Обязан ли работодатель оплачивать проезд к месту работы и обратно

Опубликовано: 17.09.2024

Довольно часто исполнение профессиональных обязанностей сотрудников фирмы связано с разъездами на общественном транспорте. Такие расходы осуществляются за счет организации и оплачиваются сотрудникам согласно нормам ТК РФ. Порядок оплаты проезда при исполнении служебных обязанностей, отражения затрат в учете – тема нашей статьи.

По результатам налоговой проверки, проведенной в отношении хозяйственного общества, налоговая инспекция установила, что организация оплачивала работникам проезд на городском транспорте общего пользования, такси без подтверждающих документов, предусмотрев в положении об оплате труда для ряда работников надбавку за передвижной характер труда. Налог при выплате надбавки не удерживался и в бюджет не перечислялся, что послужило основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.
Организация оспорила решение налоговой инспекции в арбитражном суде.
Посмотреть решение суда

Обоснование расходов

Расходы на проезд, компенсируемые работнику, упоминаются в ряде статей ТК РФ. Так, ст. 57 ч. 2 говорит об обязательном включении упоминания о разъездном характере работы в трудовой договор, чтобы обосновать компенсацию. Необходимость оплаты проезда сотрудникам следует из ст. 129-1 (здесь уточняется, что компенсационная выплата является частью заработной платы).

Вопрос: Нужно ли облагать НДФЛ оплату работникам проезда на железнодорожном транспорте общего пользования от места жительства к месту работы, предусмотренную коллективным договором?
Посмотреть ответ

Кроме того, выделены отдельные ситуации:

  • оплата транспорта командированным (ст. 168);
  • расходы, связанные со служебными поездками при работе разъездного характера и схожими с ней условиями (ст. 168.1);
  • при переезде на работу в другую местность, по договоренности с администрацией (ст. 169);
  • работающим на Крайнем Севере проезд в отпуск и обратно (ст. 325);
  • проезд работающим «заочникам», получающим высшее образование, один раз в учебном году (ст. 173).

Исполнение законодательных норм возможно тремя путями:

  • компенсация расходов на основании проездных документов;
  • покупка билетов, проездных документов для сотрудников;
  • выдача фиксированной суммы.

Порядок компенсации или оплаты проезда прописывается в ЛНА фирмы. Отдельный документ принимается, как правило, если перемещения на общественном транспорте касаются большого числа сотрудников.

Список сотрудников, которым оплачивается проезд, утверждается приказом.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете для отражения таких операций могут использоваться три счёта:

  • 71 – если сотрудник берет деньги под отчет, а затем подтверждает проездные расходы документами;
  • 70 – если в ЛНА прописана оплата проезда как часть оплаты труда (натуральная оплата);
  • 73 – в других случаях.

Счета корреспондируют со счетами затрат, суммы относятся на соответствующее подразделение. Следует сразу сказать, что участие в проводках счета 70 может привести к спорам с налоговиками. Как правило, компенсации не облагаются налогом на доходы, взносами, но присутствие таких сумм на счете 70 дает ФНС основание это сделать. Ситуация может вылиться в судебное разбирательство.

В зависимости от способа оплаты схема проводок может быть различной. Приведем несколько примеров.

Деньги выдаются под отчет:

  • Дт 20, 23, 44 и др. Кт 71.
  • Дт 71 Кт 50, 51 – учтена в расходах и выдана компенсация работнику.
  • Дт 71 (50, 51) Кт 50, 51 (71) – взаимные расчеты организации и работника по выданным суммам.

Организацией покупаются проездные:

  • Дт 76 (60) Кт 51 – перечисление оплаты.
  • Дт 50/3 Кт 76 (60) – оприходованы проездные.
  • Дт 71 Кт 50/3 – выдан проездной работнику.
  • Дт 50/3 Кт 71 – возврат проездного работником в конце месяца.
  • Дт 20 (23, 44 и др.) Кт 50/3 – списана стоимость проездного на затраты.

Проездные могут приобретаться и через подотчетное лицо, тогда проводка на оприходование будет иметь вид Дт 50/3 Кт 71.

На заметку! Оприходование проездных на счет 50/3 «Денежные документы» производится по залоговой стоимости.

Заметим, что здесь возможна ситуация, когда налоговые органы признают сумму доплатой к заработной плате, а не компенсацией и потребуют начислить НДФЛ, взносы, ведь документально ее работник подтвердить не сможет.

В таком случае для включения ее в расходы по оплате труда необходимо четкое обоснование с использованием реальных цен на проезд, действующих в регионе.

Налоги

Оплата проезда не облагается налогом на доходы и взносами (письмо Минфина №03-04-05/46903 от 06/07/18 г., письмо ФСС №02-03-16/08-526П от 02/04/10 г.). «Проездные» суммы не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ п.2-7), за исключением такси, в том числе маршрутного. Об этом следует помнить при установлении фиксированной суммы работнику за проезд.

Их можно включать в расходы по налогу на прибыль, как прочие, относящиеся к производству и реализации (ст. 264 НК РФ, п. 1-49), при условии документальной обоснованности.

Работающие на УСН уменьшать затраты на суммы оплаты проезда не могут, поскольку в ст. 346.16 п. 1 они напрямую не поименованы. Такие разъяснения не раз давал и Минфин и ФНС. С этой точкой зрения, однако, можно поспорить, если считать оплату проезда выплатой, связанной с режимом работы сотрудника (подпункт 6 п. 1 указанной статьи), и сделать на этом акцент в трудовом договоре, ЛНА фирмы.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работодатель оплачивает работнику проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно. Работник поехал на сессию и вернулся обратно на личном транспорте (1000 км от места работы). Работник представил чеки на бензин.
Обязан ли был работодатель в данном случае оплатить проезд к месту учебы и обратно, учитывая, что все условия для выплаты компенсации соблюдаются? Если был обязан, то как документально оформить выплату компенсации?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодатель обязан оплатить проезд работника к месту учебы любым транспортом, в том числе и личным.
В локальном нормативном акте организации следует отразить способ определения стоимости проезда работника на личном транспорте, перечень необходимых документов, представляемых работником.
Для возмещения расходов работнику следует представить справку-вызов от учебного заведения, чеки ККТ автозаправочных станций (копии чеков) на оплату ГСМ, копии документов на автомобиль.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) вправе при налогообложении прибыли уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Пункт 13 ст. 255 НК РФ позволяет налогоплательщику учесть в составе расходов на оплату труда расходы в виде среднего заработка, сохраняемого в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно.
Главой 26 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В свою очередь, в соответствии с абзацем девятым ст. 173 ТК РФ работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.
Также оплачивается проезд к месту учебы и обратно работникам, осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения (ст. 173.1 ТК РФ)*(1).
В обязательном порядке гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые (часть первая ст. 177 ТК РФ)*(2).
Порядок оплаты стоимости проезда, в том числе виды транспорта, проезд на которых работником подлежит оплате, приведенные нормы трудового законодательства не регламентируют, позволяя работодателю конкретизировать эти условия в локальных нормативных актах (ст. 8 ТК РФ).
Таким образом, при условии соответствия расходов критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, работодатель вправе при налогообложении прибыли уменьшить полученные доходы на сумму расходов по оплате проезда к месту учебы и обратно работника, который обучается по специальности, соответствующей трудовым обязанностям, в составе расходов на оплату труда (смотрите также письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/389).
Порядок оплаты проезда к месту учебы и обратно законодательством не предусмотрен.
Нормативно не закреплен и перечень подтверждающих стоимость проезда документов, которые должен представить работодателю обучающийся работник. Полагаем, что в общем случае для возмещения сотруднику расходов в общем случае представляется справка-вызов от учебного заведения (часть четвертая ст. 177 ТК РФ. утвержденная приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1368) и первичные документы, подтверждающие расходы работника на проезд к месту учебы и обратно.
Кроме того, полагаем, что работодатель может оплатить расходы работника на проезд, подтверждаемые впоследствии проездными документами, до его отъезда к месту учебы либо компенсировать понесенные им расходы после его возвращения с учебы.
Ввиду того, что способ проезда к месту обучения в трудовом законодательстве не уточняется, организация вправе компенсировать стоимость проезда сотрудникам, добирающимся до места учебы и обратно на личном транспорте. Так, из буквального толкования части третьей ст. 173 ТК РФ следует, что работодатель обязан оплатить проезд работника к месту учебы любым транспортом (в том числе и личным)*(3). Расходы при этом должны быть разумными (проезд должен оплачиваться по целесообразному маршруту).
Как было отмечено в решении Североморского городского суда Мурманской области от 25.04.2012 N 2-693/2012 (с текстом можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://docs.pravo.ru/document/view/42348070/?&), учебный отпуск является одним из видов дополнительно оплачиваемых отпусков по смыслу части 1 ст. 116 ТК РФ, а также средством, с помощью которого обеспечивается осуществление предоставленных работникам гарантий и компенсаций в области социально-трудовых отношений (ст. 164 ТК РФ). Таким образом, право на возмещение расходов по проезду к месту нахождения учебного заведения и обратно гарантировано законодателем. При этом ограничений по использованию видов транспорта для проезда во время использования дополнительного отпуска и по порядку подтверждения понесенных работником расходов положения ст. 173 ТК РФ не содержат. Более того, возможность использования личного транспорта к месту проведения отпуска и обратно в целом допускается трудовым законодательством, а именно положениями ст. 325 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В разрешении спора суд применил по аналогии Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила) (утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455). В частности, в п. 8 Правил установлено, что компенсация расходов при проезде работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования.
С учетом изложенного полагаем, что, поскольку порядок оплаты проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно нормативными правовыми актами не определен, организации целесообразно его установить в локальном нормативном акте.
В данном документе следует отразить, каким образом производится оплата проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно, способ определения стоимости проезда работника на личном транспорте, перечень необходимых документов, представляемых работником.
Например, организация может установить, что стоимость проезда будет определяться исходя их нормативного расхода ГСМ, установленного изготовителем. Для подтверждения факта несения затрат могут быть представлены чеки ККТ автозаправочных станций (копии чеков) на оплату ГСМ на даты, предшествующие или совпадающие с началом и концом учебного отпуска, копии документов на автомобиль.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: По какому коду вида расходов (КВР) следует провести расходы по оплате проезда к месту учебы работнику, совмещающему работу и обучение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Энциклопедия решений. Документы, необходимые для предоставления учебного отпуска работникам, совмещающим работу с получением образования;
- Путеводитель по кадровому делу: Время отдыха. Отпуска. Учебный отпуск (подготовлен экспертами компании "ГАРАНТ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В ситуации, когда работодатель компенсирует работнику стоимость проезда к месту работы и обратно, такая компенсация должна быть предусмотрена трудовым (коллективным) договором и является оплатой труда в натуральной форме.

Налог на прибыль. Пунктом 26 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитывается оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, НК РФ предусмотрена возможность учесть в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль оплату проезда работников к месту работы и обратно при следующих условиях:

  • указанные расходы обусловлены технологическими особенностями производства;
  • указанные расходы предусмотрены трудовыми (коллективным) договорами как система оплаты труда.

Налоговый кодекс РФ не содержит требования в отношении того, чтобы названные условия выполнялись единовременно. Однако Минфин России неоднократно указывал на то, что выполняться должны оба условия (см. письма от 22.12.2016 N 03-04-06/77047, от 27.11.2015 N 03-03-06/1/69181).

В письме Минфина России от 21.04.2014 N 03-03-06/1/18198 сказано следующее. Поскольку доставка работников в рассматриваемом случае обусловлена удаленностью от населенных пунктов и труднодоступностью мест работы и работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, организация проезда работников на служебных автобусах от места жительства до места работы и обратно не приводит к возникновению у работников организации экономической выгоды (дохода), соответственно, стоимость такого проезда не является объектом обложения НДФЛ.

В данном письме финансовое ведомство при рассмотрении вопроса оплаты проезда работникам ссылается на п. 25 ст. 255 НК РФ.

В письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2008 N 21-11/082829@ указывается, что затраты на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, предусмотренные коллективным и (или) трудовыми договорами, рассматриваются в качестве расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, если являются частью системы оплаты труда.

В то же время в судебной практике встречается позиция, согласно которой расходы признаются, если они обусловлены технологическими особенностями производства. Эта позиция, в частности, приведена в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 по делу N А13-6206/2012, Дальневосточного округа от 20.05.2011 N Ф03-2085/2011 по делу N А59-3144/2010, Восточно-Сибирского округа от 27.09.2010 по делу N А33-18167/2008.

Таким образом, несмотря на то что НК РФ не содержит условий обязательного выполнения обоих пунктов для признания рассматриваемых расходов, с учетом разъяснений налоговиков и судебной практики более безопасно учитывать их при выполнении одновременно двух условий:

  • оплата транспортных расходов обусловлена технологическими особенностями производства (отсутствует возможность добраться до места работы общественным транспортом);
  • указанные расходы предусмотрены трудовыми договорами и/или коллективным договором.

Важно: оплата работникам проезда (доставки) к месту работы и обратно будет относиться именно к расходам на оплату труда.

НДФЛ. В разъяснениях контролирующих органов в части обложения НДФЛ оплаты работникам проезда (доставки) к месту работы и обратно сказано, что, если работники не могут добираться общественным транспортом до работы, объекта налогообложения по НДФЛ не возникает (письма Минфина России от 06.03.2013 N 03-04-06/6715, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/778, от 20.10.2011 N 03-03-06/1/680).

Если же работник имеет возможность добраться до места работы на общественном транспорте, оплата транспортных расходов будет признаваться доходом в натуральной форме и подлежит обложению НДФЛ (письма Минфина России от 12.10.2011 N 03-04-05/6-728, от 17.07.2007 N 03-04-06-01/247). Поэтому организации следует вести персонифицированный учет сотрудников, которым оплачивается проезд, и расчет суммы оплаты такого проезда, включаемой в налоговую базу по отдельному сотруднику. Такие положения содержатся в письмах Минфина России от 18.05.2006 N 03-05-01-04/110, от 18.05.2006 N 03-05-01-04/128.

Суды в этом вопросе поддерживают мнение налоговиков (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2008 N А19-5369/08-30-Ф02-5939/08, Уральского округа от 29.01.2008 N Ф09-9195/07-С2).

По аналогии можно сделать вывод, что, поскольку в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ оплата (компенсация) проезда работникам не поименована, с указанной оплаты (компенсации) следует исчислять страховые взносы на травматизм.

Таким образом, с учетом приведенных разъяснений можно прийти к заключению, что компенсация стоимости проезда работникам к месту работы и обратно подлежит обложению страховыми взносами и взносами на травматизм.

Бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 70

начислена компенсация стоимости проезда;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 69

начислены страховые взносы с компенсации стоимости проезда;

Дебет 70 Кредит 68

удержан НДФЛ с компенсации стоимости проезда;

Дебет 70 Кредит 51 (50)

компенсация стоимости проезда выплачена работнику

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Компенсация транспортных расходов сотрудникам — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат на поездки, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. Работодатели возмещают своим сотрудникам расходы на транспорт либо исходя из обязанности, установленной Трудовым кодексом РФ, либо по собственной инициативе, когда такая компенсация предусмотрена трудовым или коллективным договором.

Возмещение транспортных расходов в силу закона

Случаи, когда работодатель обязан оплатить проезд работников, установлены Трудовым кодексом РФ. В соответствии со ст. 168 ТК РФ , работодатель возмещает сотрудникам расходы на дорогу при направлении в командировку. А в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ , возмещаются транспортные расходы, связанные со служебными поездками, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Причем сотрудникам, которые по служебной надобности вынуждены перемещаться в пределах населенного пункта, также положена компенсация за проезд в общественном транспорте.

Особенно внимательно нужно относиться к проезду на такси. Такие транспортные расходы в командировке подлежат компенсации, только если их необходимость удастся обосновать. Например, сотруднику пришлось добираться из аэропорта до гостиницы в позднее время. Или добраться до пункта назначения иным общественным транспортом было невозможно.

При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность в силу ст. 169 ТК РФ сотруднику положена компенсация за проезд к месту работы и новому месту жительства не только его самого, но и членов его семьи. А на основании ст. 325 ТК РФ некоторые наши сограждане могут даже бесплатно съездить в отпуск. Такая компенсация за проезд к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации положена один раз в два года лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и ежегодно — сотрудникам федеральных государственных органов и учреждений. Чтобы получить такую компенсацию, сотруднику необходимо обратиться с заявлением к работодателю. В заявлении необходимо отразить сроки отпуска, сумму расходов к месту отпуска и обратно, приложить подтверждающие транспортные расходы документы (билеты).

Иные случаи, когда за дорогу платит работодатель

Вопрос доставки работников на работу и обратно трудовым законодательством не урегулирован, но многие работодатели оплачивают дорогу сотрудникам по собственной инициативе. А если такой пункт предусмотреть в трудовом или коллективном договоре, тогда, на основании п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ, организация будет вправе не учитывать эти расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Работодатель чаще всего осуществляет доставку персонала собственным или арендованным транспортом, когда возможность доставки общественным транспортом отсутствует или затруднена из-за удаленности производства или особенностей режима работы. Но иногда сотрудникам просто выплачивается денежная компенсация проезда к месту работы и обратно общественным транспортом.

Компенсация за использование личного транспортного средства в служебных целях

Если сотрудник использует для поездок по заданию предприятия личный автомобиль, то работодатель обязан ему компенсировать расходы на топливо и амортизацию авто. Для этого может быть предусмотрена выплата компенсации в трудовом договоре. Но следует помнить, что компенсацию включить в расходы при расчете налога на прибыль можно только в пределах норм:

  • 1200 руб. в месяц — при двигателе 2000 см³ и меньше;
  • 1500 руб. — при двигателе объемом более 2000 см³.

Размеры выплачиваемых компенсаций можно предусмотреть приказом руководителя.

Образец приказа о размере компенсаций за использование личных транспортных средств


Другим вариантом является заключение договора аренды транспортного средства. Этот способ позволит отразить в налоговом учете всю сумму расходов сотрудника на транспортное средство. Чтобы компенсация была правомерна, сотрудник должен подтвердить, что является владельцем автомобиля.

Поездки от дома до места работы на личном автомобиле компенсации не подлежат.

Порядок выплаты и размер компенсации

Чтобы расходы были возмещены, их необходимо подтвердить. Таким подтверждением понесенных работником расходов являются проездные документы, к которым прикладывается соответствующее заявление на компенсацию проезда. Некоторые компании не считают нужным собирать эти документы и ежемесячно компенсируют сотрудникам с разъездным характером работы некую фиксированную сумму. Но в этом случае велика вероятность того, что контролирующие органы посчитают такие выплаты не возмещением расходов, а надбавкой к зарплате за особые условия труда, и обложат их соответствующими налогами и взносами.

При оплате работодателем дороги к месту отдыха такая оплата производится по наименьшей стоимости дороги кратчайшим путем. В соответствии с ч. 4 ст. 325 ТК РФ , человек может подать заявление на компенсацию за проезд до отъезда в отпуск, исходя из примерной стоимости билета. А окончательный расчет производится по возвращении на основании предоставленных проездных документов.

Образец заявления на компенсацию транспортных расходов к месту отдыха


Что делать, если не предоставлены подтверждающие документы

Для компенсации транспортных расходов необходимо предоставление подтверждающих документов: ж/д и авиабилетов, квитанций такси, актов выполненных работ транспортной организации. При выплате компенсации за использование личного транспорта должно быть заключено соглашение о ее назначении либо предоставлен договор аренды. Если подтверждающих документов нет, то:

  1. Организация не сможет включить транспортные расходы в затраты при расчете налога на прибыль, ведь они должны быть не только обоснованны, но и документально подтверждены.
  2. Если все же организация выплатит компенсацию, то контролирующие органы посчитают ее частью заработной платы и обяжут работника уплатить НДФЛ, а организацию — страховые взносы.

Учет возмещения транспортных расходов

Обоснованные и документально подтвержденные расходы на проезд сотрудников включаются в затраты предприятия и в бухгалтерском, и в налоговом учетах. В бухгалтерском учете они отражаются по дебету затратных счетов (26, 25, 44). В налоговом учете — включаются в расходы на основании:


Минфин РФ дал разъяснения, о порядке включения компенсационных выплат на проезд работникам-вахтовикам до места вахты и обратно в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, а также о порядке обложения их НДФЛ и страховыми взносами (Письмо № 03-01-10/92685 от 23.10.2020г.).

Известно, что работа вахтовым методом представляет собой довольно специфичную форму организации производственного процесса. При этом методе работникам приходится трудиться какое-то время вне места постоянного проживания. У работодателя просто нет возможности обеспечить их ежедневное возвращение домой, к тому же это и экономически не выгодно. Да это и понятно. Место проведения работ может находиться очень далеко от места расположения организации, например, Институт археологии РАН расположен в Москве, а археологические раскопки могут проводиться на Алтае, за тысячи километров от Москвы.

Уже исторически сложилось, что вахтовый метод работы применяется в таких сферах деятельности, как рыбный промысел, добыча нефти и газа, на лесозаготовке, при разработке новых месторождений полезных ископаемых, при проведении геологоразведочных работ, археологических раскопок и т.д.

Следует учитывать, что одна вахта (экспедиция) не должна длиться более 1-го месяца, но в исключительных случаях и только по согласованию с профсоюзной организацией (если она есть на предприятии) время одной вахты может быть увеличено до 3-х месяцев.

Но чтобы приступить к своим трудовым обязанностям работнику сначала нужно добраться до места работы (вахты). А путь от его дома до места работы может быть совсем не близким. Он всегда состоит из 2-х частей:

  • первая — от дома (места проживания) до пункта сбора. Так, например, учёному-археологу из Брянска, работающему в Институте археологии РАН (институт находится в Москве), сначала необходимо прибыть к определённому месту сбора сотрудников экспедиции (допустим он находится непосредственно в институте);
  • вторая — от пункта сбора до места фактического выполнения работ (вахтового посёлка). Дальше из Москвы (от здания института) наш учёный проследует к месту археологических раскопок (научной экспедиции).

Раньше работодатель был обязан оплатить работнику все расходы, связанные с проездом от места проживания до вахтового поселка, а по окончанию вахты — обратный проезд. Эта норма была закреплена п. 2.5 Основных положений о вахтовом методе организации работ (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82).

В 1999 году Верховный Суд РФ признал данную норму частично недействительной (Решение от 17.12.1999 № ГКПИ99-924). Сразу уточню, что Трудовой кодекс такой гарантии не содержит. Несмотря на это, организация-работодатель вправе установить компенсацию расходов на проезд своим работникам в коллективном договоре или в локальном нормативном акте (ведь это не ухудшит их положение). В этом случае, организация сможет учесть компенсацию проезда для работников-вахтовиков в составе расходов на оплату труда. Ведь п. 25 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, произведённые в пользу работников, которые предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. Если же компенсацию расходов на проезд установили локальным нормативным актом, обязательно сошлитесь на это обстоятельство в трудовом или коллективном договоре.

Затраты на проезд работников, работающих вахтовым методом, от места жительства до места выполнения работ (вахтового посёлка) и обратно в соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 264 НК РФ можно также учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Ещё раз обращу ваше внимание на то, что основополагающее условие для признания таких расходов — это установленная трудовым или коллективным договором обязанность работодателя компенсировать своим работникам расходы на проезд.

Способы доставки работников к месту вахты (экспедиции) работодатель выбирает сам, исходя, в первую очередь, из экономической целесообразности и интересов производства. Так, он может использовать транспорт, имеющийся в организации, может осуществлять доставку работников средствами сторонних транспортных компаний, заключив с ними договоры, а может просто возмещать работникам расходы на проезд к месту вахты и обратно. В любом случае, оплата проезда сотрудников, привлеченных к работе по вахтовому методу, производится за счёт работодателя.

Исходя из того, что в числе гарантий, установленных работникам-вахтовикам ст. 302 ТК РФ, отсутствует какое-либо упоминание о компенсации проезда от места постоянного проживания до места сбора, специалисты Минфина РФ обязывают облагать её НДФЛ. Ведь по закону такую выплату нельзя признать компенсационной, а значит и освобождение от обложения НДФЛ в соответствии с п.1 ст. 217 НК РФ к ней применено быть не может.

С точки зрения налоговиков, данная компенсация является доходом, полученным работником в натуральной форме, а значит облагается НДФЛ (Письма Минфина РФ от 26.02.2013 г. № 03-04-06/5379, от 30.06.2011 г. № 03-03-06/1/384).

Но суды, как правило, не разделяют данный подход контролирующих органов.

Вот пример одного из таких споров. В нём рассматривалась ситуация, когда в коллективном договоре организации было закреплено следующее положение: «Проезд работников до места работы (вахты) и обратно компенсируется в размере произведённых затрат от места сбора. Местом сбора признается место постоянного жительства (место постоянной прописки) работника». Таким образом, изначально, работники сами приобретали билеты на проезд общественным транспортом, чтобы добраться от места проживания до вахтового посёлка и обратно. Прибыв в посёлок работники на основании документов на проезд составляли авансовые отчёты. В свою очередь, на основании авансовых отчётов работодатель компенсировал им расходы в части стоимости проездных документов (авиа-, ж/д билетов, автобусных билетов на междугородние рейсы и т.д.).

Налоговая инспекция, проведя проверку, пришла к выводу, что такая компенсация организацией расходов работнику, является ничем иным, как доходом работников, полученным в натуральной форме, а значит должна облагаться НДФЛ. Вывод инспекторов основывался главным образом на непризнании этих выплат компенсационными. Ведь находясь в пути от места проживания до места работы (вахты) работники и впрямь не выполняли трудовые функции и не участвовали в производственном процессе.

Судьи же пришли к прямо противоположному мнению. В своих выводах они опирались на то, что вышеизложенные обстоятельства вполне себе позволяют квалифицировать оплату проезда работнику организацией в качестве компенсации в соответствии со ст. 164 ТК РФ. Из прямого толкования ст. 164 ТК РФ следует, что исполнение трудовых обязанностей работником непосредственно в пути следования не является неоспоримым условием, чтобы выплата была признана компенсацией. К тому же в этой компании был установлен следующий порядок доставки работников-вахтовиков как до места выполнения работ, так и обратно: работники самостоятельно прибывают в вахтовый посёлок, на основании подтверждающих документов организация возмещает им фактически понесённые расходы. Данный порядок полностью соответствует законодательству, действует полностью в экономических интересах организации и обеспечивает непрерывность производственного процесса на её объектах (в вахтовых поселках).

Так, в нашем примере, если бы учёный-археолог, проживающий в Брянске, самостоятельно добрался до места проведения археологических раскопок (научной экспедиции), не заезжая в Москву, то порядок налогообложения компенсации его проезда полностью бы зависел от того, что в коллективном или в его трудовом договоре определено как место сбора: место проживания учёного или место нахождения организации.

По поводу обложения компенсации на проезд работников-вахтовиков страховыми взносами ведомство указывает на то, что данная компенсация не поименована в пп. 2 а. 1 ст. 422 НК РФ и выплачивается в рамках трудовых отношений с работником. Её отсутствие в составе необлагаемых компенсационных выплат обязывает работодателя обложить такую компенсацию страховыми взносами в полном объёме.

А вот относительно компенсационных выплат работникам от пункта сбора до места выполнения работ (вахты) Минфин РФ занимает гораздо более лояльную позицию.

Специалисты ведомства считают, что их можно не облагать ни НДФЛ, ни страховыми взносами при соблюдении определённых условий:

  • во-первых, пункт сбора должен определяться с учётом производственной необходимости и специфики работы организации;
  • во-вторых, у сотрудников нет возможности добраться до вахтового посёлка общественным транспортом самостоятельно;
  • в-третьих, работники, прибыв к месту нахождения организации или в пункт сбора, приступают к выполнению обязанностей и соблюдают трудовую дисциплину.

В этом случае у работников не возникает экономической выгоды при оплате работодателем проезда от пункта сбора к месту выполнения работ. Поэтому у работодателя не возникает обязанности по обложению такой компенсации НДФЛ и страховыми взносами. Аналогичные выводы Минфин РФ приводит в своих письмах (Письма от 08.12.2011 № 03-04-06/6-343, от 08.12.2011 № 03-04-06/6-342). Данный подход, как мы с вами видим, поддерживают и суды.

Подводя итог, мне ещё раз хотелось бы обратить ваше внимание на то, что работодатель может учитывать компенсацию расходов на проезд вахтовиков в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, но только, если такая обязанность зафиксирована им в трудовом или коллективном договоре, а также в локальном нормативном акте.

Путь работника, выполняющего работы вахтовым методом, до вахтового поселка всегда выполняется в два этапа: сначала от места жительства до пункта сбора, затем от пункта сбора до места вахты (экспедиции). Компенсацию расходов работника до пункта сбора следует облагать НДФЛ и страховыми взносами, а вот компенсацию проезда от пункта сбора до вахтового посёлка (экспедиции) можно и не облагать НДФЛ и страховыми взносами при соблюдении ряда условий. Поэтому очень важно в трудовом или коллективном договоре правильно определить место пункта сбора вахтовиков для избежания претензий со стороны контролирующих органов.


Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более 3 лет. Доступно рассказывает сложные вещи на простом языке.

Читайте также: