Нужна ли служба в армии для работы в фсин

Опубликовано: 17.09.2024

1. На службу в уголовно-исполнительной системе вправе поступать граждане не моложе 18 лет (за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи) независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.

2. Зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме в должности курсанта является поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе. В образовательные организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет, но не моложе 16 лет на дату зачисления.

3. Предельный возраст поступления на службу в уголовно-исполнительной системе устанавливается:

1) для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе - 40 лет;

2) для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме по программам бакалавриата и программам специалитета в должности курсанта - 25 лет.

4. Возрастные ограничения для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе граждан, ранее проходивших службу в уголовно-исполнительной системе или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, установленными статьей 91 настоящего Федерального закона.

5. Гражданин не может быть принят на службу в уголовно-исполнительной системе в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ пункт 1 признан утратившим силу с 1 июля 2021 г.

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, подвергался в судебном порядке административным наказаниям за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в уголовно-исполнительной системе), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу в уголовно-исполнительной системе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

5) не согласен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) не дал письменного согласия на обработку своих персональных данных в целях изучения возможности приема его на службу в уголовно-исполнительной системе.

6. Граждане, поступающие на службу в уголовно-исполнительной системе, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, психофизиологические исследования, тестирование, направленные на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

7. Иные ограничения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, могут быть установлены только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Вернувшись из армии и какое-то время отдохнув, передо мной встал вопрос дальнейшего трудоустройства. Вариантов, куда податься, было много, одним из которых было поступление в правоохранительные органы. О попытке устроиться в Федеральную службу исполнения наказания (ФСИН) будет интересно поведать ,так как эта деятельность специфическая.

С чего всё началось?

С момента возвращения из армии прошло 3 недели, я уже почти оклемался и привык к гражданской жизни. Середина недели, время около 20:00. Я смотрю различные объявление по трудоустройству, рассматривал варианты по моей специальности или смежной. Вдруг поступает телефонный звонок с неизвестного номера - подумал, что может по отклику позвонили. Отвечаю на телефонный звонок - на том конце провода вежливый мужской голос приглашает на службу в одну из исправительных колоний моего города. Собеседник рассказывал о всех возможных социальных гарантиях, о льготной выслуге лет 1 год за 1,5 (т.е. выход на пенсию через 13 лет). Я уточнил все интересующие меня вопросы, касаемо графика работы, зарплаты, обучения, внутренних подразделений и т.д. Завершая наш разговор, я сказал: "в случае чего, я вам позвоню". Я сам сразу не понял, как забавно получилось: когда это вы видели, что работодателю говорят его же стандартную фразу? После разговора, первое о чём я с иронией подумал - "хоть где-то меня ждут".

Стремглав я туда конечно не поехал. Первоначально рассматривал подразделения, куда я смог бы пройти - отдел охраны или безопасности. Отдел охраны занимается охраной периметра исправительного учреждения - сотрудники отдела со спецконтингентом почти не взаимодействуют. Младшие инспектора стоят на постах на наблюдательных вышках и занимаются обходом периметра. Отдел безопасности занимается непосредственно надзором за спецконтингентом и прочими задачами внутри зоны.

Далее, я отложил этот вариант на потом, так как я понимал, что люди нужны там всегда, поэтому и набор из-за текучки кадров также всё время будет актуален. Решил, что на зону всегда успеть можно, попробую чего-нибудь найти на гражданке или узнаю про другие правоохранительные органы.

Второй звонок

После первого звонка прошло чуть меньше месяца, идеальный вариант для себя вариант для работы не нашёл. Думал также насчёт того, чтобы пойти во ФСИН и начал потихоньку смотреть другие исправительные учреждения. Вдруг где-то в 17:00 поступает звонок с неизвестного номера. Думал, неужели снова перезванивают по отклику. Ответил на звонок, услышал женский голос, который также приглашал на службу в исправительную колонию. Я уточнил куда именно приглашают, и ответ меня повеселил - туда же, откуда был первый звонок. И опять я с иронией подумал: "ну раз они мне аж целых 2 раза звонят, может я действительно такой ценный кадр?". Ну раз они действительно только меня и ждут, то я договорился на ближайшее время, что приеду.

Приезд в колонию

После беседы в отделе кадров, меня свели с заместителем начальника колонии по охране. Первое, что он у меня спросил с недоумением - "почему так долго ехал?". Я конечно, немного растерялся от такого вопроса, но сразу ответил - "Много времени езда занимает". Не знаю, что он имел ввиду, но думаю, что его волновала не фактическая езда, а что я приехал не по первому звонку.

Начальник охраны повёл меня в здание их подразделения - оно находилось вне зоны, поэтому меня никак не обыскивали, и телефон я не сдавал. Перед входом в помещение, увидел я группу людей в чёрной форме и с бирками. Я сразу смекнул, что это не сотрудники, а осуждённые из "хозбанды" - они выполняют строительные и хозяйственные работы на объектах исправительного учреждение за какие-то поблажки со стороны администрации. В здании отдела охраны делался ремонт, и эта группа осужденных из хозбанды работала там.

Начальник по охране завёл меня в кабинет, он рассказал подробно про социальные гарантии, график работы (1/3, а при усилениях 1/2), про прохождения аттестации, сдачу разных зачётов, про испытательный срок и т.д. Про испытательный срок было сказано, что по сроку он всегда разный - от 2 месяцев до 6; также во время испытательного срока я выполнял бы какие-либо ремонтные работы в помещении отдела охраны. Начальник ещё добавил, что я сделал правильный выбор, что пришёл именно к ним: это и из-за льготной выслуги лет, и потому что в полиции фактический график ещё хуже. Не знаю точно, правда это или нет.

После разговора с начальником, он позвал психолога и мы пошли в другой кабинет. Заполнив мои анкетные данные, обменялись несколькими словами, и психолог дал мне заполнять большой психологический тест на 300+ вопросов, иногда повторяющихся по смыслу. Примерно через 1,5-2 часа я его заполнил и сдал. И мне сказали ждать звонка.

Развязка

Прошла неделя, мне до сих пор не позвонили. Решил я сам о себе напомнить. Звоню и "кидаю предъяву", мол, почему мне не звонят. Мне перезванивают, и говорят, что я не принят. Я конечно усмехнулся - сами ведь они мне целых 2 раза звонили, как буд-то только меня и ждали. Понятное дело, что звонки были по наводке военкомата. Я конечно, был в недоумении, ведь в армии для допуска в караул я писал такой же тест, правда меньше раза в 2, но вопросы плюс минус те же. Возможно, я утомился и где-то совершил оплошность, даже не знаю в общем, не буду гадать.

Поразмыслив несколько дней, я продолжил поиски постоянного заработка. Начал параллельно смотреть другие исправительные учреждения. Даже нашёл то, которое в 20-30 минутах ходьбы от дома. Решил, что учту свои ошибки по психологическому тесту и попробую устроиться туда.

В конечном итоге, мне поступило предложение от другой организации по поводу работы и, соответственно, во ФСИН во второй раз пробовать устраиваться не стал. В любом случае загадывать не буду, как пойдёт дальше жизнь. Поэтому, говорить о намерениях повторить попытку устроиться туда воздержусь, дальше будет видно.

Работать в Федеральной Службе Исполнения Наказаний - довольно сложно, но практично. Это государственная служба. Соответственно, сотрудники получают достойную заработную плату. Льготы. И полный социальный пакет.

Мы расскажем об особенностях службы во ФСИН.

Чем занимаются сотрудники ФСИН?


На сотрудников Федеральной Службы Исполнения Наказаний возложена ответственность по содержанию преступников под стражей. Они должны следить за тем, чтобы люди, нарушившие закон, понесли за него ответственность. Не сбежали из тюрьмы.

Работа сложная в психологическом плане. Однако, она имеет свои преимущества.

Что нужно для трудоустройства во ФСИН?

Чтобы начать работать во ФСИН, подросток должен быть подготовленным. Как физически, так и морально. Последнее очень важно. Поскольку ему предстоит работать с криминальными элементами. Которые совершают ужасные поступки. И ведут себя довольно жутко.

Как происходит отбор во ФСИН?


Сначала с соискателем проводят собеседование. Там ему задают стандартные вопросы, как при найме на работу в обычное учреждение. После этого, в случае успешного прохождения интервью, соискателя отправляют к психологу. Тот проводит с ним беседу. Выясняет, сможет ли соискатель работать в криминальной среде. Не сломается ли под давлением преступников.

После этого тинейджера отправляют на полиграф. Задают ему различные вопросы. И выясняют подробности о жизни соискателя.

Когда проверка на детекторе лжи успешно пройдена, специалисты ФСИН начинают проверять, с кем общается подросток. Нет ли среди его друзей/знакомых преступников. Или потенциально опасных для службы во ФСИН связей.

Если подросток успешно пройдет все тесты, то его примут в государственную структуру.

Требования к кандидатам, которые планируют устроиться на службу во ФСИН

К соискателям, которые планируют устроиться на службу во ФСИН, предъявляется ряд требований:

  1. Совершеннолетие. Соискателю должно быть минимум восемнадцать. Лиц моложе этого возраста во ФСИН не принимают.
  2. Крепкое здоровье. Причём, не только физическое, но и психологическое.
  3. Отсутствие судимостей. Лица, на которых была наложена уголовная ответственность (даже условная), во ФСИН служить не могут.
  4. Умение следовать приказам начальника. Знать правила поведения с преступниками. Соблюдать ограничения и запреты, которые прописаны в уставе государственной структуры.

Как устроиться во ФСИН в офицерский состав?


Соискатель может устроиться во ФСИН на должность офицера. Однако, для этого он в обязательном порядке должен закончить университет. Иметь диплом педагога, психолога, юриста. Или закончить военную и другие специальности. В этом случае соискатель может претендовать на любую офицерскую должность. В том числе, и начальника отряда.

Во ФСИН можно устроиться даже на гражданские специальности

Федеральной Службе Исполнения Наказаний периодически требуются сотрудники по гражданским специальностям. Таким, как:

  1. Бухгалтер.
  2. Доктор.
  3. Специалист, разбирающийся в электротехнике.

И многие другие специалисты.

Работать во ФСИН - безопасно


Многие молодые люди проявляют желание к тому, чтобы начать служить во ФСИН. Но потом начинают сомневаться в том, что это будет правильным решением. Потому, что боятся за свою безопасность.

Беспокоиться об этом не стоит. Система защиты сотрудников от физических контактов с преступниками работает отлажено. Подростку предстоит следовать инструкциям. И, в конечном итоге, ничего страшного не случится. Никто из заключенных не сможет сделать с подростком ничего плохого.

Если происходит какой-либо форс-мажор, то к месту происшествия сбегаются охранники. И быстро прекращают нападение злоумышленников. При этом, к месту происшествия охрана прибегает за кратчайший срок. За одну-две минуты.

Сотрудникам ФСИН дают возможность бесплатно закончить университет

Работники ФСИН имеют возможность начать учиться в университете. Бесплатно. За счёт государства.

Они смогут совмещать работу и учебу. Например, учиться в университете на заочном отделении. Или на очном, но по вечерам.

Государство предоставляет сотрудникам ФСИН возможность повысить свою квалификацию. Чтобы претендовать на более высокую должность. И, как следствие, на увеличение заработной платы.

Однако, если сотрудник учится в университете за счет государства, то заключает с ним контракт. В рамках которого, должен будет в обязательном порядке проработать во ФСИН несколько лет.

Сотрудникам ФСИН помогают с жильем


Работники государственной структуры имеют возможность завладеть квартирой. Когда сотрудник отработает в органе десять лет, то может занять место в очереди на получение средств для покупки жилья. Или на получение самой квартиры.

При этом, очередь двигается довольно быстро. Не стоит на месте годами. Следовательно, в будущем у подростка будет возможность получить квартиру абсолютно бесплатно.

Как ни странно, во ФСИН работает и молодежь

Статистика показывает, что ФСИН привлекателен в плане работы не только для людей среднего возраста. Но и для молодежи. 25% сотрудников государственного органа - мужчины в возрасте до тридцати лет. Это свидетельствует о том, что работа интересная.

Работать во ФСИН - интересно


У жителей России сложился стереотип о том, что работать в тюрьме - ужасно. Что это сильно давит на психику. Что нужно выполнять много монотонной работы. И многое другое.

Это не так. В большинстве тюрем регулярно организовываются специальные мероприятия для сослуживцев. Здесь проводят корпоративы с КВНом, конкурсами и огромным количеством концертов. Для детей сослуживцев администрация тюрьмы организовывает различные мероприятия. Развлекает их.

С сотрудниками ФСИН всегда работают психологи

В каждой тюрьме есть профессиональные психологи. Они регулярно занимаются с сотрудниками ФСИН. Общаются с ними. Следят за тем, чтобы у них не было стресса, депрессии. И чтобы они не выгорели в профессиональном плане.

Также, психологи отслеживают состояние сотрудника на предмет того, когда его можно будет повысить. Если он отлично справляется со своей службой и любит работу, то его с радостью переведут на более высокую должность.

Получить продвижение по службе, работая во ФСИН, очень просто. Если проявлять себя с хорошей стороны, то подросток сможет быстро занять более высокую должность. И в будущем сможет стать даже начальником тюрьмы.

Льготы сотрудников ФСИН

Каждый работник Федеральной Службы Исполнения Наказаний имеет специальную страховку. И отличный социальный пакет. Заработная плата у сотрудников ФСИН довольно высокая. При этом, она стабильно выплачивается. Без задержек.

Преимуществом работы во ФСИН является то, что можно в раннем возрасте выйти на пенсию. Всего через двенадцать лет службы. Дело в том, что один год работы в тюрьме приравнян к полутора годам.

Вакансии во ФСИН открыты во всей России. Найти работу можно практически в любом регионе.

Кому могут отказать в принятии на службу во ФСИН?


Работать во ФСИН не смогут граждане, которые:

  1. Обладают видом на жительство в другой стране. Или иной документ, который позволяет гражданину свободно жить на территории чужого государства. В течение длительного времени.
  2. Замешаны в уголовном деле. Проходят по нему, как подозреваемые. Или как обвиняемые.
  3. Регулярно, за год до того, как поступить во ФСИН, получали штрафы за административные нарушения. И повторно совершали их.
  4. Были осуждены в уголовном порядке. Но с них были сняты обвинения по амнистии, истечению срока давности, благодаря примирению с истцом, и другими случаями.
  5. Отказываются следовать порядку, установленному в тюрьме. Не принимают свои права и обязанности. Не хотят соблюдать запреты. Не хотят принимать тот факт, что в случае совершения противоправных действий могут понести уголовную ответственность.
  6. Отказываются предоставлять разрешение об обработке их личных данных при приеме на работу. Последние необходимы для проверки человека.
  7. Не имеют гражданства Российской Федерации. Служить во ФСИН могут только постоянные жители страны.

Заключение

Работа во ФСИН подойдет не для всех. Она довольно непростая. Сложная в психологическом плане. И монотонная. Однако, благодаря, в том числе, и ФСИН, мы можем чувствовать себя в безопасности. Потому, что преступники находятся в крепких руках.

Если подросток хочет поступить на службу сюда, то пусть в обязательном порядке взвесит все плюсы и минусы. И только после этого начинает работать по специальности.

Итак, дорогой читатель, если ты не знаком с тюремными жаргонами, воровскими понятиями и вообще не слышал о «культуре АУЕ», то многое из написанного покажется бредом из мира фантастики. Но все, что я здесь скажу, я когда-то видел сам и в чём-то принимал участие.

Маленькие химические лаборатории, «петухи», АУЕ — как работают российские тюрьмы

Начало

Еще во время срочной службы я знал, что в местную колонию постоянно идёт набор новых кадров. Тяжёлые условия труда и специфическая деятельность не привлекает молодые кадры – приходящие на собеседование молодые, как правило, не справляются с предварительным отбором. Обстановка вокруг такова, что из-за низкого культурного развития в посёлке, как и в целом по области, преобладает идеология АУЕ.

В это время шла та самая знаменитая реформа Уголовно-исполнительной системы (УИС). Высокопоставленные чины делили государственные деньги, а исправительные учреждения из-за низкого финансирования не могли найти средств даже на оплату коммунальных услуг. Нашумел случай Александра Реймера – бывшего директора ФСИН, осуждённого за мошенничество и в итоге отправленного в места не столь отдаленные. Реймер с подельниками украли более двух миллиардов рублей средств, предназначенных на приобретение ручных браслетов для отслеживания осуждённых, отбывающих наказание в домашних условиях. На момент написания статьи решался вопрос об освобождении Реймера по УДО.

После демобилизации я позвонил в колонию и вскоре успешно прошёл собеседование. Пообещали хорошую зарплату, стабильный график, оплачиваемые в двойном размере переработки и праздничные.

После успешного прохождения медкомиссии заключил контракт с УФСИН на три года. Поступил на службу в Отдел Безопасности в должность младшего инспектора (это те сотрудники, которые непосредственно работают со спецконтингентом). Выдали форму, провели инструктаж.

Передо мной открылась печальная картина. На 700 человек осуждённых смена состояла всего из нескольких сотрудников. Коллеги рассказали про службу – переработки и праздничные никто не оплачивает, отгулы не дают. Если, не дай бог, возьмёшь больничный, то начальство накинется – позже я в этом убедился.

Пройдя «стакан» (КПП – помещение, где сотрудники и посетители показывают свои документы, проходят досмотр), я вошёл на территорию «зоны».

Сразу ощутил тяжесть атмосферы: даже запах у «зоны» свой, он отпечатался в моей памяти навсегда. Одномоментно почувствовал на себе сотни любопытных и злобных взглядов, которые не сулили для меня ничего хорошего. Ведь и правда, человек чувствует, когда на него смотрят семьсот пар глаз. Мне стало не по себе. Несмотря на это, долгое время я работал на «зоне» беззащитным. Специальные средства не выдаются стажёрам.

Коллеги на месте ознакомили меня с порядком применения специальных средств и физической силы, а также с Правилами Внутреннего Распорядка (ПВР). ПВР – правовой акт, который регламентирует все правила, нормы поведения осуждённых, и который они обязаны соблюдать. Мы же были обязаны знать и требовать беспрекословного выполнения осуждёнными ПВР.

По первоначальной договорённости я должен был работать пятидневный график по 8 часов, а не посуточно, но правила в колонии таковы, что стажёр тоже дежурит сутками из-за катастрофической нехватки кадров.

В ходе инструктажа опытные сотрудники провели меня по территории, показали все ограждения, возможные места побега, подкопа и рывка. Так я узнал о воровских «понятиях»: ни в коем случае нельзя доверять осуждённым.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Знакомство с «понятиями»

Для меня был проведён мини-экскурс о социальном разделении осуждённых на касты внутри уголовного мира. Объяснили, кто такие чёрные, или блатные. Чёрные (блатные) – осуждённые, категорически отказавшиеся сотрудничать с администрацией колонии, строго соблюдающие «воровские понятия». Эти люди противодействуют администрации колонии, занимаются провокацией в отношении администрации и постоянно нарушают ПВР, в общем, типичные маргиналы. Таких ещё называют «отрицалово».

За частые нарушения на таких лиц сотрудниками ИУ составляется рапорт о нарушении ПВР, чёрных часто отправляют в ШИЗО – штрафной изолятор или «кича» на блатном жаргоне. ШИЗО – помещение для отбывания наказания за постоянные нарушения. В каком-то смысле ШИЗО – это тюрьма внутри тюрьмы, и порядки там соответствующие.

Также существуют ПКТ и ЕПКТ (помещения камерного типа) – там условия отбывания ещё жёстче. В ПКТ изолируют самых опасных нарушителей на длительное время для изоляции от остальных осуждённых. Ещё был ОСУОН – отряд строгого отбывания наказания. Там отбывают осуждённые за терроризм, экстремизм, склонные к побегу и самые злостные нарушители режима, закона и порядка.

Кроме чёрных, есть «красные» или, как их называют блатные, – «козлы». Красные или козлы – это осуждённые, которые подписали документ о сотрудничестве с администрацией ИУ и работают официально или не официально, получая за это зарплату, которая облагается налогом, или же определенные снисхождения со стороны сотрудников.

Последняя каста, самая униженная, бесправная внутри уголовного мира – осуждённые с низким социальным статусом, на блатном жаргоне – «обиженные» или «петухи». Эти люди заняты самой грязной работой – уборкой всей колонии, очисткой туалетов, канализаций, иных отходов жизнедеятельности. На их плечах лежит обязанность сексуально удовлетворять других осуждённых, но, как правило, не бесплатно. Прошу заметить, не все обиженные занимаются таким промыслом, а только единицы – как правило, они гомосексуальны. Ко всем представителям обиженных в тюрьме нельзя ни прикасаться, ни садиться или стоять с ними рядом. Категорически запрещено дотрагиваться до их вещей или принимать от них что-либо. В общем, как я узнал чуть позже, эта колония считается «чёрной», то есть администрация не справляется со своими обязанностями и «зоной» управляют те самые блатные.

Посещая режимные помещения – ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и ОСУОН, – обратил внимание на затертые надписи на стенах и зданиях: Режим, Закон, Порядок.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Как стажируют молодых

Стажировка длилась три месяца, и служба медом мне не показалась.

Суточные дежурства – это отвратительный график полтора суток через полтора. На службе 25-30 часов, в оставшееся время трёхсуточного цикла – отдыхаешь. Из-за сильного дефицита кадров на меня возложили обязанности полноценного сотрудника, но за зарплату стажера, а она не доходила и до 14 тысяч за полный отработанный месяц.

За 3 месяца я достаточно насмотрелся на бардак и беспредел внутри колонии. Младших сотрудников прессует начальство: лишают премий, проводят «разборы полетов». Начальник всегда прав; если подчинённый провинился, после бессонных суток тащится на ковер к начальству. Каждый день конфликты с осуждёнными, провокации с их стороны и никакой защиты со стороны руководства. Начальники ссылаются на то, что сам виноват.

Однажды на меня напала группа осуждённых. Оборонялся. Начальник снова отчитал как школьника за разбитое окно.

Три месяца стажировки закончились, и меня отправили на двухмесячную первоначальную подготовку в учебный центр. Случился первый серьезный конфуз – работодатель не выплатил командировочные. После выяснения причин пообещали, что в течение учебы все оплатят. Командировочных так и не дождался. Бухгалтерия благополучно потеряла мои бумаги.

Знающие коллеги, с давних пор служащие в колонии, поведали, что есть некий фонд, куда все работники в добровольно-принудительном порядке каждый месяц вносили средства для оказания помощи сотрудникам колонии, столкнувшимся с жизненными трудностями. Однако если сотрудник обращался, деньги никто не выплачивал. На эти средства оплачивались огромные долги учреждения.

Прошла учеба, меня аттестовали. Теперь я настоящий, полноценный сотрудник, знающий НПА, регламентирующие мою работу, и ПВР. Мне выдали ПР-73 (или просто «дубинку»), баллончик с газом «Резеда», наручники и видеорегистратор «Дозор». Не успел я вернуться к себе на службу, как меня снова отправили в командировку в другую колонию – в населенный пункт, где разруха и криминогенная обстановка была ещё хуже, чем в моем городке. И опять не сразу выплатили командировочные, ссылаясь, что денег нет (где-то я это уже слышал).

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

А как дела на других «зонах»?

На месте дислокации поселили в общежитие для сотрудников. Условия спартанские: протекающая крыша, идёт дождь – предметы, лежащие на полу, как кораблики, плавали по комнате. Еду приготовить трудно, а бесплатно никто не кормил. В общем, по-русски, как мы любим говорить. От нового места службы я был в ещё большем удивлении. Разруха, беспредел, бардак. Моя родная «зона» показалась мне вполне законопослушной. В командировку приехали коллеги из других колоний, в том числе тюремный спецназ для наведения порядка. Порядок им навести не дали.

В штабе нас проинструктировали, в чем заключается наша задача. Рассказываю и вам. В эту колонию московское управление ФСИН влило огромные деньги в рамках реформы УИС. Были потрачены миллионы рублей на этот объект местного, а судя по вложениям, и всероссийского достояния. Вопрос, зачем в далёкой глубинке управление потратило столько денег? Может быть, для того чтобы вороватому начальству потом легче сиделось на этой «зоне». Достаточно прочитать в интернете, сколько высокопоставленных чинов этой прогнившей системы было осуждено на тюремные сроки.

Когда мы прибыли на территорию «зоны», взору открылось «прекрасное» зрелище. Основное ограждение разобрано для замены, вместо него только маскировочное – из прогнивших досок с колючей проволокой. Инструменты, стройматериалы лежали без присмотра, и их воровали зэки. Оптокабель в бараках лежал без присмотра, камеры видеонаблюдения, современные замки и инструменты находились в открытом доступе, растаскиваемые администрацией и зэками. Так исчезали сотни тысяч рублей, вложенных в обновление учреждения.

Администрация, с целью избежать больших хищений со стороны осуждённых, беспорядков и ещё хуже – побегов, шла на сговор с лидерами группировок внутри колонии. По некоторой информации от местных сотрудников, на «зону» регулярно завозили женщин с низкой социальной ответственностью. На территории объекта свободно распространялись наркотические, психотропные вещества и алкоголь работавшими там гастарбайтерами из бывших южных республик СССР. Работы по строительству и благоустройству колонии велись без соблюдения правил охраны труда. Никто строителей не контролировал.

Мы проводили обыски в помещениях, на рабочих объектах, пресекали попытки осуждённых заниматься распространением запрещённых предметов, но нам противодействовали сами работники, объясняя, что не нужно провоцировать осуждённых. В конце концов мы опустили руки. Бессмысленно что-то делать, когда начальство запрещает, несмотря на законы, инструкции и правила исполнять свои обязанности.

За все время спецназ заходил на территорию колонии один раз для так называемой Акции Устрашения.

Отработав последние командировочные дни, я попрощался с коллегами и вернулся домой.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Служба дома

Отдохнув немного, я вернулся на службу в свою колонию. Вновь бардак, беспредел, пресс с двух сторон, конфликты, обыски в отрядах, сопровождение зэков по всей колонии, смены по 27-30 часов, неоплачиваемые переработки.

Отгулов мне не давали, сколько ни просил. Однажды написал рапорт на предоставление отгула, принёс на подпись начальнику отдела. Он прочитал и, смотря мне в глаза, разорвал лист. После каждой смены с нами должны были работать психологи для релаксации после работы. Никто этим не озаботился. Главным психологом была жена заместителя начальника колонии, за два года она выросла в звании со старшего лейтенанта до майора. Сами понимаете, почему руководство спускало все с рук вспомогательным службам.

После близкого знакомства со спецификой службы я понял и узнал многое. Узнал, в том числе, о «не за что» осужденных лицах. Только эти лица насиловали, разбойничали и убивали. Запомните, если человек осуждён по статье за убийство, изнасилование или разбой, то в 99,9% случаев он это совершил.

Но я знал, что есть немало сотрудников, которые проносили запрещённые предметы.

На «зоне» я понял – если человек постоянно говорит, что он честный, принципиальный и добропорядочный, то, скорее всего, он таковым не является.

Я много раз участвовал в обысках, мы с ног на голову переворачивали отрядные бараки. Что только не находили: от самых последних моделей телефонов и ноутбуков до наркотиков и алкоголя.

Сколько раз я видел, как при попустительстве начальников осуждённые переводились из режимных помещений в общие отряды на «сходки» для решения своих дел. Насколько беспомощен рядовой сотрудник – тот самый маленький человек, на чьих плечах лежит вся эта система, гнилая махина! Я был тем самым маленьким человеком. Видел коррупцию, произвол начальства. Знаю, что руководство брало взятки, но ничего сделать не мог. Элементарно боялся сообщать в специальные органы, чтобы не лишиться места работы. Ведь все куплено! И вы поймите – это не в пределах одной лишь колонии или тюрьмы. Так везде. Такова система.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Исправляет ли исправительная система?

В наше время российская пенитенциарная система представляет собой пережиток советской, но подстроенная под реалии нашего времени.

В отличие от «тоталитарного совка», в «обновлённой демократической России» нет трудовых лагерей, абсолютное большинство осуждённых категорически отказываются работать, но при этом бесплатно и полноценно питается. Так как, согласно статье 4 ТК РФ, принудительный труд запрещён, в том числе в тюрьмах и колониях, то обеспечение бандитов лежит на плечах налогоплательщиков.

Вот я думаю, что осуждённый, который не работает – обуза для государства (не берём в расчёт инвалидов, подростков, малолетних детей и стариков).

Несмотря на лишения, питание на «зоне» налажено так, что в детских домах и во многих школах детишки могут позавидовать.

Согласно отчету УФСИН, один осуждённый обходится в сумму около 60 тысяч рублей в год, а по данным на конец 2019 года, количество осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, составило около 560 тысяч, не считая детей, живущих с матерями в женских колониях и подростков в воспитательных колониях. Умножьте эти числа друг на друга и получите восьмизначную сумму.
А если прибавить к этому вещевое довольствие, обслуживание различных объектов досуга?

Всё – за счёт трудового человека.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

А теперь, уважаемый читатель, подумай, кто тебя накормит, оденет, обеспечит всем необходимым? Никто. Ты работаешь, чтобы прокормить себя, свою семью и их. В колониях все бесплатно: медицина, питание, одежда, гигиена и досуг. Хочешь, в церковь иди, хочешь, кино смотри на хорошем современном телевизоре с кабельным ТВ. Вот где наступил коммунизм. Пусть и в очень извращённой форме.

Между тем, когда-то осуждённые самостоятельно обеспечивали свои колонии и даже принимали участие в строительстве Беломорканала, Куйбышевской ГЭС, строили заводы, прокладывали железнодорожные магистрали, автодороги, добывали уголь, лес, золото, принимали активное участие в индустриализации в предвоенные годы и в восстановлении страны после Великой Отечественной Войны. За это зеки получали достойную зарплату, а тем, кто работал в тяжёлых условиях, доплачивали надбавки, например 25% в северных условиях. Отбывающие наказание люди тоже принимали участие в строительстве социализма, а не паразитировали на теле Советского государства.

Нынешняя российская пенитенциарная система не является исправительной, несмотря на своё красивое название. Она погрязла в коррупции и кумовстве. Обязательно один начальник – родственник или друг другого высокопоставленного шефа. Все факты нарушения трудового законодательства тщательно скрываются. Знаю случаи, когда сотрудники коллективно писали письмо на имя директора ФСИН с жалобой на недостойную оплату труда. Вместо повышения, работников лишили премий. Писали в прокуратуру и трудовую инспекцию, везде отписки. Как говорится, «рука руку моет».

Работа в учреждениях поставлена так, что вместо исправительной работы с осуждёнными сотрудники занимаются отчетностью. Начальник отряда, приходя на работу в 9 утра, 8 часов занимается бумажной волокитой и потом, как правило, за свой счёт идёт работать непосредственно с осуждёнными. Домой возвращается поздно вечером или вообще ночью. За переработанные часы никто в этой системе не платит. Считаю, что это все и есть причины отсталости нашей уголовно-исполнительной системы.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Как я увольнялся из УИС и судился с УФСИН

Отслужив три года, я попросил перевод на другую должность – отказ. В конечном счёте решил уволиться. Перед увольнением обратился к юристу и подал в суд на УФСИН. Нарушив статью 140 ТК, УФСИН не выплатил мне заработную плату, компенсацию за невзятый отпуск и ещё некоторые выплаты, положенные внутренними приказами. Только во время судебных тяжб, длившихся месяц, мне вернули положенную сумму.

Судебное дело выиграл и был этим горд, я одержал маленькую победу над огромной системой. Невыплаченные командировочные, о которых я рассказывал ранее, выплатили только через год, после повторного суда с УФСИН, где я снова одержал победу. Из-за отсутствия нужного опыта совершил много ошибок, но какие, я узнал только после суда.

Вишневецкий А.
Фотографии взяты из интернета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Статья 17. Право поступления на службу в уголовно-исполнительной системе.

1. На службу в уголовно-исполнительной системе вправе поступать граждане не моложе 18 лет (за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи) независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.

2. Зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме в должности курсанта является поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе. В образовательные организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет, но не моложе 16 лет на дату зачисления.

3. Предельный возраст поступления на службу в уголовно-исполнительной системе устанавливается:

1) для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе - 40 лет;

2) для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме по программам бакалавриата и программам специалитета в должности курсанта - 25 лет.

4. Возрастные ограничения для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе граждан, ранее проходивших службу в уголовно-исполнительной системе или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, установленными статьей 91 настоящего Федерального закона.

5. Гражданин не может быть принят на службу в уголовно-исполнительной системе в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, подвергался в судебном порядке административным наказаниям за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в уголовно-исполнительной системе), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу в уголовно-исполнительной системе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

5) не согласен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) не дал письменного согласия на обработку своих персональных данных в целях изучения возможности приема его на службу в уголовно-исполнительной системе.

6. Граждане, поступающие на службу в уголовно-исполнительной системе, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, психофизиологические исследования, тестирование, направленные на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

7. Иные ограничения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, могут быть установлены только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе.

1. Для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе гражданин лично представляет в учреждение или орган уголовно-исполнительной системы:

1) заявление с просьбой о поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе (на обучение в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы) по форме, установленной федеральным органом уголовно-исполнительной системы (далее - заявление);

2) паспорт гражданина Российской Федерации;

3) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации;

4) собственноручно написанную автобиографию;

5) документы об образовании и (или) о квалификации;

6) документы воинского учета - для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу;

7) трудовую книжку, за исключением случая, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые либо если трудовая книжка утрачена, или заверенную работодателем копию трудовой книжки, если гражданин на момент представления документов работает;

8) уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

9) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации;

10) согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений;

11) согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в уголовно-исполнительной системе;

12) сведения, предусмотренные статьей 20.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

2. Документы, не указанные в части 1 настоящей статьи, представляются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Документы, указанные в пунктах 2 и 5 - 8 части 1 настоящей статьи, после заверения их копий уполномоченным должностным лицом возвращаются гражданину в день их представления.

4. Порядок приема документов для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе и перечень должностных лиц, имеющих право принимать указанные документы, утверждаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, и принятие по ним решений.

1. Перечень уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, и принятия по ним решений, утверждается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

2. Уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

3. Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен уполномоченным руководителем на срок до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина.

4. По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в уголовно-исполнительной системе, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:

1) заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;

2) допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в уголовно-исполнительной системе;

3) заключить с гражданином контракт без условия об испытании;

5) отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в уголовно-исполнительной системе, приеме на службу в уголовно-исполнительной системе или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме.

5. О принятом в соответствии с частью 4 настоящей статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

6. Порядок проведения проверок, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе.

1. Для гражданина, поступающего на службу в уголовно-исполнительной системе, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в уголовно-исполнительной системе, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 11 и 12 настоящей статьи.

2. По результатам прохождения испытания на основании ходатайства непосредственного руководителя (начальника) срок испытания может быть сокращен.

3. Сотрудник, проходящий испытание, назначается на соответствующую должность в уголовно-исполнительной системе без присвоения ему специального звания, исполняет служебные обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в уголовно-исполнительной системе и условиями контракта.

4. Сотруднику, проходящему испытание, не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Сотрудника, проходящего испытание, запрещается привлекать к участию в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.

5. Сотрудник, проходящий испытание, наряду с исполнением обязанностей по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников, назначенного приказом уполномоченного руководителя. Порядок организации индивидуального обучения сотрудника, проходящего испытание, изучения его личных и деловых качеств и порядок оценки результатов индивидуального обучения сотрудника, проходящего испытание, устанавливаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

6. Не позднее чем за 14 дней до окончания срока испытания непосредственный руководитель (начальник) сотрудника, проходящего испытание, подготавливает заключение в письменной форме об исполнении им служебных обязанностей в период испытания (далее - заключение). Заключение после ознакомления с ним сотрудника, проходящего испытание, представляется на утверждение соответствующему уполномоченному руководителю.

7. Заключение должно содержать один из следующих выводов:

1) о признании сотрудника, проходящего испытание, выдержавшим испытание;

2) о признании сотрудника, проходящего испытание, не выдержавшим испытания.

8. На основании заключения уполномоченный руководитель не позднее чем за три дня до окончания срока испытания принимает одно из следующих решений:

1) о присвоении сотруднику, выдержавшему испытание, специального звания;

2) о расторжении с сотрудником, не выдержавшим испытания, контракта и увольнении его со службы в уголовно-исполнительной системе.

9. Сотруднику, проходящему испытание, в срок испытания не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и другие периоды, когда он фактически не исполнял служебные обязанности. В указанных случаях срок окончания испытания устанавливается с учетом периодов временной нетрудоспособности сотрудника, проходящего испытание, а также времени его отсутствия на службе по иным уважительным причинам и оформляется правовым актом уполномоченного руководителя.

10. Срок испытания засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе.

11. Испытание не устанавливается:

1) для граждан, назначаемых на должности высшего начальствующего состава;

2) для граждан, поступающих в образовательные организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме;

3) для граждан, назначаемых на должности по результатам конкурса.

12. По решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя испытание может не устанавливаться для граждан, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.

Читайте также: