На основании чего действует начальник инспекции

Опубликовано: 17.09.2024

Эта статья появилась после вопроса:
у вас на сайте написано, что свидетельства о государственной регистрации ИП отменили, а на какой документ тогда ссылаться при заключении договора?

И предложили три варианта ответа:

  • На уведомление о постановке на учет физического лица в качестве ИП?
  • На лист записи ЕГРИП?
  • На патент о налогообложении ИП?

Разберемся

У всех индивидуальных предпринимателей (ИП) есть особенность: они выступают участниками гражданского правооборота от своего имени.

ИП Иванов Иван Иванович «в лице Иванова Ивана Ивановича» не действует. Это и так одно лицо. Для ООО дело обстоит иначе. В тех же договорах, например, есть известные всем формулировки вроде: «Общество с ограниченной ответственностью «Название» в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава. ».

При регистрации в качестве ИП гражданин не утрачивает статус физического лица, он просто обозначает характер своей деятельности. Поэтому и подтверждение статуса ИП напрямую связано с регистрационными данными.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в соответствующий государственный реестр. При этом заявитель или его представитель получают документ, подтверждающий факт внесения записи в такой реестр.

Согласно подпункту "к" пункта 2 статьи 5 вышеназванного Закона в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), указываются, в том числе, дата государственной регистрации физического лица в качестве ИП и данные документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП соответствующей записи.

С 1 января 2017 года в качестве документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации ИП, выдается Лист записи ЕГРИП по форме Р60009, которая утверждена приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@.

Поэтому на практике при заключении договора, одной из сторон которого является ИП, в преамбуле (шапке) договора можно ссылаться на Лист записи или на Свидетельство о государственной регистрации (если ИП был зарегистрирован до 1 января 2017 года).

В подтверждение этой позиции – информация от ИНФС РФ на сайте nalog.ru (ссылка откроется в новом окне).

Резюме


Для ИП, зарегистрированных после 1 января 2017 года, в преамбуле (шапке) договора индивидуализацию можно указать, например, так:
"Индивидуальный предприниматель [Фамилия Имя Отчество], лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей выдан [полное наименование налогового органа, выдавшего документ] [число, месяц, год], государственный регистрационный номер [……………….], дата внесения записи о приобретении статуса индивидуального предпринимателя [число, месяц, год]".

ГРН (он же ГРНИП) и дата внесения записи берутся из Листа записи ЕГРИП.
Это полный вариант написания, потому что в жизни ИП Листов записи может быть несколько.

Например, если меняют коды ОКВЭД, выдается новый Лист записи, фиксирующий изменения сведений, содержащихся в ЕГРИП, и для такой записи присваивается новый ГРН и будет новая дата.

Для ИП, зарегистрированных до 1 января 2017 года, в преамбуле (шапке) договора индивидуализацию можно указать, например, так:

"Индивидуальный предприниматель [Фамилия Имя Отчество], свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя [серия, номер], выдано [полное наименование налогового органа, выдавшего документ] [число, месяц, год]».

Основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенные предпринимателю, в договоре тоже нужно указать, но сделать это можно уже в разделе «реквизиты сторон».

Послесловие


Такой вариант, как: "Индивидуальный предприниматель [Фамилия Имя Отчество], действующий на основании свидетельства/листа записи…" не является юридически корректным, хотя и используется. Это как написать «кАлено» вместо «кОлено» - тоже можно и вас поймут, но ошибку заметят.

Все дело в том, что ИП действует не на основании конкретного Свидетельства или Листа записи, а на основании самого факта государственной регистрации, который просто подтверждается этими документами.

Поэтому усеченные формулировки в преамбуле (шапке) договора, например: "Индивидуальный предприниматель [Фамилия Имя Отчество], именуемый в дальнейшем… ", - тоже имеют место быть. ОГРНИП/ИНН и другие данные предпринимателя просто указываются в разделе «реквизиты сторон».

В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы замещаемая должность отнесена к главной группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "руководители".

Руководитель инспекции ФНС России (далее - руководитель) по __________________ назначается на должность и освобождается от должности по представлению руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации приказом ФНС России.

Непосредственно подчинен руководителю управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - управление).

В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФНС России, управления ФНС России по _____________________ (далее - управление), положением об инспекции ФНС России (далее - инспекция), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Квалификационные требования

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" руководитель должен иметь высшее профессиональное образование.

При назначении на указанную должность стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) на ведущих должностях должен составлять не менее 2 лет или стаж (опыт) работы по специальности не менее 5 лет.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей руководителя, устанавливаются на основании Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст, Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2005 N 4, Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 02.07.2001 N 2572, и должны соответствовать укрупненным группам специальностей (специальности): экономика и управление, гуманитарные науки и др.

3. Должностные обязанности

Исходя из задач и функций, определенных Положением о Федеральной налоговой службе, положениями об управлении и об инспекции, на руководителя возлагается организация работы по реализации возложенных на инспекцию задач и функций, в том числе:

организация и осуществление на принципах единоначалия общего руководства инспекцией;

организация комплексных и тематических проверочных мероприятий инспекции, а также иных мероприятий налогового контроля;

обеспечение ведения оперативного бухгалтерского учета налоговых поступлений;

обеспечение ведения в установленном порядке регистрации и учета налогоплательщиков;

координация проведения совместно с правоохранительными и иными контролирующими органами мероприятий по проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах;

осуществление функций получателя средств федерального бюджета;

представление в управление на утверждение структуры инспекции, сметы доходов и расходов на ее содержание;

утверждение административного регламента инспекции и организация его исполнения;

утверждение в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатного расписания, а также положений о структурных подразделениях инспекции, должностных регламентов государственных гражданских служащих инспекции;

рассмотрение заявлений, предложений, жалоб граждан и юридических лиц;

назначение на должности и освобождение от должностей в установленном порядке работников инспекции;

организация профессиональной подготовки работников инспекции, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки;

оперативное управление государственным имуществом, закрепленным за инспекцией, обеспечение его сохранности и целевого использования;

обеспечение соблюдения налоговой и иной охраняемой законом тайны в соответствии с Налоговым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

осуществление иных функций, предусмотренных иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ФНС России, управления.

Основные права руководителя определены статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Исходя из установленных полномочий и в пределах функциональной компетенции имеет право:

представлять инспекцию в органах государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а также в судебных органах Российской Федерации, иных органах государственной власти;

рассматривать дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

получать, в установленном порядке, от управления ФНС России по субъекту Российской Федерации необходимые материалы по вопросам, относящимся к компетенции инспекции;

осуществлять иные права, предусмотренные Положением об инспекции, иными нормативными актами.

5. Ответственность

Руководитель несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административными регламентами управления и инспекции, задачами и функциями инспекции, функциональными особенностями замещаемой должности гражданской службы:

некачественное и несвоевременное выполнение задач, возложенных на инспекцию;

несоблюдение законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, приказов, распоряжений, инструкций и методических указаний ФНС России, управления;

использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным лимитами бюджетных обязательств, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств;

ненадлежащее осуществление в установленном порядке контроля за управлением переданным инспекции в оперативное управление государственным имуществом;

разглашение государственной и налоговой тайны, иной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей;

состояние трудовой и исполнительской дисциплины в инспекции;

иные должностные обязанности, предусмотренные настоящим регламентом.

6. Перечень вопросов, по которым руководитель

вправе или обязан самостоятельно принимать

управленческие и иные решения

В соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и в пределах функциональной компетенции руководитель вправе или обязан принимать самостоятельно решения по вопросам:

организации работы инспекции по реализации возложенных на нее задач и функций;

утверждения ежегодного плана работы и прогнозных показателей деятельности инспекции, а также отчетов о результатах работы;

установления служебного распорядка инспекции;

выполнения поручений ФНС России, управления, реализации иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

издания нормативных правовых актов, относящихся к компетенции инспекции;

оценки правильности применения мер ответственности, предусмотренных законодательством, за нарушение налогового законодательства;

ведения оперативного бухгалтерского учета налоговых поступлений, составления и представления в установленном порядке в управление утвержденной налоговой, иной отчетности;

ведения в установленном порядке регистрации и учета налогоплательщиков;

утверждения положений о структурных подразделениях инспекции, штатного расписания, должностных регламентов государственных гражданских служащих;

назначения на должности и освобождения от должностей работников инспекции в соответствии с установленным порядком;

применения к работникам инспекции мер поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой сложности;

наложения на работников инспекции дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;

оперативного управления государственным имуществом, закрепленным за инспекцией, обеспечения его сохранности и целевого использования;

обеспечения соблюдения налоговой и иной охраняемой законом тайны в соответствии с Налоговым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актам;

иным вопросам, предусмотренным положением об инспекции, иными нормативными актами.

7. Перечень вопросов, по которым руководитель

вправе или обязан участвовать при подготовке проектов

нормативных правовых актов и (или) проектов

управленческих и иных решений

В пределах функциональной компетенции принимает участие в подготовке нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих, иных решений в части организационного обеспечения подготовки соответствующих документов по вопросам:

применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

подготовки нормативных актов, утверждаемых государственными органами субъектов Российской Федерации, по вопросам подведомственной сферы;

составления сметы доходов и расходов на содержание инспекции;

приобретения и осуществления имущественных и неимущественных прав в рамках полномочий инспекции;

присвоения классных чинов государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим инспекции в соответствии с установленным порядком;

подготовки предложений для представления, в установленном порядке, к присвоению почетных званий, награждению государственными и ведомственными наградами работников инспекции;

представления, в установленном порядке, документов на работников инспекции для зачета иных периодов работы, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет;

представления, в установленном порядке, документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет, включения в стаж государственной службы иных периодов работы при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим инспекции.

8. Сроки и процедуры подготовки,

рассмотрения, порядок согласования и принятия

проектов решений по замещаемой должности

Подготовка проектов документов осуществляется в соответствии с административным регламентом ФНС России, приказами и распоряжениями ФНС России, управления, административными регламентами управления, инспекции, а также в соответствии с требованиями нормативных документов по делопроизводству в ФНС России.

9. Порядок служебного взаимодействия руководителя

в связи с исполнением им должностных обязанностей

Служебное взаимодействие руководителя с гражданскими служащими государственных органов, другими гражданами, а также с организациями, в связи с исполнением должностных обязанностей, определяется административными регламентами управления, инспекции и предусматривает:

представление, в установленном порядке, проекта ежегодного плана работы и прогнозных показателей деятельности инспекции, а также отчетов об исполнении;

направление, в установленном порядке, запросов по вопросам планирования и анализа поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет;

представление, в установленном порядке, предложений по формированию бюджета в части финансового обеспечения деятельности инспекции;

направление, в установленном порядке, документов по присвоению классных чинов, присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами ФНС России работников инспекции;

направление, в установленном порядке, документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет и включения в стаж государственной службы иных периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим инспекции;

осуществление своей деятельности во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями, иными организациями.

10. Перечень государственных услуг,

оказываемых гражданам и организациям в соответствии

с административным регламентом

В соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и в пределах функциональной компетенции руководитель осуществляет организационное обеспечение оказания следующих видов государственных услуг:

регистрация и учет налогоплательщиков;

выдача разрешений, лицензирование, проведение экспертных оценок и регистрация объектов игорного бизнеса;

информирование налогоплательщиков по вопросам функционирования инспекции, по результатам ее контрольной деятельности;

информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

11. Показатели эффективности и результативности

профессиональной служебной деятельности руководителя

Результативность профессиональной служебной деятельности руководителя определяется на основании определенных показателей:

динамика поступлений доходов, администрируемых ФНС России;

эффективность налогового администрирования (рост доходов, администрируемых ФНС России в расчете на 1 работника налоговых органов);

рост доначисленных доходов, администрируемых ФНС России, по результатам проведения контрольных мероприятий;

В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют свои обязанности.

Понятие должностных лиц налоговых органов

Налоговые органы РФ – важные участники налоговых правоотношений. Их права и обязанности установлены налоговым законодательством (ст.ст. 31-32 НК РФ), Реализуя свои права должностные лица, при этом не должны превышаться пределы их компетенции.

Налоговое законодательство не содержит понятия о должностных лицах. Однако это понятие раскрывается другими нормативно-правовыми актами, а именно КоАП, в статье 285 УК РФ, а также в законе, регулирующем принципы организации местного самоуправления в РФ.

Отсутствие закрепленного в специальном законе понятия должностного лица налогового органа осложняет некоторые вопросы правоприменения, поскольку должностные лица являются самостоятельными субъектами, к которым применяются механизмы юридической ответственности.

Понятие о должностных лицах можно составить исходя из анализа перечисленных нормативно-правовых актов. Ими являются лица, которые занимают определенную должность, предусмотренную НПА, отвечающие квалификационным требованиям.

Должностные лица закон наделяет соответствующими правами и обязанностями, которые необходимы им для исполнения функций, возложенных на них в связи с их служебной деятельностью.

Анализируя налоговое законодательство можно добавить, что должностными лицами налогового органа являются его работники, которые выполняют установленные законом действия по отношению к участникам налоговых правоотношений, которыми являются плательщики налогов, налоговые агенты и т.д.

Права должностных лиц налоговых органов

Должностных лиц, осуществляющих деятельность в сфере налоговых правоотношений (налоговые инспекторы) закон наделяет такими правами:

  • контролировать соблюдение предпринимателями требований налогового законодательства;
  • проводить проверки камеральные или выездные, строго руководствуясь при этом требованиями налогового законодательства;
  • проверять первичную документацию налогоплательщиков;
  • получать все необходимые пояснения от налогоплательщиков (справки и т.д.) в связи с проводимой проверкой;
  • обследовать беспрепятственно объекты, которые налогоплательщиком используются для получения прибыли (склады, офисы торговые помещения и территории и т.д.);
  • привлекать специалистов, в случае если собственных знаний недостаточно для налогового контроля (переводчиков, экспертов);
  • вызывать конкретных лиц с целью дачи показаний, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
  • контролировать физических лиц с целью соответствия их расходов заявленным доходам.

Основные обязанности должностных лиц налоговых органов

Положения ст. 33 НК РФ обязывают должностных лиц налогового органа:

  • действовать строго придерживаясь требований налогового законодательства, а также требований федерального законодательства;
  • не выходя за пределы своей компетенции способствовать реализации прав и обязанностей налогового органа, установленных в ст.ст. 31,32 НК РФ;
  • внимательно относится к участникам налоговых правоотношений, не нарушая их достоинства и не унижая чести. С этой целью был утвержден Кодекс этики госслужащих, регламентирующий нормы служебного поведения сотрудников налоговых органов;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • вести учет налогоплательщиков;
  • разъяснять порядок уплаты и расчета налогов;
  • направлять налоговые уведомления с требованием оплатить налог, установленный НК РФ;
  • направлять субъектам проверки решения и акты налоговых проверок.

Обязанности, возложенные законом на должностных лиц налогового органа, обеспечивают права налогоплательщиков.

Исполнение обязанностей должностных лиц налоговых органов

Для того, чтобы обеспечить соблюдение со стороны должностных лиц своих обязанностей, предусмотренных законом, правительством РФ утверждена программа противодействия коррупции. В рамках данной программы организуется и проводится антикоррупционная деятельность, имеющая профилактический характер.

Поскольку налоговый орган представляет исполнительную власть, он должен делать только то, что прямо предписывает закон. В связи с этим можно назвать ряд примеров, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами. Ими являются:

  • истребование у плательщика налогов документов, которые не связаны с налоговой проверкой;
  • проверка деятельности налогоплательщика за период, который превышает 3 года;
  • не предоставление возможности налогоплательщику предоставить свои возражения на материалы налоговой проверки, а также принять участие в их рассмотрении;
  • вынесение необоснованного решения, которым плательщик налогов привлечен к ответственности;
  • требование уплаты налогов без наличия оснований для их взимания;
  • привлечение к ответственности плательщика налогов без учета срока исковой давности.

Этот перечень далеко не исчерпывающий.

Как показывает арбитражная практика примеров ненадлежащего исполнения обязанностей значительно больше.

Невыполнение обязанностей должностных лиц налоговых органов

В случае если должностными лицами налоговых органов не выполняются установленные законом обязанности, ст. 12 Закона о налоговых органах РФ предусматривает привлечение их к дисциплинарной, материальной, а также уголовной ответственности.

Данная законодательная норма имеет отсылочный характер, предусматривая в случае применения различных видов ответственности обращение к законодательным нормам других отраслей права.

Так, например, дисциплинарную ответственность устанавливает ФЗ об основах госслужбы, предусматривая такие дисциплинарные взыскания, как:

  • выговор;
  • предупреждение о служебном несоответствии;
  • замечание;
  • увольнение.

Материальная ответственность у должностных налоговых работников возникает в случае, если они причинили ущерб организации в результате:

  • преступных действий (для установления такого факта требуется решение суда);
  • нетрезвого состояния;
  • действий совершенных, когда работник не был при исполнении своих обязанностей (например, разбил служебную машину, находясь не на работе).

Возмещать ущерб работники налоговых органов, как предписывает трудовое законодательство, должны по распоряжению руководителя в размере, который не должен превышать пределов заработка работника (ст. 241 ТК РФ).

Уголовная ответственность, предусмотренная УК РФ для должностных лиц налогового органа, как правило, наступает в случаях:

Основные функции и полномочия налоговых органов 1

За последние годы полномочия налоговых органов были существенно расширены. Отмечаются и случаи превышения должностных обязанностей со стороны налоговых инспекторов. Поэтому предпринимателям и бухгалтерам необходимо точно знать, на что работники ФНС имеют право, а какие попытки следует пресекать как незаконные.

Структура и задачи налоговых органов

В Российской Федерации к налоговым органам относятся Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в регионах. Органы наделены широкими полномочиями в области налогообложения.

Функция ФНС – формирование доходной части бюджета государства. Обеспечивается это путем:

  • контроля соблюдения положений законодательства о сборах и налогах;
  • проверки правильности начисленных налогов и их своевременного внесения в бюджет;
  • регистрации и контроля деятельности субъектов налогообложения;
  • проверки подлинности документов бухгалтерского учета.

Налоговые органы имеют право передавать материалы по фактам нарушения в органы МВД, если по этим нарушениям предусмотрена уголовная ответственность, а также подавать иски в суд.

Система органов налогообложения едина и централизована. В иерархии есть 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Основным должностным лицом является налоговый инспектор. Его обязанность – следить за соблюдением законов в области начисления и оплаты налогов.

Полномочия налоговых органов

Полномочия налоговых органов

Налоговые органы обладают широкими полномочиями. Инспекторы могут:

  • проверять документацию на бумажных и электронных носителях, связанную с начислением и внесением налоговых платежей;
  • контролировать порядок использования контрольно-кассовой техники при проведении расчетов платежными картами или наличными;
  • получать различные документы, связанные с хозяйственной деятельностью компании или предпринимателя;
  • назначать и осуществлять налоговые проверки – выездные и камеральные;
  • проводить встречные проверки, то есть, требовать документы у лиц, с которыми связан налогоплательщик, относительно которого назначена проверка;
  • привлекать для проведения проверок понятых, экспертов и переводчиков;
  • осматривать территорию предприятия и помещения, в которых могут находиться документы;
  • изымать бухгалтерскую документацию при условии, что есть угроза ее уничтожения или внесения корректировок в бумаги;
  • изымать документацию, связанную с сокрытием дополнительных источников дохода, подлежащих налогообложению;
  • начислять налоги расчетным путем, если налогоплательщик не ведет учет, ведет его с серьезными нарушениями либо более двух месяцев не предоставляет документацию, необходимую для начисления налогов;
  • требовать у предпринимателей, владельцев и руководства предприятием выполнения требований Налогового кодекса и устранять выявленные нарушения;
  • накладывать арест на счета налогоплательщика;
  • накладывать ограничения на налогоплательщика на право распоряжаться своим имуществом;
  • вызывать руководство компании или граждан для дачи пояснений по вопросам налогообложения;
  • опрашивать в качестве свидетелей граждан, располагающих информацией, необходимой для контроля начисления и уплаты налогов налогоплательщиком;
  • начислять штрафы и пени при выявлении нарушений;
  • выносить решения о привлечении к ответственности за нарушения в сфере начисления налогов.

Налоговые органы имеют право предъявлять иски в арбитражный суд по таким поводам:

  • ликвидация предприятий;
  • признание регистрации предприятий недействительной;
  • признание совершенных коммерческих операций недействительными;
  • взыскание необоснованно полученных доходов.

При осуществлении своих полномочий налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах. В круг обязанностей инспекторов входят проведение разъяснительной работы и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих нормах и их изменениях, а также предоставление форм отчетности и консультирование по их заполнению.

Новый проект ФЗ

Полномочиям ФНС в нем посвящена статья 44.13. В этой статье представители ФНС получают право составлять протоколы об административных правонарушениях, которые предусмотрены статьями:

  • 23.1;
  • 23.8;
  • 23.9;
  • частями 2-4 статьи 23.10;
  • 29.20-29.26;
  • 29.28-29.30.

ФНС России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.4, 29.31, 29.32, 35.11 (34.11) данного Кодекса.

Неправомерные действия и злоупотребления

В Постановлении КС РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет на неправомерные действия, превышающие полномочия. В этом документе сказано, что если при проведении мероприятий контроля налоговые инспекторы руководствуются принципами, противоречащими правопорядку, то их действия превращаются в инструмент противодействия свободе предпринимательства.

  • превышение полномочий должностными лицами, представляющими налоговые органы;
  • процедурные нарушения при сборе доказательств;
  • использование полномочий в целях, противоречащих закону и интересам граждан.

Неисполнение должностным лицом налоговых органов должностных инструкций влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 22 НК РФ п. 2). Ответственность закреплена в ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Если в действиях должностного лица будут обнаружены признаки личной корыстной заинтересованности, то его могут привлечь к ответственности по статье 285 УК РФ.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

фнс превышает полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

Доказательства, которые инспекторы в ходе проверки получили с нарушением норм, не могут быть представлены в суде. Чем больше процедурных ошибок допустит инспектор во время проверки, тем выше будут шансы опровергнуть ее результаты. Присутствие юриста во время работы инспекторов поможет грамотно зафиксировать допущенные нарушения.

Если проверка уже прошла, но налогоплательщик считает, что были допущены нарушения, то ему следует:

  • записать должности и фамилии инспекторов, проводивших проверку;
  • потребовать предоставить копию постановления;
  • требовать письменных пояснений по всем проводимым мероприятиям.

Далее предпринимателю потребуются услуги адвоката. Необходимо составить жалобу с подробным перечислением всех нарушений и требованием пересмотра решения. Жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган. Если будет получен отказ, то составляется исковое заявление в суд.

Главным аргументом в противодействии превышению служебных полномочий налоговыми органами является подготовленность и осведомленность. Необходимо знать правила проведения проверок и ознакомить с ними своих сотрудников. Желательно иметь под рукой номер адвоката, к которому можно обратиться за юридической помощью.

Почти три года назад Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была включена статья 54.1 под названием «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Нормы ст. 54.1 направлены на то, чтобы не допустить уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни или об объектах налогообложения. Раньше главным ориентиром для налоговиков при оценке обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды служило Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53. Но ст. 54.1 НК РФ установила закрытый перечень критериев, при соблюдении которых уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога или страхового взноса признаётся допустимым. Вот эти критерии:

1. Целью сделки не должна являться неуплата налога или его зачет (возврат);

2. Обязательства по сделке реально исполняются стороной по договору.

Согласно Налоговому кодексу России, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, наличие возможности получения того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не должны выступать самостоятельными основаниями для признания уменьшения налоговой базы или суммы налога недопустимыми.

Однако, несмотря на попытку законодателя ввести простые и четкие критерии добросовестности налогоплательщика, применение и толкование данной статьи по-прежнему вызывает вопросы.

На днях нашел свежее решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.06.2020 г. по делу А19-27765/19. В данном деле можно выделить два основных момента. Во-первых, это спор о признании отношений между хозяйственным обществом и индивидуальным предпринимателем-управляющим в качестве трудовых. И, во-вторых, собственно ссылка налогового органа на статью 54.1 Налогового кодекса.

Фабула дела и позиции сторон. Бывший руководитель юридического лица зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и заключил с данной организацией (ООО) договор на оказание услуг управления. Договор был утвержден общим собранием участников. Согласно условиям договора, в обязанности управляющего входило непосредственное руководство всей деятельностью общества, как производственной, направленной на получение максимального количества продукции с минимальными издержками, так и коммерческой, направленной на отношения с контрагентами с целью получения максимального дохода при минимальных издержках по реализации готовой продукции и минимальных расходах по приобретению сырья, расходных материалов, товаров и услуг, необходимых для производства продукции. Вознаграждение управляющего состояло из фиксированной и переменной частей, последняя зависела от прибыли от продаж. Управляющий обязался самостоятельно нести все расходы, связанные с поездками, переговорами и управленческой деятельностью. Общество же только представило управляющему помещение и обеспечило оргтехникой, средствами связи, офисной мебелью и другим оборудованием, а также служебным автотранспортом.

Вместе с тем, налоговый орган расценил данные отношения как трудовые и всю сумму вознаграждения включил в налогооблагаемую базу Общества по НДФЛ с доначислением соответствующих пеней и штрафов. По мнению инспекции, установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства и собранные доказательства, свидетельствуют о формальности перехода физического лица с должности генерального директора в статус управляющего. Налоговый орган посчитал, что реальной целью заключения с ИП договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества являлось занижение налогооблагаемой базы и уклонение от уплаты НДФЛ.

Общество оспорило решение налогового органа. Согласно его позиции, причиной перехода на новую систему управления и привлечения в качестве единоличного исполнительного органа ООО управляющего индивидуального предпринимателя (в прошлом – директора) явилась необходимость тотального технического перевооружения производства. Об эффективности новой модели (изменения статуса привлечения управляющего), по его мнению, свидетельствует рост экономических показателей производственной деятельности предприятия.

Позиция суда. Суд, рассмотрев материалы дела, не согласился с доводами налогового органа.

Признаками трудовых отношений являются: работа по определенной должности; личное выполнение работником определенной трудовой функции; подчинение правилам внутреннего трудового распорядка; обязанность работодателя организовать труд работника, создать ему нормальные условия труда, обеспечить охрану труда; ежемесячное вознаграждение за труд. В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный Уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно положениям статьи 42 указанного Федерального закона Общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность привлечения к управлению Обществом специального субъекта - управляющего, деятельность которого регулируется Уставом общества и заключаемым с ним гражданско-правовым договором, который по своей природе относится к договору возмездного оказания услуг.

По мнению суда, приведенные в оспариваемом решении налогового органа доводы – как в отдельности, так и в их совокупности – не свидетельствуют о незаконности действий налогоплательщика при заключении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа. Совпадение полномочий генерального директора с полномочиями управляющего обусловлено выполнением ими одних и тех же функций по управлению обществом, что прямо вытекает из статей 40 и 42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и не может доказывать мнимость (притворность) договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа.

В свою очередь, условия договора с ИП-управляющим (предмет, функционал, полномочия, распределение финансового бремени и т. д.) позволили суду прийти к выводу об отсутствии оснований для переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые.

О ссылке на ст. 54.1 НК РФ. Другим важным моментом в данном деле представляется ссылка налогового органа на ст. 54.1 НК РФ, точнее, отсутствие таковой.

Общество, оспаривая решение налогового органа, ссылалось на нарушение процедуры его принятия. Дело в том, что в акте выездной налоговой проверки и в решении налогового органа о привлечении к ответственности не содержалось упоминания статьи 54.1 Налогового кодекса. Ссылка на данную норму появилась только в решении Управления ФНС по Иркутской области, вынесенного по результатам рассмотрения апелляции. Довод инспекции здесь был следующим: отсутствие в акте ссылки на ст.54.1 НК РФ не может служить самостоятельным (единственным) основанием для признания решения незаконным, поскольку отсутствие указанной ссылки не изменяет существо выявленных нарушений и выводов инспекции. В этом вопросе суд встал на сторону налогового органа, а довод заявителя признал несостоятельным.

Позиция суда здесь была следующей. Федеральным законом от 18.07.2017 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, введена статья 54.1, устанавливающая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. Данная норма не содержит ранее используемого термина «необоснованная налоговая выгода», установленного Постановлением Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г. «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», а вводит новый термин, характеризующие злоупотребления в налоговом праве – «искажение».

Пункт 1 ст. 54.1 НК определяет общее правило о недопустимости искажения налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни, а также об объектах налогообложения в случае, если такие искажения приводят к уменьшению налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога. Поскольку по результатам выездной проверки налоговый орган пришел к выводу о формальности договора заключенного Обществом с управляющим, положения подпункта 2 пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации – даже не будучи специально упомянутыми в итоговом документе – согласуются с его выводами. Суд пришел к выводу, что неуказание в решении инспекции статьи 54.1 НК РФ в качестве нормативно-правового обоснования привлечения налогоплательщика к ответственности если и является нарушением, то носящим чисто формальный характер, т.е. не таким, которое способно повлечь признание решения налогового органа незаконным.

Получается, что ни для налогового органа, ни для суда не имеет значения наличие данной статьи в Кодексе или ее отсутствие. Налоговый орган, «забыв» сослаться на нее, фактически ее не применил, хотя, строго говоря, именно эта статья содержит критерии, позволяющие судить о наличии или отсутствии злоупотреблений со стороны налогоплательщика и, следовательно, именно ею – и ничем другим – обязан руководствоваться налоговый орган при принятии решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение. Но, видимо, подобная забывчивость не «тянет» на то, чтобы признавать акты налоговой инспекции незаконными. И последствий для налогового органа за неприменение ст. 54.1 тоже нет никаких.

Итак, даже по прошествии почти трех лет толкование и применение статьи 54.1 Налогового кодекса все еще неоднозначно и ситуативно. Пока же будем следить за развитием событий по делу.

Читайте также: