Нужно ли помогать сотрудникам скорой медицинской помощи переносить пострадавшего

Опубликовано: 17.09.2024

Таким образом вместо того, чтобы заниматься своим прямым делом — спасать жизни, врачи и фельдшеры скорой помощи вынуждены писать объяснительные и пытаться кому-то что-то доказать.

Для того, чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо понять, что должен и что не обязан делать врач или фельдшер скорой медицинской помощи.

К сожалению, большинство пациентов не любит читать скучные законы и не представляют для чего создана скорая помощь. Они путают оказание скорой медицинской помощи с «бесплатными медицинскими консультациями с выездом на дом». Или даже воспринимают службу скорой помощи как бесплатную замену такси.

И если скорая медицинская помощь и приезжает на вызовы с поводами наподобие «температура 38», «странно заурчало в животе» и «внезапно зачесалась спина» (кстати, это не преувеличение, а реальные поводы к вызову), то только из желания некоторых чиновников от медицины заработать дешевую популярность. В этом не было бы ничего плохого, если бы бригад скорой хватало. Но на скорой помощи наблюдается резкий кадровый голод. К этому мы еще вернемся. И пока врач «чешет спину», вызвавшему его пациенту, рядом другой человек может умереть из-за инфаркта.

Очень часто пациенты, вызывающие скорую медицинскую помощь, не догадываются о различии между экстренной и неотложной помощью. Экстренная медицинская помощь предназначена для оказания помощи при заболеваниях и состояниях, непосредственно угрожающих жизни человека — например, серьезном кровотечении, уже упомянутом инфаркте, отеке легких, шоке любой этиологии и т. д.

Неотложная же помощь, оказывается при внезапных острых заболеваниях или обострении хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, но без явных признаков угрозы жизни. Хотя, возможно, и несущих потенциальную угрозу жизни в будущем. Примером такого заболевания может пневмония — без явлений дыхательной недостаточности и без признаков инфекционно-токсического шока. Да, действительно в будущем состояние пациента может ухудшиться, и угроза жизни может появится. То есть счет идет на сутки, в худшем случае на часы, но не минуты.

Время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут. По неотложной медицинской помощи такого ограничения нет и в некоторых случаях время ожидания пациентом оказания скорой помощи в неотложной форме может занять и несколько часов — в этом нет нарушения законодательства.

Следует отметить, что согласно пункту 12 Порядка оказания скорой медицинской помощи в случае поступления вызова скорой помощи в неотложной форме, ближайшая свободная бригада отправляется на вызов только при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.

К сожалению, с разграничением неотложной и экстренной скорой помощи дела в теории обстоят гораздо лучше, чем на практике. Я знаю случаи, когда вызов с поводом «порезал ногу кухонным ножом» на месте оказывался повреждением бедренной артерии. И наоборот, «железнодорожная травма» оказывалась ушибом не вполне трезвого рабочего на укладке рельс. Конечно, формально за сортировку вызовов отвечает диспетчер. Однако, нередки случаи, когда именно врачей скорой помощи делают виноватыми за то, якобы нарушенные нормативы доезда при экстренной помощи. Несмотря на то, что на самом деле по информации, полученной от диспетчера, этот вызов не тянул не то, что на «экстренный», но даже и на неотложный. Я уверен, что наше законодательство нуждается в дополнении нормами, снимающих ответственность с бригад скорой помощи за нарушения, связанные с тем, что они получили исходно неверную информацию о поводе вызова.

Не стоит забывать и о том, что, даже приехав на место вызова вовремя, бригада скорой помощи может столкнуться с затруднениями в получении доступа к пациенту. Например, дверь закрыта на кодовый замок. Или место вызова — частный дом, а во дворе бегает большая не привязанная агрессивная собака. Возможны и другие ситуации: вызов «человеку в автомобиле плохо». По прибытии бригады на место — стоит закрытый автомобиль, через стекло не понять — потерял человек сознание или просто спит. Что делать — разбивать стекло? Если врач это сделает, а владелец просто спит после обильных возлияний — на будет подан иск о возмещении вреда имуществу. Это в лучшем случае. Так как в худшем будет заявление в полицию о попытке ограбления. Если не вмешиваться, развернуться и уехать — то опять же грозит уголовная ответственность за неоказание медицинской помощи.

Руководство нередко возлагает именно на бригаду скорой помощи ответственность за невозможность добраться к пациенту. Однако такие требования противозаконны. Если мы откроем пункт 4 Порядка оказания скорой медицинской помощи, то прочитаем, что скорая медицинская помощь по месту вызова бригады скорой. Подчеркиваю — «по месту вызова», а не «по месту нахождения пациента». Это две большие разницы. Следовательно, работник скорой не обязан самостоятельно устранять физические препятствия, мешающие добраться до больного (например, врач не обязан подбирать код к замку и, тем более, вскрывать закрытую дверь, не обязан добираться к больному через очаг пожара, пытаться пробежать мимо агрессивной собаки и т.д.).

Ну, предположим врач скрой все же добрался до пациента. И от него тут же требуют надеть бахилы. Ох уж эти пресловутые бахилы! Несмотря на то, что некоторые региональные власти (в том числе — Москвы) поторопились ввести акты, предписывающие сотрудникам бригад скорой помощи одевать на выезде бахилы, процедура принятия и согласования этих приказов продолжает вызывать сомнения — и это тема для отдельной беседы. Что же касается федерального уровня — то на нем не существует ни одного законодательного акта, обязывающего врача носить бахилы. Общероссийское законодательство не содержит требований к состоянию обуви врача при оказании медицинской помощи вне медицинской организации. Да и странно было бы ожидать другого — представим себе, что на врач скорой прибывает к моменту остановки сердца. И тут вместо того, чтобы немедленно начать реанимационные мероприятия, он начинает неторопливо и обстоятельно одевать бахилы…. После приказов об обязательном использовании бахил на выезде, создается впечатление, что в некоторых региональных Минздравах подобную ситуацию считают вполне нормальной и допустимой.

Однако сотрудники скорой могут припомнить и противоположные случаи — когда на вызове, осмотрев пациента, врач обнаруживает, отсутствие каких либо-серьезных патологий. Например, есть незначительное повышение давление, но никак не гипертонический криз. А расспрос помогает выяснить, что скорая была вызвана «чтобы лишний раз в аптеку за таблетками от давления не ходить». Нередко скорую вызывают одинокие старики, которым просто не с кем поговорить.

Должен ли в этом случае врач ставить «укольчик от давления», о котором просит пациент или пациентка? Многие идут на поводу, чтобы лишний раз не получать жалобы. Однако это неправильно. Согласно профессиональному стандарту врача скорой помощи, включающему описание его трудовых функций, врач обязан назначать лекарственные препараты и применять медицинские изделия у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации. Если пациент не требует скорой помощи, врач не имеет права назначения лекарственных препаратов. В том же случае, если врач видит некоторые проблемы со здоровьем, но не требующие скорой помощи — он может порекомендовать пациенту обратиться в поликлинику.

Отмечу также, что врач или фельдшер скорой не имеют права консультировать пациентов по медицинским или другим вопросам, не имеющим отношения к оказанию им скорой медицинской помощи. Например, советовать хорошие таблетки от кашля, рекомендовать диету для похудения и тому подобное. Да, конечно, врач должен быть доброжелателен с пациентом. Однако это не означает проведения психотерапевтических сеансов или же консультаций по сферам медицины, в которых врач не специализируется. Если пациент неправильно поймет такие советы и в результате его состояние ухудшится — виноватым окажется именно врач, давший совет.

Иногда пациент или его родственники достаточно агрессивно требуют отвезти пациента в больницу. Как я уже говорил, скорая — не такси. Уже упомянутый нами Профессиональный стандарт предоставляет врачу скорой помощи полномочия по «определению показаний к медицинской эвакуации пациента в профильную медицинскую организацию». Таким образом, врач имеет полное право не найти показаний к медицинской эвакуации. Тем более, исчерпывающий перечень таких показаний содержится в пятом пункте Правил осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой медицинской помощи. Это пациенты с угрожающими жизни состояниями, женщины в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденные, а также лица, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Есть еще дополнительные показания для эвакуации, касающиеся пациентов психиатрических бригад скорой, но о них нужно говорить отдельно. И мы обязательно это сделаем — в отдельной беседе.

Еще одни камень преткновения в работе врача скорой помощи — это формулировка предварительного диагноза. На этой почве возникает множество споров между врачами приемных отделений и врачами скорой. И да, в некоторых случаях врачей приемных отделений можно понять — за диагнозами вроде «лихорадка неопределенного генеза» или «острый коронарный синдром» может встречаться всё, что угодно. Но с другой стороны, необходимо понимать ограниченность возможностей врача скорой помощи в проведении диагностики. Ведь диагностический поиск приходится вести вне медицинской организации, с минимальным количеством инструментов и в условиях крайне ограниченного времени. Так что же говорит по этому поводу закон? Правомерен ли «синдромальный диагноз»? Согласно практическому инструктивно-методическому пособию по статистике здравоохранения, утвержденному Приказом Росстата от 22.11.2010 № 409, при лечебно-диагностической работе врач в ходе контакта не всегда может установить клинический, так называемый заключительный, диагноз. В таком случае он имеет право зафиксировать в медицинской документации симптом, симптомокомплекс или отклонение от нормы, которые послужили причиной обращения в медицинское учреждение. Впрочем, есть важное уточнение. Любой диагноз, как обычный, так и синдромальный, должен соответствовать Международной классификации болезней. В настоящее время это МКБ-10, но в скором времени, с 1 января 2022 года её сменит 11 редакция.

Итак, как же выставляется предварительный синдромальный диагноз? Приведу пример. Врач скорой помощи при вызове на повод «лежит на улице без сознания» обнаруживает пациента в коме. Исключив на месте наиболее типичные причины для возникновения комы (сахар в норме, отсутствие специфических запахов, отсутствие признаков травмы, отсутствие менингеальных знаков и т. д.), он имеет полное право выставить диагноз согласно МКБ — R40.2 Кома неуточненная.

Итак, врач определился с диагнозом и принял решение о госпитализации пациента. Однако даже после этого возможны определенные конфликтные ситуации, связанные с неправильным пониманием родственниками пациента обязанностей врача скорой помощи.

К сожалению, норма, предписывающая врача скорой помощи «обеспечить транспортировку пациента при выполнении медицинской эвакуации», нередко рассматривается необычайно широко. Многие родственники пациентов искренне уверенны, что перенос пациента из квартиры в автомобиль скорой помощи тоже входит в понятие эвакуации и, следовательно, заниматься транспортировкой пациента на носилках обязан врач. К моему глубочайшему сожалению, это заблуждение разделяют многие руководители скорой помощи, которые заставляют медицинских работников из бригады заниматься переносом пациента на носилках.

Однако все они забывают о том, что в реальности выездные бригады скорой медицинской помощи нередко вынуждены работать в составе одного медицинского работника. Я категорически не согласен с тем, что врач (а врачом может быть и хрупкая девушка, и пожилой мужчина) должен будет самостоятельно выполнять тяжелую физическую работу по перемещению пациента в автомобиль скорой медицинской помощи . При этом пациент может весить и 100, и 120 килограмм.

И мое мнение находит свое прямое подтверждение в нормах закона. Даже если приравнять транспортировку пациента к погрузочно-разгрузочным работам (что само по себе абсурдно в отношении профессиональных обязанностей врача, имеющего высшее медицинское образование), возложение таких обязанностей на врача противоречит трудовому законодательству .

Насколько мне известно, транспортировкой из квартиры до машины всегда занимались сугубо родственники. Если родственников или соседей, могущих помочь нет, то я слышала, что вызывается платная Скорая с санитарами. Кстати, как-то недавно наблюдала такую Скорую в соседнем доме - санитары сразу зашли и вынесли такого больного на носилках и увезли.

Когда мы последний раз вызывали Скорую - приезжали две худенькие девочки 48 килограмм весу. Кого они там упрут? Тем более, что этаж высокий, а лифт не способен вместить горизонтально расположенного человека, а значит придется стаскивать больного на себе по лестнице.

Да мне кажется, и не будут работники Скорой никого на себе тягать. Скажут - ищите, кто дотащит и все. Их дело оказывать помощь, а не производить погрузочные услуги. К сожалению, такая у нас система - не заточенная под людей. И если нет денег и могущих помочь родственников - тогда труба дело.

Вообще, больного, от квартиры до машины, должны транспортировать сотрудники скорой, которые, приехали на вызов.

Но в реальности, сделать это, почти всегда, физически, невозможно.

Допустим, на вызов приезжают врач и фельдшер. И та, и другая - женщины. Они, физически, не могут вдвоем осуществить транспортировку больного на носилках.

И даже, если приезжают врач-мужчина и женшина-фельдшер. Они, тоже, не смогут вдвоем вынести носилки с больным и нести до машины.

Потому, на деле, к транспортировке больного до машины, привлекатюся и родственники, и соседи (иногда), и водитель. Особенно, если больной грузный.

Должности санитаров, которые, могли бы выполнять эту работу, на скорой, к сожалению не предусмотрены по штатному расписанию.

Вопрос очень непростой. Помню как в моем старом доме бегала по квартирам супруга соседа, у которого произошел инфаркт, чтобы вынести его на носилках с третьего этажа до машины скорой помощи. Сосед был довольно крупный мужчина и две женщины из бригады скорой помощи никак его не могли унести самостоятельно. Конечно нашлись соседи которые смогли помочь. ну а если нет таких соседей ведь часто в подъездах живут одни пенсионеры и инвалиды. Мне кажется что в службе скорой помощи должна быть бригада с санитарами-мужчинами, которые смогли бы вынести больного в такой ситуации.

По идее транспортировать лежачего больного должна до машины скорая помощь, точнее те кто приехал. Но у нас как обычно приезжает фельдшер женщина и водитель. И все. Ну женщина то не сможет дотащить носилки с водителем, вот и просят родных, соседей помочь в транспортировке. Сам несколько раз помогал. И не вижу в этом ничего такого. Тем более люди которых приходилось нести на носилках были пожилыми и уже с весом. Мне как мужчине нести было тяжеловато, а уж если понесёт женщина.

Скорая помощь и должна транспортировать больного, если он находится в лежачем состоянии. А кто еще будет транспортировать больного, как не скорая помощь, ведь это их обязанности приехать, оценить состояние больного, а затем если он вставать не может и его надо забрать, то скорая сама забирает на носилках его.

При вызове скорой помощи бригада знает о состоянии больного, поэтому у нее обязательно должны быть средства для перемещения больного без посторонней помощи. Нужно учесть, что транспортировка больного дело серьезное, этому специально учатся, а посторонние "грузчики" могут превратить больного человека в труп. Старший бригады обязан вызывать помощь при необходимости, так определяют правила. Но в России просто нет скорой помощи, в бригадах не более двух человек, поэтому врачи рискуют и просят посторонних людей. Ничего не поделаешь, проклятые западные спецслужбы и разные "навальнята" совсем уничтожили скорую помощь нашей великой страны. Да, месяц назад помогал выносить соседа из квартиры, скорая прибыла через три часа после вызова, в бригаде девочка и мальчик, они даже не умели пользоваться каталкой, пришлось обучать. А сосед умер в машине, она даже не успела сдвинуться с места.

Главная задача скорой помощи оказать минимальную помощь и срочно увезти больного в больницу. Состав скорой помощи должен состоять из нормальных мужчин и женщин, не обязательно с дипломом врача, как приезжают пожарные, полиция. Должны быть специалисты специально обученные для оказания помощи на месте и срочной доставке больного в больницу. А сейчас только с помощью родственников или соседей.

По правилам тяжелого больного должны транспортировать сотрудники бригады скорой медицинской помощи. Но зачастую им помогают родственники - это нормальная ситуация, кто-то скажет, что они работу фельдшеров и санитаров выполняют, но на самом деле помогают своему больному родственнику.

Сейчас попробую рассказать как это бывало на скорой г Москвы

Я на скорой с 1984 года

Сначала практику проходил, потом немного работал в 1986 году

Потом, после армии, с 88 по 98 гг работал постоянно

В старинные времена на бригадах было - работали санитары

Затем скорую много раз реформировали

К моменту моей работы с 86 года, санитары комплектовали только психиатрическую бригаду

Там реально были два здоровых мужика - вязать психа

На других бригадах санитаров не было

Периодически скорая вводила для водителей совместительство - санитарские сколько то там процентов к зарплате

За это водитель сам мыл машину и внутри и снаружи и таскал носилки

Но во первых не каждый водитель брал такую подработку

Водители, как и машины, не принадлежат скорой помощи и заставить водителя медики не могут

Водители работают на автобазе, а скорая только арендует машины и водителей

Зарплату водители тоже получают от своей конторы, и именно поэтому в СССР водитель получал 360 рублей, а врач - 200, а фельдшер вообще 115

И водители над нами ржали как кони)

Во вторых если на бригаде две женщины или одна женщина, водитель один не может носилки тащить, даже если очень хочет

В СССР была еще одна проблема - на скорую брали только водителей первого класса (или категории, уж не помню) Это были в основном пожилые мужики и уж точно не молодые

Под угрозой оказывалось здоровье самого водителя, и упадет и не знаешь кого реанимировать

У меня так однажды у водителя прихватило спину, так я сам и больного и себя до больнички довез)

Но это были 90е

С началом окончания СССР, медработники побежали из медицины кто куда

Вот куда кого звали туда и бежали

Поэтому все 90е персонал работал по одному, да еще и доплачивали за это

С одной стороны проблема транспортировки это конечно задача бригады

Но как правильно описано выше - приехала девочка 45 кг

Ну и кого она понесет?

А водитель мог вообще забить

Это сейчас в должностных инструкциях могут прописать - обязан

Но даже если обязан, он же не слон, чтоб одному тащить

Начинали бегать по квартирам, а чтоб в нас не стреляли добрые соседи - отправляли родственников бегать

ну и последний вариант - вызов патруля ППС

эти тоже были сильно довольны, поэтому ехали долго

Если край наступал, звонили на подстанцию и приезжала вторая бригада

Так и крутились

А народ всегда удивляется, почему молодые фельдшерицы часто спали с водителями на скорой?

Ну так чтоб помощь была и защита

Отказать сотруднице не проблема, а вот попробуй отказать женщине с которой у тебя секс)))

от 13 апреля 2004 года N 87-п

В целях совершенствования работы выездных бригад скорой медицинской помощи,

1. Утвердить и ввести в действие "Правила работы выездного персонала на автомобилях скорой медицинской помощи", согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

2. Распространить указанные в п.1 настоящего приказа "Правила" на водителей и медицинский персонал отделений скорой медицинской помощи при районных поликлиниках и пригородных станций скорой медицинской помощи.

3. Главному врачу СПб ГУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи" Бойкову А.А., руководителям лечебно-профилактических учреждений, в состав которых входят отделения скорой медицинской помощи, директору СПб ГУЗ "Автобаза скорой и неотложной помощи" Федосееву Г.К., директору ГУЗ "Санитарный транспорт" Голубихину Ю.А. ознакомить с настоящим приказом медицинский персонал и всех водителей, занятых на работе в скорой медицинской помощи, под роспись.

4. Главному врачу ГССМП Бойкову А.А. обеспечить силами линейно-контрольной службы постоянный контроль за соблюдением "Правил работы выездного персонала на автомобилях скорой медицинской помощи".

5. Считать утратившим силу приказ Комитета по здравоохранению N 510 от 04.11.1994.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя Комитета Жолобова В.Е.

Председатель Комитета
Щербук Ю.А.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Комитета по
здравоохранению Правительства
Санкт-Петербурга
от 13.04.2004 N 87-п

Правила
работы всего выездного персонала на автомашинах
скорой медицинской помощи

Общие положения

Учитывая особенности работы выездных бригад скорой медицинской помощи, где от слаженности действий медицинского персонала и водителей зависит жизнь и здоровье пациента, выдвигаются общие требования для врачей, фельдшеров, медицинских сестер, акушерок, санитаров СПб ГУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи" и водителей СПб ГУЗ "Автобаза скорой и неотложной помощи" (далее - всего выездного персонала).

Настоящие правила предусматривают координацию действий и обязанности всех членов выездной бригады при работе на автомашинах скорой медицинской помощи.

Обязанности всего выездного персонала

1. Весь выездной персонал обязан:

1.1. Прибыть на работу заблаговременно, быть готовым к началу рабочей смены незамедлительно выехать на вызов.

1.2. При начале выполнения неотложного служебного задания (следовании на вызов, доставки больного или пострадавшего в лечебное учреждение) в течение одной минуты занять места в автомашине, пристегнуться ремнями безопасности и включить проблесковые маяки, сирену, средства радиосвязи. Выключение средств связи разрешается только по прибытии бригады на подстанцию.

1.3. Быть предельно внимательным, соблюдать требования правил техники безопасности при нахождении в автомашине.

1.4. Использовать санитарный автомобиль только по назначению. Категорически запрещаются заезды, остановки для каких-либо личных целей, допуск в автомобиль посторонних лиц.

1.5. Находясь на подстанции, неукоснительно соблюдать "Правила внутреннего трудового распорядка на СПб ГУЗ ГССМП".

1.6. Бережно относиться к медицинскому имуществу и санитарному автомобилю, иметь опрятный внешний вид, быть предельно внимательным к больным и окружающим их лицам.

1.7. Продолжить работать сверх установленного графиком времени, при поступлении вызова в конце смены и в случае развития чрезвычайных ситуаций, по распоряжению ответственного врача СПб ГУЗ ГССМП.

1.8. Остановиться для оказания помощи при встрече с несчастным случаем (внезапным заболеванием) на улице в момент следования на вызов, с больным или возвращения на подстанцию. Старший по бригаде обязан доложить диспетчеру отдела направления центральной подстанции об остановке в пути следования и согласовать с ним свои последующие действия.

2. Всему выездному персоналу категорически запрещается:

2.1. Во время движения автомобиля пользоваться стационарными и переносными радио и телевизионными приемниками.

2.2. Отлучаться с территории подстанции во время дежурства.

При получении времени для приема пищи весь выездной персонал принимает ее в одном месте, согласованном с диспетчером отдела направления (столовая, кафе, подстанция), с включенными средствами связи.

2.3. Употреблять в рабочее время алкогольные напитки, наркотические сильнодействующие и психотропные препараты.

2.4. Нахождение на подстанции во время дежурства и в свободное от работы время с признаками алкогольного или иного опьянения.

2.5. Курение в кабине и салоне санитарного автомобиля.

На территории подстанции разрешается курение в специально отведенном месте.

Обязанности выездного медицинского персонала

Рабочим местом медицинского персонала является салон санитарного автомобиля.

3. Медицинский персонал выездной бригады СПб ГУЗ ГССМП обязан:

3.1. Прибыть на работу заблаговременно, к началу рабочей смены быть готовым незамедлительно выехать на вызов.

3.2. До начала рабочей смены проверить и получить под роспись в журналах учета медицинскую сумку, укладку с наркотическими препаратами и табельное имущество.

3.3. Провести осмотр водителя до начала дежурства (если эта обязанность не возложена на фельдшера по приему и передаче вызовов подстанции) с регистрацией результатов осмотра в специальном журнале. В случае обнаружения у водителя признаков болезненного состояния, признаков алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, медицинский персонал обязан доложить о случившемся дежурному диспетчеру, заведующему подстанцией и старшему дежурному врачу оперативного отдела центральной подстанции. В дальнейшем действовать согласно полученным от них указаниям.

3.4. Доложить диспетчеру о готовности к работе. При подаче санитарного автомобиля, не оборудованного и не оформленного согласно договору с автобазой: с неисправным спидометром, дверными замками, отоплением, средствами радиосвязи и другими дефектами (в том числе, в неудовлетворительном санитарном состоянии), старший по бригаде докладывает диспетчеру и заведующему подстанцией для решения вопроса о возможности эксплуатации этого санитарного автомобиля.

3.5. Убедиться в исправности средств радиосвязи путем дачи контрольного сигнала диспетчеру центральной подстанции, информировать диспетчера подстанции о работоспособности радиостанций и сделать отметку в специальном журнале.

3.6. При начале выполнения неотложного служебного задания (следование на вызов, доставка больного или пострадавшего в лечебное учреждение) в течение одной минуты занять места в автомашине, пристегнуться ремнями безопасности и включить средства радиосвязи.

3.7. Немедленно доложить диспетчеру для передачи задания другой бригаде в случае невозможности выезда (неисправность автомашины, отсутствие членов бригады, водителя и т.п.).

3.8. При следовании на вызов находиться в кабине автомашины и помогать водителю в поиске наиболее короткого пути к месту вызова.

3.9. В случае, когда несмотря на все предпринятые меры, проезд затруднен из-за пробок на дорогах, старший по бригаде обязан доложить старшему дежурному врачу о месте нахождения бригады и ситуации на дороге. Старший дежурный врач обязан обратиться к дежурной службе ГИБДД за помощью.

3.10. В случае отсутствия безопасного проезда к месту вызова, медперсонал обязан дойти пешком к больному или пострадавшему.

3.11. При доставке больного или пострадавшего в лечебное учреждение, независимо от состояния пациента, находиться в салоне рядом с ним.

3.12. Быть предельно внимательным к больным и окружающим их лицам, соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

3.13. Решение вопроса о сопровождении больного (пострадавшего) его родственником или знакомым принимает старший по бригаде медицинский работник. Число сопровождающих лиц определяется в зависимости от времени суток, других объективных причин, но оно не должно быть больше количества мест, предусмотренных конструкцией автомобиля.

3.14. Дать указания водителю остановиться у места происшествия для оказания помощи при встрече с несчастным случаем (внезапным заболеванием) на улице в момент выполнения неотложного служебного задания или возвращения на подстанцию. Старший по бригаде обязан доложить диспетчеру отдела направления центральной подстанции об обстановке в пути следования и согласовать с ним свои последующие действия.

Выездному медицинскому персоналу категорически запрещается отвлекать водителя от управления автомобилем, требовать от него в категоричной форме увеличения скорости движения и других действий, противоречащих ПДД РФ.

Обязанности водителя

Рабочим местом водителя является кабина санитарного автомобиля.

4. Водитель, работающий на автомашине, арендуемой СПб ГУЗ ГССМП, обязан:

4.1. Прибыть к месту работы на технически исправном, заправленном топливом автомобиле и с удовлетворительным санитарным состоянием автомобиля.

4.2. До начала дежурства сделать у диспетчера подстанции отметку о времени прибытия, показании спидометра.

4.3. В процессе работы подчиняться старшему по бригаде медицинскому работнику.

4.4. В случае, если санитарный автомобиль попадает в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), действовать в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации (ПДД) (оказывать помощь пострадавшему, вызвать ГИБДД, службу безопасности движения и т.д.).

4.5. Содержать автомобиль в технически исправном состоянии и не реже 1 раза в сутки производить уборку салона и мойку автомобиля (в месте, определенном руководством подстанции).

4.6. Строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные для сотрудников подстанции, выполнять указания и распоряжения администрации подстанции и дежурного ответственного врача.

4.7. При выполнении неотложного служебного задания (следование на вызов, доставка больного или пострадавшего в лечебное учреждение):

- включать проблесковые маячки и сирену и действовать в соответствии с п.3.1 ПДД РФ;

- доставить бригаду максимально близко к месту вызова;

- в случае необходимости оказывать помощь медицинскому персоналу в организации переноски носилочных больных;

- осуществлять погрузку и выгрузку носилок, контролировать надежность их закрепления и нормальное закрытие дверей перед началом движения.

4.8. В случае невозможности выезда с территории подстанции или продолжать движение при выполнении задания из-за неисправности автомашины водитель (по др. причинам) немедленно информировать об этом дежурного диспетчера подстанции (старшего бригады), сообщить им причину неисправности, примерные сроки их устранения на месте, а при невозможности устранения на месте следовать указаниям руководства автобазы.

4.9. Заправку автомашины топливом в процессе несения дежурства производить только с разрешения диспетчера отдела направления центральной подстанции, преимущественно в ночное время.

4.10. Быть предельно внимательным к медицинскому персоналу, больным и окружающим их лицам, иметь опрятный внешний вид, бережно относиться к санитарному автомобилю и имуществу СПб ГУЗ ГССМП.

Водителям санитарного автотранспорта категорически запрещается мешать медицинскому персоналу выполнять их обязанности и влиять на принятие тактических решений.

Ответственность выездного персонала бригады
скорой медицинской помощи

5. Настоящие Правила обязательны для выполнения всем выездным персоналом бригады скорой помощи (врач, фельдшер, медицинская сестра, акушерка, санитар, водитель).

6. В случае невыполнения либо нарушения настоящих Правил выездной персонал бригады скорой помощи несет дисциплинарную и материальную ответственность.

Кому нести носилки с лежачим больным в скорую - проблема, назревшая давно, считают многие работники неотложки.

Из-за атаки коронавируса пациенты и медработники часто сталкиваются с проблемой транспортировки больных в стационар. На вызовах работают в основном женщины. Кто донесёт носилки до кареты неотложки, если, к примеру, нужно спускаться несколько этажей по лестнице пешком? Ведь соседи могут и отказаться, боясь заразиться. Никто не отменял и тяжёлые заболевания, когда больной оказывается прикованным к постели. О проблеме, с которой сталкиваются во всех регионах страны - в материале «АиФ-Казань».

Карета подана. Но кто до неё донесёт?

Жительница Казани Татьяна рассказывает: у мамы случился сердечный приступ, вызвали скорую, сама идти к машине она не могла.


Проблемы с транспортировкой больного в машину возникают часто, подтверждают это и сами работники скорой.


Рустем рассказывает недавний случай. Они приехали на вызов к больному, у которого были симптомы коронавируса. Надо везти мужчину в больницу, но его вес 150 кг, надо спустить его с пятого этажа, а дом без лифта.

«Сами мы не смогли его госпитализировать, а спасатели МЧС отказались приезжать из-за того, что это был температурящий больной. Нам пришлось ограничиться оказанием помощи на месте. Спустя неделю мужчина снова вызвал скорую, вызов опять пришёлся на мою смену. Ему стало хуже, но так как температуры не было, сотрудники МЧС согласились приехать, и мы вшестером спустили больного к машине».


«Мне то и дело приходилось помогать фельдшерам, – вторит коллеге Рустему бывший водитель скорой Игорь Киселёв. – Среди медиков – почти одни женщины, а с ними так – одна беременна, у другой радикулит. Но в обязанности водителя транспортировка не входит, и вообще я несколько раз спину срывал, таская пациентов. Мы просим семью больного вызвать платную скорую для транспортировки или дождаться МЧС. Но время ожидания спасателей может быть разным, смотря какая у них нагрузка».

«Многое зависит от доброй воли водителя. Нам повезло: наш запирает машину и идёт к нам на подмогу, – отмечает фельдшер казанской скорой Марина (работает с 1993 г.). – Но бывает, что и мы несём носилки. Если же человек очень полный, а соседи не отзываются, предлагаем позвать родственников-мужчин и потом вызвать скорую во второй раз. Что касается госпитализации при коронавирусе, сейчас пациенты не тянут с вызовом до такого состояния, что они не могут идти. Тихонечко идут сами».

Когда лежачий больной тучный, и бригада не в силах транспортировать его до кареты скорой, приходится откладывать госпитализацию до прихода подмоги.

Медики – не грузчики

«Кто должен транспортировать больного до машины скорой?» – обратились «АиФ-Казань» с вопросом в Минздрав Татарстана.

«По сложившейся практике, медики прибегают к помощи соседей или прохожих», – скупо ответили в пресс-службе ведомства.

А если беда случилась ночью? Прохожих на улицах нет, соседи спят?

«Проблема давняя, хорошо, что «АиФ» подняли её, – отмечает Анас Гильманов, завкафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения КГМУ, в 2001-2011 гг. замминистра здравоохранения РТ. – Я сам работал фельдшером неотложки на последних курсах, и переносить больных приходилось постоянно. А фельдшеры в основном женщины. К слову, есть ограничение по поднятию тяжестей для женщин, определённое документами по охране труда –7 кг.


Но, по словам Гильманова, кто именно должен транспортировать больного до машины скорой, в документах не определено.

«Порядок оказания скорой медицинской помощи», говорит он, предусматривает разные варианты комплектования бригад. Например, два фельдшера или врач, фельдшер и санитар, при этом санитар и должен участвовать в транспортировке больных. Но на деле финансирование на расширенные бригады не выделяется.

«В целом сейчас всё же полегче, чем в советские времена – во многих домах есть лифты, пандусы, - добавляет Анас Гильманов.- Ещё плюс – машины скорой помощи возрастом пять лет и меньше уже оборудованы креслами-каталками, которые позволяют перевозить больного и в сидячем, и в лежачем положении».


«Мой опыт взаимодействия со скорой медпомощью ещё раз доказал правильность подхода «на бога надейся…»: старайся не болеть, а если уж заболел – вызывай медиков, пока ещё ходячий. И дружи с соседями, а то мало ли чего», – резюмирует жительница Казани Татьяна.

КОММЕНТАРИЙ

А почему не создать «летучую бригаду»?

Евгений Козьминых, генеральный директор ООО «Медико-правовая коллегия»:


– Транспортировка больных – проблема давняя, как сама скорая помощь. Но такое впечатление, что о её существовании никогда не знали в Министерстве здравоохранения.

Видимо, при расчёте штатных должностей скорой помощи чиновники исходят из простой ситуации: больной и сам дойдёт до машины, в доме есть грузовой лифт для носилок с колёсиками, врач и фельдшер – это силачи-тяжелоатлеты, а соседи ночью никогда не спят.

Наверное, в большинстве случаев так и бывает, поэтому держать на каждой бригаде двух крепких носильщиков плюсом к медперсоналу, наверное, не целесообразно.

Вот и бросают на решение этой тяжёлой в прямом смысле проблемы хрупких женщин-медиков, которые должны сами разрулить эту ситуацию со спуском с пятого этажа стандартной хрущёвки тучного пациента, который сам по своему состоянию спуститься не может, а его госпитализация обязательна.


У нас было 2 судебных дела, когда в ночное время не удалось найти помощников для переноски больных: в одном случае у пациентки был мозговой инсульт, во втором – последствия ЧМТ.

В первом случае врач СП, не найдя реальных носильщиков, оформила у больной отказ от медицинский помощи в виде транспортировки на носилках до машины СП.

А во втором возникла конфликтная ситуация с родственниками больного, которые на просьбу врача поискать помощников для их же близкого человека закатили скандал и отказались вообще что-либо делать для помощи бригаде. Но и в этом случае врач сумела оформить отказ от госпитализации и оставила больного на дому.

Оба случая закончились летальным исходом и судебным делом. По иску родственников была взыскана компенсация морального вреда, но не со Скорой помощи, хотя к ней тоже предъявлялись претензии, а со стационарных лечебных учреждений, куда всё же поступили пациенты, но в последствии скончались от прогрессирования исходной патологии.

В какой доле факт невозможности переноски больных на носилках к машине СП повлиял на наступление смерти, осталось невыясненным, однако по официальному заключению СМЭ причинно-следственная связь со смертельным исходом установлена не была.

Каким образом можно решить проблему? В качестве решения проблемы переноски тяжёлых больных на носилках можно предложить, например, доплачивать водителю, но не постоянно, а по факту услуги, например, по 500 р. за каждый раз.

Или ещё вариант: создать на крупной подстанции «летучую» бригаду –перевозку (или переноску) именно для таких, не самых частых, по факту, ситуаций. Или держать под рукой телефон коммерческой службы перевозки лежачих больных, где атлетическое телосложение и мужской пол являются основными деловыми качествами при приёме на работу.

Насколько мне известно, транспортировкой из квартиры до машины всегда занимались сугубо родственники. Если родственников или соседей, могущих помочь нет, то я слышала, что вызывается платная Скорая с санитарами. Кстати, как-то недавно наблюдала такую Скорую в соседнем доме - санитары сразу зашли и вынесли такого больного на носилках и увезли.

Когда мы последний раз вызывали Скорую - приезжали две худенькие девочки 48 килограмм весу. Кого они там упрут? Тем более, что этаж высокий, а лифт не способен вместить горизонтально расположенного человека, а значит придется стаскивать больного на себе по лестнице.

Да мне кажется, и не будут работники Скорой никого на себе тягать. Скажут - ищите, кто дотащит и все. Их дело оказывать помощь, а не производить погрузочные услуги. К сожалению, такая у нас система - не заточенная под людей. И если нет денег и могущих помочь родственников - тогда труба дело.

Вообще, больного, от квартиры до машины, должны транспортировать сотрудники скорой, которые, приехали на вызов.

Но в реальности, сделать это, почти всегда, физически, невозможно.

Допустим, на вызов приезжают врач и фельдшер. И та, и другая - женщины. Они, физически, не могут вдвоем осуществить транспортировку больного на носилках.

И даже, если приезжают врач-мужчина и женшина-фельдшер. Они, тоже, не смогут вдвоем вынести носилки с больным и нести до машины.

Потому, на деле, к транспортировке больного до машины, привлекатюся и родственники, и соседи (иногда), и водитель. Особенно, если больной грузный.

Должности санитаров, которые, могли бы выполнять эту работу, на скорой, к сожалению не предусмотрены по штатному расписанию.

Вопрос очень непростой. Помню как в моем старом доме бегала по квартирам супруга соседа, у которого произошел инфаркт, чтобы вынести его на носилках с третьего этажа до машины скорой помощи. Сосед был довольно крупный мужчина и две женщины из бригады скорой помощи никак его не могли унести самостоятельно. Конечно нашлись соседи которые смогли помочь. ну а если нет таких соседей ведь часто в подъездах живут одни пенсионеры и инвалиды. Мне кажется что в службе скорой помощи должна быть бригада с санитарами-мужчинами, которые смогли бы вынести больного в такой ситуации.

По идее транспортировать лежачего больного должна до машины скорая помощь, точнее те кто приехал. Но у нас как обычно приезжает фельдшер женщина и водитель. И все. Ну женщина то не сможет дотащить носилки с водителем, вот и просят родных, соседей помочь в транспортировке. Сам несколько раз помогал. И не вижу в этом ничего такого. Тем более люди которых приходилось нести на носилках были пожилыми и уже с весом. Мне как мужчине нести было тяжеловато, а уж если понесёт женщина.

Скорая помощь и должна транспортировать больного, если он находится в лежачем состоянии. А кто еще будет транспортировать больного, как не скорая помощь, ведь это их обязанности приехать, оценить состояние больного, а затем если он вставать не может и его надо забрать, то скорая сама забирает на носилках его.

При вызове скорой помощи бригада знает о состоянии больного, поэтому у нее обязательно должны быть средства для перемещения больного без посторонней помощи. Нужно учесть, что транспортировка больного дело серьезное, этому специально учатся, а посторонние "грузчики" могут превратить больного человека в труп. Старший бригады обязан вызывать помощь при необходимости, так определяют правила. Но в России просто нет скорой помощи, в бригадах не более двух человек, поэтому врачи рискуют и просят посторонних людей. Ничего не поделаешь, проклятые западные спецслужбы и разные "навальнята" совсем уничтожили скорую помощь нашей великой страны. Да, месяц назад помогал выносить соседа из квартиры, скорая прибыла через три часа после вызова, в бригаде девочка и мальчик, они даже не умели пользоваться каталкой, пришлось обучать. А сосед умер в машине, она даже не успела сдвинуться с места.

Главная задача скорой помощи оказать минимальную помощь и срочно увезти больного в больницу. Состав скорой помощи должен состоять из нормальных мужчин и женщин, не обязательно с дипломом врача, как приезжают пожарные, полиция. Должны быть специалисты специально обученные для оказания помощи на месте и срочной доставке больного в больницу. А сейчас только с помощью родственников или соседей.

По правилам тяжелого больного должны транспортировать сотрудники бригады скорой медицинской помощи. Но зачастую им помогают родственники - это нормальная ситуация, кто-то скажет, что они работу фельдшеров и санитаров выполняют, но на самом деле помогают своему больному родственнику.

Сейчас попробую рассказать как это бывало на скорой г Москвы

Я на скорой с 1984 года

Сначала практику проходил, потом немного работал в 1986 году

Потом, после армии, с 88 по 98 гг работал постоянно

В старинные времена на бригадах было - работали санитары

Затем скорую много раз реформировали

К моменту моей работы с 86 года, санитары комплектовали только психиатрическую бригаду

Там реально были два здоровых мужика - вязать психа

На других бригадах санитаров не было

Периодически скорая вводила для водителей совместительство - санитарские сколько то там процентов к зарплате

За это водитель сам мыл машину и внутри и снаружи и таскал носилки

Но во первых не каждый водитель брал такую подработку

Водители, как и машины, не принадлежат скорой помощи и заставить водителя медики не могут

Водители работают на автобазе, а скорая только арендует машины и водителей

Зарплату водители тоже получают от своей конторы, и именно поэтому в СССР водитель получал 360 рублей, а врач - 200, а фельдшер вообще 115

И водители над нами ржали как кони)

Во вторых если на бригаде две женщины или одна женщина, водитель один не может носилки тащить, даже если очень хочет

В СССР была еще одна проблема - на скорую брали только водителей первого класса (или категории, уж не помню) Это были в основном пожилые мужики и уж точно не молодые

Под угрозой оказывалось здоровье самого водителя, и упадет и не знаешь кого реанимировать

У меня так однажды у водителя прихватило спину, так я сам и больного и себя до больнички довез)

Но это были 90е

С началом окончания СССР, медработники побежали из медицины кто куда

Вот куда кого звали туда и бежали

Поэтому все 90е персонал работал по одному, да еще и доплачивали за это

С одной стороны проблема транспортировки это конечно задача бригады

Но как правильно описано выше - приехала девочка 45 кг

Ну и кого она понесет?

А водитель мог вообще забить

Это сейчас в должностных инструкциях могут прописать - обязан

Но даже если обязан, он же не слон, чтоб одному тащить

Начинали бегать по квартирам, а чтоб в нас не стреляли добрые соседи - отправляли родственников бегать

ну и последний вариант - вызов патруля ППС

эти тоже были сильно довольны, поэтому ехали долго

Если край наступал, звонили на подстанцию и приезжала вторая бригада

Так и крутились

А народ всегда удивляется, почему молодые фельдшерицы часто спали с водителями на скорой?

Ну так чтоб помощь была и защита

Отказать сотруднице не проблема, а вот попробуй отказать женщине с которой у тебя секс)))

Читайте также: