Нужно ли включать в состав аттестационной комиссии представителя профсоюза

Опубликовано: 14.05.2024

Порядок прохождения педагогической аттестации описан в Приказе Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276. Мы же подготовили краткую памятку по тем вопросам, которые вы задаете нам чаще всего, и расшифровали “казенный язык”.

Мне в марте нужно подтвердить первую категорию. По каким правилам будет проходить аттестация в 2020 году?

В марте 2020 года вы будете подтверждать категорию в старом формате. Изменения в правилах аттестации учителей пока касаются только специалистов, которые добровольно участвуют в эксперименте по внедрению нового формата. Он проходит в 19 регионах, полный список регионов опубликован на сайте ЕФОМ.

Мы не знаем точно, когда вступят в силу новые правила аттестации учителей. Пока нет не только приказа, но даже его проекта. Экс-министр образования Ольга Васильевна обещала запустить новый формат в 2020 году, но не уточнила дату. На сайте Министерства просвещения сказано, что 100 процентов учителей к концу 2020 года должны проходить аттестацию по новом правилам. Скорее всего формат внедряет после успешного завершения эксперимента, а он все ещё идёт.

Как будет проходить аттестация по новым правилам?

Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100. В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались.

Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?

По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна.

Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):

Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.

Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе.

Какие нужны документы для обязательной аттестации?

Издается приказ о создании и составе аттестационной комиссии внутри учреждения . В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.

Заместитель директора по учебной или методической работе готовит представление на каждого сотрудника , участвующего в аттестации.

Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить акт отказа , который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.


Как педагогу пройти аттестацию?

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

Если учитель не походит аттестацию, то его увольняют?

Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку , а затем пройти аттестацию снова.

Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

Женщин с детьми до 3 лет

Одиноких матерей с детьми до 14 лет

Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет

Тех, кто воспитывает детей без участия матери


Как учителю получить категорию?

Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.

Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Сама процедура проходит в три этапа:

Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов). Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная. Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза.

На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы.

Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.

Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?

Во-первых, вы имеете право обоснованно обжаловать любые нарушения, если вы считаете, что они были при соблюдении процедуры. Во-вторых, есть как минимум два способа обжаловать результаты аттестации:

Заявление в комиссию по трудовым спорам, которая создается и работает при вашем работодателе. Члены этой комиссии должны рассмотреть ваше обращение не позже 10 дней с момента подачи заявления.

Заявление в суд. То есть, если вы не согласны и с решением комиссии по трудовым спорам, то его можно оспорить в суде в течение 10 дней. Более того, у педагога есть право сразу идти в суд. Но лучше это делать сразу, как вы узнали о нарушении своих прав. И точно не позже трех месяцев с этого момента.

Многие предприятия и организации используют в своей работе периодическую аттестацию сотрудников. Подобного рода проверкам могут быть подвержены разные работники, вне зависимости от их специальности, уровня квалификации и прочих параметров.

Для грамотного проведения процедуры привлекается специальная комиссия, работа которой протоколируется в отдельном документе.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Роль аттестации

Своевременная и регулярная проверка сотрудников дает возможность определить степень их профессиональной подготовки, оценить их теоретические знания, а также практические навыки и умения.

В процессе аттестации определяется, насколько тот или иной сотрудник соответствует занимаемой должности на данный момент времени.

В случае выявления факта несоответствия, администрация предприятия может принять меры, направленные на то, чтобы решить эту проблему, например, путем понижения сотрудника в должности, либо направления его на курсы повышения квалификации или переподготовки кадров. Не исключается также вариант увольнения тех представителей персонала, которые не прошли аттестацию.

Обязательно или добровольно

Существует ряд специалистов, которые время от времени проходят аттестацию в обязательном порядке. В основном это «бюджетники»:

  • врачи,
  • учителя,
  • некоторые технические и другие узкопрофильные работники.

Большинство сотрудников, работающих на коммерческие компании, подвергаются проверкам, исходя из желания и потребностей администрации фирмы.

Можно ли отказаться от аттестации

Сотрудник имеет право отказаться от прохождения аттестации, но только в том случае, если он не относится к тем категориям специалистов, которые обязаны проходить данный вид контроля по закону. Однако при этом не следует забывать о том, что руководство предприятия может найти повод для увольнения такого работника.

Кого нельзя подвергать проверке

Есть определенные группы сотрудников, которых нельзя тестировать на проф. пригодность. К ним относятся:

  • беременные работницы,
  • те, кто трудится по специальности менее одного года,
  • матери, ухаживающие за детьми до трехлетнего возраста,
  • люди, находящиеся на больничном (превышающем 14-тидневный период),
  • студенты дневных форм обучения.

Все остальные сотрудники, включая тех, кто имеет различные научные степени, длительный стаж и прочие регалии могут в любой момент подвергнуться проверке.

Порядок проведения

  1. Для того, чтобы провести аттестацию сотрудников по всем правилам, первым делом на предприятии издается соответствующий приказ. В нем указываются сотрудники, которые будут проверяться.
  2. Отдельным приказом назначается комиссия. В нее могут входить как сотрудники предприятия, так и эксперты со стороны.
  3. Далее проводится аттестационное заседание, в процессе которого члены комиссии изучают материалы, предоставленные проверяемыми специалистами и задают им вопросы по их специальности.
  4. По результатам проверки комиссия выносит решение по каждому сотруднику на предмет соответствия его занимаемой должности. Эти данные фиксируются в аттестационных листах работников, а весь процесс регистрируется в протоколе заседания аттестационной комиссии.

Для чего нужен протокол

Роль документа чрезвычайно важна. Он в точности фиксирует всю процедуру заседания аттестационной комиссии, что в дальнейшем ограничивает работодателя от необоснованных претензий со стороны работников, недовольных результатами проверки и контролирующих структур. Именно поэтому к составлению документа нужно относиться в высшей степени внимательно, не исключая возможности того, что в какой-то момент он может стать юридически значимой бумагой, востребованной к представлению в судебную инстанцию.

Кто составляет документ

Для ведения протокола выбирается секретарь. Он может входить в комиссию, а может быть и вне ее. В любом случае это должен быть человек, обладающий достаточным уровнем знаний и образования для того, чтобы правильно составить данный документ.

Правила составления протокола заседания аттестационной комиссии

Унифицированного образца протокола аттестационной комиссии нет, так что предприятия и организации могут писать его в свободной форме или же по шаблону, разработанному внутри компании и утвержденному в ее учетной политике. Протокол обязательно должен содержать в себя определенные сведения:

  • наименование организации, сотрудники которой проходят проверку,
  • информацию о членах аттестационной комиссии,
  • и тестируемых работниках,
  • результат контрольных действий.

Список вопросов, задаваемых в процессе аттестации, может быть включен непосредственно в протокол, а может быть присовокуплен к документу отдельным приложением.

Правила оформления протокола

Вести документ можно от руки, или печатать на компьютере, используя простой лист А4 формата, или фирменный бланк компании.

Вне зависимости от того, как именно протокол будет оформляться, в нем в обязательном порядке должны содержаться оригинальные подписи всех членов комиссии, а также секретаря, его оформившем.

Составляется протокол в нескольких экземплярах: по одному для каждой из заинтересованных сторон. После оформления и визирования один экземпляр передается на хранение в архив предприятия, где содержится установленное для такого рода документов время.

Главная ценность любого работодателя – персонал, которому нужно обеспечить достойные условия труда. Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников, так и для работодателей.

Отсутствие на федеральном уровне эффективных законодательных механизмов, обеспечивающих связь трудовой деятельности с охраной труда, приводит к тому, что производственные процессы сопровождаются травматизмом и профессиональной заболеваемостью.

Зачастую работодатели не спешат проводить специальную оценку условий труда (спецоценку), а также принимать предупредительные и профилактические меры, направленные на улучшение условий труда и снижение производственного травматизма. Ситуацию усугубляет отсутствие ответственности работодателя за произошедшие несчастные случаи на производстве.

Кроме того, нет эффективных экономических механизмов, стимулирующих работодателей к улучшению условий труда. Все вместе взятое приводит к тому, что требования охраны труда не выполняются.

Результаты контроля Гострудинспекции показывают, что в каждой организации ежегодно фиксируется в среднем 12–14 нарушений трудового законодательства, включая нормы охраны труда.

За последнее время существенно изменилось законодательство в области охраны труда. Так, внесены поправки в Трудовой кодекс, реформированы льготы и компенсации, введены дополнительные страховые тарифы в ПФР за сотрудников, работающих во вредных условиях труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). В результате, чтобы исполнить требования законов, работодатели будут вынуждены проводить спецоценку и налаживать эффективную систему управления охраной труда. Существуют риски, что в ходе этих процессов будут нарушаться права и интересы работников.

В связи с этим в решении вопросов охраны труда увеличивается роль профсоюзов, которые будут отстаивать права работников. В частности, важным является их участие в составе комиссии по спецоценке, корректировке льгот и компенсаций работникам по ее результатам, в процедурах обжалования решений и действий участников спецоценки. Эффективность деятельности профсоюзов в данном случае обусловлена не только теми правами, которые предоставлены им законом о спецоценке1. Они также используют свои полномочия, установленные Трудовым кодексом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Федеральный закон № 10-ФЗ).

Отметим, что совместная деятельность профсоюзов и работодателей уже позволила сохранить тенденцию снижения уровня производственного травматизма в организациях.

Какие права есть у профсоюзов при проведении спецоценки

В ходе спецоценки профсоюзы имеют право:

  • принимать участие в рассмотрении материалов;
  • предоставлять необходимую для работы информацию;
  • обжаловать действия (либо) бездействия организации (экспертов), проводящих специальную оценку условий труда;
  • принимать участие в утверждении заключений экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда и проч.


Данные права закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Есть и уникальные права, которые закреплены в разных частях Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ):

  • требовать обоснования результатов специальной оценки условий труда (п. 2 ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • представлять мотивированные требования по проведению внеплановой специальной оценки условий труда (ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • представлять документы на проведение государственной экспертизы условий труда (ст. 24 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • проводить профсоюзный контроль в рамках мероприятий по спецоценке (ст. 25 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • обжаловать результаты специальной оценки условий труда (ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • корректировать предоставляемые работнику льготы и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ).


Кроме того, профсоюз имеет право инициировать проведение внеплановой специальной оценки условий труда. Основания для этого перечислены в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья;
  • замена применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве;
  • мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.


Как профсоюзы могут участвовать в спецоценке

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, в который входит не только идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов и их инструментальных замеров. Очень важными действиями являются подготовка к проведению спецоценки, выбор непосредственного исполнителя работ (специализированной организации), участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе спецоценки, а также непосредственное участие в решении потенциальных сложностей по результатам спецоценки. Всеми этими вопросами предстоит заниматься представителям профсоюза.

Чтобы иметь возможность принять участие в спецоценке, представитель профсоюза должен быть включен в состав комиссии по спецоценке. Количество представителей профсоюзов в ее составе законом не ограничено. Статус представителя нужно обязательно подтвердить протоколом заседания первичной профсоюзной организации.

Некоторые работодатели, чтобы исключить претензии со стороны отраслевых профсоюзов, вводят в состав комиссии их представителей (правовая/техническая инспекция). Однако это не убережет работодателей от претензий проверяющих технических инспекций, так как основополагающая функция последних заключается, в том числе, в контроле фактического соблюдения работодателем требований как трудового законодательства, так и федерального законодательства в области охраны труда.

В результате деятельность комиссии может быть заблокирована или результаты спецоценки будут признаны недействительными. А это в свою очередь приведет к дополнительным финансовым расходам работодателя.

Представитель профсоюза как непосредственный участник производства, лучше разбирающийся в специфике условий труда и состоянии охраны труда на предприятии, может быть привлечен работодателем для выбора непосредственного исполнителя работ. Представители профсоюза могут быть также привлечены в качестве разработчиков технической документации для определения требований к исполнителю спецоценки. Типовые формы конкурсных технических заданий можно получить в отраслевых профсоюзах.

Однако пожелания или требования профсоюзов к исполнителю работ должны отвечать нормам Федерального закона о спецоценке, а противоречащие им могут быть обжалованы в суде.

Так, недопустимыми будут требования к исполнителю о наличии у него сертификата Минтруда России на право проведения специальной оценки условий труда. Дело в том, что законом2 разрешено проводить спецоценку без указанного сертификата, если у организации имеется действующий на 1 января 2014 года аттестат аккредитации испытательных лабораторий. Этим правом можно пользоваться до окончания действия сертификата, но не дольше 31 декабря 2018 года. Также незаконны будут требования к исполнителю о его включении в реестр организаций, проводящих спецоценку, поскольку он не создан.

В ходе спецоценки представитель профсоюза может проверять качество проводимых работ, делая письменные замечания во время процедуры или после ее окончания.

Как реализуются права профсоюзов

Профсоюз может реализовать свои права непосредственно через представительство в комиссии по спецоценке. В этом случае его мнение вносят в протокол заседания путем констатации выявленного нарушения через обращение в первичный орган профсоюзной организации либо через привлечение инспекций отраслевых профсоюзов.

Представители профсоюзов могут получать копии рабочих протоколов при проведении инструментальных замеров факторов производственной среды или предъявлять запросы от лица комиссии об обоснованности действий оценивающей организации и правильности подготовленных ею документов.

Профсоюзы могут составлять протесты при нарушениях процедуры работ, а также жалобы в суд.

Важно грамотно применять указанные права, так как несмотря на вполне определенные цели и задачи, именно профсоюзы определяют, каких конкретно результатов они собираются достичь специальной оценкой условий труда – сберечь здоровье работников или добиться компенсаций за утрату этого здоровья.

Например, проведение профсоюзом экспертизы условий труда в рамках государственной экспертизы должно быть направлено на решение следующих задач:

  • проведение документального анализа отчетных материалов по результатам специальной оценки условий труда;
  • проведение экспертизы условий труда;
  • сопоставление потенциальных разночтений по двум вышеуказанным пунктам.


Только в этих случаях результат экспертизы будет отвечать интересам профсоюзов и работников, а также станет обязательным для исполнения работодателем.

Запомните главное

1. Участие профсоюзов в специальной оценке условий труда является важным инструментом защиты прав и законных интересов работников на безопасные условия труда.

2. Права профсоюзов, которые они могут использовать в ходе спецоценки, закреплены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

3. Чтобы реализовать свои права, представитель профсоюза должен быть включен в состав комиссии по спецоценке.

4. Профсоюзы могут не только обжаловать действия организации, проводящей спецоценку, но и инициировать ее внеплановое проведение.

5. Требования профсоюзов о выполнении тех или иных процедур по спецоценке, а также по проведению внеплановой спецоценки необходимо проверять на соответствие закону. Они могут оказаться необоснованными.

Аттестационная комиссия по промышленной безопасности на предприятии: состав и полномочия

Законодательство РФ довольно однозначно в отношении промышленной безопасности и компетентности по её вопросам рабочих и специалистов на опасных производственных объектах. Согласно правилам, трудоустраиваться на такие объекты может только персонал, получивший соответствующую подготовку по нормам промбезопасности и успешно прошедший аттестацию. Сдавать её можно как в территориальной комиссии Ростехнадзора, так и в специально сформированной аттестационной комиссии, которая создаётся непосредственно на предприятии. Возможность её формирования оговаривается в пункте 18 Положения, регулирующего вопросы подготовки и аттестации специалистов организаций, которые подчиняются Ростехнадзору. Положение утверждено приказом Ростехнадзора №37 от 29 января 2019-го года.

Кто входит в состав аттестационной комиссии на предприятии?

Аттестационная комиссия на предприятии должна состоять из специалистов, имеющих соответствующую квалификацию. Создаётся и утверждается она приказом руководителя организации. В её составе должны присутствовать:

  • Руководитель или руководство предприятия. Главой комиссии назначается один из руководителей.
  • Главные специалисты.
  • Начальники отделов и управлений, чья деятельность связана с контролем соблюдения на предприятии требований промышленной безопасности.
  • Специалисты из аварийно-спасательных служб.
  • Другие специалисты, чья квалификация соответствует требованиям закона в сфере проверки знаний по промбезопасности у сотрудников ОПО.

Председатель или заместитель председателя аттестационной комиссии может проявить инициативу, включив в её состав специалиста регионального представительства Ростехнадзора. Это не является обязательным требованием, если обратное не утверждено нормативными актами, актуальными для предприятия данной специфики.

Председатель и все члены комиссии должны, в свою очередь, сами пройти аттестацию в ТАК Ростехнадзора. Только после этого они могут быть допущены к проверке знаний сотрудников на предприятии, эксплуатирующем ОПО.

Порядок аттестации и вопросы, по которым комиссия проводит проверку знаний у сотрудников и специалистов ОПО

Когда и какой специалист будет сдавать аттестацию в комиссии на предприятии, определяется специально разработанным графиком. Для утверждения он направляется в территориальные органы Ростехнадзора. Соответственно, специалисты и сотрудники обязуются ознакомиться с этим графиком. Подготовка к проверке знаний осуществляется по учебной программе, которая утверждается АК организации. Наличие такой программы – одно из условий работы аттестационной комиссии на предприятии. Разрабатывается программа в соответствии с государственными нормами и требованиями в сфере промбезопасности.

Согласно Положению, утверждённому Приказом Ростехнадзора №37, во время аттестации персонала по вопросам промышленной безопасности проверяются знания сотрудников по следующим вопросам:

Общие требования законодательства в сфере промышленной безопасности.

  • Узкоспециализированные требования промбезопасности, связанные со спецификой работы конкретного специалиста.
  • Законодательные нормы и требования в сфере энергетической безопасности государства.
  • Требования по промбезопасности гидротехнических сооружений и т.д.

Проверка квалификации персонала, работающего на ОПО, должна проводиться ежегодно. А вот члены аттестационной комиссии на предприятии сами проходят перепроверку знаний в Ростехнадзоре раз в пять лет. Это оговаривается в первом пункте ст. 14.1 Закона о промышленной безопасности ОПО (№116 от 29.07.18 г.). Также в нём указано, что только при прохождении аттестации в уполномоченной на это комиссии работник может выполнять свои функции на ОПО.

Многопрофильный центр "Феникс" предоставляет возможность пройти подготовку к аттестации по промышленной безопасности, как в очной, так и в дистанционной форме.

Порядок прохождения педагогической аттестации описан в Приказе Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276. Мы же подготовили краткую памятку по тем вопросам, которые вы задаете нам чаще всего, и расшифровали “казенный язык”.

Мне в марте нужно подтвердить первую категорию. По каким правилам будет проходить аттестация в 2020 году?

В марте 2020 года вы будете подтверждать категорию в старом формате. Изменения в правилах аттестации учителей пока касаются только специалистов, которые добровольно участвуют в эксперименте по внедрению нового формата. Он проходит в 19 регионах, полный список регионов опубликован на сайте ЕФОМ.

Мы не знаем точно, когда вступят в силу новые правила аттестации учителей. Пока нет не только приказа, но даже его проекта. Экс-министр образования Ольга Васильевна обещала запустить новый формат в 2020 году, но не уточнила дату. На сайте Министерства просвещения сказано, что 100 процентов учителей к концу 2020 года должны проходить аттестацию по новом правилам. Скорее всего формат внедряет после успешного завершения эксперимента, а он все ещё идёт.

Как будет проходить аттестация по новым правилам?

Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100. В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались.

Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?

По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна.

Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):

Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.

Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе.

Какие нужны документы для обязательной аттестации?

Издается приказ о создании и составе аттестационной комиссии внутри учреждения . В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.

Заместитель директора по учебной или методической работе готовит представление на каждого сотрудника , участвующего в аттестации.

Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить акт отказа , который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.


Как педагогу пройти аттестацию?

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

Если учитель не походит аттестацию, то его увольняют?

Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку , а затем пройти аттестацию снова.

Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

Женщин с детьми до 3 лет

Одиноких матерей с детьми до 14 лет

Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет

Тех, кто воспитывает детей без участия матери


Как учителю получить категорию?

Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.

Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Сама процедура проходит в три этапа:

Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов). Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная. Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза.

На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы.

Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.

Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?

Во-первых, вы имеете право обоснованно обжаловать любые нарушения, если вы считаете, что они были при соблюдении процедуры. Во-вторых, есть как минимум два способа обжаловать результаты аттестации:

Заявление в комиссию по трудовым спорам, которая создается и работает при вашем работодателе. Члены этой комиссии должны рассмотреть ваше обращение не позже 10 дней с момента подачи заявления.

Заявление в суд. То есть, если вы не согласны и с решением комиссии по трудовым спорам, то его можно оспорить в суде в течение 10 дней. Более того, у педагога есть право сразу идти в суд. Но лучше это делать сразу, как вы узнали о нарушении своих прав. И точно не позже трех месяцев с этого момента.

Читайте также: