Нужно ли работодателю ставить на миграционный учет белорусов

Опубликовано: 02.07.2024

Когда работодатель обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца?

Как поставить на миграционный учет иностранца?

Нужно ли уведомлять о прибытии иностранца в место командировки?

Когда работодатель обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца?

Принимаем на работу временно пребывающих иностранцев. Обязаны ли мы ставить их на миграционный учет?

Под местом жительства иностранного гражданина понимается жилое помещение, по адресу которого он зарегистрирован в установленном порядке (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). Под местом пребывания – жилое помещение, которое не является местом жительства, а также иное помещение, в котором иностранец находится и по адресу которого ставится на учет в установленном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). По месту жительства мигрант регистрируется самостоятельно. Для этого он подает соответствующее заявление и ему проставляют в виде на жительство или в разрешении на временное проживание конкретный адрес жилого помещения (ч. 1 ст. 18 Закона № 109-ФЗ).

При постановке иностранца на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается (п. 52 административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364).

Как поставить на миграционный учет иностранца?

К нам трудоустраивается временно пребывающий безвизовый иностранец. Он заявил, что уже поставлен на миграционный учет по адресу жилого помещения. Должны ли мы ставить его на учет по месту нахождения юридического лица? В каком порядке ставится на учет временно пребывающий иностранец?

Нет, вам не нужно ставить иностранца на миграционный учет по месту нахождения юрлица. Иностранный гражданин, временно пребывающий в России, должен быть поставлен на учет по месту пребывания (ч. 3 ст. 7 Закона № 109-ФЗ). При этом он может подлежать учету как по адресу жилого помещения, так и по юридическому адресу работодателя (подп. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). В рассматриваемой ситуации иностранец уже встал на учет по месту пребывания (жилое помещение) до того, как трудоустроился.

ПРАВО И ПРАКТИКА

Однако работодателю нужно убедиться в правдивости слов соискателя. Для этого попросите его представить отрывную часть уведомления о прибытии иностранца в место пребывания. При трудоустройстве безвизовый иностранец предъявляет патент, в котором определена территория, где работнику разрешено трудиться. Место пребывания, указанное в отрывной части уведомления, должно совпадать с территорией, которая определена в патенте. Иначе работодатель становится принимающей стороной и обязан поставить работника на учет по адресу своего местонахождения.

После того как работодатель уведомит ФМС России, ему должны выдать отрывную часть бланка уведомления с отметкой о прибытии. Этот документ необходимо вручить иностранцу. Наличие у работника отрывной части будет подтверждением того, что он поставлен на миграционный учет (подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Важным моментом, на который стоит обратить внимание работодателю, являются сроки, в которые необходимо поставить на учет иностранца. Так, мигрант должен быть поставлен на учет в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания (п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Если работодатель направляет уведомление по почте либо через многофункциональный центр, то бланк надо заполнить в двух экземплярах. Один из них будет храниться на почте либо в многофункциональном центре в течение года (п. 27 Правил).

Нужно ли ставить на миграционный учет граждан Белоруссии, Казахстана, Армении?

Наша организация периодически принимает на работу граждан Белоруссии, Казахстана и Армении. Нужно ли их ставить на миграционный учет?

Да, работодатель обязан ставить на миграционный учет граждан Белоруссии, Казахстана и Армении, если является принимающей стороной. Граждане из перечисленных стран пользуются льготами, так как между этими государствами и Россией заключен Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС). Однако они, как и остальные иностранцы, подлежат миграционному учету (ст. 7 Закона № 109-ФЗ).

При этом есть одно отличие – иностранные граждане, приехавшие из Белоруссии, Казахстана или Армении с целью трудиться, вправе не вставать на учет в течение 30 дней со дня въезда в Россию (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Только после истечения этого срока работодатель должен поставить их на учет по месту пребывания (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). В общем случае мигранты должны быть поставлены на учет в течение семи дней со дня прибытия в место пребывания (таблица на стр. 49).

Когда иностранцу продлевается срок пребывания в России?

Мы заключили с безвизовым временно пребывающим иностранцем трудовой договор на неопределенный срок. Патент у него действителен, а вот срок пребывания истекает. Обязаны ли мы продлить указанный срок? Как продлить срок временного пребывания иностранца?

Срок пребывания иностранца на территории России зависит от его статуса. Так, в частности, если иностранец:

– временно пребывает в стране и въехал в визовом порядке, то срок пребывания ограничен сроком действия визы;

– временно пребывает в стране и въехал в безвизовом порядке, то пребывание ограничено сроком 90 суток суммарно в течение каждого 180-дневного периода (п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ);

– постоянно проживает в стране, то срок пребывания ограничен сроком действия вида на жительство (выдается на срок до пяти лет) (п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ);

– временно проживает в стране, то срок пребывания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание (выдается на три года) (ст. 6 Закона № 115-ФЗ) и т. д.

Срок временного пребывания иностранца в России продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента, продлении срока действия визы и т. д. (п. 2, 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Соответствующее заявление нужно подать в территориальный орган ФМС России по месту постановки иностранца на учет. Сделать это нужно не позднее семи рабочих дней до окончания срока временного пребывания (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 15 декабря 2014 г. № 655). Если иностранцу продляют срок пребывания, то в его миграционной карте ставится отметка. При отказе – вручается уведомление. Решение принимается в течение семи рабочих дней (п. 10, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 15 декабря 2014 г. № 655).

Нужно ли уведомлять о прибытии иностранца в место командировки?

У нас работает временно пребывающий визовый иностранец. Мы его отправляем в служебную командировку в другой город продолжительностью 10 дней.

Нужно ли его ставить на учет по месту командирования?

Нормативная база

Актуальные тексты документов доступны на эл.Кдело.рф

Документ

Поможем вам

Часть 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ

Пункт 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Узнать, что граждане Белоруссии, Казахстана и Армении, прибывшие в Россию для трудоустройства, могут не вставать на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда

В какой срок необходимо ставить иностранца на учет по месту пребывания

Категория иностранца

Срок постановки на учет

Постоянно проживающий, постоянно или временно пребывающий иностранец

Не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания

Постоянно, временно проживающий или пребывающий иностранец, если он находится в гостинице, учреждении, исполняющем административное наказание, учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и т. д.

В течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца в место пребывания

Постоянно проживающий иностранец, если он не имеет места жительства или работает вахтовым методом

Не позднее 90 дней с момента въезда в Россию иностранца

Высококвалифицированный специалист, при передвижении по территории России

Не позднее 30 дней с момента прибытия в новое место пребывания

Граждане республик Беларусь, Казахстан или Армения

Не позднее 30 дней с момента въезда в страну

Важные выводы

1. Работодатель должен поставить иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания, только если является принимающей стороной.

2. Отрывную часть бланка уведомления о постановке иностранца на учет по месту пребывания с отметкой о прибытии работодатель должен отдать иностранцу. Этот документ будет доказательством того, что тот встал на миграционный учет.

3. Граждане Белоруссии, Казахстана и Армении подлежат миграционному учету по месту пребывания. Но в отличие от остальных иностранцев они вправе не вставать на учет в течение 30 дней со дня въезда на территорию РФ, если прибыли с целью трудиться.


Иностранные работники — кадровый и бухгалтерский участок с серьезными нюансами. Знать детали важно, чтобы не нарваться на штрафы в сотни тысяч рублей. Контрольные точки: от постановки на миграционный учет до выплаты зарплаты.

Когда работодатель ставит иностранца на миграционный учет

Чтобы понять, должен ли работодатель ставить иностранца на миграционный учет, нужно ответить на один вопрос: является ли компания (ИП) принимающей стороной? Ответ будет положительный, если, например, компания предоставляет будущему сотруднику жилье. В таких случаях непосредственно работодатель ставит работника-иностранца на миграционный учет.

Для этого подают уведомление в ГУВМ МВД на бланке из приложения № 4 к приказу МВД от 10.12.2020 № 856 (о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания).

Срок подачи уведомления — 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца (п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ). Но есть страны, для граждан которых действуют свои, удлиненные дедлайны. Некоторые особые периоды мы привели в таблице 1.

Не путайте это уведомление с уведомлением о заключении трудового или ГПХ-договора. Это два разных уведомления. Сообщать в миграционную полицию о заключении договора с иностранцем должны все работодатели, независимо от статуса иностранца. И об этой процедуре мы подробно расскажем далее, в отдельном разделе статьи.

Таблица 1. Льготные сроки для постановки иностранца на миграционный учет

Срок постановки на миграционный учет с даты въезда в Россию

В течение 15 календарных дней

Ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан, ратифицировано Законом от 28.12.2013 № 393-ФЗ

Страны ЕАЭС*, кроме Белоруссии

В течение 30 суток

П. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС

В течение 90 календарных дней

Ст. 3 Соглашения между Россией и Республикой Беларусь, заключено в Санкт-Петербурге 24.01.2006

*Из иностранных государств в Евразийский экономический союз входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

Если работодатель не является принимающей стороной, иностранцы сами встают на миграционный учет. Это касается всех иностранцев, в т.ч. граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.

Когда понадобится разрешение на иностранную рабочую силу

Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников нужно, если работодатель заключает трудовой договор или ГПД с визовыми иностранцами. И визовый иностранец не поименован в перечне исключений. Например, разрешение не надо получать в отношении журналистов, аккредитованных в России. Полный перечень исключений — в пункте 4 статьи 18 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

К иностранцам, прибывающим в Россию в визовом порядке, относится:

  • большинство граждан дальнего зарубежья;
  • большинство граждан бывших советских республик, которые после распада СССР ввели в отношениях с Россией визовый режим. Например, Эстония, Литва.

Какой режим въезда в Россию установлен для граждан каждой страны смотрите в письме МИД от 27.04.2012 № 19261/кд.

До обращения в МВД за разрешением, необходимо подать в службу занятости населения заявку о потребности в тех или иных специалистах. Если в течение месяца служба занятости не подберет подходящих специалистов, тогда уже можно идти в МВД.

Бланк заявления о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранцев — в приложении № 1 к приказу МВД от 19.06.2017 № 392.

Разрешение дают на год.

Документ, как и самих работников, нельзя передать другой организации (ИП).

В каких случаях оформлять приглашение на въезд в Россию

Еще один документ нужен для привлечения к работе визовых иностранцев. Это приглашение на въезд по форме из приказа МИД от 01.03.2018 № 3026 (приказ МВД от 09.08.2017 № 619). Такое приглашение собственно и будет основанием для выдачи сотрудникам-иностранцам визы.

Приглашение на въезд выдает Главное управление по вопросам миграции МВД (ст. 16 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Туда будущий работодатель представляет, в частности (п. 28–28.4 Регламента из приказа МВД от 29.09.2020 № 677):

  • письменное ходатайство в двух экземплярах;
  • копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника.

Для обращения в МВД используйте возможности Госуслуг. В частности, приглашение на въезд иностранца можно получить через данный портал .

С 25 сентября 2020 работодатели должны контролировать, чтобы приглашенный иностранец соблюдал цель въезда в Россию и вовремя уехал из страны. Для этого власти ввели следующие обязанности работодателей (постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428):

  • сообщить сотруднику любым удобным способом, при оформлении приглашения или уже после въезда в страну, контактные данные;
  • предоставить на период пребывания в РФ гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения, которые заявили при приглашении;
  • оформить с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор, предоставить рабочее место;
  • сообщить в МВД в произвольной форме в течение двух рабочих дней, если потеряли связь с сотрудником.

Какие документы брать у новичка

Для оформления трудового договора с иностранным гражданином понадобятся (ст. 65 ТК):

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранца: разрешение на временное проживание, вид на жительство и др.

Для временно пребывающих иностранцев — миграционная карта, виза, разрешение на работу или патент на работу.

Разрешение на работу не путайте с разрешением на привлечение и использование иностранной рабочей силы, которое получает работодатель.

Патент на работу не путайте с патентом, который покупают ИП, чтобы вести бизнес на налоговом режиме ПСН.

Также имейте в виду: гражданам ЕАЭС, временно пребывающим из этих стран, патент не нужен;

  • трудовая книжка (при наличии) или сведения о трудовой деятельности, если трудовая ведется в электронном виде;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования на территории России (для временно пребывающих иностранцев). Договор не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о платных медуслугах;
  • документ об образовании, квалификации, специальных знаниях, если этого требует должность;
  • справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении преследования по реабилитирующим основаниям. Требуется, если работа связана с деятельностью, к которой согласно закону не допускаются лица с судимостью, а также те, в отношении которых проводят или проводили уголовное преследование.

Например, чтобы занять должность школьного учителя, иностранцу надо иметь такую справку.

Получить ИНН обязаны все лица, работающие на территории России, но сделать это можно и после заключения трудового договора.

Также не требуйте документы воинского учета у иностранных граждан.

Для договора ГПХ запрашивайте те же самые документы, что в случае с трудовым договором, кроме трудовой книжки.

Как уведомлять МВД о заключении договора с иностранцем

О том, что заключили или прекратили трудовой договор и договор ГПХ с иностранным гражданином, необходимо уведомить МВД. Изменение условий договора не в счет, тут ничего предпринимать не нужно (постановление Конституционного суда РФ от 04.02.2020 № 7-П).

Срок уведомления о заключении (прекращении) договора с иностранцем — не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения соглашения . Форма уведомления — в приказе МВД от 30.07.2020 № 536.

Будьте осторожны: обязанность эта не формальная. За невыполнение — очень существенные штрафы по пунктам 3 и 4 статьи 18.15 КоАП:

  • для компаний и ИП — от 400 до 800 тыс. руб. То есть ИП в данном случае отвечают за себя не как должностные, а как юрлица (примечание к статье 18.1 КоАП). В качестве альтернативы могут приостановить деятельность на срок от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц — от 35 до 50 тыс. руб.
  • 1 млн руб.;
  • 70 тыс. руб.

Статья 18.15 КоАП предусматривает и другие штрафы за незаконное привлечение к труду иностранного гражданина или лица без гражданства.

Штраф могут заменить на предупреждение , если нарушение совершили впервые и в результате никому не причинили вред или имущественный ущерб и вообще отсутствует такая угроза (ст. 4.1.1 КоАП). Решение по этому поводу может быть достаточно субъективным, поэтому надеяться, что освободят от штрафа не стоит.

Если не уведомили о приеме и увольнении граждан из Беларуси, от штрафа поможет отбиться постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19.

Как платить мигранту зарплату

Здесь нужно запомнить один важный нюанс: нерезидентами в терминах валютного законодательства являются все иностранцы без вида на жительство. То есть временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации.

Так вот рублевая выплата в пользу нерезидента, включая зарплату, считается валютной операцией. Это значит, расчеты с временно пребывающими и временно проживающими в РФ должны быть только в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках (подп. 6–7 п. 1 ст. 1 и ст. 14 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

В поле «Назначение платежа» перед текстовой частью ставьте код валютной операции из приложения 1 к Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И. Это шифр 70060 — расчеты, связанные с выплатой резидентом нерезиденту зарплаты и других видов оплаты труда .

Код валютной операции указывайте в следующем виде, обязательно с фигурными скобками и символом из двух латинских прописных букв:

.

Пробелы внутри скобок не ставьте. Смотрите пример формулировки.

Расчеты, связанные с выплатой резидентом нерезиденту заработной платы и других видов оплаты труда за апрель 2021 года (55 000 руб.)

Если запрет нарушить и рассчитаться из кассы, работодателю грозит штраф от Росфиннадзора в размере от 75 до 100% выплаченной суммы. А его должностному лицу — от 20 до 30 тыс. руб. (п. 1 ст. 15.25 КоАП).

По каким ставкам считать зарплатные налоги с выплат иностранцу

НДФЛ

Основная ставка НДФЛ для работодателей по нерезидентам — 30%. Доходы-исключения, когда с первого дня сотрудничества с иностранцем работает общая ставка 13% и новая прогрессивная 15%по доходам свыше 5 млн руб. (п. 3.1 ст. 224 НК):

  • зарплата высококвалифицированных специалистов;
  • зарплата иностранцев, работающих по патенту на осуществление трудовой деятельности;
  • зарплата граждан из стран ЕАЭС. Только если по итогам года ЕАЭСовец так и остался налоговым НЕрезидентом, налог, удержанный с начала года с его доходов, работодатель должен пересчитать по повышенной ставке 30% (письмо Минфина от 23.07.2019 № 03-04-05/54647);
  • зарплата беженцев, переселенцев.

Напомним: для целей расчета НДФЛ человек считается налоговым резидентом, если находится на территории России минимум 183 дня в течение 12 месяцев подряд.

Иностранцы — налоговые резиденты РФ имеют право получать стандартные, социальные и имущественный налоговые вычеты по НДФЛ.

Страховые взносы

Чтобы не запутаться в многочисленных статусах мигрантов, мы составили удобную таблицу 2 с возможными тарифами взносов, уплачиваемых в ФНС.

Взносы в ФСС РФ на страхование от травматизма начисляйте с оплаты труда всех иностранных работников независимо от их миграционного статуса. По ГПД взносы в ФСС начисляют, только если прописали соответствующее условие в договоре (п. 2 ст. 5 и п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Таблица 2. Взносы в ФНС по иностранным работникам с выплат в рамках предельной базы по взносам

* Если работодатель — субъект МСП, с выплат за месяц свыше федерального МРОТ вместо общей ставки применяется пониженная: соцстрах — 0, медстрах — 5, пенсионные взносы — 10 (подп. 17 п. 1 и п. 2.1 ст. 427 НК).

Миграционный учет

Постановка на миграционный учет иностранных граждан в РФ, это обязательная процедура, которую должен пройти представитель другого государства, прибывший в нашу страну.

Миграционный учет иностранных граждан.

Миграционный учет подразумевает, что иностранец уведомляет соответствующую службу о том, что он въехал на территорию страны и планирует находиться здесь на протяжении определенного промежутка времени. В противном случае, служба контролирующая соблюдение требований законодательства в этой области, вынуждена будет инициировать процедуру депортации, после чего иностранец не сможет въехать РФ на протяжении нескольких лет.

В настоящее время действует новая редакция бланка. Изменения были внесены в предыдущем году. Данный документ подается принимающей стороной и ответственность за неисполнение требований законодательства также возлагается на того, кто обязан был произвести соответствующие действия. Лица, в отношении которых не было подано уведомление о их прибытии, не подвергаются административному преследованию.

Постановка на миграционный учет.

Миграционный учет

Миграционный учет иностранных граждан подразумевает регистрацию до 90 календарных дней. Это позволяет гостю страны, вставшему на миграционный учет, легально и законно находиться в РФ 3 полных месяца, без необходимости пересекать границу.

После того, как 90 суток истекли, нерезиденту придется действовать в одном из двух направлений: покинуть страну или оформить продление миграционного учета. Продление миграционного учета будет доступно только тогда, когда у нерезидента есть веские и убедительные основания, которые оговариваются в действующем законодательстве.

Продление миграционного учета.

Поскольку продление миграционного учета требует наличия оснований, каждый иностранец должен знать, в каком случае ему будет доступна эта процедура. Среди оснований, наличии которых позволит продление миграционного учета иностранных граждан, находятся:

1Вынужденная задержка на территории страны, связанная с чрезвычайными обстоятельствами или введенными правительством ограничениями на выезд. Законность нахождения на территории державы будет продлено вплоть до окончания карантина или других действующих ограничений.
2Беременность или роды, уход за близким родственником, находящимся на стационарном лечении, а также оформление наследства или гражданства. Продление законного нахождения регламентируется основаниями, которые послужили причиной к таким действиям.
3Уважительная причина, такая как принятие обращения на оформлению ВНЖ продлевает законность нахождения в державе на срок рассмотрения обращения, который занимает четыре месяца.

Миграционный учет иностранных граждан 2021.

Указ Президента РФ от 15.12. 2020 года позволил продолжить урегулирование применение некоторых мер в отношении представителей других государств, находящихся во время пандемии в стране. Согласно указу главы государства, миграционный учет иностранных граждан будет проводиться в следующем порядке:

1Продление миграционного учета 2021 не требуется, если срок законного нахождения иностранца в РФ, заканчивается в период с 15.03.2020 по 15.06.2021 года
2Продление миграционного учета 2021, в отношении особ являющихся представителями государств, с которыми на внесение указанных изменений возобновлено транспортное сообщение, не продлевается без оснований после пятнадцатого марта текущего года
3Если срок действия визы истечет в период с 15.03.2021 по 15.06.2021 года, то оформлять продление миграционного учета 2021 не потребуется, а выехать можно будет по этим документам

Миграционный учет иностранных граждан 2021, сроки.

Уведомить орган ведающий вопросами контроля в данной сфере и встать на миграционный учет 2021, представитель другого государства должен в течение 1 недели после въезда. Если иностранец поселился в отеле, администрация этого заведения должна в течение 1 дня уведомить об этом МВД, которое инициирует миграционный учет гостя страны.

Миграционный учет 2021 в РФ.

Миграционный учет

Миграционный учет иностранных граждан – это обязательная процедура, необходимая для того, чтобы собрать и зафиксировать полный объем информации о нахождении и перемещении людей внутри Российской Федерации.

Продление миграционного учета, позволяют государству вести учет и собирать статистические данные в области миграции. Это необходимая процедура, которая носит ознакомительный характер. При этом, в свете последних событий, продление миграционного учета 2021 не носит обязательный характер до устранения препятствий, связанных с наличием угрозы распространения пандемии.

Если субъекту не требуется оформлять каких-либо разрешительных документов он может находиться в ранее предоставленном адресе без обязательной отметки на бумажном носителе.

Бланк миграционного учета.

Согласно внесенным поправкам в законопроекты, миграционный учет 2021 иностранных граждан выполняется с помощью обновленного бланка, а его форма изменилась 13 июня 2020 года. Продление миграционного учета также осуществляется на бланках обновленного и измененного образца. Заполнить бланк, оформляя продление миграционного учета, можно как от руки, так и на клавиатуре компьютера.

Миграционный учет иностранных граждан, а также продление миграционного учета, это необходимые процедуры, позволяющие регулировать взаимодействие с другими государствами и въезд/выезд их представителей. Своевременная регистрация является основой законопослушного поведения в России и беспрепятственного возвращения в свою страну.

Миграционный учет иностранных граждан контролируется МВД, поэтому независимо от количества и потока иностранцев в определенные периоды, в стране будет поддерживаться порядок и стабильность. В реалиях наличия особых условий в настоящее время миграционный учет 2021 имеет свои особенности и позволяет нерезидентам до урегулирования ситуации пребывать на территории державы без продления документального подтверждения регистрации.

Миграционный учет в квартирах, бытовках и адресу юрлица. Кто же теперь должен регистрировать иностранца и кто ответственен за мигучет?

Одной из причин изменения 109 ФЗ О миграционном учете, стало определение Конституционного Суда, который признал понятие места пребывания иностранного гражданина не ясным и запутанным и попросил законодательную власть разобраться. В некоторых понятиях миграционного учета не могут разобраться даже российские юристы, сотрудники полиции или кадровые работники. А куда уж иностранцам, не знающим русский язык. А ведь им этот закон соблюдать.

Законодатель изменения в закон внес, но ясности это пока не прибавило. Некоторые определения так и вызывают вопросы.

Разберем следующие новые понятия:

Место пребывания иностранного гражданина

Теперь 109 ФЗ предполагает только 2 варианта места пребывания:

  • - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение фактического проживания
  • - по адресу организации в случае . и отсылка к ч.2 ст.21 109 ФЗ

Место пребывания иностранца – жилое помещение

Возьмем первое определение места пребывания – жилое помещение, не являющееся местом жительства. Оно коррелирует с п.1 ч. 1 ст.21 (основания мигр. учета) того же ФЗ - иностранец подлежит постановке по адресу жилого помещения, не являющегося местом жительства, но в котором иностранец фактически проживает.

Обратите внимание на формулировку "не являющееся местом жительства".

Проблема в том, что 20 статья Гражданского Кодекса определяет место жительства как место постоянного или преимущественного проживания.

А 109 ФЗ говорит, что иностранец должен быть зарегистрирован в жилом помещении, НЕ являющемся местом жительства. Но в этом жилом помещении он фактически должен проживать.

Но ведь если иностранный гражданин фактически проживает в жилом помещении, то оно будет его местом жительства в соответствии с ГК. А если такое помещение является местом его фактического проживания, то согласно 109 ФЗ зарегистрирован там иностранец быть не может, потому что:

«место пребывания иностранного гражданина - жилое помещение, НЕ являющееся местом жительства».

Похоже на издевательство над логикой.

Может быть, стоило использовать такую формулировку: место пребывания - жилое помещение, являющееся временным местом жительства?

Или же оговорку "не являющееся местом жительства" хотели написать после слов "иное помещение". Тогда бы получилось тоже логично:

Место пребывания - жилое помещение или иное помещение, не являющееся местом жительства.

К сожалению, к разгадке этого ребуса в скором времени будут привлечены 10 миллионов иностранных граждан и граждан России, сдающих им квартиры. А также работодатели иностранцев, сотрудники полиции и суды.

Вполне возможно, что выдворят несколько тысяч иностранных граждан, а после жалобы в Конституционный суд снова решат внести поправки.

Понятие адреса организации

Вторая категория места пребывания в новой версии 109 ФЗ.

Не менее запутанные формулировки использованы и здесь. Работодателям тоже придется поломать голову. Норма отсылочная, поэтому нужно читать сразу п.4 ч.1 ст.2 и ч.2 ст.21 109 ФЗ.

Получится так: «место пребывания иностранного гражданина ….. организация, в которой он работает, в случае фактического проживания по адресу указанной организации».

Здесь вроде ясно.

Например, иностранные работники могут быть поставлены на учет крупным предприятием, которое осуществляет деятельность по одному адресу, при наличии на его территории выделенного места для сна и отдыха.

Второй случай, когда местом пребывания будет адрес организации - проживание в помещении организации, не имеющих адресных данных. Это в первую очередь временные строительные бытовки, вагончики и другие строения.

Но обратите внимание на оговорку - не имеющих адресных данных.

Бытовка или временное строение априори не может иметь адресных данных, поскольку строение временное. Но не все строительные бытовки стоят на территории без адреса.

Территория не будет иметь адреса, например, в случае продолжительного строительства крупного жилого квартала, до ввода дома в эксплуатацию и присвоения адреса.

Если же строительная компания проводит реконструкцию уже существующего здания и на его территории разместила бытовки для строительного персонала, тогда такие временные строения будут находиться на территории с адресом. Будут ли в таком случае основания для постановки на миграционный учет именно на адрес организации ведь строения находятся на территории с адресом? Но сами строения не имеют адресных данных.

Но так как иностранцы фактически будут использовать эти временные строения для сна и отдыха, то в соответствии с ч. п.4 ч.1 ст.2 109-ФЗ такие бытовки будут местом пребывания иностранного персонала и поставить их на учет нужно.

Но если вернутся к ч.2 статьи 21 109 ФЗ, определяющей основания миграционного учета, то в ней мы не найдем возможности поставить на мигучет иностранный персонал проживающий во временных строениях, которые имеют адресные данные. Ч.2 ст.21 109-ФЗ разрешает ставить на миграционный учет, на адрес организации при проживании в помещениях, не имеющих адресных данных.

Предположительно начнутся такие вот разночтения положений закона, которые работодатели и сотрудники УВМ будут трактовать по разному.

Замкнутый круг - нежилое помещение местом пребывания является, а поставить на учет на адрес организации нельзя, поскольку есть адрес у места нахождения бытовок.

Получается что в случае размещения (сна и отдыха) иностранного персонала на территории строительного объекта с адресом поставить на учет будет можно только при условии изменения адреса организации-работодателя на адрес реконструируемого объекта.

Потому что ч.2 ст.21 говорит: иностранный гражданин подлежит постановке по адресу указанной организации при фактическом проживании в помещении организации в этом адресе.

То есть, согласно данной норме, строительной компании придется, выходя на объект, просить разрешение собственника на регистрацию по адресу проведения работ юридического адреса компании или обособленного подразделения. А то и перевозить туда офис.

А если строительная компания выиграла тендер на реконструкцию здания суда и планирует на период ремонта там же разместить рабочий персонал, от иностранцев видимо придется отказаться или размещать их в гостиницах и организовать развозку персонала, потому как зарегистрировать адрес организации в здании суда никто не даст.

Понятие адреса организации

Почему все говорят о регистрации иностранцев в бытовках?

Если вбить в поисковик запрос «миграционный учет в бытовках», то гугл найдет всех, кто утверждает, что все трудовые мигранты будут зарегистрированы в бытовках и вагончиках. Это утверждают как СМИ, так и юридические конторы.

Но утверждения многих юристов о том, что теперь все иностранцы будут зарегистрированы в бытовках не до конца верно. Вернее вообще не верно.

Потому что ГК под адресом организации определяет местонахождение исполнительного органа (директора), закрепленное в ЕГРЮЛ.

Исходя из логики положений ч.2 ст.21 ФЗ-109 иностранный гражданин должен быть зарегистрирован по адресу юрлица. А адрес у организации может быть один – местонахождение директора.

Получается что при проживании в бытовках без адресных данных, регистрировать нужно на адрес юрлица.

Таким образом, мигучет по юридическому адресу организации останется, но для малой доли предприятий.

Сложные случаи с адресом постановки на учет иностранных граждан

В случае если иностранец работает в строительной компании и работает (и проживает во временном строении - бытовке) в другом регионе, то зарегистрирован он должен быть в адресе организации.

Например, производственная компания (приемка вторсырья) с головным офисом в Санкт-Петербурге имеет много отдельных площадок по приему этого вторсырья как в городе, так и в Ленинградской области.

На площадках расположены временные сооружения для персонала - вагончики. Персонал там фактически проживает.

По логике положений ч.2 ст.21 иностранный персонал должен быть поставлен на учет по адресу организации, то есть адрес - Санкт-Петербург.

Но при этом работать и жить такие иностранцы будут в Ленобласти.

Сразу возникает вопрос

в первую очередь к - а не будет ли признан такой мигучет сотрудниками полиции и УВМ подделкой, предоставлением заведомо ложных данных или несоответствием места проживания месту миграционного учета?

Работы строительным организациям с большим количеством действующих объектов и иностранцев в штате прибавится.

Ну и работы у миграционных юристов скоро тоже будет по горло.

Если эта статья была для вас полезна, поделитесь с коллегами и друзьями.

Также вы можете подписаться на наши новости в социальных сетях - Миграционный Адвокат.

Практикующий юрист в сфере трудовой миграции и админ. права. Ведущий эксперт, более 200 выигранных дел.

7 дней – именно столько времени (с некоторыми исключениями) дается иностранцам, приехавшим в РФ, чтобы оформить временную прописку. В правилах миграционного учета граждан даны подробные инструкции: как, когда и в какие органы обращаться. Однако для многих мигрантов данная тема так и остается не до конца понятной. Чтобы они могли избежать неприятных ситуаций, в данном материале говорим о том, как происходит регистрация по месту пребывания для иностранных граждан.

Пребывание иностранных граждан в России

Пребывание иностранных граждан в России

Наиболее востребованной у иностранцев является временная прописка, ведь постоянное место жительства у них считается на родине. Оформляется также и временная регистрация по месту пребывания для граждан РФ в случае, переезда в другой город для трудоустройства, например, или по иным причинам.

Иностранцам для пересечения границы РФ и подтверждения легальности нахождения на территории страны нужны документальные основания:

  • виза;
  • паспорт и миграционная карта (для мигрантов из стран с безвизовым режимом);
  • корешок регистрации;
  • полис ДМС.

Эти документы должны иметь все иностранцы, за исключением тех, кто приехал в Россию на срок менее чем на 7 дней. Перечень бумаг, которые нужно получать трудоустроенным мигрантам, еще шире.

Как видим, что корешок прописки входит в перечень обязательных документов для легального пребывания иностранца в России. Так для чего нужна регистрация по месту пребывания и что она дает – на этот вопрос отвечаем далее.

Постановка на миграционный учет иностранцев в России

По закону человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствия регистрации. Однако сопроводительные подзаконные акты ограничивают доступ к социальным благам (трудоустройство, медицина, образование) для мигрантов, которые не стали в положенные сроки на миграционный учет. Кроме того, это карается также материально (в виде штрафов) и физически (путем административного выдворения).

В соответствии с законодательными нормами каждый иностранный гражданин, как и россиянин, обязан уведомить государственные органы о своем фактическом месте пребывания, или, говоря простыми словами, оформить временную прописку.

Постановка на учет осуществляется исключительно в целях информирования. Об уведомительном характере регистрации говорится практически во всех нормативных актах, при этом неважно, на каких основаниях (в визовом или безвизовом порядке) и в каких целях (работа, учеба, прохождение лечения, командировка, визит к родственникам и под.) мигрант приехал в Российскую Федерацию.

Стать на регистрационный учет можно разными способами – от личного посещения государственных органов до использования онлайн-ресурсов.

Что считается местом пребывания

Что считается местом пребывания

«Местом пребывания» считается место, которое отличается от адреса постоянного проживания. Многие иностранцы, особенно те, кто приезжает в Россию впервые, не могут понять: временная регистрация – это место жительства или место пребывания и в чем их отличие? Исходя из норм законодательных актов и определения терминов, можно сделать вывод о правомерности второго варианта.

В законах нет определения «временная регистрация», есть понятие учет «по месту пребывания». А словосочетание «временная прописка» употребляется по старой памяти, из советских времен, ведь именно в Советском Союзе институт «прописки» был утвержден и активно действовал. Не возникало вопросов, обязательна ли она, правоохранительные органы следили за наличием «документального» адреса у каждого гражданина.

Современные законы переняли положительную практику из прошлого. Только немного подправили терминологию и характер: заменили слово «прописка» на слово «регистрация», а понятие «постоянная» теперь закреплено за определенным адресом – «местом жительства», а «временная» – «местом пребывания». Еще одно нововведение – уведомительный характер регистрации.

На вопрос, что дает такое информирование государственных органов о своем месте нахождения, ответы очевидны:

  • расчет нагрузки на медицинские, образовательные и прочие государственные учреждения;
  • содействие правоохранительным и судебным органам в поиске преступников;
  • защита прав и свобод иностранных граждан, а также контроль исполнения ими своих обязанностей.

Точный ответ на вопрос: что такое временная регистрация по месту пребывания, – можно найти в законодательных актах. С помощью документов-регуляторов института прописки, а также налаженной инфраструктуры ответственных за потоки мигрантов органов производится учет места проживания иностранцев (постоянного или временного), контроль и разработка миграционной политики государства.

Законодательные акты, регулирующие пребывание иностранцев в России

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» – это основной закон о временной регистрации по месту пребывания для гостей государства. К нему разработано также приложение – постановление Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 г. «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Кроме того, положение о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания иностранцев, включая отдельные вопросы их постановки на миграционный учет, дополняют Жилищный и Административный кодексы РФ, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и прочие законодательные акты, регулирующие миграционную политику государства.

Суть процедуры заключается в уведомлении местных органов ГУВМ о прибытии в определенное место. Основание для постановки на учет – уведомление о прибытии, которое передается в ответственный орган. Прохождение процедуры подтверждает отрывная часть этого уведомления, которая обязательно должна быть на руках у иностранца при проверке документов правоохранительными органами. Но в большинстве случаев временной пропиской иностранного гостя занимается принимающего сторона.

Далее рассмотрим более детально непосредственно сам порядок регистрации иностранных граждан:

  • приезд человека в место пребывания;
  • передача паспорта и бланка уведомления принимающей стороне;
  • заполнение бланка уведомления и передача его вместе с пакетом документов в органы, которые занимаются постановкой на миграционный учет граждан на определенной территории;
  • получение отрывной части уведомления и передача всех документов на руки мигранту.

Физические и юридические лица, выступающие в роли принимающей стороны, не должны забывать о сроках, так как зарегистрировать иностранца по месту пребывания необходимо в течение 1 недели со дня прибытия мигранта (с некоторыми исключениями)

Пакет бумаг для постановки на учет по месту пребывания

Для оформления временной прописки потребуются документы иностранца и принимающей его стороны.

Иностранному гражданину к паспорту (удостоверению личности) необходимо приложить:

  • миграционную карту (оригинал и копия);
  • бланк уведомления о прибытии;
  • визу (если между странами установлен визовый обмен).

Содержимое пакета документов, предоставляемого принимающей стороной, зависит от того, кто выступает в такой роли – физическое лицо или организация.

Так, юридическое лицо должно подготовить:

  • представитель фирмы-работодателя – копии учредительных документов и бумаг;
  • администрация гостиницы, санатории и проч. – заявление о временной регистрации по месту пребывания.

Физические лица, которые принимают иностранных гостей, предоставляют:

  • паспорт (оригинал и копия);
  • бумаги, подтверждающие право собственности на жилье.

Какие органы занимаются постановкой на миграционный учет

Какие органы занимаются постановкой на миграционный учет

Решая проблему выбора, то есть выбирая, где сделать регистрацию по месту пребывания, иностранные граждане могут обратиться в несколько инстанций:

Основной негативный момент, которым отличается регистрация по месту пребывания в ГУВМ МВД (ФМС), – значительная загруженность отделений и постоянные очереди. Чтобы этого избежать, иностранные граждане и принимающая их сторона обращаются в МФЦ или прибегают к онлайн-способу – порталу Госуслуг.

Многофункциональный центр

Многофункциональные центры действуют сегодня практически во всех крупных городах. Функционируют они по принципу «единого окна». Прием граждан ведется по онлайн-записи или в порядке электронной очереди, что снимает проблему очередей и риск попасть не к тому сотруднику.

В остальном постановка на учет иностранного гражданина осуществляется таким же образом, как и в подразделении ГУВМ МВД.

Портал Госуслуг

Для оформления временной регистрации в онлайн-режиме необходимо:

Стоимость процедуры

В отличие от российских, иностранным гражданам придется уплатить за постановку на миграционный учет пошлину. Размер государственного сбора составляет 350 рублей. При личном обращении в МФЦ или миграционный орган госпошлину заинтересованное лицо уплачивает в банковском учреждении, чаще всего в Сбербанке, в случае постановки на миграционный учет через портал Госуслуг деньги за услугу списываются с банковской карты.

в отдельном матер

Основные опасения россиян, которые выступают в качестве принимающей стороны, сводятся к таким:

  • отказ мигранта покидать помещение;
  • претензии на жилье;
  • приведение жилплощади в ненадлежащий вид (порча имущества, воровство и проч.).

По этому поводу собственники жилья должны знать следующее. Временная прописка дает право иностранцу проживать в данном помещении, однако на ее основании он имеет гораздо меньше прав, чем в случае постоянной регистрации.

Во-первых, российские законы всячески защищают право собственности, поэтому одного лишь факта временной регистрации недостаточно для каких-либо имущественных претензий.

Во-вторых, правила временной регистрации по месту пребывания подразумевают четкое взаимное согласование сроков проживания лица по данному адресу. И когда сроки истекают, прописка считается недействительной. Следовательно, можно привлекать правоохранительные органы, если мигрант отказывается покидать помещение. В «чрезвычайной» для собственника жилья ситуации выселить мигрантов можно и раньше – по решению суда.

Принимающая сторона, ее обязанности

Принимающая сторона, ее обязанности

Как уже было сказано, прописка по месту пребывания иностранного гражданина – это хлопоты принимающей стороны.

В качестве принимающей стороны могут выступать:

К основным обязанностям принимающей стороны в деле постановки на миграционный учет иностранца относятся:

  • заполнение бланка уведомления о прибытии (информация берется из предоставленных мигрантом документов);
  • передача заполненного бланка в миграционные органы любым из доступных способов;
  • после проверки правильности заполнения бланка сотрудниками госорганов передать отрывной талон уведомления с отметкой мигранту.

Скажем немного подробнее об особенностях заполнения бланка уведомления.

Заполнение бланка уведомления и его передача в ГУВМ МВД

К основным правилам заполнения бланка прибытия относятся:

  • язык – русский;
  • отсутствие ошибок, исправлений и сокращений;
  • заполнение всех необходимых для конкретной ситуации полей;
  • на каждого мигранта заполняется отдельный бланк;
  • прилагается полный пакет документов, удостоверяющих личность обеих сторон.

Бланк уведомления о прибытии можно скачать здесь.

Если возникли сомнения по поводу заполнения, можно воспользоваться образцом.

Особенности постановки на миграционный учет украинских граждан

Для граждан Украины, которые вынуждены задержаться в РФ из-за неблагоприятной ситуации у себя дома, период временного пребывания может быть продлен до 180 дней.

Далее предстоит определиться с дальнейшим легальным проживанием в РФ: получить РВП, ВНЖ, трудоустроиться. Кстати, для работающих в России граждан Украины возможна временная регистрация на основании трудового договора (на срок действия документа, но не больше чем на год).

Кроме официального трудоустройства основаниями для продления сроков миграционного учета могут быть подача заявления на РВП, признание носителем русского языка или ходатайство от работодателя высококвалифицированного работника и др.

В таких ситуациях регистрация по месту пребывания гражданина Украины проходит по стандартному алгоритму.

Миграционный учет детей

Отдельные вопросы возникают у иностранцев, которые переезжают с детьми. Нужны ли дополнительные документы и визиты в миграционные органы? Есть ли особенности процесса в зависимости от возраста ребенка?

Для мигрантов, которые интересуются, как получить временную прописку для ребенка, не нужно никаких дополнительных бумаг или посещений каких-либо ведомств. Порядок постановки на миграционный учет маленьких иностранцев такой же, как и для взрослых. Не отличаются и сроки – 7 дней с момента прибытия.

Временная прописка в столице

Тем, кто не слишком осведомлен в том, как зарегистрироваться по месту пребывания в Москве, переживать особо не стоит: для гостей столицы действуют такие же правила постановки на миграционный учет, как и для прибывших в иные регионы России, например, на север или в южные края.

Как и в других городах, мигрантам всегда следует иметь при себе отрывной талон уведомления о прибытии, подтверждающий факт регистрации, так как проверка документов в столице осуществляется гораздо чаще.

Основания для отказа в регистрации

Основания для отказа в регистрации

Причины, по которым оформление регистрации может стать проблемой:

  • недостаточная площадь жилого помещения, большое количество зарегистрированных;
  • неполный пакет документов, отсутствие удостоверения личности мигранта или принимающей стороны;
  • некорректно заполнение уведомления о прибытии или миграционной карты;
  • нелегальное пересечение границы и въезд на территорию РФ.

В таких случаях регистрация мигрантов по месту пребывания не осуществляется. Стратегия поведения иностранного гражданина зависит от причины отказа: ему нужно искать другое помещение, принести недостающие бумаги, правильно заполнить уведомление, а в случае нарушения миграционных правил придется отвечать согласно предписаниям закона.

Свидетельство о регистрации: как получить

Подтверждением временной прописки является свидетельство о регистрации по месту пребывания. Выдается оно спустя 3 рабочих дня с момента подачи документов.

Документ оформляется по форме № 3 Административного регламента МВД РФ и включает данные о мигранте и адресе его временного пребывания. Данное свидетельство дает возможность пользоваться социальными, медицинскими, образовательными и прочими услугами в регионе действия прописки.

Продление временной регистрации: ситуации и основания

Российским законодательством разработан также порядок продления временной прописки иностранцев. Для этого должны быть подтвержденные документально основания и ходатайство принимающей стороны.

Так, перерегистрация по месту пребывания возможна, если иностранный гражданин:

  • официально трудоустроен;
  • подал заявление для получения РВП;
  • признан носителем русского языка;
  • обучается в российских учебных заведениях;
  • признан беженцем и др.

О сроках временной регистрации

Обобщая информацию о том, сколько делается регистрация по месту пребывания и в какие сроки ее необходимо оформить, мы хотим подчеркнуть следующее:

  • в течение 7 рабочих дней нужно стать на миграционный учет – правило актуально для мигрантов из практически всех стран мира, исключение есть для гостей из стран ЕАЭС (на процедуру отводится 1 месяц) и Таджикистана (15 суток);
  • 3 дня рассматриваются документы госорганами (7 дней в случае продления);
  • 90 дней – это максимальный срок, на который можно оформить временную прописку;
  • 1 год – на такой срок ее можно продлить при предоставлении трудового договора с работодателем.

Ответственность за нарушение правил регистрации

За то, что мигрант проигнорировал обязанность зарегистрироваться по месту пребывания, к нему могут применяться такие санкции:

  • штраф (от 2 до 5 тысяч рублей в зависимости от региона);
  • административное выдворение;
  • запрет на повторный въезд в РФ на определенный срок.

Ответственность ложится также и на принимающую сторону.

Фиктивная прописка: последствия

Фиктивная прописка

Фиктивная регистрация как «прикрепление» к месту, где иностранец не намерен проживать, – довольно частое явление. Основным мотивом для приезжих оформить «липовую» прописку является работа. И если регистрация ВКС (высококвалифицированных специалистов) – часто заинтересованность работодателя, то миграционный учет трудовых мигрантов «среднего звена» ложится как раз на их плечи.

«Местные» дельцы на этом не прочь заработать, предоставляя свою жилплощадь под такие цели.

При мнимых плюсах для обеих сторон им следует помнить, что такие выгоды временны, а нарушение закона переходит из административной в уголовную плоскость. Соответственно, и штрафы за оформление «липовой» прописки могут достигать нескольких сотен тысяч рублей.

Снятие с регистрационного учета

Как оформить регистрацию мигрантам и принимающим их россиянам, в принципе, понятно, но вот для снятия с учета им никаких дополнительных действий выполнять не нужно надо. Процесс происходит автоматически: когда иностранец покидает государство, в базу данных ГУВМ попадает информация об этом. И регистрация по месту пребывания считается снятой..

Подводя итоги

Временная регистрация – это определенная законом обязанность иностранных граждан и принимающих их россиян. Процедура постановки на миграционный учет – одна из самых простых, поэтому игнорировать ее – не в интересах мигрантов, их местных друзей или работодателей.

Читайте также: