Оплачивается ли работа в аттестационной комиссии

Опубликовано: 17.09.2024


Фото Тимура Громова, Кублог

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Аттестация: как много в этом слове…

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Разрабатываем локальный акт

Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.

Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:

Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.

Целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности

Сроки аттестации могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, а также от категорий работников, подлежащих аттестации. На практике выделяют плановую (очередную) аттестацию (особенностью такой аттестации является то, что она проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода, год,

Устная – собеседование. Оно может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. В ходе такого собеседования комиссия задает работнику интересующие ее вопросы, предлагает ему оценить свою работу и заслушивает мнение работника о том, что может сделать работодатель для улучшения результата работы.

Письменная – заполнение тестов, опросников. Данная форма проведения аттестации обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Смешанная – устное собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

В этом разделе определяется состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь, а также представитель профсоюза (при наличии) (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Также в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации работников, а также руководители соответствующих подразделений

Критерии оценки устанавливаются исходя из сложности выполняемой работы, а также из возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, только если в трудовом договоре (должностной инструкции) функции работника описаны максимально четко. Если он признан не соответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности документально не закреплены, могут возникнуть споры. Работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации

Процедура аттестации должна быть описана как можно подробнее. Например, можно описать порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указать на обязательность его заполнения, представить форму протокола и порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Хорошо бы зафиксировать вид голосования (открытое (в присутствии аттестуемого) или закрытое (без участия работника)) для принятия решения, а также привести перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация может переноситься на другой срок. Также нужно установить подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию (таковым может стать, например, юрисконсульт или отдел персонала), в должностные обязанности которого входит участие в проведении аттестации, а также отразить этапы подготовки к проведению аттестации: формирование списков работников, подлежащих аттестации, информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников, составление графика проведения аттестации и пр.

В данном разделе нужно закрепить виды решений, которые могут быть приняты в отношении аттестуемого (например, работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста, работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв, работник соответствует занимаемой должности, работник не соответствует занимаемой должности). В этом же разделе можно указать срок, в течение которого работодателю необходимо исполнить рекомендации аттестационной комиссии

Помните, с утвержденным положением о проведении аттестации работников следует ознакомить под подпись. В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации и о том, что по результатам аттестации работник может быть уволен.

Процедура проведения аттестации

  1. подготовка к проведению аттестации;
  2. проведение аттестации;
  3. подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.

На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

12.01.2016 г. Нижний Новгород

о проведении аттестации в 2016 году

В целях объективной оценки профессиональных и деловых качеств работников ООО «Мир» и в соответствии с положением об аттестации работников, утвержденным 18.03.2014,

1. Для проведения аттестации создать аттестационную комиссию в составе:

– председателя комиссии – директора по персоналу И. И. Ивановой;

– заместителя председателя комиссии – главного бухгалтера И. А. Петровой;

– членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой;

начальника отдела продаж И. П. Васечкина;

– секретаря комиссии – офис-менеджера Е. А. Смирновой.

2. Утвердить график проведения аттестации работников на 2016 год (прилагается).

3. Руководителям структурных подразделений в срок до 08.02.2016 подготовить и представить в аттестационную комиссию все необходимые документы на аттестуемых работников.

4. Директору по персоналу И. И. Ивановой в срок до 01.02.2016 ознакомить работников, в отношении которых проводится очередная аттестация, с настоящим приказом и утвержденным графиком аттестации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор Королев П. Л. Королев

С приказом ознакомлены:

Директор по персоналу Иванова, 12.01.2016 И. И. Иванова

Главный бухгалтер Петрова, 12.01.2016 И. А. Петрова

Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.

Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.

Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

К сведению

Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

К сведению

Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.

Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.

Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.

С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Подведем итог

Мой муж работает преподавателем в государственном образовательном учреждении. Сейчас заведение проходит аттестацию — соответственно, аттестуют и преподавателей. Сотрудников обязывают оплатить госпошлину за прохождение аттестации — 6000 рублей. Это законно?

По закону аттестацию проходят бесплатно. Платная аттестация — это, вероятно, собственная инициатива образовательного учреждения, в котором работает ваш муж.

Кто проходит аттестацию

Аттестацию проходят все педагоги: учителя в школах, преподаватели в университетах и техникумах, педагоги в детских садах и развивающих клубах. По ее результатам определяют, соответствует ли специалист занимаемой должности, устанавливают его квалификацию и присваивают квалификационную категорию. Квалификационная категория напрямую влияет на размер зарплаты. А если комиссия решит, что специалист не соответствует своей должности, его могут понизить или назначить повторную аттестацию через определенный срок.

Аттестацию на соответствие должности проводят один раз в пять лет, и это обязательно. Получается, что если ваш муж — преподаватель, то каждые пять лет ему придется подтверждать, что он соответствует занимаемой должности.

А вот с аттестацией на квалификационную категорию — другой порядок. Ее проводят по инициативе работодателя при приеме на работу или по желанию самого педагога. Например, когда учитель устраивается в школу на работу или хочет повысить свою категорию. Профессорско-преподавательский состав, например работников вузов, аттестуют иначе: регулярно и в те сроки, что указаны в их трудовых договорах. Повысить категорию по своему желанию они не могут.

Кто проводит аттестацию

Это зависит от ее цели: определить, соответствует ли специалист своей должности, или присвоить квалификационную категорию. В зависимости от этого формируют разные комиссии.

Если нужно оценить профессиональную деятельность специалистов и решить, имеют ли они право занимать свои должности, учебные заведения создают аттестационные комиссии из своих же работников.

Если нужно установить квалификационную категорию, комиссию формирует федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный орган госвласти субъекта РФ. Например, в Краснодарском крае это Министерство образования и науки Краснодарского края.

То есть каждый раз для аттестации формируют новую комиссию. Во время проведения аттестации она действует по положениям порядка проведения аттестации педагогических работников, в котором прописаны правила, основные задачи и принципы аттестации педагогов: в каких случаях проводится, кто входит в аттестационную комиссию, как принимают решение по итогам процедуры, кто освобождается от аттестации и так далее.

Указания, что работу этой комиссии оплачивает тот, кого аттестуют, в законе нет.

Разъяснения Минобрнауки

Чтобы исключить двоякое толкование, Министерство образования подготовило письмо с разъяснениями порядка проведения аттестации педагогических работников учебных организаций.

Один из вопросов — № 31 — совпадает с вашим. Он звучит так: «На каких условиях привлекаются специалисты для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников негосударственных и ведомственных организаций? Должна ли оплачиваться заявителем или работодателем такая услуга?»

Министерство образования ответило, что согласно пункту 26 порядка аттестации специалисты привлекаются на условиях, оговоренных при формировании аттестационных комиссий. И особо подчеркнуло, что брать плату за аттестацию, если работник хочет установить квалификационную категорию, нельзя. Плата не предусмотрена ни в законе «Об образовании в Российской Федерации», ни в иных нормативных правовых актах.

Получается, что аттестация преподавателей в государственном образовательном учреждении должна проводиться бесплатно. Если работодатель требует от вашего мужа и его коллег оплаты госпошлины, узнайте, на основании чего они должны платить эту пошлину. Покажите руководству вашего супруга разъяснения Минобрнауки и попросите пояснить, как они соотносятся с требованием оплатить госпошлину. Возможно, просто возникло недоразумение.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

от 18 апреля 2006 года N 299

Об утверждении порядка оплаты труда членов главной
аттестационной комиссии, экспертных групп, привлеченных
экспертов, осуществляющих экспертизу профессионализма и
продуктивности деятельности при аттестации педагогических и
руководящих работников на высшую, первую (для работников
учреждений краевого подчинения) квалификационные категории

В соответствии с пунктом 3.7 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.07.2000 N 2322)

1. Утвердить прилагаемый Порядок оплаты труда членов главной аттестационной комиссии, экспертных групп, привлеченных экспертов, осуществляющих экспертизу профессионализма и продуктивности деятельности при аттестации педагогических и руководящих работников на высшую, первую (для работников учреждений краевого подчинения) квалификационные категории (Приложение 1).

2. Контроль за исполнением данного приказа возложить на первого заместителя министра образования края И.А. Иванцеву.

Министр образования края
Л.Ф. Обухова


Приложение
к приказу
Министерства образования
Хабаровского края
от 18 апреля 2006 года N 299

ПОРЯДОК
оплаты труда членов главной аттестационной комиссии,
экспертных групп, привлеченных экспертов, осуществляющих
экспертизу профессионализма и продуктивности деятельности
при аттестации педагогических и руководящих работников
на высшую, первую (для работников учреждений краевого
подчинения) квалификационные категории

1. Общие положения

1.1. Данный Порядок разработан в соответствии с пунктом 3.7 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приложение к Приказу Минобразования РФ от 26.06.2000 N 1908).

1.2. Данный Порядок предусматривает оплату труда членов главной аттестационной комиссии, экспертных групп, привлеченных экспертов, осуществляющих экспертизу профессионализма и продуктивности деятельности при аттестации педагогических и руководящих работников на высшую, первую - для краевых подведомственных учреждений (далее - первую) - квалификационные категории.

1.3. Процедура экспертизы профессионализма и продуктивности деятельности осуществляется при проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных, негосударственных, ведомственных учреждений дошкольного, общего, специального (коррекционного), среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, педагогических и руководящих работников учреждений общественного воспитания.

1.4. Размер оплаты за экспертизу определяется с учетом прямых затрат соответственно на проведение экспертизы, командировочных расходов, оформление экспертного заключения, косвенных (накладных) расходов на обеспечение указанной деятельности, а также налогов и сборов, производимых в соответствии с установленным законодательством РФ и Хабаровского края.

1.5. Прямые затраты включают оплату за проведение экспертизы профессионализма и продуктивности деятельности, определяются продолжительностью проведения экспертизы: один астрономический час - и рассчитываются в соответствии со ставкой почасовой оплаты труда для лиц, не имеющих ученой степени, независимо от квалификационных категорий и званий. Прямые затраты в оплате за экспертизу включают также расходы на командировки экспертов, связанные с проведением экспертизы, производимые в соответствии с установленным законодательством РФ и Хабаровского края. Стоимость одного астрономического часа устанавливается независимо от квалификационных категорий, званий и ученых степеней.

1.6. Косвенные расходы включаются в оплату за экспертизу пропорционально прямым затратам без учета расходов на командировки экспертов, связанных с проведением экспертизы. К косвенным расходам, включаемым в оплату за экспертизу, относятся расходы на организационное, финансовое и техническое обеспечение проведение экспертизы, ведения документации, создания банка данных (включая приобретение программного обеспечения, компьютерной и оргтехники, их обслуживание), а также на оплату услуг банков, связи.

1.7. Оплата процедуры экспертизы производится за счет средств, предусмотренных образовательными учреждениями, органами управления образованием, учредителями на проведение аттестации, повышение квалификации педагогических и руководящих работников (в том числе командировочные расходы).

2. Оплата труда членов главной аттестационной комиссии и
членов экспертных групп

2.1. Главная аттестационная комиссия и экспертные группы при главной аттестационной комиссии создаются по приказу министра образования края в соответствии с разделом 3 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приложение к Приказу Минобразования РФ от 26.06.2000 N 1908).

2.2. Оплата труда членов главной аттестационной комиссии и экспертных групп производится образовательными учреждениями, органами управления образованием либо учредителем из расчета 30 минут на экспертизу документов каждого аттестуемого в соответствии с вышеназванной утвержденной нормой оплаты труда.

2.3. Работа в главной аттестационной комиссии и экспертных группах сотрудников министерства образования края, муниципальных органов управления образованием, работников Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров осуществляется на безвозмездной основе.

2.4. Привлечение иных лиц к работе в составе главной аттестационной комиссии и экспертных групп на безвозмездной основе производится по согласованию с ними.

2.5. Оплата труда членов главной аттестационной комиссии и экспертных групп производится заказчиком на основании договора по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет министерства образования края в соответствии с установленными министерством края нормативами.

3. Оплата труда привлеченных экспертов

3.1. Состав привлеченных экспертов утверждается приказом министра образования края для проведения экспертизы профессионализма и продуктивности деятельности аттестуемых педагогов и руководителей на высшую (первую) квалификационные категории.

3.2. При экспертизе профессионализма и продуктивности деятельности одного аттестуемого на высшую (первую) квалификационные категории министерством образования края устанавливается следующая норма оплачиваемого времени - 18 часов, в том числе на оформление документации по итогам экспертизы.

3.3. Стоимость одного астрономического часа при экспертизе устанавливается в соответствии со ставкой почасовой оплаты труда для лиц, не имеющих ученой степени, независимо от квалификационных категорий и званий.

3.4. Количество привлеченных экспертов, уровень их квалификации определяются главной аттестационной комиссией. Увеличение количества экспертов не влечет за собой увеличения количества оплачиваемых часов на одного аттестуемого.

В случае если проводилась повторная экспертиза, оплата труда экспертов производится по фактически затраченному времени.

В случае если экспертиза педагогической деятельности аттестуемого связана с командированием экспертов, оплата производится образовательным учреждением, органом управления образованием, учредителем согласно договору между заказчиком и исполнителем.

В случае проведения экспертизы за пределами г. Хабаровска расходы по оплате проезда и проживания эксперта(ов) несет принимающая сторона.

3.5. Оплата труда за экспертизу профессионализма и продуктивности деятельности аттестуемого не производится:

- работникам муниципальных органов управления образованием и методистам районных методических служб;

- работникам министерства образования края и методистам краевых методических служб (если экспертиза не связана с командированием).

3.6. Оплата труда привлеченных экспертов производится заказчиком на основании договора с экспертом в соответствии с установленными министерством края нормативами.

Аттестация – периодическая проверка профессиональных знаний и навыков, которая может проводиться как в госструктурах, так в и частных фирмах. Возможность ее проведения задекларирована в ТК РФ и в отраслевых нормативных актах, однако общих для всех правил проведения аттестации законодательство не содержит. Последствия ее могут быть весомыми: закон позволяет даже уволить сотрудника, не прошедшего аттестационные тесты. По итогам такой проверки может быть присвоена и более высокая квалификация работникам определенных профессий.

Кто подлежит аттестации и кто ее проводит

Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.

Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.

Вопрос: Возможно ли в рамках увольнения по причине несоответствия занимаемой должности работника, с которым заключен бессрочный договор, перевести с его согласия на сезонную вакансию, заключив срочный трудовой договор?
Посмотреть ответ

Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:

  • гражданские госслужащие;
  • медработники;
  • педработники;
  • трудящиеся в сфере науки;
  • прокурорские работники;
  • пожарные;
  • спасатели;
  • транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
  • руководители унитарных предприятий федерального значения;
  • специалисты в сфере промбезопасности;
  • связанные с перемещением и креплением грузов;
  • работники культуры;
  • иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.

Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.

Вопрос: Работница при увольнении за несоответствие занимаемой должности не сообщила о своей беременности. Обязан ли работодатель восстановить ее на работе? Если да, то как быть с неудовлетворительными результатами аттестации?
Посмотреть ответ

Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.

При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:

  • Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
  • Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).

Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.

Как проводится аттестация

Аттестация должна проводиться в соответствии с утвержденными стандартами по профессиям (ст. 195.1 ТК РФ). В первую очередь это касается обязательной аттестации и профессий, к которым она применяется. Вместе с тем, исходя из смысла указанной статьи, если руководство коммерческой организации проводит аттестацию работников, оно обязано руководствоваться той же статьей.

Основным документом, регламентирующим процедуру, является Положение об аттестации. Схематично документ состоит из нескольких важных блоков, разрабатываемых и дополняемых в соответствии со спецификой ее работы:

  1. Понятие, цели, задачи аттестации. Здесь можно задекларировать определение уровня квалификации, установление поощрительных мер.
  2. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации. Необходимо выделить особо, что молодые специалисты, беременные и иные защищенные работники аттестацию не проходят.
  3. Сроки и формы аттестации. Плановая и внеплановая аттестация, их условия. Обычно плановая процедура проводится не реже чем раз в пять лет либо чаще. Сроки устанавливаются в законодательстве для каждой профессии. На эти нормативы должны ориентироваться и коммерческие организации. Форма может быть письменной, через собеседование и пр.
  4. Аттестационная комиссия. Если в организации есть профсоюз, включение его представителя в состав комиссии обязательно (ст. 82 ТК РФ), иначе решение комиссии можно признать незаконным через суд, как подтверждает судебная практика.
  5. Оценочные критерии. Они должны опираться на описанные в трудовом договоре обязанности работника и сложность выполняемой им работы.
  6. Проведение аттестации. Рекомендуется подробно описать процедуру уведомления работника (оптимально за месяц до начала), заседания комиссии, голосования, отражения его результатов, доведения их до сведения работников.
  7. Результаты. Результат аттестации может формулироваться так:
  • соответствует/не соответствует занимаемой должности;
  • условно соответствует должности;
  • условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).

С документом следует ознакомить работников под подпись.

К положению об аттестации комиссии необходимо разработать график аттестационных мероприятий и согласовать его с работниками. Для работы аттестационной комиссии ей необходимы сведения о каждом работнике: в форме справки, характеристики или в любой другой, предусмотренной ЛНА.

Вся вышеуказанная процедура на начальной стадии аттестационного процесса (утверждение состава комиссии, список профессий и должностей, график, процедура подготовки документов кадровой службой, информирование работников) оформляется приказом по организации, с которым работники должны быть ознакомлены под подпись.

Результат заносится в протокол комиссии либо в аттестационный лист, заполняемый на каждого работника. На основании этих документов руководитель издает приказ в отношении каждого работника, прошедшего или не прошедшего аттестацию.

Все аттестационные документы, в том числе и характеристика, и аттестационные листы, хранятся в личном деле сотрудника, как кадровая документация. Начиная с 2003 года срок хранения по ней 50 лет, для более ранних документов – 75 лет (ФЗ-125 от 22/10/04 г., ст. 22.1).

Внеплановая аттестация

Кроме периодических плановых аттестаций, практикуется аттестация внеплановая. Она проводится, как правило, в отношении отдельных работников. Необходимость проведения может возникать в следующих случаях:

  • решение вопроса о повышении (понижении) в должности;
  • решение вопроса о повышении оклада на той же должности;
  • при возникновении сомнений в профпригодности сотрудника;
  • нарушение сотрудником правил ТБ и охраны труда на рабочем месте.

Возможность внеплановой аттестации должна следовать из принятых в организации ЛНА, в противном случае принятое по результатам внеплановой аттестации решение можно будет расценивать как предвзятое по отношению к отдельному работнику. Следует также иметь в виду: если работник успешно прошел плановую аттестацию, проведение аналогичной внеплановой процедуры с негативным результатом может быть оспорено.

Важно! Внеплановую аттестацию не следует путать с внеочередной. Она возможна только в отношении ограниченного числа организаций, подконтрольных Ростехнадзору, и только если в организации произошел несчастный случай либо была аварийная ситуация (Положение №37 от 29/01/07 г. Ростехнадзора п. 15).

Правовое значение и итоги аттестации

Аттестация, в зависимости от результатов, может иметь ряд последствий. По итогам аттестации сотрудника можно уволить (ст. 81-3 ТК РФ). Часто такая аттестация проводится внепланово, если у администрации есть сомнения в соответствии работника занимаемой им должности.

Важно! Нельзя уволить по результатам аттестации беременную, одинокую мать, женщину, имеющую ребенка до 3-х лет и некоторых других лиц, согласно ст. 261 ТК РФ.

По результатам аттестации, как плановой, так и внеплановой, может также приниматься решение:


Фото: ссылка


двойной клик - редактировать изображение

Ну, наконец-то, свершилось! С этого года всем, кто причастен к организации и проведению ОГЭ и ЕГЭ начнут выплачивать компенсацию!

Недавно мне, как и другим моим коллегам, на электронную почту пришел приказ министерства образования о размере и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в работе по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования.

По прочитанному возникла куча вопросов. Сейчас расскажу.

В организации и проведении ОГЭ и ЕГЭ привлечено огромное количество работников: это и технические специалисты, которые настраивают всю аппаратуру: компьютер, принтер, чтобы распечатать экзаменационные материалы (материалы ЕГЭ теперь печатают прямо в аудитории на глазах у детей), колонки для прослушивания текста изложения по русскому языку или части аудирования по иностранному языку; это и организаторы в аудитории (по 2 человека), которые, собственно, и проводят всю процедуру экзамена и несут колоссальную ответственность за правильное заполнение всех бумаг непосредственно во время экзамена; это и организаторы вне аудитории (тоже 2 человека на одну аудиторию), в обязанности которых входит поддержание дисциплины в коридоре, сопровождение детей до туалета или медпункта и обратно; инструктор, который должен верно информировать организаторов о различных правилах и изменениях, которые происходят буквально каждый раз, особенно в заполнении документации; и, конечно, сам руководитель ППЭ (пункта проведения экзамена).

А так же охрана (сотрудник отдела внутренних дел), сопровождающие (то есть те педагоги, которые приводят детей из своей школы на экзамен и находятся в ППЭ весь период экзамена, то есть от 2 до 4 часов), медицинский работник, общественные наблюдатели, начальство и.т.д.

Кроме того, привлечены педагоги, которые проверяют работы (они называются члены предметных комиссий) и заполняют необходимую документацию. Да что там! В руках проверяющих судьба выпускников, излишне говорить о степени ответственности этих людей.

Вся процедура экзамена связана с большим нервным напряжением всех его участников. Экзамены длятся от 2 до 3часов55 минут (зависит от того, какой конкретно предмет сдают ребята, какой класс 9 или 11), а для спецгрупп накидывают еще 1,5 часа. (Почему 3 часа 55минут? Потому что по санпину через 4 часа детей надо начинать кормить.)

Итак, цифры в студию!

Размер выплаты за работу по подготовке и проведения одного экзамена в рамках государственно итоговой аттестации. (9 класс- ОГЭ) от 17 апреля 2019 года

Руководитель пункта проведения - 1000руб.,

Технические специалисты -900 рублей.

Организаторы в аудитории -500 рублей

Организаторы вне аудитории-350 рублей

Ассистенты- 500 рублей

Инструкторы 350 рублей

Размер выплаты за работу по подготовке и проведения одного экзамена в рамках государственно итоговой аттестации. (11 класс- ЕГЭ) от 17 апреля 2019 года

Руководитель пункта проведения - 1000руб.,

Технические специалисты -900 рублей.

Организаторы в аудитории -500 рублей

Организаторы вне аудитории-350 рублей

Ассистенты- 500 рублей

Инструкторы – не указаны (почему то)

Все работники образования участвуют в проведении экзаменов с отрывом от производства, то есть проводить уроки в школах в эту пору фактически некому, так как экзамены начинаются в двадцатых числах мая.

Я принимала участие в проведении ОГЭ в качестве организатора в аудитории 4 раза и в качестве организатора вне аудитории при проведении ЕГЭ 3раза. Конечно, я моментально посчитала свой гонорар- 3050 рублей. Как говорится, лишние деньги не помешают. Хотя лишних денег не бывает. Будут дополнительные.

Не успела я порадоваться своему счастью, как тут же получаю другое письмо с другими цифрами

Размер выплаты за работу по подготовке и проведения одного экзамена в рамках государственно итоговой аттестации. (9 класс- ОГЭ) от 22 мая 2019 года

Руководитель пункта проведения - 500руб.,

Технические специалисты -450 рублей.

Организаторы в аудитории -300 рублей

Организаторы вне аудитории-200 рублей

Ассистенты- 250 рублей

Инструкторы –200 рублей

Как видите, уменьшили ровно в два раза.

Размер выплаты за работу по подготовке и проведения одного экзамена в рамках государственно итоговой аттестации. (11 класс- ЕГЭ) от 22мая 2019 года

Руководитель пункта проведения - 1000руб.,

Технические специалисты -950 рублей.

Организаторы в аудитории -500 рублей

Организаторы вне аудитории-250 рублей

Ассистенты- 250 рублей

Инструкторы –опять работают бесплатно (о них нет ни слова)

Считаю опять: 1950 рублей. Расстроилась.

Далее на целую страницу нудные расчеты и формулы, показывающие, каким образом рассчитывается оплата для проверяющих. Причем вначале говорится, что будет оплачиваться фактическое количество проверенных работ , после подсчетов говорится об оплате одного часа проверки работ . (опять «почему-то»)

Проверяющему заплатят 200 рублей, если это учитель без званий и степени.

Если к проверке привлекут доцента или учителя имеющий почетное звание «Заслуженный учитель» или кандидата наук, то этот человек получит (внимание!)- 230 рублей. «Почетный»…

Ну а профессор , доктор наук или «Народный учитель» - 240 рублей

Вас тоже удивила та «вилка» между учителем и профессором?

Но это еще не все чудеса в перьях. В том документе, где внесены изменения, читаю: размер компенсации членам предметных комиссий по проверке работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным предметам основного общего образования устанавливается, исходя из фактического количества проверки экзаменационных работ с развернутым ответом.

Проще говоря, это оплата за одну проверенную работу ОГЭ уже по измененному документу. (9 класс)

Русский язык-35 рублей

Математика- 25 рублей

История- 25 рублей

Иностранные языки-25 рублей

Иностранные языки ( устная часть)-45 рублей

Оплата за одну проверенную работу ЕГЭ (11 класс) .

Русский язык-70 рублей

Математика- 50 рублей

История- 50 рублей

Иностранные языки-50 рублей

Иностранные языки ( устная часть)-90 рублей

Опять на целую страницу формулы, но уже другие и рассчитывается по- другому. О профессорах, доцентах, заслуженных уже не говорится.

Сдача ЕГЭ всегда делятся на 2 части: базовая и профильная . «База»- это школьные выпускные экзамены, а «профиль»- это вступительные экзамены в ВУЗ, что в разы сложнее и объемнее чем базовый уровень. По данной таблице проверка не разделена на «базу» и «профиль». Почему-то.

Относительно проверки работ ОГЭ (экзамены за 9 класс) в приказе дано уточнение: проработать с руководителями подведомственных муниципальных общеобразовательных организаций возможности установить дополнительное вознаграждение членам комиссий по проверке экзаменационных работ в 9-х классах за счет стимулирующих выплат в образовательной организации.

Другими словами, директор должен будет начислить своего рода премиальные. А тут уж, как повезет с директором.

В документе говорится о том, что сами учителя должны собрать необходимые документы и сами поехать за деньгами. Мне «смотаться» в Калининград и обратно стоит без малого 600 рублей. Но потом нас успокоили, сказав, что все-таки не сами учителя поедут за получением своих компенсаций, а будет все это централизованно. Хоть это радует.

Обычно в конце размышлений я стараюсь подвести итог, сделать умозаключение. В этот раз не идет почему-то. Скажу одно: спасибо государству, что нашло для меня 1950 рублей.

Читайте также: