения. О возможности совмещения говорит и некоторая судебная практика, например, решение Зареченского городского суда Пензенской области в решении от 08.02.2013 г. по делу № 12-20/2013.

То же самое касается возможности совместительства.

Кроме того, в настоящее время действуют Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 г. № 10, с помощью которых вы сможете посчитать какое количество единиц специалистов по охране труда вам необходимо.

После этого подсчета уже возможно будет говорить о возможности оформления с работниками совместительства/совмещения или напротив — брать отдельную штатную (а может и не одну) единицу.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что законодатель предусматривает специальные условия для возможности выполнения обязанностей по охране труда по совместительству или совмещению, а именно оформление специалиста по охране труда по совместительству или в рамках совмещения возможно на предприятиях, численность которых НЕ превышает 50 работников.

Если по результатам определения численности возложить обязанности специалиста по охране труда в рамках совмещения или совместительства возможно на другого работника, то этот работник должен соответствовать требованиям профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». Это связано с тем, что профстандарт определяет так называемые «границы профессии» и для того, чтобы выполнять функции по другой профессии работник должен в силу стати 217 Трудового кодекса РФ иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Данное ограничение означает, что в штатном расписании должна быть отдельная должность именно с таким наименованием, которое установлено в профстандарте по выполняемой обобщенной трудовой функции. Наличие отдельной штатной должности позволяет работодателю оформить совмещение или совместительство.

Если после подсчета численности работников в вашей организации вы придете к выводу, что поручить функции специалиста по охране труда в рамках совместительства или совмещения нельзя, то в данном случае необходимо будет принять работника по основному месту работу и этот работник так же должен будет соответствовать требованиям профессионального стандарта в части квалификационных требований. Наименование должности должно соответствовать профстандарту, т. е. наименование необходимо смотреть в зависимости от той обобщенной трудовой функции, трудовые функции по которой работник выполняет.

Материал подготовила Татьяна ШИРНИНА, консультант Группы компаний Валентины Митрофановой, ведущий специалист в области трудового законодательства и кадрового делопроизводства (г. Москва)

Герасименко Н. С.

Если в организации нет специалиста по охране труда, то можно попасть на штраф 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Найдите другой способ, как обеспечить безопасные условия и охрану труда сотрудников.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации меньше 50 сотрудников

Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ч. 2, 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять:

  • руководитель организации лично;
  • уполномоченный работник, например кадровик или бухгалтер;
  • организация или специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда.

В таком случае их привлекают к работе по гражданско-правовому договору.

1. Как поручить функции по охране труда ответственному сотруднику

  • Если в штатном расписании организации нет должности специалиста по охране труда, поручить работу по охране труда сотруднику можно только в порядкесовмещения должностей. Несмотря на то что такая форма дополнительной работы подразумевает наличие вакантной должности, этот случай является исключением (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять любой сотрудник организации, в том числе и кадровик, если у него есть соответствующая подготовка или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).

Уровень подготовки такого сотрудника должен соответствовать требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н:

  • высшее образование по направлению «Техносферная безопасность», то есть профильное по охране труда. Подойдет любое непрофильное высшее — гуманитарное или техническое, без разницы, и профпереподготовка по охране труда;
  • любое среднее профессиональное образование, профпереподготовка по охране труда и стаж работы три года.

Пройти дополнительно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности сотруднику, ответственному за охрану труда, придется в одном случае — если в организации есть опасные производственные объекты.

Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет необходимого профессионального образования, ему нужно пройти:

    в этой области; в аккредитованном Минтрудом России учебном центре, имеющем лицензию на образовательную деятельность. Это требование п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением от 13.01.2003 Минтруда № 1, Минобразования № 29.

Если решите не принимать штатного специалиста по охране труда, его функции можете поручить кадровику или иному сотруднику, который соответствует необходимым требованиям, в порядке совмещения или совместительства.

Рассмотрим два способа:

  • Способ 1. Оформляйте совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда наряду со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ). Если понимаете, что один сотрудник не справится, работу по охране труда можете распределить между несколькими сотрудниками, у которых есть необходимый уровень подготовки.

Если сотрудник согласен на дополнительную работу, заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Укажите в нем объем поручаемой работы, срок, в течение которого он будет ее выполнять, и размер доплаты. Ни минимальный, ни максимальный размер доплаты закон не определяет. Поэтому устанавливайте его по соглашению с сотрудником и с учетом содержания, характера и объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору издайте приказ о совмещении должностей. Ознакомьте с ним сотрудника под подпись. В табеле отдельный учет дополнительной работы не ведите.

Сотрудник может в любой момент досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а организация — досрочно отменить поручение о ее выполнении. Срок предупреждения в письменной форме — три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

В конце статьи скачайте приказ о совмещении должностей. В методических пособиях к курсу «Управление персоналом. Кадровое делопроизводство и охрана труда» вы получите дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей, трудовой договор о работе по совместительству, приказ о приеме на работу по совместительству и другие образцы документов.

  • Способ 2. Оформляйте совместительство, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда в свободное от основной работы время.

Если сотрудник согласится, заключите с ним трудовой договор о работе по внутреннему совместительству. По соглашению с сотрудником можете установить срок трудового договора (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Однако в этом случае потеряете возможность расторгнуть договор по ст. 288 Трудового кодекса, если позже решите принять на это место основного сотрудника.

Пропишите в трудовом договоре должностные обязанности либо сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по охране труда. Укажите зарплату совместителя. Обычно ее размер не превышает 50% оклада без учета стимулирующих и компенсационных выплат, так как работать в таком режиме можно не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и ознакомьте с ним сотрудника. Заведите личную карточку Т-2 и внесите запись в трудовую книжку, если попросит сотрудник (п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

В табеле ведите учет отдельно по основной работе и по совместительству.

2. Как привлечь стороннего специалиста или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, можете привлечь по гражданско-правовому договору стороннего специалиста или организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда.

Такая организация должна быть аккредитована на оказание соответствующих услуг согласно Правилам аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н. Это служит гарантией надлежащего ведения охраны труда в организации.

Сведения об организациях, оказывающих услуги по охране труда, содержатся в реестре аккредитованных организаций. Реестр размещен на официальном сайте Минтруда России.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше 50 сотрудников

  • Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Эти требования распространяются на все организации независимо от сферы деятельности и того, производит ли организация материальные блага или оказывает услуги
    (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 209 ТК РФ и Письмо Минтруда от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Этот документ не является нормативно-правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России. Он носит рекомендательный характер.

Службу охраны труда организуют в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Такой приказ составляют в свободной форме.

Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет работодатель. Структура, а также численность службы охраны труда будут зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.

Чтобы рассчитать численность работников службы охраны труда, необходимо учесть:

  • численность работников организации;
  • численность работников, которые заняты во вредных или опасных условиях труда;
  • количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения);
  • среднемесячную численность вновь принимаемых работников;
  • количество несчастных случаев за год;
  • процент планируемых невыходов работников службы охраны труда в год (по болезни или другим причинам);
  • расстояние между производственными подразделениями.

Когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние
от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

Как рассчитать численность работников службы охраны труда в организации

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Шобохонова

«Чтобы рассчитать численность работников организации, воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Определите нормативную численность работников службы охраны труда (Чн).

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам (приведенным в Рекомендациях) в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Шаг 2. Определите списочную численность работников (Чсп).

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн x Кн, где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:


% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример расчета

  • среднесписочная численность работников организации — 1002 человека;
  • численность работников, занятых во вредных условиях труда, — 145 человек;
  • количество самостоятельных структурных подразделений — 38 человек;
  • среднемесячная численность вновь принимаемых работников — 20 человек;
  • количество несчастных случаев за год — не более 5 человек.

Нормативная численность (Чн) = 3,27 чел. (при расчете использованы таблицы, приведенные в Рекомендациях).

Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597

= 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).

Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Численность работников организации, которая не является государственным или муниципальным учреждением и не применяет тарифную систему оплаты труда, превышает 50 человек. В организации создана служба охраны труда, имеются должности специалиста по охране труда, замещаемые определенными работниками.

Консультация предоставлена 19.11.2014 г.

1. Можно ли замещать должность специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей работнику, который пройдет соответствующее обучение?

2. Каким образом это документально оформить?

3. Вправе ли работодатель установить к специалисту по охране труда квалификационные требования, отличные от указанных в ЕКТС?

4. Будет ли работник, замещающий должность специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей, нести ответственность за несоблюдение требований охраны труда работниками, а также, если произойдет авария или несчастный случай?

Статья 60.2 ТК РФ

Согласно ст. 60.2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

Если работников больше 50 - возникают споры

Вместе с тем по вопросу о возможности совмещения должности специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, существуют две противоположные позиции.

Так, согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Следовательно, если численность работников организации превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу по охране труда или ввести штатную единицу специалиста по охране труда.

В силу части четвертой ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Одним из таких документов являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (далее - Рекомендации). Сразу оговоримся, что пункты Рекомендаций, о которых пойдет речь, основаны на ранее действующей редакции ст. 217 ТК РФ и в связи с ее изменением пока не подкорректированы, однако из них можно усмотреть общий подход к рассматриваемой ситуации.

Как сказано в п. 15 Рекомендаций, служба охраны труда создается или вводится должность специалиста по охране труда, если численность работников превышает 100 человек. Исходя из п. 16 Рекомендаций, если численность работников - 100 и менее, руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. Из этих норм видно, что возможность работать специалистом по охране труда в порядке совмещения находится в прямой зависимости от количества работников организации, в отношении которых специалист выполняет свои функции. Таким образом, с учетом действующей в настоящее время редакции ст. 217 ТК РФ можно сделать вывод, что работа специалиста по охране труда на условиях совмещения возможна, только если количество работников организации составляет 50 человек и менее (смотрите, например, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23.07.2013 по делу N 12-200/13).

Вместе с тем в настоящее время трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права, не устанавливают ограничений на совмещение и другие виды дополнительной работы для каких-либо должностей и профессий. Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)", которое содержало такие ограничения, постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 признано не действующим на территории Российской Федерации. Это означает, что дополнительная работа в основное рабочее время может быть поручена работнику любой должности или профессии, будь то руководитель организации, его заместитель, главный бухгалтер, руководитель структурного подразделения, другой служащий или рабочий.

Действительно, ст. 217 ТК РФ установлено обязательное требование о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек. Однако прямого запрета на замещение таких должностей в порядке совмещения либо совместительства, как указано выше, не установлено. При этом ст. 217 ТК РФ, Рекомендации, Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10, которые регламентируют оптимальное количество работников службы охраны труда, устанавливают требование об обязательном введении должности специалиста по охране труда, но не устанавливают способ замещения такой должности (основная, совмещение, совместительство).

Так, Минздравсоцразвития указал, что под службой охраны труда понимают и специальное подразделение, и отдельного штатного специалиста по охране труда, и совокупность всех специальных подразделений и отдельных работников, занятых (в том числе по совместительству и по совмещению) вопросами организации охраны труда у работодателя (в крупных организациях) (смотрите п. 4.2 Информации Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.01.2012 "Учебно-методические рекомендации по организации кадровыми подразделениями федеральных государственных органов обучения федеральных государственных гражданских служащих в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)").

Немногочисленная судебная практика косвенно подтверждает возможность совмещения должности специалиста по охране труда в организации с численностью работников более 50 (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01.09.2010 по делу N 33-6722/2010, решение Зареченского городского суда Пензенской области в решении от 08.02.2013 по делу N 12-20/2013).

Поэтому, полагаем, замещение имеющейся должности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей или совместительства возможно.

Отметим, что указанная позиция является нашим экспертным мнением. Во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем Вам обратится за официальными разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (109012, Москва, Биржевая пл., д. 1) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml).

Документальное оформление совмещения

Для правильного документального оформления совмещения необходимо оформить два кадровых документа:

- соглашение сторон трудового договора о совмещении;

- приказ (распоряжение) работодателя о совмещении.

Приказ (распоряжение) работодателя о совмещении оформляет решение работодателя о поручении работнику дополнительной работы. Он издается с письменного согласия работника (о чем обязательно должна быть сделана отметка в данном кадровом документе). В приказе (распоряжении) о совмещении определяются:

- вид совмещения (совмещение должностей; исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором);

- срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу;

- содержание дополнительной работы;

- объем дополнительной работы.

Кроме того, в данном приказе обязательно следует отразить, что размер доплаты за совмещение устанавливается соглашением сторон трудового договора.

В соглашении о совмещении сторонами трудового договора решается вопрос о размере доплаты за выполнение работником порученной ему работодателем дополнительной работы по другой должности.

Соглашение сторон трудового договора о совмещении действует либо до окончания срока, на который совмещение было установлено, либо до его отмены работодателем или до отказа работника от выполнения дополнительной работы по другой должности (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ).

Наименование должности работника

По смыслу ст. 15 и части второй ст. 57 ТК РФ наименование должности работника является обязательным условием трудового договора, а также одной из характеристик его трудовой функции.

При этом, если при оплате труда работников применяется тарифная система оплаты труда, а также если в соответствии с ТК РФ (иными федеральными законами) с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо установлены ограничения, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (часть вторая ст. 57, ст. 143 ТК РФ).

Кроме того, в соответствии с частью пятой ст. 144 ТК РФ положения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих обязаны учитывать государственные и муниципальные учреждения.

Поскольку при выполнении работ по должности специалиста по охране труда законодательством не предусмотрено предоставление каких-либо компенсаций, льгот и не установлено ограничений, в рассматриваемой ситуации работодатель не является государственным или муниципальным учреждением и не применяет тарифную систему оплаты труда, он имеет право самостоятельно определить квалификационные требования к этой должности (в том числе и руководствуясь требованиями к должности "специалист по охране труда", содержащимися в соответствующем разделе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н).

Таким образом, работодатель, не являясь государственным или муниципальным учреждением и не применяющий тарифную систему оплаты труда, вправе определять самостоятельно требования к уровню образования и стажу работы, необходимые для занятия должности специалиста по охране труда, зафиксировав их в локальном акте.

Ответственность должностного лица

Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятия "должностное лицо". Однако в ряде статей ТК РФ такой термин все же используется. Так, согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Понятие должностного лица подробнее раскрывается в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), а также в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ). Так, КоАП РФ относит должностных лиц к специальным субъектам административной ответственности, которые несут такую ответственность в случае невыполнения обязанностей, возложенных на них в силу занимаемой должности (ст. 2.4 КоАП РФ). В УК РФ должностные лица определяются в качестве специальных субъектов преступления по признакам, характеризующим правовое положение субъекта, которое определяется характером и содержанием осуществляемой им деятельности.

Статьей 419 ТК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Данная норма не содержит каких-либо исключений для отдельных категорий работников в зависимости от занимаемой должности, следовательно, к перечисленным видам ответственности могут быть привлечены и иные работники организации, виновные в нарушении трудового законодательства, в том числе лица, выполняющие обязанности специалиста по охране труда.

Таким образом, если в организации создана служба охраны труда либо введена должность специалиста по охране труда и причиной произошедшего на производстве несчастного случая стало необеспечение соблюдения требований охраны труда и (или) отсутствие должного контроля за выполнением этих требований со стороны работодателя в лице специалиста по охране труда, представителей службы охраны труда либо в лице иного уполномоченного работодателем работника, последние, на наш взгляд, могут быть привлечены к ответственности, в том числе административной и уголовной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ). При этом, полагаем, в качестве должностного лица могут быть привлечены также лица, замещающие должность в порядке совмещения. При этом, при решении вопроса о виновности должностного лица (в том числе замещающего должность в порядке совмещения) в административном правонарушении, подлежит исследованию вопрос о том, входят ли действия, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых должностному лицу вменяется, в круг его служебных обязанностей (смотрите, например, Обзор судебной практики Красноярского краевого суда по делам об административных правонарушениях за I квартал 2011 г.).

Специалист или служба?

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.

К сведению

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?

Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.

Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда. Согласно его требованиям работник, выполняющий функции охраны труда в компании, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если профильного высшего образования нет, работник должен пройти профессиональную переподготовку в данной области.

При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

Варианты поручения функций специалиста по охране труда

Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.

Численность работников более 50 человек

Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.2ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым. Приведем пример соглашения на стр. .

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

Численность работников менее 50 человек

В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

И приказ о совмещении должностей.

А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.

Кроме того, вопрос о возможности оформления совмещения работнику компании по должности специалиста по охране труда при отсутствии ее в штатном расписании рассматривался специалистами Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф. В частности, специалисты указывали, что заключение дополнительного соглашения о совмещении с должностью, не предусмотренной штатным расписанием, невозможно. Однако они не пояснили, как оформить дополнительную работу в таком случае в соответствии с трудовым законодательством.

Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.

Вопрос

Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?

С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.

Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.

Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.

На кого работодатель имеет право возложить ответственность за охрану труда в подразделениях? Имеет ли он право возложить ответственность за охрану труда на специалиста по охране труда?

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в целом возлагаются на работодателя (перечень обязанностей работодателей в области охраны труда - см. ст. 212 ТК РФ в Правовом обосновании).

Конкретные обязанности (ответственность) по обеспечению охраны труда работодатель может возложить на руководителей структурных подразделений и закрепить в их должностных инструкциях.

Служба охраны труда или должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, вводится в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у работодателя, осуществляющего производственную деятельность.

Права, задачи и функции службы охраны труда определяются в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации (утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14). Работодатель вправе возложить на специалиста по охране труда функции (ответственность) по охране труда с учетом указанных рекомендаций.

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 209 ТК РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- создание и функционирование системы управления охраной труда;

- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

- беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Права, задачи и функции службы охраны труда определяются в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации (утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14).

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Читайте также: