Нужно ли обучать работников на стропальщика и машиниста крана управляемого с пола

Опубликовано: 04.05.2024

Стропальщик и курс целевого назначения управление ГПМ (грузоподъемными машинами) с пола

Большинство из нас много раз слышали о профессии «стропальщик», однако сущность этой работы представляем себе с трудом.

Деятельность стропальщика связана с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, а если более конкретно, то этот специалист отвечает за крепление грузов к стропам на кране. Следовательно, он работает в тесном тандеме с машинистом крана. Крановщик следит за работой механического средства, а стропальщик корректирует остальные нюансы погрузки.

О профессии начистоту

На первый взгляд может показаться, что работа стропальщика достаточно проста. Однако для организации безопасных такелажных работ специалисту необходимо обладать знаниями в некоторых областях.

Манипулирование различными по весу и габариту грузами требует не только грамотного определения вида крепежа, но и управления действиями машиниста, соблюдения установленных требований по охране труда и технике безопасности, обеспечения сохранности грузов. Работа стропальщика связана с проверкой груза и выбором строп, способом крепления к ним грузов, подготовкой и планировкой места под разгрузку.

Крановщик подчиняется сигналам стропальщика, определяет угол, на который необходимо поднять груз, и высоту его перемещения. Поэтому случайному человеку такую работу доверить нельзя. После обучения на специальных курсах и итоговой аттестации, стропальщикам присваиваются квалификационные разряды согласно с ЕТКС.

Что должен уметь стропальщик

Стропальщик со 2 разрядом должен уметь визуально определить массу и центр тяжести груза, выполнить строповку и увязку простых элементов (до 3 м. и до 5 т.) для их дальнейшего перемещения и укладки.

К стропальщику 3 разряда предъявляются более высокие требования. Он обязан обладать навыками работы с грузами такой же длины, массой до 25 тонн. Специалист должен определить виды сращивания и связывания строп, выбрать наиболее удобные зоны для выполнения строповки, изучить принцип, по которому работают грузозахватные приспособления.

Специалист с 4 квалификационным разрядом должен уметь организовать погрузку-разгрузку грузов весом более 25 т. и длиной более 6 метров, сборных элементов, техоборудования, конструкций. Он должен выбрать тип строп, умело заплести концы и срастить их.

Присвоенный 5 разряд требует от работника выполнения сложных по характеристике работ – строповку и увязку грузов средней тяжести, агрегатов, узлов, деталей и установить их на различные монтажные приспособления.

Стропальщик с 6 разрядом отвечает за такелажные работы с грузами особой ответственности, с массой более 50 тонн.

Кто управляет грузоподъемными машинами с пола

Погрузочно-разгрузочные работы в закрытых помещениях – складах, цехах, строительных объектах - выполняются специально предназначенной для этого подъемной техникой – кран-балками. В зависимости от предназначения, механизмы оснащаются различными типами грузозахватных устройств.

Однако способ управления у этого вида ГПМ одинаковый – это пульт в руках у машиниста, который не сидит в кабине, а управляет механизмом с пола. Этот специалист несет полную ответственность за каждую проводимую операцию, поэтому требования к нему предъявляются самые серьезные. Подготовку машинистов по управлению ГПМ с пола проводят на специальных курсах.

В учебную программу входит обучение чтению схем, осуществлению правильной строповки грузов, проверке надежности работы тормозной системы, определению массы груза. Квалифицированный специалист должен уметь понимать и применять знаковую сигнализацию, принимать решения в аварийных и непредвиденных случаях.

В обязанности машиниста, управляющего грузоподъемной техникой с пола, входит проверка строп на предмет исправности, перемещение грузов с учетом возможных препятствий. Профессиональная компетентностьмашинистов этой квалификации на этом не заканчивается. Рабочему необходимо разбираться в устройстве крана, знать все узлы и агрегаты механизма, их предназначение, способы диагностики по выявлению неисправных элементов.

Получить удостоверение машиниста, управляющего грузоподъемной техникой с пола, вам предлагает наш многопрофильный учебный центр "Феникс".

Является ли работа по установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины реконструкцией или модернизацией крана? Нужно ли проводить экспертизу промышленной безопасности ПС после проведения таких работ (на основании п. 260 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" [новый документ])?

  • под реконструкцией понимается изменение конструкций подъемного сооружения или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование подъемного сооружения для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.
  • Под модернизациейпонимается изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, которая является разновидностью реконструкции, направленная на улучшение потребительских свойств, показателей назначения и/или безопасности подъемного сооружения, например, замена старой системы управления на новую, с более плавным регулированием и более высокими номинальными скоростями.

Таким образом, если при установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины не были внесены изменения в конструкцию крана, к реконструкции данные работы не относятся, и после проведения указанных работ экспертизе промышленной безопасности кран не подлежит.

Вопрос:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Прошу разъяснить, является ли монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений, эксплуатируемых на ОПО, техническим перевооружением опасного производственного объекта.

Ответ: В связи с Вашим обращением, поступившим по информационным системам общего пользования 17 мая 2017 года Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что при переводе грузоподъемных кранов на радиоуправление следует руководствоваться пунктами 58-60 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 [новый документ] (далее - ФНП по ПС).

В редакции ФНП по ПС работы по переводу кранов на радиоуправление не относятся к работам по реконструкции (модернизации) ПС, в связи с чем, после проведенного переоборудования, ПС не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

На основании изложенного, при переводе кранов на радиоуправление проектную документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта разрабатывать не требуется.

Вопрос:

Какие необходимы документы для снятия с регистрационного учета подъемного сооружения, переведенного на управление с пола?

В соответствии с п. 60 ФНП (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146) [новый документ] при переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.

  • Демонтаж кабины управления крана приводит к изменению его конструкции.
  • Решение вопросов касающихся выхода обслуживающего персонала на мост крана для его осмотра (если выход на мост крана осуществляется из кабины) должны быть разработаны и указаны в документации на изменение конструкции крана.
  • В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»техническое устройство, после проведения работ, связанных с изменением его конструкции подлежит экспертизе промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия. В соответствии с п. 6 ФНП (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146) [новый документ] требования, указанные в них, обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла подъемного сооружения (далее - ПС) и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании.
  • Снятие с учета ПС при переводе в разряд не подлежащих учету, производится по заявлению владельца, с представлением документов подтверждающих демонтаж кабины управления и проведения экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос:

Ответ: В соответствии с требованиями п. 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146, далее - ФНП), к управлению подъемными сооружениями (ПС) с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления.

Таким образом, с учетом требований п. 220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению упомянутыми в Вашем обращении мостовыми кранами при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.

Вопрос от 18.03.2019:

Ответ: Согласно требованиям п. 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533 (зарегистрированные в Минюсте России 31.12.2013 № 30992) [новый документ] (далее - ФНП), не подлежат учету в органах Ростехнадзора краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления.

Мостовой кран грузоподъемностью 10 тонн, переведенный на дистанционное управление (радиоуправление) в 2011 году, снимать с учета в органах Ростехнадзора не требуется, так как сохранена возможность управления из кабины.

В случае необходимости снятия вышеуказанного мостового крана с учета в органах Ростехнадзора, демонтаж кабины обязателен.

При переводе мостового крана грузоподъёмностью 20 тонн на дистанционное управление (радиоуправление), демонтаж кабины не требуется и снятие его с учета в органах Ростехнадзора не производится.

В соответствии с п. 58 ФНП монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений осуществляются по эксплуатационной документации на подъемное сооружение и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации‚ разработанной специализированной организацией. В данной документации, в том числе, определяется возможность сохранения управления мостовым краном из кабины.

Вопрос от 15.04.2019:

Ответ: В соответствии с п.154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533 (далее - ФНП), к управлению подъемными сооружениями (далее – ПС) с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления. Таким образом, с учетом требований п.220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению кранами с пола при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.

Вопрос от 20.11.2019:

Ответ: Согласно п. 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным в Минюсте России 31.12.2013 № 30992 [новый документ] (далее ФНП по ПС) деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО осуществляют специализированные организации, имеющие статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели (далее - специализированные организации).

Специализированная организация - субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации, располагающий квалифицированным персоналом и материально-технической базой, выполняющий хотя бы один из следующих видов работ:

  • разработка технологических процессов, в том числе разработка проектов производства работ и технологических карт, для объектов, на которых используются грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), строительные подъемники;
  • обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкция (модернизация), наладка подъемных сооружений и (или) регистраторов, ограничителей, указателей, систем дистанционного управления подъемных сооружений, электро-, пневмо- и гидрооборудования подъемных сооружений;
  • обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкция (модернизация), наладка рельсовых путей, по которым перемещаются подъемные сооружения;
  • проведение технических освидетельствований, неразрушающего контроля, технического диагностирования, экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений.

Исходя из п. 60 ФНП по ПС [новый документ] по окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного, (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки для ПС, подлежащих учету, согласно пункту 147 настоящих ФНП необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 138-147 настоящих ФНП.

В соответствии с п. 61 ФНП по ПС [новый документ] обслуживание систем дистанционного управления (радиоуправления) при эксплуатации ПС следует выполнять согласно инструкции, разработанной изготовителем системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС.

В соответствии с п. 94 ФНП по ПС [новый документ] конструкторская документация, используемая при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, а также итоговая документация по результатам выполненных работ должна включать ремонтные рабочие чертежи и, при необходимости, описание последовательности работ и выполнения ответственных операций.

Согласно п. 95 ФНП по ПС [новый документ] организация, выполняющая ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС, должна выполнять указанные работы согласно разработанным ТУ, если указанные требования отсутствуют в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. В случае применения сварки ТУ должны быть разработаны с учетом пунктов 68-82 настоящих ФНП и содержать указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, нормах браковки сварных соединений, а также порядок приемки из ремонта отдельных узлов и готовых изделий.

Исходя из п. 98 ФНП по ПС [новый документ] контроль качества ремонта (реконструкции, модернизации) ПС должен быть подтвержден протоколом. Контроль качества ремонта рельсового пути должен быть подтвержден актом сдачи-приемки рельсового пути (для ПС, передвигающимся по рельсам).

В соответствии с п. 99 ФНП по ПС [новый документ] по завершении выполнения ремонта, реконструкции или модернизации ПС специализированная организация обязана сделать в паспорте ПС запись, отражающую характер проведенной работы, и предоставить сведения (копии сертификатов) о примененных материалах.

Согласно п. 100 ФНП по ПС [новый документ] организация, некачественно выполнившая ремонт, реконструкцию, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Исходя из п. 138 ФНП по ПС [новый документ] решение о пуске в работу ПС, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП, выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с записью в паспорте ПС на основании положительных результатов технического освидетельствования в следующих случаях (кроме случаев, указанных в пунктах 139, 140, 141 настоящих ФНП):

  • в) после реконструкции.

На правах рекламы:

Наша организация проводит комплекс работ по переводу мостовых кранов на управление с пола. Обращайтесь


Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:


Подготовка стропальщиков должна производиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых в организациях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора. Подготовка рабочих указанных специальностей должна осуществляться по программам, разработанным учебными центрами и согласованным с Ростехнадзором России.

По окончании обучения проводится проверка знаний. Лица, выдержавшие экзамены, получают удостоверение установленной за подписью председателя комиссии и представителя органов госгортехнадзора. Это удостоверение во время работы они должны иметь при себе и предъявлять его по требованию инспектора госгортехнадзора, ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками (по требованию крановщика, для стропальщиков). В удостоверении крановщика должны быть указаны типы кранов-трубоукладчиков, к управлению которыми он допущен.

Крановщики и их помощники, переводимые с крана одного типа на кран другого типа, должны быть ознакомлены с особенностями устройства и обслуживания такого крана и пройти стажировку. Порядок проведения обучения, стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцем крана.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала включая крановщиков их помощников и стропальщиков квалификационной комиссией должна проводиться:

а) периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

б) при переходе работника на другое место работы;

в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией кранов или инспектора Ростехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производственной инструкции. Участие инспектора Ростехнадзора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала не обязательно.

Результаты аттестации и повторной проверки знаний обслуживающего персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

Участие представителя органов Ростехнадзора в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации стропальщиков обязательно. О дате проведения экзаменов органы Ростехнадзора (инспектор) должны быть уведомлены не позднее, чем за 10 дней.

Порядок допуска к самостоятельной работе

Порядок допуска к самостоятельной работе в качестве крановщика и стропальщика определен Правилами.

После обучения и аттестации крановщики и стропальщики, перед допуском к самостоятельной работе, должен пройти стажировку в течение 2-14 смен под руководством опытного рабочего или бригадира. Продолжительность стажировки устанавливается должностным лицом, в чье непосредственное подчинение поступает крановщик или стропальщик.

Очень важно, чтобы каждый принятый работник, особенно осваивающий новую для него профессию, был прикреплен к опытному рабочему наставнику. Опытный рабочий поможет ему приспособиться к условиям труда, научит ориентироваться в обстановке и избегать опасных ситуаций. Все это должно вселить в новичка уверенность в собственной безопасности.

Допуск к работе крановщиков и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) по организации.

Крановщики, их помощники, стропальщики и другой обслуживающий и ремонтный персонал перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемых к работникам этих профессий.

Инструктирование персонала, обслуживающего грузоподъемные машины

Порядок и сроки проведения инструктажа по охране труда и правилам безопасности определяются руководителем предприятия на основании нормативных документов. Принято проводить инструктаж не реже одного раза в три месяца.

Инструктаж должен проводить ИТР, в чьем непосредственном подчинении находится персонал.

Кроме ежеквартальных, проводятся внеплановые и целевые инструктаж.

Производственная инструкция для стропальщиков

Производственная инструкция должна включать в себя следующие разделы:

  • общие положения и требования;
  • обязанности стропальщика перед началом работы;
  • обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза;
  • обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза;
  • обязанности стропальщика при опускании груза;
  • обязанности стропальщика в аварийных ситуациях;
  • ответственность.

Комментарий

В Типовой инструкции для стропальщика отсутствуют конкретные указания, которые должны быть внесены в производственную инструкцию. Не редко на предприятиях ограничиваются ее простой перепечаткой.

В условиях разнообразных производственных процессов, производственная инструкция стропальщика, для конкретного предприятия, должна содержать необходимый перечень указаний, определяющих его безопасную производственную деятельность с учетом возможных аварийных ситуаций при выполнении работ с применением грузоподъемных машин.

Труд представителей рабочих профессий всегда связан с повышенным уровнем опасности. Он обусловлен целым рядом факторов, таких как риск контакта с движущимися частями оборудования, падением предметов, поражения электрическим током при эксплуатации неисправной техники и так далее. Поэтому к уровню квалификации таких сотрудников и их информированности о безопасных методах выполнения работ предъявляются самые серьезные требования.

Квалификационное удостоверение стропальщика

В соответствии с действующим трудовым законодательством работодатель вправе допускать к выполнению работ, сопряженных с повышенным уровнем опасности, только тех сотрудников, которые имеют необходимую квалификацию, подтвержденную документами. К таким операциям, безусловно, относится и работа сотрудников, занимающихся строповкой грузов. Представители этой профессии обязаны пройти подготовку, чтобы получить весь объем необходимых навыков и знаний, которые требуются для качественного выполнения своих обязанностей. По результатам такой подготовки им выдается удостоверяющий документ установленного образца. Диплом или удостоверение подтверждает факт прохождения обучения, поэтому срок действия корочки стропальщика не ограничен.

Удостоверение о прохождении обучения по охране труда

В дополнение к квалификационной подготовке стропальщик обязан проходить специальную подготовку, в ходе которой он получает навыки по охране труда для выполнения работ. Общие правила организации такой подготовки определены совместным постановлением Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года № 1/29. Этот нормативный документ определяет, как часто проходить обучение стропальщику, как проводятся занятия, на сколько выдается удостоверение стропальщика и проч.

Программа обучения составляется работодателем с учетом требований действующего законодательства, особенности технологических процессов на предприятии, действующих инструкций по охране труда и т.д. Также при ее составлении нужно принимать во внимание нормы, зафиксированные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года N 461, который устанавливает федеральные нормы безопасности для предприятий, где эксплуатируются подъемные сооружения.

В соответствии с пунктом 2.2.1 постановления № 1/29 работодатель обязан организовать обучение стропальщиков или крановщиков в области охраны труда не позже, чем в течение месяца с момента приема на работу на предприятие. В дальнейшем периодичность обучения стропальщиков согласно новым правилам составляет один год. Это значит, что не реже раза в 12 месяцев сотрудники должны проходить повторную подготовку, чтобы актуализировать навыки в области ОТ.

По результатам первичного и повторного учебного курса каждый раз организуется проверка знаний работников, чтобы убедиться, что они достаточно хорошо усвоили материал, готовы к самостоятельной работе с соблюдением действующих требований промышленной безопасности. Сотрудники, успешно прошедшие такую проверку, получают удостоверение установленного образца сроком на 12 месяцев. При этом срок его действия не зависит от уровня квалификации специалиста: срок действия удостоверения стропальщика 3 разряда и срок действия удостоверения стропальщика 4 разряда идентичны и составляют 1 год.

Организация обучения

Порядок обучения стропальщиков в сфере ОТ определяется работодателем самостоятельно и утверждается в форме приказа, подписанного руководителем предприятия. Работники, на которых распространяется действие этого локального нормативного документа, должны быть ознакомлены с его содержанием под роспись. Занятия по ОТ проводит сотрудник, назначенный работодателем для выполнения этой работы. Для проверки знаний слушателей создается аттестационная комиссия. Результаты проверки оформляются протоколами особого образца и вносятся в специальный журнал. Сроки хранения такой документации в организации составляют 5 лет. Такое требование определено Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236, который устанавливает типовые сроки хранения документации по охране труда на предприятии и в обучающих центрах.

Согласно Приказа Ростехнадзора (Федеральной службы по экологическому, технологического и атомному надзору) №533 от 12.11.2013 г.- «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», специалисты, осуществляющие работы по управлению кранами управляемыми с пола, должны иметь диплом или свидетельство о среднем профессиональном образовании и удостоверение машиниста крана управляемого с пола.

Образец удостоверения машиниста крана управляемого с пола
Краны, управляемые с пола, относятся к мостовым кранам и находят широкое применение в цехах производственных и ремонтных предприятий, складских помещениях и строительных площадках. В этих кранах помимо использования различных грузозахватных механизмов, применяют также грузовые тележки для перемещения грузов, а также специальные подвесные или дистанционные пульты, соединенные с краном электрическим кабелем, которые позволяют контролировать подъем груза, передвижение тележки и моста.

Профессия машинист крана управляемого с пола предполагает наличие следующих навыков: умение безопасно управлять краном-манипулятором, умение читать схемы и осуществлять строповку груза, владеть знаковой сигнализацией, умение проводить качественный технический осмотр крана непосредственно перед вводом его в работу, в том числе проверять исправность приборов безопасности, производить осмотр креплений и регулировку механизмов крана, а также определять пригодность грузозахватных и подъемных механизмов при эксплуатации крана, уметь перемещать грузы с учетом встречающихся препятствий. В своей работе машинисты кранов управляемых с пола должны руководствоваться «Инструкцией по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) мостовых, козловых, башенных кранов и перегрузочных мостов» № ЦРБ-294.

Для выполнения работ машинист крана управляемого с пола должен иметь среднее профессиональное образование и удостоверение машиниста, сроком действия на 5 лет. При этом 1 раз в год машинист крана управляемого с пола должен проходить обязательную переаттестацию с отметкой учебного центра в удостоверении машиниста крана и может повысить разряд. Также непременным условием легитимной работы машиниста крана является наличие допуска по электробезопасности не ниже, чем на 2-ой разряд, наличие медицинской книжки с отметкой комиссии о профпригодности и водительских прав категории «С». Важно, что для работы машинистом мостового или козлового крана, лица моложе 18 лет не допускаются.

Стоимость обучения и сроки освоения

АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:

Наименование образовательной программыСрок обучения, ак.ч.Стоимость обучения, руб.
Машинист крана управляемого с пола (2-6 разряд)726 000

В процессе освоения программы обучения, разработанной с учетом ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» РД 10-74-94 «Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных)» для освоения рабочей профессии машинист крана управляемого с пола изучаются следующие вопросы:

  • Российское законодательство в области эксплуатации и использовании грузоподъемных кранов.
  • Безопасность работ при обслуживании крана управляемого с пола.
  • Устройство крана управляемого с пола (мостового крана), используемых механизмов и машин. Типы кранов.
  • Устройство захватов, стропов, траверс и прочих съёмных грузозахватных приспособлений.
  • Описание и устройство приборов безопасности, аппаратов управления краном управляемым с пола.
  • Определение неисправностей в работе, техническое обслуживание, эксплуатация и профилактический ремонт кранов управляемых с пола.
  • Описание изготовления, реконструкции, ремонта и монтажа крана.
  • Основы управления кранами, подъём, опускание и перемещение грузов по установленным сигналам.
  • Способы выполнения работ с использованием соответствующих машин.
  • Регламент работы на кране с целью минимизации риска аварии.
  • Последовательность действий и приёмы оказания доврачебной помощи при возникновении травмы.

Занятия проходят в учебном классе АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров, а также через "Интернет"-портал сайта Учебного центра.

По окончании обучения выдается

  • Удостоверение на каждого сотрудника, прошедшего аттестацию;
  • Протокол аттестационной комиссии с перечнем работников, прошедших аттестацию.

Как пройти обучение на машиниста крана управляемого с пола

После прохождения профессионального обучения (или в специализированном училище, или учебном центре) машинист крана управляемого с пола с уже присвоенным ему 2-м разрядом имеет право повысить присвоенный разряд его специальности путем прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет, при этом существует определенная градация для каждого из разрядов, в зависимости от грузоподъемности крана управляемого с пола, а именно:

Краны управляемые с пола грузоподъемностью до 3 т. (исключительно)2-й разряд
Краны управляемые с пола грузоподъемностью от 3 до 15 т. (исключительно)3-й разряд
Краны управляемые с пола грузоподъемностью от 15 до 25 т. (исключительно)4-й разряд
Краны управляемые с пола грузоподъемностью от 25 до 100 т. (исключительно)5-й разряд
Краны управляемые с пола грузоподъемностью от 100 т. и выше6-й разряд

Что влечет за собой не прохождение повышения квалификации в срок более 5 лет?

В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ 1. нарушение требований промышленной безопасности или условий осуществления видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Необходимые документы

Для прохождения обучения необходимо предоставить:

  1. Копию диплома о высшем и/или среднем профессиональном образовании.
  2. Оригинал удостоверения машиниста крана управляемого с пола (в случае повышения разряда).
  3. Заполнить заявку в разделе «Заявка на обучение».
  4. Оформить договор на обучение.

Мы ценим своих Клиентов и Ваше время. Приходите к нам учиться!

Читайте также: