Нужна ли лицензия ип на образовательную деятельность с сотрудниками

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП осуществляет деятельность по обучению населения на курсах и по репетиторству в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела. Деятельность осуществляется по патентной системе.
ИП привлекает для проведения курсов преподавателей, сам преподавания не ведет. Отношения с преподавателями оформляются договорами оказания информационных услуг (преподаватели тоже являются ИП). Преподаватели работают дистанционно, то есть преподают через вебинары, а проверку работ учеников осуществляют дистанционно по Интернету.
Обязан ли ИП получать лицензию на образовательную деятельность и что она дает ИП и его обучающимся?


1. Согласно п. 17 ст. 2 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательной деятельностью признается деятельность по реализации образовательных программ, то есть комплексов основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). В свете такого максимально обобщенного определения полагаем, что деятельность по обучению в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела должна рассматриваться (в том числе компетентными органами) именно как образовательная деятельность (смотрите также п. 18 (реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации) и 19 (реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки) Перечня образовательных услуг по реализации образовательных программ (Приложение к Положению о лицензировании образовательной деятельности).
Образовательная деятельность в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также частью 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ подлежит обязательному лицензированию. При этом соискателями соответствующих лицензий согласно части 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ выступают образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. То есть, исходя из буквального толкования закона, индивидуальный предприниматель, который оказывает образовательные услуги лично, без привлечения других лиц, вправе работать без оформления лицензии. Если же он привлекает к осуществлению такой деятельности педагогических работников (в данном случае непринципиально происходит это на основании трудового или гражданско-правового договора), ему необходима лицензия (смотрите также письмо Минфина России от 18.08.2014 N 03-04-05/41163).
2. При осуществлении образовательной деятельности индивидуальный предприниматель вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 2 ст. 16, п. 20 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ).
ИП вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от его места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16 Закона N 273-ФЗ).
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, установлены в п.п. 4, 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966). В частности, к таковым отнесены:
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Однако при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий соблюдение таких условий не требуется.
Согласно пп. "а" п. 5 Положения N 966 для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Закона N 273-ФЗ.
Поэтому в общем случае индивидуальному предпринимателю достаточно представить подписанную им справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (пп. "и" п. 10 Положения N 966, пп. "и" п. 12 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.11.2014 N 1517, пп. "и" п. 12 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 244). При этом необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие соответствующего программного обеспечения (интернет-браузер) и подключения к сети Интернет.
3. Стоимость государственной пошлины за первичную выдачу лицензии составляет 7500 рублей (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Отметим также, что за осуществление лицензируемых видов деятельности без получения лицензии возможно привлечение к административной (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) или даже уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

18 сентября 2018 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Если скучно разбираться с теорией, мотайте в конец статьи. Там откровение владельца детского центра: он знает законы, но у него нет лицензии и делать ее он не будет. Публикуем на условиях анонимности.

Марина Петрова

Когда лицензия не нужна

Когда детским центрам нужна лицензия — в «Деле»

Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.

Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:

  • присматривать за детьми;
  • развлекать;
  • проводить занятия для социализации и общего развития.

Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.

Не нужна лицензия, если ИП работает лично и не нанимает педагогов

В 2013 году закон разделил предпринимателей:

  • работают сами, не нанимают педагогов в штат — лицензия не нужна;
  • открывают детские клубы и нанимают педагогов в штат — нужна лицензия. А руководителям придется получать корочку «Менеджмент в образовании», достаточно трехмесячных дистанционных курсов профессиональной переподготовки.

Чтобы открыть детский клуб без лицензии, предприниматель должен работать сам, без наемных педагогов. Для этого ему придется получать профильное образование. Например, для курсов по рисованию подойдет диплом высшего образования «Учитель изобразительного искусства» или среднее образование по специальности «Живопись». Если по образованию он экономист, достаточно пройти курсы переподготовки, например по программе «Педагог ИЗО в организациях дополнительного образования».

В штат можно нанять администратора, повара, инструктора, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, педагога, учителя, преподавателя, методиста в трудовой книжке.

Ольга — музыкант, и занимается флейтой с малышами от трех лет. Она преподает сама, поэтому лицензия ей не нужна.

Если она возьмет на работу преподавателя по вокалу, придется получать лицензию. Без лицензии она может нанять администратора, чтобы он отвечал на звонки, вел социальные сети, следил за чистотой. Но учить детей музыке администратор не сможет.

Иногда предприниматели оформляют преподавателя администратором, чтобы не получать лицензию. Кажется, что всё равно никто не узнает. В реальности это рискованно. Если родители пожалуются на клуб, придет проверка. Тогда выяснится, что администратор учит детей. Доказать это будет несложно: достаточно опросить родителей.

Если ИП работает сам, из ОКВЭДов подойдет код 85.41 — «Образование дополнительное детей и взрослых».

В клубе без лицензии присматривают за детьми

Если с детьми гуляют и играют, их кормят и укладывают спать по режиму, лицензия не нужна. Клуб заключает с родителями договор на присмотр и уход. Закон говорит о присмотре и уходе так:


Таким клубам нужно выбирать код ОКВЭД 88.91 — «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми», он относится к социальным услугам. С таким ОКВЭДом надо заниматься социальными услугами. Если начать готовить к школе, это может обнаружить проверка. В лучшем случае обойдется требованием получить лицензию или предупреждением, в худшем — штрафом или даже приостановлением деятельности клуба.

Детский клуб «Радужка» занимался присмотром и уходом за детьми. В клуб пришла прокуратура, потому что два раза в неделю с детьми проводили уроки по подготовке к школе. Прокуратура нашла признаки, что клуб занимался образовательной деятельностью:

  • учебники, прописи, рабочие тетради;
  • договор оферты со стоимостью занятий группы «Знай-ка», в котором упомянута дошкольная программа для детей 5—6 лет;
  • методические материалы и пособия в комнате для занятий.

Суд согласился с прокуратурой, но заменил штраф на предупреждение. Судебное дело.

В клубе развлекают детей

Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.

Такие клубы работают под ОКВЭДом 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».

Клуб проводит общеразвивающие занятия

В клубе с детьми занимаются творчеством, танцами, спортом. Это похоже на образовательную деятельность, но у занятий не все признаки образовательной деятельности и другие коды ОКВЭД.

Клубную деятельность выбирают предприниматели, которые не считают свои занятия образовательными. Они называют центры досуговыми, нанимают специалистов по работе с детьми и инструкторов, работают без образовательной программы и фиксированного расписания.

Наташа ходит в клуб на занятия по лепке и арт-терапии. Иногда маме некогда водить дочь, и та пропускает занятия. Но это неважно: в клубе нет жесткого расписания, никто не оценивает результат. Главное, чтобы ребенку нравилось.

Из ОКВЭДов подойдет 90.04.3 — «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества».

С клубной деятельностью не всё однозначно. В 2013 году Министерство образования описало, как организовывать дополнительное образование, и перечислило его формы:

  • клубы,
  • секции,
  • кружки,
  • лаборатории,
  • студии,
  • оркестры,
  • творческие коллективы,
  • ансамбли,
  • театры.

Ничто не мешает кружкам, клубам и секциям быть образовательными. Судебные решения по клубным делам разные. Иногда суды встают на сторону предпринимателей.

Прокуратура проверила центр раннего развития «Супердетки» и посчитала, что компания ведет образовательную деятельность без лицензии. В центре учили английскому. Предприниматель настаивала, что у нее кружок, специальных программ нет, и это не образование.

Суд рассмотрел такие факты о клубе:

  • с родителями заключали договоры о досуговой и воспитательной деятельности;
  • количество детей на занятиях всегда разное, посещение клуба несистематическое;
  • в клубе нет педагогогов, там работают руководитель кружка, администратор и организатор детского досуга;
  • в документах и рекламе нет ничего об обучении.

Суд не увидел в работе клуба образовательной деятельности и согласился с собственником. Судебное дело.

В другом деле прокуратура выиграла.

Прокуратура и Министерство образования проверили детский клуб «Веселые горошины». Проверяющие опросили собственника, проверили сайт и документы и вот что нашли:

  • программу дошкольного образования «Детство»;
  • расписание занятий для детей разного возраста;
  • договоры с родителями на обучение по образовательной программе;
  • трудовые договоры с педагогами — воспитателем и логопедом;
  • должностную инструкцию воспитателя с описанием его обязанностей как педагога;
  • медицинские книжки педагогов.

Суд решил, что клуб ведет образовательную деятельность, и оштрафовал его на 4000 рублей.

Эксперт портала Гарант.ру разобрал вопрос про кружок танцев и тоже не дал однозначного ответа на вопрос, нужна ли лицензия:


Образовательная деятельность — это набор признаков: системность, результат, обязательность, продолжительность, последовательность. Чтобы доказать, что лицензия не нужна, придется показать, что в занятиях таких признаков нет, и подтвердить это договорами и другими документами.

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Мнение юридического консультанта

Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:

— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.

С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.

ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.

Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.

Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.

Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.

Лицензия на образовательную деятельность: нужна ли она языковым школам и детским центрам?

На образовательную деятельность нужно получать лицензию. Обычные школы и вузы не сомневаются в её необходимости. Для частных компаний, например, языковых школ и детских секций, ситуация не так очевидна. Считаются ли тренировки и нешкольные занятия образованием? Если да, какие есть исключения?

Что такое образовательная деятельность

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

предмет, объем и режим обучения;

преподаватели и условия обучения;

способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;

содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

1. Является ли деятельность фактически образовательной.

2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Когда лицензия точно не нужна: исключения

Освобождены от получения лицензии:

1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.

2. Индивидуальные предприниматели, которые лично ведут обучение и не привлекают других педагогов. Например, если вы лично ведёте онлайн-курс по фотографии, лицензия не нужна в любом случае. Даже если это годовая программа обучения с выдачей сертификата в конце.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Спорные ситуации из судебной практики

Когда Рособрнадзор находит нарушение, компанию наказывают по 14.1 КоАП. ИП штрафуют на 4-5 тыс. ₽, ООО — на 40-50 тыс. ₽. Затем инспекторы приходят второй раз, чтобы проверить исправления. Значит, компании заодно придётся обязательно получить лицензию и соответствовать лицензионным требованиям. А это довольно сложно и дорого, а некоторые помещения вообще нельзя адаптировать под требования санпинов.

Поэтому предприниматели обращаются в суд и пытаются доказать, что они не занимаются образовательной деятельностью. Судебная практика очень неоднозначна, особенно на уровне районных судов.

Покажем на двух примерах:

1. Дело № А56-25488/2013. Учебный центр по инициативе прокуратуры привлекался к административной ответственности за образовательную деятельность без лицензии. Центр обучал иностранным языкам, компьютерной грамотности и другим предметам. Курсы носили платный характер. Знания учеников не проверялись, документ об образовании не выдавался. Суд пришёл к выводу, что всех признаков образовательной деятельности нет, а есть только её отдельные характеристики. Ответственности центр избежал.

2. Дело № 310-АД17-3729. Дошло до Верховного суда, более свежее и показательное. Ответчик — учебный центр, который занимался подготовкой судоводителей маломерных судов. Ситуация схожая: платные курсы без итоговой аттестации и выдачи свидетельства. Но в данном случае Верховный суд сделал вывод о том, что невыдача свидетельств об окончании программы не мешает считать деятельность образовательной.

Напомним, что суды ориентируются на Верховный суд, но не всегда принимают аналогичные решения. Есть шанс, что языковая школа или детский центр получат решение, как в первом случае, — и им не придётся платить штраф и возиться с лицензией.

Как подстраховаться от претензий

1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.

2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.

3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».

4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.

5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.

6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

С 2013 года предоставлять услуги в образовательной сфере разрешили коммерческим организациям и ИП. С этого момента они наравне с некоммерческими учреждениями могут обучать специалистов, повышать их квалификацию или воспитывать и обучать детей.

Чтобы заняться подобной деятельностью, следует оформить образовательную лицензию для ИП на конкретный вид услуг. Детально узнать об особенностях получения образовательной лицензии для ИП можно на консультации профессионалов от юридической компании МИП, они обстоятельно разъяснят вопрос и помогут получить документ.

Стоимость получения образовательной лицензии для ИП

Консультация является обязательным этапом перед подписанием договора, на ней юристы разъясняют суть вопроса, законодательные нормы и способ получения услуг от компании МИП

Если для вас важно получить образовательную лицензию для ИПс первого раза, но вы не уверенны в соответствии всех условий требованиям, следует подключить на данном этапе юристов. Они изучат все материалы и укажут на ошибки и несоответствия

Сбор документов – это еще один важный этап, ошибки в прохождении которого приведут к отказу в лицензии. Поэтому если вы не обладаете достаточными знаниями относительно состава папки документов, юристы все выполнят за вас и при этом не упустят ни одной детали

Получение образовательной лицензии «под ключ»

Данная услуга актуальна для предпринимателей, у которых нет свободного времени на самостоятельное обращение в государственные ведомства и сбор документов. Юристы компании МИП точно знают как правильно и быстро выполнить все этапы


Преимущества

Аккредитовано более 1000 компаний

Оплата в рассрочку на 4 части

100% гарантия получения лицензии

Делаем работу под ключ. Все сложности берем на себя

Этапы получения образовательной лицензии для ИП






Всегда ли нужна образовательная лицензия для ИП?

Регламентируют процесс предоставления услуг по образованию и получение разрешения на деятельность такие акты:

  • Закон «Об образовании»;
  • Положение «О лицензировании образовательной деятельности»;
  • Приказ Минобрнауки № 244 от 17 марта 2015 года;
  • Утвержденные министерством стандарты для каждого отдельного вида образования, учитываемые при разработке учебных планов.

Если происходит профессиональная подготовка, то программы формируются согласно законодательству в конкретной области.

На основании Положения образовательная лицензия для ИП обязательна, за исключением определенных случаев:

  • Нет аттестации после окончания обучения;
  • Нет выдачи сертификата о прохождении обучения;
  • ИП на основании личных знаний и опыта самостоятельно преподает. Он вправе нанимать штат сотрудников, но не педагогов. Если же в результате расширения учреждения он нанимает дополнительно преподавателей, тогда лицензия обязательна.

Кем выдается образовательная лицензия для ИП, на каких основаниях и на какой период

Лицензированием деятельности занимается Рособрнадзор и органы в регионах, уполномоченные ведомством.

Самостоятельно Рособрнадзор лицензирует:

  • ВУЗы;
  • Организации федерального значения;
  • Иностранные организации на территории РФ или российские за пределами РФ.

Если вы решили открыть дошкольное образовательное учреждение, колледж или предоставить услуги по дополнительному образованию тогда нужно обращаться в уполномоченный орган.

Обычно, это Департамент или Министерство образования в городе, однако лучше уточнить на сайте Рособрнадзора точную информацию.

Перед обращением следует подготовить для проверки все составляющие согласно требованиям:

  • Помещение;
  • Педагогический состав;
  • Учебно-методическую литературу и оборудование;
  • Доказательство наличия требуемых условий для пребывания в помещении людей;
  • Папку документов.

Помещение должно принадлежать ИП на правах собственности или же по договору аренды. Кроме учебных классов, здесь должна иметься библиотека, медкабинет, спортзал и прочие помещения. Если будет обеспечение питанием, например, в детском саду, следует оборудовать кухню и обеденный зал, важно чтобы они соответствовали всем нормам и были безопасны как для коллектива, так и для посетителей.

Каждый педагог коллектива должен предъявить документы, подтверждающие стаж и образование. Документация должна состоять из юридических бумаг самого ИП и образовательных программ. Если используется дистанционное обучение или специальное оборудование для его получения, необходимы документы и на техническое обеспечение.

Итак, в папку документов входят:

  • Документы на помещение;
  • Оформленные ИП справки о материально-техническом обеспечении и наличии условий для обучения людей с ОВЗ;
  • Устав;
  • Заключения СЭС и пожарной инспекции;
  • Годовой учебный план;
  • Документы на каждого педагога;
  • Подтверждение наличия тематической литературы и оборудования;
  • Копии свидетельства о регистрации и постановки ИП на налоговый учет;
  • Справки, формы которых можно скачать с сайта Минобрнауки;
  • Квитанция об уплате госпошлины.

Кроме этого могут понадобиться дополнительные документы, например, разрешение на открытие пищеблока или соответствующее положение при открытии дополнительного филиала.

Изначально будут проверены документы – все ли есть. Если какой-то документ отсутствует, на исправление недочета отводится 30 дней. Далее проводится достоверность данных и совершается выездная проверка. После этого выдается образовательная лицензия ИП. В среднем уйдет около 2 месяцев.

Если выполнять весь процесс получения общеобразовательной лицензии для ИП самостоятельно, то уплатить нужно только пошлину в размере 7 500 рублей. Но при этом можно бесконечно тратить время на доработки, а соответственно и финансы.

В случае обращения к нам период получения образовательной лицензии для ИП будет сокращен до минимума. При этом стоимость наших услуг не столь высока в сравнении с возможными потерями при простое из-за длительного периода самостоятельного оформления.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N° 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об образовании) к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона об образовании установлено, что на индивидуальных предпринимателей, обучающихся, педагогических работников, занятых у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (часть 1 статьи 32 Федерального закона об образовании).

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (часть 3 статьи 32 Федерального закона об образовании).

К основным общеобразовательным программа относятся:

  • образовательные программы дошкольного образования;
  • образовательные программы начального общего образования;
  • образовательные программы основного общего образования;
  • образовательные программы среднего общего образования.

К дополнительным общеобразовательным программа относятся:

  • дополнительные общеразвивающие программы;
  • дополнительные предпрофессиональные программы.

*К основным программа профессионального обучения относятся:

  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • программы переподготовки рабочих, служащих.

*Реализация основных программ профессионального обучения осуществляется в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июля 2013 года N° 513.

Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы (часть 4 статьи 32 Федерального закона об образовании).

При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности (часть 5 статьи 32 Федерального закона об образовании).
Согласно части 2 статьи 91 Федерального закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Обращаем внимание, что согласно части 10 статьи 108 Федерального закона об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

Порядок лицензирования образовательной деятельности устанавливает Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N° 966.

Читайте также: