Нужен ли заместитель директора по безопасности

Опубликовано: 17.09.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора по безопасности относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора.

1.2. Заместитель директора по безопасности непосредственно подчиняется директору.

1.3. На должность заместителя директора по безопасности принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности [наименование должности] не менее [значение] лет.

1.4. Заместитель директора по безопасности должен знать постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся обеспечения сохранности коммерческой тайны; структуру предприятия; средства связи, вычислительной и организационной техники; технические средства охраны; правила внутреннего трудового распорядка.

1.5. В своей работе заместитель директора по безопасности руководствуется:

- законодательными и нормативными актами, регламентирующими обеспечение сохранности коммерческой и государственной тайны;

- правилами трудового распорядка;

- приказами, распоряжениями и другими указаниями директора;

- настоящей должностной инструкцией.

2. Функции

На заместителя директора по безопасности возлагаются следующие функции:

2.1 обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;

2.2 организация работы по правовой, организационной и инженернотехнической (физической, аппаратной, программной и математической) защите коммерческой тайны;

2.3 организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;

2.4 предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну;

2.5 выявление и локализации возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;

2.6 обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания, связанные с деловым сотрудничеством как на национальном, так и на международном уровне;

2.7 обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств обеспечения производственной деятельности;

2.8 обеспечение личной безопасности руководства, ведущих сотрудников и специалистов;

2.9 оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.

3. Должностные обязанности

Для осуществления возложенных на него функций заместитель директора по безопасности:

3.1 организует и обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, соседними организациями, партнерами и посетителями;

3.2 руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;

3.3 участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечения безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности, Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;

3.4 разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ организует и контролирует выполнение требований инструкций и положений по защите коммерческой тайны";

3.5 изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций, о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров;

3.6 организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия; разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и другие локальные нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;

3.7 обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;

3.8 осуществляет руководство службами и подразделениями безопасности филиалов, подразделений, дочерних предприятий;

3.9 организует и регулярно проводит обучение сотрудников предприятия по всем направлениям защиты коммерческой тайны;

3.10 ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;

3.11 ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации;

3.12 поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе.

4. Права

Заместитель директора по безопасности имеет право:

4.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению обеспечения сохранности коммерческой тайны.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции, издавать за своей подписью распоряжения по предприятию в пределах своей компетенции.

4.5. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.6. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб предприятия, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.7. Контролировать деятельность подчиненных ему структурных подразделений предприятия.

4.8. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.9. [вписать нужное].

5. Ответственность

Заместитель директора по безопасности несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. [вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

МОСКВА, 24 мая. /ТАСС/. Инициатива МВД России о введении в школах должности заместителя директора по безопасности образовательного процесса потребует серьезных финансовых вложений, при том, что эти функции уже возложены на руководство образовательных организаций. Вместо расширения штата в учебных заведениях необходимо уделить больше внимания воспитанию подростков, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее первый замначальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ Игорь Морозов сообщил, что министерство предлагает ввести в школах должность заместителя директора по безопасности образовательного процесса. По его словам, несовершеннолетние все чаще проявляют интерес "к новому движению, которое пропагандирует насилие в школах", однако мер безопасности в виде рамок металлоискателей, видеонаблюдения, привлечения охраны уже недостаточно. Способствовать решению проблемы, по его мнению, могло бы введение новой должности.

"Честно признаемся, у школ нет финансовой возможности, чтобы такую должность ввести. Дополнительных средств при подушевом финансировании никто на такие цели не выделяет. Но, тем не менее, обязанности по обеспечению антитеррористической безопасности в любом случае у кого-то из заместителей директора в должностных инструкциях фигурируют, в большинстве случаев они совмещают функции. А введение отдельной должности на сегодняшний день невозможно, потому что, получается, у кого-то надо отобрать деньги, чтобы кому-то дать", - сообщил ТАСС заместитель министра образования и науки Бурятии Валерий Поздняков.

Он отметил, что после инцидента, произошедшего в январе 2018 года, когда ученик девятого класса, вооруженный топором, напал на детей и учителя в местной школе, а затем поджег помещение при помощи бутылок с зажигательной смесью, в школах Бурятии ввели дополнительные 118 ставок психологов и выделили средства на охрану, установку металлодетектеров и видеокамер.

В Минобразования Башкирии оценили стоимость введения новой должности в школах примерно в 700 млн рублей , в Пермском крае - в 480,7 млн рублей, а в Тамбовской области - примерно в 100 млн рублей.

Горький опыт Керчи

По мнению зампредседателя Государственного совета Республики Крым Владимира Бобкова, необходимость усиления безопасности в школах стала очевидной после трагедии в Керченском политехническом колледже, когда в результате нападения одного из студентов погиб 21 человек, более 60 были ранены. По его словам, за последнее время в регионе проведена серьезная работа по оборудованию средствами пожаротушения, сигнализациями и камерами наблюдения, однако для введения должности заместителя по безопасности, в республике попросту не хватит кадров.

"Все руководители отрасли образования сетуют на "кадровый голод". Потому что, в принципе введение отдельной должности по безопасности - хорошая идея, вопрос только в том, где мы с ходу возьмем столько квалифицированных кадров, которые способны эту работу выполнить качественно. А в Крыму на сегодня более 1,2 тыс. учебных заведений. Но не двигаться по этому пути тоже нельзя, идея правильная, но, нужно еще продумать с точки зрения, как мы будем готовить этих заместителей", - отметил он.

Директор школы №36 Великого Новгорода Светлана Матвеева инициативу считает своевременной, однако без комплексного подхода, по ее мнению, проблему безопасности учебных заведений не решить. "В большей части образовательных учреждений охрана осуществляется просто обычными людьми: бабушками, дедушками, как правило, просто людьми без какой-либо квалификации и без каких-то систем, опыта охраны. Один заместитель тоже не сделает ничего, он же не встанет во всех точках один, поэтому это должна быть служба, возможно, не при каждом образовательном учреждении, может быть, при органе управления эта служба, которая занималась бы всеми этими вопросами. Я не могу сказать, что это должна быть обязательно такая должность типа директора, это должна быть система", - сказала Светлана Матвеева.

Комплексно подходят к вопросу безопасности в школах в Пермском крае. Так, в прошлом году в Перми начал работу пилотный проект "Кластер безопасности", который предполагает ответственность одного подрядчика за физическую охрану и техобслуживание учреждений. При поступлении тревожного сигнала в единую диспетчерскую службу это позволяет эффективнее контролировать системы безопасности и быстрее реагировать на внештатные ситуации. Кроме того, в регионе развито межведомственное взаимодействие, которое способствует раннему выявлению риска социально опасного поведения подростков.

"Мне кажется, у каждой школы должен стоять пост полиции. Это действительно нужно. Мое глубокое убеждение, что у каждой школы должна стоять полицейская машина с бригадой, закрепленной за учебным учреждением. Это крайне важно, как для школ, находящихся в центре города, так и для школ, находящихся в удаленных районах, на окраинах", - сказал директор специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета Андрей Мартьянов.

Актуально в больших городах, а не в селах

Ряд экспертов, опрошенных ТАСС, считают, что идея, предложенная МВД, больше подходит только для крупных городов.

"На мой взгляд, введение такой должности могло бы быть целесообразно в больших школах и в случае проведения массовых мероприятий. Очевидно, что на таких мероприятиях нужен бы был человек, отвечающий за безопасность, в то время как, например, в сельских школах, где учатся иногда по 10 человек, этого не требуется", - поделился мнением психолог, председатель общественного совета при министерстве образования Саратовской области Сергей Саратовской.

Эту же точку зрения поддерживает уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области Ольга Смирнова, по мнению которой, при подборе кадров также важно учитывать образование специалиста, чтобы избежать некорректного отношения к детям.

"Такой заместитель должен не только смотреть техническую сторону вопроса, но в том числе вопросы воспитательного характера. То есть должна быть выстроена система работы с детьми: какие-то игры, интерактивные мероприятия. Все-таки должна быть должность не военная, а педагогическая", - сказала Смирнова ТАСС.

Идея не нова

Как сообщила журналистам директор департамента образования Владимирской области Ольга Беляева, введение должности заместителя по безопасности не является новацией, такие специалисты уже работают во многих школах региона в соответствии с предложением областной антитеррористической комиссии. Однако решение о необходимости введения такой ставки находится в компетенции руководителей учебных заведений. Заместители по безопасности уже несколько лет также работают и в школах республики Коми.

"В образовательных организациях республики уже давно введена должность заместителя директора по безопасности, очень четко выстраивается работа, связанная с безопасностью школьников. Это не ноу-хау. Замдиректора по безопасности - как раз и есть тот человек, который отвечает за организацию работы всего коллектива, учеников, связанную с безопасностью. Еще дополнить одним заместителем директора по безопасности, я считаю, что это лишнее", - отметила уполномоченный по правам ребенка республики Коми Нелли Струтинская, по мнению которой, для предотвращения опасных ситуаций, связанных с поведением подростков, необходимо больше внимания уделять разъяснительной работе с детьми и родителями.

Решение проблемы безопасности - в воспитательной плоскости

Главный внештатный психолог Минздрава РФ по СЗФО Лариса Цветкова считает, что предложение о введении в школе поста ответственного за безопасность образовательного процесса является "научно необоснованным и, скорее, административным, кажущимся лежащим на поверхности простым способом", который не решает основной задачи.

"Если мы направим усилия на то, чтобы формировать здоровую, гармоничную, благополучную личность, этого явления - [инцидентов в школах] - не будет вообще", - сказала она ТАСС. По мнению эксперта, более эффективным в этой связи было бы внедрять грамотно обоснованные профилактические программы, направленные на предотвращение деструктивного поведения, а также занятия творчеством и проведение спортивных соревнований.

"На самом деле проблема не в системе охраны. В школах установили электронные пропуска, турникеты, видеонаблюдение, в школу стало сложнее попасть постороннему человеку - это факт. Но проблема кроется не во внешней угрозе, это же не кто-то со стороны пришел, сами ученики школ становятся источником опасности, потому что любая палка, найденная в той же школе, может стать орудием преступления. Необходимо работать с причиной конфликтов, которые происходят внутри школ, предотвращать эти конфликты", - сказал ТАСС уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин.

Мысль о том, что решение проблемы безопасности в школах во многом лежит в воспитательной плоскости, ТАСС также выразила уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области Елена Филинкова. "Думаю, современная школа больше нуждается в финансировании воспитательного процесса. Необходимы и квалифицированные психологи. Полномочия по безопасности может выполнять и сам директор", - пояснила собеседница агентства.

И.о. вице-премьера Башкирии Ленара Иванова также предлагает вместо расширения штата руководителей школ усилить профилактическую работу психологов с детьми и взрослыми, а президент региональной общественной организации "Продвинутые родители" Ирина Банникова - заниматься в школах просветительской деятельностью. Региональный детский омбудсмен Милана Скоробогатова считает, что предотвратить опасные явления среди школьников можно, вовлекая их в дополнительное образование.

Мнение Минпросвещения

В пресс-службе Министерства просвещения РФ сообщили, что вопросы о введении новой должности не обсуждались на межведомственном уровне и не могут приниматься без детального обсуждения. Кроме того, по данным министерства, сейчас подготовлен и проходит необходимые процедуры согласования новый проект постановления, регулирующий требования по защищенности объектов, где расширены категории защищенности и конкретизированы критерии.

Герасименко Н. С.

Если в организации нет специалиста по охране труда, то можно попасть на штраф 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Найдите другой способ, как обеспечить безопасные условия и охрану труда сотрудников.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации меньше 50 сотрудников

Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ч. 2, 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять:

  • руководитель организации лично;
  • уполномоченный работник, например кадровик или бухгалтер;
  • организация или специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда.

В таком случае их привлекают к работе по гражданско-правовому договору.

1. Как поручить функции по охране труда ответственному сотруднику

  • Если в штатном расписании организации нет должности специалиста по охране труда, поручить работу по охране труда сотруднику можно только в порядкесовмещения должностей. Несмотря на то что такая форма дополнительной работы подразумевает наличие вакантной должности, этот случай является исключением (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять любой сотрудник организации, в том числе и кадровик, если у него есть соответствующая подготовка или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).

Уровень подготовки такого сотрудника должен соответствовать требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н:

  • высшее образование по направлению «Техносферная безопасность», то есть профильное по охране труда. Подойдет любое непрофильное высшее — гуманитарное или техническое, без разницы, и профпереподготовка по охране труда;
  • любое среднее профессиональное образование, профпереподготовка по охране труда и стаж работы три года.

Пройти дополнительно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности сотруднику, ответственному за охрану труда, придется в одном случае — если в организации есть опасные производственные объекты.

Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет необходимого профессионального образования, ему нужно пройти:

    в этой области; в аккредитованном Минтрудом России учебном центре, имеющем лицензию на образовательную деятельность. Это требование п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением от 13.01.2003 Минтруда № 1, Минобразования № 29.

Если решите не принимать штатного специалиста по охране труда, его функции можете поручить кадровику или иному сотруднику, который соответствует необходимым требованиям, в порядке совмещения или совместительства.

Рассмотрим два способа:

  • Способ 1. Оформляйте совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда наряду со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ). Если понимаете, что один сотрудник не справится, работу по охране труда можете распределить между несколькими сотрудниками, у которых есть необходимый уровень подготовки.

Если сотрудник согласен на дополнительную работу, заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Укажите в нем объем поручаемой работы, срок, в течение которого он будет ее выполнять, и размер доплаты. Ни минимальный, ни максимальный размер доплаты закон не определяет. Поэтому устанавливайте его по соглашению с сотрудником и с учетом содержания, характера и объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору издайте приказ о совмещении должностей. Ознакомьте с ним сотрудника под подпись. В табеле отдельный учет дополнительной работы не ведите.

Сотрудник может в любой момент досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а организация — досрочно отменить поручение о ее выполнении. Срок предупреждения в письменной форме — три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

В конце статьи скачайте приказ о совмещении должностей. В методических пособиях к курсу «Управление персоналом. Кадровое делопроизводство и охрана труда» вы получите дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей, трудовой договор о работе по совместительству, приказ о приеме на работу по совместительству и другие образцы документов.

  • Способ 2. Оформляйте совместительство, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда в свободное от основной работы время.

Если сотрудник согласится, заключите с ним трудовой договор о работе по внутреннему совместительству. По соглашению с сотрудником можете установить срок трудового договора (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Однако в этом случае потеряете возможность расторгнуть договор по ст. 288 Трудового кодекса, если позже решите принять на это место основного сотрудника.

Пропишите в трудовом договоре должностные обязанности либо сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по охране труда. Укажите зарплату совместителя. Обычно ее размер не превышает 50% оклада без учета стимулирующих и компенсационных выплат, так как работать в таком режиме можно не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и ознакомьте с ним сотрудника. Заведите личную карточку Т-2 и внесите запись в трудовую книжку, если попросит сотрудник (п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

В табеле ведите учет отдельно по основной работе и по совместительству.

2. Как привлечь стороннего специалиста или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, можете привлечь по гражданско-правовому договору стороннего специалиста или организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда.

Такая организация должна быть аккредитована на оказание соответствующих услуг согласно Правилам аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н. Это служит гарантией надлежащего ведения охраны труда в организации.

Сведения об организациях, оказывающих услуги по охране труда, содержатся в реестре аккредитованных организаций. Реестр размещен на официальном сайте Минтруда России.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше 50 сотрудников

  • Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Эти требования распространяются на все организации независимо от сферы деятельности и того, производит ли организация материальные блага или оказывает услуги
    (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 209 ТК РФ и Письмо Минтруда от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Этот документ не является нормативно-правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России. Он носит рекомендательный характер.

Службу охраны труда организуют в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Такой приказ составляют в свободной форме.

Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет работодатель. Структура, а также численность службы охраны труда будут зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.

Чтобы рассчитать численность работников службы охраны труда, необходимо учесть:

  • численность работников организации;
  • численность работников, которые заняты во вредных или опасных условиях труда;
  • количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения);
  • среднемесячную численность вновь принимаемых работников;
  • количество несчастных случаев за год;
  • процент планируемых невыходов работников службы охраны труда в год (по болезни или другим причинам);
  • расстояние между производственными подразделениями.

Когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние
от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

Как рассчитать численность работников службы охраны труда в организации

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Шобохонова

«Чтобы рассчитать численность работников организации, воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Определите нормативную численность работников службы охраны труда (Чн).

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам (приведенным в Рекомендациях) в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Шаг 2. Определите списочную численность работников (Чсп).

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн x Кн, где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:


% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример расчета

  • среднесписочная численность работников организации — 1002 человека;
  • численность работников, занятых во вредных условиях труда, — 145 человек;
  • количество самостоятельных структурных подразделений — 38 человек;
  • среднемесячная численность вновь принимаемых работников — 20 человек;
  • количество несчастных случаев за год — не более 5 человек.

Нормативная численность (Чн) = 3,27 чел. (при расчете использованы таблицы, приведенные в Рекомендациях).

Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597

= 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).

Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

В среднем и крупном бизнесе вопрос внешних и внутренних угроз быстро становится насущным. Проблемы у высшего менеджмента могут начаться из-за активности конкурентов, ошибок некомпетентных сотрудников, мошенничества работников, имеющих доступ к ресурсам бизнеса, и даже от излишнего внимания государственных проверяющих органов.

Чем занимается директор по безопасности

Для минимизации рисков в компании создается специальная структура — служба безопасности. Именно ей и руководит директор по безопасности. В зависимости от структуры бизнеса, этот человек может занимать пост заместителя генерального директора — руководителя службы безопасности. Или быть отдельной топ-единицей. Суть от этого не меняется: специалист должен уметь защищать компанию от угроз.

  • Разработка концепции комплексной системы безопасности.
  • Выявление, защита и анализ внешних и внутренних угроз.
  • Применение методов деловой разведки и контрразведки для обеспечения безопасности компании.
  • Выявление признаков корпоративного мошенничества.
  • Минимизация уголовно-правовых рисков.
  • Проведение следственных действий по факту нарушений правил компании.

Это универсальный список обязанностей, которым можно объяснить принцип работы директора по безопасности.

Должностная инструкция — универсальный пример и образец

Чтобы подробнее разобраться в функциях руководителя службы безопасности, мы проанализировали несколько должностных инструкций таких специалистов — как тех, что лежат в открытом доступе, так и тех, которые используются в крупных компаниях.

Обратите внимание — должностные обязанности и степень ответственности будут меняться в зависимости от уровня компании и положения на рынке. Если в среднем бизнесе «безопасник» отвечает скорее за проверку соискателей и отлов мошенников на складах и в отделе продаж, то в корпорациях он уже занимается разработкой комплекса мер, которые помогут выявить корпоративное мошенничество на уровне топ-менеджеров, а также отслеживает возможные рейдерские захваты и прочие правовые риски.

Создание системы обеспечения безопасности предприятия

Работа начинается с анализа предприятия, выявления рисков, опасностей и угроз. Закончив комплексное исследование, директор по безопасности составляют общую классификацию угроз, прописывает принципы и схемы выявления рисков и опасных ситуаций. Разрабатывается алгоритм проведения проверок — как регулярных, так и внеплановых.

Система защиты компании должна быть эффективной и быстрой, но при этом полностью законной, поэтому в функции руководителя СБ входит проверка всех алгоритмов на противоречие нормативным актам. Соответственно, либо директор по безопасности сам полноценно разбирается в законодательстве, либо выстраивает систему взаимодействия с юридическим отделом.

Эксперт в сфере безопасности, преподаватель Русской Школы Управления Сергей Барбашев напоминает, что комплекс системы обеспечения безопасности предприятия должен создаваться по принципу «золотого сечения». Так, выделяют три приоритета — скорость, безопасность и цена. Директор по безопасности должен понимать, что использовать можно только два: например, система может быть быстрой и эффективной, но тогда дешевой ее сделать не выйдет.

Чтобы разобраться во всех тонкостях стратегии построения защиты компании, читайте наш материал про 21 принцип корпоративной безопасности.

Защита компании от корпоративного мошенничества

Для начала нужно разобраться во всех возможных видах корпоративного мошенничества. Затем прописать наиболее типичные сценарии обмана, которые проявляются в сфере деятельности конкретного бизнеса. И создать методики для выявления таких действий.

В службе безопасности есть документ, в котором прописаны косвенные и прямые признаки мошенничества, как среди линейных сотрудников, так и среди руководителей. Он дополняется директором по безопасности на основе анализа работы компании и анализа отношений с деловыми партнерами.

Мы уже рассказывали о том, как распознать корпоративное мошенничество с помощью модели Бениша — это математическое исследование факторов, которые прямо и косвенно могут привести к обману. Есть и другие способы системно подойти к защите бизнеса — учитывая психологические особенности сотрудников в процессах компании. Подробно об этом рассказываем в рамках курса для директоров по безопасности.

Корпоративное мошенничество: хищение активов


Конкурентная разведка

Третье направление в работе службы безопасности — проверка контрагентов, партнеров, конкурентов и других физических и юридических лиц, которые оказывают влияние на деятельность организации. О принципах конкурентной разведки и этапах ее проведения читайте в наших статьях.

Информацию можно получать из официальных источников, например, государственных органов и регистрационных организаций. В задачи СБ входит создание системы поступления данных и их анализа. Для этого используют специальные программные комплексы — СПАРК, Интегрум и другие.

Не стоит пренебрегать и неофициальной информацией. Профессиональные руководители СБ лояльно отзываются о «серых» базах данных, но предупреждают, что в них может находиться и неверная информация — придется проверять факты и делать это комплексно.

Для разведки хороши методы социальной инженерии — массу информации можно добыть легально в чатах, блогах, социальных сетях и других сервисах, где люди сами рассказывают о себе.

Чтобы вам было проще стартовать, мы собрали в отдельной статье 17 сервисов для проверки контрагентов. Проверка контрагента

Работа с соискателями

Директору по безопасности необходимо наладить систему проверки новых кадров в компании. Проработать инструкции и методички для HR-отдела — что можно говорить, что нет, как распознать подозрительных соискателей, которые потенциально могут нести угрозу компании.

Самих соискателей тоже придется проверять — узнать, не находится ли человек в розыске, не подделал ли он свой диплом, нет ли за ним долгов, не является ли он учредителем компаний.

Информацию можно собирать с помощью интернет-сервисов — мы собрали 10 таких ресурсов для бесплатной проверки соискателей. Не забудьте взять у соискателя разрешение на обработку персональных данных.

Построение системы физической защиты

К превентивным мерам безопасности стоит относить не только проверки людей и компаний, но и банальную защиту от взлома и нападения. Если речь идет о крупном офисе или предприятии, просто заключения договора с охранным агентством может быть недостаточно.

Нужно разобраться в видах защиты, построении «рубежей», ознакомиться с принципами работы «тревожной кнопки», обучить сотрудников использовать ее. Если на предприятии внедряется пропускной режим, необходимо разработать системы для сотрудников, посетителей, автомобилей, грузов.

Противостояние возможному уголовному или иному преследованию

Специалист по защите компании должен быть готов и к решительным мерам при обострении ситуации с госорганами или конкурентами. Например, внедрить журнал действий для снижения рисков компании при проведении проверок.

Сюда же входит введение режима «Коммерческой тайны» на предприятии, создание инструкций для сотрудников, обучение работников использованию электронных носителей в удаленном доступе, защите ключевых сотрудников с помощью специальных адвокатских программ.

Вместе с PR-отделом директор по безопасности организует работу журналистов и съемочной группы на предприятии — это может быть как отдельное мероприятие для маркетинга, так и внеплановое, при активном противодействии незаконным действиям сотрудников госорганов.

Психологическая подготовка директора по безопасности

  • ИТ-защите — повсеместная компьютеризация накладывает отпечаток на деятельность СБ, приходится заниматься защитой как от технических действий хакеров, так и от социальной инженерии.
  • Юриспруденции — нужно настроить постоянный мониторинг изменений в законодательных актах, которые связаны с деятельностью СБ.
  • Психологии — выявлять мошенничества, проверять соискателей и контрагентов, создавать благоприятную атмосферу в коллективе — все это требует не только технических знаний, но и эмпатии, умения распознать характер человека и просчитать его действия наперед.

В работе директора по безопасности много тонкостей, которые лучше узнать заранее, а не на собственном болезненном опыте. Помогут специальные курсы — отбирайте только те, что разработаны практиками.

Наше кадровое агентство осуществляет подбор топ персонала в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России и стран СНГ.

1. Общие положения

1.1. Директор по безопасности относится к категории руководителей.
1.2. Директор по безопасности назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора.
1.3. Директор по безопасности подчиняется непосредственно генеральному директору.
1.4. На время отсутствия директора по безопасности его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность директора по безопасности назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование и стаж управленческой работы в соответствующей области не менее 3 лет.
1.6. Директор по безопасности должен знать:
- законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы безопасности, частной охранной деятельности, защиты информации, оперативно-розыскной деятельности;
- принципы организации охраны объектов организации;
- технические средства защиты объектов от несанкционированного доступа к ним;
- технические средства защиты информации;
- требования к разработкам внутренних документов по режиму на объектах, инструкций по допуску к ресурсам предприятия (финансовым, товарно-материальным, информационным, пр.);
- правила сопровождения особо ценных товарно-материальных, финансовых и иных ресурсов;
- методы проведения инструктажа по безопасности, проведения контрольных мероприятий.
1.7. Директор по безопасности руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом организации, Положением о службе безопасности, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности директора по безопасности

Директор по безопасности выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Организует и возглавляет работу по правовой и организационной защите предприятия.
2.2. Разрабатывает и руководит мероприятиями по обеспечению безопасности охраняемых объектов.
2.3. Вырабатывает адекватные угрозе средства защиты и виды режимов охраны.
2.4. Осуществляет проверку и оценку лояльности сотрудником компании.
2.5. Обеспечивает неприкосновенность перевозимых материальных ценностей компании.
2.6. Обеспечивает соблюдение контрольно-пропускного режима.
2.7. Взаимодействует с правоохранительными органами в расследовании случаев преступных посягательств на охраняемые объекты.
2.8. Проводит обучение и тренинги персонала по вопросам безопасности.
2.9. Организует специальный режим делопроизводства, исключающий несанкционированное получение сведений, находящихся под режимом особого доступа.
2.10. Предотвращает необоснованный допуск и доступ к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну предприятия.
2.11. Оценивает необходимость привлечения для несения охраны объекта службы безопасности МВД, коммерческих охранных структур на договорной основе.
2.12. Контролирует соблюдение требований режима безопасности сотрудниками и посетителями.
2.13. Организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрате документов, ценностей и других нарушений безопасности предприятия.
2.14. Возглавляет разработку основополагающих документов с целью закрепления в них требований по обеспечению безопасности предприятия (инструкции, положения, правила).
2.15. Вносит предложения по совершенствованию правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий по защите безопасности предприятия.
2.16. Организует учет и анализ нарушений режима.

3. Права директора по безопасности

Директор по безопасности имеет право:
3.1. Давать работникам обязательные для исполнения указания по безопасности предприятия.
3.2. Изучать личные дела работников предприятия.
3.3. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности службы безопасности.
3.4. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению деятельности службы безопасности.
3.5. Запрашивать от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.7. Вносить на рассмотрение руководства предприятия представления о назначении, перемещении и увольнении сотрудников службы безопасности; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.
3.8. Требовать от руководства компании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность директора по безопасности

Директор по безопасности несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Читайте также: