Нужно ли страховать пассажиров при перевозке своих работников

Опубликовано: 05.05.2024

С 2013 года страхование пассажиров – законодательное обязательство транспортных организаций, занимающихся пассажироперевозками. Страховка распространяется на здоровье пассажиров, их имущество, багаж. Требования по обязательному страхованию распространяется на автобусы, троллейбусы, трамваи, электрички и другие транспортные средства, с помощью которых осуществляются пассажироперевозки.

Что собой представляет страхование пассажиров и для чего нужна страховка?

В РФ действует закон «Об обязательном личном страховании пассажиров». В рамках законодательства транспортные предприятия оформляют страховые полисы на свою ответственность. Благодаря этому, компенсации за травмы и порчу имущества будет осуществлять не компания, перевозившая пассажиров, а страховая организация.

Нижний и верхний пороги выплат по ОСГОП рассчитываются Постановлениями Центробанка России. Они универсальны для всех перевозчиков, независимо от типа используемого ими транспорта и разновидности перевозки.

Обязательно ли страховать пассажиров при перевозках?

Регламент по страховке ОСГОП заставляет оформлять полисы по страхованию пассажиров общественного транспорта. Поэтому страховка такого типа должна быть оформлена каждой транспортной компанией, которая полностью работает в сфере перевозки людей или занимается этим частично.

В качестве объекта страхования по ОСГОП выступают имущественные интересы страхователя. Они связаны с вероятным возникновением ответственности в ситуациях необходимости выплаты денежной компенсации морального, материального вреда по причине получения травм людьми, в процессе передвижения на автобусе и других видах транспорта. Со стороны страховщика возмещение осуществляется, если в процессе поездки человек пострадал физически, было повреждено его имущество.

На какие разновидности транспорта распространяется закон о страховании пассажиров?

Действие закона «Об обязательном страховании пассажиров» актуально для разных видов транспорта, с помощью которого осуществляются пассажирские перевозки. Заключение соглашения между перевозчиком и страховой организацией по ОСГОП осуществляется минимум на 1 год (возможно оформление полиса сразу на несколько лет). В рамках одного договора практически всегда фигурирует весь парк транспортных средств одного перевозчика.

Выделяются следующие разновидности перевозок, подлежащие страхованию по закону об ОСГОП:

  • морские;
  • речные и иные водные;
  • воздушные (авиаперевозки, вертолеты);
  • городские (троллейбусы, трамваи, метро, монорельс);
  • все виды автобусных наземных (городские, региональные, межрегиональные, международные);
  • железнодорожные (электрички, поезда дальнего следования, метро).

Какие риски покрывает страховой полис для пассажиров автобусов?

Обязательное страхование предполагает покрытие трех основных рисков по причинению вреда:

  • здоровью;
  • жизни;
  • имуществу.

Ущерб наносится в процессе перевозки людей, т. е. после захода человека в автобус и до момента выхода из него. Например, в качестве страховых случаев рассматриваются ситуации с ДТП, с неоправданно резким торможением, в результате чего пассажиры получают травмы. Страхование жизни и здоровья позволяет избавить перевозчиков от существенных затрат после происшествий. Дополнительная страховка зачастую оформляется при покупке билета на поезд, самолет.

Цена договора страхования пассажирских перевозок на автобусе

Сложно с точностью говорить о ценах страховки пассажиров автобусов.

Стоимость ОСГОП зависит от ряда факторов:

  • регион оформления договора;
  • количество страхуемых ТС;
  • длительность сотрудничества конкретного перевозчика (предприятия, ИП, частного извозчика) с определенным страховщиком.

В Москве стоимость ежегодной страховки на один автобус варьируется от 5 до 30 тыс. рублей (зависит от маршрутов, количества ежедневных поездок, оснащенности автотранспорта и других нюансов). При наличии большого парка автобусов транспортная компания вынуждена тратить десятки миллионов рублей ежегодно на оформление обязательной страховки.

Установление тарифов по отдельным рискам осуществляется в расчете на пассажира с учетом разновидности ТС, типа пассажироперевозки, желаемых страхователем условий по франшизе, дополнительных услуг. По рискам размер премии рассчитывается по формуле: число пассажиров*размер страховой суммы по риску*текущий тариф. Итоговый размер премии для страховщика рассчитывается сложением премий, которые установлены по отдельным рискам.

Как заключить договор страхования пассажиров автобусов?

Договоры страхования по ОСГОП предлагают заключить многие крупные страховщики. Действия представителя перевозчика следующие:

  • Рассмотреть предложения специализированных организаций из своего города по страхованию.
  • Подобрать наиболее привлекательные и выгодные по цене условия.
  • Связаться с менеджером страховщика (позвонить, лично прийти в офис, отослать заказное письмо).
  • Переговорить с менеджером, уточнить нюансы обязательного страхования пассажиров автобуса и других транспортных средств.
  • Взять бланк заявления, заполнить его в соответствии с установленной формой. Образец заявления можно скачать здесь .

К заявлению юридическому лицу, которым является перевозчик, прикладывается комплект документов. Обычно требуется сдать следующую обязательную документацию для оформления обязательной страховки:

  • Информация о транспорте, который имеет допуск к использованию по прямому назначению. Также требуется предоставление сведений о видах транспорта, которые были указаны в заявлении на покупку обязательной страховки.
  • Ксерокопии лицензионной документации, иной разрешительной документации от государственных ведомств и служб на перевозку пассажиров на автобусе и других видах автотранспорта. Транспортная компания должна иметь действующее весь страховой срок разрешение на ведение профессиональной деятельности в сфере пассажироперевозок.
  • Бумаги с расчетом о числе перевозимых пассажиров, ксерокопии документов, в которых приведено техническое обоснование проведенных расчетов (соответствующие расчеты проводятся экспертными организациями и иными специализированными фирмами).

Какой штраф предусмотрен за отсутствие страховки?

На транспортные организации контролирующими службами обязательно накладывается штраф за отсутствие страховки ОСГОП у пассажиров автобуса и иного транспорта. Наказание актуально, когда по результатам проверки обнаруживается, что перевозящая компания не имеет действующей страховки, защищающей ее гражданскую ответственность перед пассажирами автобуса.

Штрафные санкции, если у предприятия нет страховки, бывают следующими:

  • для автотранспортных предприятий – от 500 000 до 1 000 000 рублей;
  • для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.

Если пассажир в процессе поездки получит травмы, будет нанесен ущерб его имуществу, то транспортная фирма, не располагающая договором страхования, будет обязана полностью возместить причиненный вред. Дополнительно на нее контролирующими службами накладываются соответствующие штрафные санкции за отсутствие обязательной страховки.

Порядок получения выплат по страховке для пассажиров

Если во время поездки в автобусе или на другом транспорте человек получил ущерб здоровью или имуществу, то он имеет право на получение возмещения. После происшествия необходимо подойти к водителю, чтобы получить акт (у них должны иметься соответствующие формы). Если водитель не предоставляет никаких бумаг, то рекомендуется идти в офис предприятия-перевозчика, чтобы получить акт там. С этой бумагой необходимо обратиться к страховщику, где пассажира отправят на медицинское обследование, позволяющее установить тяжесть полученной травмы и размер полагающихся выплат.

Для получения обязательной денежной компенсации требуется предоставление пакета документов:

  • протокол о ДТП (можно получить в ГИБДД);
  • медицинская справка из лечебно-профилактического учреждения, где пассажир проходит обследование/лечение;
  • чеки на приобретение требуемых для терапии лекарственных средств.

Срок подачи заявления и документации к страховщику по вопросам получения выплат по обязательной ОСГОП законодательно неограничен, но рекомендуется делать всё максимально быстро. Максимальный размер выплат, полагающийся при смерти пассажира во время поездки на автобусе, составляет 2 000 000 руб. Выплаты осуществляются даже при отсутствии страховки у транспортного предприятия (через суд из собственных средств этой организации).

Что делать при отказе в выплате возмещения?

Страховые фирмы являются коммерческими предприятиями, поэтому выплата каждой отдельной обязательной компенсации для них – это несение существенных убытков. Поэтому каждая компания располагает собственными юристами, которые находятся в поисках причин и факторов, позволяющих выставить отказ в перечислении компенсации.

Устный отказ в выплате страховки ничего не значит. Пока страховая фирма не предоставила официального письменного отказа с мотивированным решением, в выплате пассажиру отказано не было. В подобных ситуациях рекомендуется сразу составлять досудебную претензию (если страховщик затягивает с выплатами, не отвечает за запросы), что заставит сотрудников компании работать быстрее.

Если пассажир автобуса предоставил все необходимые документы, а страховая незаконно отказывает в перечислении обязательной компенсации, то отказ обжалуется в суде. Положительное решение от судебных инстанций не только заставит страховщика выплатить всю полагающуюся сумму компенсации, но и наложит штрафные санкции (какой штраф будет конкретно, говорить сложно, потому что в каждом случае он определяется индивидуально).

Страхование ответственности перевозчика

Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все транспортные средства, в России существует и еще одна дополнительная страховка, связанная с коммерческим транспортом. Речь идет об ОСГОП - обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.

Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.

В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:

В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?

Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, - это Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".

Статья 1 закона говорит о следующем:

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также - обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Из данной статьи можно сделать 2 вывода:

  • На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
  • Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.

Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона "Об ОСГОП":

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) перевозка пассажира - услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами (далее также - перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;
.
3) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически);

Обратимся к Федеральному закону "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". В статье 2 этого закона расшифровывается понятие "перевозчик":

13) перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:

  1. при перевозках по договорам перевозки пассажиров;
  2. при перевозках по договору фрахтования;
  3. при перевозках, которые фактически относятся к пункту 1 или 2, но при которых договор не был оформлен.

На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:

  • являются общественным транспортом, то есть перевозят пассажиров по билетам;
  • работают по договорам фрахтования, то есть передаются в аренду для перевозки групп пассажиров.

Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?

Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.

То есть страховка ОСГОП не требуется.

Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Нужно отметить, что закон "Об ОСГОП" предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может "поставить крест" на его бизнесе по перевозкам.

Размер выплат по страховке ОСГОП

Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

Регрессное требование по ОСГОП

Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.

Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.

Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:

  • умысел перевозчика;
  • водитель находился в состоянии опьянения;
  • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
  • водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
  • водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
  • водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
  • перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
  • если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.

В заключение хочу отметить, что больше всего вопросов у организаций вызывает то, нужно ли вообще приобретать полис ОСГОП при перевозке пассажиров. Если перевозки коммерческие - то нужно, если для собственных нужд - то нет.

Н езнание закона не освобождает от ответственности. Однако в трудовых отношениях до сих пор есть много «белых пятен», о которых работодатели узнают только на проверке. В прошлом номере мы начали говорить о них (наличие аптечки, мыла и программы реабилитации инвалида). В этот раз продолжим рассказывать о ситуациях, попадание в которые неподготовленных может привести к штрафам и иным негативным последствиям для работодателя.

«Послушаем начальника транспортного цеха»

У большинства работодателей есть служебный автотранспорт: машина руководителя, одна-две легковушки, транспортные газельки. И здесь работодатель может столкнуться с несколькими вопросами, ответы на которые способны сильно удивить его на проверке:

  • нужно ли оформлять путевые листы на служебные поездки менеджеров и подвергать их предрейсовому медицинскому осмотру?
  • нужно ли страховать жизнь и здоровье работников, использующих служебный автотранспорт?
  • в каких случаях нужно оборудовать автомобили тахографом?

Предрейсовый медицинский осмотр

Формально работодатель обязан проводить предрейсовый медосмотр любого работника, управляющего служебным автомобилем, будь то штатный водитель, в чьей должностной инструкции закреплены соответствующие обязанности, либо менеджер, торговый представитель и иное лицо, которое выступает в качестве водителя служебного автомобиля, не будучи водителем. Такая обязанность закреплена в абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

См. статью «Как не допустить ошибок, проводя медосмотры»

Верховный Суд РФ в постановлении от 19.12.2016 № 18-АД16-173 четко указал, что торговые представители подлежат предрейсовым медосмотрам, поскольку в их обязанности входит посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом. Суд также отметил, что от лиц, претендующих на занятие указанной должности, требовалось наличие водительского удостоверения и стажа вождения не менее года. В результате ВС РФ пришел к выводу, что эти работники осуществляют функции водителей и, следовательно, подлежат предрейсовым медосмотрам. Ключевым фактором в оценке стали фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что торговый представитель выполнял трудовую функцию по управлению транспортным средством.

Таким образом, если работники управляют служебными автомобилями, независимо от должности и статуса, работодатель обязан организовать проведение предрейсовых медосмотров лиц, допущенных к управлению транспортными средствами.

Путевые листы

Вопрос о необходимости путевых листов в служебных автомобилях традиционно входит в число дискуссионных. Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, в котором указываются данные автомобиля и водителя, количество израсходованного топлива, время и пробег при выезде на рейс, а также отметки о дате и времени предрейсового и медицинского осмотра водителя.

Часть инспекторов ГИБДД спрашивают путевой лист у любого лица, управляющего транспортным средством, принадлежащим юридическому лицу, другие сотрудники ГИБДД не обращают на это внимания.

Так влечет ли отсутствие путевого листа негативные последствия для работодателя – владельца транспортного средства? На первый взгляд все просто. В ст. 12.3 КоАП РФ среди документов, которые должны быть у водителя, путевой лист не упомянут. Логично предположить, что ответственность за его отсутствие у работника не наступит.

Но вот в п. 2.1.1 Правил дорожного движения (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) путевой лист упоминается среди необходимых документов с оговоркой: «в установленных случаях». Случаи эти зафиксированы, в частности, в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которая запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Верховный Суд РФ в определении от 01.09.2014 № 302-КГ14-529 попробовал поставить точку в имеющихся спорах о необходимости путевых листов. В частности, суд подчеркнул, что в соответствии с п. 2 приказа Министерства транспорта России от 18.09.2008 № 152 «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, применяют обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Также ВС РФ признал обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что если организация осуществляет эксплуатацию легковых и грузовых автомобилей для целей перевозки работников и грузов по дорогам общего пользования, ее сотрудники являются участниками дорожного движения, поэтому она обязана обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. А именно: соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Таким образом, путевой лист – необходимый документ, и он должен быть заполнен в соответствии со всеми предъявляемыми к нему законодательными и нормативными требованиями.

Установка тахографов

Тахограф – специальный прибор, бортовое устройство, которое предназначено для сбора и обработки информации для публичных целей (связанных с безопасностью дорожного движения, соблюдением режима труда и отдыха водителей). Требования к установке данного устройства утверждены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – приказ Минтранса РФ). Приказ определяет, что тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств (приложение № 2):

  1. транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  2. транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  3. транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  4. транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

Мы видим, что первые две категории – автобусы, вторые две – грузовые авто. В перечне также содержится множество исключений из этого списка, сделанных для пассажирских городских и пригородных автобусов, пассажирских и грузовых троллейбусов, транспорта военной автомобильной инспекции и ряда других государственных органов, множества специальных машин, например, автобетононасосов, автолавок, автокранов и т.п., которым тахографы устанавливать не требуется.

Прежде чем принимать решение о покупке и установке тахографа либо укрепиться в мысли о том, что его установка не требуется, работодателю следует внимательно изучить приложение № 2 к Приказу Минтранса РФ. В этом случае вы будете уверены, что на грузовую газель или легковой автомобиль тахограф не нужен, даже если организация активно занимается грузоперевозками, а вот при наличии грузового автомобиля тяжелее 3,5 тонны придется раскошелиться и купить тахограф.

Страхование жизни и здоровья водителей и пассажиров

Страхование жизни и здоровья водителей и пассажиров тоже является важным вопросом. Мы уже привыкли, что закон об ОСАГО распространяется на всех автовладельцев, вне зависимости от рода их профессиональной деятельности и цели использования транспортного средства. Полис ОСАГО предусматривает, помимо прочего, страховые выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира. Статья 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что за вред, причиненный источником повышенной опасности, к которым относится любой автомобиль, отвечает его владелец. И вроде бы в тех случаях, когда ответственность владельца авто застрахована, можно быть спокойным. Однако размер выплат по полису ОСАГО может оказаться существенно меньше, чем с владельца источника повышенной опасности взыскивают суды.

Страховые компании предлагают страхование жизни и здоровья водителей и пассажиров в комплексе с полисом КАСКО, и в этом случае речь идет о необязательном виде страхования, когда работодатель хочет дополнительно позаботиться об интересах как водителей и иных сотрудников, которые ездят за рулем служебных авто, так и пассажиров, среди которых те же работники и даже клиенты компании. При решении вопроса, страховать или нет жизнь и здоровье водителя и пассажиров дополнительно, стоит задуматься, ведь при отсутствии дополнительного страхования, размер возмещаемого ущерба в случае ДТП может превысить экономию на покупке дополнительной страховки.

В каких же случаях страхование жизни и здоровья становится обязательным? Полис ОСГОПП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров) должен быть у каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего только коммерческие перевозки пассажиров. Таково требование Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Таким образом, если вы не занимаетесь перевозкой пассажиров, то и полис ОСГОПП вам не потребуется.

Ответственность

Пару слов скажем об ответственности. Размер штрафа за отсутствие путевого листа может варьироваться в зависимости от того, какое нарушение будет усмотрено инспектором ГИБДД. Так, в случае ответственности по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ штраф будет наложен на водителя и составит 500 рублей. Если же будет применена санкция, предусмотренная ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, то штраф для должностного лица составит 20 000 рублей, а для юридического лица существенно больше – 100 000 рублей.

Часть 2 ст. 12.31.1. КоАП РФ устанавливает штраф за отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медицинском осмотре для водителя – в размере 3000 рублей; для должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию транспортного средства, – 5000 рублей; для юридического лица – 30 000 рублей.

Ответственность за отсутствие в автомобиле тахографа наступит по ст. 11.23 КоАП РФ, для водителя штраф будет от 1000 до 3000 рублей, а для должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей.

Должен ли работодатель оборудовать место для приема пищи работников

Согласно требованиям ст. 223 ТК РФ «санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются… помещения для приема пищи…». При формальном прочтении данной нормы напрашивается вывод о том, что любой работодатель в любом случае обязан оборудовать для работников помещение для приема пищи.

Однако вывод этот является поспешным, так как данная норма является общей. Специальной нормой, конкретизирующей такую обязанность работодателя, будет ст. 108 ТК РФ, в соответствии с которой на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Речь идет о видах работ, при выполнении которых оставление сотрудником рабочего места и временное прекращение исполнения трудовых обязанностей может повлечь нарушение производственного процесса, это в первую очередь касается производств с непрерывным циклом. Перечень таких работ, при выполнении которых работнику предоставляется возможность приема пищи непосредственно на территории работодателя, а также места для отдыха и приема пищи должны быть зафиксированы в правилах внутреннего трудового распорядка.

См. статью «Нестандартное рабочее время»

Обязанность работодателя по оборудованию помещения для приема пищи может быть дополнительно предусмотрена коллективным договором или даже закреплена самим работодателем в добровольном порядке в локальном нормативном акте в том случае, когда работодатель хочет обеспечить работникам дополнительный комфорт.

Во всех остальных случаях работник вправе использовать перерыв для отдыха и питания по своему усмотрению и осуществить прием пищи в любом удобном ему месте за пределами рабочего места или даже территории работодателя, а работодатель не обязан выделять и оборудовать помещение для приема пищи работниками.

Персональные данные соискателей: формирование кадрового резерва

Подбор персонала – важная составляющая успешного бизнеса, поэтому ему принято уделять много времени и внимания. Поток кандидатов на вакантные должности иногда может быть довольно большим, а сам отбор длительным. Все это время работодатель хранит у себя резюме соискателей, а также копии предоставленных документов (например, трудовой книжки, документов об образовании, рекомендательных писем и т.п.), которые содержат их персональные данные (ПД).

О других проблемах, которые могут возникнуть у работодателя до приема соискателя на работу, читайте в статье «Как избежать рисков до заключения трудового договора с кандидатом»

С момента возникновения трудовых правоотношений между одним успешным кандидатом, ставшим работником, и его работодателем с обработкой персональных данных все становится понятным: работник при заключении трудового договора дает работодателю свое письменное согласие на обработку ПД. Но ведь нередко хранение и обработка персональных данных соискателей не ограничивается датой закрытия вакансии, наиболее успешные кандидаты пополняют «копилку» работодателя – попадают в кадровый резерв. И вроде бы никаких нарушений, поскольку кандидаты сами, добровольно направили свои резюме, то есть сообщили работодателю свои ПД, но это только при первом рассмотрении, ведь письменного согласия на их обработку они не предоставляли. Другими словами, трудовые правоотношения не возникли, а обработка персональных данных уже идет полным ходом.

См. статью «Документы с персональными данными в архиве»

Часть 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает, что оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку ПД, обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством. Несмотря на то что процесс подбора персонала традиционно относится к числу правоотношений, предшествующих трудовым, которые ТК РФ не регулируются, правоотношения между кандидатами и будущим работодателем попадают под действие, например, Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», то есть – трудового законодательства в широком смысле этого понятия.

Это означает, что работодатель вправе осуществлять обработку персональных данных кандидатов на вакантные должности на законных основаниях, сохранять их резюме, формируя как бумажную, так и электронную базу соискателей, именуемую «кадровый резерв», но при этом обязан получать предварительно письменное согласие кандидатов на обработку ПД. Такое согласие можно не получать, если работодатель хранит только резюме кандидатов, которые были размещены ими самими в открытых источниках, доступ к данным которых не ограничен, например на сайте по поиску работы в Интернете.

«Коня на скаку…» или о тяжелом для женщин

Несмотря на все попытки феминисток установить равенство с мужчинами, в трудовой сфере существующие еще с советских времен особенности применения труда женщин не позволяют слабому полу трудиться наравне с мужчинами. Ограничения касаются как профессий и должностей, находящихся для женщин под запретом, так и определенных условий труда, например ограничения подъема и перемещения тяжестей.

См. статью «Как не ошибиться, предоставляя компенсации "вредникам"»

Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» утверждает действующий на сегодняшний день перечень работ, на которых запрещено применение женского труда. Всего в список вошло 456 работ. И если запрет для женщины быть взрывником или работать с расплавленным свинцом, хлором и ртутью выглядит разумным, то в перечне встречаются и весьма неожиданные профессии, например плотник, водитель аэросаней, грузовика и т.п., которые на первый взгляд обывателя вредными не являются.

К перечню есть ряд оговорок, делающих исключение для некоторых видов работ. Например, занимать руководящие должности (как генеральный директор, директор, начальник, технический руководитель, управляющий) на шахтах и рудниках на добыче угля женщинам разрешено, если при этом она не выполняет физической работы и непостоянно пребывает под землей. Прежде чем осуществлять прием на работу женщины, убедитесь, что должность (работа по конкретной трудовой функции) не попадает в выше указанный перечень.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» утверждены единые для всех нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную:

  1. подъем и перемещение тяжестей до 10 кг 1 при чередовании с другой работой (до 2 раз в час);
  2. подъем и перемещение тяжестей 7 кг постоянно в течение рабочей смены;
  3. величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:
    • с рабочей поверхности – 1750 кГм,
    • с пола – 875 кГм.

Правила, как мы убедились, предельно просты, и кажется, что они должны применяться только на производствах, в каких-нибудь цехах. Но это не так. Нормы универсальны и обязательны для всех работодателей. Например, у вас небольшой магазин, продавцы, как водится, женщины, отдельных грузчиков нет. Вот и получается, что женщины-продавцы и приемом (разгрузкой) товаров занимаются, и ящиками в процессе торговли тоже ворочают. Так, банка тушенки весит 600 г, но в коробке их 24 штуки, то есть вес ящика составит 14,4 кг. А таких коробок в магазине масса, и женщине приходится их поднимать, перекладывать иногда чаще двух раз в час.

Если нормы подъема и перемещения тяжестей нарушены, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф, налагаемый на должностных лиц, составит от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика;

Виды перевозок, которые подлежат страхованию:

Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;

Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;

Внутренний водный транспорт;

Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;

Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

Единая стоимость. Разная надежность

Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.

Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

Страховые выплаты

Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм:

Риск Страховая сумма (минимальная)
Причинение вреда жизни 2 025 000 рублей
Причинение вреда здоровью 2 000 000 рублей
Причинение ущерба имуществу 23 000 рублей


Необходимо обратить ваше внимание, что наступление гражданской ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством или иных условий.

Таким образом, как только пассажир вошел в транспортное средство (самолет, вертолет, поезд, корабль/паром, автобус, троллейбус и т. д.) за любой вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу отвечает перевозчик, но, при наличии договора ОСГОПП, его ответственность будет переложена на страховщика.

Добрый день, уважаемый читатель.

Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.

В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:

  • В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?
  • Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?
  • Нужно ли ОСГОП на личный автобус?
  • Размер выплат по страховке ОСГОП.
  • Регрессное требование по ОСГОП.

В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?

Статья 1 закона говорит о следующем:

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Из данной статьи можно сделать 2 вывода:

  • На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
  • Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:

  1. при перевозках по договорам перевозки пассажиров;
  2. при перевозках по договору фрахтования;
  3. при перевозках, которые фактически относятся к пункту 1 или 2, но при которых договор не был оформлен.

На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:

  • являются общественным транспортом, то есть перевозят пассажиров по билетам;
  • работают по договорам фрахтования, то есть передаются в аренду для перевозки групп пассажиров.

Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?

Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.

То есть страховка ОСГОП не требуется.

Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Размер выплат по страховке ОСГОП

Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

Регрессное требование по ОСГОП

Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.

Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.

Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:

  • умысел перевозчика;
  • водитель находился в состоянии опьянения;
  • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
  • водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
  • водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
  • водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
  • перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
  • если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 25 сентября 2019 Раздел: Коммерческий транспорт

Штраф на отсутствие страховки

Вот судебная практика, в которой отражены важные моменты

14 июня 2012 года N 67-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ, ИМУЩЕСТВУ ПАССАЖИРОВ И О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ТАКОГО ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ПАССАЖИРОВ МЕТРОПОЛИТЕНОМ Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.12.2013 N 332-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 29.07.2017 N 277-ФЗ, от 29.12.2017 N 442-ФЗ, от 18.12.2018 N 473-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

Читайте также: