Нужно ли согласовывать штатное расписание с профсоюзом

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации есть первичная профсоюзная организация, которая объединяет менее половины работников. Согласно ст. 372 ТК РФ работодатель перед принятием локального нормативного акта направляет проект и обоснование по ЛНА в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Согласно ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда, принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Означает ли это, что Положение об оплате труда работников нужно согласовывать с профсоюзной организацией в обязательном порядке?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку профсоюз объединяет менее половины работников, учитывать его мнение при принятии Положения об оплате труда нет необходимости.
Если работники, не являющиеся членами профсоюза, не уполномочат этот профсоюз представлять их интересы, локальный нормативный акт может быть принят работодателем самостоятельно.

Обоснование вывода:
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая ст. 135 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права*(1).
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно принимать локальные нормативные акты, обязательные для работников данного работодателя, а также вносить изменения в ранее принятые акты, равно как и утверждать новые взамен прежних. При этом локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) (часть вторая ст. 8, часть четвертая ст. 135 ТК РФ).
Из содержания ст. 2 ТК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" следует, что профессиональные союзы создаются в целях представительства и защиты и в силу части первой ст. 29 ТК РФ относятся к представителям работников.
Поэтому, когда Трудовой кодекс РФ требует учитывать при принятии локального нормативного акта мнение представительного органа работников, такой акт согласовывается с первичной профсоюзной организацией или иным представителем работников. Иной представитель избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников (часть первая ст. 31 ТК РФ).
Согласно части первой ст. 372 ТК РФ проект локального нормативного акта, по которому необходимо учесть мнение профсоюза, направляется в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Мнение иного, кроме профсоюза, представителя работников также учитывается в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ (смотрите, например, часть вторую ст. 136, часть третью ст. 147, часть первую ст. 190, часть третью ст. 196 ТК РФ)*(2). То есть если в организации отсутствует профсоюз или он объединяет менее половины работников, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.
Так как профсоюз в рассматриваемом случае объединяет менее половины работников, учитывать его мнение при принятии локального нормативного акта нет необходимости (смотрите, например, определение Брянского областного суда от 22.01.2019 N 33-385/2019; определение Волгоградского областного суда от 16.02.2018 N 33-2654/2018; решение Верховного Суда Республики Коми от 17.05.2017 N 21-391/2017)*(3). Однако в силу части второй ст. 30 ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. Тогда мнение первичной профсоюзной организации должно быть учтено при принятии локального нормативного акта.
Таким образом, если в рассматриваемом случае имеющаяся профсоюзная организация не уполномочена представлять интересы всех работников, работодатель при принятии локального нормативного акта вправе обойтись без учета мнения такой профсоюзной организации (определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Ленинградского областного суда от 22.06.2016 N 33-3685/2016, вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллер Оксана

Ответ прошел контроль качества

8 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите материал Энциклопедия решений. Заработная плата.
*(2) Даже если закон требует принимать локальный нормативный акт по конкретному вопросу с учетом мнения именно первичной профсоюзной организации, а профсоюзный орган, отвечающий указанным в ст. 372 ТК РФ критериям, отсутствует, однако имеется иной представительный орган, выбранный трудовым коллективом, работодатель обязан учесть его мнение (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников).
*(3) В судебной практике можно встретить и противоположное мнение (смотрите, например, определение Челябинского областного суда от 06.08.2019 N 11-8972/2019; определение Ставропольского краевого суда от 13.08.2013 N 33-4249/13).

В соответствии со ст. 8, 371, 372, 373 Трудового кодекса РФ работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Коллективным договором может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников (профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации).

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором либо принятые без учета мнения (согласования) представительного органа работников, являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ учет мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации требуется относительно следующих решений:

    в случае сокращения численности или штата работников организации работодатель обязан в письменной форме сооб­щить об этом профкому не позднее, чем за два месяца до на­чала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работни­ков может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответству­ющих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ).

увольнение работников, являющихся членами профсоюза в случаях:

сокращения численности или штата работников;

недостаточной квалификации, подтвержденной результа­тами аттестации (в состав аттестационной комиссии в обяза­тельном порядке включается член комиссии от профкома) (ч. 2 ст. 81 и ч. 3 ст. 82 ТК РФ);

неоднократного неисполнения работником без уважитель­ных причин трудовых обязанностей, если он не имеет дисциплинарного взыскания.

  • о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч.3 ст.99;
  • в случае составления графиков сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ч. 3 ст. 103 ТК РФ);
  • о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст.105);
  • о привлечении к работам в праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч.5 ст.113;
  • установление порядка и условий предоставления ежегод­ных дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2, ст. 116 ТК РФ);
  • об утверждении графика отпусков (ст.123);
  • о введении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу (ст.135);
  • об утверждении формы расчетного листка (ст.136);
  • об установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144);
  • об установлении конкретных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст.147);
  • об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст.154);
  • о введении и применении систем нормирования труда (ст.159);
  • о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст.162);
  • о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст.180);
  • об утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (ст.190);
  • снятие в течение года дисциплинарного взыскания с ра­ботника - по ходатайству профкома (ч. 2 ст. 194 ТК РФ);
  • рассмотрение работодателем заявления профкома о на­рушении руководителем структурного подразделения, его за­местителя трудового законодательства и иных актов, содержа­щих нормы трудового права, условий коллективного договора (ч.1 ст. 195 ТК РФ);
  • об определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст.196);
  • реализация основных направлений государственной по­литики в области охраны труда обеспечивается согласованны­ми действиями работодателя и уполномоченных работниками представителей от профсоюзного комитета (ч. 2, ст. 210 ТК РФ);
  • решение об увольнении по инициативе работодателя пред­седателя и заместителей председателей профкомов, в том числе структурных подразделений не ниже цеховых, не осво­божденных от основной работы - только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсо­юзного органа (ч. 1, ст. 374 ТК РФ);
  • рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комис­сии по трудовым спорам и в судах (ст. 388 и ст. 391 ТК РФ);

Отказ работодателя учесть мнение профкома при принятии им локальных нормативных актов является основанием для на­чала коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ).

Итак, далее рассмотрим 5 основных документов, которые в обязательном порядке до введения их в действие должны быть согласованы с профсоюзным органом или представителем трудового коллектива организации.

В графике отпусков работодатель определяет, когда сотрудники будут отдыхать. Компания планирует только ежегодные и дополнительные отпуска. В график отпусков не включают отпуска без сохранения заработной платы, учебные и по уходу за ребенком.
Трудовой кодекс указывает только на крайний срок, когда утверждать график, – не позднее чем за две недели до нового календарного года. Поэтому компания вправе утвердить график и раньше. На утверждаемом графике отпусков проставляйте отметку о согласовании документа с выборным органом первичной профсоюзной организации (ст. 123 ТК). Если его нет, рекомендуем сделать отметку: «На момент утверждения графика отпусков представительный орган работников отсутствует».

Правила внутреннего трудового распорядка – обязательный локальный акт, который компания утверждает с учетом мнения представительного органа работников (ст. 190 ТК). До утверждения акта работодатель направляет его проект в профсоюз. Он обязан представить мотивированное мнение в течение пяти рабочих дней.
Когда мнение профсоюза отрицательное либо содержит предложения по документу, работодатель соглашается с поправками или в трехдневный срок проводит с выборным органом консультацию. Если разногласия не устранили, то стороны оформляют протокол разногласий. Работодатель вправе утвердить локальный акт, даже если стороны не достигли единого мнения. В этом случае профсоюз может обжаловать документ в трудовой инспекции или суде (ст. 372 ТК).

При приеме на работу новых работников работодатель обязан проводить вводный инструктаж по охране труда. Для этого компания разрабатывает программу и инструкцию проведения вводного инструктажа по охране труда. Принимать их необходимо с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если его нет, то согласовывать документы нужно с другим уполномоченным работниками органом (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК).
В программе работодатель отражает план по проведению вводного инструктажа с работниками. На ее основании компания создает подробную инструкцию. В ней описывает деятельность компании, вредные и опасные производственные факторы, льготы и компенсации, средства индивидуальной и коллективной защиты и др.

Известить профсоюз о сокращении работодатель обязан дважды. Уведомить следует профсоюз вне зависимости от того, подпадают под сокращение члены профсоюза или нет. Вначале компания письменно сообщает выборному органу первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении и о возможном расторжении трудовых договоров с работниками не позднее чем за два месяца или в другой установленный срок (ч. 1 ст. 82 , 292, 296 ТК).
Второй раз компания получает мотивированное мнение выборного органа об увольнении работников – членов профсоюза (ч. 2 ст. 82 ТК). Поэтому в первом случае вы только сообщили в профсоюз о возможном увольнении в связи с сокращением, а во втором – запрашиваете мнение насчет увольнения конкретного члена профсоюза.
Уволить члена профсоюза можно не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения (ч. 5 ст. 373 ТК).

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме всех сотрудников о составных частях выплаты. Для этого компания обязана разработать форму расчетного листа, согласовать и утвердить ее с выборным представительным органом (ст. 136, 372 ТК).
В расчетном листе отразите, за какой период выплачиваете заработную плату. Включите в документ все начисления: оплату отпуска, суммы по больничному листу, премии, различные виды доплат, надбавок, денежную компенсацию за нарушение срока выплаты зарплаты и др. Также в форме расчетного листа отразите удержания: НДФЛ, алименты и пр. Итоговой строчкой в расчетном листе должна быть информация об общей денежной сумме, которую получит сотрудник.
Расчетные листы выдавайте только тем, с кем заключили трудовой договор. По договорам гражданско-правового характера такой документ не делайте. Расчетные листы вы можете оформлять на бумаге и в электронном виде (письмо Минтруда от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560).

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в профсоюзный комитет, представляющий интересы всех или большинства работников.

Профсоюзный комитет не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение профсоюзного комитета не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован первичной профсоюзной организацией в государственную инспекцию труда или в суд, а профсоюзный комитет имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в соответствии с гл. 61 Трудового кодекса РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы обязана в течение 1 месяца со дня получения жалобы провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Вопрос: Мы хотели бы изменить штатное расписание нашей компании. Изменения значительные - вводится новое структурное подразделение, увеличиваются оклады и пр. Должны ли мы согласовывать штатное расписание с профсоюзом? Может ли он оспорить данный документ, утвержденный без учета его мнения?

Ответ: На основании ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Однако в определенных случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Штатное расписание (унифицированная форма Т-3 <1>) является локальным нормативным актом, в котором отражаются не только структурные подразделения, наименования должностей, специальностей, профессии с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, но и размеры окладов (тарифных ставок), доплат и надбавок.

<1> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Но в штатном расписании только лишь фиксируются размеры месячной заработной платы по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия, коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации самостоятельным актом (коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами).

Таким образом, поскольку штатное расписание отображает основные положения заключенного в установленном порядке коллективного договора или положения об оплате труда, принятого с учетом мнения представительного органа работников, при утверждении штатного расписания нет необходимости учитывать данное мнение.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. На основании ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

От редакции. Для учета мнения представительного органа работников работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

Если данный орган не согласен с проектом локального нормативного акта либо внес предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с этим либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с указанным органом. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт.

Вместе с тем есть одно основание для согласования штатного расписания с представительным органом работников - ч. 3 ст. 8, в соответствии с которой коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Если в коллективном договоре или соглашении установлено, что штатное расписание как разновидность локального нормативного акта подлежит согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, проект штатного расписания должен быть согласован в установленном порядке.

При утверждении штатного расписания с нарушением такого порядка выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать данный документ в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора (ст. 372 ТК РФ).

Штатное расписание – важный кадровый документ. Его наличие, на первый взгляд, дело добровольное, однако за отсутствие штатного расписания инспекция по труду может наложить на организацию штраф. Рассмотрим вопросы, связанные с составлением и использованием штатного расписания.

Штатное расписание – это организационно-распорядительный документ, в котором приводятся структура, штатный состав и численность организации, перечень наименований должностей, профессий с указанием квалификаций и окладов, а также возможных надбавок для каждой из должности.

Для чего нужно штатное расписание?

Штатное расписание выполняет ряд важных функций:

  • позволяет четко проследить организационную структуру учреждения;
  • закрепляет штатную численность структурных подразделений и количество штатных единиц по каждой должности (профессии);
  • позволяет проследить систему оплаты труда работников;
  • устанавливает и закрепляет размеры надбавок и прочих выплат;
  • облегчает отслеживание вакансий;
  • позволяет оптимизировать работу организации, более эффективно использовать трудовые и материальные ресурсы;
  • является обоснованием расходования денежных средств, предназначенных для зарплаты.

Прямого требования о наличии в каждой организации штатного расписания в ТК РФ нет, но, как следует из абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, данный документ необходим. А в Постановлении Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» указано, что унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе форма штатного расписания, распространяются на организации всех форм собственности. Но данная норма носит лишь рекомендательный характер. Несмотря на это, советуем применять данную форму в работе, поскольку она содержит все необходимые реквизиты.

Кроме того, из норм ст. 15 ТК РФ следует, что сотрудник может быть принят на работу по трудовому договору (как на основное место работы, так и по совместительству) только на предусмотренную штатным расписанием должность и в указанное в нем структурное подразделение организации. Нет штатного расписания – трудовой договор может быть расценен как недействительный. В качестве примера можно привести Апелляционное определение Тюменского областного суда от 17.10.2012 по делу № 33-4476/2012.

Что нужно включать в штатное расписание?

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете) устанавливает перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, которые нужно использовать при составлении формы штатного расписания (п. 2). К ним относятся:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни ;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности лица, ответственного за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи уполномоченных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных идентификационных реквизитов.

На базе обязательных реквизитов работодатель вправе создать свою форму штатного расписания. Но можно взять за основу унифицированную форму, которая утверждена Постановлением Госкомстата РФ № 1. Хотя есть некоторые отраслевые законодательные акты, содержащие формы штатных расписаний, которые рекомендовано использовать в рамках той или иной сферы финансово-хозяйственной деятельности. Например, Приказ МЧС РФ от 24.09.2008 № 563 «О порядке утверждения штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» приводит типовую форму штатного расписания, которую должны использовать учреждения МЧС и спасательные воинские формирования МЧС. В приложение 2 к Приказу ФСИН РФ от 23.01.2012 № 24 «Об утверждении типовых структур и штатного расписания уголовно-исполнительной инспекции» утверждено типовое штатное расписание уголовно-исполнительной инспекции. Примерные формы штатных расписаний различных учреждений здравоохранения рассмотрены в приложении 1 к Порядку составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденному Приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 № 16.

Как заполнять форму штатного расписания?

Штатное расписание может составляться любым работником, на которого возложена такая функция (руководитель, кадровик, бухгалтер). Постановлением Госкомстата РФ № 1 утверждена унифицированная форма штатного расписанияТ-3. Сведения в форму Т-3 вносятся по определенным правилам.

Штатное расписание должно быть утверждено руководителем или уполномоченным на это лицом.

Сначала заполняется шапка документа, в которой указывается наименование организации в точном соответствии с учредительными документами. Если существует сокращенное наименование, то оно приводится в скобках ниже полного или за ним.

Далее указывается код по ОКПО. Данные о нем можно уточнить из информационного письма органа госстатистики.

Необходимо заполнить поле «Номер документа». При первичном составлении штатному расписанию присваивается номер 1, а потом применяется сквозная нумерация.

Далее ставится текущая дата составления документа.

В строке «На период» обозначается период действия штатного расписания, дата его ввода в действие.

В гриф утверждения документа вносятся реквизиты приказа по основной деятельности, которым был утвержден данный документ, а ниже – общее количество штатных единиц организации или предприятия.

Далее необходимо привести сведения о конкретных подразделениях и должностях, а также о предусмотренной заработной плате, то есть заполнить 10 граф табличной части штатного расписания:

– графу 1 «Наименование структурного подразделения». Согласно п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» к структурным подразделениям относятся филиалы, представительства, отделы, цеха и т. п. Заполнение этой графы обычно начинается с указания руководящих подразделений, и далее в порядке подчинения;

– графу 2 «Код», в которой указываются номера подразделений в порядке, позволяющем определить подчиненность и структуру всей организации;

– графу 3 «Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации». Если законом установлены льготы и (или) ограничения в отношении работы в определенной должности, то наименования должностей организации должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ст. 57 ТК РФ). Для некоторых категорий работников (муниципальных служащих, членов избирательной комиссии, государственных служащих) должности указываются в соответствии с реестром должностей;

– графу 4 «Количество штатных единиц». В данной графе указывается то количество штатных единиц, которое предусмотрено в организации, в том числе неполных;

– графу 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.». Здесь указывается фиксированный размер оплаты труда по должности за выполнение нормы труда за единицу времени или исполнение трудовых обязанностей за месяц. При этом в графу может вноситься как фиксированный размер оплаты труда работников в рублевом исчислении (например, 25 000), так и проценты (от выручки, прибыли) или коэффициент трудового участия (КТУ), коэффициент распределения и т. п. в соответствии с законодательством РФ, коллективным и трудовым договорами, соглашениями и иными нормативными актами организации (разд. 1 Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ № 1; далее – Указания);

– графы 6, 7 и 8 «Надбавки, руб.». Это доплаты и надбавки компенсационного характера и стимулирующие выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и т. п.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда). Если величина надбавки периодически меняется, например, в зависимости от стажа, то лучше ее не указывать в штатном расписании, а в графе 10 сделать ссылку на документ, устанавливающий такую надбавку;

– графу 9 «Всего в месяц». В ней указывается сумма должностного оклада и надбавок. Сумма приводится либо в рублях, либо в соответствующих измерениях (проценты, коэффициенты и т. д.). Если же оклад установлен в рублях, а надбавки – в процентах или коэффициентах, что создает трудности при подсчете, в графе делается прочерк, а в графе 10 дается ссылка на документы, определяющие эти надбавки;

– графу 10 «Примечание». В нее вносится любая информация, относящаяся к штатному расписанию: сдельная или повременная оплата труда, локальные нормативные акты организации, устанавливающие размер оплаты труда, виды и размеры надбавок и т.д.

Штатное расписание по форме Т-3 подписывают руководитель кадровой службы и главный бухгалтер. Документ утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им на это лицом. Реквизиты приказа (номер и дата) проставляются в грифе штатного расписания. Печатью организации заверять расписание не нужно.

Нужно ли согласовывать штатное расписание с профсоюзной организацией?

Как правило, ЛНА содержат правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц, – это правила, положения и инструкции. Штатное расписание иногда тоже относят к ЛНА, так как оно составляется и утверждается работодателем (ст. 8 ТК РФ). Роструд относит штатное расписание к числу ЛНА (см., например, п. 1 Письма от 22.03.2012 № 428-6-1).

Однако ЛНА устанавливает правила поведения в организации – это его главный признак, а штатное расписание данного признака не имеет. Согласно Указаниям, оно применяется для оформления структуры, штатного состава и численности организации.

Судебные органы считают, что штатное расписание с профорганизацией согласовывать не нужно, а сокращение штатного расписания согласования требует. Однако если профорганы в установленный законом период не отвечают на запрос согласования, то работодатель может принять решение самостоятельно. Рассмотрим Определение Верховного суда Республики Карелия от 04.09.2012 по делу № 33-2652/2012.

Приказом директора заповедника (являющегося бюджетной организацией) были утверждены штатное расписание и должностные инструкции, сокращены вакантные должности. Профорганизация заповедника посчитала указанные действия неправомерными.

Позиция профсоюзной организации

Введение в штатное расписание новых должностей, новых должностных инструкций пересматривает нормы труда, изменяет условия оплаты труда сотрудников. Учет мотивированного мнения выборного органа перед принятием решения об изменении системы оплаты труда предусмотрен коллективным договором, положением об оплате труда. Так как штатные расписания, введенные приказами администрации учреждения, сокращают штат, изменяют оплату труда, по этим нормативным актам должно быть получено мотивированное мнение профсоюзной организации.

Работодателю не предоставлено право изобретать новые должности, которые не предусмотрены нормативными документами федерального, ведомственного и локального уровней и федеральными законами, нормативными актами Минприроды, положением о заповеднике.

Позиция суда

В соответствии с ч. 1 ст. 370 ТК РФ профсоюзы вправе контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства, выполнение им условий коллективных договоров, соглашений.

Суды отметили, что заповедник действует в соответствии с положением и уставом, утвержденными Минприроды.

Согласно данному положению структура и штаты отделов определяются директором заповедника, форму, систему и размеры заработной платы и материального стимулирования работников работодатель устанавливает самостоятельно.

На основании устава директор учреждения по согласованию с Минприроды утверждает штатное расписание.

Организации и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, могут самостоятельно определять структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий.

Организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий (п. 2 Указа Президента РФ от 15.11.1991 № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»).

Согласно Указаниям штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Следовательно, штатное расписание – это организационно-распорядительный документ, который не содержит информации о заработной плате и других персональных данных конкретных работников предприятия, работодатель не получает от работников сведения, вносимые в штатное расписание. Соответственно, оно является документом самого работодателя, то есть принимается работодателем единолично.

Суд указал, что утверждение штатного расписания с учетом мнения представительного органа работников трудовым законодательством не предусмотрено.

Утверждение штатного расписания с учетом мнения профсоюза трудовым законодательством не предусмотрено.

Должен ли работодатель согласовывать с профсоюзами изменения в штатном расписании?

Суд отметил, что вопрос целесообразности изменения структуры, штатной численности организации – прерогатива работодателя.

Довод профорганизации о неправомерном введении в штатное расписание наименований должностей, не предусмотренных Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (носит рекомендательный характер), утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, судебные органы сочли несостоятельным. Согласно п. 4 Общих положений справочника квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки должностных инструкций.

Однако работодатель вправе, руководствуясь спецификой деятельности организации и ее потребностями, устанавливать в должностной инструкции дополнительные требования к образованию и квалификации работника, с учетом того, что с данной должностью не связано наличие предусмотренных законодательством компенсаций, льгот и ограничений.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о профсоюзах профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их соответствующими полномочиями.

Коллективным договором заповедника предусмотрено, что ЛНА, вводящие, заменяющие и пересматривающие нормы труда, изменяющие условия оплаты труда, принимает руководитель с учетом мнения профкома. Нормы труда – устанавливаемые нормы выработки, времени, нормативы численности и т. д. (ст. 160 ТК РФ). Нормы труда могут быть пересмотрены по мере развития производства.

Вопрос целесообразности изменения структуры, штатной численности организации – прерогатива работодателя.

Суд, руководствуясь ст. 30, 370, 372 ТК РФ, положениями устава заповедника, пришел к выводу, что оспариваемые приказы были приняты работодателем в соответствии с его полномочиями.

Сколько времени нужно хранить штатное расписание?

Сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности организаций, установлены Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. Этим приказом утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее – Перечень). В соответствии с пп. «а» п. 71 Перечня штатные расписания организаций по месту разработки и утверждения имеют постоянный срок хранения.

В связи с тем, что некоторые учреждения из-за большой численности составляют проекты штатных расписаний по структурным подразделениям, то все предложения, заключения, справки по разработке и изменению штатных расписаний должны храниться в организации не менее 5 лет. В течение такого же времени нужно хранить проекты штатных расписаний (п. 72 Перечня). А вот переписка по разработке и изменению штатных расписаний хранится 3 года (п. 73 Перечня).

Какова ответственность за отсутствие штатного расписания?

Отсутствие штатного расписания проверяющие органы часто расценивают как нарушение законодательства о труде и охране труда, поэтому согласно ст. 5.27 КоАП РФ должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 500 до 5 000 руб., а организация – на сумму от 30 000 до 50 000 руб.

В качестве примеров приведем решения госинспекции труда в Республике Коми. По результатам плановой выездной проверки за 05.08.2011 ООО «АЗ-Север» выдано предписание, должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Также по результатам проверки ООО «Сфера» (Усинск), проведенной 13.10.2011, составлены акт, предписание, протокол, выписано постановление о штрафе на сумму 2 000 руб. Одна из причин санкций – отсутствие штатного расписания.

Но в силу того, что обязанности работодателя по ведению штатного расписания в законодательстве не предусмотрено, данные санкции можно оспорить в судебном порядке.

Подведем итоги

Штатное расписание считается одним из основных документов по кадровой работе в организации, поэтому при проведении проверок (особенно если проверяются основания начисления заработной платы) контролирующие органы желают с ним ознакомиться.

При индивидуальных трудовых спорах штатное расписание может выступать в качестве доказательства, поэтому суды могут запросить этот документ, особенно при оспаривании законности увольнений, переводов, взыскании задолженности по заработной плате.

Штатное расписание позволяет эффективнее вести кадровую политику, отслеживать вакансии, оптимально использовать трудовые ресурсы.

Исключение составляют формы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (п. 1.2 Постановления Госкомстата РФ № 1), которые не применяются в работе бюджетных учреждений.

Факт хозяйственной жизни – действие или событие в хозяйственной деятельности экономического субъекта, включающее в себя хозяйственные операции, изменяющее состав его активов, пассивов или финансовых результатов.

Можно ли при увольнении в связи с истечением срока трудового договора предоставить работнику по его заявлению отпуск с последующим увольнением, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора?

Согласно ст. 127 ТК РФ при увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.

Руководитель отдела уволился по собственному желанию, однако работодатель не выдает ему трудовую книжку покуда работник не сдаст обходной лист. Правомерны ли такие действия?

Трудовая книжка должна быть выдана в последний день работы работника. Задержку трудовой книжки ввиду не сдачи обходного листа трудовое законодательство не разрешает. Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок в случае задержки выдачи ему трудовой книжки. В случае, если работодатель откажется произвести такое возмещение, работник может обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда или с иском в суд. Также Ваш бывший работник может потребовать через суд компенсацию морального вреда (ст. 237 ТК РФ). Безусловно, причинение морального вреда работник должен будет доказать, например, справку о заболевании, возникшем в связи с потерей работы, и нравственными страданиями, обусловленные невозможностью трудоустроиться, письменными отказами других работодателей в приеме на работу в связи с отсутствием трудовой книжки, получение статуса безработного в связи с задержкой выдачи трудовой книжки и др.

Трудовой кодекс предусматривает возможность увольнения работника ввиду несоответствия его занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. В каком порядке определяется эта недостаточная квалификация?

Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации может быть подтверждено только результатами аттестации (п.3 Ч.1 ст. 81 ТК РФ).

Согласно ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Для некоторых категорий работников порядок проведения аттестации определен законодательно, например, для государственных служащих, для руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. А для обычных фирм порядок проведения аттестаций можно определить, например, в специально разработанном и утвержденном Положении об аттестации.

При увольнении по п. 3 ст. 81 ТК РФ важно, чтобы накануне установленный порядок аттестации не был нарушен. Иначе впоследствии суд может признать увольнение незаконным.

Также обращаем Ваше внимание, что увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Может ли работник затребовать копии следующих документов: правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, штатного расписания, а также табели учета рабочего времени по отделу. Должен ли работодатель их предоставить?

Работнику должны быть предоставлены выписки из табеля учета рабочего времени и штатного расписания, а также копии правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договор на следующем основании:

Часть первая ст. 62 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя выдать работнику по его письменному заявлению копии документов, связанных с работой. Копии должны быть заверены надлежащим образом и предоставлены работнику безвозмездно не позднее трех рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

При разрешении споров, возникающих по вопросам применения ст. 62 ТК РФ, суды обращают внимание на следующие обстоятельства:

перечень документов, связанных с работой, которые обязан выдать работодатель работнику по письменному заявлению, не ограничен;

требуемые документы связаны с работой данного работника у указанного работодателя;

такие документы имеются у работодателя и он имеет реальную возможность выдать копии этих документов работнику.

Коллективный договор и правила внутреннего трудового распорядка

Согласно части первой ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации (или у индивидуального предпринимателя) между работниками и работодателем в лице их представителей.

Правила внутреннего трудового распорядка организации являются локальным нормативным актом работодателя, который регламентирует в соответствии с трудовым законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ). Правила могут являться приложением к коллективному договору (часть вторая ст. 190 ТК РФ). Согласно части третьей ст. 68 ТК РФ при приеме на работу до подписания трудового договора работодатель обязан под роспись ознакомить работника с правилами. Работодатель также обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (часть вторая ст. 22 ТК РФ).

Таким образом, коллективный договор и правила внутреннего трудового распорядка являются документами, непосредственно связанными с работой, для каждого работника, и работодатель обязан предоставить копии данных документов по письменному заявлению работника.

Табель учета рабочего времени

Таким образом, табель учета рабочего времени связан с работой и работодателю следует выдать его копию работнику.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в табеле отражена информация, касающаяся не одного, но всех работников этого же структурного подразделения. Сведения, содержащиеся в табеле и касающиеся других работников, являются персональными данными этих работников (часть первая ст. 85 ТК РФ), и они могут передаваться другой стороне только с их согласия. К тому же, по смыслу ст. 62 ТК РФ работник имеет право требовать предоставления ему копий документов, которые касаются его самого.

Поэтому работодатель в данном случае должен изготовить выписку из табеля, в которой будут содержаться только сведения, относящиеся к данному работнику.

Штатное расписание

Из содержания статей 15, 57 ТК РФ следует, что в тех случаях, когда по условиям договора трудовая функция работника заключается в выполнении им работы по определенной должности, соответствующая должность должна быть включена в штатное расписание работодателя. Унифицированная форма штатного расписания (форма N Т-3) утверждена Постановлением N 1.

Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц и должностных окладов по каждой штатной единице.

Несмотря на то, что сведения в штатном расписании не персонифицированы (указаны не в отношении конкретных работников, а в отношении конкретных должностей/штатных единиц), они, тем не менее, касаются всех работников работодателя. В связи с этим работодатель может ограничиться предоставлением работнику выписки из штатного расписания.

На сколько следует сократить в предпраздничный день продолжительность рабочего времени работникам, которым установлен режим неполного рабочего времени (0,5 ставки и 0,25 ставки)?

В предпраздничный день продолжительность рабочего времени работников, которым установлен режим неполного рабочего времени (0,5 ставки и 0,25 ставки), сокращается на один час.

Часть первая ст. 95 ТК РФ устанавливает общее правило, согласно которому продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Данное правило не содержит никаких исключений и распространяется на всех работников (см. решение Верховного Суда РФ от 29.09.2006 N ГКПИ06-963).

Следовательно, положения ст. 95 ТК РФ распространяются на всех работников, включая тех, которым установлен режим неполного рабочего времени (0,5 ставки и 0,25 ставки).

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы (часть вторая ст. 95 ТК РФ).

Можно ли работнику, работающему в режиме неполно­го рабочего дня, установить ненормированный рабочий день?

Согласно статье 101 ТК РФ под ненормированным рабочим днем понимается особый режим работы, в со­ответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпи­зодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продол­жительности рабочего времени.

Привлечение работников к работе за пределами ус­тановленной для них продолжительности рабочего вре­мени не должно носить систематический характер, а происходить время от времени (эпизодически) и в оп­ределенных случаях.

Поэтому, если работник трудится неполный рабочий день, случаи его привлечения к труду сверх нормы еже­дневной работы, определенной соглашением между работником и работодателем, могут рассматриваться как работа с ненормированным рабочим днем. Трудо­вым законодательством не предусмотрены какие-либо ограничения по установлению ненормированного ра­бочего дня в зависимости от продолжительности рабо­чего времени.

Если режим рабочего времени работника отлича­ется от общих правил, действующих у работодателя, то условие о режиме рабочего времени обязательно должно быть включено в трудовой договор. Поэтому работник и работодатель должны включить в трудо­вой договор условие об установлении работнику не­нормированного рабочего дня. Если трудовой дого­вор заключен ранее и не предусматривает такого ус­ловия, то при согласии работника на изменение ре­жима работы стороны должны заключить дополни­тельное соглашение к трудовому договору об ус­тановлении работнику ненормированного рабоче­го дня.

Достаточно ли приказа руководства для того, чтоб начать перечислять зарплату новому работнику на указанную им банковскую карточку?

В некоторых организациях зарплата перечисляется на указанный работником счет в банке. Обращаем Ваше внимание, что это не может производиться просто по велению руководства, «по традиции». Согласно ст. 136 ТК РФ перечисление заработной платы на счет работника в банке должно производиться на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Если в Вашей организации практикуется зарплата на банковский счет, то загляните в трудовые договоры с работниками, в коллективный договор – предусмотрен ли там такой порядок выплаты зарплаты. Если да, то на каких условиях, и проверьте, соблюдаете ли Вы эти условия на практике.

Если ни в трудовом договоре, ни в коллективном договоре о возможности перечисления зарплаты на карточку ничего не сказано, то необходимо внести в них соответствующие изменения, составив и подписав дополнительное соглашение с работником (работниками). Лишь после этого возможно издание приказа о перечислении зарплаты работника на его банковскую карточку.

У нас стандартный график работы с 9.00 до 13.00, затем один час обед, и далее работаем с 14.00 до 18.00. Работник ушел на обед и не вернулся без уважительных причин. Можно ли его уволить за прогул?

Нет, поскольку он отсутствовал ровно 4 рабочих часа. А согласно ст. 81 ТК РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд. К такому работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания (ст. 192 ТК РФ). А если он вновь нарушит трудовую дисциплину, он может быть уволен по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за «неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание».

Должен ли работодатель выплачивать суточные, если сотруднику, направляемому в командировку, работодателем оплачены гостиница, билеты на проезд, трехразовое питание?

Приведенные в вопросе обстоятельства не освобождают работодателя от обязанности возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), так как:

В соответствии со ст.ст. 167, 168 ТК РФ при направлении в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

То есть в коллективном договоре или локальном нормативном акте должны быть установлены размеры возмещения расходов, в том числе и суточных, связанных как со служебными поездками, так и служебными командировками.

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути (п. 11 Положения о командировках). Этой нормой также установлено, что размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Трудовое законодательство не содержит положений, позволяющих определить, какие конкретно расходы возмещаются работнику посредством суточных.

Назначение суточных законодательно не связано с возмещением расходов на питание в командировке, что косвенно подтверждает и судебная практика. Так, ВАС РФ в решении от 26.01.2005 N 16141/04 отметил, что суточные представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов сотрудника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации (решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04).

Верховный Суд РФ в решении по одному из дел указал на то, что суточные имеют своей целью покрытие личных расходов работника на срок служебной командировки, поскольку ему на время командировки сохраняется средний заработок, оплачивается проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, возмещаются расходы по найму жилого помещения. Выплата же суточных сотруднику полагается в связи с проживанием работника вне места постоянного жительства более суток (решение ВС РФ от 04.03.2005 N ГКПИ05-147).

Следует уточнить, что приведенные судебные акты не касались споров между работником и работодателем о выплате суточных. Однако из ст. 168 ТК РФ и Положения о командировках, с учетом приведенной судебной практики, можно сделать вывод о том, что суточные представляют собой выплаты, не имеющие целевого назначения, то есть суммы, которые работник вправе расходовать по своему усмотрению и которые, как предполагается, предназначены для возмещения не только стоимости питания, но и иных личных расходов работника, связанных с командировкой.

Таким образом, выплата суточных работнику, направленному в служебную командировку, является обязанностью работодателя, предусмотренной законом, которая не ставится в зависимость от возмещения работнику иных расходов, связанных с командировкой, или предоставлением питания в натуральной форме. Замена этой выплаты предоставлением питания законодательством не предусмотрена.

Необходимо учитывать, что минимальный размер суточных, который обязан установить работодатель, законом не предусмотрен. Как уже было отмечено, размер этой выплаты определяется самим работодателем исходя из его финансовых возможностей.

Читайте также: